Оглавление

Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов и представительства интересов государства в судах по делам об административных правонарушениях

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 47. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 сентября 2010 года № 6465. Утратил силу приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 марта 2015 года № 40

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 40.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 5.

      В целях повышения эффективности надзора за законностью судебных актов и представительства интересов государства в судах по делам об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 1118 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить Инструкцию об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов и представительства интересов государства в суде по делам об административных правонарушениях.
      2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан № 78 от 27 декабря 2002 года "Об утверждении Инструкции "О прокурорском надзоре за законностью судебных актов по административным делам", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2168.
      3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.
      4. Приказ направить Главному военному прокурору, прокурорам областей, г.г. Астаны, Алматы и приравненным к ним, прокурорам городов и районов, военным, транспортным и специализированным прокурорам, руководителям научных и других учреждений при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.
      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Генеральный Прокурор
      Республики Казахстан                       К. Мами

Утверждена           
Приказом Генерального Прокурора
Республики Казахстан     
от 12 августа 2010 года № 47 

Инструкция
"Об организации прокурорского надзора за законностью судебных
актов и представительства интересов государства в судах по
делам об административных правонарушениях"

1. Общие положения

      1. Инструкция "Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов и представительства интересов государства в судах по делам об административных правонарушениях" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП), Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК), Законом Республики Казахстан "О Прокуратуре" (далее - Закон) и регламентирует организацию и осуществление надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях и представительства интересов государства в судах по указанным делам.
      2. Высший надзор за точным и единообразным применением законов в судопроизводстве по делам об административных правонарушениях от имени государства осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров путем участия и дачи заключения в судебном разбирательстве, проверки законности не вступивших и вступивших в законную силу судебных актов, внесения представления в вышестоящую прокуратуру о принесении протеста и их опротестования в случае незаконности.
      3. Задачей надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, своевременное выявление незаконных судебных актов и их опротестование, а также принятие мер прокурорского реагирования по выявленным в ходе судебного рассмотрения фактам нарушений законности со стороны уполномоченных государственных органов и граждан, устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
      4. Департамент по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Департамент), прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают постоянный и эффективный надзор за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях, проверяют соблюдение судами процессуальных сроков при рассмотрении этих дел, систематически анализируют состояние законности при отправлении правосудия по ним.
      5. В Департаменте, прокуратурах областей, городов Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуратурах работа организуется по зонально-предметному принципу в целях прогнозирования состояния законности, системного анализа прокурорской практики по актуальным категориям дел об административных правонарушениях с рассмотрением их результатов в рабочих предметных группах, оперативных совещаниях и коллегиях, с принятием конкретных мер по повышению эффективности осуществляемого надзора.
      Работа по предметному принципу осуществляется путем определения актуальных категорий указанных дел и закрепления ответственных лиц, которые проводят систематический анализ состояния законности, прокурорского надзора, вносят предложения по совершенствованию действующего законодательства, форм, методов надзорной деятельности с целью выработки предложений по его совершенствованию.
      При определении предметных направлений исходить из состояния законности и особенностей поднадзорной территории, распространенности рассмотрения в суде тех или иных категорий дел об административных правонарушениях.
      Специализация прокуроров учитывается при планировании работы прокуратуры, проведении анализов и обобщений, рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
      Зональный принцип заключается в закреплении за прокурорами, осуществляющими надзор за законностью судебных актов, определенных регионов с целью мониторинга и анализа состояния законности в этом регионе.

2. Участие и представительство интересов государства в суде
первой инстанции по делам об административных правонарушениях

      6. Принимая участие по делам об административных правонарушениях и представляя интересы государства в суде в ходе производства по этим делам в апелляционном и надзорном порядке, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией, КоАП, ГПКЗаконом.
      7. Прокурор принимает обязательное участие в суде по следующим делам, рассматриваемым судами первой инстанции по подведомственности:
      когда это предусмотрено законом, а именно по делам в отношении несовершеннолетних и влекущим административный арест;
      когда это признано необходимым вышестоящим прокурором;
      возбужденным им самим;
      о коррупционных правонарушениях;
      о правонарушениях, посягающих на избирательные права;
      в области охраны окружающей среды;
      в области налогообложения;
      в сфере таможенного дела;
      по делам, влекущим конфискацию предмета в собственность государства, явившегося орудием или предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
      выдворение за пределы Республики Казахстан;
      снос незаконно возведенного строения.
      8. Участие прокурора также обязательно по гражданским делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (Глава 26 ГПК).
      9. По возбужденному прокуратурой административному производству участие прокурора в суде обеспечивает подразделение, инициировавшее возбуждение дела. На это же подразделение возлагается обязанность проверки законности судебных актов по этим делам и своевременное опротестование.
      10. При назначении к рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к подведомственности специализированных (транспортных, военных) прокуроров, в судах, расположенных по месту дислокации соответствующих специализированных прокуратур, участие по ним и последующий надзор возлагается на специализированных прокуроров. В случае отсутствия специализированных прокуратур по месту расположения судов, в которых назначены к рассмотрению подведомственные им дела, территориальные прокуроры своевременно уведомляют их об этом для обеспечения участия в суде в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, при невозможности обеспечения участия в рассмотрении дела специализированными прокурорами, участие в суде первой инстанции и осуществление надзора в апелляционном порядке возлагается на соответствующих территориальных прокуроров. По рассмотренным судами делам территориальные и специализированные прокуроры ежеквартально проводят сверку.
      11. Составление письменного заключения прокурором при участии по делам об административных правонарушениях в суде первой инстанции обязательно и как правило должно содержать следующие выводы:
      заключение прокурора об установленных в судебном заседании обстоятельствах дела;
      о наличии или отсутствии вины правонарушителя; правильности квалификации его деяний;
      о доказательствах, на основании которых прокурор пришел к одному из вышеуказанных выводов;
      о применении к нему того или иного взыскания с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя, либо о необходимости прекращения дела, или его возвращения на дооформление в уполномоченный государственный орган.
      При необходимости, в конце заключения прокурор ориентирует суд о вынесении частного постановления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения либо по выявленным фактам нарушения законности инициировать вынесение прокуратурой представления аналогичного содержания.
      При даче заключения по гражданским делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, прокурор дополнительно высказывает мнение о правильности применения уполномоченным органом норм материальной и процессуальной части законодательства об административных правонарушениях, в том числе применения того или иного взыскания, либо законности привлечения лица к административной ответственности. Также по результатам участия по этим делам, прокурор, в случае выявления грубых нарушений законов со стороны уполномоченных государственных органов ориентирует суд на вынесение частного определения либо инициирует вынесение представления прокуратурой.

3. Организация надзора за законностью судебных актов по делам
об административных правонарушениях в прокуратурах областей,
городов Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуратурах

      12. Независимо от участия прокурора в судебном рассмотрении, до вступления в законную силу судебного акта, обязательно проверять законность следующих судебных актов:
      указанных в пункте 7 настоящей Инструкции;
      о прекращении дел об административных правонарушениях, рассмотренных судами по подведомственности;
      судебных актов, на которые поступили жалобы в прокуратуру от уполномоченных государственных органов, граждан и юридических лиц о принесении апелляционного протеста.
      При выявлении незаконных судебных актов принимать меры к их опротестованию.
      13. Независимо от участия прокурора также проверять законность судебных актов, вынесенных судами в порядке Главы 26 ГПК.
      14. Раз в полугодие проводить анализ законности прекращения судами всех категорий дел об административных правонарушениях, о чем представлять информацию в Генеральную прокуратуру к 10 числу следующего за отчетным периодом.
      15. С учетом того, что в соответствие с законом судебные акты по гражданским делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях вступают в законную силу с момента их оглашения и в дальнейшем судебные ошибки могут быть исправлены только в исключительном надзорном порядке в Верховном Суде Республики Казахстан, прокурорам областей и приравненным к ним следует обратить особое внимание вопросам законности данной категории судебных актов. При необходимости своевременно вносить в Генеральную прокуратуру представление о принесении протеста.
      16. По результатам изучения дел указанных в пункте 9 Инструкции составлять письменное заключение о законности судебного акта, утверждаемого руководителем прокуратуры.
      17. При пересмотре судом судебных актов, не вступивших в законную силу, участие прокурора обеспечить по всем делам об административных правонарушениях.
      18. Заключение прокурора при пересмотре вышестоящим судом не вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях должно содержать его мнение о законности и обоснованности постановления суда первой инстанции. При наличии протеста, дающий заключение прокурор не связан с его доводами.
      Заключение составляется в письменной форме, предварительно изучается руководителем прокуратуры и утверждается.
      19. Критериями оценки состояния прокурорского надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях являются следующие показатели:
      эффективность апелляционного опротестования судебных актов, рассмотренных судом по подведомственности;
      удовлетворяемость апелляционных протестов;
      своевременное выявление незаконных судебных актов по гражданским делам, рассматриваемым судами в порядке Главы 26 ГПК;
      достижение целевых индикаторов Стратегического плана Генеральной прокуратуры, а также результативность принятых мер по защите интересов государства и граждан актами прокурорского надзора.
      20. Эффективность апелляционного опротестования по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судами первой инстанции по подведомственности исчисляется соотношением отмененных и измененных по протестам прокуроров не вступивших в законную силу судебных актов по делам указанным в пункте 9 настоящей Инструкции к общему количеству отмененных и измененных судебных актов этой же категории дел, за исключением следующих случаев:
      изменения судебных актов, в связи со снижением размера взыскания;
      вынесения решения судом на основании представленных новых доказательств;
      судебных актов, по которым одно взыскание заменено другим;
      отменено одно из назначенных взысканий;
      прекращения дела в связи с освобождением правонарушителя от взыскания.
      21. Удовлетворяемость апелляционных протестов исчисляется из соотношения удовлетворенных протестов к общему количеству рассмотренных.
      Прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним прокурорам в случае отзыва необоснованного протеста письменно сообщать нижестоящему прокурору мотивы такого решения и принимать меры к предупреждению подобных ошибок.
      Протест считается отозванным в случае вынесения судом апелляционной (кассационной) инстанции соответствующего постановления об удовлетворении просьбы лица, принесшего протест, либо вышестоящего прокурора.
      22. Своевременность выявления незаконных судебных актов по гражданским делам, рассмотренных судами в порядке Главы 26 ГПК исчисляется соотношением количества отмененных и измененных судебных актов этой категории Верховным Судом по протестам Генерального Прокурора или его заместителей, принесенным по представлениям прокуроров областей к общему количеству отмененных судебных актов.
      23. Прокуроры областей и приравненные к ним рассматривают обращения физических и юридических лиц о проверке законности вступивших в законную силу судебных актов. При наличии установленных законом оснований к отмене либо изменению обжалуемых судебных актов прокуроры вносят в Генеральную прокуратуру представления о принесении протеста в порядке надзора. В случае оставления обращения без удовлетворения составляется письменное заключение, утверждаемое прокурором области или его заместителем, а заявителям дается мотивированный ответ об отсутствии оснований для удовлетворения обращения и разъясняется об их праве обращения в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан с приложением копии ответа прокурора области или приравненного к нему прокурора.
      24. Указанное представление, как правило, должно состоять из описательной, мотивировочной и резолютивной части.
      В описательной части излагаются результаты состоявшихся по делу судебных актов, в случае если дело рассмотрено уполномоченным органом, указать постановление. После этого, в описательной части следует отразить краткие обстоятельства дела, а в случае прекращения дела, обстоятельства, послужившие для принятия этого решения.
      В мотивировочной части представления должны быть изложены доводы со ссылкой на нормы закона и материалы дела, в соответствии с которыми состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене или изменению.
      В резолютивной части представления должны содержаться предложения о том, какие конкретно меры следует принять по данному делу.
      25. Прокурорам областей и приравненным к ним по результатам пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам изучения судебных актов по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях ежеквартально анализировать состояние законности в административном судопроизводстве, о чем представлять информацию в Генеральную прокуратуру к 10 числу месяца следующего за кварталом.

4. Организация надзора за законностью судебных актов по делам
об административных правонарушениях
в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

      26. В соответствии со статьей 676 КоАП, вступившие в законную силу судебные акты опротестовывает исключительно Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители.
      27. Поддержание доводов надзорных протестов, принесенных Генеральным Прокурором Республики Казахстан либо его заместителями на судебные акты по делам об административных правонарушениях, обеспечивается подчиненными прокурорами (начальниками Департамента, управлений и отделов Генеральной прокуратуры или лиц их заменяющими).
      28. Рассмотрение ходатайств лиц и представлений прокуроров о принесении протеста в порядке надзора при необходимости осуществляется с истребованием дел. При оставлении ходатайства без удовлетворения составляется мотивированное заключение, утверждаемое в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.

5. Заключительные положения

      29. Департамент обеспечивает руководство и контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях, способствуя повышению эффективности работы в данной отрасли надзора, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Верховным Судом Республики Казахстан, научными и учебными учреждениями.
      30. Департамент проводит работу по внедрению современных методов организации надзора, повышению квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях, путем их обучения и стажировки, в том числе, в учебных заведениях иностранных государств, оказания методической и практической помощи.
      31. Департамент участвует в нормотворческой деятельности путем внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства, участия по поручению Генерального Прокурора и его заместителей в составе рабочих групп, комитетов и комиссий палат Парламента, Правительства, иных центральных государственных органов, подготовки заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан.
      32. Департамент, прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают реализацию имиджевой программы органов прокуратуры путем освещения в средствах массовой информации состояния законности и правопорядка, результатов надзорной деятельности.