Об утверждении Правил выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами единого накопите

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 сентября 2017 года № 173. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 октября 2017 года № 15947. Утратило силу постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 15 июня 2020 года № 78.

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правления Национального Банка РК от 15.06.2020 № 78 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" и в целях обеспечения эффективности управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда.

      2. Признать утратившим силу постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2013 года № 222 "Об утверждении Правил выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8813, опубликованное 28 ноября 2013 года в газете "Казахстанская правда" № 325 (27599).

      3. Департаменту монетарных операций (Молдабекова А.М.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.

      4. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.

      5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Смолякова О.А.

      6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель
Национального Банка
Д. Акишев

  Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 27 сентября 2017 года № 173

Правила
выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда (далее – Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан", от 21 июня 2013 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", Договором об услугах по доверительному управлению пенсионными активами акционерного общества "Единый накопительный пенсионный фонд" от 26 августа 2013 года № 362НБ и определяют порядок выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда (далее – Фонд), включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для инвестиционного управления пенсионными активами Фонда.

      2. Часть пенсионных активов Фонда во внешнее инвестиционное управление передается для:

      1) снижения уровня рисков, связанных с концентрацией управления, посредством диверсификации управляющих;

      2) увеличения доходности пенсионных активов Фонда благодаря использованию опыта, аналитических материалов, исследований и технических ресурсов внешнего управляющего;

      3) получения дополнительной экспертизы в области управления активами, обучения персонала;

      4) возможности использования новых классов активов, по которым отсутствует опыт во внутреннем управлении.

      3. В Правилах используются следующие понятия:

      1) активное управление активами – вид управления, при котором целевое значение изменчивости отклонения доходности (tracking error) превышает 0,5 (ноль целых пять десятых) процента;

      2) инвестиционное управление активами – процесс управления активами;

      3) пассивное управление активами – вид управления, при котором значение изменчивости отклонения доходности (tracking error) не превышает 0,5 (ноль целых пять десятых) процента. При пассивном управлении доходность портфеля во внешнем управлении приблизительно равна доходности эталонного портфеля;

      4) внешнее управление активами – вид управления активами, при котором происходит передача активов в инвестиционное управление зарубежной организации, специализирующейся на инвестиционном управлении активами клиентов и осуществляющей свою деятельность на международных финансовых рынках;

      5) внешнее транзитное управление активами – вид управления, при котором активы передаются на срок до 6 (шести) месяцев внешнему транзитному управляющему с целью минимизации рисков в связи с изменениями в структуре передаваемых активов;

      6) информационный коэффициент (information ratio) – отношение исторического уровня сверхдоходности к историческому уровню риска (изменчивости отклонения доходности (tracking error);

      7) глобальный мандат – портфель, инвестиции которого выходят за рамки одной страны (рынка, региона);

      8) головная организация – зарубежная организация, владеющая контрольным пакетом акций дочерних организаций;

      9) уровень сверхдоходности – разница между фактически достигнутым уровнем доходности и уровнем доходности эталонного портфеля;

      10) институциональный инвестор – юридическое лицо, выступающее в роли держателя финансовых активов и осуществляющее профессиональную деятельность по инвестированию финансовых активов;

      11) комиссионное вознаграждение – вознаграждение, выплачиваемое за услуги по инвестиционному управлению активами;

      12) изменчивость отклонения доходности (tracking error) – основной показатель рыночного риска портфеля по отношению к эталонному портфелю, отражающий изменчивость отклонения доходности портфеля от доходности эталонного портфеля;

      13) инвестиционная декларация Фонда – декларация, определяющая стратегию инвестирования пенсионных активов Фонда, перечень объектов инвестирования, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении пенсионных активов Фонда, условия хеджирования и диверсификации пенсионных активов Фонда;

      14) мандат – портфель, имеющий инвестиционные характеристики, определяемые Национальным Банком Республики Казахстан (далее – Национальный Банк);

      15) маржевой счет – счет для проведения операций с производными финансовыми инструментами, открытый в клиринговой организации, являющейся организацией, аффилированной с биржами, обеспечивающей действительность, поставку и проведение расчетов по операциям с производными финансовыми инструментами;

      16) региональный мандат – портфель, инвестиции которого сосредоточены в рамках одной страны (рынка, региона);

      17) портфель – набор финансовых инструментов, в том числе наличная валюта;

      18) портфельный менеджер – лицо, отвечающее за инвестиционное управление активами клиентов;

      19) внешний управляющий – зарубежная организация, специализирующаяся на инвестиционном управлении активами клиентов и осуществляющая свою деятельность на международных финансовых рынках;

      20) портфель во внешнем управлении – портфель, переданный под инвестиционное управление внешнему управляющему;

      21) внешний транзитный управляющий – зарубежная организация, оказывающая услуги транзитного управления активами клиентов и осуществляющая свою деятельность на международных финансовых рынках;

      22) транзитный период (transition period) – временной период, применяемый к портфелю, устанавливаемый в соответствии с Правилами в целях приведения его в соответствие с параметрами, установленными инвестиционной декларацией Фонда по управлению пенсионными активами;

      23) уполномоченное подразделение – подразделение монетарных операций центрального аппарата Национального Банка;

      24) эталонный портфель – набор финансовых инструментов, в том числе наличная валюта, отражающий стратегические интересы инвестора. Доходность эталонного портфеля служит мерой при оценке доходности управления активами. В качестве эталонного портфеля используются индексы, разработанные и отслеживаемые ведущими мировыми финансовыми организациями либо Национальным Банком.

Глава 2. Основные условия внешнего и внешнего транзитного управления пенсионными активами Фонда

      4. Инвестиционное управление активами Фонда осуществляется как внешним управляющим, так и внешним транзитным управляющим.

      5. Во внешнее или внешнее транзитное управление передаются деньги и другие активы, входящие в состав пенсионных активов Фонда.

      6. Общий допустимый объем пенсионных активов Фонда, передаваемый во внешнее управление одному внешнему управляющему, составляет не более 10 (десяти) процентов портфеля пенсионных активов Фонда в иностранной валюте.

      При нарушении данного ограничения уполномоченное подразделение устраняет несоответствия в течение 3 (трех) месяцев со дня их возникновения.

      7. Если происходит нарушение лимита, установленного пунктом 6 Правил, ввиду слияния двух действующих внешних управляющих, уполномоченное подразделение вносит на рассмотрение Председателя или заместителя Председателя Национального Банка, курирующего уполномоченное подразделение, вопрос об изъятии части активов с целью устранения нарушений. Указанное нарушение устраняется в течение 4 (четырех) месяцев со дня его возникновения.

      8. Внешнему или внешнему транзитному управляющему выплачивается фиксированное комиссионное вознаграждение и (или) комиссионное вознаграждение, зависящее от результатов управления, в порядке, определенном договором на инвестиционное управление пенсионными активами Фонда, переданными во внешнее или внешнее транзитное управление (далее – договор на инвестиционное управление).

Глава 3. Принятие решения и передача пенсионных активов Фонда во внешнее или внешнее транзитное управление

      9. Решение о необходимости передачи пенсионных активов Фонда во внешнее или внешнее транзитное управление принимается Председателем или заместителем Председателя Национального Банка, курирующим уполномоченное подразделение.

      10. Если внешний управляющий, осуществляющий внешнее управление золотовалютными активами Национального Банка и (или) активами Национального фонда Республики Казахстан, соответствует обязательным критериям, установленным пунктом 15 Правил, по решению Председателя или заместителя Председателя Национального Банка, курирующего уполномоченное подразделение, его кандидатура выносится на рассмотрение Правления Национального Банка без проведения процедур, предусмотренных пунктами 11, 12, 13 и 14 Правил.

      11. Уполномоченное подразделение публикует на официальном интернет-ресурсе Национального Банка, в сети Интернет объявление о предстоящем проведении тендера по выбору внешнего управляющего, составляет список потенциальных внешних управляющих, рассылает указанное объявление потенциальным внешним управляющим. Объявление о предстоящем тендере (далее – объявление) содержит следующее:

      1) описание типа мандата и его характеристик (активное или пассивное, эталонный портфель, цели управления, инвестиционные ограничения, приблизительный объем мандата);

      2) минимальную информацию, запрашиваемую у потенциального внешнего управляющего, в соответствии с приложением 1 к Правилам;

      3) требования к внешним управляющим;

      4) сведения о работниках Национального Банка, ответственных за проведение тендера;

      5) срок представления в Национальный Банк запрашиваемой минимальной информации;

      6) условия, предусмотренные пунктом 25 Правил. Обязательным условием рассмотрения предложения потенциального внешнего управляющего является его письменное подтверждение о включении условий, предусмотренных пунктом 25 Правил, в договор на инвестиционное управление.

      12. Тендер по выбору внешних управляющих проводится уполномоченным подразделением.

      13. Уполномоченное подразделение осуществляет сбор минимальной информации, запрашиваемой у потенциального внешнего управляющего, в соответствии с приложением 1 к Правилам, в срок, установленный в объявлении, но не позднее 1 (одного) месяца со дня опубликования на официальном интернет-ресурсе Национального Банка, в сети Интернет объявления.

      14. Уполномоченное подразделение проводит сравнительный анализ всех поступивших предложений с учетом обязательных критериев выбора внешних управляющих, установленных пунктом 15 Правил.

      Если внешний управляющий соответствует обязательным критериям, проводится дальнейшее рассмотрение и анализ предложения по оценочным критериям для сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих в соответствии с приложением 2 к Правилам.

      Оценка предложения потенциального внешнего управляющего осуществляется в соответствии с приложением 3 к Правилам.

      15. Следующие обязательные критерии применяются к внешним управляющим, которым в инвестиционное управление передаются пенсионные активы Фонда:

      1) не менее 10 (десяти) лет опыта работы с финансовыми инструментами, в которые предполагается инвестировать пенсионные активы Фонда, из которых не менее 5 (пяти) лет опыта работы по объявленному типу мандата.

      В случае объявления тендера по выбору внешнего управляющего по глобальному мандату опыт работы участника тендера, имеющего под управлением исключительно аналогичные региональные мандаты, охватывающие не менее 75 (семидесяти пяти) процентов всего глобального мандата, составляет не менее 5 (пяти) лет по данным региональным мандатам.

      2) размер активов под управлением: внешний управляющий имеет под управлением совокупные активы клиентов не менее эквивалента 25 (двадцати пяти) миллиардов долларов Соединенных Штатов Америки (далее – США);

      3) размер активов по рассматриваемому типу мандата под управлением: внешний управляющий имеет по рассматриваемому типу мандата совокупные активы клиентов не менее эквивалента 1 (одного) миллиарда долларов США.

      В случае объявления тендера по выбору внешнего управляющего по глобальному мандату размер активов под управлением участника тендера по региональным мандатам, имеющего под управлением исключительно аналогичные региональные мандаты, охватывающие не менее 75 (семидесяти пяти) процентов всего глобального мандата, составляет в сумме не менее 1 (одного) миллиарда долларов США по данным региональным мандатам.

      16. Допускается обращение Национального Банка к клиентам потенциального внешнего управляющего с запросом о результатах и качестве управления активами клиентов.

      17. Срок подготовки уполномоченным подразделением заключения, содержащего сравнительный анализ предложений по внешнему управлению, составляет не более 2 (двух) месяцев со дня представления внешними управляющими запрашиваемой минимальной информации.

      18. Подготовленное уполномоченным подразделением заключение, содержащее сравнительный анализ предложений по внешнему управлению, представляется на рассмотрение Председателю или заместителю Председателя Национального Банка, курирующему уполномоченное подразделение, который по результатам рассмотрения утверждает наиболее выгодные предложения внешних управляющих (короткий список – short list). Уполномоченное подразделение проводит переговоры с потенциальными внешними управляющими из короткого списка – short list для целей улучшения условий предложения.

      19. Допускается проведение встреч с потенциальными внешними управляющими для получения более детальной и точной информации о внешнем управляющем, порядке принятия инвестиционных решений и процедурах контроля за рисками.

      20. Каждый внешний управляющий утверждается решением Правления Национального Банка, предусматривающим заключение договора на инвестиционное управление между Национальным Банком и внешним управляющим.

      21. Уполномоченное подразделение в течение 1 (одного) месяца после утверждения Правлением Национального Банка внешнего управляющего направляет в произвольной форме каждому участнику тендера уведомление об итоге тендера.

      22. При выборе внешнего транзитного управляющего уполномоченное подразделение направляет зарубежным организациям, специализирующимся на оказании услуг транзитного управления, запросы на получение информации по рынкам охвата, стратегиям транзитного управления и стоимости услуг в разрезе классов инструментов и рынков. После представления потенциальными внешними транзитными управляющими информации уполномоченное подразделение проводит анализ поступивших предложений и представляет соответствующее заключение Председателю Национального Банка. Внешний транзитный управляющий утверждается Председателем Национального Банка.

      23. На основании решения Правления Национального Банка об утверждении внешнего управляющего или решения Председателя Национального Банка об утверждении внешнего транзитного управляющего уполномоченное подразделение проводит процедуру подготовки и заключения договора на инвестиционное управление с внешним управляющим или внешним транзитным управляющим. Передача пенсионных активов Фонда во внешнее или внешнее транзитное управление осуществляется после подписания договора на инвестиционное управление с внешним управляющим или внешним транзитным управляющим.

      24. Договор на инвестиционное управление с внешним управляющим заключается при условии согласия внешнего управляющего на включение требований пункта 25 Правил в договор на инвестиционное управление.

      25. В договоре на инвестиционное управление закрепляются следующие обязательные условия:

      1) подписание договора на инвестиционное управление на государственном, русском и ином языке, определенном по согласованию сторон;

      2) представление внешним управляющим информации о передвижении его персонала, ответственного за управление активами Фонда, переданными во внешнее управление;

      3) право Национального Банка по своему усмотрению пополнять (отзывать) активы Фонда, находящиеся во внешнем управлении;

      4) посещение внешнего управляющего работниками Национального Банка и независимыми аудиторами для целей проверки операций по счету, а также получения дополнительной информации о внешнем управляющем, порядке принятия инвестиционных решений и процедурах мониторинга за рисками;

      5) отказ внешнего управляющего от привлечения аффилированных с ним организаций в качестве брокеров и контрпартнеров по сделкам с активами Фонда, переданными во внешнее управление;

      6) ответственность внешнего управляющего за нарушение установленного лимита ожидаемой изменчивости отклонения доходности (еxpected tracking error);

      7) ответственность внешнего управляющего за возможные убытки, причиненные Фонду вследствие небрежности, преднамеренного невыполнения обязательств или мошенничества со стороны внешнего управляющего;

      8) обязательство внешнего управляющего по предоставлению консультационных, обучающих услуг, а также по принятию работников Национального Банка, осуществляющих управление и мониторинг активов Фонда, на стажировку или обучение;

      9) представление в Национальный Банк внешним управляющим сверенной с банком-кастодианом (банками-кастодианами) полной отчетности по портфелю на дату расторжения договора на инвестиционное управление в случае его расторжения;

      10) все ожидаемые расходы, связанные с портфелем за период внешнего управления, определяются в соответствии с договором на инвестиционное управление;

      11) представление в Национальный Банк внешним управляющим на регулярной основе отчетности в соответствии со следующими основными направлениями:

      ежедневная отчетность по совершенным за предыдущий рабочий день операциям;

      ежедневная отчетность по позициям портфеля за предыдущий рабочий день;

      оценка портфеля (распределение активов по различным классам и видам валют, состав портфеля на конец отчетного месяца, рыночная стоимость активов на конец отчетного месяца);

      движения в портфеле (перечень всех заключенных за отчетный квартал сделок, отсортированные по различным классам и валютам, погашений, выплат дивидендов и накопленных процентов);

      анализ результатов инвестиционного управления портфелем (для внешнего управления: ежемесячные, квартальные и общие результаты по управлению портфелем в разрезе достигнутой доходности, показателей риска портфеля и уровня изменчивости отклонения доходности (tracking error) в сравнении с эталонным портфелем; для внешнего транзитного управления: разница в стоимости исполнения сделки, комиссионное вознаграждение брокеров, влияние рынка, разница курсов покупки и продажи валюты по форексным операциям, налоги (сборы) и упущенная выгода на дату завершения транзитного периода);

      экономический отчет о состоянии рынков, текущие стратегии и объяснение наиболее важных изменений в структуре управления и их влиянии на портфель в виде презентаций во время визитов внешних управляющих или посредством телефонных конференций;

      вклад различных факторов в доходность портфеля (performance attribution report) для активного типа мандата с периодичностью на конец каждого квартала и года;

      12) ежемесячное, на конец каждого месяца или по требованию Национального Банка, в том числе на дату начала (завершения) транзитного периода, осуществление внешним управляющим сверки состава портфеля, переданного во внешнее управление, с данными банка-кастодиана (банков-кастодианов) в соответствии со сроками, предусмотренными договором на инвестиционное управление;

      13) возможность внесения изменений и (или) дополнений в договор на инвестиционное управление с письменного согласия сторон;

      14) представление внешним управляющим информации о проведенных операциях банку-кастодиану (банкам-кастодианам) в кратчайшие сроки после согласования и завершения процедур подтверждения сделок между внешним управляющим и брокером;

      15) представление внешним управляющим процедур утверждения брокеров, а также агентов и контрпартнеров внешнего управляющего;

      16) представление информации о наличии внутренних политик и процедур управления рисками внешнего управляющего, снижающих риск злоупотреблений и конфликта интересов, в том числе обеспечивающих равноправное распределение сделок среди портфелей клиентов;

      17) проведение внешним управляющим с периодичностью один раз в год встреч с уполномоченным подразделением для представления отчетности о результатах управления активами Фонда, о соблюдении инвестиционных ограничений, оценке рыночной ситуации и ее возможном влиянии на портфель и на осуществление инвестиционных операций по управлению пенсионными активами;

      18) представление внешним управляющим информации о мерах, примененных к нему надзорными органами страны внешнего управляющего в связи с нарушением законодательства такой страны, и об участии в судебных разбирательствах;

      19) право Национального Банка в любой момент досрочно расторгнуть договор на инвестиционное управление с внешним управляющим в случаях, предусмотренных пунктом 30 Правил.

      26. В соответствии с подписанным договором на инвестиционное управление Национальный Банк осуществляет передачу части пенсионных активов Фонда во внешнее управление путем перевода денег и (или) ценных бумаг на счета Национального Банка у банка-кастодиана (банков-кастодианов), предназначенные для внешнего управления.

      27. При передаче пенсионных активов Фонда во внешнее инвестиционное управление учитывается транзитный период по переводу активов из одного вида в другой (transition period). Длительность транзитного периода не превышает 15 (пятнадцать) рабочих дней.

      28. Часть пенсионных активов Фонда, передаваемая во внешнее управление, хранится на счетах Национального Банка в банках-кастодианах, предназначенных для внешнего управления, и на маржевом счете у клиринговых организаций Фонда, с разрешения Национального Банка.

      29. Условия и ограничения по договору на инвестиционное управление устанавливаются в соответствии с инвестиционной декларацией Фонда.

      30. Допускается досрочное расторжение договора на инвестиционное управление в следующих случаях:

      1) при недостижении внешним управляющим сверхдоходности по управлению портфелем во внешнем управлении по сравнению с эталонным портфелем;

      2) при нарушении условий договора на инвестиционное управление;

      3) при изменении инвестиционной декларации Фонда;

      4) по решению Правления Национального Банка либо Председателя или заместителя Председателя Национального Банка, курирующего уполномоченное подразделение.

      31. Требования, установленные пунктом 25 (за исключением подпунктов 2), 5), 6), 8), абзаца восьмого подпункта 11), подпункта 17) пункта 25), а также пунктами 26, 28, 29 и 30 (за исключением подпункта 1) пункта 30) Правил распространяются на отношения, возникающие между Национальным Банком и внешним транзитным управляющим при осуществлении последним внешнего транзитного управления.

Глава 4. Мониторинг и результаты внешнего управления

      32. С момента передачи пенсионных активов Фонда во внешнее управление уполномоченным подразделением проводится ежедневный мониторинг деятельности внешнего управляющего: проверяется соответствие ограничениям, указанным в договоре на инвестиционное управление, осуществляется мониторинг за сделками, совершаемыми внешним управляющим, оцениваются показатели риска и доходности портфеля во внешнем управлении.

      33. В целях принятия решения о необходимости частичного пополнения и (или) изъятия части пенсионных активов, или продолжения либо прекращения работы с внешним управляющим уполномоченное подразделение осуществляет оценку эффективности работы внешнего управляющего в соответствии с показателями оценки эффективности работы внешнего управляющего, согласно приложению 4 к Правилам, и качества обучения, предоставленного специалистам Национального Банка, на ежегодной основе.

      По результатам оценки эффективности работы внешнего управляющего принимаются решения:

      Правлением Национального Банка о продолжении или прекращении работы с данным внешним управляющим;

      Председателем или заместителем Председателя Национального Банка, курирующим уполномоченное подразделение, о пополнении или изъятии части пенсионных активов.

      Решения принимаются на основе результатов управления внешнего управляющего и по классам активов за период управления в 3 (три), 5 (пять) и более лет со дня начала управления внешним управляющим с учетом взимаемого комиссионного вознаграждения.

      34. По решению Правления Национального Банка досрочное расторжение договора на инвестиционное управление проводится без процедуры, указанной в пункте 33 Правил. По решению Председателя или заместителя Председателя Национального Банка, курирующего уполномоченное подразделение, пополнение или изъятие пенсионных активов у действующего внешнего управляющего проводится без процедуры, указанной в пункте 33 Правил.

      35. Отчет о результатах управления внешних управляющих выносится на рассмотрение Правления Национального Банка на ежегодной основе.

  Приложение 1
к Правилам выбора зарубежных
организаций, управляющих
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда,
включая требования к ним, при
поручении им совершать действия,
необходимые для управления
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда

Минимальная информация, запрашиваемая у потенциального внешнего управляющего

      1. Опыт работы организации по рассматриваемому типу мандата.

      2. Активы клиентов под управлением за последние 5 (пять) лет, в том числе:

      1) общие активы под управлением;

      2) активы по рассматриваемому типу мандата;

      3) активы институциональных клиентов;

      4) активы центральных банков.

      3. Информация о портфельных менеджерах и менеджерах по связям с клиентами, которые будут ответственными за активы, переданные во внешнее управление.

      4. Информация о текучести персонала за последние 5 (пять) лет среди портфельных менеджеров и аналитиков.

      5. Подробное описание инвестиционного процесса, методов управления портфелем, исследования рынка, используемые источники финансовой информации или модели оценки финансовых инструментов.

      6. Информация о методике осуществления моделирования, мониторинга и управления активным рыночным риском, возникшим при активном управлении активами (если рассматриваемый тип мандата относится к активному управлению активами).

      7. Наличие специализированного программного обеспечения по контролю и управлению рисками.

      8. Исторические результаты управления портфелем с аналогичным или близким эталонным портфелем и типом мандата за последние 5 (пять) лет.

      9. Описание программного обеспечения, используемого для расчета доходности, риска, применяемого в бухгалтерской и аналитической отчетности.

      10. Описание внутренней корпоративной этики.

      11. Ответственность внешнего управляющего перед Национальным Банком в случае нарушения условий договора на инвестиционное управление.

      12. Используемые виды страхования для защиты клиента от ошибок внешнего управляющего.

      13. Кредитный рейтинг головной организации (при наличии), возможность внешнего управляющего предоставить гарантию его головной организации о компенсации ущерба при невыполнении внешним управляющим условий договора на инвестиционное управление с внешним управляющим, либо возможность подписания договора на инвестиционное управление непосредственно с головной организацией, либо в виде трехстороннего договора на инвестиционное управление между Национальным Банком, внешним управляющим и его головной организацией.

      14. Условия предоставляемого для клиентов тренинга.

      15. Информация о предполагаемом уровне комиссии за управление.

      16. Аудиторское заключение финансовой отчетности внешнего управляющего за последний календарный год.

      17. Внутренние политики и процедуры внешнего управляющего, снижающие риск злоупотреблений и конфликта интересов, в том числе обеспечение равноправного и справедливого распределения сделок среди портфелей клиентов, проверка списка и процедуры утверждения брокеров, агентов и контрпартнеров внешнего управляющего.

  Приложение 2
к Правилам выбора зарубежных
организаций, управляющих
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда,
включая требования к ним, при
поручении им совершать действия,
необходимые для управления
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда

Оценочные критерии для сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих

 

Критерии

Значимость критерия
(в процентах)

1

Исторические результаты управления портфелем (при проведении сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих, специализирующихся на региональных мандатах и участвующих в выборе управляющего по глобальному мандату, показатели нормируются в зависимости от охвата соответствующего мандата)

35


средний показатель сверхдоходности за последние 3–5 лет (если показатель сверхдоходности за период менее 5 лет положительный показатель нормируется относительно периода в 5 лет)

40

средний показатель информационного коэффициента за последние 3–5 лет (если показатель информационного коэффициента за период менее 5 лет положительный показатель нормируется относительно периода в 5 лет)

60

2

Активы

10


процент объема активов по данному типу мандата к общим активам под управлением (при проведении сравнительного анализа предложений потенциальных внешних управляющих, специализирующихся на региональных мандатах и участвующих в выборе управляющего по глобальному мандату, используется объем активов по региональным мандатам. Данное значение нормируется в зависимости от охвата соответствующего мандата)

65

процент объема активов институциональных инвесторов к общим активам под управлением

35

3

Команда

15


средний опыт работы портфельных менеджеров и аналитиков, ответственных за управление активами

50

текучесть кадров среди портфельных менеджеров и аналитиков в целом по компании

50

4

Кредитный статус

5


в случае если есть гарантия головной организации либо договор на инвестиционное управление подписывается с головной организацией, то кредитный рейтинг головной организации (S&P или Moody's), в противном случае кредитный рейтинг зарубежной организации (S&P или Moody's)

100

5

Уровень комиссионного вознаграждения за управление

20


уровень базового комиссионного вознаграждения

75


принятие принципа выплаты комиссионного вознаграждения по результатам внешнего управления в случае достижения положительной сверхдоходности, превышающей аналогичные показатели за прошлые периоды со дня начала управления внешним управляющим (net new high basis since inception)

10


принятие установления минимального порога сверхдоходности, с которого начинается расчет комиссионного вознаграждения по результатам внешнего управления, не ниже базового комиссионного вознаграждения

10


принятие установления условия оплаты комиссионного вознаграждения по результатам внешнего управления в течение нескольких лет по частям

5

6

Сервис

10


обучение специалистов Национального Банка

70

ежедневная отчетность

30

7

Наличие специализированного программного обеспечения по контролю и управлению рисками

2
 

8

Принятие ответственности перед Национальным Банком в случае нарушения условий договора на инвестиционное управление

3


  Приложение 3
к Правилам выбора зарубежных
организаций, управляющих
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда,
включая требования к ним, при
поручении им совершать действия,
необходимые для управления
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда

      Оценка предложения потенциального внешнего управляющего

      1. Оценкой предложения внешнего управляющего служит сумма всех показателей, приведенных в оценочных критериях для сравнительного анализа предложений внешних управляющих (далее – Таблица) с соответствующими весами, выраженными в процентах.

      2. Перед внесением в Таблицу того или иного показателя показатель нормируется относительно лучшего показателя в рассматриваемом критерии с использованием формулы:

      НПУ = ПУ/МЗПВУ, где:

      НПУ – нормированный показатель управляющего;

      ПУ – показатель управляющего;

      МЗПВУ – максимальное значение показателя по всем внешним управляющим.

      3. Если внешний управляющий управляет активами по объявленному типу мандата в рамках другого мандата, то осуществляется оценка исторических результатов управления данными активами в рамках другого мандата.

      4. При оценке кредитного рейтинга головной организации и (или) внешнего управляющего используется следующая система показателей:

Кредитный рейтинг
(S&P)

Показатель

AAA

1

AA+

0,8

AA

0,7

AA-

0,6

A+

0,5

A

0,4

A-

0,3

ВВВ+

0,2

ВВВ

0,1

Ниже ВВВ

0

      5. При оценке обучения работников Национального Банка используется следующая система показателей:

Условия тренинга

Показатель

Внешний управляющий оплачивает перелет, проживание, питание

1

Внешний управляющий оплачивает проживание, питание

0,5

Внешний управляющий оплачивает проживание

0,2

  Приложение 4
к Правилам выбора зарубежных
организаций, управляющих
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда,
включая требования к ним, при
поручении им совершать действия,
необходимые для управления
пенсионными активами единого
накопительного пенсионного фонда

      Показатели оценки эффективности работы внешнего управляющего

      Основной целью является оценка и выставление баллов внешним управляющим, согласно количественным и качественным показателям во избежание субъективности при оценке работы внешнего управляющего.

      Количественные показатели:

      информационный коэффициент (Information ratio):

Проценты

Информационный
коэффициент
(Information ratio)

>1

3 балла

0,5 - 1

2 балла

0 - 0,5

1 балл

0

0 баллов

(-) 0,5- 0

(-) 1 балл

(-) 1 - (-) 0,5

(-) 2 балла

<(-) 1

(-) 3 балла

      Качественные показатели:

      1) передвижения персонала (Staff turnover):

Проценты

Передвижения персонала
(Staff turnover)

> 30

(-) 0,5 балла

5 - 30

(-) 0,25 балла

0 - 5

0 баллов

      2) операционный риск (Operational risk):

      за каждый факт нарушения инвестиционных ограничений вследствие операционной ошибки из оценки отнимается 0,2 балла;

      в случае систематического (3 и более раза в течение истекшего календарного года) непредставления отчетности в указанные сроки из оценки отнимается 0,2 балла;

      3) соблюдение деловой этики (compliance with a Code of Business Ethics):

      за каждый факт нарушения внешним управляющим деловой этики из оценки отнимается 0,5 балла;

      в случае систематического (3 и более раза в течение истекшего календарного года) несвоевременного исполнения поручений Национального Банка в соответствии с договором на инвестиционное управление из оценки отнимается 0,5 балла.