Оглавление

Об утверждении Методики прогнозирования поступлений бюджета

Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 34. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 февраля 2015 года № 10322.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 02.11.2021 № 98 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемую Методику прогнозирования поступлений бюджета.

      2. Департаменту налоговой и таможенной политики обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в информационно-правовой системе "Әділет" и в периодических печатных изданиях;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

     
      И.о. министра М. Кусаинов

  Утверждена
приказом исполняющего
обязанности Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 21 января 2015 года № 34

Методика прогнозирования поступлений бюджета

      Сноска. Методика - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 02.11.2021 № 98 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика прогнозирования поступлений бюджета (далее – Методика) разработана в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс).

      2. Прогнозирование поступлений в государственный бюджет и в Национальный фонд Республики Казахстан на плановый период осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (далее – Налоговый кодекс), Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан", Бюджетным кодексом, Указом Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2016 года № 385 "О Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      3. При прогнозировании доходов в государственный бюджет и Национальный фонд Республики Казахстан используются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития страны и регионов (далее – ПСЭР) в номинальном выражении.

      В расчетах прогнозируемых поступлений доходов используются показатели налоговой отчетности (о начислении, поступлении налогов, задолженности по налогам и сборам, налоговой базе), данные государственной статистики, материалы государственных органов.

      4. При прогнозировании поступлений в бюджет на плановый период учитываются внесенные изменения в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс.

      5. Прогнозирование поступлений в государственный бюджет и в Национальный фонд Республики Казахстан осуществляется несколькими методами расчета в целях определения оптимальных прогнозных показателей.

      6. При определении прогнозов поступлений в республиканский бюджет и в Национальный фонд Республики Казахстан на плановый период за базу принимается оценка поступлений по текущему финансовому году.

      7. При определении оценки налогового потенциала бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы на плановый период за базу принимается налоговый потенциал по текущему финансовому году.

      8. Методы расчета оценки поступлений (налогового потенциала) различные в зависимости от базы, принимаемой за основу расчета при прогнозировании налоговых поступлений.

Глава 2. Прогнозирование поступлений в республиканский бюджет

Параграф 1. Налоговые поступления

      9. По налогам и другим обязательным платежам, по которым за основу расчета прогнозов принимаются налоговая база или макроэкономические показатели, имеющие связь с фактической базой или определяющие ее величину, расчет оценки поступлений по текущему финансовому году осуществляется следующими методами:

      1) прямой счет путем применения налоговых ставок к соответствующим налоговым базам по следующей формуле:

      Poц = NB * S, где:

      Poц – оценка поступлений доходов по текущему финансовому году;

      NB – налоговая база;

      S – ставка, установленная Налоговым кодексом;

      2) исходя из макроэкономических показателей и эффективной ставки по формуле:

      Poц = MP * Sотч

      Sотч = Pотч/MPотч * 100%, где:

      Poц – оценка поступлений доходов по текущему финансовому году;

      MP – параметры макроэкономических показателей по оценке текущего финансового года;

      Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;

      Ротч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;

      MPотч – параметры макроэкономических показателей за отчетный финансовый год;

      3) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году, по формуле:

      Poц = Pф(тек)/Uотч

      Uотч= Pф(отч)/Pотч * 100, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pф(тек) – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;

      Uотч – удельный вес аналогичного периода в отчетном финансовом году, %;

      Pф(отч) – фактические поступления за аналогичный период отчетного финансового года;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      4) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году, по формуле:

      Poц = Pф(тек) /Kф(тек) * 12, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pф(тек) – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;

      Kф(тек) – количество месяцев в определенном периоде текущего финансового года;

      12 – количество месяцев в году;

      5) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:

      Poц = Pотч * (100% + Iоц), где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      Iоц – уровень инфляции по текущему финансовому году, %;

      6) усредненный расчҰт, осуществляемый на основании темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает три года по формуле:

      Poц = Pотч * Trсрд, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      Trсрд – средний темп роста за три года, %,

      при этом:

      Trсрд = (Trотч(1год) + Trотч(2год) + Trотч(3год))/3, где:

      Trотч(1год) – темп роста поступлений первого года, %;

      Trотч(2год) – темп роста поступлений второго года, %;

      Trотч(3год) – темп роста поступлений третьего года, %;

      7) путем экстраполяции по формуле:

      Poц = Pот + Sсрд, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      Sсрд – сумма прироста в среднем за три года,

      при этом:

      Sсрд = ((Sотч (1 год) – Sотч(пред.год)) + (Sотч (2 год) – Sотч (1 год)) + (Sотч (3 год) – Sотч (2 год)))/3, где:

      Sотч(пред.год) – сумма поступлений года, предшествующего первому году;

      Sотч(1год) – сумма поступлений первого года, предшествующего второму году;

      Sотч(2год) – сумма поступлений второго года, предшествующего третьему году;

      Sотч(3год) – сумма поступлений третьего года, предшествующего текущему финансовому году.

      10. При определении оценки поступлений по текущему финансовому году из фактических поступлений исключаются разовые платежи, носящие несистемный характер и не зависящие от производственной деятельности, в частности, крупные размеры годовых перерасчетов, полученных за счет временных факторов (колебания цен, структурных изменений), суммы, доначисленные по актам налоговых проверок.

      11. В расчетах учитываются данные уполномоченных органов.

Параграф 2. Корпоративный подоходный налог

      12. Прогноз по корпоративному подоходному налогу от субъектов крупного предпринимательства по перечню, утверждаемому центральным уполномоченным органом по государственному планированию совместно с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (далее – КПН от субъектов крупного предпринимательства) в соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса, определяется на основе объема валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) ненефтяного сектора ПСЭР, нефтяного вторичного и третичного секторов ПСЭР, эффективной ставки налога по следующей формуле:

      KРNп = KРNп1 + KРNп2, где:

      KРNп – общая прогнозная сумма КПН от субъектов крупного предпринимательства;

      1) KРNп1 = (Vвдс(п.) * Sотч) + NA, где:

      KРNп1 – прогнозная сумма КПН от субъектов крупного предпринимательства ненефтяного сектора;

      Vвдс(п) – прогнозный объем ВДС ненефтяного сектора;

      Sотч – эффективная ставка КПН от субъектов крупного предпринимательства ненефтяного сектора за отчетный финансовый год, %;

      NA – налоговое и таможенное администрирование (0,3% к ВДС ненефтяного сектора в номинальном выражении);

      при этом:

      Sотч = KРNотч/Vвдс(отч) * 100, где:

      KРNотч – фактические поступления КПН от субъектов крупного предпринимательства ненефтяного сектора за отчетный финансовый год;

      Vвдс(отч) – объем ВДС ненефтяного сектора за отчетный финансовый год;

      2) KРNп2 = ((Vвдс(п.н2) + Vвдс(п.н3)) * Sотч) + NA, где:

      KРNп2 – прогнозная сумма КПН от субъектов крупного предпринимательства, формирующих ВДС вторичного и третичного нефтяного сектора;

      Vвдс(п.н2) – прогнозный объем ВДС нефтяного вторичного сектора;

      Vвдс(п.н3) – прогнозный объем ВДС нефтяного третичного сектора;

      Sотч – эффективная ставка КПН от субъектов крупного предпринимательства, формирующих ВДС вторичного и третичного нефтяного сектора за отчетный финансовый год, %;

      NA – налоговое и таможенное администрирование (0,3% к ВДС нефтяного вторичного и третичного секторов ПСЭР в номинальном выражении);

      при этом:

      Sотч = KРNотч/(Vвдс(отч.н2)+ Vвдс(отч.н3)) * 100, где:

      KРNотч – фактические поступления КПН от субъектов крупного предпринимательства, формирующих ВДС вторичного и третичного нефтяного сектора за отчетный финансовый год;

      Vвдс(отч.н2) – объем ВДС нефтяного вторичного сектора ПСЭР за отчетный финансовый год.

      Vвдс(отч.н3) – объем ВДС нефтяного третичного сектора ПСЭР за отчетный финансовый год.

      Сноска. Пункт 12 – в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. При определении эффективной ставки из фактических поступлений налога исключаются разовые платежи, носящие несистемный характер и не зависящие от производственной деятельности, в частности, крупные размеры годовых перерасчетов, полученных за счет временных факторов (колебания цен, структурных изменений) и суммы, доначисленные по актам налоговых проверок.

      14. Оценка КПН от субъектов крупного предпринимательства рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей и эффективной ставки;

      2) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году.

Параграф 3. Налог на добавленную стоимость

      15. Прогноз налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан определяется на основе прогнозируемого валового внутреннего продукта (далее – ВВП) в соответствии с ПСЭР и эффективной ставки по следующей формуле:

      NDSв(п) = (Vввп(п) * S) – X(п) + NA, где:

      NDSв(п) – прогнозная сумма НДС;

      Vввп (п) – прогнозный объем ВВП;

      S – эффективная ставка НДС в размере 2,4 %;

      X(п) – прогнозная сумма возврата НДС (в среднем за три года или данные уполномоченного органа);

      NA – налоговое и таможенное администрирование (0,2 % к ВВП в номинальном выражении).

      Сноска. Пункт 15 – в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. Прогноз по НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, определяется на основе прогнозируемого объема импорта, курса тенге к доллару США в соответствии с ПСЭР и эффективной ставки по следующей формуле:

      NDSим(п) = (Vим(п) * S) + NA, где:

      NDSим(п) – прогнозная сумма НДС на импортируемые товары;

      Vим(п) – прогнозный объем импорта, в тенге;

      S(отч) – эффективная ставка НДС за отчетный финансовый год, %;

      NA – налоговое администрирование (0,2% к объему импорта),

      при этом:

      S(отч)= NDSим(отч) /Vим(отч) * 100, где:

      NDSим(отч) – фактические поступления НДС на импортируемые товары за отчетный финансовый год;

      Vим(отч) – объем импорта по отчетному финансовому году в тенге.

      Сноска. Пункт 16 – в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. При определении эффективной ставки по налогу из фактических поступлений налога исключаются разовые платежи, носящие несистемный характер (доначисления по результатам налоговых проверок, ошибочно зачисленные суммы).

      18. Оценка НДС рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей и эффективной ставки;

      2) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году.

Параграф 4. Акцизы на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан

      19. Расчет прогноза поступления акцизов на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, определяется раздельно по видам подакцизной продукции на основе прогнозируемого объема импорта в соответствии с ПСЭР и осуществляется по следующей формуле:

      Ап = Аоц * Vим(п), где:

      Ап – прогнозная сумма акциза;

      Аоц – оценка поступлений акциза по текущему финансовому году;

      Vим(п) – прогнозируемый темп роста объема импорта, %.

      20. Оценка акцизов рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей;

      2) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году.

      21. В расчетах учитываются изменения ставок акцизов в соответствии с Налоговым кодексом.

Параграф 5. Бонусы, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора

      22. Прогноз поступления бонусов по недропользователям, за исключением организаций нефтяного сектора определяется на основе динамики поступлений за последние три года.

      Сноска. Пункт 22 – в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Параграф 6. Налог на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора

      23. Расчет прогноза поступлений налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (далее – НДПИ), определяется на основе прогнозируемого ВДС горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в соответствии с ПСЭР и производится по следующей формуле:

      NDPIп = NDPIоц * Тгорн(п) /100, где:

      NDPIп – прогнозная сумма НДПИ;

      NDPIоц – оценка поступлений НДПИ по текущему финансовому году;

      Тгорн(п) – прогнозируемый темп роста ВДС горнодобывающей промышленности и разработка карьеров, %.

      24. Оценка НДПИ рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей;

      2) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году;

      3) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году.

Параграф 7. Рентный налог на экспорт, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора

      25. Расчет прогноза поступлений рентного налога на экспорт, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора, определяется на основе прогнозируемого ВДС горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в соответствии с ПСЭР и определяется по следующей формуле:

      RNп = RNоц * Тгорн(п) /100, где:

      RNп – прогнозная сумма рентного налога;

      RNоц – оценка поступлений налога по текущему финансовому году;

      Тгорн(п) – прогнозируемый темп роста ВДС горнодобывающей промышленности и разработка карьеров, %;

      26. Оценка рентного налога на экспорт рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей;

      2) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году;

      3) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году.

Параграф 8. Платеж по возмещению исторических затрат

      Сноска. Параграф 8 – исключен приказом Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Параграф 9. Другие платежи, зачисляемые в республиканский бюджет

      29. К другим платежам, зачисляемым в республиканский бюджет, согласно статье 49 Бюджетного кодекса относятся:

      плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

      плата за использование радиочастотного спектра;

      плата за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

      плата за цифровой майнинг;

      сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

      сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

      сбор за выдачу разрешительных документов, согласия для участников банковского и страхового рынков;

      сбор за выдачу сертификатов, выдаваемых уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, на соответствие сертификационным требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, регулирующим использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельность авиации;

      сбор за государственную регистрацию лекарственных средств и медицинских изделий, а также их перерегистрацию;

      сбор за постановку на учет теле-, радиоканала, периодического печатного издания информационного агентства и сетевого издания;

      сбор за государственную регистрацию космических объектов и прав на них;

      лицензионный сбор за выдачу лицензии, связанной с правом занятия отдельными подвидами деятельности в сфере углеводородов;

      сбор за выдачу документа, подтверждающего резидентство иностранца или лица без гражданства, являющегося инвестиционным резидентом Международного финансового центра "Астана";

      государственная пошлина;

      налог на игорный бизнес.

      Сноска. Пункт 29 – в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      30. Прогнозирование поступлений платы за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи осуществляются на основе прогнозных данных, представленных уполномоченными государственными органами.

      31. Расчет прогноза по другим платежам осуществляется по следующей формуле:

      SPп =SPоц * (100% + Iп), где:

      SPп – прогнозная сумма платежа;

      SPоц – оценка поступлений платежа по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.

      32. Оценка по другим платежам, зачисляемые в республиканский бюджет рассчитывается следующими методами:

      1) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году;

      2) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году;

      3) методом экстраполяции.

Параграф 10. Налоги на международную торговлю и внешние операции

      33. Расчет прогноза поступлений таможенных пошлин на ввозимые товары определяется на основе прогнозируемого объема импорта, курса тенге к доллару США в соответствии с ПСЭР и производится по следующей формуле:

      TPим(п) = TPим(оц) * Vим(п), где:

      TPим(п) – прогнозная сумма таможенных пошлин на ввозимые товары;

      TPим(оц) – оценка поступлений таможенных пошлин на ввозимые товары по текущему финансовому году;

      Vим(п) – прогнозируемый темп роста объема импорта, %.

      34. Расчет прогноза поступлений таможенной пошлины на вывозимые товары определяется на основе прогнозируемого объема экспорта, курса тенге к доллару США в соответствии с ПСЭР производится по следующей формуле:

      TPэк(п) = TPэк(оц) * Vэк(п), где:

      TPэк(п) – прогнозная сумма таможенных пошлин на вывозимые товары;

      TPэк(оц) – оценка поступлений таможенных пошлин на вывозимые товары по текущему финансовому году;

      Vэкс(п) – прогнозируемый темп роста объема экспорта, %.

      35. Оценка по таможенным пошлинам на ввозимые и вывозимые товары рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей;

      2) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году.

      36. Расчет прогноза поступления вывозной таможенной пошлины на сырую нефть (далее – ЭТП на нефть) определяется на основе прогнозируемой мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США в соответствии с ПСЭР и ставки согласно приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 февраля 2016 года № 81 "Об утверждении Перечня товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размера ставок и срока их действия и Правил расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13217) и производится по следующей формуле:

      ТРнеф(п) = Vнеф(п) * S * К(п), где:

      ТРнеф(п) – прогнозная сумма ЭТП на нефть;

      Vнеф(п) – прогнозируемый объем облагаемого пошлиной экспорта нефти (по данным уполномоченного органа);

      S – ставка, долл/тонна;

      К(п) – прогнозируемый курс тенге к доллару США.

      37. Оценка по ЭТП на нефть рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей;

      2) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году.

      38. Расчет прогноза поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур осуществляется по следующей формуле:

      TK(п) = TK (оц) * SV(п) /100, где:

      TK(п) – прогнозная сумма поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;

      TK (оц) – оценка поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур по текущему финансовому году;

      SV(п) – прогнозируемый темп роста объема импорта и экспорта, %.

      39. Оценка по поступлениям от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения макроэкономических показателей;

      2) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году.

Параграф 11. Неналоговые поступления

      40. Неналоговые поступления прогнозируются исходя из анализа динамики по каждому виду неналоговых поступлений, оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году, и используются прогнозные данные, представленные уполномоченными государственными органами.

      41. Прогнозы по поступлениям арендной платы за пользование комплексом "Байконур" и за пользование военными полигонами устанавливаются в суммах, согласно договорам, заключенным между Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации, с учетом прогнозируемого курса тенге к доллару США.

      42. Прогнозирование неналоговых поступлений в республиканский бюджет в виде административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, и (или) штрафов, пеней, санкций, взысканий по бюджетным кредитам (займам), выданным из бюджета, не осуществляется.

Параграф 12. Поступления от продажи основного капитала

      43. Прогнозирование поступлений от продажи основного капитала (поступления от реализации материальных ценностей мобилизационного резерва, материальных ценностей государственного материального резерва) осуществляется на основе прогнозных показателей, представленных уполномоченным органом в области государственного материального резерва.

Параграф 13. Поступления трансфертов

      44. Трансферты из бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы (бюджетные изъятия, передаваемые из бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы) рассчитываются на основе методики расчетов трансфертов общего характера, определяемой центральным уполномоченным органом по государственному планированию в соответствии со статьей 45 Бюджетного кодекса.

      45. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет определяется в абсолютном фиксированном размере и устанавливается законом Республики Казахстан в соответствии со статьей 24 Бюджетного кодекса.

Глава 3. Прогнозирование поступлений в местный бюджет

Параграф 1. Налоговые поступления

      46. Прогнозирование налоговых поступлений осуществляется следующими методами:

      1) прямой счет путем применения налоговых ставок к соответствующим налоговым базам по следующей формуле:

      P = NB * S, где:

      P – прогноз или оценка поступлений доходов;

      NB – налоговая база;

      S – ставка, установленная Налоговым кодексом;

      2) исходя из макроэкономических показателей и эффективной ставки по формуле:

      P = MP * Sотч

      Sотч = Pотч/MPотч * 100%, где:

      P – прогноз или оценка поступлений доходов;

      MP – параметры макроэкономических показателей;

      Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;

      Ротч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;

      MPотч – параметры макроэкономических показателей за отчетный финансовый год;

      3) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:

      P = Pотч * (100% + I), где:

      P – прогноз или оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год (для оценки) или оценка текущего финансового года (для прогноза);

      I – уровень инфляции, %;

      4) усредненный расчҰт, осуществляемый на основании темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает три года по формуле:

      P = Pотч * Trсрд, где:

      P – прогноз или оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год (для оценки) или оценка текущего финансового года (для прогноза);

      Trсрд – средний темп роста за три года, %,

      при этом:

      Trсрд = (Trотч(1год) + Trотч(2год) + Trотч(3год))/3, где:

      Trотч(1год) – темп роста поступлений первого года, %;

      Trотч(2год) – темп роста поступлений второго года, %;

      Trотч(3год) – темп роста поступлений третьего года, %;

      5) путем экстраполяции по формуле:

      P = Pотч + Sсрд, где:

      P – прогноз или оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год (для оценки) или оценка текущего финансового года (для прогноза);

      Sсрд – сумма прироста в среднем за три года,

      при этом:

      Sсрд = ((Sотч (1 год) - Sотч(пред.год)) + (Sотч (2 год) – Sотч (1 год)) + (Sотч(3 год) - Sотч(2 год)))/3, где:

      Sотч(пред.год) – сумма поступлений года, предшествующего первому году;

      Sотч(1год) – сумма поступлений первого года, предшествующего второму году;

      Sотч(2год) – сумма поступлений второго года, предшествующего третьему году;

      Sотч(3год) – сумма поступлений третьего года, предшествующего текущему финансовому году;

      6) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году, по формуле:

      Poц = Pф(тек)/Uотч

      Uотч = Pф(отч) /Pотч * 100, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pф(тек) – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;

      Uотч – удельный вес аналогичного периода в отчетном финансовом году, %;

      Pф(отч) – фактические поступления за аналогичный период отчетного финансового года;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      7) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году, по формуле:

      Poц = Pф(тек)/Kф(тек) * 12, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pф(тек) – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;

      Kф(тек) – количество месяцев в определенном периоде текущего финансового года;

      12 – количество месяцев в году.

      47. При определении оценки поступлений по текущему финансовому году и эффективной ставки налога из фактических поступлений исключаются разовые платежи, носящие несистемный характер и не зависящие от производственной деятельности, в частности, крупные размеры годовых перерасчетов, полученных за счет временных факторов (колебания цен, структурных изменений), суммы, доначисленные по актам налоговых проверок.

      48. В расчетах учитываются данные уполномоченных органов.

Параграф 2. Неналоговые поступления

      49. Неналоговые поступления прогнозируются исходя из анализа динамики по каждому виду неналоговых поступлений, оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году, и используются прогнозные данные, представленные уполномоченными государственными органами.

      50. Прогнозирование неналоговых поступлений в местные бюджеты в виде административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского или местных бюджетов, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, и (или) штрафов, пеней, санкций, взысканий по бюджетным кредитам (займам), выданным из бюджета, не осуществляется.

Параграф 3. Поступления от продажи основного капитала

      51. Прогнозирование поступлений от продажи земли и нематериальных активов, имущества, закрепленного за государственными учреждениями, за исключением поступлений от продажи гражданам квартир, осуществляется по данным уполномоченного органа или исходя из оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году.

Параграф 4. Поступления трансфертов

      52. Трансферты из республиканского бюджета в бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы рассчитываются на основе методики расчетов трансфертов общего характера, определяемой центральным уполномоченным органом по государственному планированию в соответствии со статьей 45 Бюджетного кодекса.

Глава 4. Прогнозирование поступлений в бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы для определения трансфертов общего характера

      53. Объем доходов бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы для определения трансфертов общего характера на трехлетний период рассчитывается центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

      54. Доходы определяются и используются для расчетов трансфертов общего характера в целом по трем категориям: налоговые поступления, неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала с соблюдением тенденции роста за последние три года.

      55. В расчетах учитываются поступления несистемного характера (разовые), представленные центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

      56. Местные исполнительные органы предоставляют свои прогнозы доходов, за исключением трансфертов, на предстоящий трехлетний период.

      57. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает доходы местных исполнительных органов, за исключением трансфертов. В случае необходимости производятся корректировки расчетов по доходам с учетом обоснований и определяется окончательный прогноз доходов.

Параграф 1. Налоговые поступления

      58. При определении объемов доходов бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы для установления трансфертов общего характера используются следующие методы расчета оценки налогового потенциала по текущему финансовому году:

      1) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году, по формуле:

      Poц = Рфт/Uотч, где:

      Poц – налоговый потенциал по текущему финансовому году;

      Рфт – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;

      Uотч – удельный вес аналогичного периода в отчетном финансовом году, %;

      2) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году, по формуле:

      Poц = Рфт /Kб(отч) * 12, где:

      Poц – налоговый потенциал по текущему финансовому году;

      Рфт – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;

      Kб(отч) – количество месяцев в определенном периоде текущего финансового года;

      12 – количество месяцев в году;

      3) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:

      Poц = Pотч * (100% + Iб), или Poц = (Pотч * (100% + Iб))/12 * Кб + Nб(отч), где:

      Poц – налоговый потенциал по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      Iб – уровень инфляции по текущему финансовому году, %.

      12 – количество месяцев в году;

      Кб – прогнозируемый период (количество месяцев) по текущему финансовому году

      Nб(отч) – фактическое поступления налога за определенный период текущего финансового года;

      4) усредненный расчҰт, осуществляемый на основании темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает три года по формуле:

      Poц = Pотч * Trсрд, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      Trсрд – средний темп роста за три года, %,

      при этом:

      Trсрд = (Trотч(1год) + Trотч(2год) + Trотч(3год))/3, где:

      Trотч(1год) – темп роста поступлений первого года, %;

      Trотч(2год) – темп роста поступлений второго года, %;

      Trотч (3год) – темп роста поступлений третьего года, %;

      5) путем экстраполяции по формуле:

      Poц = Pотч + Sсрд, где:

      Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;

      Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;

      Sсрд – сумма прироста в среднем за три года,

      при этом:

      Sсрд = ((Sотч (1год) – Sотч(пред.год)) + (Sотч (2год) – Sотч (1год)) + (Sотч (3год) – Sотч (2 од)))/3, где:

      Sотч(пред.год) – сумма поступлений года, предшествующего первому году;

      Sотч(1год) – сумма поступлений первого года, предшествующего второму году;

      Sотч(2год) – сумма поступлений второго года, предшествующего третьему году;

      Sотч(3год) – сумма поступлений третьего года, предшествующего текущему финансовому году.

      59. При использовании в расчетах нескольких методов, в прогнозе учитывается метод, обеспечивающий наибольшее поступление доходов.

Параграф 2. Индивидуальный подоходный налог

      60. Налоговой базой для исчисления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, является заработная плата в номинальном выражении.

      Прогнозируемый фонд заработной платы определяется путем применения усредненного темпа роста фонда заработной платы за предыдущие годы, не менее чем за три года, к отчетным (статистическим) данным фонда заработной платы, отдельно по хозяйствующим субъектам и бюджетным учреждениям по каждому региону.

      61. В оценке налогового потенциала по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты, на плановый период учитывается изменение налогового потенциала по индивидуальному подоходному налогу в регионе, связанное с изменением места регистрации налогоплательщика (передислокация), изменение количества работников на отдельных предприятиях (завершение проекта, открытие дополнительно рабочих мест). Расчет изменения налогового потенциала по индивидуальному подоходному налогу производится отдельно по конкретным налогоплательщикам по сведениям центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.

      62. Прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты, на плановый год определяется следующими методами:

      1) путем применения эффективной ставки налога к прогнозируемому объему фонда заработной платы по следующей формуле:

      IPN (об)п = (Dfzp * Sотч) ± Iipn

      Sотч = IPN (об)отч /Dотч * 100, где:

      IPN (об)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу на плановый год;

      Dfzp – прогнозируемый объем фонда заработной платы на плановый год;

      Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;

      Iipn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах;

      IPN (об)отч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;

      Dотч – фонд заработной платы за отчетный финансовый год;

      2) путем применения налоговой ставки к прогнозируемому объему облагаемого фонда заработной платы (для вновь созданных предприятий) по следующей формуле:

      IPN (об)п = (Ofzp * Fipn), где:

      IPN (об)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу на плановый год;

      Ofzp – размер прогнозируемого облагаемого фонда заработной платы;

      Fipn – ставка индивидуального подоходного налога в соответствии с Налоговым кодексом, %.

      63. Прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый год определяется по следующей формуле:

      IPN (ноб)п = IPN (ноб)оц * (100% + Iп), где:

      IPN (ноб)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый год;

      IPN (ноб)оц – оценка налогового потенциала по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.

Параграф 3. Корпоративный подоходный налог

      64. Прогноз по корпоративному подоходному налогу, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства по перечню, утверждаемому центральным уполномоченным органом по государственному планированию совместно с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса, и поступлений от организаций нефтяного сектора рассчитывается на основе объема ВДС ненефтяного сектора ПСЭР по следующей формуле:

      KPNп = KPNоц * T(вдс)/100, где:

      KPNп – прогноз по корпоративному подоходному налогу;

      KPNоц – оценка налогового потенциала по корпоративному подоходному налогу по текущему финансовому году;

      T(вдс) – прогноз темпа роста ВДС ненефтяного сектора, %.

Параграф 4. Социальный налог

      65. Налоговой базой для исчисления социального налога является заработная плата в номинальном выражении.

      Прогнозируемый фонд заработной платы определяется путем применения усредненного темпа роста фонда заработной платы за предыдущие годы, не менее чем за три года, к отчетным (статистическим) данным фонда заработной платы, отдельно по хозяйствующим субъектам и бюджетным учреждениям по каждому региону.

      66. В оценке налогового потенциала по социальному налогу на плановый период учитывается изменение налогового потенциала по налогу в регионе, связанное с изменением места регистрации налогоплательщика (передислокация), изменение количества работников на отдельных предприятиях (завершение проекта, открытие дополнительно рабочих мест). Расчет изменения налогового потенциала по социальному налогу производится отдельно по конкретным налогоплательщикам по сведениям центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.

      67. Прогноз по социальному налогу на плановый год рассчитывается следующими методами:

      1) путем применения эффективной ставки налога к прогнозируемому объему фонда заработной платы по следующей формуле:

      SNп = (Dfzp * Sотч) ± Isn

      Sотч= SNотч /Dотч * 100, где:

      SNп – прогноз по социальному налогу на плановый год;

      Dfzp – прогнозируемый объем фонда заработной платы на плановый год;

      Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;

      Isn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах;

      SNотч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;

      Dотч – фонд заработной платы за отчетный финансовый год;

      2) путем применения налоговой ставки к прогнозируемому объему облагаемого фонда заработной платы (для вновь созданных предприятий) по следующей формуле:

      SNп = (Ofzp * Fsn) ± Isn, где:

      SNп – прогноз по социальному налогу на плановый год;

      Ofzp – размер прогнозируемого облагаемого фонда заработной платы;

      Fsn – ставка социального налога в соответствии с Налоговым кодексом, за минусом отчислений в Государственный фонд социального страхования, %;

      Isn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах.

Параграф 5. Налог на имущество

      68. РасчҰт прогнозного объҰма поступлений налога на имущество производится отдельно по налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по налогу на имущество физических лиц.

      69. Прогноз на плановый год по налогу на имущество рассчитывается следующими методами:

      1) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:

      NIп = NIоц * (100% + Iп), где:

      NIп – прогноз по налогу на имущество на плановый год;

      NIоц – оценка налогового потенциала налога на имущество по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;

      2) усредненный расчҰт, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года по следующей формуле:

      NIп = NIоц * Тp, где:

      NIп – прогноз по налогу на имущество на плановый год;

      NIоц – оценка налогового потенциала по налогу на имущество по текущему финансовому году;

      Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.

      70. При определении оценки налогового потенциала по налогу на имущество с физических лиц по текущему финансовому году, в расчетах по сведениям центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета учитываются недоимка и переплата по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Параграф 6. Земельный налог

      71. Прогноз по земельному налогу на плановый год рассчитывается усредненным расчҰтом, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года, по следующей формуле:

      NIп = NIоц * Тp, где:

      NIп – прогноз по земельному налогу на плановый год;

      NIоц – оценка налогового потенциала по земельному налогу по текущему финансовому году;

      Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.

Параграф 7. Налог на транспортные средства

      72. РасчҰт прогнозного объҰма поступлений налога на транспортные средства производится отдельно по налогу на транспортные средства юридических лиц и по налогу на транспортные средства с физических лиц.

      73. Прогноз на плановый год по налогу на транспортные средства рассчитывается следующими методами:

      1) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:

      NTп = NTоц * (100% + Iп), где:

      NТп – прогноз по налогу на транспортные средства на плановый год;

      NТоц – оценка налогового потенциала по налогу на транспортные средства по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;

      2) усредненный расчҰт, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года по следующей формуле:

      NTп = NТоц * Тp, где:

      NTп – прогноз по налогу на транспортные средства на плановый год;

      NТоц – оценка налогового потенциала по налогу на транспортные средства по текущему финансовому году;

      Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.

      74. При определении оценки налогового потенциала по налогу на транспортные средства с физических лиц по текущему финансовому году, в расчетах по сведениям центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета учитываются недоимка и переплата по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Параграф 8. Единый земельный налог

      75. Прогноз по единому земельному налогу рассчитывается по следующей формуле:

      EZп =EZоц * (100% + Iп), где:

      EZп – прогноз по единому земельному налогу на плановый год;

      EZоц – оценка налогового потенциала по единому земельному налогу по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.

Параграф 9. Акцизы на товары, производимые в Республике Казахстан

      76. Расчет прогноза по акцизам на товары, производимые в Республике Казахстан, на плановый год осуществляется отдельно по видам подакцизной продукции следующими методами:

      1) на основе прогнозируемого объема производства подакцизной продукции и ставки акциза по следующей формуле:

      Aп = Vп * S, где:

      Aп – прогноз по акцизам на плановый год;

      Vп – прогнозируемый объем производства подакцизной продукции;

      S – ставка акциза в соответствии с Налоговым кодексом, где:

      Vп = Vоц * Тр,

      Vп – прогнозируемый объем производства подакцизной продукции;

      Vоц – объем производства подакцизной продукции по текущему финансовому году;

      Тр – средний темп роста объема производства подакцизной продукции, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %;

      2) на основе оценки текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции по следующей формуле:

      Ап =Аоц * (100% + Iп) + Iаk, где:

      Aп – прогноз по акцизам на плановый год;

      Аоц – налоговый потенциал по акцизам по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;

      Iаk – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах.

Параграф 9-1. Платеж по возмещению исторических затрат

      Сноска. Глава 4 дополнена параграфом 9-1 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      76-1. Прогноз поступлений платежа по возмещению исторических затрат определяется методом усредненного расчета по формуле:

      Piп = Piоц * Trсрд, где:

      Piп – прогнозная сумма платежа по возмещению исторических затрат;

      Pioц – оценка платежа по возмещению исторических затрат по текущему финансовому году;

      Trсрд – средний темп роста за три года, %,

      при этом:

      Trсрд = (Trотч(1год) + Trотч(2год) + Trотч(3год))/3, где:

      Trотч(1год) – темп роста поступлений платежа по возмещению исторических затрат первого года, %;

      Trотч(2год) – темп роста поступлений платежа по возмещению исторических затрат второго года, %;

      Trотч(3год) – темп роста поступлений платежа по возмещению исторических затрат третьего года, %.

Параграф 10. Платы и сборы, зачисляемые в бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы

      77. К платам и сборам, зачисляемым в бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, согласно статьям 50, 51 и 52 Бюджетного кодекса относятся:

      плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

      плата за лесные пользования;

      плата за пользование животным миром;

      плата за использование особо охраняемых природных территорий местного значения;

      плата за пользование земельными участками;

      плата за негативное воздействие на окружающую среду;

      плата за пользование растительными ресурсами в порядке специального пользования растительным миром;

      сбор за право занятия отдельными видами деятельности (сбор за выдачу лицензий на занятие отдельными видами деятельности);

      плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городе республиканского значения, столицы, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территорию города республиканского значения, столицы;

      плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городе областного значения, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территорию города областного значения;

      сбор за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан;

      плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности;

      сбор за государственную (учетную) регистрацию юридических лиц, их филиалов и представительств, за исключением коммерческих организаций, а также их перерегистрацию;

      сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества и ипотеки судна, а также государственную регистрацию безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз воздушного судна;

      сбор за государственную регистрацию транспортных средств, а также их перерегистрацию.

      Сноска. Пункт 77 – в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      78. Прогноз по платам и сборам, зачисляемым в бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, осуществляется путем индексации налогового потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:

      SPп =SPоц * (100% + Iп), где:

      SPп – прогноз плат и сборов на плановый год;

      SPоц – оценка налогового потенциала плат и сборов по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.

Параграф 11. Государственная пошлина, зачисляемая в местный бюджет

      79. Расчет прогноза по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет на плановый год, осуществляется следующими методами:

      1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:

      GPп = GPоц * Trсрд, где:

      GPп – прогноз по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет;

      GPоц – оценка налогового потенциала по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет по текущему финансовому году;

      Trсрд – средний темп роста за три года, %;

      2) путем индексации налогового потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:

      GPп = GPоц * (100% + Iп), где:

      GPp – прогноз по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет;

      GPоц – оценка налогового потенциала по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет по текущему финансовому году;

      Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.

Параграф 12. Прочие налоги

      80. Расчет прогноза по прочим налогам на плановый год осуществляется по динамике поступлений прочих налогов.

Параграф 13. Неналоговые поступления

      81. Неналоговые поступления прогнозируются исходя из анализа динамики по каждому виду неналоговых поступлений за ряд лет, оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году.

      82. Прогнозирование неналоговых поступлений в местные бюджеты в виде административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского или местных бюджетов, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, и (или) штрафов, пеней, санкций, взысканий по бюджетным кредитам (займам), выданным из бюджета, не осуществляется.

Параграф 14. Поступления от продажи основного капитала

      83. Прогнозирование поступлений от продажи земли и нематериальных активов, имущества, закрепленного за государственными учреждениями, за исключением поступлений от продажи гражданам квартир, осуществляется, исходя из оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году.

Глава 5. Прогнозирование поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан

      84. Прогнозирование поступлений доходов в Национальный фонд Республики Казахстан осуществляется по Перечню организаций нефтяного сектора, утверждаемому в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Бюджетного кодекса.

Параграф 1. Налоговые поступления

      85. Прогнозирование налоговых поступлений осуществляется на основе объема добычи нефти, экспорта нефти, мировой цены на нефть марки Brent [Брент] и курса тенге к доллару США.

      86. В расчетах учитываются данные уполномоченных органов, поступления несистемного характера (разовые).

Параграф 2. Корпоративный подоходный налог от организаций нефтяного сектора

      87. Прогноз поступлений корпоративного подоходного налога от организаций нефтяного сектора производится по следующей формуле:

      KPNп= (Vп * Z – W) * S, где:

      KPNп – прогнозная сумма корпоративного подоходного налога;

      Vп – прогнозируемый объем реализации нефти, газового конденсата;

      Z – прогнозируемая средняя цена реализации;

      W – вычеты, предусмотренные налоговым законодательством;

      S – ставка налога, % (по общеустановленному режиму согласно Налоговому кодексу, по недропользователям, имеющим стабильный налоговый режим, согласно контракту).

      88. При определении средней цены реализации нефти, газового конденсата мировая цена на нефть пересчитывается на прогнозируемый курс тенге к доллару США и на коэффициент перевода баррель в тонны, который равен 7,5.

Параграф 3. Налог на сверхприбыль от организаций нефтяного сектора

      89. Прогноз поступлений налога на сверхприбыль по организациям нефтяного сектора осуществляется по следующей формуле:

      NSп = NSф * Tмц * Tд * Tк, где:

      NSп – прогнозная сумма налога на сверхприбыль по организациям нефтяного сектора;

      NSф – фактическое поступление налога по отчетному финансовому году;

      Tмц – темп роста мировой цены на нефть по текущему финансовому году, %;

      Tд – темп роста объема добычи нефти по текущему финансовому году, %

      Tк – темп роста курса тенге к доллару США по текущему финансовому году, %.

Параграф 4. Бонусы от организаций нефтяного сектора

      90. Прогноз поступления бонусов от организаций нефтяного сектора определяется:

      1) на основании данных уполномоченного органа в сфере недропользования об объемах бонусов (в долларах США) в разрезе недропользователей, выигравших конкурс на получение права недропользования, которые пересчитываются на прогнозируемый курс тенге к доллару США;

      2) на основе динамики поступлений.

Параграф 5. Налог на добычу полезных ископаемых (роялти) от организаций нефтяного сектора

      91. Прогноз поступлений по НДПИ от организаций нефтяного сектора производится по следующей формуле:

      NDPIп = (Dп * Z * Sотч)/4 * 3 + N4кв, где:

      NDPIп – прогнозная сумма НДПИ от организаций нефтяного сектора;

      Dп – прогнозируемый объем добычи нефти, газового конденсат;

      Z – средняя цена реализации;

      Sотч – эффективная ставка отчетного финансового года, %;

      4 – количество кварталов в году;

      3 – прогнозируемый период (количество кварталов);

      N4кв – переходящие платежи четвертого квартала предыдущего года;

      при этом:

      Sотч = NDPIотч/ (Dотч * Zотч), где:

      Sотч – эффективная ставка отчетного финансового года;

      NDPIотч – фактическое поступление НДПИ от организаций нефтяного сектора за отчетный финансовый год;

      Dотч – фактический объем добычи нефти, газового конденсата отчетного финансового года;

      Zотч – средняя цена реализации отчетного финансового года.

      92. При определении средней цены реализации мировая цена на нефть пересчитывается на прогнозируемый курс тенге к доллару США и на коэффициент перевода баррель в тонны, который равен 7,5.

      93. Прогноз поступлений по роялти от организации нефтяного сектора производится по следующей формуле:

      Rп = ((Dп * Z * Sотч) – W)/4 * 3 + R4кв, где:

      Rп – прогнозная сумма роялти;

      Dп – прогнозируемый объем добычи нефти, газового конденсата;

      Z – средняя цена реализации;

      Sотч – эффективная ставка, %;

      W – вычеты, предусмотренные контрактом;

      4 – количество кварталов в году;

      3 – прогнозируемый период (количество кварталов);

      R4кв – переходящие платежи четвертого квартала предыдущего года;

      при этом:

      Sотч = Rотч/ (Dотч * Zотч) * 100%, где:

      Rотч – фактическое поступление НДПИ от организаций нефтяного сектора за отчетный финансовый год;

      Dотч – фактический объем добычи нефти, газового конденсата отчетного финансового года;

      Zотч – средняя цена реализации отчетного финансового года.

      94. При определении средней цены реализации мировая цена на нефть пересчитывается на прогнозируемый курс тенге к доллару США и на коэффициент перевода баррель в тонны, который равен 7,8.

Параграф 6. Рентный налог на экспорт от организаций нефтяного сектора

      95. Прогноз поступлений рентного налога на экспорт от организаций нефтяного сектора производится по следующей формуле:

      RNп = (Q * Z * S)/4 * 3 + RN4кв, где:

      RNп – прогнозная сумма рентного налога;

      Q – прогнозируемый объем экспорта нефти, газового конденсата;

      Z – средняя цена реализации;

      S – ставка, согласно Налоговому кодексу, в %;

      4 – количество кварталов в году;

      3 – количество кварталов прогнозируемых поступлений;

      RN4кв – переходящие платежи четвертого квартала предыдущего года.

      96. При определении средней цены реализации мировая цена на нефть пересчитывается на прогнозируемый курс тенге к доллару США и на коэффициент перевода баррель в тонны, который равен 7,5.

Параграф 7. Доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам от организаций нефтяного сектора

      97. Прогноз поступления доли Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам от организаций нефтяного сектора (далее – доля Республики Казахстан) по крупным налогоплательщикам осуществляется по следующей формуле:

      DLп = Dп * Z * Y * Yрк, где:

      DLп – прогнозная сумма доли Республики Казахстан;

      Dп – прогнозируемый объем добычи нефти, газового конденсата;

      Z – средняя цена реализации;

      Y – доля прибыльной продукции, %;

      Yрк – доля Республики Казахстан в прибыльной продукции, %.

      Прогноз поступления доли Республики Казахстан по остальным налогоплательщикам осуществляется по следующей формуле:

      DLп =Dоц * Tмц * Tд * Tк, где:

      DLп – прогнозная сумма доли Республики Казахстан;

      Dоц – оценка поступления налога по текущему финансовому году;

      Tмц – темп роста мировой цены на нефть текущего финансового года, %;

      Tд – темп роста объема добычи нефти текущего финансового года, %

      Tк – темп роста курса тенге к доллару США текущего финансового года, %.

      98. При определении средней цены реализации нефти, газового конденсата мировая цена на нефть пересчитывается на прогнозируемый курс тенге к доллару США и на коэффициент перевода баррель в тонны, который равен 7,5.

      99. Средние процентные значения прибыльной продукции и доли Республики Казахстан определяются условиями контракта.

Параграф 8. Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции

      100. Прогноз поступлений по дополнительному платежу недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции производится по следующей формуле:

      DPп = Vп * (Z - R) * S, где:

      DPп – прогнозная сумма дополнительного платежа недропользователя;

      Vп – прогнозируемый объем реализации нефти, газового конденсата;

      Z – прогнозируемая средняя цена реализации;

      R – расходы транспортировки;

      S – ставка платежа согласно контракту о разделе продукции.

Параграф 9. Альтернативный налог на недропользование от организаций нефтяного сектора

      101. Прогноз поступления по альтернативному налогу на недропользование от организаций нефтяного сектора производится по следующей формуле:

      ANп = (Vп * Z – W + Vr) * S, где:

      ANп – прогнозная сумма альтернативного налога на недропользователей;

      Vп – прогнозируемый объем реализации нефти, газового конденсата;

      Z – прогнозируемая средняя цена реализации;

      W – вычеты, предусмотренные налоговым законодательством;

      Vr – вознаграждения, согласно Налоговому кодексу;

      S – ставка налога, согласно Налоговому кодексу, %.

      102. При определении средней цены реализации мировая цена на нефть пересчитывается на прогнозируемый курс тенге к доллару США и на коэффициент перевода баррель в тонны, который равен 7,5.

Параграф 10. Неналоговые поступления

      103. Прогнозирование средств, полученных от природопользователей по искам о возмещении вреда организациями нефтяного сектора, и прочие неналоговые поступления осуществляются на основе динамики поступлений.

      104. Прогнозирование неналоговых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан в виде административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, не осуществляется.

Параграф 11. Поступления от продажи основного капитала

      105. Прогнозирование поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе динамики поступлений.

Параграф 12. Прогнозирование поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан по цене отсечения

      Сноска. Глава 5 дополнена параграфом 12 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 10.03.2023 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      106. В соответствии с пунктом 2-1 статьи 24 Бюджетного кодекса Республики Казахстан объем гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан не превышает объем прогнозируемых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан при цене отсечения. Цена отсечения определяется согласно приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 марта 2022 года № 21 "Об утверждении Правил определения цены отсечения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 27070).

      107. Прогнозирование налоговых поступлений осуществляется на основе объема добычи нефти, экспорта нефти, мировой цены на нефть марки Brent [Брент] и курса тенге к доллару США.

      108. Прогноз поступлений определяется путем применения средней эффективной ставки за последние пять лет по налогам по следующей формуле:

      Nalogп = Dп * Z * Sсред, где:

      Nalogп – прогнозная сумма налога от организаций нефтяного сектора;

      Dп – прогнозируемый объем добычи нефти, газового конденсат;

      Z – средняя цена реализации нефти;

      Sсред – средняя эффективная ставка за последние пять лет, %.

      109. Эффективная ставка за отчетный финансовый год определяется по следующей формуле:

      Sотч = Nalogотч/ (Dотч * Zотч), где:

      Sотч – эффективная ставка отчетного финансового года;

      Nalogотч – фактическое поступление налога от организаций нефтяного сектора за отчетный финансовый год;

      Dотч – фактический объем добычи нефти, газового конденсата отчетного финансового года;

      Zотч – фактическая цена на нефти отчетного финансового года".

      110. При определении средней цены реализации нефти мировая цена на нефть пересчитывается на прогнозируемый курс тенге к доллару США и на коэффициент перевода баррель в тонны, который равен 7,5.