Сноска. Утратило силу постановлением Правления Национального Банка РК от 27.03.2017 № 47 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан", а также в целях совершенствования автоматизации ведения бухгалтерского учета Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета.
2. Признать утратившими силу постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2013 года и подлежит официальному опубликованию.
Председатель | |
Национального Банка | Г. Марченко |
Утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 272 |
Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета
1. Общие положения
1. Настоящие Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" и определяют порядок автоматизации ведения бухгалтерского учета финансовыми организациями, специальными финансовыми компаниями, исламскими специальными финансовыми компаниями, акционерным обществом "Банк Развития Казахстана и микрофинансовыми организациями (далее - организация).
Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 28.01.2016 № 6 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Основной целью автоматизации ведения бухгалтерского учета является автоматизация системы сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях, совершаемых организациями, и обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации путем применения информационных систем, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета, (далее – информационная система).
Организациям, осуществляющим составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами финансовой отчетности, допускается ведение бухгалтерского учета с использованием приложений офисных пакетов с соблюдением норм, предусмотренных в настоящей главе.
Сноска. Пункт 2 в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 24.12.2012 № 388 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. В Правилах используются следующие понятия:
1) автоматизированное рабочее место – совокупность технических, информационных и программных ресурсов, обеспечивающая участие профессионального работника организации в реализации автоматизированных бизнес-процессов;
2) аудиторский след – процесс отслеживания и фиксирования действий пользователя при совершении сделок (операций) или системных функций;
3) база данных – совокупность данных, организованных согласно концептуальной структуре, описывающей характеристики этих данных, а также взаимосвязи между их объектами;
4) централизованный доступ – доступ пользователей удаленных автоматизированных рабочих мест по каналам связи к единой базе данных информационной системы в режиме реального времени;
5) децентрализованный доступ – доступ пользователей удаленных автоматизированных рабочих мест по каналам связи к единой базе данных информационной системы путем синхронизации локальной базы посредством регламентированной передачи данных.
4. Ведение бухгалтерского учета с применением информационных систем осуществляется с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
5. В информационной системе должна обеспечиваться тождественность:
1) синтетического (итогового) учета и аналитического (детального) учета;
2) распечатанных и утвержденных отчетов на бумажных носителях и электронных отчетов, сформированных из информационной системы.
6. Для обеспечения непрерывности деятельности организация обеспечивает разработку и утверждение руководителем (либо лицом, его замещающим) организации или иным органом управления внутренний документ, содержащий:
1) пошаговые процедуры восстановления (сохранности) информационной системы для обеспечения доступа к ней в случае частичного или полного ее разрушения с указанием перечня возможных аварийных ситуаций, отказов технических средств (потеря питания, выход из строя компонентов системы (модулей, подсистем) и другие);
2) процедуры (меры) безопасности информационной системы, в том числе защита информации от несанкционированного доступа.
7. В целях применения Правил подразделения организации делятся на фронт-офис и бэк-офис. При необходимости организация образует мидл-офис.
2. Порядок автоматизации ведения бухгалтерского учета
8. Автоматизация ведения бухгалтерского учета организации обеспечивается в следующей последовательности:
1) детализированный бухгалтерский учет всех совершаемых организацией операций отражается только на основании первичных документов в аналитическом бухгалтерском учете компонентов системы (модулей, подсистем);
2) информация, содержащаяся в первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета;
3) данные аналитического учета группируются по счетам синтетического учета;
4) данные синтетического учета отражаются в главной книге и (или) в базе данных;
5) на основании информации главной книги и (или) базы данных формируется финансовая отчетность.
9. Для автоматизации ведения бухгалтерского учета с применением информационной системы организация обеспечивает разработку и утверждение руководителем (либо лицом, его замещающим) организации или иным органом управления внутренних документов, содержащих:
1) описание информационной системы, включающее:
перечень компонентов системы (модулей, подсистем);
описание назначения каждого компонента системы (модуля, подсистемы);
взаимосвязь и (или) взаимодействие между компонентами системы (модулями, подсистемами), включая описание автоматизации бизнес-процессов;
методы и (или) способы обмена и (или) передачи информации между компонентами системы;
при наличии взаимодействия компонентов системы (модулей, подсистем) с внешними источниками информации, используемыми для проведения операции (платежи, переоценка, покупка (продажа) ценных бумаг и другие операции) описание автоматизации бизнес-процессов;
2) перечень статей (строк) бухгалтерского баланса организации с указанием в разрезе каждой статьи (строки):
содержания совершаемой операции, результат которой включается в состав суммы данной статьи (строки) бухгалтерского баланса;
компонентов системы (модулей, подсистем), используемых для осуществления бухгалтерских записей, на основании которых формируется данная статья (строка) бухгалтерского баланса.
10. При автоматизации ведения бухгалтерского учета должно обеспечиваться следующее:
1) наличие базы данных и (или) главной книги;
2) возможность выбора типовых операций пользователем автоматизированного рабочего места;
3) возможность осуществления контроля в информационной системе с периодичностью, установленной внутренними документами организации, за корректностью отражения в результате выбора типовой операции, указанной в подпункте 2) настоящего пункта, бухгалтерской записи;
4) доступ к соответствующим общепринятым справочникам (классификаторам) и их применение с целью унификации информации;
5) ведение учета клиентов (в случае их наличия) с указанием их реквизитов и операций, утвержденных внутренними документами организации, связанных с клиентами и производимых на основании договоров, заключенных с ними;
6) разграничение прав доступа между работниками организации в зависимости от характера (содержания) операции и функциональных обязанностей работника организации, предусмотренных внутренними документами организации, с обеспечением адекватного уровня безопасности, описанного во внутренних документах организации;
7) поддержка различных видов валют (в случае совершения организацией операций с иностранной валютой);
8) ведение регистров бухгалтерского учета, утвержденных внутренними документами организации, с заполнением обязательных полей, включая проверку на качество входных данных;
9) содержание аудиторского следа во всех операциях, отраженных в информационной системе;
10) централизованный или децентрализованный доступ автоматизированного рабочего места к базе данных и (или) к главной бухгалтерской книге.
11. Проверка актуализации информации, содержащейся во внутренних документах организации, указанных в пунктах 6 и 9 Правил, с фактическими бизнес-процессами и процессами, совершаемыми в информационной системе, проводится не реже одного раза в год.
12. На уровне главной книги совершаемые организацией операции отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан:
от 22 сентября 2008 года № 79 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5348);
от 31 января 2011 года № 3 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня, ипотечных организациях и акционерном обществе "Банк Развития Казахстана" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6793).
Приложение к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 272 |
Перечень постановлений Правления Национального Банка
Республики Казахстан, признаваемых утратившими силу
1. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6 декабря 2003 года № 435 "О ведении вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в автоматизированной информационной системе страховых (перестраховочных) организаций" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2658).
2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6 декабря 2003 года № 436 "О ведении вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в автоматизированной информационной системе накопительных пенсионных фондов" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2650).
3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 18 февраля 2006 года № 10 "О внесении дополнений в постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6 декабря 2003 года № 435 "О ведении вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в автоматизированной информационной системе страховых (перестраховочных) организаций" и от 6 декабря 2003 года № 436 "О ведении вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в автоматизированной информационной системе накопительных пенсионных фондов" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4129).
4. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 мая 2007 года № 59 "Об утверждении Правил автоматизации ведения банками второго уровня и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4787).
5. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 июля 2007 года № 80 "О ведении вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в автоматизированной информационной системе отдельными субъектами финансового рынка Республики Казахстан" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4868).
6. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 декабря 2008 года № 112 "Об утверждении Правил выдачи заключения Национального Банка Республики Казахстан о наличии автоматизированной банковской системы, отвечающей требованиям, предъявляемым к автоматизации бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5504).