В соответствии с подпунктом 41-56) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые сертификационные требования к эксплуатантам гражданских воздушных судов.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра по инвестициям и | |
развитию Республики Казахстан | Ж. Касымбек |
"СОГЛАСОВАН"
Министр здравоохранения и
социального развития
Республики Казахстан
___________ Е.Дуйсенова
от 25 мая 2015 г.
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной
экономики
Республики Казахстан
___________ Е.Досаев
от 24 апреля 2015 г.
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 153 |
Сертификационные требования
к эксплуатантам гражданских воздушных судов
Глава 1. Общие положения
Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
1. Настоящие сертификационные требования к эксплуатантам гражданских воздушных судов (далее - Сертификационные требования) разработаны в соответствии с подпунктом 41-56) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон).
2. Сертификационные требования устанавливают требования к эксплуатантам воздушных судов (далее – ВС), осуществляющих воздушные перевозки, авиационные работы.
При сертификационном обследовании заявитель продемонстрирует способность и средства, а также финансово-экономическое положение и правоспособность, необходимые для выполнения заявленного вида деятельности.
Несоответствия сертификационным требованиям, выявленные при сертификационном обследовании, подразделяются на три уровня: уровень 1, уровень 2 и уровень 3.
К уровню 1 относится несоответствие сертификационным требованиям, препятствующее осуществлению деятельности.
К уровню 2 относится несоответствие сертификационным требованиям, не препятствующее осуществлению деятельности при условии его устранения в сроки, согласованные с уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, или введения ограничений.
К уровню 3 относится несоответствие сертификационным требованиям, не препятствующее осуществлению деятельности и подлежащее его устранению при совершенствовании производства.
Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 06.03.2023 № 139 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Эксплуатант отвечает следующим минимальным условиям:
1) место нахождения – Республика Казахстан;
2) наличие финансовых ресурсов или доступ к ним, достаточные для начала заявленной деятельности в течении 3 (трех) месяцев без получения прибыли.
4. В зависимости от объема и сложности выполняемых полетов эксплуатант обеспечивает внедрение и поддержание системы управления безопасностью полетов в соответствие с пунктом 2 статьи 59 Закона.
4-1. Эксплуатант обеспечивает внедрение и поддержание системы обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях путем принятия внутренних правил, а также руководства по организации системы управления безопасностью полетов.
Сноска. Требования дополнены пунктом 4-1 в соответствии с приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 06.03.2023 № 139 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Термины и определения, используемые в настоящих Сертификационных требованиях:
1) эксплуатант – физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских ВС и предлагающее свои услуги в этой области;
2) сертификат эксплуатанта гражданских ВС (далее - СЭ) – документ, выданный уполномоченной организацией (уполномоченным органом), удостоверяющий соответствие эксплуатанта Правилам сертификации и выдачи сертификата эксплуатанта гражданских ВС, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 10 ноября 2015 года № 1061 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12452) (далее – Правила сертификации эксплуатанта) и сертификационным требованиям;
3) эксплуатационные спецификации – разрешения, условия и ограничения, связанные с СЭ и зависящие от условий, изложенных в руководстве по производству полетов.
Эксплуатационные спецификации, связанные с СЭ, являются неотъемлемой составной частью разрешения на выполнение полетов эксплуатантом;
4) свидетельство на право выполнения авиационных работ (далее - САР) – документ, выданный уполномоченной организацией (уполномоченным органом), удостоверяющий соответствие эксплуатанта Правилам допуска эксплуатанта к авиационным работам, утвержденным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 октября 2015 года № 1024 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12511) (далее – Правила допуска к авиационным работам) и сертификационным требованиям.
Эксплуатационные спецификации, связанные с САР, являются неотъемлемой составной частью разрешения на выполнение полетов эксплуатантом;
5) руководство по производству полетов – документ, содержащий правила, инструкции и рекомендации для использования эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей;
6) руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания – документ, содержащий описание процедур эксплуатанта, которые обеспечивают возможность управления своевременным и удовлетворительным выполнением всех плановых и неплановых работ по техническому обслуживанию ВС данного эксплуатанта;
7) инструкция по управлению безопасностью полетов эксплуатантов – комплекс мер и правил, направленных на повышение уровня безопасности полетов;
8) техническое обслуживание – комплекс работ, выполняемых на авиационной технике для поддержания летной годности (исправности, работоспособности и правильного функционирования) при подготовке ВС к полету, после полетов, при хранении и транспортировке;
9) пономерная документация – документация, предназначенная для оформления государственной регистрации и годности ВС к полетам, учета наработки и технического состояния ВС, которая действительна только для данного экземпляра ВС, зарегистрированного на заводе-изготовителе под определенным номером;
10) ответственный руководитель – лицо, ответственное за общее управление организацией гражданской авиации, назначенное в качестве ответственного лица перед уполномоченной организацией в отношении выполнения функций подлежащих регулированию и которое обеспечивает операционную деятельность в соответствии с установленными требованиями и стандартами;
11) назначенный руководитель – лицо, ответственное за управление подразделением организации гражданской авиации, отвечающее за обеспечение безопасности полетов, назначенное руководителем организации и согласованное уполномоченной организацией;
12) арендатор – означает сторону, которой сдано в аренду ВС;
13) арендодатель – означает сторону, у которой арендовано ВС;
14) аренда ВС без экипажа – договор аренды ВС, на основании которого ВС эксплуатируется в соответствии с СЭ/САР арендатора;
15) аренда ВС с экипажем – договор аренды ВС с экипажем, на основании которого эксплуатируется в соответствии с СЭ/САР арендодателя, если иное не оговорено договором аренды с эксплуатантом – арендатором;
16) аренда – под арендой понимается договорная сделка, на основе которой лицензированный авиаперевозчик получает полный коммерческий контроль над ВС без передачи права владения.
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).Глава 2. Организационная структура эксплуатанта
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
6. Эксплуатант в зависимости от вида деятельности, типа эксплуатируемых ВС разрабатывает и утверждает перечень необходимых структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру:
1) летную службу;
2) службу по поддержанию летной годности;
3) службу по наземному обслуживанию;
4) службу по безопасности полетов;
5) службу авиационной безопасности;
6) службу бортпроводников;
7) службу подготовки персонала;
8) службу контроля качества;
9) службу по организации и управлению полетами;
10) службу охраны труда или ответственного за состояние охраны труда.
7. Эксплуатант, являющийся субъектом малого предпринимательства, осуществляющий регулярные и нерегулярные перевозки на территории Республики Казахстан, а также авиационные работы, предусматривает в своей структуре летную службу и службу по поддержанию летной годности, а также лиц ответственных за:
1) наземное обслуживание (если применимо);
2) безопасность полетов;
3) авиационную безопасность;
4) организацию работы бортпроводников (если применимо);
5) подготовку персонала (если применимо);
6) контроль качества (если применимо);
7) организацию и управление полетами (если применимо);
8) состояние охраны труда.
Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Эксплуатант собственными силами или на основании договоров с другими организациями проводит следующие виды работ:
1) техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;
2) обработку и анализ полетной информации (если применимо);
3) прохождение медицинского освидетельствования;
4) метеорологическое обеспечение;
5) аэронавигационное обеспечение;
6) обеспечение повышения квалификации авиационного персонала и тренажерной подготовки;
7) обеспечение авиационной безопасности;
8) обеспечение наземного обслуживания (если применимо);
9) обслуживание пассажиров и грузов (если применимо);
10) обеспечение горюче-смазочными материалами;
11) обеспечение бортовым питанием (если применимо);
12) обеспечение организации и управления полетами (если применимо);
13) обеспечение аварийной и поисково-спасательной (если применимо).
Эксплуатант, заключающий договора с другими организациями, на выполнение определенных работ или оказание услуг, сохраняет за собой всю ответственность за качество выполнения договорных работ или услуги в соответствий с договорами.
Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Эксплуатант обеспечивает наличие достаточного количества ВС, необходимых для выполнения объема заявленной деятельности, имеющих действующие сертификаты летной годности.
Не допускается одновременное внесение одного и того же ВС в сертификаты двух и более эксплуатантов.
10. Эксплуатант разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях, где отражены задачи и функции сотрудников и руководителей, которые в совокупности охватывают сферу деятельности эксплуатанта.
11. Эксплуатант располагает производственной базой - собственной или на договорной основе, для организации и оперативного выполнения полетов ВС, выполнения работ по поддержанию летной годности ВС, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно-технической и пономерной документации на основные и комплектующие изделия ВС.
12. Эксплуатант располагает квалифицированным и подготовленным летным, кабинным и наземным персоналом, необходимым для осуществления предполагаемого объема работ.
13. Эксплуатант обеспечивает незамедлительное распространение эксплуатационных директив и другой информации, неисполнение и отсутствие учета которых, влияет на безопасность полетов, всем заинтересованным службам эксплуатанта, а также обеспечивает своевременное внесение изменений и дополнений в эксплуатационную и другую документацию в сфере гражданской авиации.
14. Эксплуатант, выполняющий коммерческие воздушные перевозки или авиационные работы на территории иностранных государств, обеспечивает надежные каналы связи с ВС для оперативного управления и контроля за воздушными перевозками или авиационными работами, а также представляет в уполномоченную организацию ежемесячную информацию о выполненных рейсах, регионах полетов и характере перевозимых грузов.
Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).15. Собственники (владельцы) и эксплуатанты ВС, других объектов и оборудования гражданской авиации застраховывают свою гражданско-правовую ответственность, в том числе перед пассажирами и авиационным персоналом, в соответствие с Законом Республики Казахстан от 1 июля 2003 года "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами" и Законом Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей". Страхование при международных воздушных перевозках осуществляется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
16. Эксплуатант обеспечивает аварийное оповещение при полетах своих ВС в неконтролируемом воздушном пространстве.
Глава 3. Руководящие работники эксплуатанта
Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
17. Эксплуатант предусматривает в зависимости от вида деятельности в штате должности руководителей, ответственных за:
1) летную эксплуатацию;
2) безопасность полетов;
3) поддержание летной годности;
4) подготовку авиационного персонала;
5) наземное обслуживание;
6) менеджмент (контроль) качества;
7) авиационную безопасность.
18. Кандидатуры назначенных руководителей, указанных в подпунктах 1) – 6) пункта 17 Сертификационных требований, при соответствии их квалификации для назначения на соответствующую должность, согласовываются с уполномоченной организацией.
Описание функций и обязанностей назначенных руководителей с их именами и фамилиями, включаются в руководство по производству полетов.
Эксплуатант сообщает уполномоченной организации о любых изменениях функций или смене назначенных руководителей в срок течения 10 календарных дней и обеспечивает контроль в соответствующих областях при отсутствии назначенных руководителей.
Сноска. Пункт 18 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).18-1. Руководящие работники эксплуатанта, ответственные за обеспечение безопасности полетов: руководитель летной службы, руководитель инспекции по безопасности полетов, руководитель по поддержанию летной годности, руководитель службы контроля качества (за исключением легкой и сверхлегкой авиации) соответствуют Квалификационным требованиям к руководящим работникам, ответственным за обеспечение безопасности полетов, согласно приложению 1-1 к Сертификационным требованиям.
Сноска. Требования дополнены пунктом 18-1 в соответствии с приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 06.03.2023 № 139 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).19. Для эксплуатантов, штатная численность сотрудников, которых составляет не более 50 человек, – одно лицо, по согласованию с уполномоченной организацией, занимает две должности (по совмещению) назначенного руководителя (лица).
Сноска. Пункт 19 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).20. Для эксплуатантов, указанных в пункте 19 Сертификационных требований, – ответственный руководитель занимает должность одного назначенного руководителя.
21. В случае, если штатная численность эксплуатанта, составляет более 20 сотрудников, не совмещается одним лицом должностей (назначенных) руководителей у другого эксплуатанта.
Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Система документации эксплуатанта
Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
22. Эксплуатант, выполняющий коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы, обеспечивает разработку и утверждение в уполномоченной организации:
1) руководства по производству полетов согласно структуре, приведенной в приложениях 1 и 2 к Сертификационным требованиям;
2) руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания согласно структуре, приведенной в приложениях 3 и 4 к Сертификационным требованиям;
3) руководства кабинного экипажа (если применимо) согласно типовому содержанию, приведенному в приложении 5 к Сертификационным требованиям;
4) руководства по организации системы управления безопасностью полетов, включая описание системы документации по безопасности полетов, за исключением эксплуатантов самолетов с максимальной сертифицированной взлетной массой 5700 килограмм и менее, и вертолетов с максимальной сертифицированной взлетной массой 3180 килограмм и менее;
5) программы авиационной безопасности;
6) руководства по качеству (если применимо).
Сноска. Пункт 22 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019); с изменением, внесенным приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 06.03.2023 № 139 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Руководства пересматриваются и дополняются в случаях:
приобретения новых типов ВС (в аренду или собственность);
введение в действие уполномоченным органом в сфере гражданской авиации новых нормативных правовых актов, либо внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность эксплуатанта.
Сноска. Пункт 23 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).24. Эксплуатант обеспечивает наличие на борту ВС необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном ВС.
25. При наличии в структуре эксплуатанта собственной организации по техническому обслуживанию эксплуатант внедряет систему управления безопасностью при техническом обслуживании.
Глава 5. Аэронавигационное обеспечение
Сноска. Заголовок главы 5 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
26. Эксплуатант создает службу аэронавигационной информации или назначает ответственное лицо, если аэронавигационное обеспечение осуществляется по договорам с другими организациями.
27. Эксплуатант обеспечивает экипажи действующими документами аэронавигационной информации, полетными и бортовыми радионавигационными картами, бюллетенями предполетной информации или NОТАМ (извещение для пилотов об изменениях в аэронавигационном оборудовании, обслуживании, процедурах, о возможных опасностях в полете), предварительными навигационными расчетами и эксплуатационными минимумами, необходимыми для подготовки и выполнения полетов на заявленных для полетов аэродромах.
28. При использовании пилотажно-навигационных комплексов и навигационных систем, имеющих бортовую базу аэронавигационных данных, эксплуатант обеспечивает их своевременную замену (обновление), применяя базы данных сертифицированных поставщиков на основании заключенных договоров (контрактов).
Глава 6. Организация летной работы эксплуатантов
Сноска. Заголовок главы 6 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
29. Организация летной работы эксплуатанта осуществляется в соответствии с Правилами по организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 307 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10809).
30. Летная служба эксплуатанта обеспечивает:
1) организацию и осуществление подготовки, переподготовки, поддержания и повышения профессионального уровня летного и руководящего состава, допуск летного состава к полетам (включая бортоператоров и бортпроводников, если они входят в состав летной службы);
2) планирование летной работы, рабочего времени и времени отдыха летного состава;
3) формирование экипажей ВС;
4) организацию летно-методической работы, ведение летно-штабной документации и делопроизводства;
5) соблюдение установленных правил и процедур допуска к полетам членов экипажей ВС;
6) проведение предварительной и предполетной подготовки экипажей;
7) систематический контроль и анализ деятельности экипажей;
8) анализ состояния безопасности полетов;
9) анализ материалов полетной информации;
10) профилактические мероприятия по предупреждению авиационных происшествий или инцидентов;
11) актуализацию нормативных актов и других документов, регламентирующих летную деятельность.
31. Авиационный персонал эксплуатанта соответствует квалификационным требованиям, утвержденным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года № 362 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7058).
Глава 7. Организация технического обслуживания и поддержания
летной годности
Сноска. Заголовок главы 7 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
32. Эксплуатант обеспечивает техническое обслуживание и ремонт ВС собственной и (или) по договору с другой организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, имеющей действующий сертификат и (или) решение о признании сертификата иностранной организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, выдаваемые уполномоченной организацией, в соответствии с Правилами сертификации и выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 197 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11722).
Сноска. Пункт 32 – в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.01.2023 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).33. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы весь персонал по техническому обслуживанию проходил первоначальную и последующую подготовку, приемлемую для государства регистрации ВС и соответствующую порученным ему задачам и обязанностям. Такая подготовка охватывает аспекты человеческого фактора и координации деятельности с другим персоналом по техническому обслуживанию и летным экипажем.
34. Эксплуатант обеспечивает техническое обслуживание и ремонт ВС легкой и сверхлегкой авиации, не осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационным персоналом, имеющим действующие свидетельства, выданные в соответствии со статьей 54 Закона, или свидетельства, выданные иностранным государством и признанные в соответствии со статьей 55 Закона.
35. Эксплуатант обеспечивает наличие руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания и своевременное внесение соответствующих поправок. В руководстве эксплуатанта по регулированию технического обслуживания соблюдаются принципы, учитывающие влияние человеческого фактора в авиации.
36. Экземпляры всех поправок незамедлительно направляются всем организациям или лицам, которым было предоставлено руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания.
37. Эксплуатант предоставляет уполномоченной организации и государству регистрации ВС, экземпляры руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания со всеми изменениями и/или пересмотрами, а также обязательными материалами, по требованию уполномоченной организации и/или государство регистрации ВС.
Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).38. Эксплуатант обеспечивает наличие утвержденной государством регистрации ВС программы технического обслуживания ВС и своевременное внесение в нее изменений и дополнений.
39. При разработке и применении эксплуатантом программы технического обслуживания учитываются аспекты человеческого фактора. Экземпляры всех поправок к указанной программе незамедлительно направляются всем организациям и лицам, которым была предоставлена программа технического обслуживания ВС.
40. Программа технического обслуживания каждого ВС содержит следующую информацию:
1) работы по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения с учетом предполагаемого использования ВС;
2) когда это применимо, программу сохранения целостности конструкции;
3) процедуры изменения предписаний, упомянутых в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта, или отклонения от них, утвержденные государством регистрации ВС;
4) когда это применимо и утверждено государством регистрации ВС, описание процедур контроля состояния и программы поддержания надежности систем, агрегатов и двигателей ВС.
41. Работы по техническому обслуживанию и их периодичность, установленные в качестве обязательных при утверждении типовой конструкции или в утвержденных изменениях к программе технического обслуживания, указываются в качестве таковых.
42. Программа технического обслуживания основывается на информации о программе технического обслуживания, предоставляемой государством разработчика или организацией, ответственной за типовую конструкцию, и любом дополнительном соответствующем опыте.
43. Эксплуатант обеспечивает хранение следующих регистрируемых данных:
1) общего времени эксплуатации ВС и всех агрегатов с ограниченным сроком службы (часы, календарный срок, циклы);
2) текущих сведений о соответствии всей обязательной информации о сохранении летной годности;
3) данных о модификациях и ремонтах ВС;
4) времени эксплуатации (часы, календарный срок, циклы) после последнего капитального ремонта ВС или его агрегатов с соблюдением обязательного межремонтного срока службы;
5) текущих сведений о соблюдении программы технического обслуживания ВС;
6) данных о техническом обслуживании ВС, которые свидетельствуют о выполнении всех требований при подписании свидетельства о техническом обслуживании.
Данные, указанные в подпунктах 1) – 5) настоящего пункта, хранятся в течение 90 дней после окончательного снятия с эксплуатации ВС или соответствующего агрегата.
Данные, указанные в подпункте 6) настоящего пункта, хранятся в течение одного года после подписания свидетельства о техническом обслуживании.
44. В случае смены эксплуатанта зарегистрированные данные передаются новому эксплуатанту.
45. Свидетельство о техническом обслуживании оформляется и подписывается, как это предусмотрено государством регистрации ВС, для подтверждения того, что работы по техническому обслуживанию выполнены в соответствии с программой технического обслуживания или другими данными и процедурами, приемлемыми для государства регистрации ВС.
46. Свидетельство о техническом обслуживании содержит подтверждающие данные, включающие:
1) основные сведения о выполненном техническом обслуживании;
2) дату завершения такого технического обслуживания;
3) когда это применимо, данные об утвержденной организации по техническому обслуживанию;
4) данные о лице или лицах, подписавших свидетельство.
47. Эксплуатант самолета, максимальная взлетная сертифицированная масса которого превышает 5700 килограмм и (или) вертолета, максимальная взлетная сертифицированная масса которого превышает 3180 килограмм контролирует, обобщает и оценивает опыт технического обслуживания и эксплуатации в рамках сохранения летной годности и предоставляет информацию, предписанную государством регистрации, а также получает и оценивает сведения и рекомендации в отношении сохранения летной годности, поступающие от организации, ответственной за конструкцию типа, и предпринимает действия, которые считаются необходимыми в соответствии с процедурой, приемлемой для государства регистрации.
48. Эксплуатант в рамках систем обязательного и добровольного оповещения об авиационных событиях, передает в уполномоченную организацию и в организацию, ответственную за типовую конструкцию и поддержание летной годности ВС, информацию об отказах, неисправностях, дефектах и других несоответствиях, оказывающие отрицательное влияние на безопасность полетов. Информация предоставляется не позднее 72 часов с момента события или с момента получения эксплуатантом информации о событии.
Сноска. Пункт 48 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).49. Эксплуатант внедряет систему получения, оценки и учета директив летной годности от государства держателя сертификата типа, эксплуатируемых ВС.
50. Все модификации и ремонты согласовываются с организацией, ответственной за типовую конструкцию. Выполнение крупных модификации и ремонтов утверждаются государством регистрации. Эксплуатант обеспечивает хранение таких данных.
51. Эксплуатант, осуществляющий коммерческие воздушные перевозки, устанавливает массу и центровку каждого ВС путем фактического взвешивания до начала его эксплуатации и данная процедура повторяется каждые 4 года. Если последствия проведения каких-либо модификаций для массы и центровки ВС достоверно неизвестны, ВС подлежат процедуре повторного взвешивания.
Глава 8. Авиационные работы
Сноска. Заголовок главы 8 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
52. Эксплуатант, выполняющий авиационные работы, обеспечивает наличие:
1) ВС, предназначенных и оборудованных для выполнения заявленных видов авиационных работ;
2) персонала, допущенного к выполнению заявленного вида авиационных работ;
3) сертифицированных технических средств для выполнения заявленного вида авиационных работ.
53. Эксплуатант разрабатывает порядок выполнения конкретных видов авиационных работ, а также порядок использования и поддержания в пригодном состоянии временных аэродромов и их оборудования.
54. Эксплуатант устанавливает ограничения на выполнение авиационных работ, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей.
Глава 9. Перевозка опасных грузов
Сноска. Заголовок главы 9 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
55. Для получения права на перевозку опасных грузов эксплуатант обеспечивает наличие:
1) ответственного специалиста, имеющего документ, подтверждающий уровень квалификации по перевозке опасных грузов, а также наделенного правами принимать решения от имени эксплуатанта о допуске (отказе в допуске) к воздушной перевозке опасных грузов и об условиях их перевозки в зависимости от класса (категории) опасных грузов;
2) пилотов, бортинженеров, бортоператоров, бортпроводников, прошедших обучение по перевозке опасных грузов и имеющих действующие документы, подтверждающие допуск к перевозке опасных грузов;
3) ВС, багажно-грузовые отсеки которых отвечают требованиям норм летной годности и позволяют осуществлять безопасную перевозку опасных грузов в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 июня 2017 года № 371 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 15370).
Сноска. Пункт 55 с изменениями, внесенными приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).Глава 10. Авиационная безопасность
Сноска. Заголовок главы 10 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
56. Авиакомпания, выполняющая регулярные воздушные перевозки имеет в своей структуре службу авиационной безопасности.
Эксплуатант, выполняющий авиационные работы и нерегулярные воздушные перевозки, имеет в своей структуре ответственное лицо по авиационной безопасности.
57. Руководителем службы авиационной безопасности авиакомпаний, выполняющих регулярные воздушные перевозки, а также ответственным лицом по авиационной безопасности эксплуатанта, выполняющего нерегулярные перевозки и авиационные работы, назначается гражданин Республики Казахстан, непосредственно подчиненного первому руководителю авиакомпании, назначаемого по согласованию с органами национальной безопасности.
58. Эксплуатант организует подготовку и переподготовку авиационного персонала и других сотрудников, по авиационной безопасности в соответствии с Программой подготовки и переподготовки специалистов служб авиационной безопасности, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 1083 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12568).
Сноска. Пункт 58 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).59. Эксплуатанты гражданских ВС, обеспечивают соблюдение требований по авиационной безопасности, установленных Программой по авиационной безопасности гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2011 года № 973 ДСП.
Сноска. Пункт 59 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 11. Аренда воздушных судов
Сноска. Заголовок главы 11 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
60. При аренде ВС без экипажа эксплуатант (арендатор) вносит соответствующие дополнения в руководящие документы, касающиеся летной эксплуатации и поддержания летной годности арендованного ВС.
61. Порядок допуска эксплуатанта к эксплуатации арендованного ВС без экипажа определяется в соответствии с Правилами сертификации эксплуатанта.
Сноска. Пункт 61 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).62. Срок, на который вносятся ВС в эксплуатационные спецификации, не превышает срок действия соглашения об аренде ВС без экипажа. При продлении срока действия соглашения об аренде ВС без экипажа эксплуатационные спецификации переоформляются и продлеваются на срок действия аренды.
63. ВС, арендованные без экипажа, в том числе арендованные за рубежом, допускаются к полетам только после внесения их в эксплуатационные спецификации сертификата эксплуатанта (свидетельства на право выполнения авиационных работ) в соответствии с Правилами сертификации эксплуатанта (Правилами допуска к авиационным работам).
Сноска. Пункт 63 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).64. Аренда эксплуатантом Республики Казахстан воздушного судна без экипажа, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранным эксплуатантом воздушного судна Республики Казахстан без экипажа осуществляется только при наличии соглашения, заключенного между уполномоченной организацией и компетентным органом иностранного государства, в котором зарегистрировано это воздушное судно, в соответствии с Конвенцией о Международной гражданской авиации. Такое соглашение регистрируется в Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Сноска. Пункт 64 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).65. Аренда эксплуатантом Республики Казахстан воздушного судна с экипажем, принадлежащего гражданам или юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляется на срок действия договора без внесения в сертификат эксплуатанта (свидетельство на выполнение авиационных работ) арендатора.
Сноска. Пункт 65 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).66. Аренда эксплуатантом Республики Казахстан воздушного судна с экипажем, принадлежащего эксплуатанту иностранного государства, допускается по разрешению уполномоченной организации в сфере гражданской авиации в следующей пропорции (за исключением аренды воздушного судна с экипажем, принадлежащего эксплуатанту иностранного государства, используемого исключительно для перевозки грузов): для арендатора, располагающего парком в количестве до пяти воздушных судов, – не более одного воздушного судна и для арендатора, располагающего парком в количестве свыше пяти воздушных судов, – не более двадцати процентов от общего парка воздушных судов, используемых для осуществления регулярных и нерегулярных полетов, и сроком не более двух месяцев в течение одного года без внесения в сертификат эксплуатанта арендатора.
Аренда воздушного судна с экипажем, принадлежащего эксплуатанту иностранного государства, используемого исключительно для перевозки грузов, разрешается эксплуатанту Республики Казахстан в течение трех лет с момента заключения договора об аренде воздушного судна с экипажем при соблюдении следующих условий:
1) на момент начала срока указанной аренды эксплуатант Республики Казахстан осуществляет деятельность воздушного перевозчика не менее десяти лет;
2) преимущественное владение и действительный контроль над эксплуатантом грузового воздушного судна принадлежит Республике Казахстан или ее гражданам;
3) эксплуатант Республики Казахстан ранее не осуществлял аренду воздушного судна с экипажем, принадлежащего эксплуатанту иностранного государства, используемого исключительно для перевозки грузов;
4) общий срок эксплуатации арендуемого воздушного судна не превышает тридцати лет.
Сноска. Пункт 66 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).67. Аренда эксплуатантом Республики Казахстан иностранного ВС с экипажем для осуществления регулярных и нерегулярных полетов допускается при соответствии следующим требованиям:
1) наличие у арендатора действующего СЭ Республики Казахстан;
2) представление договора аренды;
3) наличие у арендатора обязательных видов страхование перед пассажирами и перед третьими лицами;
4) Пассажировместимость и грузоподъемность арендуемого воздушного судна сопоставимо с пассажировместимостью и грузоподъемностью воздушных судов арендатора. При этом пассажиры уведомляются арендатором о том, какой перевозчик фактически выполняет рейс;
5) для арендатора, располагающего парком в количестве до пяти воздушных судов, – не более одного воздушного судна и для арендатора, располагающего парком в количестве свыше пяти воздушных судов, – не более двадцати процентов от общего парка воздушных судов, используемых для осуществления регулярных и нерегулярных полетов;
6) сроком не более двух месяцев в течение одного года без внесения в сертификат эксплуатанта арендатора.
7) наличие у арендатора резервного ВС/резервных ВС;
8) наличие обоснованной причины аренды ВС с экипажем другого эксплуатанта:
замена эксплуатируемого ВС/эксплуатируемых ВС на арендуемое (ые);
продолжение выполнения полетов при физической потере собственного ВС;
запланированный/незапланированный уход на ремонт, техническое обслуживание;
замена ВС для вывоза пассажиров в экстренных случаях.
Сноска. Пункт 67 с изменениями, внесенными приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).68. Уполномоченная организация отзывает ранее выданное эксплуатанту Республики Казахстан разрешение на аренду воздушного судна с экипажем в случаях:
1) несоответствия требованиям по обеспечению безопасности полетов;
2) отсутствия эффективного эксплуатационного контроля со стороны арендатора или арендодателя;
3) отсутствия эффективного надзора со стороны государства, выдавшего сертификат эксплуатанта и сертификат летной годности на арендуемое воздушное судно.
Сноска. Пункт 68 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).69. При аренде ВС с экипажем летная эксплуатация и поддержание летной годности осуществляются в соответствии с сертификатом эксплуатанта арендодателя.
70. ВС арендованные с экипажем в эксплуатационные спецификации сертификата эксплуатанта (свидетельства на выполнение авиационных работ) арендатора не вносятся.
Глава 12. Охрана труда и экологическая безопасность
Сноска. Заголовок главы 12 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26.07.2019 № 559 (вводится в действие с 01.08.2019).
71. Эксплуатант обеспечивает условия труда персонала в соответствии с Трудовым кодексам Республики Казахстан, располагает необходимыми актами по охране труда, разрабатывает и осуществляет организационные и технические мероприятия по охране труда.
72. Эксплуатант обеспечивает соблюдение требований экологической безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании ВС в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области экологической безопасности.
Приложение 1 к Сертификационным требованиям к эксплуатантам гражданских воздушных судов |
Структура Руководства по производству полетов эксплуатантов (для сертификата эксплуатанта)
Сноска. Заголовок приложения 1 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Руководство по производству полетов разрабатывается заявителем в соответствии с действующими правилами, инструкциями и другими нормативными правовыми актами, регулирующими эксплуатацию воздушных судов с использованием в качестве методического пособия документа ИКАО 9376-AN/914 и типового Руководства по производству полетов приведенного:
в Добавлении 2, приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации. Эксплуатация воздушных судов, Часть I. Международный коммерческий транспорт. Самолеты - для заявителей, эксплуатирующих самолеты;
в Добавлении G, приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации. Эксплуатация воздушных судов Часть III. Международные полеты, Вертолеты - для заявителей, эксплуатирующих вертолеты.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Руководство по производству полетов имеет следующую структуру:
Часть А. Общие положения;
Часть В. Информация по эксплуатации воздушного судна;
Часть С. Районы, маршруты и аэродромы;
Часть Д. Подготовка.
3. Для заявителей, эксплуатирующих самолеты, Руководство должно содержать следующую информацию:
Часть А. Общие положения.
Глава 1. Администрация и контроль Руководства по производству полетов.
Глава 2. Инструкции с изложением в общих чертах обязанностей персонала, имеющего отношение к производству полетов.
Глава 3. Информация и политика в отношении контроля утомляемости, включая:
1) правила, касающиеся нормативов полетного времени, служебного полетного времени и служебного времени и требований в отношении времени отдыха членов летного и кабинного экипажей;
2) политику и документацию, касающуюся системы FRMS эксплуатанта.
Глава 4. Перечень навигационного оборудования, которое должно находиться на борту, включая любые требования, касающиеся производства полетов в воздушном пространстве, где предписано использовать навигацию, основанную на характеристиках.
Глава 5. Для соответствующих полетов – подлежащие использованию правила дальней навигации, связанная с отказом двигателя процедура выполнения EDTO, а также назначение и использование запасных аэродромов.
Глава 6. Обстоятельства, при которых необходимо прослушивать радиочастоты.
Глава 7. Метод определения минимальных абсолютных высот полета.
Глава 8. Методы определения эксплуатационных минимумов аэродромов.
Глава 9. Меры предосторожности, принимаемые во время заправки топливом с пассажирами на борту.
Глава 10. Организация и процедуры наземного обслуживания.
Глава 11. Предписанный в Приложении 12 к Конвенции о международной гражданской авиации порядок действий командиров воздушных судов, ставших свидетелями происшествия.
Глава 12. Состав летного экипажа для каждого типа выполняемого полета, в том числе порядок преемственности командования.
Глава 13. Точные инструкции по расчету количества топлива и масла, которое необходимо иметь в баках, учитывая все условия полета, в том числе возможность разгерметизации и отказа на маршруте одного или нескольких двигателей.
Глава 14. Условия, в которых применяется кислород, и запас кислорода.
Глава 15. Указания в отношении контроля за массой и центровкой.
Глава 16. Указания в отношении устранения/предупреждения обледенения и контроля за выполнением этих операций.
Глава 17. Технические требования к рабочему плану полета.
Глава 18. Стандартные эксплуатационные процедуры (SOP) для каждого этапа полета.
Глава 19. Указания в отношении использования обычных контрольных перечней и времени их использования.
Глава 20. Правила вылета в непредвиденных обстоятельствах.
Глава 21. Указания в отношении обеспечения информации об абсолютной высоте и сообщения об абсолютной высоте автоматическими средствами или членами летного экипажа.
Глава 22. Указания в отношении использования автопилотов и автоматов тяги в приборных метеоусловиях.
Глава 23. Указания в отношении уточнения и принятия разрешений Органа обслуживания воздушного движения, в частности разрешений, касающихся пролета местности.
Глава 24. Инструктаж относительно вылета и захода на посадку.
Глава 25. Процедуры ознакомления с районами, маршрутами и аэродромами.
Глава 26. Процедура стабилизированного захода на посадку.
Глава 27. Ограничение высоких скоростей снижения вблизи поверхности.
Глава 28. Необходимые условия для начала или продолжения захода на посадку по приборам.
Глава 29 Указания в отношении выполнения точных и неточных заходов на посадку по приборам.
Глава 30. Распределение обязанностей среди членов летного экипажа и процедуры регулирования рабочей нагрузки на экипаж при выполнении захода на посадку и посадки по приборам в ночное время и приборных метеорологических условиях.
Глава 31. Инструкции и требования к обучению методам предотвращения столкновения исправного воздушного судна с землей, а также принципы использования системы предупреждения о близости земли (GPWS).
Глава 32. Принципы, инструкции, правила и требования к обучению методам предупреждения столкновений и использования бортовой системы предупреждения столкновений (БСПС).
Глава 33. Информация и инструкции, касающиеся перехвата гражданских воздушных судов, в том числе:
a) предписанный в Приложении 2 к Конвенции о международной гражданской авиации порядок действий командиров перехватываемых воздушных судов;
b) визуальные сигналы из Приложения 2 к Конвенции о международной гражданской авиации для использования перехватывающими и перехватываемыми воздушными судами.
Глава 34. Для самолетов, подлежащих эксплуатации на высоте более 15 000 метров (49 000 фут):
a) информация, которая позволит пилоту определить оптимальный ход действий в случае воздействия солнечной космической радиации;
b) порядок действий в случае принятия решения о снижении, предусматривающий:
1) необходимость предупреждения соответствующего органа обслуживания воздушного движения о сложившейся ситуации и получения временного разрешения на снижение;
2) действия, которые следует предпринять, когда невозможно установить связь с органом обслуживания воздушного движения или когда эта связь прервана.
Глава 35. Подробные сведения о системе управления безопасностью полетов.
Глава 36. Информация и инструкции по перевозке опасных грузов, включая действия, которые надлежит предпринять в случае возникновения аварийной ситуации.
Глава 37. Инструкции и указания по безопасности.
Глава 38. Контрольный перечень правил досмотра самолета.
Глава 39. Инструкции и требования к подготовке в области использования расширенных эксплуатационных возможностей для полетов воздушных судов, оборудованных системами автоматической посадки, коллиматорными (HUD) или эквивалентными индикаторами, системами технической визуализации (EVS, SVS или CVS).
Глава 40. Инструкции и требования к подготовке в области использования электронной полетной документации (EFB).
Часть В. Информация по эксплуатации воздушного судна.
Глава 1. Сертификационные ограничения и эксплуатационные ограничения.
Глава 2. Порядок действий летного экипажа в обычной, нештатной и аварийной ситуациях и связанные с ним контрольные карты.
Глава 3. Инструкции по эксплуатации и информации о характеристиках набора высоты со всеми работающими двигателями.
Глава 4. Данные планирования полета для предполетного и полетного планирования с различными установленными значениями тяги/мощности и скорости.
Глава 5. Максимальные значения боковой и попутной составляющих ветра для каждого типа эксплуатируемых самолетов и уменьшенные значения, подлежащие применению с учетом порывов ветра, низкой видимости, состояния поверхности ВПП, опыта экипажа, использования автопилота, нештатных или аварийных ситуаций или любых других связанных с производством полетов факторов.
Глава 6. Инструкции и данные для расчета массы и центровки.
Глава 7. Инструкции по загрузке воздушного судна и швартовке груза.
Глава 8. Системы воздушного судна, соответствующие органы управления и инструкции по их использованию.
Глава 9. Перечень минимального оборудования и перечень отклонений от конфигурации для эксплуатируемых типов самолетов и разрешенных специальных полетов, включая любые требования, касающиеся производства полетов в воздушном пространстве, где предписано использовать навигацию, основанную на характеристиках.
Глава 10. Контрольный перечень аварийного и спасательного оборудования, а также инструкции по его использованию.
Глава 11. Правила аварийной эвакуации, включая специальные процедуры по типам ситуаций, координацию действий экипажа, закрепление за членами экипажа их рабочих мест в аварийной ситуации и аварийные обязанности, порученные каждому члену экипажа.
Глава 12. Порядок действий обслуживающего экипажа в обычной, нештатной и аварийной ситуациях, связанные с ним контрольные карты, а также информация о системах воздушного судна согласно установленным требованиям, включая описание необходимых процедур координации действий летного и обслуживающего экипажей.
Глава 13. Спасательное и аварийное оборудование для различных маршрутов и необходимые процедуры проверки его нормальной работы перед взлетом, включая процедуры определения необходимого и имеющегося запаса кислорода.
Глава 14. Код визуальных сигналов "земля – воздух" из Приложения 12 к Конвенции о международной гражданской авиации для использования оставшимися в живых.
Часть С. Маршруты и аэродромы
Глава 1. Маршрутные справочные данные для обеспечения летного экипажа в каждом полете сведениями о средствах связи, навигационных средствах, аэродромах, заходах на посадку по приборам, прибытиях по приборам и вылетах по приборам, необходимыми для выполнения конкретного полета, и прочими сведениями, которые эксплуатант может счесть необходимыми для правильного выполнения полетов.
Глава 2. Минимальные абсолютные высоты полета на каждом намеченном маршруте.
Глава 3. Эксплуатационные минимумы каждого из аэродромов, которые предполагается использовать в качестве аэродромов намеченной посадки или запасных аэродромов.
Глава 4. Информация об увеличении эксплуатационных минимумов аэродромов в случае ухудшения работы средств обеспечения захода на посадку или аэродромных средств.
Глава 5. Необходимая информация для соблюдения всех профилей полетов, предусмотренных правилами, включая, в числе прочего, определение:
1) требований к длине ВПП при взлете в случае сухой, влажной и загрязненной поверхности ВПП, в том числе требований, обусловленных отказами систем, которые влияют на взлетную дистанцию;
2) ограничений набора высоты при взлете;
3) ограничений набора высоты при полете по маршруту;
4) ограничений набора высоты при заходе на посадку и посадке;
5) требований к длине ВПП при посадке в случае сухой, влажной и загрязненной поверхности ВПП, в том числе при отказах систем, которые влияют на посадочную дистанцию;
6) дополнительной информации, например ограничений скорости пневматика.
Глава 6. Инструкции относительно определения эксплуатационных минимумов аэродромов для заходов на посадку по приборам с использованием HUD и EVS, SVS или CVS.
Часть D. Подготовка.
Глава 1. Подробные сведения о программе подготовки летного экипажа.
Глава 2. Подробные сведения о программе подготовки бортпроводников к выполнению обязанностей.
Глава 3. Подробные сведения о программе подготовки сотрудника по обеспечению полетов/диспетчера, выполняющего свои функции в соответствии с методом осуществления контроля за производством полетов.
Глава 4. Программа подготовки авиационного персонала для перевозки опасных грузов.
Глава 5. Программа подготовки авиационного персонала по авиационной безопасности.
4. Для заявителей, эксплуатирующих вертолеты, Руководство должно содержать следующую информацию:
Часть А. Общие положения
Глава 1. Администрация и контроль Руководства по производству полетов.
Глава 2. Инструкции с изложением в общих чертах обязанностей персонала, имеющего отношение к производству полетов.
Глава 3. Правила нормирования полетного времени и служебного полетного времени и правила, предусматривающие достаточное время отдыха для членов летного экипажа и бортпроводников.
Глава 4. Перечень навигационного оборудования, которое должно находиться на борту, включая любые требования, касающиеся производства полетов в воздушном пространстве, где предписано использовать навигацию, основанную на характеристиках.
Глава 5. Обстоятельства, при которых необходимо прослушивать радиочастоты.
Глава 6. Метод определения минимальных абсолютных высот полета.
Глава 7. Методы определения эксплуатационных минимумов вертодромов.
Глава 8. Меры предосторожности, принимаемые во время заправки топливом с пассажирами на борту.
Глава 9. Организация и процедуры наземного обслуживания.
Глава 10. Предписанный в Приложении 12 к Конвенции о международной гражданской авиации порядок действий командиров воздушных судов, ставших свидетелями происшествия.
Глава 11. Состав летного экипажа для каждого типа выполняемого полета, в том числе порядок преемственности командования.
Глава 12. Точные инструкции по расчету количества топлива и масла, которое необходимо иметь в баках, учитывая все условия полета, в том числе возможность разгерметизации и отказа на маршруте одного или нескольких двигателей.
Глава 13. Условия, в которых применяется кислород, и запас кислорода.
Глава 14. Указания в отношении контроля за массой и центровкой.
Глава 15. Указания в отношении устранения/предупреждения обледенения и контроля за выполнением этих операций.
Глава 16. Технические требования к рабочему плану полета.
Глава 17. Стандартные эксплуатационные процедуры (SOP) для каждого этапа полета.
Глава 18. Указания в отношении использования обычных контрольных перечней и времени их использования.
Глава 19. Правила вылета в непредвиденных обстоятельствах.
Глава 20. Указания в отношении обеспечения информации об абсолютной высоте.
Глава 21. Указания в отношении уточнения и принятия разрешений органа обслуживания воздушного движения, в частности разрешений, касающихся пролета местности.
Глава 22. Инструктаж относительно вылета и захода на посадку.
Глава 23. Ознакомление с маршрутом и пунктом назначения.
Глава 24. Необходимые условия для начала или продолжения захода на посадку по приборам.
Глава 25. Указания в отношении выполнения точных и неточных заходов на посадку по приборам.
Глава 26. Распределение обязанностей среди членов летного экипажа и процедуры регулирования рабочей нагрузки на экипаж при выполнении захода на посадку и посадки по приборам в ночное время и приборных метеорологических условиях.
Глава 27. Информация и инструкции, касающиеся перехвата гражданских воздушных судов, в том числе:
1) предписанный в Приложении 2 к Конвенции о международной гражданской авиации порядок действий командиров перехватываемых воздушных судов;
2) визуальные сигналы из Приложения 2 Конвенции о международной гражданской авиации для использования перехватывающими и перехватываемыми воздушными судами.
Глава 28. Подробные сведения о системе управления безопасностью полетов.
Глава 29. Информация и инструкции по перевозке опасных грузов, включая действия, которые надлежит предпринять в случае возникновения аварийной ситуации.
Глава 30. Инструкции и указания по безопасности.
Глава 31. Контрольный перечень правил досмотра вертолета.
Глава 32. Инструкции и требования к подготовке в области использования расширенных эксплуатационных возможностей для полетов воздушных судов, оборудованных системами автоматической посадки, коллиматорными (HUD) или эквивалентными индикаторами, системами технической визуализации (EVS, SVS или CVS).
Глава 33. Инструкции и требования к подготовке в области использования электронной полетной документации (EFB).
Часть В. Информация по эксплуатации воздушного судна.
Глава 1. Сертификационные ограничения и эксплуатационные ограничения.
Глава 2. Порядок действий летного экипажа в обычной, нештатной и аварийной ситуациях и связанные с ним контрольные карты.
Глава 3. Данные планирования полета для предполетного и полетного планирования с различными установленными значениями тяги/мощности и скорости.
Глава 4. Инструкции и данные для расчета массы и центровки.
Глава 5. Инструкции по загрузке воздушного судна и швартовке груза.
Глава 6. Системы воздушного судна, соответствующие органы управления и инструкции по их использованию.
Глава 7. Перечень минимального оборудования для эксплуатируемых типов вертолетов и разрешенных специальных полетов, включая любые требования, касающиеся производства полетов в воздушном пространстве, где предписано использовать навигацию, основанную на характеристиках.
Глава 8. Контрольный перечень аварийного и спасательного оборудования, а также инструкции по его использованию.
Глава 9. Правила аварийной эвакуации, включая специальные процедуры по типам ситуаций, координацию действий экипажа, закрепление за членами экипажа их рабочих мест в аварийной ситуации и аварийные обязанности, порученные каждому члену экипажа.
Глава 10. Порядок действий кабинного экипажа в обычной, нештатной и аварийной ситуациях, связанные с ним контрольные карты, а также информация о системах воздушного судна согласно установленным требованиям, включая описание необходимых процедур координации действий летного и обслуживающего экипажей.
Глава 11. Спасательное и аварийное оборудование для различных маршрутов и необходимые процедуры проверки его нормальной работы перед взлетом, включая процедуры определения необходимого и имеющегося запаса кислорода.
Глава 12. Код визуальных сигналов "земля – воздух" из Приложения 12 к Конвенции о международной гражданской авиации для использования оставшимися в живых.
Часть С. Маршруты и аэродромы.
Глава 1. Маршрутные справочные данные для обеспечения летного экипажа в каждом полете сведениями о средствах связи, навигационных средствах, аэродромах, заходах на посадку по приборам, прибытиях по приборам и вылетах по приборам, необходимыми для выполнения конкретного полета, и прочими сведениями, которые эксплуатант может счесть необходимыми для правильного выполнения полетов.
Глава 2. Минимальные абсолютные высоты полета на каждом намеченном маршруте.
Глава 3. Эксплуатационные минимумы каждого из вертодромов, которые предполагается использовать в качестве вертодромов намеченной посадки или запасных вертодромов.
Глава 4. Информация об увеличении эксплуатационных минимумов вертодромов в случае ухудшения работы средств обеспечения захода на посадку или вертодромных средств.
Глава 5. Инструкции относительно определения эксплуатационных минимумов аэродромов для заходов на посадку по приборам с использованием HUD и EVS, SVS или CVS.
Часть Д. Подготовка.
Глава 1. Подробные сведения о программе подготовки летного экипажа и предъявляемые требования.
Глава 2. Подробные сведения о программе подготовки бортпроводников к выполнению обязанностей.
Глава 3. Подробные сведения о программе подготовки сотрудника по обеспечению полетов/диспетчера, выполняющего свои функции в соответствии с методом осуществления контроля производства полетов.
Глава 4. Программа подготовки авиационного персонала для перевозки опасных грузов.
Глава 5. Программа подготовки авиационного персонала по авиационной безопасности.
Приложение 1-1 к Сертификационным требованиям к эксплуатантам гражданских воздушных судов |
Квалификационные требования
к руководящим работникам, ответственным за обеспечение безопасности полетов
Сноска. Требования дополнены приложением 1-1 в соответствии с приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 06.03.2023 № 139 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Руководителем летной службы назначается лицо, отвечающее следующим минимальным квалификационным требованиям:
1) наличие профессионального (летного) образования;
2) наличие трудового стажа на командно-летных должностях не менее 3 лет.
2. Руководителем инспекции по безопасности полетов назначается лицо, отвечающее следующим минимальным квалификационным требованиям:
1) наличие профессионального (летного или авиационно-технического) образования;
2) наличие трудового стажа на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет;
3) прохождение курсов профессиональной подготовки по направлению профессиональной деятельности.
3. Руководителем по поддержанию летной годности, назначается лицо, отвечающее следующим минимальным квалификационным требованиям:
1) наличие профессионального (авиационно-технического) образования;
2) трудовой стаж на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет;
3) прохождение курсов по профессиональной подготовке по направлению профессиональной деятельности.
4. Руководителем службы контроля качества назначается лицо, отвечающее следующим минимальным квалификационным требованиям:
1) наличие высшего или профессионального образования;
2) наличие трудового стажа в отрасли гражданской авиации не менее 5 лет;
3) наличие трудового стажа на руководящих должностях в авиации не менее 3 лет;
4) прохождение специальных курсов по профессиональной подготовке по направлению профессиональной деятельности.
Приложение 2 к сертификационным требованиям к эксплуатантам гражданских воздушных судов |
Структура Руководства по производству полетов эксплуатантов (для свидетельства на право выполнения авиационных работ)
Сноска. Заголовок приложения 2 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Типовое руководство по производству полетов разрабатывается заявителем в соответствии с действующими правилами, инструкциями и другими нормативными правовыми актами в сфере гражданской авиации Республики Казахстан.
1. Руководство должно содержать следующую информацию:
1) оглавление;
2) страница учета поправок и перечень действующих страниц;
3) служебные обязанности, ответственность и субординация руководящего и эксплуатационного персонала;
4) система управления безопасностью полетов эксплуатанта (воздушные суда с сертифицированной взлетной массой более 5700 килограмм);
5) система руководства полетами и виды работ;
6) правила в отношении перечня минимального оборудования воздушного судна (MEL, когда применяются);
7) метеорологические ограничения;
8) ограничения полетного и рабочего времени;
9) чрезвычайные ситуации в полете;
10) анализ авиационных происшествий и инцидентов;
11) квалификация и подготовка персонала;
12) ведение учетной документации;
13) описание системы управления техническим обслуживанием;
14) эксплуатационные ограничения летно-технических характеристик воздушных судов;
15) производство полетов в нормальных условиях;
16) стандартные эксплуатационные процедуры (SOP);
17) использование/защита записей FDR/CVR (где применимо);
18) обработка опасных грузов;
19) Инструкции и требования к подготовке в области использования расширенных эксплуатационных возможностей для полетов воздушных судов, оборудованных системами автоматической посадки, коллиматорными (HUD) или эквивалентными индикаторами, системами технической визуализации (EVS, SVS или CVS).
20) Инструкции и требования к подготовке в области использования электронных полетных планшетов (EFB).
Приложение 3 к Сертификационным требованиям к эксплуатантам гражданских воздушных судов |
Структура Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания эксплуатантов (для сертификата эксплуатанта)
Сноска. Заголовок приложения 3 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (далее - Руководство) содержит следующую информацию:
1. Общие положения:
1) декларация, подписанная ответственным руководителем, о соответствии деятельности по поддержанию летной годности сертификационным требованиям, положениям Руководства и обязательство поддерживать это соответствие постоянно;
2) организационная структура с указанием иерархии подчиненности должностных лиц;
3) общее описание рабочих (офисных) помещений;
4) область деятельности по регулированию технического обслуживания;
5) руководящий персонал с указанием имен и должностей ответственного руководителя, персонала, несущего ответственность в отношении постоянного соответствия организации установленным требованиям, а также сведения по персоналу, участвующему в регулировании технического обслуживания;
6) процедура уведомления компетентного органа о происходящих изменениях вида деятельности, адреса эксплуатанта, состава его персонала;
7) процедуры внесения изменений в Руководство.
2. Часть 1. Процедуры по поддержанию летной годности:
1) использование технического бортжурнала и приложения перечня допустимых неисправностей (MEL);
2) программа технического обслуживания воздушных судов – разработка, внесение и утверждение изменений и дополнений;
3) ведение и архивное хранение учетных сведений по поддержанию летной годности и технических документов эксплуатанта;
4) применение и контроль директив летной годности;
5) анализ эффективности программы технического обслуживания, процедуры (политика) в области выполнения необязательных доработок (модификаций);
6) стандарты осуществления значительных модификаций;
7) донесение о выявленных неисправностях и дефектах;
8) деятельность по технологическому обеспечению;
9) программа контроля уровня надежности;
10) подготовка к полету;
11) взвешивание воздушных судов;
12) контрольные полеты.
3. Часть 2. Система качества:
1) политика качества, план и процедуры аудитов по поддержанию летной годности;
2) мониторинг видов деятельности по поддержанию летной годности;
3) контроль, подтверждающий, что техническое обслуживание осуществляется утвержденными организациями по техническому обслуживанию;
4) мониторинг эффективности программы технического обслуживания;
5) контроль, подтверждающий, что техническое обслуживание осуществляется в соответствии с договорами с организациями по техническому обслуживанию;
6) персонал, выполняющий аудиты в рамках системы качества.
4. Часть 3. Техническое обслуживание по контракту:
1) процедуры отбора подрядчика на техническое обслуживание;
2) аудит воздушных судов в рамках системы качества.
5. Часть 4. Приложения:
1) образцы документов;
2) список субподрядчиков;
3) перечень утвержденных организаций по техническому обслуживанию, с которыми заключены договора на техническое обслуживание;
4) копии договоров на субподрядные работы;
5) копии договоров с утвержденными организациями по техническому обслуживанию.
Приложение 4 к сертификационным требованиям к эксплуатантам гражданских воздушных судов |
Структура Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания эксплуатантов (для свидетельства на право выполнения авиационных работ)
Сноска. Заголовок приложения 4 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (далее – Руководство) содержит следующую информацию:
1. Статус ревизий и перечень действующих страниц.
2. Декларация, подписанная ответственным руководителем, о соответствии деятельности по поддержанию летной годности сертификационным требованиям, положениям Руководства и обязательство поддерживать это соответствие постоянно.
3. Описание типов и моделей воздушных судов, на которые распространяется руководство.
4. Организационная структура и количество персонала организации по поддержанию летной годности.
5. Сведения по руководящему персоналу с указанием имени и должности ответственного руководителя, персонала, несущего ответственность в отношении постоянного соответствия организации установленным требованиям, а также сведения по персоналу, участвующему в регулировании технического обслуживания.
6. Процедура поддержания квалификации персонала по поддержанию летной годности.
7. Процедура обеспечения выполнения технического обслуживания собственной организацией с привлечением или без привлечения стороннего персонала или по договору с внешней организацией.
8. Процедура контроля квалификации собственного или привлеченного персонала, выполняющего техническое обслуживание.
9. Процедура обеспечения собственными или по договору помещениями для выполнения технического обслуживания.
10. Процедура обеспечения собственными силами или по договору инструментом и оборудованием для выполнения технического обслуживания.
11. Процедура разработки, утверждения и внесение изменений и дополнений в программу технического обслуживания.
12. Процедура планирования технического обслуживания.
13. Процедура учета ресурсных агрегатов.
14. Процедура заключения договора по взаимодействию и координации эксплуатанта с внешней организацией, в случае выполнения технического обслуживания по контракту с внешней организацией.
15. Процедура получения, оценки и учета обязательной информации по поддержанию летной годности от государства держателя сертификата типа/разработчика.
16. Процедура получения, оценки и учета информации по поддержанию летной годности от держателя сертификата типа/разработчика.
17. Процедура обеспечения наличия документации по поддержанию летной годности (регламенты, технологические указания, каталоги и т.п.).
18. Процедура контроля и устранения дефектов и неисправностей в эксплуатации.
19. Процедура выполнения модификаций воздушных судов, обеспечение соблюдения требований по утверждению и контролю выполнения выполнением.
20. Процедуры ведения и архивного хранения учетных сведений по поддержанию летной годности и технических документов эксплуатанта.
21. Процедура контроля запчастей и материалов, их учет и хранение.
22. Процедура донесения о дефектах, неисправностях и происшествиях, связанных с летной годностью воздушных судов.
23. Описание системы качества.
Приложение 5 к Сертификационным требованиям к эксплуатантам гражданских воздушных судов |
Типовое содержание руководства кабинного экипажа
Сноска. Сертификационные требования дополнены Приложением 5 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30.06.2017 № 422 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 22.09.2022 № 525 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Обязанности кабинного экипажа
2. Структура Руководства и его составление
3. Процедуры, выполняемые экипажем
4. Доступ в кабину летного экипажа
5. Процедура обеспечения безопасности в кабине летного экипажа
6. Процедура обеспечения стерильности в кабине летного экипажа
7. Связь с экипажем
8. Координация действий экипажа
9. Кабинный экипаж
10. Информация для пассажиров
11. Инструктаж при полетах увеличенной дальности, выполняемых над водной поверхностью (если применимо)
12. Использование кислородной системы (если применимо)
13. Световые табло безопасности
14. Пассажиры – лица с инвалидностью, младенцы и дети
15. Положения о пассажирах
16. Процедуры безопасности
17. Двери
18. Медикаменты
19. Электронные устройства
20. Опасные грузы
21. Освещение
22. Турбулентность
23. Выживание
24. Захват самолета
25. Оружие
26. Заболевания/Повреждения
27. Кислород: Использование и показания (при наличии кислорода на борту)
28. Противопожарные меры и контроль
29. Процедуры эвакуации
30. Описание ВС
31. Аварийное - спасательное оборудование ВС
32. Выходы на уровне пола
33. Эвакуационные трапы
34. Аварийные выходы через окно
35. Встроенный трап (подфюзеляжные трапы)
36. Трап в хвостовом обтекателе
37. Аварийные выходы в кабине летного экипажа
38. Пути эвакуации, кроме салона
39. Другие выходы
40. Предохранительные ленты дверного проема
41. Процедуры в случае нерабочей двери
42. Рабочее место кабинного экипажа
43. Электрическое оборудование
44. Аварийное освещение
45. Система громкой и внутренней связи
46. Сигналы эвакуации
47. Кислородные системы (при наличии системы на борту)
48. Переносное кислородное оборудование
49. Система фиксации кухонного оборудования
50. Ограничительные крепления багажа
51. Дымовая пожарная сигнализация (детекторы дыма)
52. Двери контейнеров для мусора
53. Верхняя/нижняя палуба
54. Лифты
55. Подушки кресел как плавсредства
56. Спасательные жилеты
57. Спасательные плоты и надувные трапы
58. Нерабочее оборудование
59. Огнетушители/Защитное дыхательное оборудование (PBE)
60. Противодымные устройства (экраны)
61. Аптечка первой помощи/ Медицинский комплект.