Оглавление

Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2013 года № 8424.

Обновленный

      См. начало V1300008424


  Приложение 191
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Обучение грамоте"
для 1 класса уровня начального образования
(с таджикским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен приложением 191 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 266 (вводится в действие с 01.09.2016); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 191-1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Немецкий язык" для 1-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен приложением 191-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 191-2
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Французский язык" для 1-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен приложением 191-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028).); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 192
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Казахский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
(с казахским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 192 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 192-1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа обновленного содержания по предмету "Қазақ тілі" для 5-9 классов специализированных сетевых "Абай мектептері" гуманитарного направления с углубленным изучением казахского языка и литературы уровня основного среднего образования (с казахским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен приложением 192-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (порядок введения в действие см. п.5); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 193
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Казахская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования
(с русским языком обучения) по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 193 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 193-1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа обновленного содержания по предмету "Қазақ әдебиеті" для 5-9 классов специализированных сетевых "Абай мектептері" гуманитарного направления с углубленным изучением казахского языка и литературы уровня основного среднего образования (с казахским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен приложением 193-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (порядок введения в действие см. п.5); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 194
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Русский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
(с русским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 194 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 195
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Русская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
(с русским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 195 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 196
к Приказу министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2016 г. № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Казахский язык и литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с неказахским языком обучения) по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 196 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 197
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Русский язык и литература" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования (с нерусским языком обучения)
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 197 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 198
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Английский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 198 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 198-1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Немецкий язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен приложением 198-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028).); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 198-2
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Французский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен приложением 198-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028).); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 199
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Математика"
для 5-6 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 199 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 199-1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Алгебра" для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 199-1 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 199-2
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
  от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Геометрия" для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 199-2 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 200
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Информатика" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 200 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 201
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Естествознание"
для 5-6 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 201 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 202
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Физика"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 202 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 203
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Химия"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 203 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 204
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Биология"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 204 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 205
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "География"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 205 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 206
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "История Казахстана" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 206 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 207
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Всемирная история" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 207 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 208
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Основы права" для 9 класса уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 208 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 209
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Самопознание" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 209 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 210
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному
предмету "Музыка" для 5-6 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 210 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 211
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Художественный труд" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 211 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 212
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Физическая культура" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 212 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 213
к Приказу министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Уйгурский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
(с уйгурским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 213 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 214
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету "Таджикский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с таджикским языком обучения)

      Сноска. Приложение 214 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 215
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Узбекский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования (с узбекским языком обучения)
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 215 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 216
  к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету

"Уйгурская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего

образования по обновленному содержанию (с уйгурским языком обучения)

      Сноска. Приложение 216 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 217
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Узбекская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
(с узбекским языком обучения)

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 217 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 195
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Уйгурская литература" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования (с уйгурским языком обучения)
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 195 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 216
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по учебному предмету
"Узбекская литература" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования (с узбекским языком обучения)
по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 216 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 218
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Таджикская литература"
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
(с таджикским языком обучения) по обновленному содержанию

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 218 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 218-1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 218-1 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Типовая учебная программа по учебному предмету "Краеведение" для

5-7 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

Глава 1. Общие положения

      1. "Краеведение" – учебный интегрированный курс, который дополняет общеобразовательные учебные предметы "История Казахстана", "Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения), "География", "Музыка" и способствует изучению истории, природы, культуры родного края.

      2. Целью курса является формирование знаний о географических, исторических, культурных, природных и других факторах, характеризующих в комплексе формирование и развитие родного края; воспитание чувства любви к родному краю, бережного отношения к окружающей природе.

      3. Задачи курса:

      1) расширение, углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по истории Казахстана, географии, казахской литературе и музыке;

      2) формирование знаний об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории родного края с древности до наших дней;

      3) расширение знаний о природных богатствах, об исторических памятниках и объектах культуры родного края;

      4) расширение круга знаний о традиционных ремеслах, культурном и литературном наследии края и людях, являющихся гордостью региона;

      5) воспитание чувства уважения к уникальности природы, истории и культуры родного края; ответственного отношения за ее сохранность.

Глава 2. Организация содержания учебного предмета "Краеведение"

      4. Объем учебной нагрузки курса "Краеведение" составляет:

      1) в 5 классе – 5 часов в учебном году;

      2) в 6 классе – 7 часов в учебном году;

      3) в 7 классе – 8 часов в учебном году. Всего – 20 часов.

      5. Материал интегрированного курса "Краеведение" изучается в рамках учебных предметов "История Казахстана", "Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения), "География", "Музыка" в 5-7 классах.

      6. Распределение объема учебной нагрузки курса "Краеведение" по классам и предметам:

      1) в 5 классе:

      "История Казахстана" – 4 часа;

      "Музыка" – 1 час;

      2) в 6 классе:

      "История Казахстана" – 4 часа;

      "Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа;

      "Музыка" – 1 час;

      3) в 7 классе:

      "История Казахстана" – 4 часа;

      "Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа;

      "География" – 2 часа.

      7. Базовое содержание курса 5 класса:

      1) "Легенды и сказания родного края";

      2) "Памятники истории вокруг нас";

      3) "Исторические личности края: бии, акыны, батыры и палуаны";

      4) "Экспонаты заговорили (посещение краеведческого музея)";

      5) "Симфония родного края".

      8. Базовое содержание курса 6 класса:

      1) "Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях)";

      2) "Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края";

      3) "Одна страна – одна судьба (народы моего края)";

      4) "Живые свидетели Истории родного края";

      5) "Мой край родной в стихах и прозе";

      6) "Искусство краеведческих описаний";

      7) "Таланты родной земли".

      9. Базовое содержание курса 7 класса:

      1) "Туристские маршруты";

      2) "Неравнодушные сердца";

      3) "Летопись родного края";

      4) "История моей школы";

      5) "Родной край на страницах публицистики";

      6) "Электронная энциклопедия "Мой край родной";

      7) "Флора и фауна родного края";

      8) "Визитная карточка моего края: разработка краеведческой базы данных".


Глава 3. Система целей обучения

Предмет

Темы

Цели обучения

5 класс

Обучающиеся должны:

1

История Казахстана

Легенды и сказания родного края

знать легенды и сказания о родном крае; и анализировать смысл и значение легенд и сказаний; осознавать значение исторического и культурного наследия прошлых поколений

2

Памятники истории вокруг нас

знать памятники своего края; понимать уникальность памятников истории родного края; передавать историю возникновения, объяснять значение каждого из важнейших памятников своего края

3

Исторические личности края: бии, акыны, батыры и палуаны

знать, какие бии, акыны, батыры и палуаны вошли в историю края; уметь доказывать, что эти герои не случайно вошли в историю

4

Экспонаты заговорили (посещение краеведческого музея)

понимать, что такое исторический экспонат; знать роль экспонатов в передаче исторического наследия; уметь объяснять, что означают конкретные экспонаты

5

Музыка

Симфония родного края

иметь представление об особенностях музыкального творчества в родном крае; иметь первоначальные навыки создания музыкальных каталогов на электронных носителях на основе коллективной работы – создания аудиокаталога "30 песен и мелодий моего края"

6 класс

Обучающиеся должны:

6

История Казахстана

Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях)

знать, что значат названия местности, городов, рек, озер, гор; уметь объяснять историю появления этих названий

7

Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края

знать, какие ремесла являются традиционными для данного края; знать мастеров, внесших вклад в возрождение и развитие наследия традиционной художественной культуры края

8

Одна страна – одна судьба (народы моего края)

знать особенности формирования населения края; знать и с уважением воспринимать обычаи и традиции народов края

9

Живые свидетели Истории родного края

определять категории, по которым дифференцируются живые свидетели Истории: ветераны Великой отечественной войны, ветераны тыла, ветераны труда, воины-афганцы, целинники, почетные жители, заслуженные педагоги и врачи; знать о подвигах земляков – участников войны и тыла

10

Казахская литература/ Казахский язык и литература

Мой край родной в стихах и прозе

знать поэтические и прозаические произве дения, в которых описывается природа родного края, его история; знать творчество поэтов и писателей родного края, собирать данные об их творчестве и готовить презентации; читать наизусть одно стихотворное произведение, посвященное родному краю

11

Искусство краеведческих описаний

анализировать краеведческие описания с точки зрения информативности текста, его художественных, языковых особенностей; иметь первоначальные навыки написания прозаических отрывков в рамках краеведения

12

Музыка

Таланты родной земли

уметь рассказывать о творчестве жырши-термеши, певцов и композиторов родного края

7 класс

Обучающиеся должны:

13

История Казахстана

Туристские маршруты

иметь представление о том, что такое туристские маршруты; иметь первоначальные навыки разработки туристских маршрутов

14

Неравнодушные сердца

знать, что такое меценатство и спонсорство; уметь объяснять, что сделано конкретными людьми и что можно делать для поддержки своей малой родины

15

Летопись родного края

определять основные исторические этапы развития края на основе источников; знать шежире родного края;
уметь находить нужную информацию, связанную
с родным краем (аул, район, город, область), в музеях, архивах, библиотеках, интернете;
уметь составлять хронологию исторических событий

16

История моей школы

уметь находить нужную информацию из различных источников;
уметь составлять вопросы для интервью и проводить его;
уметь передавать историю своей школы

17

Казахская литература/ Казахский язык и литература

Родной край на страницах публицистики

знать, какие газеты и журналы издаются в
регионе;
анализировать статьи и очерки о родном крае, о людях с точки зрения объективности, информативности, глубины содержания, выразительности, эмоционального воздействия

18

Электронная энциклопедия "Мой край родной"

знать, что такое энциклопедия;
уметь подбирать материал для энциклопедии;
определять направления краеведения;
принимать участие в коллективной работе по составлению электронной энциклопедии по направлениям краеведения

19

География

Флора и фауна родного края

знать растительный мир региона;
знать, какие представители животного мира характерны для региона;
знать, что такое Красная книга, и какие
животные, обитающие в регионе, попали в Красную книгу

20

Визитная карточка моего края: разработка краеведческой базы данных

определять формы представления материала;
разрабатывать информационные материалы различного формата, содержащие основные справочные сведения о крае;
уметь компоновать материалы с целью оказания максимального эмоционального воздействия на читателя/слушателя

      10. Учебная программа вводится в действие с 2018-2019 учебного года.


  Приложение 218-2
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

      Сноска. Приказ дополнен Приложением 218-2 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Типовая учебная программа по предмету "Общество и религия"

для 8 класса уровня основного среднего образования

Глава 1. Общие положения

      1. Учебная программа была разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

      2. Значимость дисциплины "Общество и религия" обусловливается тем, что она должна стать органичной частью современного образовательного пространства в качестве интегрированного социально-гуманитарного предмета, содействующего становлению духовной личности, обладающей научным мировоззрением и национальным самосознанием, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта цивилизаций, базовых ценностей светского общества и понимания его основных тенденций развития систематизировать научные знания о религии и ее роли в современном историческом процессе. В данном аспекте особое значение имеет Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня 2017 года № 500, на основе которой будут создаваться и осуществляться различные образовательные стратегии.

      3. Учебный предмет "Общество и религия" является по сути информационно-просветительским, поэтому в основе педагогического подхода к его обучению являются светскость, неконфессиональность.

      4. Объектом изучения предмета "Общество и религия" является многообразие событий, явлений и процессов, происходивших в ходе развития религиозной культуры человечества от древнейших времен до современности.

      5. Цель обучения предмету:

      1) формирование у обучающихся представления о месте религии в мировом историческом процессе, о многообразии ее взаимосвязей и взаимоотношений, о светскости и светских устоях государства и общества на основе исключительно научных знаний о религиях;

      2) привитие уважения к религиозной культуре других народов и иммунитета к радикальной идеологии религиозного экстремизма и фанатизма.

      6. Задачи обучения предмету:

      1) реализация принципа обеспечения государством светского характера системы образования;

      2) формирование у обучающихся научных знаний об истории религий и их специфических особенностях;

      3) освоение учащимися знаний о религии как духовном феномене человеческой цивилизации, необходимых для анализа современного этапа развития светского общества и прогнозирования собственной жизнедеятельности;

      4) осознание обучающимися самоценности светских принципов развития общества и уникальности религиозных культур народов мира;

      5) выработка ценностных ориентаций и личностных убеждений учащихся на основе светских принципов развития гражданского общества и правового государства;

      6) определение роли религии в жизни современного общества и человека;

      7) выявление связей между ценностями различных религий и вероисповеданий;

      8) формирование толерантности к различным религиозным культурам и традициям;

      9) воспитание религиозной грамотности на основе знаний о религии и ее истории;

      10) формирование иммунитета к различного рода псевдорелигиозным течениям в обществе, способности дорожить историческими традициями казахстанского народа;

      11) развитие у учащихся навыков критического мышления при анализе материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и СМИ;

      12) развитие у обучающихся навыков коммуникативного общения, способности к участию в диалоге по актуальным вопросам в сфере религии.

      7. При изучении предмета "Общество и религия" осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: "Всемирная история", "История Казахстана", "Русский язык", "Русская литература", "Казахский язык и литература", "География", "Биология", "Физика", "Самопознание".

Глава 2. Базовое содержание учебного предмета

      8. Объем учебной нагрузки по предмету "Общество и религия" в 8 классе составляет 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

      9. Содержание учебного предмета включает следующие темы:

      1) введение: представление о предмете "Общество и религия", его специфике и предназначении. Понятие об обществе и его признаках. Религия в обществе. О достижения Казахстана за годы Независимости (1 час);

      2) культура и религия: понятие "культура". Культура материальная и духовная. Культура как результат деятельности человека и общества. Религия и ее функция. Религия как часть духовной культуры цивилизаций. Проникновение религиозного содержания в культуру. Человек как творец, как творение культуры и религиозной культуры. Культура и религия в духовной структуре общества. Многообразие культур и религий как главная особенность современного мира (1 час);

      3) древние культы: истоки зарождения религии. Древнейшие культы: понятие, возникновение и характеристика. Тотемизм. Анимизм. Фетишизм. Магия. Шаманизм. Отражение древнейших культов в последующих религиозных представлениях человека (1 час);

      4) основы монотеизма: термин "монотеизм" как религиоведческое, философское, теологическое (богословское) понятие о единобожии. Религиозное представление и учение о Едином Боге. Противоположность монотеизма язычеству и политеизму. Иудаизм, христианство и ислам как монотеистические религии (1 час);

      5) мировые религии: понятие "мировые религии". Буддизм, Христианство, Ислам: исторический контекст. Ареал и масштабы распространения мировых религий в современный период. Роль мировых религий в сохранении мира и безопасности обществ и государств (1 час);

      6) два взгляда на возникновение человечества: научный и религиозный аспекты. Эволюционные и религиозные мировоззрения. Многообразие взглядов на происхождение жизни (1 час);

      7) нравственные принципы в религии: понятие "нравственность". Нравственные принципы как определяющее начало в жизни человека и общества. Добро и зло: моральный выбор. Религия и нравственность. Нравственное содержание мировых религий: общее и особенное (1 час); 

      8) религиозные символы и мистика: понятия и представления о религиозных символах. Мистика. Символы и мистика как многообразие форм религиозного значения. Символы мировых религий, их отображения и значения (1 час);

      9) искусство и религия с периода древнего мира по XIV век. Религия и эстетика. Искусство как отображение духовного облика цивилизаций. Религиозные образы в искусстве (1 час);

      10) искусство и религия с XIV века по настоящий период. Роль искусства в обществе и религии. Духовное наследие казахского народа (1 час);

      11) мыслители Запада. Влияние западных мыслителей на формирование культуры и прогресса общества (1 час);

      12) мыслители Востока. Вклад мыслителей Востока на формирование культуры и прогресса общества (1 час);

      13) история религий в Казахстане: от древности до современности. Конфессиональная палитра казахстанского общества (1 час);

      14) современный человек и религиозные ценности. Статус человека в обществе и его духовные потребности. О значении религиозных ценностей в жизнедеятельности личности (1 час);

      15) жизнь человека – высшая нравственная ценность. Понятие "ценность". Жизнь человека как высшая нравственная ценность. Религиозные учения о жизни и ее ценности (1 час);

      16) свобода выбора и религия. Понятия "свобода", "свобода выбора", "свобода совести". Понимание свободы выбора в религиозных традициях. Светское государства как гарант обеспечения прав и свобод человека (1 час);

      17) свобода и ответственность. Мыслители человечества о свободе и ответственности. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель ее социальной и нравственной зрелости. Мировые религии об ответственности человека (1 час);

      18) любовь и семейные ценности. Понятие "любовь" как ценность, как качество. Любовь – источник создания семьи. Семейные ценности. Роль семьи в обществе и государстве (1 час);

      19) любовь к созидательному труду и религия. Понятия "труд", "созидательный труд". Любовь как источник созидательного труда. Значение труда в религиозных традициях. О роли труда в становлении и развитии конкурентоспособного общества и государства (1 час);

      20) глобализация и религия. Понятие "глобализация". Вызовы и угрозы глобализации. Отношение мировых и традиционных религий к глобализации (1 час);

      21) экстремизм и терроризм как глобальная угроза современному миру. Понятия "экстремизм" и "терроризм", виды и их сущность. Псевдорелигиозные мотивы экстремизма и терроризма. Почему экстремизм и терроризм выбирают религию? Пути распространения идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Запрещенные в республике экстремистские и террористические организации. Законодательная база Республики Казахстан о противодействии экстремизму и терроризму (2 часа);

      22) способы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Понятие и представление о деструктивных культах. Группы риска как объект вербовки. Методы и приемы вербовки и контроля сознания. О противодействии деструктивным культам (1 час);

      23) свободомыслие и атеизм в XXI веке. Понятия "свободомыслие", "атеизм". Научное познание в переосмыслении религиозных традиций в третьем тысячелетии. Свободомыслие как противостояние фанатизму и радикальному экстремизму (1 час);

      24) наука и религия в контексте истории и современности. Научная и религиозная традиции познания мира. Современные научные достижения и область их применения (1 час);

      25) типология государств по их отношению к религии. Понятие "государство". Государство и религия: выстраивание различных систем взаимоотношений. Типы государств по их отношению к религии. Светские государства. Теократические государства. Смешанные государства (1 час);

      26) Казахстан – светское государство. Светский характер государства как важное условие успешного развития республики. Конституция (Основной Закон) о светскости государства. Понятие "светскость". Светскость – не атеизм (1 час);

      27) борьба добра и зла в религиях XXI века. Понятия "добро" и "зло". Мировые религии о добре и зле. Ценность "добро" как нравственное мерило общества, личности. Зло как антипод нравственности (1 час);

      28) нормы поведения человека в обществе. Понятие "норма поведения". Законы государства как регуляторы нормы поведения личности в обществе. Религиозные традиции о поведении человека (1 час);

      29) межконфессиональная ситуация в современном Казахстане: религиозная панорама, состояние и динамика развития религиозной ситуации. Государственная политика страны в религиозной сфере. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия. Роль Ассамблеи народа Казахстана в обществе. Традиции казахстанского народа как основы упрочения светских устоев Казахстана (2 часа);

      30) веротерпимость, толерантность и согласие как основа гармоничного сосуществования обществ и государств. Понятия и представления о веротерпимости, толерантности и согласии: светский и религиозный контекст. Фундаментальные ценности светского Казахстана. Президент Республики Казахстан о духовной модернизации общества (1 час);

      31) политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в стране и международном сообществе. Глобальные инициативы Елбасы по упрочению мира и безопасности в мире (1 час);

      32) зачетный урок: общие выводы и заключения по предмету "Общество и религия". Защита творческих работ (1 час).

Глава 3. Педагогические подходы к организации учебного процесса

      10. Ценностно-ориентированный подход:

      1) в обучении это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиций определенных ценностей. Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей личности обучающегося;

      2) реализуются возможности для формирования казахстанского патриотизма, толерантного сознания, уважения к истории, культуре и традициям предков, привития уважения к религиозной культуре других народов и иммунитета к радикальной идеологии религиозного экстремизма и фанатизма;

      3) изучая историю религий в различные исторические периоды, обучающиеся систематизируют знания о мировом историческом процессе и о месте в нем религии в многообразии ее взаимосвязей и взаимоотношений, о светскости и светских устоях государства и общества.

      11. Личностно-ориентированный подход:

      1) в обучении подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и обучающихся на уроке, демократическое отношение к обучающимся, уважение личности, наиболее полное раскрытие и формирование положительных морально-этических качеств ученика, его способностей, талантов с учетом потенциальных возможностей;

      2) предполагает учет индивидуальных интересов и способностей обучающихся, формирование умения определять и отстаивать свою позицию в процессе обсуждения сложных вопросов относительно места и роли религии в обществе, реализацию права личности самостоятельно оценивать события и делать собственные выводы, иметь собственные убеждения и взгляды на рассматриваемые культурные явления и процессы.

      12. Деятельностный подход:

      1) деятельностный подход означает, что знания и умения формируются в процессе активной познавательной деятельности обучающегося, которая предполагает самостоятельный поиск, интерпретацию, анализ, обобщение и оценку исторических источников и других обучающих ресурсов;

      2) обучающиеся активно участвуют в совместном обсуждении проблемных вопросов, в ролевых играх и активных формах обучения;

      3) особое внимание в учебной программе уделяется использованию возможностей по применению и преобразованию новой информации, что способствует формированию функциональной грамотности.

      13. Дифференцированный подход:

      1) подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся;

      2) включает организацию учебной деятельности различных групп обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности;

      3) условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, познавательным интересам, характеру помощи со стороны учителя.

      14. Коммуникативный подход:

      1) в обучении это передача и сообщение информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей;

      2) результатом этого подхода является способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения;

      3) процесс обучения включает задания, способствующие формированию умений общения, и режимы работы, адекватные условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа).

      15. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания учебного предмета "Общество и религия" предполагает:

      1) развитие навыков самостоятельной работы, связанных с поиском информации, ее отбором, сопоставлением и установлением связи между фактами и явлениями;

      2) использование мультимедийных ресурсов для расширения знаний обучающихся;

      3) использование интерактивных досок для технической поддержки активного обучения;

      4) создание творческих проектов по выбранной теме с использованием различных видов компьютерной презентации;

      5) использование компьютерных средств коммуникации (например, онлайн-уроков, конференций) для развития творческой активности обучающихся.

Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся

      16. Предметные результаты. По окончании 8-го класса обучающиеся должны знать:

      1) основные базовые понятия предмета "Общество и религия";

      2) историю и закономерности развития религиозных традиций в контексте становления человеческой цивилизации;

      3) основные нормы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе и сфере ближайшего окружения личности;

      4) сущность и значение светских ценностей, нормы высокой этики, веры и религии в жизни человека и общества;

      5) о древних культах, мировых и традиционных религиях и их роли в духовной культуре, истории и современности Республики Казахстан;

      6) роль искусства в аккумуляции религиозных представлений человечества на различных этапах развития общества;

      7) вклад мыслителей прошлого и современности в духовное просвещение цивилизаций;

      8) ценность человеческой жизни и сопутствующих ей иных моральных качеств для жизнедеятельности в многообразном мультикультурном и поликонфессиональном мире;

      9) динамику и состояние развития религиозной ситуации в стране и мире в эпоху глобализации;

      10) влияние религиозной культуры на прогресс в науке, нанотехнологиях, различных аспектах медицины;

      11) историю религий в Казахстане;

      12) ключевые звенья государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на среднесрочную перспективу;

      13) глобальные инициативы Казахстана и его Лидера – Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева – в сохранении и укреплении мира и безопасности.

      17. Личностные результаты.

      Обучающиеся должны:

      1) уважать и принимать светские ценности общества и государства;

      2) бережно, уважительно и толерантно относиться к сведениям, фактам и знаниям о религиях;

      3) характеризовать древние культы, мировые и традиционные религии, выделяя их виды, существенные признаки, закономерности возникновения и развития;

      4) раскрывать на примерах усвоенные понятия и представления о религиозной культуре и религиозных традициях цивилизаций;

      5) оперировать и апеллировать понятийным аппаратом предмета "Общество и религия";

      6) анализировать религиозную ситуацию в стране и мире, выявляя общие тенденции и различия;

      7) объяснять причинно-следственные и функциональные связи между развитием общества, государства, традиционной и духовной культурой народа;

      8) осуществлять поиск соответствующей информации по заданным темам, а также сравнивать и сопоставлять полученные материалы, различая в них факты и мнения, аргументы и выводы;

      9) формулировать на основе полученных знаний по предмету собственные суждения и аргументировать позиции по актуальным вопросам в сфере общества и религии;

      10) уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

      11) отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации о состоянии и динамике развития религиозной сферы, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

      12) готовить устное выступление, творческие работы по актуальным вопросам в сфере религии;

      13) осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использование собранной информации в разрезе актуальных проблем по учебному предмету;

      14) ориентироваться в актуальных общественных и конфессиональных событиях, определять личную гражданскую позицию;

      15) осуществлять диалог и конструктивное взаимодействие людей с разными религиозными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

      16) оценивать происходящие события в религиозной сфере с точки зрения казахстанского законодательства и норм морали светского человека, а также противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

      18. Системно-деятельностные результаты. Обучающиеся должны использовать:

      1) знания по предмету "Общество и религия" для укрепления духовной безопасности светского государства;

      2) предметные знания в процессе решения учебно-познавательных задач по вопросам религии и государственно-конфессиональных отношений;

      3) знания и умения при оценке происходящих событий в религиозной сфере с точки зрения казахстанского законодательства и норм высокой этики;

      4) знания при распознавании идеологии религиозного фанатизма, экстремизма и терроризма;

      5) критическое мышление при восприятии информации, получаемой из СМИ, социальных сетей, через межличностное общение и массовую коммуникацию;

      6) знания для анализа текущей религиозной ситуации в стране и мире;

      7) понятия и представления при обработке материалов религиозного содержания;

      8) понятийный аппарат предмета для синтезирования духовных ценностей как величайшего наследия всего человечества;

      9) научную и популярную информацию об обществе и религиях для использования в проектно-исследовательской деятельности;

      10) знания предмета для выработки достойного поведения в обществе, в коллективе, в семье и сфере ближайшего окружения;

      11) знания и навыки для умения вести диалог с представителями иных этносов и конфессий, для достижения в общении и диалоге согласия и взаимопонимания, нахождения общих целей и сотрудничества во имя их достижения.



      См. продолжение V13008424_1