Оглавление

Об утверждении нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда в гражданской авиации

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 12 июня 2017 года № 339. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июля 2017 года № 15363. Утратил силу приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 26 июля 2023 года № 545.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2023 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликован).

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1182 "Об утверждении Правил принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) Требования по безопасности и охране труда для транспортировщика, осуществляющего загрузку бортового питания согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) Требования по безопасности и охране труда для мойщиков воздушных судов согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      3) Требования по безопасности и охране труда для дежурных по встрече и посадке пассажиров согласно приложению 3 к настоящему приказу;

      4) Требования по безопасности и охране труда бортпроводников гражданской авиации согласно приложению 4 к настоящему приказу.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 6 февраля 2008 года № 30 "Об утверждении нормативных правовых актов по безопасности и охране труда в гражданской авиации" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5169, опубликованный 9 мая 2008 года в газете "Юридическая газета").

      3. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
Ж. Қасымбек

      "СОГЛАСОВАН"
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
______________ Т. Дуйсенова
21 июня 2017 года

  Приложение 1
к приказу Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 12 июня 2017 года № 339

Требования по безопасности и охране труда для транспортировщика, осуществляющего загрузку бортового питания

Глава 1. Общие требования безопасности и охраны труда

      1. Настоящие Требования по безопасности и охране труда для транспортировщика, осуществляющего загрузку бортового питания (далее – Требования) содержат основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее – организация) для транспортировщиков, осуществляющих загрузку бортового питания, и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

      2. Транспортировщик, осуществляющий загрузку бортового питания (далее – транспортировщик) – это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования по безопасности и охране труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности и охране труда.

      3. К самостоятельной работе допускаются транспортировщики не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право руководства подъездом (отъездом) специальных машин к воздушному судну (далее – удостоверение транспортировщика) и обладающие следующими знаниями о (об):

      1) наименовании переносимых и перевозимых грузов;

      2) технологической последовательности загрузки бортового питания;

      3) правилах погрузки и транспортировки бортового питания;

      4) способах укладки контейнеров с бортовым питанием;

      5) допустимых нормах перемещения грузов вручную;

      6) технологии взаимодействия служб, обеспечивающих полеты (в части, касающейся загрузки бортового питания);

      7) правилах подъезда (отъезда) специальных машин при коммерческом обслуживании воздушных судов;

      8) порядке оформления приемо-сдаточных и сопроводительных документов;

      9) оказании первой помощи и пользования медицинской аптечкой.

      4. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажей по безопасности и охране труда:

      1) стажировка под руководством опытного транспортировщика перед началом самостоятельной работы для приобретения практических навыков работы;

      2) повторный инструктаж по безопасности и охране труда - не реже одного раза в полугодие;

      3) внеплановый инструктаж, в случаях нарушения требований безопасности и охраны труда, и при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней.

      О прохождении инструктажа и обучения безопасности и охране труда производится соответствующая запись в удостоверении транспортировщика, который составляется в произвольной форме.

      5. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ, к самостоятельной работе не допускаются. Повторная проверка знаний проводится в течение одного месяца.

      6. Транспортировщиком выполняются только те работы, которые поручаются в установленном порядке. Не допускается пользование инструментами, приспособлениями и оборудованием, с которыми обучение по безопасному обращению не проводилось.

      7. Во время работы необходимо иметь при себе удостоверение транспортировщика.

      8. При выполнении работ необходимо соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, режима рабочего времени и времени отдыха.

      9. Во время работы могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:

      1) движущиеся воздушные суда, специальный автотранспорт, электро- и автотележки;

      2) повышенная запыленность и загазованность воздуха;

      3) повышенная или пониженная температура воздуха;

      4) повышенная или пониженная влажность воздуха;

      5) повышенная подвижность воздуха;

      6) струи отработанных газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;

      7) вращающиеся винты стоящих на стоянке самолетов и вертолетов;

      8) воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;

      9) повышенный уровень электромагнитных излучений;

      10) повышенный уровень шума;

      11) недостаточная освещенность рабочей зоны;

      12) возможность падения транспортируемого оборудования;

      13) перемещающийся кузов автолифта;

      14) возможность травмирования об острые края и заусенцы транспортируемого оборудования;

      15) расположение рабочей зоны на значительной высоте относительно земли;

      16) недостаточная высота проемов дверей и люков воздушных судов;

      17) повышенное скольжение из-за наличия льда, влаги, масла на эстакаде, площадке специальных машин, месте стоянки воздушного судна;

      18) стесненность рабочей зоны;

      19) физические перегрузки.

      10. Во время работы транспортировщик пользуется спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Для предупреждения возможности заболеваний должны соблюдаться правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи, а также курением необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

      12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся непосредственному руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

      13. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха необходимо сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

      14. Для предупреждения возможности возникновения пожара должны соблюдаться требования пожаро- и взрывобезопасности. Курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.

      15. В случае неисправности оборудования, приспособлений и инструмента необходимо сообщить непосредственному руководителю.

Глава 2. Требования безопасности и охраны труда перед началом работы

      16. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени транспортировщик должен быть в спецодежде и спецобуви.

      17. Закрепленные средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.

      18. Перед началом работы производится осмотр рабочей зоны эстакады и задней площадки специальной машины, в том числе на наличие льда, разлитого масла и посторонних предметов, могущих вызвать повышенное скольжение или служить причиной несчастного случая.

      19. Перед загрузкой контейнеров, кипятильников и бутылочных сепараторов из цеха бортпитания в спецмашину необходимо убедиться в исправности транспортировочных ручек и, в случае их неисправности, потребовать замены.

      20. Перед началом работы следует убедиться в проверке водителем исправности системы управления подъемом и опусканием кузова специальной машины, задней площадки и аутригеров, механизма выпуска передней площадки и ограждений, для чего необходимо произвести три пробных подъема и опускания кузова и задней площадки (без груза) и уборки и выпуска передней площадки и аутригеров; должны быть проверены также звуковая сигнализация и освещение кузова спецмашины.

      21. Опасно находиться на расстоянии: менее 50 метров в направлении выхода газов из двигателя; менее 10 метров перед воздухозаборником двигателя; менее 20 метров от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций; менее 50 метров от вертолета с работающими двигателями.

      22. В случае обнаружения неисправностей специальной машины сообщить об этом непосредственному руководителю структурного подразделения организации и прекратить работу до устранения неисправностей.

      23. Необходимо соблюдать требования производственной санитарии, в том числе проверять санитарное состояние кузова специальной машины и, в случае необходимости, потребовать у водителя его уборки.

Глава 3. Требования безопасности и охраны труда во время работы

      24. Загрузка спецмашины бортовым питанием должна быть произведена в соответствии с принятой технологией.

      25. Во время работы необходимо соблюдать допустимые нормы перемещения грузов вручную.

      26. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      27. При руководстве подъездом специальной машины к загрузочной площадке эстакады, необходимо убедиться в отсутствии людей между специальной машиной и эстакадой и только после этого подать водителю команду на начало движения.

      28. После остановки специальной машины и поднятия задней площадки установить под заднее левое колесо упорные колодки и убедиться, что задняя площадка специальной машины находится на уровне эстакады.

      Выполнив эти операции, необходимо зафиксировать заднюю дверь специальной машины в открытом положении и приступить к ее загрузке бортовым питанием.

      29. В целях соблюдения требований безопасности при работе в зоне загрузки воздушного судна не допускается:

      1) выполнять работу в поднятом кузове, если спецмашина стоит на площадке с неровной (с уклоном более 3о) поверхностью или при спущенной шине хотя бы на одном колесе;

      2) работать в поднятом кузове автолифта при скорости ветра более 15 метров в секунду;

      3) работать в поднятом кузове специальной машины без выпущенных аутригеров;

      4) стоять или выполнять работы под поднятым кузовом специальной машины без страхующих упоров;

      5) работать на выдвинутой передней площадке автолифта без ограждений при поднятом кузове.

      30. При работе в зоне загрузки воздушного судна предъявляются следующие требования безопасности:

      1) при работе в поднятом кузове специальной машины ее задняя дверь должна быть закрыта на запор;

      2) при опускании кузова спецмашины необходимо убедиться, что безопасность обслуживающему персоналу и другим лицам обеспечена.

      31. При транспортировке бортпитания к воздушному судну транспортировщику необходимо находиться в кабине водителя.

      32. Во время осуществления загрузки бортового питания не допускается курить, пить и принимать пищу.

      33. Контейнеры с бортпитанием, кипятильники и бутылочные сепараторы должны быть загружены в кузов и перевозиться только в вертикальном положении.

      34. Транспортировщик осуществляет руководство подъездом специальной машины к воздушному судну по прибытии к воздушному судну.

      35. После остановки специальной машины в зоне загрузочного люка (двери) воздушного судна устанавливаются упорные колодки под заднее левое колесо для предотвращения самопроизвольного отката специальной машины, после чего оба транспортировщика поднимаются в кузов, закрывают дверь и подают звуковой сигнал водителю для подъема кузова.

      36. После подъема кузова необходимо убедиться, что передняя выдвижная площадка специальной машины совпадает с порогом загрузочного люка (двери) воздушного судна и выдвижные оградительные перила выдвинуты, после чего может приступить к перегрузке бортового питания из специальной машины в воздушное судно в соответствии с принятой технологией.

      37. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      38. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      39. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      40. Контейнеры с бортпитанием и кипятильники устанавливаются в соответствующие гнезда буфета-кухни и закрепляются замками, с соблюдением осторожности во избежание травмирования при ударах и ущемлениях о детали оборудования воздушного судна. Остальной инвентарь размещается в воздушном судне по указанию бортпроводников или согласно утвержденной схеме размещения бытового инвентаря.

      41. По окончании загрузки воздушного судна бортпитанием, находясь в поднятом кузове специальной машины, необходимо закрыть двери и дать звуковой сигнал водителю на опускание кузова и уборку выдвижной площадки и ограждений.

      42. После опускания кузова специальной машины выйти на перрон и руководить отъездом специальной машины от воздушного судна, предварительно убрав из-под колеса упорные колодки.

      43. В течение всего рабочего времени транспортировщик находится в спецодежде, спецобуви и других необходимых для работы средствах индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

      Сноска. Пункт 43 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях

      44. При возникновении аварии, пожара и иных угрожающих ситуациях находящемуся поблизости по сигналу тревоги необходимо немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.

      45. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, сообщить непосредственному руководителю, и до устранения недостатков (нарушений) следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

      46. При несчастном случае необходимо выполнить следующие действия:

      1) немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся непосредственному руководителю;

      2) немедленно сообщить мастеру (бригадиру), непосредственному руководителю;

      3) оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;

      4) сообщить в противопожарную службу при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры) по телефону 101, указав точное место возникновения пожара;

      5) приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;

      6) организовать встречу противопожарной службы;

      7) пострадавшего необходимо направить в организацию здравоохранения.

      47. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.

Глава 5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы

      48. По окончании работы необходимо обеспечить безопасную остановку, отключение использованного оборудования.

      49. Отходы производства должны быть сложены в соответствующий контейнер для обеспечения последующего их вывоза.

      50. По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место и обеспечить в случае необходимости его сдачу.

      51. Использованный во время работы инвентарь следует привести в порядок, сложить в специально отведенное для него место.

      52. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.

      Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо - в случае загрязнения опасными веществами - для проведения обеззараживания.

      53. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

      54. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить мастеру (бригадиру) и известить непосредственного руководителя.

  Приложение 2
к приказу Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 12 июня 2017 года № 339

Требования по безопасности и охране труда для мойщиков воздушных судов

Глава 1. Общие требования безопасности и охраны труда

      1. Настоящие Требования по безопасности и охране труда для мойщиков воздушных судов (далее – Требования) содержат основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее – организация) для мойщиков воздушных судов и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

      2. Мойщик воздушных судов (далее – мойщик) – это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

      3. К выполнению работы по профессии мойщика допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по безопасности и охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.

      4. На рабочем месте должны быть пройдены:

      1) первичный инструктаж по безопасности и охране труда;

      2) стажировка;

      3) обучение устройству и правилам эксплуатации оборудования;

      4) курс по санитарно-гигиенической подготовке со сдачей зачета;

      5) проверка знаний в объеме I группы по электробезопасности (при использовании моечной машины), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

      5. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажа по безопасности и охране труда:

      1) обучение безопасности и охране труда по действующему оборудованию каждые 2 года, по новому оборудованию - по мере его поступления в организацию, но до момента пуска этого оборудования в эксплуатацию;

      2) повторный инструктаж по безопасности и охране труда, также по требованиям безопасности при работе со специальными жидкостями, технологической документацией по очистке, мойке и дегазации воздушного судна и аппаратуры после авиационно-химических работ (при необходимости) в части, его касающейся - не реже одного раза полугодие;

      3) в случае нарушения требований безопасности и охраны труда, при перерыве в работе более чем на тридцать календарных дней, внеплановый инструктаж.

      О прохождении инструктажа и обучения безопасности и охране труда производится соответствующая запись в удостоверении о допуске мойщика к работам повышенной опасности, который составляется в произвольной форме.

      6. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по мойке воздушных судов, к самостоятельной работе не допускаются. Повторная проверка знаний работника проводится в течение одного месяца.

      7. К самостоятельной работе допускается мойщик, обладающий следующими знаниями о (об):

      1) типах обслуживаемых воздушных судов;

      2) технологии мойки и очистки их наружной и внутренней обшивки, в том числе в условиях низких температур;

      3) способах удаления грязи, льда, масляных пятен с обшивки и с других частей воздушных судов;

      4) правилах обращения с лакокрасочными покрытиями и внутренней отделкой воздушных судов при мойке и очистке их от грязи;

      5) особенностях и технологии мойки современных синтетических тканей;

      6) устройствах и правилах эксплуатации специального оборудования для комплексной мойки и уборки воздушных судов, промышленных пылесосов, правилах обращения с ними;

      7) общих сведениях о компоновке пассажирских салонов, кабины экипажа, багажных отсеков, санузлов;

      8) устройствах и особенностях конструкции буфетно-кухонного оборудования, а также системах канализации и водоснабжения воздушного судна;

      9) мерах предосторожности при мойке и уборке в ответственных местах в кабине экипажа, возле аварийных люков;

      10) составах (дозировках) растворах (эмульсиях), моечных жидкостей;

      11) правилах приготовления моющих растворов и обращения с ними;

      12) свойствах применяемых растворов и растворителей;

      13) правилах организации рабочего места на местах стоянки воздушных судов;

      14) оказании первой помощи и пользовании медицинской аптечкой.

      8. При выполнении очистки и мойки воздушного судна после авиационно-химических работ с использованием моечной машины необходимо получить соответствующий инструктаж по ее эксплуатации и мерам безопасности и охраны труда.

      9. Не допускается пользование инструментами, приспособлениями, оборудованиями и материалами, с которыми обучение по безопасному обращению не проводилось.

      10. При выполнении работ обязательно соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, режима рабочего времени и времени отдыха.

      11. Во время работы могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:

      1) движущиеся самоходные и перемещаемые вручную машины, механизмы, приспособления для обеспечения удобства выполнения работ, а также их движущиеся незащищенные части;

      2) выступающие части конструкции воздушного судна и элементы внутри фюзеляжа самолета – острые кромки антенн, ручки, кронштейны и другие;

      3) подвижные части самолета – двери, крышки люков, трапы, лючки, панели, полки, откидные сиденья членов экипажа и другие;

      4) динамическое воздействие газовых и водяных, а также аэрозольных струй при обработке наружных поверхностей воздушных судов и внутренних объемов самолета;

      5) повышенная влажность спецодежды и спецобуви при работе с водой, моющими растворами, химическими жидкостями во время мойки и уборочных работ;

      6) струи и брызги воды и моющих растворов;

      7) повышенная температура моющих растворов, струй горячего воздуха для сушки изделий;

      8) химические вещества на поверхности воздушных судов и аппаратуре после авиационно-химических работ, а также применяемые при мойке воздушных судов и чистке внутренних помещений самолета;

      9) загромождение рабочей зоны внутри фюзеляжа самолета материалами, инструментами и другими;

      10) неровности и складки ковровых покрытий;

      11) острые предметы (например, лезвия в карманах кресел экипажа, кромки битой посуды при уборке мусора);

      12) физические перегрузки при выполнении работ в стесненных условиях и неудобном положении;

      13) расположение рабочего места вблизи от не огражденных перепадов по высоте (например, при работе со стремянкой, у незакрытого люка в полу салона воздушного судна, входной двери);

      14) повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения, замасливания) опорных поверхностей, в том числе трапов, стремянок, лестниц;

      15) повышенный уровень шума;

      16) повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

      17) недостаточная освещенность рабочей зоны.

      12. При очистке наружных поверхностей воздушных судов от грязи, копоти, маслянистых и иных отложений с помощью специальных моющих жидкостей, а также при работе с концентратом жидкости СТ-2, применяемым в качестве средства для мойки и дезинфекции санузлов самолетов, необходимо помнить о том, что в их состав входят различные вредные для здоровья человека химические вещества, поэтому обязательно знание токсических свойств применяемых жидкостей, так как их пары могут проникать в кровь через неповрежденную кожу, вызывая поражение нервной системы, оказывать раздражающее действие на кожу, вызывая дерматиты и другие нежелательные для человека последствия.

      13. Во время работы мойщик воздушных судов пользуется спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 8 декабря 2015 года № 943 "Об утверждении норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам организаций различных видов экономической деятельности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12627) (далее – Приказ № 943).

      При мойке воздушных судов после авиационно-химических работ следует предусматривать дополнительно выдачу респираторов, резиновых перчаток, защитных очков, нарукавников из непромокаемой ткани.

      Сноска. Пункт 13 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      14. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов должны соблюдаться требования пожаро- и взрывобезопасности. Курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.

      15. Для предупреждения возможности заболеваний, особенно при работе с химическими веществами, должны соблюдаться правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи, а также курением необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Глава 2. Требования безопасности и охраны труда перед началом работы

      16. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени мойщик должен быть в спецодежде и спецобуви.

      Закрепленные средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.

      17. Также должны быть подготовлены другие средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работы, в том числе защитные кремы ("биологические перчатки"), с предварительной проверкой их исправности.

      При получении предохранительных приспособлений и других средств индивидуальной защиты (респираторы, защитные очки и другие), необходимо пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих приспособлений, а также практическое обучение способам их применения.

      18. Перед началом работы необходимо проверить исправность всех инструментов, приспособлений, применяемых при очистке, мойке и дегазации воздушных судов. Неисправный инструмент должен быть заменен на исправный.

      19. Наружная мойка воздушного судна должна производиться только теми моющими составами, которые указаны в технологической или иной нормативно-технической документации; приготовление моющих растворов должно осуществляться в соответствии с рецептурой и при соблюдении мер безопасности.

      20. Моющие растворы, инструмент и приспособления, применяемые для мойки, как правило, должны доставляться к воздушному судну с помощью средств механизации, особенно если их масса превышает допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.

      21. Для предотвращения разбрызгивания моющих растворов во время транспортировки их доставка к воздушному судну должна производиться в герметичной таре.

      22. Мойка воздушных судов должна производиться на местах стоянок воздушных судов, отведенных для выполнения этих работ.

      23. Передвигаться по аэродрому к воздушному судну следует по предназначенным для этого пешеходным маршрутам.

      24. Во время ходьбы необходимо соблюдать осторожность, быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток. Следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося специального автотранспорта, самоходного механизма могут быть не слышны.

      25. Перед выполнением наружной мойки необходимо убедиться, что воздушное судно подготовлено к мойке и все двери, люки, лючки, а также форточки пилотской кабины закрыты.

      26. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования и других недостатках необходимо сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.

      27. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Требования безопасности и охраны труда во время работы

      28. Для мойки высокорасположенных частей воздушного судна необходимо применять только специально предусмотренные стремянки и платформы, предназначенные для воздушного судна данного типа.

      29. Стремянки, платформы, лестницы должны быть очищены от снега, льда, масла и прочно установлены на опоры таким образом, чтобы при работе на них отсутствовала необходимость перемещения центра тяжести мойщика за пределы рабочей площадки. Стремянки, используемые для мойки воздушных судов, должны иметь высоту ограждения рабочих площадок не менее 1 метра.

      30. Перед тем как подняться на стремянку, лестницу и другие приспособления, которые будут использоваться для мойки воздушного судна, необходимо проверить их исправность и устойчивость, а также убедиться, что очередной срок их испытаний не истек.

      31. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32. При использовании моющих средств, в состав которых входят бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества, необходимо выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности.

      33. Не следует выполнять наружную мойку воздушных судов в темное время суток без достаточной освещенности рабочей зоны, особенно с использованием стремянок, платформ, лестниц.

      34. В случае необходимости передвигаться по высокорасположенным поверхностям воздушного судна необходимо пользоваться предохранительными поясами. При этом, для предупреждения поскальзывания, поверхность, по которой передвигается мойщик, должна быть сухой.

      35. При работе с использованием подъемных механизмов (например, специальных машин типа А-96, самоходной площадки обслуживания) при нахождении в люльке (корзине) необходимо пристегнуть предохранительный пояс для предупреждения возможности падения с высоты.

      36. Для исключения обрызгивания во время смыва моющих средств с поверхности воздушного судна не допускается держать наконечник шланга выше уровня груди. В ветреную погоду струю воды необходимо направлять по направлению ветра.

      37. Не допускается выполнять наружную мойку воздушного судна, находясь на стремянке или платформе, при скорости ветра более 10 метров в секунду.

      38. Во избежание несчастных случаев, связанных с падением, при перемещении по салону самолета следует убедиться, что все люки в полу закрыты, ковровые дорожки закреплены и на них нет складок и неровностей. При выходе из воздушного судна необходимо убедиться в наличии трапа или стремянки.

      39. Уборка внутренних помещений воздушного судна должна производиться только теми веществами и моющими составами, которые указаны в нормативно-технических актах.

      40. Уборку мусора, отходов и битой стеклянной посуды следует производить в защитных перчатках или рукавицах.

      41. Во время уборки мусора из воздушного судна следует использовать, как правило, ведра или мешки одноразового пользования, которые затем собираются в контейнер для дальнейшей утилизации.

      42. При выполнении внутренней уборки салонов воздушных судов с помощью бытового пылесоса необходимо руководствоваться требованиями инструкции по эксплуатации данного типа пылесоса.

      43. Работы по дезинфекции воздушных судов необходимо проводить с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты.

      44. Расфасовку препаратов, приготовление рабочих растворов необходимо производить в специально отведенном для этой цели помещении.

      45. Хранение моющих и дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально отведенном помещении.

      46. Не допускается использовать моющие и дезинфицирующие средства, не имеющие подтверждающего документа (сертификата, паспорта и т.п.).

      47. При выполнении работы необходимо соблюдать требования, предъявляемые к использованию средств защиты работников.

      48. При использовании ассенизационной машины для очистки санузлов воздушного судна необходимо принимать меры, исключающие пролив нечистот, загрязнение места стоянки и работников.

      49. Санитарную обработку воздушных судов, используемых на авиационно-химических работах, необходимо проводить на специально выделенных и оборудованных дегазационных площадках, расположенных не ближе 100 метров от мест стоянок воздушных судов и 200 метров от жилых, бытовых и административных зданий.

      50. Во время дезинфекционной обработки внутренних помещений воздушного судна присутствие на борту посторонних лиц не допускается.

      51. Во время выполнения работ по мойке, дезинфекции и дегазации воздушного судна не допускается курить, пить и принимать пищу.

      52. Очистка, мойка и дегазация воздушных судов, используемых на авиационно-химических работах, проводится в соответствии с нормативными техническими актами работодателя.

      Сноска. Пункт 52 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях

      53. При возникновении аварии, пожара и иных угрожающих ситуациях находящиеся поблизости по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.

      54. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.

      55. При несчастном случае, травмировании работника, пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся непосредственному руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

      В случае неисправности оборудования, приспособлений и инструмента также сообщить непосредственному руководителю.

      56. При возникновении пожара необходимо немедленно сообщить об этом в противопожарную службу, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, установки пожаротушения и т.п.).

      57. При загорании воздушного судна или возникновении пожара необходимо:

      1) немедленно сообщить мастеру (бригадиру), непосредственному руководителю;

      2) оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;

      3) сообщить в противопожарную службу при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры) по телефону 101, указав точное место возникновения пожара;

      4) приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;

      5) организовать встречу противопожарной службы.

      58. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.

      59. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана непосредственно на месте происшествия, незамедлительно после устранения причины, вызвавшей травму.

      Пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.

Глава 5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы

      60. После окончания работы необходимо следовать по перрону в установленных местах безопасным путем с учетом рулящих воздушных судов, работающих двигателей и вращающихся лопастей винтов воздушных судов, движущегося специального транспорта, средств перронной механизации в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по аэродрому.

      61. По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место и обеспечить в случае необходимости его сдачу.

      62. После окончания работы по мойке воздушных судов применявшиеся материалы, инструмент, приспособления должны быть вымыты, приведены в порядок и сложены в специально отведенное для них место.

      63. После окончания уборочных работ инвентарь должен быть вымыт, продезинфицирован и сложен в определенное для него место.

      64. Отходы производства должны быть сложены в соответствующий контейнер для обеспечения последующего их вывоза.

      65. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.

      66. Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо – в случае загрязнения опасными веществами – для проведения обеззараживания.

      67. С целью профилактики кожных заболеваний по окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, при необходимости, принять душ.

      68. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить мастеру (бригадиру) и известить непосредственного руководителя.

  Приложение 3
к приказу Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 12 июня 2017 года № 339

Требования по безопасности и охране труда для дежурных по встрече и посадке пассажиров

Глава 1. Общие требования безопасности и охраны труда

      1. Настоящие Требования по безопасности и охране труда для дежурных по встрече и посадке пассажиров (далее – Требования) содержат основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее – организация) для дежурных по встрече и посадке пассажиров и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

      2. Дежурные по встрече и посадке пассажиров (далее – дежурные) – это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования по безопасности и охране труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности и охране труда.

      3. К выполнению работы по профессии дежурного допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие соответствующие инструктажи по безопасности и охране труда.

      4. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажей по безопасности и охране труда:

      1) стажировка под руководством опытного дежурного перед началом самостоятельной работы для приобретения практических навыков работы;

      2) повторный инструктаж по безопасности и охране труда - не реже одного раза в полугодие;

      3) внеплановый инструктаж, в случаях нарушения требований безопасности и охраны труда или при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней.

      О прохождении инструктажа и обучения безопасности и охране труда производится соответствующая запись в удостоверении дежурного, который составляется в произвольной форме.

      5. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ, к самостоятельной работе не допускаются. Повторная проверка знаний проводится в течение одного месяца.

      6. Дежурный выполняет только те работы, которые поручены в установленном порядке. Не допускается пользование инструментами, приспособлениями и оборудованием, с которыми обучение по безопасному обращению не проводилось.

      7. К самостоятельной работе допускается дежурный, обладающий следующими знаниями о (об):

      1) устройствах и правилах эксплуатации трапа, перронного автобуса самолета для пассажиров;

      2) общих сведениях о компоновке пассажиров в воздушных судах;

      3) порядке посадки и выгрузки пассажиров, и их сопровождению;

      4) технологии взаимодействия служб, обеспечивающих встречу и посадку пассажиров (в касающейся части);

      5) правилах подъезда (отъезда) специальных машин при коммерческом обслуживании воздушных судов;

      6) правилах организации рабочего места на местах стоянки воздушных судов и перронных автобусов;

      7) оказании первой помощи и пользования медицинской аптечкой.

      8. Во время работы необходимо иметь при себе удостоверение дежурного.

      9. При выполнении работ обязательно соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с трудовым законодательством, режима рабочего времени и времени отдыха.

      10. Во время работы на дежурного могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:

      1) движущиеся воздушные суда, специальный автотранспорт, электро- и автотележки;

      2) повышенная запыленность и загазованность воздуха;

      3) повышенная или пониженная температура воздуха;

      4) повышенная или пониженная влажность воздуха;

      5) повышенная подвижность воздуха;

      6) вращающиеся винты стоящих на стоянке самолетов и вертолетов;

      7) повышенный уровень шума;

      8) недостаточная освещенность площадки по встрече и посадке пассажиров;

      9) повышенное скольжение из-за наличия льда, влаги, масла на эстакаде, площадке встречи и посадке пассажиров.

      11. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      12. Для предупреждения возможности заболеваний, должны соблюдаться правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи, а также курением необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

      13. Для предупреждения возможности возникновения пожара должны соблюдаться требования пожаро- и взрывобезопасности. Курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.

      14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха необходимо сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

Глава 2. Требования безопасности и охраны труда перед началом работы

      15. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени дежурный по встрече и посадке пользуется спецодеждой, спецобувью и другими необходимыми для работы средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с Приказом № 943.

      Закрепленные за дежурным средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.

      Сноска. Пункт 15 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. Дежурный по территории аэродрома перемещается автотранспортом. В исключительных случаях при перемещении пешком необходимо использовать сигнальный жилет (со светоотражающими элементами) и соблюдать следующие требования:

      1) ходить только по специально предназначенным маршрутам;

      2) контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед) и в темное время суток;

      3) помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;

      4) соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования специального транспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома.

      Опасно находиться на расстоянии: менее 50 метров в направлении выхода газов из двигателя; менее 10 метров перед воздухозаборником двигателя; менее 20 метров от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций; менее 50 метров от вертолета с работающими двигателями.

      17. Перед началом работы необходимо проверить исправность переговорного устройства и других инструментов, приспособлений, применяемых при выполнении работы. Неисправные устройства и инструмент должны быть заменены на исправные.

      18. Перед началом работы должен производиться осмотр рабочей зоны, в том числе на наличие льда, разлитого масла и посторонних предметов, могущих вызвать повышенное скольжение или служить причиной несчастного случая.

      19. Перед началом посадки и высадки пассажиров необходимо убедиться в следующем:

      1) в готовности воздушного судна к принятию пассажиров;

      2) в своевременности прибытия перронного автобуса для доставки пассажиров к месту стоянки;

      3) в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней;

      4) в чистоте площадки встречи и посадки пассажиров, для чего необходимо произвести пробный подъем и спуск по трапу;

      5) в надлежащей освещенности трапа и площадки встречи и посадки пассажиров.

      20. В случае несогласованного отгона трапа, перронного автобуса предупреждать об этом членов экипажа и диспетчера службы перевозок.

      21. В случае обнаружения неисправностей сообщить об этом непосредственному руководителю и прекратить работу до устранения неисправностей.

      22. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Требования безопасности и охраны труда во время работы

      23. При выполнении работы должны соблюдаться требования, предъявляемые к использованию средств защиты работников.

      24. При подъезде трапа к воздушному судну и перронного автобуса убедиться в отсутствии пассажиров и посторонних механизмов на его территории.

      25. Необходимо организовать посадку и высадку пассажиров после окончательной установки трапа по команде лица, ответственного за его подгон и отгон, и удостоверения в готовности воздушного судна к принятию или высадке пассажиров.

      26. Во время работы необходимо координировать порядок следования пассажиров, не допуская контактов с посторонними лицами.

      27. Необходимо осуществлять контроль и требование соблюдения пассажирами правил поведения на территории аэродрома и воздушного судна, и предупреждать их возможные действия по нарушению этих правил.

      28. Первыми к посадке приглашаются пассажиры с детьми, лица с инвалидностью, престарелые.

      Сноска. Пункт 28 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 22.09.2022 № 523 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      29. В целях соблюдения требований безопасности при работе не допускается превышения предельной пассажировместимости воздушного судна.

      30. Дежурный проверяет выгрузку с воздушного судна и посадку на воздушное судно всех пассажиров.

      31. После посадки и выгрузки всех пассажиров передают информацию по переговорному устройству.

      32. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      33. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях

      34. При возникновении аварии, пожара и иных угрожающих ситуациях находящемуся поблизости по сигналу тревоги необходимо немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.

      35. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, необходимо сообщить непосредственному руководителю, и до устранения недостатков (нарушений) следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

      36. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся непосредственному руководителю.

      37. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана непосредственно на месте происшествия, незамедлительно после устранения причины, вызвавшей травму.

      Пострадавшего необходимо направить в организацию здравоохранения.

      38. При возгорании воздушного судна или возникновении пожара необходимо выполнить следующие действия:

      1) немедленно сообщить мастеру (бригадиру), непосредственному руководителю;

      2) оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;

      3) сообщить в противопожарную службу при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры) по телефону 101, указав точное место возникновения пожара;

      4) приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;

      5) организовать встречу противопожарной службы.

Глава 5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы

      39. По окончании работы необходимо обеспечить безопасную остановку, отключение использованного оборудования.

      40. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, необходимо сообщить командиру воздушного судна, а после непосредственному руководителю.

      41. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся командиру воздушного судна, непосредственному руководителю.

      42. В случае возникновения повреждения в электронагревательных приборах необходимо незамедлительно отключить их от электросети и доложить о происшедшем командиру воздушного судна; дальнейшее использование или ремонт поврежденного электрооборудования в полете не допускается.

      43. По окончании работы использованный во время работы инвентарь следует привести в порядок, сложить в специально отведенное для них место.

      44. Необходимо привести в порядок рабочие места и обеспечить в случае необходимости их сдачу.

      45. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.

      Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо - в случае загрязнения опасными веществами - для проведения обеззараживания.

      46. По окончании работы дежурному необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

      47. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить командиру воздушного судна и известить непосредственного руководителя.

  Приложение 4
к приказу Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 12 июня 2017 года № 339

Требования по безопасности и охране труда бортпроводников гражданской авиации

Глава 1. Общие требования безопасности и охраны труда

      1. Настоящие Требования по безопасности и охране труда для бортпроводников (далее – Требования) содержат основные требования по безопасности и охране труда в организациях гражданской авиации (далее – организация) для бортпроводников и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

      2. Бортпроводники – это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования по безопасности и охране труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности и охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности и охране труда.

      3. К работе бортпроводниками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, стажировку и подготовленные к обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, умеющие пользоваться бытовым, аварийно-спасательным, кислородным и противопожарным оборудованием воздушного судна, знающие обязанности по взаимодействию членов экипажа в аварийной ситуации, умеющие оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

      4. Независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме должны быть пройдены все виды инструктажей по безопасности и охране труда:

      1) вводный инструктаж;

      2) первичный инструктаж на рабочем месте перед началом самостоятельной работы;

      3) повторный инструктаж по безопасности и охране труда – не реже одного раза в полугодие;

      4) внеплановый инструктаж (индивидуально или всей бригадой), в случаях нарушения Требований или при перерыве в летной работе более чем на тридцать календарных дней.

      О прохождении инструктажа и обучении безопасности и охране труда производится соответствующая запись в журнале учета, который составляется в произвольной форме.

      5. Лица, не прошедшие инструктаж или показавшие неудовлетворительные знания по безопасности и охране труда, к работе не допускаются.

      6. Для контроля состояния здоровья бортпроводники проходят медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации в установленном порядке.

      7. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха необходимо сообщить командиру воздушного судна о своем состоянии и обратиться за медицинской помощью.

      8. При выполнении работ обязательно соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, а также установленного, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, режима рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, соблюдение режима во время нахождения в резерве и другое.

      9. Во время работы могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:

      1) движущиеся самолеты, вертолеты, специальный автотранспорт и самоходные механизмы;

      2) воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;

      3) воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей);

      4) вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;

      5) воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;

      6) выступающие части самолета и его оборудования (бытового и аварийно-спасательного оборудования, незакрытые створки люков, лючков);

      7) повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома);

      8) предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления);

      9) нахождение вблизи от не огражденных перепадов по высоте (например, у открытой входной двери самолета), а также возможность падения в незакрытые (во время предполетного обслуживания) люки воздушных судов;

      10) перепад давления (при наборе высоты и снижении);

      11) недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;

      12) повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

      13) нагретая до высокой температуры вода, кипяток, горячий пар (при подготовке бортпитания);

      14) острые кромки бытового оборудования, инструментов и приспособлений (в том числе консервных ножей, столовых приборов), а также расколотой посуды и бутылок;

      15) повышенный уровень шума и вибрации;

      16) повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;

      17) недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки воздушного судна, перрона;

      18) пожар или взрыв на борту воздушного судна;

      19) психоэмоциональные перегрузки.

      10. Во время работы и в течение всего рабочего времени бортпроводник пользуется спецодеждой, спецобувью и другими необходимыми для работы средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с Приказом № 943.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов должны соблюдаться требования пожаро- и взрывобезопасности и не допущены нарушения со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки воздушного судна, не пользоваться открытым огнем и т.п.).

      12. В случае травмирования работника или пассажира, неисправности оборудования, приспособлений и инструмента, необходимо сообщить о случившемся командиру воздушного судна, непосредственному руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих, а при наличии пострадавших оказать первую помощь.

      13. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      14. Для предупреждения возможности заболеваний, должны соблюдаться правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи, а также курением необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Глава 2. Требования безопасности и охраны труда перед началом работы

      15. Перед вылетом обязательно прохождение медицинского осмотра в соответствии с Правилами медицинского освидетельствования и осмотра в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 5 июня 2017 года № 324 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 15325).

      16. Перед началом работы и в течение всего рабочего времени обязательно пользование полагающейся исправной спецодеждой и спецобувью.

      17. Закрепленные средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру, росту и быть чистыми.

      18. Бортпроводник подготавливает другие средства индивидуальной защиты для выполнения работы с предварительной проверкой их исправности.

      Сноска. Пункт 18 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      19. Перед началом работы необходимо проверить исправность всех инструментов, приспособлений, применяемых при выполнении работы. Неисправный инструмент должен быть заменен на исправный.

      20. Бортпроводники по территории аэродрома перемещаются автотранспортом. В исключительных случаях при перемещении пешком необходимо использовать сигнальный жилет (со светоотражающими элементами) и соблюдать следующие требования:

      1) ходить только по специально предназначенным маршрутам;

      2) контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед) и в темное время суток;

      3) помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;

      4) соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования специального транспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома.

      Опасно находиться на расстоянии: менее 50 метров в направлении выхода газов из двигателя, менее 10 метров перед воздухозаборником двигателя, менее 20 метров от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций, менее 50 метров от вертолета с работающими двигателями.

      21. Бортпроводникам в процессе предполетной подготовки необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

      1) соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и другие предметы, находящиеся возле воздушного судна;

      2) быть внимательным при передвижении возле низко расположенных частей воздушного судна во избежание получения травмы. Не допускается передвигаться под фюзеляжем воздушного судна;

      3) проверять исправность ограничительных ремней на входных дверях и их крепление, работу самолетного громкоговорящего устройства и телефонную связь бортпроводника с экипажем;

      4) осмотреть пассажирские салоны, убедиться в отсутствии в них посторонних предметов, открытых люков, оставшихся после предполетного обслуживания;

      5) убедиться в правильности закрепления ковровых покрытий и отсутствии на них складок;

      6) проверить надежность крепления электрокипятильников.

      22. Не допускается пользоваться рабочими стремянками и лестницами, применяемыми при техническом обслуживании воздушных судов, и подниматься в кузов грузовых автомашин, на платформы электрокаров и подъемных механизмов.

      23. Перед началом посадки и высадки пассажиров следует визуально убедиться в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней.

      Установленные ограничительные ремни разрешается снимать только на период посадки и высадки пассажиров. Для прохода членов экипажа и технического персонала, обслуживающего воздушное судно, ремень снимать и сразу же вновь устанавливать.

      В случае несогласованного отгона трапа предупреждать об этом членов экипажа и работников наземных служб, которым необходимо покинуть самолет. Подают разрешение на отгон трапа только от задней двери воздушных судов, у которых установлено два трапа.

      24. Необходимо не допускать размещения громоздкой и тяжелой ручной клади в пассажирских салонах и на верхних полках самолета.

      25. Не допускается использование люков, ведущих из пассажирского салона в грузовые помещения, за исключением случаев, связанных с обеспечением безопасности полетов.

      26. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования и других недостатках необходимо сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.

      27. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Требования безопасности и охраны труда во время работы

      28. Работы выполняются согласно технологии работы бортпроводников, утвержденных в организациях и согласованных с уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

      29. При разбеге самолета и в течение 5 – 7 минут после взлета следует находиться на служебных местах с пристегнутыми привязными ремнями.

      30. На протяжении всего полета необходимо осуществлять контроль исправности сигнализации и световых табло в салонах самолета и правильности размещения ручной клади пассажиров, не допускать попытки открытия основных, запасных, служебных дверей и аварийных люков.

      31. Во время работы необходимо содержать в чистоте свои рабочие места.

      32. При выполнении работы необходимо соблюдать требования, предъявляемые к использованию средств защиты работников.

      33. Необходимо осуществлять контроль и требование соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна и предупреждать их возможные действия по нарушению этих правил.

      34. При загорании светового табло "застегнуть привязные ремни" бортпроводники проверяют выполнение этого требования пассажирами, после чего занимают свои рабочие места и застегивают привязные ремни.

      35. Необходимо использовать все электронагревательные приборы по прямому их назначению.

      36. При работе по подогреву питания в духовом шкафу следует пользоваться жаровлагостойкими перчатками (рукавицами), обеспечивающими защиту от ожогов.

      37. Не допускается заваривать чай и кофе в электрокипятильнике, а также подогревать жидкости в электрическом духовом шкафу.

      В случае необходимости открывать крышку электрокипятильника с горячей водой можно только спустя 10 минут после отключения его от электросети.

      38. Разлив горячей воды из электрокипятильника осуществлять только через краны. Для избежания несчастных случаев не допускается разливать горячую воду через верхнюю горловину электрокипятильника.

      39. Для открывания бутылок и консервных банок следует пользоваться только исправными и предназначенными для этого приспособлениями и инструментами, предоставленными работодателем.

      40. При раздаче пассажирам питания необходимо выполнять следующие требования:

      1) обслуживание пассажиров производится на исправном оборудовании;

      2) обслуживание пассажиров с тележки производится двумя бортпроводниками. Тележки должны быть в исправном состоянии с хорошо закрывающимися дверцами и работающими стопорами;

      3) при обслуживании без тележки следует выносить в салон не более двух подносов (ланч-боксов) одновременно, при сборе грязных подносов (ланч-боксов) брать не более четырех.

      41. При приближении воздушного судна к зоне сильной турбулентности по информации командира воздушного судна и при загорании табло "застегнуть привязные ремни" следует прекратить раздачу питания и напитков, предупредить пассажиров о необходимости занять свои места и пристегнуться привязными ремнями, принять меры по предотвращению падения ручной клади и личных вещей, после чего занять свои места и пристегнуться привязными ремнями.

      42. При пользовании кислородным оборудованием требуется исключить контакт кислорода и жиров, и работать с кислородным оборудованием чистыми руками без следов жиров и масел.

      Сноска. Пункт 42 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 24.02.2023 № 119 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      43. Перед посадкой воздушного судна необходимо отключить электропитание всех бытовых приборов и проверить надежность их закрепления.

      44. Перед посадкой бортпроводникам следует проверить, пристегнуты ли все пассажиры привязными ремнями, и самим занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

Глава 4. Требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях

      45. В случае обнаружения нарушений требований безопасности и охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, сообщить командиру воздушного судна, а после непосредственному руководителю.

      46. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить о случившемся командиру воздушного судна, непосредственному руководителю.

      47. В случае возникновения повреждения в электронагревательных приборах необходимо незамедлительно отключить их от электросети и доложить о происшедшем командиру воздушного судна. Дальнейшее использование или ремонт поврежденного электрооборудования в полете не допускается.

      48. При обнаружении пожара (дыма) на борту воздушного судна необходимо немедленно приступить к тушению пожара, доложить о случившемся командиру воздушного судна и принять меры по предупреждению паники среди пассажиров.

      49. Для тушения пожара в салоне самолета применяются переносные огнетушители.

      50. При ликвидации пожара в самолете на земле, кроме бортовых, следует дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.

      51. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, незамедлительно после устранения причины, вызвавшей травму.

Глава 5. Требования безопасности и охраны труда по окончании работы

      52. Выходить из самолета на трап необходимо после его окончательной установки по команде лица, ответственного за подгон и отгон трапа.

      53. После посадки воздушного судна на стоянку необходимо занять свои места у входных дверей и проконтролировать установку трапа, оказать помощь пассажирам при сходе на трап.

      54. После выхода последнего пассажира следует установить на дверях ограничительные ремни.

      55. Спускаться по трапу необходимо с соблюдением мер предосторожностей, держаться за поручень и не перешагивать через несколько ступеней.

      56. По окончании работы необходимо привести в порядок рабочие места и обеспечить в случае необходимости их сдачу.

      57. Использованный во время работы инвентарь следует привести в порядок, сложить в специально отведенное для них место.

      58. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи, приведены в порядок и убраны в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.

      Загрязненная и неисправная спецодежда и спецобувь сдается в стирку, химчистку или ремонт, либо - в случае загрязнения опасными веществами - для проведения обеззараживания.

      59. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

      60. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить командиру воздушного судна и известить непосредственного руководителя.