Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 21.07.2015 № 550 (вводится в действие с 01.01.2016).
Сноска. Название приказа в редакции приказа Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 23.11.2012 № 295-ОД (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 14-1) статьи 7 и подпунктом 4-1) пункта 1 статьи 14-1 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках», а также подпунктом 121) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 24.07.2015 № 566 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения технической экспертизы для региональных электросетевых компаний и представления заключений региональными электросетевыми компаниями.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 24.07.2015 № 566 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Департаменту по регулированию и контролю в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Шкарупа А.В.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Департаменту административной работы и анализа Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Есиркепов Е.О.) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан:
1) обеспечить в установленном законодательством порядке его официальное опубликование в средствах массовой информации;
2) довести его до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, областных (городов республиканского значения, столицы) исполнительных органов.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Алдабергенова Н.Ш.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Председатель
Утверждены
приказом Председателя Агентства
Республики Казахстан
по регулированию
естественных монополий
от 17 марта 2006 года N 77-ОД
Правила
проведения технической экспертизы для региональных
электросетевых компаний и представления заключений
региональными электросетевыми компаниями
Сноска. Правила в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 24.07.2015 № 566 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения технической экспертизы для региональных электросетевых компаний и представления заключений региональными электросетевыми компаниями (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее - Закон) и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Правила определяют порядок проведения технической экспертизы для региональных электросетевых компаний (далее – экспертиза), а также порядок представления заключений региональными электросетевыми компаниями.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
компетентный орган – государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления;
эксперт – физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению финансовой и (или) технической экспертизы;
техническая экспертиза – анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
ведомство уполномоченного органа - ведомство государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.
2. Порядок проведения технической экспертизы и представления
заключений региональными электросетевыми компаниями
4. Экспертиза деятельности региональных электросетевых компаний проводится ведомством уполномоченного органа и (или) региональной электросетевой компанией с привлечением для этого независимых экспертов, с периодичностью не реже одного раза в три года.
5. В ходе проведения экспертизы эксперт изучает и анализирует представленную региональной электросетевой компанией информацию в соответствии с настоящими Правилами.
6. При необходимости эксперт в рамках проводимой экспертизы, запрашивает у региональной электросетевой компании и (или) ведомства уполномоченного органа дополнительную информацию.
7. По результатам проведенной экспертизы эксперт в сроки, предусмотренные Договором, представляет в ведомство уполномоченного органа промежуточный и окончательный отчеты, содержащие объективный, мотивированный, научно-обоснованный вывод по объектам экспертизы.
8. Ведомство уполномоченного органа рассматривает представленные экспертом отчеты в течение 30 (тридцати) календарных дней.
В случае, если для рассмотрения отчетов необходимы дополнительные материалы и информация, ведомство уполномоченного органа запрашивает ее у эксперта или региональной электросетевой компании и продлевает срок рассмотрения отчета не более чем на 30 (тридцати) календарных дней, с уведомлением эксперта о продлении срока рассмотрения отчета.
9. В случае несоответствия отчета пункту 13 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа направляет эксперту письмо о необходимости его приведения в соответствие с ними с указаниями конкретных сроков.
10. Эксперт по представленной информации дорабатывает отчет в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил и представляет его в ведомство уполномоченного органа.
11. В рамках рассмотрения вопросов, связанных с отраслевыми особенностями оказываемых регулируемых услуг, для проведения экспертизы ведомством уполномоченного органа могут привлекаться представители соответствующих государственных органов.
12. Для утверждении тарифа, его предельного уровня и инвестиционной программы (проекта) региональная электросетевая компания представляет заключение экспертизы, проведенной в порядке, установленном настоящими Правилами.
13. Экспертиза региональной электросетевой компании включает:
1) анализ технического состояния и оценку технических характеристик основных средств, в том числе оценку:
степени изношенности оборудования на дату проведения экспертизы;
сроков эксплуатации основных средств (состоявшихся и возможных) по классификационным группам, принятым в соответствии с законодательством Республики Казахстан региональной электросетевой компанией в данной отрасли;
проектной и технологической мощности оборудования, наличие регламентированных резервов мощности;
наличия приборов учета регулируемых услуг (в том числе коммерческих), других технических показателей, характеризующих деятельность субъекта, и необходимых для определения уровня затрат, принимаемых при расчете тарифа.
На основе анализа технического состояния дается заключение о необходимости проведения регламентных эксплуатационных работ (техническое обслуживание), текущих, средних и капитальных ремонтов (увеличивающих и не увеличивающих стоимость основных средств), замены, реконструкции и модернизации основных средств по видам регулируемых услуг. При этом, дается заключение:
соответствия установленной региональной электросетевой компанией периодичности всех видов ремонта требованиям инструкций, правил и нормативно-технической документации на ремонт определенного вида оборудования;
обоснованности объемов технического обслуживания и ремонтов основных средств по видам регулируемых услуг, определенных региональной электросетевой компанией в целях поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического состояния и требований инструкций и нормативно-технических документов, утвержденных компетентным органом;
наличия перспективных и годовых (месячных) графиков на все виды ремонта основного оборудования, зданий и сооружений региональной электросетевой компании, вспомогательного оборудования, утвержденных региональной электросетевой компанией.
Оценивается уровень задействованности основных средств за период, подлежащий технической экспертизе, и на момент ее проведения, а также оценивается уровень соответствующих показателей - суммарная установленная мощность оборудования, коэффициент мощности, коэффициент физического износа, коэффициент заполнения графика нагрузки и (или) других показателей с учетом специфики отрасли, обоснованность используемого в расчете допустимого уровня прибыли коэффициента задействованности активов региональной электросетевой компании.
Дается оценка соответствия распределения задействованных активов по видам регулируемых и, в целом, по нерегулируемым видам услуг требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан. В случае, если заключение эксперта по данному вопросу имеет расхождение со схемой распределения задействованных активов по видам регулируемых и, в целом, по нерегулируемым видам услуг региональной электросетевой компании, эксперт обосновывает предлагаемое распределение основных средств.
По результатам проведенного обследования эксперт предоставляет предложения по оптимизации использования основных средств, эксплуатационных и других затрат, связанных с использованием основных средств;
2) оценку расхода сырья и материалов, в том числе утвержденных компетентным органом норм расхода сырья (топлива, энергии и других) и материалов. В случае выявления превышения фактических объемов расхода сырья и материалов над нормативными, должны быть раскрыты размеры превышения и причины их возникновения. По результатам оценки эксперт представляет предложения по оптимизации расхода сырья и материалов. Кроме того, эксперт проводит обследование аварийного (неснижаемого) запаса товарно-материальных ценностей (ТМЦ). При этом, эксперт оценивает необходимость «складирования» ТМЦ в объемах, обеспечивающих бесперебойное функционирование региональной электросетевой компании, и соответствие фактических объемов ТМЦ на складе необходимым объемам;
3) оценку трудозатрат и численности персонала региональной электросетевой компании, определение соблюдения нормативных требований по безопасности и охране труда.
Эксперт дает оценку нормативной численности персонала, утвержденной уполномоченным государственным органом по труду, ее соответствие нормативам по труду, утвержденным и согласованным в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, а также проводит сравнение между фактической и нормативной численностью.
В случае выявления превышения фактической численности над нормативной, необходимо раскрыть размеры превышения и причины их возникновения. Эксперт представляет заключение по обоснованности разделения численности персонала региональной электросетевой компании на численность персонала, учитываемую при формировании тарифа (цены, ставки сбора) на услуги (товары, работы) региональной электросетевой компании, и не учитываемую, в том числе численность персонала, занятого оказанием нерегулируемых видов услуг.
Анализ соблюдения нормативных требований по безопасности и охране труда в соответствии с законодательством Республики Казахстан включает:
соответствие производственного процесса требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией уполномоченного государственного органа по труду;
оценку качественных и количественных показателей, характеризующих условия производства, производственный и трудовой процесс с точки зрения обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и иных норм, правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
4) оценку нормативных и коммерческих потерь, в том числе утвержденного компетентным органом уровня нормативных потерь, определение по каждому виду коммерческих потерь уровня и причин их возникновения.
В случае, если региональная электросетевая компания оказывает услуги в сфере электроэнергетики эксперт дает оценку утвержденных компетентным органом нормативных потерь электроэнергии в целом по сетям региональной электросетевой компании либо по ее элементам в соответствии с особенностями схем и режимов работы электрических сетей различных классов напряжения, в том числе нормативных потерь по группам напряжения - высокой (220, 110, 35 кВ) и низкой (10,6-0,4 кВ) с указанием их объема по вышеуказанным группам напряжения; проводится анализ фактического расхода подпиточной воды (пара и конденсата) и его соответствия нормам потерь пара и конденсата, утвержденным компетентным органом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
По результатам проведенных обследований эксперт предоставляет предложения по уменьшению уровня нормативных и коммерческих потерь;
5) оценку инвестиционной деятельности.
Эксперт проводит анализ реализации инвестиционных программ (проектов), согласованных и утвержденных в установленном законодательством порядке, в части:
сопоставления достигнутых в каждом временном интервале (полугодии) фактических объемов оказанных региональной электросетевой компанией услуг (товаров, работ) с показателями, установленными инвестиционной программой (проектом);
соответствия направлений вложения инвестиций целям, предусмотренным инвестиционной программой (проектом).
Эксперт проверяет, как осуществляется при реализации инвестиционной программы (проекта):
увеличение либо сохранение существующего уровня ликвидности задействованных основных средств региональной электросетевой компании;
снижение нормативных и (или) сверхнормативных потерь (отражается динамика изменения);
рост объема и качества предоставляемых услуг (товаров, работ).
Эксперт дает оценку обоснованности корректировки инвестиционной программы (проекта) при возникновении объективных причин необходимости корректировки.
Эксперт оценивает потребность приобретения и установки приборов учета (количество, тип и характеристики приборов), объем инвестиций, направленных на установку приборов учета.
Эксперт анализирует и дает заключение по проводимым региональной электросетевой компанией мероприятиям, стимулирующим энергосбережение, и оценивает необходимость вложения инвестиций в целях реализации политики в области энергосбережения, в том числе оптимизации режимов производства и потребления энергии, организации ее учета и контроля, сокращения потерь топливно-энергетических ресурсов при их транспортировке и потреблении, обеспечения точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Эксперт проверяет наличие планов развития региональной электросетевой компании. В случае, когда региональная электросетевая компания оказывает услуги по передаче и (или) распределению электрической энергии, эксперт проверяет наличие ежегодных планов развития национальной или региональной электрической сети с детализацией схемы существующей сети. При этом, в ежегодном плане развития электрической сети должны быть отражены следующие ключевые моменты:
анализ существующей электрической сети с точки зрения ее топологии, нагрузки, регулирования напряжения, ограничений;
мероприятия, направленные на снижение потерь электрической энергии в электрической сети;
оценка необходимых капитальных вложений для обеспечения устойчивости и надежности работы электрической сети, а также максимальной экономичности работы электрической сети;
6) информацию об исполнении предписаний соответствующих государственных органов, в том числе наличие смет затрат выполненных предписаний;
7) анализ реализации мероприятий по поверке и техническому обслуживанию приборов учета, предусмотренных действующим тарифом (ценой, ставкой сборов) и (или) тарифной сметой, утвержденной в установленном законодательством порядке;
8) оценку объемов оказываемых услуг, в том числе их качества.
Экспертом проводится анализ объемов оказанных регулируемых услуг (динамика, основные потребители), с оценкой обоснованности их уровня, прозрачности, проверяемости и достоверности данных региональной электросетевой компании, используемых при определении объемов оказываемых регулируемых услуг, раскрыты возможные риски по занижению фактических и прогнозных объемов регулируемых услуг, в том числе за счет увеличения объемов потерь.
Экспертом даются рекомендации по критериям определения объемов оказываемых регулируемых услуг.
Также объемы оказываемых региональной электросетевой компанией услуг должны быть проанализированы с увязкой на соответствие объемам, предусмотренным заключенными договорами с юридическими лицами, количеством аварий, линиях электропередачи, объемам отпуска электрической энергии в тепловые сеть.