Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 марта 2015 года № 40. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 апреля 2015 года № 10706. Утратил силу приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 мая 2018 года № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 02.05.2018 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В целях повышения эффективности надзора за законностью исполнительного производства, руководствуясь подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 28 декабря 2010 года № 88 "Об утверждении Инструкции по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6737, опубликован в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, 2011 год, № 7) следующие изменения и дополнения:

      в Инструкции по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства, утвержденной названным приказом:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Департамент по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Департамент), прокуроры областей, городов Астаны и Алматы, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают постоянный и эффективный надзор за законностью исполнительного производства путем проверки законности актов, действий (бездействия) уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, его территориальных подразделений и их должностных лиц, частных судебных исполнителей и внесения актов прокурорского надзора в случае их незаконности, участия в рассмотрении судами гражданских дел в сфере исполнительного производства, проверки законности судебных актов и опротестования в случае их незаконности, систематически анализируют состояние законности в исполнительном производстве.

      В целях эффективного осуществления надзорных функций и оперативного реагирования на нарушения законности прокуроры в своей деятельности используют Систему информационного обмена правоохранительных и специальных органов, Единую унифицированную статистическую систему и иные информационные ресурсы и системы Комитета по правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и других государственных органов.";

      дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

      "3-1. В Департаменте, прокуратурах областей, городов Астаны, Алматы, и приравненных к ним прокуратурах работа организуется по зонально-предметному принципу в целях прогнозирования состояния законности, системного анализа прокурорской практики по актуальным категориям исполнительных производств с рассмотрением их результатов в рабочих группах, оперативных совещаниях и коллегиях, с принятием конкретных мер по повышению эффективности осуществляемого надзора.

      Работа по предметному принципу осуществляется путем определения актуальных категорий исполнительных производств и закрепления ответственных лиц, которые систематически проводят анализ состояния законности и прокурорского надзора, с целью выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства, форм и методов надзорной деятельности.

      При определении предметных направлений исходить из состояния законности и особенностей региона.

      Специализация прокуроров учитывается при планировании работы, прокуратуры, проведении анализов и обобщений, рассмотрении обращений физических и юридических лиц.

      Зональный принцип заключается в закреплении за прокурорами, осуществляющими надзор за законностью исполнительного производства, определенных регионов с целью мониторинга и анализа состояния законности в этом регионе.";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью исполнительного производства являются:

      надзор за соблюдением конституционных прав и интересов физических лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут самостоятельно осуществлять их защиту, и государства в исполнительном производстве;

      надзор за точным и единообразным применением законодательства об исполнительном производстве должностными лицами уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделений;

      надзор за законностью судебных актов по делам об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделений, иным делам в сфере исполнительного производства, в том числе, в рамках конкурсного производства организаций, признанных судом банкротами.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Проверка законности актов, действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделений, частных судебных исполнителей проводится путем изучения исполнительных производств, проведения проверки непосредственно в уполномоченном органе по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделениях и в других государственных органах.

      Территориальные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью исполнительного производства по всем исполнительным документам в территориальных подразделениях и частных судебных исполнителей, за исключением категорий, отнесенных настоящей Инструкцией к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных в месте расположения территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов.

      Специализированные военные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью актов, действий (бездействия) должностных лиц территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, частных судебных исполнителей по исполнительным документам, выписанным военными судами по уголовным (в части имущественных взысканий) и гражданским делам, а также иными судами по уголовным (в части имущественных взысканий), гражданским и административным делам, рассмотренным по инициативе военных прокуроров, организаций Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований либо с их участием.

      Специализированные транспортные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью актов, действий (бездействия) должностных лиц территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, частных судебных исполнителей по исполнительным документам, выписанным судами:

      по уголовным делам (в части имущественных взысканий), возбужденным транспортными прокурорами или рассмотренным судом с их участием, а также по которым досудебное расследование осуществлялось органами внутренних дел на транспорте;

      гражданским делам, рассмотренным местными и специализированными межрайонными экономическими судами, по которым предметом спора являются объекты транспортной инфраструктуры либо в качестве одной из сторон выступают организации железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы, а также государственные органы, реализующие полномочия по отношению к названным объектам и субъектам, и транспортная прокуратура;

      административным делам, рассмотренным местными и специализированными административными судами, по которым производство по делу об административном правонарушении возбуждено по инициативе транспортных прокуроров либо уполномоченными органами, реализующими полномочия по отношению к объектам транспортной инфраструктуры либо к организациям железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы.

      Специализированные природоохранные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью актов, действий (бездействия) должностных лиц территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов по исполнительным документам, выписанным судами по уголовным (в части имущественных взысканий), гражданским и административным делам, возбужденным по инициативе природоохранных прокуроров либо рассмотренным с их участием.

      Надзор за законностью исполнения исполнительного документа, выданного на основании иска (заявления) прокурора, осуществляется прокуратурой по месту его исполнения, а координация и контроль (учет) этой работы обеспечивается прокуратурой, предъявившей данный иск (заявление), независимо от места исполнения (подразделением либо сотрудником органа прокуратуры, осуществляющим надзор за законностью исполнительного производства).

      При выявлении в ходе надзорной деятельности нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокуроры, перечисленные в настоящем пункте, принимают меры по их устранению, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению закона, и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.";

      абзац двадцатый пункта 6 изложить в следующей редакции:

      "При выявлении нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения, письменно или в форме электронного документа доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора с целью принятия мер к проведению дополнительных проверок и решения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, устранения причин и условий, способствовавших нарушению закона.";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Прокуроры качественно и в установленный законом срок рассматривают и разрешают обращения физических и юридических лиц на действия (бездействие) и акты должностных лиц Департамента по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – ДИСА), его территориальных подразделений, государственных и частных судебных исполнителей и на судебные акты в сфере исполнительного производства.

      Обращение разрешается с истребованием исполнительного производства, а при необходимости гражданского, уголовного дела, дела об административном правонарушении. Исполнительные производства, по которым не истекли установленные законом сроки исполнения исполнительного документа, изучаются в течение не более трех рабочих дней с момента их поступления в прокуратуру, после чего подлежат возврату.

      При изучении исполнительного производства прокурор проверяет законность, своевременность и полноту совершения судебным исполнителем исполнительных действий, принятых мер по взысканию в бюджет государственной пошлины, исполнительской санкции, возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должника, в действиях которого усматриваются признаки правонарушений, предусмотренных статьей 669 и иными нормами главы 33 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, передачи материалов на лиц, не исполняющих решения суда, в органы уголовного преследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

      По результатам изучения исполнительного производства (дела) прокурором составляются мотивированные заключение и ответ заявителю, соответственно утверждаемое и подписываемый в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.

      В случае внесения акта прокурорского надзора на судебный акт или акт судебного исполнителя заключение по исполнительному производству (делу) не составляется.";

      абзац третий пункта 9 изложить в следующей редакции:

      "При установлении однократного грубого либо систематических нарушений закона прокурором в пределах его компетенции в территориальный орган юстиции или руководителю территориального подразделения уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, региональной палаты частных судебных исполнителей вносится представление об устранении нарушений законности, допущенных соответственно государственным или частным судебным исполнителем.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Прокуроры проверяют соблюдение законности в деятельности уполномоченного органа по организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям, его подразделений и других специализированных организаций по исполнительным документам о денежных и иных взысканиях в доход государства, в пользу лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, по искам прокуроров.";

      абзац первый пункта 11 изложить в следующей редакции:

      "Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны не реже одного раза в год проверяют соблюдение законодательства об исполнительном производстве в деятельности территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и их должностных лиц, уполномоченных на совершение исполнительных действий. Информация об итогах проверки предоставляется в Генеральную прокуратуру к 7 числу месяца, следующего после проведения проверки.";

      пункт 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Департамент осуществляет надзор за законностью исполнительного производства путем рассмотрения обращений участников исполнительного производства, рассмотрения ходатайств о принесении протеста в порядке надзора, проверки деятельности ДИСА, анализа состояния законности в исполнительном производстве.";

      пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. Департамент периодически:

      проверяет деятельность ДИСА, уполномоченного органа по организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям и его территориальных подразделений;

      обобщает состояние законности при исполнении исполнительных документов о денежных и иных взысканиях в доход государства, а также состояние законности при исполнении судебных актов, вынесенных по искам прокуроров.";

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Ключевыми показателями надзора за законностью исполнительного производства являются:

      исполняемость в доход государства;

      исполняемость по искам прокуроров.

      Исполняемость в доход государства оценивается на основе мониторинга исполнительных производств о взыскании в доход государства, по которым нарушены установленные законом сроки исполнения.

      В этих целях ведется учет таких исполнительных производств и исчисляется соотношение общей суммы, взысканной в доход государства по актам прокурорского надзора по исполнительным производствам с нарушенным сроком исполнения, к общей сумме, подлежавшей взысканию по таким производствам.

      Исполняемость по искам прокуроров оценивается на основе мониторинга исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов по искам и заявлениям прокуроров. В этих целях ведется их учет и исчисляется:

      соотношение реально взысканной суммы по искам прокурора к общей сумме, подлежавшей взысканию по искам прокурора. Не учитываются исполнительные производства по искам прокурора неимущественного характера и о взыскании сумм в интересах организаций с частной формой собственности;

      соотношение реально исполненных судебных актов по искам прокуроров неимущественного характера, к общему количеству находившихся на исполнении судебных актов по искам прокурора неимущественного характера. Во внимание принимаются только исполнительные производства по искам прокурора неимущественного характера, за исключением решений судов по искам, исполнение которых производится без выписки исполнительного листа (статья 282 ГПК).

      Оценка деятельности нижестоящих прокуратур может осуществляться и с учетом результатов работы по другим показателям.";

      пункт 18 изложить в следующей редакции:

      "18. Департамент обеспечивает руководство и контроль над деятельностью нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за законностью исполнительного производства, способствуя повышению эффективности работы в данной отрасли надзора, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры, Верховным Судом, ДИСА, научными и учебными учреждениями.".

      2. С настоящим приказом ознакомить всех сотрудников и работников органов, ведомств и учреждений прокуратуры Республики Казахстан.

      3. Департаменту по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование.

      4. Департаменту финансов, информатизации и защиты информационных ресурсов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить размещение приказа на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      6. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Генеральный Прокурор


Республики Казахстан

А. Даулбаев