В соответствии с подпунктом 41-36) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила по организации леткой работы в гражданской авиации Республики Казахстан.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитии Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на офицальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитие Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию | |
Республики Казахстан | А. Исекешев |
Утверждены приказом Министра по инвестиции и развитию Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 307 |
Правила
по организации летной работы в гражданской авиации
Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 443 (вводится в действие с 01.08.2019).
1. Правила по организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-36) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
2. Настоящие Правила определяют порядок организации летной работы в гражданской авиации и являются обязательными для эксплуатантов гражданских воздушных судов, осуществляющих воздушные перевозки и авиационные работы, полеты в целях авиации общего назначения на воздушных судах с сертифицированной взлетной массой более 5700 килограмм и воздушных судах с газотурбинными двигателями независимо от взлетной массы.
3. Организация летной работы включает:
1) планирование летной работы;
2) профессиональную подготовку летного состава;
3) допуск летного состава к полетам;
4) формирование экипажей воздушных судов;
5) квалификационные проверки летного состава;
6) тренировку летного состава;
7) разборы полетов;
8) анализ и контроль организации летной работы и безопасности полетов;
9) летно-методическую работу.
4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) авиакомпания - юридическое лицо, имеющее сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов;
2) авиационный персонал - физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию воздушных судов, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением;
3) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
4) предварительная подготовка - основной вид подготовки экипажа к полету (полетам), в процессе которой проводятся изучение материалов, подготовка документов, отработка действий и контроль готовности экипажа к выполнению задания на полет;
5) особо важные полеты - статус, присваиваемый уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами полетам воздушных судов, а также маршрутам (рейсам) их следования при воздушных перевозках охраняемых лиц Республики Казахстан;
6) командир воздушного судна - физическое лицо, прошедшее соответствующее обучение, имеющее свидетельство пилота и допуск на право самостоятельного управления воздушным судном данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажа по организации и выполнению полетов;
7) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющееся членом летного экипажа;
8) должностное лицо - лицо, постоянно или временно занимающее должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
9) предполетная подготовка - этап подготовки экипажа к выполнению предстоящего полета, содержащий операции с момента явки в аэродромный диспетчерский пункт (Briefing) (при авиационных работах - на рабочий аэродром) до момента запуска двигателя воздушного судна для полета;
10) летное подразделение - структурное подразделение организации гражданской авиации, задачей которого является организация летной работы, подготовка и выполнение полетов;
11) летная тренировка - процесс обучения летного состава в целях приобретения (восстановления) и поддержания навыков летной работы;
12) летная работа - работа, проводимая летным составом по выполнению задания на полет;
13) организация летной работы - система мероприятий по планированию летной работы и управлению летными подразделениями и экипажами воздушных судов гражданской авиации для обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;
14) планирование летной работы - выработка порядка, последовательности и эффективных методов выполнения перспективных, текущих и оперативных планов работы летного состава организаций гражданской авиации в установленные сроки;
15) безопасность полета - комплекс мер, обеспечивающих безопасное проведение полетов, при котором риск причинения вреда жизни или здоровью людей или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;
16) летный состав - члены летного экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования;
17) летно-инструкторский состав - лица авиационного персонала гражданской авиации, занимающие должность инструктора, имеющие допуск к инструкторской работе по специальности, типу воздушного судна и действующее свидетельство авиационного персонала гражданской авиации;
18) летная проверка - процесс определения уровня знаний и навыков экипажа (членов экипажа);
19) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;
20) член экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, назначенное для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение полетного времени;
21) разбор полетов в экипаже - анализ командиром воздушного судна (проверяющим) качества выполнения задания на полет каждым членом экипажа в целях совершенствования профессиональной подготовки членов экипажа, устранения и предупреждения отклонений в работе экипажа после доклада каждого члена экипажа.
Глава 2. Порядок организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 443 (вводится в действие с 01.08.2019).
Параграф 1. Планирование летной работы
5. Целью планирования летной работы является обеспечение
безопасности и регулярности полетов.
6. Планирование летной работы осуществляется в целях:
1) формирования и совершенствования процесса организации летной работы;
2) проведения профилактической работы по предупреждению
авиационных происшествий и инцидентов, происходящих по вине летного
состава;
3) подготовки необходимого количества летного состава с требуемым уровнем профессиональной подготовки;
4) развития учебно-методической базы и повышения эффективности ее использования в системе профессиональной подготовки летного состава.
7. Планирование летной работы осуществляется в соответствии с приказами, указаниями и рекомендациями, а также согласно перспективным, текущим, оперативным (месячным, суточным) планами работы авиакомпании (эксплуатанта) с учетом данных анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов за истекший период.
При планировании летной работы в авиакомпании (эксплуатантом) детально разрабатываются:
1) годовой план основных мероприятий по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов;
2) годовой план - график проверок подразделений (экипажей).
8. Планы разрабатываются руководителем по организации летной работы (руководителем отдела тренинга) с привлечением необходимых специалистов и утверждаются руководителем авиакомпании (эксплуатантом).
9. Годовой план основных мероприятий по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов предусматривает:
1) формирование и совершенствование процесса организации летной работы;
2) построение целевой профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и их предпосылок, происходящих по вине летного состава;
3) развитие учебно-методической работы и повышение эффективности ее использования в системе профессиональной подготовки летного состава.
10. Годовой план-график проверок подразделений (экипажей), работающих в отрыве от базового аэродрома, составляется на период выполнения работ.
11. В летной службе авиакомпании (эксплуатанта) разрабатываются:
1) годовой план основных мероприятий по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов;
2) годовой план - график подготовки, тренировок и проверок летного, летно-инструкторского состава летной службы и проверок подразделений (экипажей);
3) ежемесячный план работы летной службы.
Планы разрабатываются руководителем летной службы с привлечением необходимых специалистов и утверждаются руководителем авиакомпании (эксплуатанта).
12. Годовой план основных мероприятий летной службы предусматривает:
1) совершенствование процессов организации летной работы;
2) развитие летно-методической базы и ее использование в процессе профессиональной подготовки летного состава;
3) разработку направлений целевой профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов;
4) организацию подготовки необходимого количества экипажей с требуемым уровнем профессиональной подготовки.
13. Годовой план - график подготовки, тренировок и проверок содержит сведения по:
1) руководителю летного подразделения;
2) заместителю руководителя летной службы;
3) старшим авиационным специалистам летной службы;
4) местоположению проверяемых подразделений (экипажей) с датами (периодом) проверки.
При наличии в авиакомпании (у эксплуатанта) одной летной службы без других летных подразделений дополнительно учитываются сведения на остальной летный и летно—инструкторский состав.
14. План работы летной службы составляется на каждый месяц и предусматривает проведение организационных и летно-методических мероприятий по обеспечению безопасности полетов и качества организации летной работы.
15. Контроль выполнения планов осуществляет руководитель летной службы.
16. В летном подразделении разрабатываются:
1) годовой план - график подготовки, тренировки и проверок;
2) план-график работы подразделения;
3) ежемесячный план - график работы и отдыха летного состава.
Планы разрабатываются руководителем летного подразделения с привлечением необходимых специалистов и утверждаются руководителем летной службы авиакомпании (эксплуатанта).
17. Годовой план-график подготовки, тренировок и проверок содержит сведения на следующий летно-инструкторский и летный состав подразделения:
1) руководителя летного подразделения;
2) пилотов - инструкторов;
3) командиров и членов экипажей.
18. План - график работы подразделения на месяц предусматривает проведение организационных, летно-методических мероприятий и мероприятий по обеспечению безопасности полетов.
19. Контроль за выполнения планов осуществляет руководитель летного подразделения.
20. Оперативное планирование полетов осуществляется отделом планирования летной службы (службой обеспечения полетов), на основании расписаний движения воздушных судов, заявок на выполнение авиационных работ и на выполнение специальных рейсов, тренировочных и других полетов и необходимые данные для составления сводного оперативного плана представляются в центральную диспетчерскую службу авиакомпании (эксплуатанта).
21. Оперативное планирование полетов на авиационных работах осуществляется согласно заявке организации - заказчика авиационных работ, в зависимости от готовности воздушных судов, экипажей, инженерно-технического персонала и других служб, обеспечивающих полеты на авиационных работах.
22. Оперативный план полетов согласовывается с руководителями служб, обеспечивающих полеты, и утверждается руководителем авиакомпании (эксплуатанта).
23. Контроль выполнения оперативного плана и организации взаимодействия служб осуществляет руководитель службы обеспечения полетов авиакомпании (эксплуатанта).
Параграф 2. Профессиональная подготовка летного состава
24. Профессиональная подготовка летного состава проводится согласно Правилам профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 г № 159 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10562), в целях получения, поддержания уровня профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий членов экипажа, обеспечивающих безопасность полетов в ожидаемых условиях и особых ситуациях.
25. Программы и периодичность осуществления профессиональной подготовки летного состава определяются Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденными приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 г № 764 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8785).
26. Профессиональная подготовка летного состава включает:
1) первоначальную подготовку;
2) переподготовку на другой тип воздушного судна (далее - ВС);
3) поддержание квалификации летного состава.
27. Первоначальная подготовка проводится в целях получения и закрепления профессиональных знаний и навыков, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым при выдаче свидетельств (сертификатов) авиационным специалистам.
28. Переподготовка на другой тип ВС проводится в целях получения и закрепления профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в качестве члена экипажа на новом типе ВС.
29. Переподготовка на другой тип ВС проводится в сертифицированных авиационных учебных центрах, в том числе и иностранного государства, признанных уполномоченной организацией.
Сноска. Пункт 29 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 443 (вводится в действие с 01.08.2019).30. Поддержание квалификации летного состава состоит из тренажерной и летной подготовки. Тренажерная подготовка осуществляется на следующих типах тренажеров:
1) специализированные тренажеры членов экипажа;
2) тренажеры кабинных процедур;
3) комплексные пилотажные тренажеры;
4) тренажеры аварийного покидания.
31. Специализированный тренажер члена экипажа применяется для закрепления полученных знаний, отработки навыков и умений эксплуатации систем ВС, а также взаимодействия в различных эксплуатационных условиях на рабочем месте члена экипажа.
32. Специализированный тренажер пилота применяется для закрепления знаний и отработки практических навыков, необходимых при взлете, полете по маршруту и заходе на посадку с использованием различных радиотехнических систем.
33. Специализированный тренажер штурмана применяется для закрепления знаний и отработки практических навыков выполнения процедур по правилам самолетовождения и навигации.
34. Специализированный тренажер бортинженера применяется для закрепления знаний и отработки практических навыков летной эксплуатации систем ВС в различных условиях эксплуатации.
35. Тренажер кабинных процедур применяется в целях:
1) отработки элементов взаимодействия при предстартовой подготовке членов экипажа, подготовке и проверке систем ВС перед запуском двигателей;
2) отработки элементов взаимодействия в экипаже при выполнении и контроле операций согласно контрольным листам и картам контрольной проверки;
3) отработки навыков и элементов взаимодействия в экипаже при запуске двигателей, после запуска, выполнении работ перед выруливанием, на предварительном и исполнительном старте, после посадки, перед выключением двигателей и после их выключения.
36. Комплексный пилотажный тренажер предназначен для подготовки экипажей в полном объеме их функциональных обязанностей по летной эксплуатации ВС конкретного типа.
37. Тренажер аварийного покидания предназначен для закрепления знаний и отработки навыков по эксплуатации аварийно-спасательного снаряжения, а также для взаимодействия обучаемого с другими членами экипажа при вынужденной посадке и аварийном покидании ВС.
38. Летная подготовка выполняется в целях поддержания и совершенствования навыков управления ВС в различных условиях полета и включает:
1) выполнение командиром воздушного судна (далее - КВС) в сложных метеорологических условиях на ВС или комплексном тренажере не менее трех заходов в течение шести месяцев самостоятельно или с инструктором на борту;
2) выполнение КВС не менее трех заходов соответствующих присвоенному минимуму в реальных метеорологических условиях или с применением системы имитации видимости, на ВС или комплексном тренажере в течение двенадцати месяцев от даты присвоения минимума, либо от даты контрольно-проверочного полета на восстановление (подтверждение) минимума, из общего числа заходов на посадку один заход выполняется в автоматическом режиме (на воздушных судах, оборудованных автоматическими системами);
3) выполнение КВС двух полетов по маршруту в течение двенадцати месяцев в объеме не менее трех часов в реальных метеорологических условиях, соответствующих минимуму КВС по видимости (на воздушных судах, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов на предельно-малых и малых высотах).
39. КВС, имеющему минимум для взлета по видимости 200 метров и менее, для подтверждения минимума необходимо выполнить в течение двенадцати месяцев не менее одного взлета при видимости 400 метров и менее или с применением системы имитации видимости в реальных условиях или на комплексном тренажере.
40. Лицам летно-инструкторского и летного состава воздушных судов, допущенным к полетам на нескольких типах воздушных судов, необходимо:
1) выполнить установленные три захода в сложных метеорологических условиях или на комплексном тренажере или воздушном судне каждого типа ВС;
2) подтверждать присвоенный минимум командира воздушного судна на каждом типе ВС.
41. При отсутствии трех заходов в сложных метеорологических условиях, с применением системы имитации видимости или на комплексном тренажере, выполняется тренировка в аэродромных условиях с инструктором в составе экипажа. При этом лицо летно-инструкторского состава выполняет полет в качестве КВС.
42. КВС, не подтвердивший присвоенный ему минимум, допускается к полетам по минимуму первоначального допуска.
43. Летный состав, выполняющий полеты на воздушных судах оборудованных системами автоматического захода на посадку и посадки, поддерживает навыки техники пилотирования в сложных метеорологических условиях и подтверждает присвоенный минимум на комплексных пилотажных тренажерах при прохождении регулярной тренажерной подготовки.
Параграф 3. Допуск летного состава к полетам
44. Лица летно-инструкторского состава допускаются к выполнению полетов на воздушных судах:
1) пилоты - не более двух типов воздушных судов (не более трех типов на воздушных судах с сертифицированной взлетной массой 5700 килограмм и менее);
2) штурманы - не более четырех типов воздушных судов;
3) бортинженеры, бортмеханики - не более трех типов воздушных судов;
4) авиационный персонал нелетных специальностей - не более двух типов воздушных судов.
45. Члены экипажей воздушных судов допускаются к выполнению полетов на воздушных судах:
1) пилоты - на двух типах воздушных судов;
2) штурманы, бортинженеры (бортмеханики), бортрадисты, бортоператоры - на двух типах воздушных судов.
46. Допуск пилотов и бортинженеров (бортмехаников) к полетам на двух типах воздушных судов производится при налете на каждом типе не менее 200 часов.
47. Для пилотов не допускается совмещение полетов на ВС с дисплейным приборным оборудованием и на ВС со стрелочным приборным оборудованием.
48. Допуск после перерыва в летной работе от 30 до 90 дней осуществляется при условии:
1) проведения предварительной подготовки;
2) изучения изменений конструкции и эксплуатации данного типа ВС;
3) тренировки на тренажере или в рейсовых условиях в объеме не менее трех часов или двух заходов по схеме снижения и захода на посадку - для летного и летно-инструкторского состава (летной специальности).
49. Допуск после перерыва в летной работе от 90 до 180 дней осуществляется при условии:
1) проведения предварительной подготовки;
2) изучения изменений конструкции и эксплуатации данного типа ВС;
3) тренировки на тренажере в объеме не менее трех часов и в рейсовых условиях в объеме двух заходов по схеме снижения и захода на посадку - для летного и летно-инструкторского состава.
50. Допуск после перерыва в летной работе от 180 дней до одного года осуществляется при условии;
1) проведения самостоятельной подготовки;
2) проведения предварительной подготовки;
3) изучения изменений конструкции и эксплуатации данного типа ВС;
4) проведения сезонной подготовки;
5) проведения тренировки на тренажере в объеме плановой тренировки;
6) проведения летной тренировки в производственных условиях в объеме двух заходов по схеме снижения и захода на посадку для летного и летно-инструкторского состава.
51. При перерыве в полетах более одного года проводится:
1) теоретическая и практическая подготовка согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) пункта 54 настоящих Правил;
2) тренировка на тренажере в объеме годовой подготовки;
3) для КВС - летная тренировка с закрепленным инструктором в объеме не менее 50 % программы ввода в строй согласно Руководству по производству полетов по типу ВС (далее - РПП) авиакомпании (эксплуатанта), утверждаемой уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, а для вторых пилотов - тренировка в аэродромных или производственных условиях в объеме не менее пяти полетов;
4) проверка техники пилотирования и практической работы в полете.
Сноска. Пункт 51 с изменением, внесенным приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 443 (вводится в действие с 01.08.2019).52. При перерыве в полетах по видам авиационных работ более шести месяцев допуск летного состава к полетам осуществляется согласно пункту 54 настоящих Правил.
53. При перерыве в полетах три года и более проводится:
1) учеба на курсах переподготовки на тип ВС, на который авиационный специалист имел допуск к полетам или другой тип ВС;
2) летная тренировка и проверка техники пилотирования в объеме, согласно РПП с сокращением программы тренажерной и летной подготовки до 50 % для тех специалистов, которые ранее летали на данном типе ВС.
54. При перерыве в полетах более пяти лет специалист теряет право на допуск к полетам. Восстановление на летной работе осуществляется в объеме первоначальной подготовки летного состава на определенный тип ВС.
Параграф 4. Формирование экипажа воздушных судов
55. Количественный состав экипажа определяется согласно требованиям Руководства по летной эксплуатации ВС. Авиакомпаниями (эксплуатантами) применяются методы формирования как закрепленного, так и не закрепленного состава экипажа.
56. При формировании экипажа с введенным в строй КВС, необходимо подбирать членов экипажа, имеющих достаточный опыт работы на данном типе ВС и способных оказать практическую помощь в принятии грамотного и правильного решения для безопасного выполнения полетов.
57. Допускается формирование экипажей, в состав которых включаются два пилота, допущенные к выполнению полетов в качестве КВС.
С командирами воздушного судна, не имеющими допуска к полетам с правого пилотского сиденья, проводится дополнительная подготовка - тренировка на тренажере в объеме не менее трех часов для отработки навыков пилотирования и технологии взаимодействия в экипаже с правого пилотского сиденья.
58. Допуск к полетам при замене членов экипажа осуществляется:
1) при замене одного члена экипажа - после проведения с экипажем предварительной подготовки;
2) при замене двух и более членов экипажа, а также во вновь скомплектованном экипаже - после проведения с экипажем предварительной подготовки и контрольного полета на ВС или двух полетов на тренажере;
3) для экипажа, формируемого в незакрепленном составе, без дополнительной подготовки.
Параграф 5. Квалификационные проверки летного состава
59. Квалификационные проверки летного состава производятся в следующих случаях:
1) перед первым полетом на ВС вновь освоенного типа;
2) перед первым самостоятельным полетом (по видам авиационных работ);
3) перед полетами в более сложных метеорологических условиях и времени суток (понижение минимума и допуск к ночным полетам);
4) перед полетами с использованием установленного на ВС нового оборудования и систем;
5) при подтверждении квалификации;
6) перед допуском к международным полетам.
60. Проверка специалистов для подтверждения допуска к выполнению международных полетов проводится не реже одного раза в год на международной воздушной линии (в районе авиационных работ на территории иностранного государства).
61. Проверка на подтверждение квалификации производится не реже одного раза в год, в первый год работы на ВС данного типа не реже одного раза в полгода. Разрешается совмещать проверку на подтверждение квалификации с проверкой для подтверждения допуска к выполнению международных полетов.
62. Проверка бортинженеров и бортмехаников производится инструкторским составом только данной специальности.
63. При полетах на ВС нескольких типов проверки на допуск к полетам производятся отдельно по каждому типу ВС.
Параграф 6. Тренировка летного состава
64. Цель тренировки летного состава - приобретение (восстановление) и поддержание навыков летной работы.
65. Тренировка летного состава осуществляется в виде:
1) тренажерной тренировки в целях отработки действий экипажа при попадании в сложные метеорологические условия, в особых случаях в полете, с использованием различных систем и режимов захода на посадку;
2) летной тренировки в целях получения (восстановления) и подтверждения летным составом определенного вида допуска (после перерыва в летной работе включительно);
3) аварийно-спасательной тренировки при сезонной подготовке в целях отработки действий экипажа в аварийной обстановке.
66. При организации и проведении тренировочных полетов летного состава проверяющим (тренирующим) назначается лицо летно-инструкторского состава.
67. Оформление документации:
1) после окончания курсов поддержания квалификации выдается свидетельство (сертификат);
2) тренировка на тренажере оформляется в задании на тренировку;
3) летная подготовка оформляется в соответствии с РПП;
4) результаты проверок и присвоенные допуска летного состава отражаются в летной книжке;
5) присвоенные допуска летного состава также записываются в свидетельство (сертификат) специалиста.
Параграф 7. Разборы полетов
68. Разборы полетов является одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональной подготовки летного состава, эффективности и качества летной работы организации, подразделения, экипажа гражданской авиации.
69. Разборы полетов проводится в целях:
1) оценки состояния безопасности и регулярности полетов;
2) оценки работы каждого экипажа и летного подразделения в целом;
3) оценки состояния взаимодействия со службами, обеспечивающими полеты;
4) совершенствования профессиональной подготовки летного и летно-инструкторского состава;
5) разработки мероприятий по профилактике авиационных происшествий и их предпосылок;
6) совершенствования организаторской, воспитательной и летно-методической работы летно-инструкторского состава.
70. Разборы полетов подразделяются:
1) послеполетный разбор в экипаже проводится после выполнения каждого полета, на авиационных работах по окончании летного дня;
2) разбор с руководящим составом эксплуатанта проводится еженедельно;
3) разбор полетов в структурных подразделениях эксплуатанта проводится не реже одного раза в месяц;
4) внеплановый разбор полетов в целях оперативного изучения обстоятельств и причин авиационного события (происшествия) и выработай конкретных мероприятий, предупреждающих его повторение;
5) методический разбор полетов в целях повышения методической подготовки летно-инструкторского состава подразделения.
Внеплановые и методические (показательные) разборы проводятся по решению руководителя подразделения или по указанию вышестоящего руководителя или уполномоченной организации в сфере гражданской авиации.
Сноска. Пункт 70 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 443 (вводится в действие с 01.08.2019).71. На разбор полетов привлекается весь летно-инструкторский и летный состав подразделения, а при необходимости - авиационные специалисты других подразделений и служб. В подразделениях, выполняющих авиационные работы, кроме того, при необходимости привлекаются специалисты организации-заказчика выполнения авиационных работ, а также лица, связанные с обеспечением этих работ.
72. Организует подготовку и проводит разбор полетов руководитель подразделения. Методический разбор проводится только вышестоящим руководителем.
73. Каждому разбору полетов предшествует тщательная и всесторонняя подготовка всего летно-инструкторского и руководящего состава.
74. Разборы полетов, кроме внепланового и разбора с руководящим составом предприятия, проводится по единой схеме, которая предусматривает общую (информационную), методическую и установочную части разбора.
Общая часть разбора является основной, на которой заслушиваются доклады летно-инструкторского состава с анализом летной работы и состояния безопасности полетов за период, предшествовавший разбору.
Методическая часть включает детальный анализ наиболее характерных ошибок и нарушений, допущенных экипажами, намечаются меры по устранению и предупреждению этих нарушений. Также заслушиваются доклады на специальные темы и изучаются приказы и указания по летной работе и информация по безопасности полетов.
Установочной частью подводится итог разбора, оценивается работа подчиненных подразделений (экипажей) и ставится задача по обеспечению безопасности и регулярности полетов и выполнению производственного плана с учетом особенностей предстоящего периода.
75. Содержание разбора полетов доводится до всего летно-инструкторского и летного состава, отсутствовавшего на разборе. Материалы разборов хранятся в летно-методическом классе и ответственным за их хранение является руководитель летной службы (подразделения).
Параграф 8. Анализ и контроль организации летной работы и
безопасности полетов
76. Целью анализа организации летной работы является выявление причин, вызвавших или могущих вызвать отклонения в летной работе и привести к снижению уровня безопасности полетов.
77. Анализу подлежит;
1) планирование летной работы;
2) профессиональная подготовка летного состава;
3) формирование экипажей воздушных судов;
4) допуск летного состава к полетам;
5) предварительная и предполетная подготовка экипажей;
6) проверки работы летного состава;
7) полеты с проверяющим в составе экипажа;
8) разборы полетов или система доведения информации до летного состава;
9) летно-методическая работа;
10) летно-штабная документация.
78. Анализ организации летной работы и состояния безопасности полетов составляется эксплуатантами - ежеквартально и за год и представляются в Комитет гражданской авиации.
79. Контроль организации летной работы проводится в целях выработки мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию. Контролю подлежат:
1) планы летной работы;
2) летно-штабная документация;
3) полетная и метеорологическая документация;
4) материалы проверок летного состава;
5) результаты полетов летно-инструкторского состава;
6) информация службы движения, инженерно-авиационной службы и других служб, обеспечивающих полеты;
7) результаты инспекторских и выборочных осмотров воздушных судов и анализов эксплуатации авиационной техники;
8) материалы анализа полетной информации, бортовых и наземных средств регистрации параметров полета и речевого обмена;
9) материалы проверок инспекторов по безопасности полетов.
Параграф 9. Летно-методическая работа
80. Летно-методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание эффективной системы профессиональной подготовки летного состава в целях достижения высокого уровня безопасности, регулярности и эффективности полетов.
81. Основными задачами летно-методической работы являются:
1) разработка и внедрение рациональных методов выполнения полетов, эффективных методов, средств и способов летного обучения членов экипажа воздушного судна на основе требований инженерной психологии и авиационной эргономики;
2) создание более совершенных форм и методов организации и проведения летной работы в гражданской авиации на основе достижений науки, техники и практического опыта работы предприятий;
3) совершенствование теоретических знаний, практических навыков и летно-методического мастерства летно-инструкторского состава по обучению и воспитанию членов летных экипажей;
4) совершенствование системы изучения и практического освоения эксплуатации новых типов воздушного судна с учетом достижений и развития авиационной техники и практического опыта ее эксплуатации;
5) создание, оснащение и эффективное использование учебно-методической базы организаций гражданской авиации;
6) изыскание и эффективное применение средств и методов оценки уровня профессиональной подготовленности летного состава.
82. Летно-методическая работа обеспечивается:
1) персональной ответственностью летно-инструкторского состава за уровень профессиональной подготовленности и состояние дисциплины закрепленного за ним летного состава;
2) постоянным поддержанием квалификации и совершенствованием методической подготовки летно-инструкторского и преподавательского состава путем самостоятельных занятий и прохождения курсов поддержания квалификации;
3) постоянным контролем уровня профессиональной подготовки летного состава, выполнением требований настоящих Правил и других документов, регламентирующих организацию, обеспечение и проведение летно-методической работы;
4) четкой координацией взаимодействия между учебно-методическими организациями и авиационными предприятиями уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации.
Сноска. Пункт 82 с изменением, внесенным приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 443 (вводится в действие с 01.08.2019).83. Летно-методическая работа планируется, организуется и осуществляется авиакомпаниями (эксплуатантами).
84. Планирование летно-методической работы в авиакомпаниях (у эксплуатантов) осуществляется в целях координации их деятельности, по разработке нормативных документов, технических средств обучения и учебных наглядных пособий.