Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 15.03.2016 № 134 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 2-1 статьи 32 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции» и подпунктом 4-5) статьи 13 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии.
2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа в информационно-правовой системе «Әділет» и в средствах массовой информации;
3) размещение настоящего приказа в интернет - ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Е. Досаев
Утверждены
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 27 декабря 2014 года
№ 178
Правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии
1. Общие положения
1. Настоящие Правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, (далее – Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции» (далее - Закон) и от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе».
2. В целях применения настоящих Правил используются следующие понятия:
1) ценообразование - процесс формирования и рассмотрения цен на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые субъектом государственной монополии;
2) субъект государственной монополии (далее – субъект) – государственное предприятие, созданное Правительством Республики Казахстан либо местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по решению Правительства Республики Казахстан;
3) обоснованная цена - цена, определенная на основании обоснованных затрат и прибыли субъекта государственной монополии;
4) себестоимость - совокупность затрат, учитываемых уполномоченным органом в цене на производимый и (или) реализуемый субъектом государственной монополии товар;
5) антимонопольный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии.
Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Ценообразование на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые субъектом государственной монополии
3. Формирование цен на продукцию, товары (работы, услуги) осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду продукции, товаров (работ, услуг).
В случае отсутствия у субъекта раздельного учета затрат по видам продукции, товаров (работ, услуг), затраты субъекта разделяются по видам реализуемых продукции, товаров (работ, услуг) на основе косвенных методов, предусматривающих определение затрат, относящихся к определенному виду деятельности субъекта, реализующих продукцию, товары (работы, услуги) по удельному весу доходов (объемов, затрат на оплату труда производственного персонала) в общих затратах субъекта.
4. При формировании обоснованной цены на продукцию, товары (работы, услуги) субъекта в себестоимости учитываются расходы, непосредственно относящиеся к производству (оказанию) продукции, товаров (работ, услуг) и подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами):
1) материальные расходы, определяемые исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры), и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы продукции, товаров (работ, услуг) и (или) годовых норм материальных ресурсов;
2) средства, направляемые субъектом на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, при наличии документального технического подтверждения необходимости их проведения и сводных сметных расчетов, объектных, локальных и ресурсных смет (отдельно по каждому объекту);
3) выделяемые субъекту субсидии из средств государственного бюджета, которые учитываются в уменьшение затратной части цены, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части цены;
4) на оплату труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством, учитываются при формировании цен, при этом при определении расходов на оплату труда в расчет принимаются фактическая численность персонала (административно-управленческого и производственного) и среднемесячная заработная плата, принятая в действующих ценах, с учетом прогнозируемого изменения уровня инфляции;
5) на амортизационные отчисления, которые определяются с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта, и направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств на реализацию инвестиционных программ (проектов);
6) расходы на выплату вознаграждений за заемные средства на реализацию инвестиционного проекта или приобретение основных средств, задействованных в производстве продукции, товаров (работ, услуг) (в случае отсутствия инвестиционной программы (проекта), при наличии документального подтверждения необходимости их привлечения, условий финансирования потенциальных поставщиков, услуг и возврата заемных ресурсов;
7) на аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги;
8) на оплату за эмиссию в окружающую среду;
9) на обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, учитываемые в расходах периода.
5. При формировании цен субъекта в себестоимости не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к производству (оказанию) продукции, товаров (работ, услуг), а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами), в том числе:
1) амортизационные отчисления основных средств, не используемых при производстве (оказании) продукции, товаров (работ, услуг);
2) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
3) безнадежные долги;
4) штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки;
5) штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
6) убытки от хищений;
7) на содержание не задействованных активов в производстве обслуживающих хозяйств и участков;
8) на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций, учебных заведений, за исключением профессионально-технических училищ;
9) на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;
10) на погашение ссуд, включая беспроцентные, полученных работниками организации на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
11) на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий;
12) на благоустройство садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);
13) на оказание спонсорской помощи;
14) на потери от брака;
15) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъектов товарного рынка, за исключением вахтовой организации производства;
16) на приобретение подарков к юбилейным датам или выдаваемые в виде поощрения работникам;
17) на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачу товарно-материальных ценностей, запасы на складах и другие непроизводительные расходы;
18) на премирование и другие формы стимулирования по итогам работы;
19) на проведение и организацию обучающих курсов, семинаров, тренингов, лекций, выставок, дискуссий, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, за исключением мероприятий, связанных с производственной необходимостью;
20) на членские взносы в общественные организации и ассоциации;
21) на оплату отпусков работников, обучающихся в организациях образования;
22) на оплату путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств субъекта, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профессиональных заболеваний;
23) страховые платежи (взносы, уплачиваемые субъектом по договорам личного и имущественного страхования, заключенных субъектом в пользу своих работников), за исключением установленных законодательством Республики Казахстан обязательных страховых платежей;
24) на оплату дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплату проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно;
25) льготы работникам субъекта, кроме предусмотренных законодательством;
26) на компенсацию стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;
27) отчисления профессиональным союзам на цели, определенные коллективным договором.
6. При определении уровня прибыли, включаемого в обоснованную цену, учитываются средства, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие субъектов.
7. Антимонопольный орган проводит экспертизу цены товара (работы, услуги) в соответствии с настоящими Правилами.
Для проведения экспертизы цен субъекты представляют:
1) информацию об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены, не позднее тридцати календарных дней со дня введения государственной монополию на товары в письменной форме;
2) уведомление в письменной форме не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения.
К уведомлению о предстоящем повышении цен прилагаются:
1) документы, подтверждающие причины повышения (копии соответствующих договоров, подтверждающие повышение стоимости сырья, материалов, услуг);
2) проект цен по каждому виду деятельности;
3) бухгалтерский баланс;
4) отчет о прибылях и убытках;
5) отчет по труду и заработной плате;
6) отчет о производственно-финансовой деятельности;
7) наличие и движение основных средств и нематериальных активов;
8) сводные данные о доходах и расходах, применяемые для расчета проекта цен с расшифровками по статьям затрат в целом по предприятию и отдельно по каждому виду деятельности;
9) сведения о применяемой системе оплаты труда;
10) сведения о применяемых нормах расхода сырья и материалов, нормативной численности работников;
11) учетная политика, в случае ее наличии;
12) инвестиционные программы (проекты), в случае их наличия;
13) годовая смета затрат, направленных на текущий и капитальный ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;
14) годовая смета затрат, направленных на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств;
15) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;
16) документы, подтверждающие планируемый объем реализации - протоколы намерений, договоры, расчеты объемов производства (поставки), данные о проектной мощности и фактическом ее использовании, а также при снижении объемов производства (поставки) субъектами представляется обоснование;
17) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей.