Об утверждении Правил открытия и закрытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 октября 2011 года № 651. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 ноября 2011 года № 7313.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила открытия и закрытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 442-I "Об утверждении Правил открытия аэродромов Республики Казахстан для выполнения международных полетов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 2146).

      3. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда Р.О.) в установленном законодательством порядке обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.

      5. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

Б. Камалиев

      "СОГЛАСОВАН":

      Министр здравоохранения

      Республики Казахстан

      _______________ С.З. Каирбекова

      "____"_________ 2011 года


      Министр внутренних дел

      Республики Казахстан

      ____________ К.Н. Касымов

      26 августа 2011 года


      "СОГЛАСОВАН":

      Министр финансов

      Республики Казахстан

      __________ Б.Б. Жамишев

      "____"_________ 2011 года


      Директор Пограничной службы

      Комитета Национальной

      безопасности Республики

      Казахстан


      ______________ Н.К. Мырзалиев

      12 октября 2011 года

  Утверждены
приказом Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
  от 27 октября 2011 года № 651

Правила открытия и закрытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов

      Сноска. Правила - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 31.07.2023 № 555 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила открытия и закрытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон) и определяют порядок открытия и закрытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов.

      2. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) авиационный хаб - авиатранспортный узловой аэропорт, имеющий необходимую инфраструктуру для организации стыковочных рейсов, который используется авиакомпаниями как промежуточный пункт для доставки пассажиров, багажа, почты и грузов к месту назначения;

      2) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

      3) аэровокзал - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров в период регистрации, досмотра, комплектования и накопления по авиарейсам, осуществления таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля;

      4) минимум аэродрома - минимально допустимые значения видимости на взлетно-посадочной полосе и высота нижней границы облаков (или высота принятия решения), при которых на данном аэродроме разрешается производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа;

      5) контролируемая зона аэропорта – рабочая площадь аэропорта (аэродрома), прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется;

      6) зона таможенного контроля – пункты пропуска через таможенную границу Таможенного союза, места таможенного декларирования и проведения иных таможенных операций таможенными органами, а также территории мест и складов временного хранения, таможенных и свободных складов, специальных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли;

      7) вынужденная посадка - посадка на аэродроме или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану полета;

      8) санитарно-карантинный контроль - контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием груза и состоянием здоровья людей при перемещении людей и грузов через государственную границу Республики Казахстан, проводимый в целях недопущения завоза на территорию страны инфекционных и паразитарных заболеваний, а также потенциально опасных для здоровья человека веществ и продукции;

      9) стерильная зона - часть контролируемой зоны между первым пунктом проверки, досмотра пассажиров, багажа, грузов, ручной клади и воздушным судном, доступ в которые строго контролируется;

      10) пассажир транзитный - пассажир, который в соответствии с договором международной воздушной перевозки перевозится далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный аэропорт;

      11) пассажир трансферный - пассажир, который в соответствии с договором международной воздушной перевозки доставляется в пункт трансферта одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика;

      12) технико-эксплуатационное обследование - проверка объектов, сооружений, оборудования и служб аэропорта на соответствие требованиям нормативных документов;

      13) зона пограничного контроля - часть стерильной зоны между зоной таможенного контроля и воздушным судном, а также воздушные суда эксплуатантов Республики Казахстан доступ в которую проводится по согласованию с Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок открытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов

      3. Аэропорты при открытии для обеспечения международных полетов воздушных судов имеют:

      1) искусственную взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон, места стоянок и другое оборудование, позволяющее принимать и обслуживать воздушные суда не ниже первого класса;

      2) светотехническую систему посадки, обеспечивающую минимум аэродрома по одной из трех (I, II, III) категорий, установленных рекомендуемой практикой и стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

      3) аэровокзал, оснащенный авиакассами, регистрационными стойками, залами регистрации, ожидания, вылета и прилета, санитарно-бытовыми помещениями, в том числе специально оборудованными для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения (переходы и выходы должны быть доступны и оборудованы пандусами, специализированными лифтами), комнатой матери и ребенка, объектами информационного обслуживания, медицинским пунктом, бюро находок, изолированными и оборудованными системой двойного коридора в соответствии с требованиями, установленными решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года № 259 "О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории", залы "вылет", "прилет", а также "красный" и "зеленый" коридоры в аэропортах, открытых для международных сообщений (полетов), должны быть разделены способом, исключающим наблюдение за лицами, перемещающимися по другому коридору и обозначены на государственном языке государства-члена таможенного союза, русском и английском языках надписями "Таможня" и "Customs", отведенный зал и бизнес-зал для регистрации, оформления и производства досмотра службой авиационной безопасности аэропорта, таможенными, пограничными органами и органами санитарно-карантинного контроля, дислоцированными в аэропорту.

      Аэровокзалы авиационных хабов должны иметь необходимые площади, инфраструктуру и оборудование для обслуживания транзитных пассажиров и их багажа;

      4) помещение для оформления пассажирской таможенной декларации;

      5) не менее трех досмотровых стоек, оснащенных не менее двумя специальными техническими средствами досмотра пассажиров, багажа, грузов, ручной клади службой авиационной безопасности аэропорта и таможенными органами.

      При этом специальные технические средства должны обнаруживать все предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом в соответствии с Перечнем опасных веществ и предметов, а так же всех видов наркотиков, запрещенных пассажирам к перевозке на гражданских воздушных судах, утвержденным уполномоченным органом в сфере гражданской авиации согласно подпункту 1-2) статьи 14 Закона;

      6) не менее чем по три кабины для паспортного контроля в залах "вылет", "прилет" и по одной кабине в специально отведенных залах и бизнес залах;

      7) помещения под рабочие кабинеты пограничных, таможенных органов в залах "вылет" и "прилет", помещения и рабочие кабинеты органов внутренних дел для приема, регистрации жалоб и заявлений граждан вне стерильной зоны, обеспеченных средствами телефонной связи (в том числе междугородней). При этом количество рабочих кабинетов и помещений согласовывается с Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Департаментом полиции на транспорте Министерства внутренних дел Республики Казахстан и уполномоченным органом в сфере гражданской авиации;

      8) помещение для размещения транзитных (трансферных) пассажиров, оборудованное справочным бюро (телефоном), междугородним (международным) телефоном, информационным табло о прилетающих и вылетающих воздушных судах и имеющее соответствующие санитарно-бытовые условия;

      9) складские помещения, камеры хранения для багажа, грузов, (в том числе для неопознанных грузов, багажа, почты, ручной клади), оснащенных пожарной и охранной сигнализацией, а также склады временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем;

      10) технологические инструкции, схемы взаимодействия служб аэропортов с пограничными и таможенными органами, службами санитарно-карантинного контроля, органами внутренних дел, дислоцированными в аэропорту;

      11) изолированные накопители пассажиров в стерильной зоне, обеспеченные торгово-сервисными и санитарно-бытовыми условиями;

      12) транспортные средства для доставки пассажиров от аэровокзала до воздушного судна и обратно;

      13) не менее чем по два изолированных помещения (кабин) для производства личного досмотра пассажиров, проведения предварительного изучения документов в зоне таможенного контроля и в зоне пограничного контроля;

      14) служебные помещения вне стерильной зоны, имеющие соответствующие санитарно-бытовые условия, средства связи для отдыха смен таможенных, пограничных органов, органов внутренних дел на транспорте, санитарно-карантинного контроля, дислоцированных в аэропорту;

      15) изолированные помещения (изолятор) для временного размещения депортированных, задержанных лиц, имеющие соответствующие санитарно-бытовые условия;

      16) помещения для содержания специальных служебных животных;

      17) селекторную (громкоговорящую) связь между пунктами досмотра пограничных, таможенных органов, службы авиационной безопасности, органов внутренних дел (дежурными) и службы санитарно-карантинного контроля, дислоцированных в аэропорту;

      18) площадку для проведения дезинфекции, дезинсекции воздушных судов по эпидемиологическим показаниям;

      19) помещение под рабочий кабинет специалистов санитарно-карантинного пункта вне стерильной зоны, обеспеченных средствами связи.

      4. В целях открытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов, собственником (эксплуатантом) аэропорта подается заявка в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, предварительно согласованная с акиматом области, городов республиканского значения и столицы.

      На основании представленной заявки, в аэропорт направляется государственная приемочная комиссия (далее - Комиссия) с привлечением представителей Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан для проведения обследования аэропорта на соответствие требованиям настоящих Правил, формируемая приказом уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.

      5. В состав государственной приемочной комиссии входят председатель, заместитель председателя и члены комиссии. Во время отсутствия председателя его функции выполняет лицо, замещающее его. Общее количество членов приемочной комиссии должно составлять не менее одиннадцати человек.

      Председателем государственной приемочной комиссии определяется должностное лицо уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.

      6. Комиссия рассматривает заявку (эксплуатанта) аэропорта в течение тридцати календарных дней со дня ее поступления по результатам которого заявителю направляется соответствующее уведомление.

      7. Комиссия проверяет в установленном порядке готовность аэропорта на соответствие требованиям пункта 3 настоящих Правил и по результатам составляется Акт комиссии о готовности аэропорта к обеспечению международных полетов.

      8. Акт комиссии о готовности аэропорта к обеспечению международных полетов воздушных судов в течение десяти рабочих дней с момента окончания работ государственной приемочной комиссии направляется в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации.

      При положительном решении уполномоченный орган в сфере гражданской авиации в установленном законодательством порядке принимает решение о допуске аэропорта к обеспечению международных полетов воздушных судов..

      9. Подразделения Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан приступают к работе после принятия решения уполномоченным органом в сфере гражданской авиации Республики Казахстан о допуске аэропорта к обеспечению международных полетов воздушных судов.

      10. Аэропорты, обслуживающие внутренние рейсы, могут быть допущены к обслуживанию международных полетов, связанных с выполнением технических, вынужденных посадок и гуманитарных рейсов, а также с выполнением государственных задач, путем выдачи уполномоченным органом в сфере гражданской авиации временных разрешений на прием, выпуск и обслуживание гражданских воздушных судов, выполняющих международные полеты из аэропортов (в аэропорты), не допущенных к обеспечению международных рейсов.

Глава 3. Порядок закрытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов

      11. Закрытие аэропорта для обеспечения международных полетов воздушных судов осуществляется в следующих случаях:

      1) по заявке собственника (эксплуатанта) аэропорта;

      2) не соответствия аэропорта, обслуживающего международные полеты требованиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, выявленных при проведении инспекционной проверки, осуществляемых в соответствии со статьей 11 Закона.

      12. Процедура закрытия аэропортов для обеспечения международных полетов воздушных судов:

      1) на основании представленной собственником (эксплуатантом) аэропорта заявки, уполномоченным органом в сфере гражданской авиации по согласованию с заинтересованными государственными органами в течении десяти рабочих дней рассматривает ходатайство для принятия решения об отмене решения о допуске аэропорта к обеспечению международных полетов воздушных судов.

      При положительном решении уполномоченный орган в сфере гражданской авиации в установленном законодательством порядке принимает решение об отмене решения о допуске аэропорта к обеспечению международных полетов воздушных судов;

      2) при выявлении в ходе инспекционной проверки, осуществляемых в соответствии со статьей 11 Закона, несоответствия аэропорта, обслуживающего международные полеты, требованиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, комиссией уполномоченного органа в сфере гражданской авиации составляется соответствующий акт, который направляется в течение десяти рабочих дней эксплуатанту (собственнику) для принятия мер по их устранению.

      Эксплуатантом (собственником) аэропорта в течение пяти рабочих дней, с момента получения соответствующего акта, направляется в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации план мероприятий по устранению выявленных несоответствий с указанием сроков устранения.

      В случае не устранения в указанные сроки несоответствий, уполномоченным органом в сфере гражданской авиации по согласованию с заинтересованными государственными органами в течение десяти рабочих дней принимает решение об отмене решения об открытии аэропорта для обеспечения международных полетов воздушных судов.