Оглавление

Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года

Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674.

Действующий

      В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики Казахстан в целях дальнейшего определения основных направлений правовой политики государства ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Концепцию правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (далее – Концепция).

      2. Установить, что настоящая Концепция является основой для разработки соответствующих документов Системы государственного планирования в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      3. Государственным органам Республики Казахстан при разработке и реализации своих документов Системы государственного планирования руководствоваться положениями Концепции.

      4. Правительству Республики Казахстан в трехмесячный срок разработать и утвердить План действий по реализации Концепции.

      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
Республики Казахстан
К. Токаев

  УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 15 октября 2021 года № 674

Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года

Содержание

Раздел 1.

Анализ текущей ситуации


Раздел 2.

Обзор международного опыта в сфере развития правовой политики


Раздел 3.

Основные принципы правовой политики


Раздел 4.

Основные направления развития национального права


Раздел 5.

Основные направления развития правоохранительной и судебной систем и правозащитных институтов


Раздел 6.

Правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности


Раздел 7.

Правовое образование, правовая пропаганда


Раздел 8.

Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции



Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация настоящей Концепции


1. Анализ текущей ситуации

      Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является документом Системы государственного планирования, определяющим приоритетные направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды.

      В рамках реализации Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 года приняты меры по модернизации казахстанской правовой системы, позволившие усовершенствовать модель государственного управления, направленную на улучшение благосостояния населения, наращивание экономического роста и решение ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства.

      Заложенные в ней цели и меры по их реализации полностью корреспондируются со Стратегией "Казахстан – 2050" и Планом нации, являющимися главными ориентирами дальнейшего государственного развития.

      В 2017 году в Конституцию Республики Казахстан внесены изменения, расширившие полномочия Парламента и Правительства, а также дополнения, касающиеся требований, предъявляемых к кандидату в президенты республики.

      Впервые на уровне Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" заложена основа института парламентской оппозиции и определена ее роль в Парламенте.

      В целях содействия в привлечении инвестиций путем создания привлекательной правовой среды для субъектов финансовых услуг принят Конституционный закон "О Международном финансовом центре "Астана", устанавливающий особый правовой режим на территории данного центра.

      В новой редакции принят ряд кодифицированных актов: в 2011 году – Кодекс о браке (супружестве) и семье, в 2014 году – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, в 2015 году – Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы, в 2017 году – Налоговый и Таможенный кодексы, в 2020 году – Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.

      Наряду с этим принято решение систематизировать нормы законодательства о недрах и недропользовании, законодательства об административных процедурах и административном судопроизводстве, а также в сфере предпринимательства, следствием чего стали разработка и принятие Предпринимательского кодекса, Административного процедурно-процессуального кодекса и Кодекса о недрах и недропользовании.

      В два раза сокращен регистрационный барьер для создания политических партий, введена обязательная 30 % квота для женщин и молодежи в партийных избирательных списках.

      Принят новый Закон Республики Казахстан "О порядке организации и проведения мирных собраний", которым введен уведомительный принцип в организации и проведении митингов, определен исчерпывающий перечень оснований отказа в проведении мирного собрания.

      Существенной модернизации подверглось административное право. Предпринятые меры направлены на расширение возможностей граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования, передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Предусмотрены правовые гарантии граждан при осуществлении государственными органами разрешительных и уведомительных процедур. Ежегодно растет доля государственных услуг, получаемых в электронной форме.

      В сфере образования отменено лицензирование дошкольных организаций образования, внедрено единое национальное тестирование, ставшее государственной системой оценки качества образования, система высшего образования перешла к кредитной системе. Для повышения эффективности и прозрачности деятельности в организациях образования созданы коллегиальные органы управления, введены новые правила назначения ректоров по принципу выборности, вузы перешли на самостоятельность в академических и управленческих вопросах, принят Закон Республики Казахстан "О статусе педагога".

      В сфере здравоохранения осуществлен переход на обязательное социальное медицинское страхование, модернизировано функционирование организаций здравоохранения – внедрены элементы корпоративного управления и национальная система аккредитации. На законодательном уровне закреплено государственное регулирование цен на лекарственные средства, осуществлен переход на референтное ценообразование. Внедрены медицинские информационные системы, продолжается переход на безбумажное ведение медицинской документации.

      Приняты законы, направленные на совершенствование отношений в сфере социального обеспечения, – "О миграции населения" (2011 год), "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (2013 год), "О профессиональных союзах" (2014 год), "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях" (2015 год), "О занятости населения" (2016 год), "Об обязательном социальном страховании" (2019 год), "О ветеранах" (2020 год), а также комплекс поправок в части предоставления адресной социальной помощи.

      Модернизации подверглась и судебная система, в результате чего приняты меры, направленные на расширение доступа к правосудию, повышение прозрачности и укрепление независимости судебной системы.

      Иные сферы общественной жизни также были затронуты нормативно-правовым регулированием в целях поступательного развития государственных и общественных институтов для устойчивого социально-экономического развития Казахстана.

      В то же время современные вызовы и амбициозные задачи, стоящие перед Казахстаном, обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования действующей системы права с учетом обеспечения преемственности основных направлений и ключевых проектов предыдущего документа.

      Так, обзор нормотворческого процесса позволяет отметить отдельные проблемы, связанные с порядком разработки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов.

      На сегодняшний день первостепенное значение придается нормотворчеству как основному средству достижения целей проводимой политики в той или иной сфере. Учитывая, что в результате преимущественного разрешения вопросов общественного характера посредством принятия нормативных правовых актов формируется большое количество регуляторных мер, необоснованное регуляторное бремя, важно придать новый импульс ретроспективной оценке законодательства и альтернативным способам, не связанным с регуляторным вмешательством. Альтернативные методы могут включать в себя более гибкие и менее традиционные правила, обусловленные потребностями практической деятельности и предусматривающие эффективные стимулы для поведения субъектов правоотношений.

      С принятием Закона Республики Казахстан "О доступе к информации" концепции законопроектов, проекты нормативных правовых актов опубликовываются на интернет-портале "Открытые НПА". Однако активного участия граждан в обсуждении не наблюдается. Низкий уровень обратной связи со стороны государственных органов, обусловленный недостаточным количеством, а в отдельных случаях некачественной составляющей механизмов взаимодействия с общественностью, служит причиной разочарования заинтересованных групп, а также снижает стимулы к участию в этом процессе.

      Государственными органами проводятся различного рода мероприятия, где обсуждаются и рассматриваются статистические анализы, научные идеи и исследования, которые могут быть использованы при нормотворческой деятельности. Принимая во внимание, что качество правовой политики в достаточной мере зависит от наличия надежных и объективных данных, важно обратить внимание на вопросы, связанные со сбором, хранением, обработкой, анализом данных и управлением ими.

      Следует продолжить развивать потенциал, заложенный в положениях важнейшего правового документа – Конституции, поскольку неукоснительное соблюдение конституционных прав и гарантий является залогом достижения высоких задач, поставленных перед государством.

      Формула политической системы "Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство" должна обеспечиваться конституционным законодательством и регулированием деятельности всех органов государственной власти.

      В части административного права требуют своего разрешения следующие вопросы.

      Важно определить функции, которые могут быть осуществлены только государством, и проводить работу, направленную на оптимизацию государственных функций посредством их переосмысления и передачи в конкурентную среду.

      Кодексом об административных правонарушениях сформирована достаточно устойчивая система административных правонарушений и наказаний. В то же время важно принять решение по вопросам, связанным с несоразмерностью штрафов, безальтернативностью наказаний по отдельным составам, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере применить справедливое наказание.

      Принятие Административного процедурно-процессуального кодекса стало новой вехой развития отношений, возникающих между административными органами и гражданами, в соответствии с высшими ценностями Конституции. Вместе с тем новые принципы и гарантии не могут быть применены к тем публично-правовым спорам, порядок рассмотрения которых сохранился в Гражданском процессуальном кодексе, что необходимо пересмотреть.

      Сохранены и продолжают применяться определенные льготы для различных приоритетных отраслей экономики и субъектов малого и среднего бизнеса, предоставляющие сниженные ставки налогов и упрощенный порядок налогообложения. Отменены сбор с аукционов и плата за пользование судоходными водными путями и земельный налог под многоквартирными жилыми домами. Вместе с тем сегодня взимается около 40 различных налогов и сборов, их администрирование усложнено, что требует дальнейшей работы над оптимизацией и упрощением.

      Особую важность приобретают проблемы, связанные с безвозвратным выводом капитала из страны. Действующая система контроля не отвечает современным вызовам и угрозам и требует существенного развития в условиях глобализации и цифровизации всех процессов. Необходим качественный мониторинг по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного вывода средств за рубеж.

      Недостаточность автоматизации таможенных процедур приводит к сохранению неформальных контактов между частными субъектами и сотрудниками таможни, длительности обработки таможенной документации.

      В гражданском законодательстве не в полной мере разрешен вопрос определения пределов государственного вмешательства в деятельность частных субъектов.

      Институт государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) зарекомендовал себя в мире в качестве эффективного института взаимодействия бизнеса и государства. Казахстанский опыт введения института публично-частного партнерства характеризуется повышенным вмешательством государственных органов в реализацию проектов ГЧП, а также недостаточным учетом мнения населения при подготовительных процедурах заключения договоров ГЧП.

      Роль некоммерческих организаций в жизни общества трудно переоценить. В процессе своей деятельности такие организации участвуют в разрешении социальных вопросов. В свете изложенного важно обратить внимание на пересмотр порядка регистрации и требований к отчетности.

      На сегодняшний день общий уровень практики корпоративного управления в Казахстане является невысоким и не в полной мере соответствует международным стандартам. Такие факторы оказывают негативное влияние на защиту интересов акционеров, эффективность работы и конкурентоспособность компаний.

      Гражданское законодательство содержит большое количество императивных норм в части регулирования договорных отношений, что противоречит принципу свободы договора.

      Кроме того, отсутствуют закрепленные законодательством критерии определения размера морального вреда.

      Последние годы демонстрируют повышение количества рассматриваемых гражданско-правовых споров в суде. Такая тенденция не сказывается положительно на судебной системе, поскольку вызывает повышенную загруженность и, следовательно, снижает качество отправления правосудия.

      Необходимо найти разумный баланс между доступностью правосудия и чрезмерной загруженностью судов, в том числе и от большого количества необоснованных исков.

      Системные подходы и практические инструменты осуществления деятельности небанковского сектора требуют регулярного обновления и своевременной реакции на возникающие вызовы и проблемы.

      Невысокая степень вовлеченности населения на фондовый рынок вызывает необходимость ускорения его цифровизации.

      Сфера социального обеспечения регулируется множеством законодательных документов: 17 законов, более 100 подзаконных нормативных правовых актов. Большой объем и разрозненность социального законодательства обуславливают появление многочисленных противоречий и пробелов, а также вызывают затруднение в правоприменении, что необходимо изменить.

      Новые технологии, а также сложившаяся ситуация в мире оказали свое влияние и на трудовые отношения. Практика показала имеющиеся расхождения в области реальных процессов и их регулирования в сфере труда, которые подлежат реформированию с внедрением новых более гибких инструментов.

      Экологическое законодательство требует предпринять меры, направленные на стимулирование природопользователей к снижению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

      Эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы Казахстана за счет притока частных инвестиций является в настоящее время приоритетной задачей государства. Одной из составляющих успешного решения этой задачи является продолжение работы, направленной на создание благоприятной нормативно-правовой базы в сфере недропользования.

      Результаты анализа показывают, что в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство часто вносятся изменения и дополнения, нарушающие их стабильность. Текущая частота внесения изменений и дополнений в вышеназванные законы способствует возникновению ошибок в правоприменительной деятельности, а также нарушению норм указанных законов лицами, не знавшими о внесенных изменениях.

      Важно продолжить работу, связанную с актуализацией уголовного законодательства с целью обеспечения эффективной и упреждающей уголовно-правовой охраны конституционных ценностей казахстанского общества.

      В условиях стремительного развития инновационных цифровых технологий правонарушители используют новые способы совершения уголовных правонарушений, а также создаются дополнительные криминальные угрозы для многочисленных сфер общественной жизни, в том числе для свободы предпринимательской деятельности, что следует учитывать при модернизации уголовного законодательства.

      Продолжают оставаться актуальными вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан, качества осуществления уголовного преследования и отправления судом правосудия.

      По-прежнему превалируют ведомственные показатели (раскрываемость, направление в суд) над соблюдением прав человека.

      Негативные факторы в сфере уголовного процесса обусловлены прежде всего отсутствием четких критериев разграничения полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратуры и суда.

      Качество деятельности стороны защиты в первую очередь зависит от спектра ее полномочий на сбор доказательств. Отрасль уголовно-процессуального законодательства, регламентирующая полномочия по сбору доказательств стороной защиты, является наиболее чувствительной для критики со стороны общества, поскольку наблюдается дисбаланс возможностей между сторонами защиты и обвинения, что противоречит принципу состязательности и равноправия сторон.

      Ресоциализация в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) имеет первостепенную важность в вопросе сохранения общественного порядка в государстве. На сегодняшний день данный институт характеризуется наличием проблем, которые связаны с неоказанием в отдельных случаях установленных законом видов помощи: медицинская, образовательная, овладение профессией, получение льгот и социальных выплат.

      Современное развитие общества характеризируется широким внедрением в повседневную жизнь инновационных цифровых технологий, требующих адекватного нормативного регулирования.

      Необходимость правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники определяется в первую очередь решением вопроса распределения ответственности за вред, причиненный их действиями, а также решением проблемы определения принадлежности права интеллектуальной собственности на произведения, созданные с участием искусственного интеллекта.

      Объективная потребность общества в обеспечении правопорядка, способного гарантировать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, и действенная антикоррупционная политика государства определяют важность обеспечения социально-правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов.

      Вопрос единообразия судебной практики является ключевым в обеспечении доверия к судебной системе. Единообразное применение судами законов позволит сохранить единый и стабильный правовой режим в стране, обеспечить эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов, повысить качество принимаемых судебных актов.

      Вместе с тем количество обращений субъектов с обоснованной критикой в адрес судебных решений по поводу необоснованности и нестабильности судебной практики на сегодняшний день не уменьшается.

      Право на судебную защиту относится к конституционному праву и не может быть никем ограничено, в том числе и в кассационном производстве.

      В свете активного участия Казахстана в интеграционных процессах первоочередной задачей правового обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности является качественная защита национальных интересов при заключении международных договоров.

      Восстановление качества юридического образования является принципиальным условием устойчивого развития правовой системы Казахстана.

      Профессия юриста – одна из немногих профессий, подготовку специалистов по которым могут осуществлять только отечественные высшие учебные заведения. Высокий спрос со стороны абитуриентов на образовательные услуги юридических факультетов в 90-х годах прошлого века при ослаблении государственного контроля и сравнительно невысоком уровне оплаты труда в образовании породил высокую коррупцию в высших учебных заведениях и значительное снижение качества высшего юридического образования.

      Неизбежным следствием тесной связи юридической профессии с национальным законодательством является необходимость иметь собственный профессорско-преподавательский состав и собственную учебно-методическую базу.

      Важную роль в данном вопросе играет совершенствование образовательной программы высшего образования.

Раздел 2. Обзор международного опыта в сфере развития правовой политики

      Международный опыт передовых зарубежных практик показывает, что качественно проработанная правовая политика устраняет излишнюю нормативную нагрузку и обуславливает эффективное государственное управление в целом.

      ОЭСР рассматривает правовую политику наряду с монетарной и бюджетной в качестве одного из главных драйверов экономического роста, позволяющих повысить производительность рынка, уровень занятости, а также прирост ВВП.

      Ввиду этого эффективность правового регулирования является важным элементом конкурентоспособности любой страны и ее привлекательности для иностранных инвесторов.

      В развитых зарубежных юрисдикциях и наднациональных организациях сложился положительный опыт по всем этапам процесса принятия правовых решений: определение проблемы, требующей урегулирования, подготовка проектов актов, привлечение заинтересованных сторон, а также принятие соответствующих актов и мониторинг их воздействия.

      Эмпирические данные свидетельствуют о том, что сравнительно невысокое качество разработки и реализации правовой политики может быть связано в первую очередь с неэффективной координацией регулирующих органов, что приводит к рассредоточению прилагаемых усилий и вызывает многочисленные межведомственные согласования и консультации.

      В свою очередь действенные процедуры координации в области правовой политики могут принести существенные выгоды в виде уменьшения дублирующих полномочий и повышения результативности распределяемых ресурсов.

      Подавляющее большинство стран ОЭСР и Европейский Союз, как правило, придерживаются общеправительственного подхода в политике регулирования и заложили его в основу реформирования государственного сектора, приняли четкую политику регулирования, назначили высокопоставленное должностное лицо, ответственное за содействие достижению прогресса в масштабах всего правительства в области регуляторной политики, а также учредили постоянный и независимый орган, наделенный функциями регуляторного надзора.

      Так, Национальный совет по контролю над регулированием в Германии выступает в качестве независимого органа по надзору, рассматривающего оценки прогнозных последствий, наступающих в результате принятия нормативных правовых актов, которые представляются различными государственными органами.

      В Сингапуре создан Комитет по "умному регулированию", который обеспечивает постоянный пересмотр всех актов, принимаемых ведомствами, входящими в состав Правительства, и при необходимости инициирует их изменение.

      Парламентский секретарь в Грузии является специально уполномоченной должностью в Администрации Президента, Правительстве и каждом из министерств, отвечающих за нормотворческую политику.

      Положительный зарубежный опыт также показывает, что проводимая правовая политика должна основываться на однозначно сформулированных принципах, в том числе последовательности, предсказуемости и прозрачности, а также преследовать конкретные цели.

      Практическое внедрение таких принципов выражается в упорядоченных процедурах внесения изменений и дополнений в законодательство с акцентом на проактивные консультации с заинтересованными лицами, а также доступное изложение правил в нормативных правовых актах, что позволяет гражданам, на которых распространяется вводимое регулирование, выразить свою позицию.

      В свою очередь определение общих целей регулирования способствует концентрированию усилий ведомств в определенном направлении.
К примеру, руководство по "умному регулированию" и перечень контрольных показателей в сфере "умного регулирования" Сингапура обеспечивают тщательность и эффективность проводимой уполномоченными органами экспертизы своих нормативных актов.

      Системный пред-законодательный и пост-законодательный анализ последствий играет важную роль в правовой политике. Согласно отчетам, около трети стран ОЭСР в 2015 году не проводили оценку реального воздействия принятых нормативных правовых актов на регулируемые сферы отношений и не обеспечивали соблюдение их положений. ОЭСР рекомендует систематически проводить такой анализ на предмет необходимости, актуальности и соответствия установленным целям, так как нормативные правовые акты могут устареть в результате изменения потребностей в обществе или научно-технического прогресса.

      Обзор зарубежного опыта показывает, что правительства во всем мире сосредоточены на сокращении уровня бюрократии и административной нагрузки, которые необоснованно ограничивают экономическую деятельность.

      Как правило, бюрократическая волокита усиливается при отсутствии сознательной политики по ее сокращению, что создает нагрузку для граждан и субъектов предпринимательства. Ввиду этого снижение административного давления должно быть важной частью регуляторной политики.

      В этой связи постоянное совершенствование института оценки регуляторного воздействия (ОРВ) является характерным признаком для правовой политики множества развитых государств. Эффективная ОРВ следует четкой политике и руководящим указаниям, включая программы обучения, а также механизмы контроля качества для сбора и использования данных, интегрированных на ранних этапах нормотворческого процесса. Определение конкретных критериев для проведения ретроспективной оценки помогает измерению эффективности правовой политики и распределению ресурсов.

      Концепция "Слышащего государства" в полной мере отвечает международным стандартам в части консультации с заинтересованными сторонами при проведении регуляторной политики в той или иной области. Общепринятой тенденцией является создание большего количества эффективных площадок для коммуникации с общественностью, охватывая заинтересованные группы лиц, международные и неправительственные организации. По итогам проведения таких консультаций составляются краткое обобщение мнений, выраженных по предлагаемым мерам, а также подробные комментарии.

      Широкое и доступное освещение вводимых мер также является неотъемлемым составляющим качественной правовой политики в зарубежных странах, поскольку соблюдение новых регуляций зависит от того, насколько они понятны для граждан и организаций.

      Так, Комитет по политике регулирования ОЭСР рекомендует предоставлять общественности все соответствующие материалы из регуляторных досье, такие как вспомогательный анализ, причины, по которым были приняты регуляторные решения, а также соответствующие данные.

      В свою очередь, практическое руководство по разработке законодательства Европейского Союза предлагает ряд стилистических рекомендаций по разработке проектов законодательства, таких как простые формулировки законодательных терминов, разбивка сложных понятий на более простые и использование повседневного языка.

      В свете стремительного развития больших данных, искусственного интеллекта, квантовых технологий и др. регуляторами повсеместно проявляется активный интерес к таким технологиям.

      Эксперты рекомендуют правительствам развивать человеческий капитал и технологическую инфраструктуру для поддержки проводимой политики автоматизированными процессами и предполагаемыми алгоритмами для их решения.

      По этой причине регуляторы все чаще привлекают частных подрядчиков для совершенствования использования искусственного интеллекта, статистического машинного обучения и интеллектуального анализа больших данных.

      Проведение прогнозного анализа посредством таких технологий позволяет более точно и действенно принимать решения по проблемам, возникающим в обществе.

      Таким образом, анализ международного опыта позволяет определить следующие тенденции и перспективы развития правовой политики:

      1) повышение эффективности координационных процедур между уполномоченными органами в области правовой политики, в том числе посредством установления централизованного надзора за проведением регуляторной политики;

      2) определение принципов правовой политики и общих целей регулирования;

      3) проведение системного пред-законодательного и пост-законодательного анализа последствий;

      4) активное вовлечение заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации правовой политики посредством создания большего количества площадок для коммуникации с общественностью;

      5) принятие мер, направленных на надлежащее разъяснение проводимой правовой политики;

      6) использование современных информационных технологий при разработке и реализации правовой политики.

Раздел 3. Основные принципы правовой политики

      3.1. Разумное регулирование

      Регулирование общественной деятельности должно стать крайней мерой при разрешении вопросов, возникающих в общественной жизни, поскольку количество регуляторных мер, превышающих разумный предел, создает регуляторное бремя для ее адресатов.

      В свете этого при решении задач, стоящих перед государством, важно в первую очередь искать альтернативные способы, не связанные с регуляторным вмешательством.

      При необходимости введения регуляторных мер они должны быть изучены на предмет приемлемости для достижения предполагаемых целей и наименьшей степени ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

      Кроме того, такие меры должны демонстрировать преимущественный уровень положительного влияния, а также учитывать побочные негативные последствия.

      3.2. Прозрачное регулирование

      Прозрачность правовой политики позволит повысить доверие к проводимым реформам вследствие формирования множественных точек доступа заинтересованных сторон в соответствии с концепцией "Слышащего государства", в том числе посредством развития и создания новых институтов, обеспечивающих учет интересов всех сторон, являющихся адресатами регулирования.

      Применение данного принципа будет способствовать принятию наиболее оптимального решения, поможет снизить степень влияния произвольных решений в процессе осуществления правового регулирования, а также станет ключевым фактором для его успеха.

      3.3. Доказательное регулирование

      Доказательный подход должен стать одним из основных векторов развития правовой политики Казахстана.

      В целях повышения качества правовой политики регуляторные решения должны быть основаны на надежных и объективных данных, в том числе научных и экспертных исследованиях, результатах изучения общественного мнения, статистических и иных данных.

      Сведения, демонстрирующие преимущество того или иного способа регулирования, должны быть доступными для проверки.

      Ввиду этого неотъемлемым элементом правовой политики является формирование широкой доказательной базы посредством сбора, хранения, обработки, анализа количественных данных и управления ими.

      3.4. Результативное регулирование

      Требует переосмысления отношение к ретроспективной оценке мер правового регулирования, которая не должна носить эпизодический характер.

      Необходимо систематически осуществлять всесторонний мониторинг эффектов, вызванных введенным регулированием, на предмет действенности и соответствия заявленным целям.

      В случае недостижения предполагаемого результата важно принимать меры, направленные на совершенствование первичных регуляторных подходов.

      3.5. Защита прав, свобод и законных интересов лиц

      Защита основных прав, свобод и законных интересов физических лиц и организаций относится к числу основных, которые подлежат первоочередной и эффективной защите во всех сферах общественной и государственной жизни.

      Деятельность органов судебной и правоохранительной системы в данной сфере представляет важность, поскольку служит гарантом восстановления нарушенных прав и свобод.

      В этой связи является необходимым постоянное развитие вышеуказанных органов не только посредством совершенствования соответствующей законодательной базы, но и путем принятия надлежащих институциональных мер.

Раздел 4. Основные направления развития национального права

      4.1. Фундаментальной основой национальной правовой системы является конституционное право, главным источником которого является Конституция Республики Казахстан.

      Конституционный Совет является органом, обеспечивающим верховенство Конституции Республики Казахстан, в связи с чем важно продолжить работу по дальнейшему совершенствованию механизмов конституционного контроля и исполнения его решений.

      Общеизвестно, что становление гражданского общества и развитие народовластия тесно взаимосвязаны. Широкое вовлечение граждан в управление будет способствовать укреплению моста понимания и согласия между государством и обществом. В этой связи особую актуальность сохраняет дальнейшее совершенствование законодательной базы для всестороннего развития институтов гражданского общества, в том числе посредством усиления общественного контроля над деятельностью органов государственного управления.

      Важно усилить государственную политику в сфере защиты прав человека. Для повышения качества реализации прав человека нужно разработать и поэтапно внедрить национальные индикаторы оценки соблюдения прав человека.

      Конституционное право собственности является одним из основных прав, которое, безусловно, обеспечивает существование и обуславливает реализацию ряда других конституционных прав. В этой связи необходимо уделять серьезное внимание усилению охраны права собственности.

      За прошедшие годы планомерно проводится модернизация политической системы, направленная на повышение роли Парламента, усиление самостоятельности Правительства при одновременном обеспечении его большей подотчетности и подконтрольности Парламенту.

      Конституционным законодательством и регулированием деятельности всех ветвей власти должна обеспечиваться формула политической системы "Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство".

      Ведущую роль в повышении конкурентоспособности современного государства играет развитие местного самоуправления. В этой связи видится важным, чтобы подходы для дальнейшего развития местного самоуправления были выработаны в рамках новой Концепции развития местного самоуправления.

      4.2. Общеизвестно, что совершенствование нормотворчества является объективной потребностью, без реализации которой невозможно положительно воздействовать на экономические, социальные, культурные и иные процессы в обществе.

      Анализ регуляторного воздействия (далее – АРВ) зарекомендовал себя в качестве инструмента, позволяющего качественно оценить правовые, экономические и социальные последствия от принятых нормативных актов. В этой связи видится необходимым развивать данный институт.

      Так, в настоящее время анализу подлежат исключительно акты, возлагающие обязанности на субъекты предпринимательства. Следует рассмотреть вопрос расширения его потенциала.

      При этом следует разработать критерии определения значимости проектов нормативных правовых актов, при достижении которых АРВ должен быть проведен в зависимости от масштаба их влияния на сферу экономической деятельности (пороговые значения возникающих издержек, цели регулирования и т.д.). Такие критерии будут способствовать увеличению количественных данных в прилагаемых расчетах.

      Учитывая расширение потенциала АРВ, необходимо рассмотреть вопрос совершенствования процедур регуляторной политики. Такая мера, во-первых, обеспечит эффективность проведения процедуры АРВ, во-вторых, позволит привлечь специалистов из различных областей, что, безусловно, повысит качество анализа.

      Наряду с этим следует рассмотреть вопрос выработки дифференцированного подхода к проведению анализа регуляторного воздействия, заключающегося в различных сроках проведения общественных обсуждений, объеме аналитической формы, в зависимости от степени регулирующего воздействия акта, выражающегося в количестве адресатов, объеме издержек от соблюдения регулирования и т. п.

      Анализ правоприменительной практики показывает, что вопреки требованиям Предпринимательского кодекса регулирующими государственными органами в большинстве случаев не проводится АРВ в отношении регуляторных инструментов в порядке пересмотра действующих нормативных правовых актов. Принимая во внимание, что эффективность системы АРВ зависит от нескольких этапов оценки, нужно рассмотреть возможность внедрения механизмов, которые будут обеспечивать проведение АРВ в порядке пересмотра действующих нормативных правовых актов, в том числе путем определения такой деятельности в качестве одного из критериев оценки эффективности деятельности государственных органов, а также предоставления полномочия на проведение АРВ другому государственному органу.

      Кроме того, необходимо принять иные меры, направленные на совершенствование и развитие института АРВ.

      Концепция "Слышащего государства" определяет необходимость создания большего количества диалоговых площадок для вовлечения граждан и организаций в процесс разработки и обсуждения нормативных правовых актов. В свете этого важно выработать дополнительные механизмы, обеспечивающие прозрачность процедуры разработки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов, а также позволяющие гражданам реально принимать участие в формировании проводимой политики.

      Обстоятельства, обусловленные пандемией коронавируса, обозначили необходимость оперативного реагирования на кризисные ситуации, в том числе посредством правового обеспечения деятельности государства. В целях обеспечения баланса между уровнями правовой регламентации и гибкостью принятия управленческих решений необходимо провести ревизию законов на предмет выявления детализированных норм, которые необходимо пересмотреть, предоставить отдельным государственным органам дискреционные полномочия для принятия подзаконных нормативных правовых актов с единовременным установлением целей принятия, принципов и механизмов контроля за законностью таких актов, а также предусмотреть упрощенный порядок принятия нормативного правового акта.

      В целом нуждается в оптимизации и автоматизации процедура согласования нормативных правовых актов.

      Назрела необходимость развивать потенциал интернет-портала открытых нормативных правовых актов. Анализ его функционирования свидетельствует о низкой активности граждан при обсуждении проектов нормативных правовых актов и других документов. В этой связи следует установить причины невосприятия гражданами интернет-портала, которые связаны, помимо прочего, с отсутствием реального механизма учета предложений, возможностью комментировать исключительно отдельные структурные элементы проекта, неудобным интерфейсом сайта, на что необходимо обратить внимание.

      Учитывая, что в отдельных случаях граждане могут и не знать о размещении на интернет-портале проектов документов, необходимо проработать механизмы уведомления заинтересованных лиц, в том числе посредством разработки удобного мобильного приложения.

      Пояснительная записка является ключевым документом, размещаемым на интернет-портале и предоставляющим общие сведения о проекте нормативного правового акта. Изучение практики показывает, что формируемые пояснительные записки не вносят ясность относительно основных положений документа, а из самого текста проекта порой сложно понять, что именно предлагается разработчиком и как это отразится на повседневной жизни. В этой связи целесообразно установить требования к содержанию пояснительных записок.

      Наряду с этим в целях обеспечения открытости и прозрачности законодательства важно проработать вопрос минимизации использования бланкетных способов формирования правовых норм.

      В соответствии с действующим законодательством нормативные правовые акты разрабатываются на казахском и русском языках. На практике нередко разработанные на русском языке проекты переводятся на казахский язык, порождая вопросы к единому пониманию содержания текстов на двух языках.

      В свете этого в целях дальнейшего развития казахского языка в нормотворческой деятельности важно проработать возможность поэтапного законодательного закрепления обязанности разрабатывать проекты нормативных правовых актов на казахском языке с обеспечением их перевода на русский язык.

      Другими важными составляющими нормотворческого процесса являются аналитическая работа и прогнозирование. Разработка нормативных правовых актов должна осуществляться на основании достоверных сведений, научных идей, а также исходя из реальных потребностей общества и складывающейся правоприменительной практики. Опыт показывает, что качественное правовое регулирование невозможно без эффективного сбора, хранения, обработки, анализа данных и управления ими. В контексте этого при разработке нормативных правовых актов необходимо проработать возможность использования диссертаций, защищенных на территории Казахстана. Однако нужно понимать, что создание подобных информационных систем невозможно без интеграции данных. При разрешении данного вопроса следует использовать возможности информационно-аналитической системы "Smart Data Ukimet".

      Следует проработать вопрос установления обязанности для органов-разработчиков прикладывать к проекту нормативного правового акта описание модели бизнес-процесса вводимого регулирования, что облегчит гражданам понимание положений разрабатываемых проектов.

      Также нужно предпринимать меры, направленные на качественный сбор фактических данных в пределах каждого государственного органа. Общеизвестно, что государственными органами на постоянной основе формируются огромные массивы неструктурированной информации, что обуславливает необходимость закрепления в каждом органе специалиста, ответственного за их сбор и обработку.

      Важно уделять серьезное внимание ретроспективной оценке эффективности законов, не ограничиваясь выявлением устаревших, коррупциогенных и дублирующих норм. Поэтому следует рассмотреть возможность установления срока, при наступлении которого члены Правительства будут информировать Парламент о состоянии практики применения принятого закона с участием группы правоприменителей.

      Также значимо принятие мер, направленных на совершенствование содержания нормативных постановлений Верховного Суда.

      Нормативные постановления призваны обеспечивать единообразное и правильное применение судами законов и подзаконных нормативных актов. Они устраняют разночтения и проблемные вопросы, одновременно дают правильное направление применения закона.

      В этой связи значимо принятие мер, направленных на совершенствование содержания нормативных постановлений Верховного Суда.

      4.3. Формирование сервисной и "человекоцентричной" модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие, требует проведения серьезных трансформационных изменений в системе государственного управления. Политика, направленная на повышение уровня удовлетворенности общества, должна стать важнейшим ориентиром развития административного права, что обуславливает пересмотр государственных функций для более эффективного обеспечения прав граждан.

      Основные меры по дальнейшему формированию эффективной системы государственного управления заложены в Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года.

      Представляется значимым переосмыслить пределы государственного регулирования. Регулирование общественной деятельности должно стать крайней мерой при разрешении вопросов, возникающих в общественной жизни.

      Общемировой тенденцией является отказ от избыточного регулирования.

      Нужно придать новый импульс дерегулированию и применению "мягкого" права – набора правил и руководств – в тех сферах, где это представляется возможным.

      Важно продолжить работу, направленную на поступательное развитие альтернативных государственному регулированию способов регулирования поведения субъектов рынка, в том числе путем использования механизмов саморегулирования и сорегулирования.

      Пересмотр (актуализация) государственного регулирования предпринимательской деятельности должен носить перманентный характер, не создавая необоснованных барьеров для бизнеса.

      Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть ограничено необходимостью устранения рисков, которые затрагивают национальную безопасность, жизнь и здоровье человека, экологию, правопорядок, нравственность.

      Дальнейшее совершенствование деятельности государственного аппарата будет осуществляться через переосмысление роли и функций государства.

      Представляется, что правильное понимание юридической категории "государственная функция", установленной законодательством, является ключевым условием для оптимизации государственных функций. В этой связи нужно пересмотреть отдельные государственные функции, которые определяют направление деятельности государственных органов, не носящей властный характер.

      Кроме того, остаются открытыми вопросы относительно определения публичной функции, порядка ее осуществления, разновидности функций, субъектов и принципов их выполнения, а также роли и места квазигосударственных структур.

      В этой связи необходимо продолжать проработку вопроса имплементации международно-правового опыта по внедрению института юридических лиц публичного права в национальную правовую систему.

      Меры по совершенствованию института государственного контроля и надзора могли бы быть ориентированы на внедрение риск-ориентированного подхода по всем формам контроля и надзора, пересмотра методов оценки эффективности контрольно-надзорных органов, автоматизации контрольно-надзорной деятельности, развитие инструментов профилактики и консультирования, а также инвентаризацию обязательных к исполнению требований для исключения неэффективных и избыточных норм.

      Принятие Закона Республики Казахстан "О доступе к информации", бесспорно, стало прогрессивным шагом в обеспечении открытости и прозрачности деятельности государственных органов. Практика показывает, что невыполнение требований о раскрытии информации носителями информации носит системный характер, что определяет необходимость законодательного закрепления механизмов мониторинга и контроля, а также усиления ответственности за нарушение или ограничение прав на доступ к информации.

      Требуют дальнейшей проработки существующие механизмы государственного управления в условиях чрезвычайного положения с учетом динамики развития современного общества, возникновения новых угроз, особенностей совместной деятельности государственных органов, включая специальные подразделения и службы по чрезвычайным ситуациям, в том числе посредством проектного управления.

      В условиях стремительного технологического развития стран и перехода на цифровую экономику важно рассмотреть возможность создания законодательных условий для применения инновационных цифровых технологий при принятии управленческих решений.

      В целях обеспечения систематического упрощения оказания государственных услуг видится возможным проводить ревизию перечней документов, необходимых для оказания государственных услуг, на предмет необходимости тех или иных документов раз в 2 года.

      Важно продолжить работу, связанную с передачей отдельных государственных услуг НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", для их более оперативного оказания. При этом следует проработать возможность наделения полномочием работников НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", непосредственно взаимодействующих с населением, оказывать государственные услуги по итогам реинжиниринга государственных услуг.

      Кодекс об административных правонарушениях требует определенной адаптации. В свете принятия Административного процедурно-процессуального кодекса необходимо пересмотреть отдельные виды административных взысканий (лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности), поскольку применение последних является результатом осуществления административной процедуры.

      Также назрела необходимость выработки нового понятия административного правонарушения, которое должно содержать ясные критерии, позволяющие разграничить административную ответственность от других видов юридической ответственности.

      Сохраняются такие проблемы, как несоразмерность штрафа как вида административного взыскания, а также безальтернативность видов наказания без учета условий совершения деяния и личности нарушителя. В этой связи видится возможным введение градации административных правонарушений на категории незначительных, значительных и грубых правонарушений, каждая из которых содержала бы предельные размеры штрафа в зависимости от характера и степени опасности правонарушения.

      Наряду с этим важно проработать вопросы усиления инструментов профилактики и разъяснения, пределов ответственности юридического лица, исключения составов административных правонарушений, содержащих санкции за неконкретизированные требования нормативных правовых актов, формирования единого подхода при определении размера штрафа в зависимости от категории субъектов предпринимательства, а также установления ответственности должностных лиц организаций, финансируемых из государственного бюджета.

      Принятие Административного процедурно-процессуального кодекса, регулирующего как порядок осуществления административных процедур, так и административного судопроизводства, послужило началом нового этапа развития административного права.

      В дальнейшем следует всесторонне изучить подход к административному усмотрению (дискреции) как к причине, обуславливающей возникновение коррупции. Представляется, что идея борьбы с административным усмотрением (дискрецией) посредством детального правового регулирования является неоднозначной. Учитывая, что Административным процедурно-процессуальным кодексом установлены принципы, позволяющие проверить решение, основанное на усмотрении, на предмет законности и целесообразности, ожидается, что административное усмотрение (дискреция) станет действенным механизмом, способствующим эффективному государственному управлению.

      Относительно нового вида судопроизводства – административного – важно отметить, что в настоящее время не все категории публично-правовых споров рассматриваются в порядке данного вида судопроизводства. В этой связи необходимо проработать возможность исключения из подведомственности судов общей юрисдикции рассмотрения оставшихся видов публично-правовых споров с последующей их передачей в подведомственность специализированных административных судов.

      4.4. Налоговая система является важным механизмом, оказывающим воздействие на функционирование всего государства. Справедливое и доступное для понимания налоговое законодательство будет способствовать обеспечению и развитию благоприятных условий для экономического роста страны.

      Необходимо проведение ревизии Налогового кодекса и соответствующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет минимизации количества налогов и платежей с целью кардинального упрощения исполнения налоговых обязательств.

      Назрела необходимость совершенствования налоговой политики и налогового законодательства посредством рассмотрения вопроса дифференциации налоговых ставок для диверсификации экономики, пополнения бюджета и перераспределения налогового бремени.

      Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса требует выработки долгосрочной модели налогообложения сельского хозяйства.

      В целях проведения дальнейшей работы по определению эффективности налоговых льгот необходимо обеспечить внедрение мониторинга.

      В связи с усилением глобализации мировых вызовов применение налогов должно осуществляться с учетом современных методов администрирования. В этой связи необходимо принятие мер по кардинальному упрощению исполнения налоговых обязательств, в том числе через цифровизацию.

      Также дальнейшего развития требуют меры по совершенствованию налогового законодательства, направленные на усиление контроля за выводом капитала из страны и стимулирование реинвестирования прибыли.

      В целях дальнейшего развития международной торговли с учетом вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также активизации связей казахстанской экономики в системе мировых отношений и внешнеэкономической деятельности необходимо продолжить работу по совершенствованию таможенного регулирования путем расширения сфер применения цифровых технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций с минимизацией участия должностных лиц.

      Также необходимо обеспечить единый стандарт совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, унифицировать электронный документооборот между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

      4.5. Правовую основу рыночных отношений составляет гражданское право, дальнейшее развитие которого должно осуществляться с учетом потребностей современного рынка, нужд деловой практики.

      Следует продолжить начатую на предыдущем этапе работу по восприятию национальным законодательством лучших образцов зарубежного и международного частного права с учетом национальной особенности и казахстанской правовой системы.

      В то же время стабильность гражданского законодательства должна оставаться приоритетным направлением развития данной отрасли права.

      Необходимо разработать механизмы по устранению необоснованного преобладания публично-правовых методов регулирования частных отношений, что препятствует реализации основных начал гражданского законодательства, эффективному развитию конкуренции и рыночных отношений.

      Существует необходимость в совершенствовании законодательства о государственно-частном партнерстве и государственных закупках, позволяющего уменьшить коррупционные риски.

      Целесообразно прямо предусмотреть в Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее – Гражданский кодекс) положения о решениях собраний и коллегиальных органов управления юридических лиц как самостоятельных оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.

      Необходима модернизация законодательства о некоммерческих организациях, в том числе в части регистрации и требований к отчетности, а также пересмотра случаев, когда деятельность некоммерческих организаций может быть приостановлена.

      Следует уделить серьезное внимание реформированию гражданского законодательства, регламентирующего реорганизацию юридических лиц и вопросы правопреемства. Важно модернизировать положения о формах реорганизации коммерческих юридических лиц, а также регулировании условий и порядка осуществления комплексных форм реорганизации.

      Необходимо провести модернизацию корпоративного законодательства на основе рекомендаций и стандартов передовой практики корпоративного управления, повышения уровня правовых гарантий и регулирования механизмов по защите прав инвесторов и акционеров, регламентации статуса холдинговых компаний и вопросов формирования корпоративных групп, в том числе транснациональных, с учетом применения эффективных мер регулирования, направленных как на защиту внутреннего рынка, так и на продвижение международных (трансграничных) экономических связей.

      В механизме по защите прав инвесторов нужно рассмотреть вопрос развития норм об ответственности корпоративных должностных лиц и института производных, а также коллективных (групповых) исков.

      Важно определить правовую природу и классификацию объектов гражданских прав и уточнить их правовой режим, а также определить места в этой классификации таких объектов, как право требования и право интеллектуальной собственности.

      Казахстанское гражданское законодательство нуждается в формировании институциональных основ функционирования системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества, а также совершенствовании правовых условий обеспечения информационной безопасности.

      В условиях быстрого развития информационных систем следует уделить внимание вопросам субъектного состава участников правоотношений в сфере защиты интеллектуальных прав в сети Интернет.

      Необходимо совершенствование законодательства с учетом многообразия гражданских прав, принадлежащих субъектам частного права. Следует дополнить перечень прав, принадлежащих юридическим лицам и государству, другими вещными и обязательственными правами, а также неимущественными, исключительными правами, правом наследования и иными имущественными правами.

      Требует дальнейшего совершенствования классификация вещных прав. В этих целях необходимо уделить серьезное внимание систематизации норм о праве собственности и других вещных правах.

      Следует концептуально рассмотреть вопрос об эффективности конструкций права оперативного управления и права хозяйственного ведения в современных отношениях и найти пути улучшения функционирования данных институтов.

      В целях усиления защиты права собственности необходимо совершенствование норм о владении, приобретательной давности и негаторном иске.

      Дальнейшему совершенствованию подлежит институт исковой давности.

      За прошедшие годы в предпринимательской среде состоялись кардинальные изменения, связанные с расширением договорных типов коммерческих связей, усложнением корпоративных отношений, ростом числа внешнеэкономических сделок и притоком в страну иностранных инвестиций.

      Стоит задача дальнейшего повышения конкурентоспособности казахстанского права с вдумчивым, осторожным заимствованием некоторых институтов, характерных для системы общего права.

      Интенсивное развитие товарооборота и электронной коммерции сопровождается выявлением пробелов в правовом регулировании новых способов оформления договорных отношений.

      Совершенствование законодательства о смарт-контрактах и электронной коммерции (e-commerce) должно быть направлено на защиту прав участников договорных правоотношений, включая правоотношения с участием потребителей.

      Следует развивать законодательство о потребительских договорах, защите прав потребителей и ответственности бизнеса за качество товаров, работ и услуг. Необходимо уделить внимание вопросам защиты прав экономически слабой стороны в договоре и в этих целях использовать потенциал договора о присоединении и иных правовых конструкций.

      Нуждается в совершенствовании правовое регулирование топологий интегральных микросхем и программ ЭВМ.

      Законодательного разрешения на уровне Гражданского кодекса требуют вопросы сферы применения в целом института возмещения нематериального (морального) вреда, условий его возмещения, а также определения его размера.

      Также следует рассмотреть возможность обязательного возмещения перевозчиками убытков, причиненных физическим и юридическим лицам вследствие нарушения обязательств по перевозке.

      4.6. Требует модернизации и совершенствования гражданское процессуальное право.

      Практика судебного производства по гражданским делам определила дополнительные уязвимые стороны правосудия в части регулирования вопросов прозрачности, последовательности, непрерывности судебного процесса.

      Следует рассмотреть возможность законодательного закрепления института злоупотребления правом.

      Требуют решения вопросы, связанные с пересмотром размеров государственных пошлин по имущественным и неимущественным спорам, в том числе с установлением верхнего предела государственной пошлины по имущественным спорам, а также с внедрением концепции массовых исков и их классификации.

      4.7. Быстрые изменения глобального финансового ландшафта, усиление интеграционных процессов в большей части определяют приоритеты дальнейшего развития финансового законодательства в целях создания более прогрессивной, прозрачной, конкурентоспособной и динамичной финансовой системы государства, хорошо интегрированной в международную финансовую систему, обеспечивающей легкий доступ к своим услугам для всех граждан и организаций и в то же время обладающей более высокой устойчивостью к внешним обстоятельствам.

      Складывающиеся тенденции развития как мировой, так и отечественной экономики определяют в качестве приоритетов следующие направления развития финансового законодательства:

      создание благоприятного правового поля для внедрения эффективного режима регулирования и сектора финансового надзора, поддерживающего стабильность как на уровне финансовой системы в целом, так и на уровне отдельных финансовых институтов, что будет способствовать обеспечению стабильности финансовой системы;

      создание регуляторной среды, учитывающей интересы как финансовых организаций, так и пользователей финансовых услуг, в целях развития небанковского сектора и микрофинансирования за счет усиления регулирования в тех областях небанковского сектора, которые несут значительные риски для защиты прав потребителей услуг, что будет способствовать планомерному развитию небанковского сектора и микрофинансирования, а также синергии банковских и небанковских финансовых услуг;

      развитие финансовых технологий на финансовом рынке и внедрение инноваций, что позволит обеспечить развитие конкуренции между игроками, будет способствовать улучшению качества предоставляемых финансовых услуг и сервисов, формированию экономически развитого общества.

      4.8. Сохраняется задача постоянного совершенствования системы социального обеспечения.

      Регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения в настоящее время осуществляется множеством законодательных актов, что создает трудности в понимании социального законодательства населением.

      Кодификация нормативных правовых актов упростит и качественно улучшит процесс их восприятия за счет создания единого источника знаний граждан о своих правах и обязанностях в соответствующей области.

      В целях формирования принципиально новой модели трудовых отношений политика в сфере труда и занятости будет направлена на построение общества всеобщего труда, основанного на продуктивной занятости, высокой производительности труда и инклюзивном экономическом росте.

      Дальнейшее совершенствование трудового законодательства должно осуществляться в направлении:

      обеспечения надлежащего уровня безопасности и охраны труда, защиты работников в трудовых отношениях;

      повышения эффективности рынка труда в соответствии с индикаторами Глобального индекса конкурентоспособности.

      Меры по модернизации трудового законодательства должны быть направлены на:

      реформирование государственного контроля за соблюдением трудового законодательства;

      внедрение прогрессивных форм трудовых отношений посредством формализации всех гибких форм занятости.

      Дальнейшее развитие науки обуславливает модернизацию по следующим направлениям:

      прямое финансирование отдельных научных сотрудников и научных институтов, не зависящее от конкурсов на грантовое и программно-целевое финансирование, увеличение и расширение базового финансирования науки;

      выделение мега-грантов для проведения крупных научных исследований, формирования новых научных школ и по программам постдокторантуры;

      расширение компетенции уполномоченного органа в области науки для
повышения эффективности государственного регулирования.

      4.9. Проблемы действующего экологического регулирования включают в себя вопросы системности платежей в бюджет за пользование природными ресурсами, функционирования государственной системы мониторинга и предоставление отчетности субъектами природопользования.

      Следует предпринимать меры, направленные на стимулирование не только бережного отношения к окружающей среде, но и развитие и преумножение природных богатств страны.

      Необходимо ввести прогрессивные и соответствующие международной практике требования по комплексным экологическим разрешениям, предусматривающим поэтапный ввод и позволяющим природопользователям аккумулировать средства для внедрения новых технологий и приобретения нового оборудования.

      Важно предусмотреть меры по внедрению систем автоматизации и цифровизации в процессы мониторинга и контроля за выбросами на территории Казахстана.

      Требуется оптимизация процесса представления отчетов с учетом отказа от их дублирования в различных областях.

      Важно принимать меры, направленные на обеспечение прозрачности порядка предоставления права на государственные земельные участки, водные объекты и участки недр, в том числе посредством обеспечения общего доступа к соответствующим информационным системам, за исключением информации об индивидуальном жилищном строительстве и личном подсобном хозяйстве.

      Для обеспечения эффективного и стабильного режима осуществления операций по недропользованию в современных условиях необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы, в частности:

      продолжить работу по оптимизации процедур, связанных со сферой недропользования, которая будет реализована в многофункциональной национальной базе данных минеральных ресурсов, соответствующей аналогичным базам данных стран-лидеров инвестиционного рейтинга горно-металлургического комплекса;

      своевременно выявлять недостатки в процессе администрирования сферы недропользования и принимать меры для их устранения;

      осуществлять дальнейшее улучшение инвестиционной привлекательности в сфере недропользования, за исключением налоговых льгот.

      4.10. Важным направлением правовой политики является политика государства в области противодействия преступности.     

      Современная уголовно-правовая политика нацелена на обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от криминальных угроз.

      Важно выработать механизмы, направленные на обеспечение стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

      Для достижения целей уголовного законодательства необходимо решение следующих вопросов:

      совершенствование уголовного законодательства и практики его применения с учетом требований международно-правовых стандартов в области прав человека, противодействия преступности и особенностей национальной правовой системы, а также выработка нового понятия уголовного правонарушения;

      совершенствование механизмов назначения наказания по уголовным правонарушениям;

      оптимизация уголовного законодательства с одновременной коррекцией уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства;

      достижение качественного улучшения криминогенной обстановки в стране.

      Реализацию основных направлений уголовно-правовой политики следует осуществлять с учетом требований социальной и криминологической обоснованности.

      Важным является сбалансированность карательных, восстановительных и превентивных средств уголовно-правового регулирования.

      В данном контексте будет возрастать максимальная направленность уголовного законодательства на восстановление нарушенных прав, предупреждение новых правонарушений как со стороны осужденных, так и иных лиц. При формировании санкций уголовно-правовых норм должен неукоснительно соблюдаться принцип их соразмерности степени общественной опасности и характеру правонарушения.

      Предстоит осуществить трансформацию дополнительных наказаний в меры уголовно-правового воздействия с установлением возможности их применения в отношении лиц, освобождаемых от уголовной ответственности или наказания.

      Кроме того, в свете современных вызовов и угроз, в том числе с использованием IT-технологий, следует на постоянной основе совершенствовать уголовное законодательство, включительно путем введения отдельного состава правонарушения, предусматривающего ответственность за применение искусственного интеллекта в преступных целях.

      4.11. Стремление Республики Казахстан приблизиться к уровню обеспеченности соблюдения прав человека и его законных интересов в странах ОЭСР в сфере уголовно-процессуальной деятельности требует продолжения взятого стратегического курса по дальнейшему реформированию правоохранительной и судебной систем с поэтапным внедрением трехзвенной модели уголовного процесса с разграничением полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом, а также упрощению и сокращению форм уголовного судопроизводства.

      Для его успешности требуется решить следующие задачи:

      продолжение развития принципа состязательности и равноправия сторон путем максимального обеспечения доступа граждан к правосудию, а также исключение обвинительного уклона;

      расширение и усиление полномочий стороны защиты в сборе фактических данных, имеющих значение для уголовного дела;

      усиление механизмов, направленных на обеспечение и неукоснительное соблюдение конституционных принципов презумпции невиновности и обеспечение неприкосновенности частной жизни;

      выработка подходов по разграничению основных этапов уголовного процесса и зоны ответственности в нем каждого органа с определением эффективной системы сдержек и противовесов за счет независимых фильтров;

      оптимизация и упрощение процедур в досудебном производстве в целях сокращения формализированных порядков принятия процессуальных решений;

      совершенствование порядка применения в уголовном процессе мер государственного принуждения и мер пресечения;

      когда деньги, ценности и имущество, имеющие преступное происхождение, находятся за рубежом и для их полного выявления, отслеживания, инициирования замораживания и изъятия необходимо длительное время, значительно превышающее разумные сроки досудебного расследования, предусмотреть возможность их конфискации судом в отдельном производстве – на основании вступившего в законную силу приговора по уголовному делу, проводившемуся в отношении преступления, являющегося основанием для конфискации (институт финансового расследования) (по аналогии с главой 16 УПК Эстонии);

      продолжение процесса внедрения информационных и цифровых технологий в уголовный процесс, в том числе цифровизация формирования списков присяжных заседателей.

      4.12. В целях улучшения регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового регулирования, а также усиления охраны прав и свобод осужденных требуется дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, в том числе путем его приближения к общепризнанным международным стандартам.

      Важно продолжить работу по дальнейшему переходу к камерному типу содержания осужденных с одновременным внедрением современных технологий и средств видеофиксации, обеспечивающих эффективный контроль за поведением осужденных.

      Необходимо продолжить цифровизацию процессов исполнения наказаний и автоматизированного учета численности осужденных в учреждениях УИС и службах пробации с возможностью их анализа по различным критериям.

      Наряду с этим требуется проработка вопроса придания элементов публичности исполнению наказания, связанного с общественными работами, в том числе путем введения обязанности для осужденных носить специальную опознавательную одежду. Зарубежный опыт доказывает, что такая мера обладает глубоким профилактическим эффектом.

      Важно рассмотреть возможность поэтапной оптимизации видов учреждений УИС, поскольку в условиях гуманизации существенно изменилась структура заключенных (более 90% осужденных к лишению свободы отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления). Представляется, что оптимизация видов позволит сэкономить значительные финансовые средства, выделяемые из бюджета для этапирования осужденных, а также сохранить социально полезные связи осужденных путем обеспечения доступности для родственников к местам отбывания наказания.

      Актуальным остается качественное исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Ввиду этого следует рассмотреть возможность повышения организационно-правового статуса службы пробации и его сотрудников путем обеспечения самостоятельности пробации от тюремной службы и выделения отдельной целевой подпрограммы финансирования.

      Требуется пересмотреть подходы к реализации пенитенциарной пробации, т.е. ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС (пенитенциарной), с учетом международного передового опыта, направленного на развитие личных и гибких навыков, с привлечением представителей гражданского общества, поскольку данный вид пробации в нынешней форме показал свою неэффективность.

      Важно переориентировать работу по реализации постпенитенциарной пробации с количественных показателей на качественные.

      Эффективное взаимодействие служб пробаций и учреждений УИС с местными исполнительными органами для разрешения вопросов, связанных с отбыванием наказания осужденными, обуславливает необходимость законодательного урегулирования.

      4.13. Развитие цифрового пространства требует совершенствования регуляторной политики в сфере цифровизации и информатизации.

      Современное развитие общества характеризируется широким внедрением в повседневную жизнь инновационных цифровых технологий, требующих адекватного нормативного регулирования.

      Необходимость правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники определяется в первую очередь решением вопроса распределения ответственности за вред, причиненный их действиями, а также решением проблемы определения принадлежности права интеллектуальной собственности на произведения, созданные с участием искусственного интеллекта.

      После ряда трагических инцидентов с применением беспилотных автомобилей в зарубежных юрисдикциях стала широко обсуждаться возможность наделения роботов правовым статусом и, как следствие, возможность привлечения искусственного интеллекта к юридической ответственности.

      Ввиду этого важно провести анализ национального законодательства на предмет достаточности механизмов, защищающих права, свободы и интересы граждан в результате использования инновационных цифровых технологий, в том числе путем более четкого разграничения ответственности их создателей и владельцев.

      В то же время чрезмерное регулирование таких технологических явлений может стать сдерживающим фактором для развития данной сферы.

      В свете изложенного необходимо найти регуляторный компромисс между созданием благоприятных условий для внедрения и развития инновационных цифровых технологий и охраной прав граждан от совершения общественно опасных действий посредством использования таких технологий.

      Основными аспектами трансформации правового регулирования отношений, связанных с применением цифрового пространства, должны стать повышение транзитно-коммуникационного потенциала и доверия к цифровой среде, обеспечение повсеместного соблюдения установленных законодательством требований в области информационной безопасности и защиты персональных данных.

      Современные информационные технологии создали условия для сбора и систематизации больших объемов структурированной и неструктурированной информации, в том числе связанной с личной жизнью граждан, до беспрецедентных размеров, что связано с появлением и развитием Интернета, электронной коммерции, поисковых сервисов, социальных сетей, а также повсеместным распространением смартфонов и планшетов.

      Законодательство о персональных данных и их защите отчасти регулирует правоотношения, связанные с применением технологий больших данных.

      Несмотря на сравнительную эффективность положений законодательства о персональных данных и их защите применительно к устоявшимся методам обработки массивов данных, технологии больших данных несовместимы с рядом базовых принципов, лежащих в основе законодательства о персональных данных и их защите, что обуславливает необходимость пересмотра данной отрасли законодательства.

      При проведении такой работы ориентиром может послужить Общеевропейский регламент по защите персональных данных, поскольку последний обладает высоким правовым уровнем и зарекомендовал себя в качестве стандарта не только в европейских юрисдикциях.

      Также законодательством должны быть урегулированы вопросы недопустимости дискриминации при использовании технологии больших данных и ограничения для неконтролируемого применения гаджетов с целью отслеживания граждан.

      При этом с учетом международного опыта будет проработана необходимость кодификации законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий, связи, обработки данных, цифровых активов, автоматизации промышленности, информационной безопасности, машинного обучения и искусственного интеллекта, защиты прав субъектов персональных данных.

Раздел 5. Основные направления развития правоохранительной и судебной систем и правозащитных институтов

      Необходимо дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности, направленное на формирование сервисной модели правоохранительной системы, отвечающей потребностям общества, граждан и бизнеса.

      Неизменным ключевым критерием эффективности деятельности правоохранительных органов и их сотрудников и дальше будет являться степень доверия населения. Для постоянного, непрерывного повышения указанного критерия необходимо продолжить трансформацию их деятельности со смещением акцента с борьбы с последствиями и достижения ведомственных показателей на профилактику правонарушений, в том числе путем карьерного продвижения сотрудников, пользующихся доверием и уважением населения.

      Требуется пересмотр системы аудита качества правоохранительной деятельности, обеспечивающего действенную обратную связь с населением, на предмет оценки эффективности их работы (снижение жалоб на действие (бездействие) полицейских, увеличение положительных откликов об их работе, оценки качества работы, обеспечения высокого уровня доверия со стороны населения и т.п.). Результаты такого аудита должны оказывать реальное влияние на вопросы поощрения сотрудников и выдвижения их на вышестоящие должности.

      Регулярное обучение сотрудников правоохранительных органов является ключевым условием осуществления эффективной работы. В этой связи видятся важными проведение обучения сотрудников правоохранительных органов на постоянной основе передовым практикам, организация обмена опытом с иностранными партнерами, а также активное использование представительства в международных организациях правоохранительного профиля.

      Кроме того, необходимо принять меры, направленные на совершенствование системы учебных заведений, подготавливающих кадры для правоохранительных органов, в том числе с учетом передового опыта развитых зарубежных стран.

      Надлежащая социальная защита сотрудников обуславливает эффективность деятельности правоохранительных органов. Ввиду этого оказание дополнительных мер социальной поддержки сотрудникам правоохранительных органов и их семьям должно стать приоритетным направлением развития правоохранительной системы, в том числе в виде индексации заработных плат сотрудников в зависимости от инфляции или иных макроэкономических показателей раз в три года.

      Одним из основных направлений реформирования правоохранительной системы должно стать развитие сервисной модели полиции, на которую органы внутренних дел осуществляют переход. Базовыми компонентами национальной модели полиции, ориентированной на сервисный подход, станет проактивная работа, направленная на установление партнерских взаимоотношений с обществом, в том числе путем приоритизации решения вопросов с учетом мнения жителей, проживающих на конкретной территории, а также обеспечения шаговой доступности, нацеленной на облегчение гражданам доступа к полиции.

      Надзор прокуратуры будет переориентирован на эффективное решение проблем, с которыми обращаются граждане и бизнес, с четкой правовой регламентацией полномочий прокурора и инструментов по эффективной защите прав неограниченного круга лиц, общества и государства.

      Поэтапное внедрение механизма принятия прокурором ключевых процессуальных решений по уголовным делам усилит гарантии прав лиц, вовлеченных в уголовную орбиту.

      Эффективное и достаточное информационное обеспечение государственных органов, физических и юридических лиц о состоянии законности и правопорядка в стране, как и прежде, продолжится на основе единых статистических принципов и стандартов, соблюдение которых будет гарантироваться осуществлением высшего надзора прокуратуры в пределах и порядке, установленных законом.

      Защита интересов и прав граждан будет гарантироваться не только деятельностью уполномоченных государственных органов, но и прокуратурой.

      Уполномоченные государственные органы будут сфокусированы на усилении борьбы с "теневой" экономикой.

      Требует дальнейшего продолжения наращивание способов и методов, в том числе с использованием инновационных и цифровых технологий борьбы с любыми формами правонарушений и их профилактики, обеспечение законности и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, неотвратимости наказания за любые правонарушения, неукоснительное следование принципу "нулевой терпимости (толерантности)" к правонарушениям.

      При этом правовая политика государства в данной сфере будет реализовываться при непосредственной координации прокуратуры как ядра правоохранительной системы страны с использованием всех ее конституционных функций.

      Важной составляющей является качественный кадровый состав правоохранительных органов, где требуются унификация и уравнивание социального, финансового и материального обеспечения сотрудников правоохранительных органов.

      Требует продолжения работа по модернизации судебной системы по следующим направлениям:

      дальнейшая специализация судов;

      изменение процедуры вынесения дел в кассационную инстанцию;

      объединение судов первой инстанции в городах.

      Развитие альтернативных способов урегулирования споров является важным вектором развития правовой системы Казахстана, поскольку данный институт способствует снижению уровня конфликтности в обществе и повышает качество отправления правосудия путем снижения нагрузки на суды.

      В этой связи важно определить уполномоченный государственный орган, который будет вести политику в сфере регулирования альтернативных способов разрешения споров, а также принимать меры, стимулирующие их широкое применение на постоянной основе.

      Правоприменительная практика обозначила ряд недостатков в правовом регулировании арбитража и медиации, в связи с чем с учетом международного опыта необходимо дальнейшее развитие данных институтов.

      Система подбора и продвижения кадров будет ориентирована на дальнейшее совершенствование с учетом цифровизации:

      процедур квалификационного экзамена для кандидатов в судьи;

      механизмов конкурсного отбора судей;

      порядка формирования кадрового резерва на судейские должности;

      расширения участия общественности в процессе тестирования кандидатов на должности судей в целях повышения уровня общественного доверия к судебной системе.

      В перспективе основным вектором модернизации системы отбора и продвижения судей должен стать планомерный отход от исключительно рекрутинга судейских кадров в сторону обеспечения более полного использования всех компонентов системы HR-менеджмента в деятельности Высшего Судебного Совета.

      Во избежание необъективного применения дисциплинарных мер взыскания в отношении судей необходимо конкретизировать основания грубого нарушения законности при рассмотрении судебных дел.

      Важно продолжить принимать меры, направленные на модернизацию судебной экспертизы.

Раздел 6. Правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности

      Международно-правовые аспекты правовой политики государства в современных условиях направлены на стабилизацию международных отношений и преодоление новых глобальных угроз и вызовов. В этой связи одним из основных направлений политики является правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства с учетом защиты его национальных интересов.

      Внешнеэкономическая политика будет ориентирована на дальнейшую интеграцию в мировую экономику посредством использования инструментов экономической дипломатии, продвижения и защиты государственных интересов в международных организациях, многосторонних экономических интеграционных объединениях.

      В свете этого значительная составляющая национального законодательства и дальше будет формироваться под влиянием международно-правовых обязательств Республики Казахстан.

      В этой связи важно принимать меры, направленные на повышение качества защиты национальных интересов в процессах подготовки международно-правовых документов и решений в рамках интеграционных объединений, а также качественной составляющей в имплементации таких обязательств на уровне национального законодательства.

      В дальнейшем необходимо сосредоточиться на повышении качества правоприменительной практики. В первую очередь неукоснительно соблюдать законодательство в сфере международных договоров.

      В ходе планирования и на последующих этапах заключения международных договоров важно исходить из национальных интересов Республики Казахстан, тщательно оценивать их отраслевую целесообразность, прогнозировать возможные социально-экономические и политические последствия. Качественная проработка заключения международных договоров прямо влияет на уровень защиты интересов государства на международной арене.

      Необходимо обеспечить обязательное и добросовестное выполнение действующих международных договоров Республики Казахстан. В этой связи необходимо повысить качество системного мониторинга международных договоров. Качественный мониторинг позволит своевременно выработать адекватные ответные меры в случае выявления фактов несоблюдения своих обязательств со стороны международных партнеров.

Раздел 7. Правовое образование, правовая пропаганда

      Гражданская активность является необходимым условием существования правового государства, что, в свою очередь, неотъемлемо обусловлено уровнем правовой культуры личности и общества.

      В целях повышения правовой грамотности, формирования правомерного социально активного поведения у граждан в соответствии с основополагающими ценностями, установленными Конституцией, необходимо продолжить планомерную работу, связанную с правовой пропагандой и правовым образованием.

      Государственным органам и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции необходимо на системной основе заниматься правовым освещением проводимой правовой политики, а также информировать об основных положениях принимаемых нормативных правовых актов, используя различные формы правовой пропаганды: распространение соответствующей информации в средствах массовой информации, издание бесплатной литературы по правовому воспитанию и правовой проблематике, проведение публичных мероприятий.

      Деятельность юридических служб имеет стратегическое значение для обеспечения целостности национального законодательства, что обуславливает необходимость усиления кадрового потенциала таких служб.

      Также следует улучшать удобство использования информационных систем государственных органов для граждан.

      Правовое освещение, а также популяризацию государственных инициатив и их эффективную реализацию необходимо осуществлять на местах с широким вовлечением гражданского сектора и созданием соответствующих условий со стороны уполномоченного органа.

      Кроме того, назрела необходимость модернизировать систему юридического образования.

      Учитывая возрастающую динамику общественной жизни и замену в обозримом будущем части работников в некоторых профессиях искусственным интеллектом, необходимо уделить больше внимания законодательной регламентации форм переподготовки и повышению квалификации в системе среднего и высшего профессионального образования.

      Для введения объективной системы оценки знаний следует законодательно закрепить меры для повсеместного внедрения в юридических высших учебных заведениях и юридических факультетах системы академической честности.

      Пересмотр порядка выдачи и продления лицензий высших учебных заведений, занимающихся преподаванием юридических дисциплин, будет способствовать сокращению учебных заведений с низким качеством обучения.

      Наряду с этим следует рассмотреть вопросы внедрения механизмов прохождения обязательной практической стажировки выпускниками по выбранному профилю дальнейшей работы после окончания курса образовательной подготовки, а также механизмов проверки навыков и знаний в рамках решения вопроса о допуске к юридической практике по профессии.

      Научно-исследовательские институты играют ключевую роль в развитии юридической науки. В этой связи видится необходимым принимать меры стимулирования и поддержки деятельности, осуществляемой такими институтами.

Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции.

Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация настоящей Концепции

      8.1. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции

      Реализация настоящей Концепции будет способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию казахстанского общества, построению модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и ответственности власти, защищенности прав и свобод человека и гражданина, что является продолжением курса, обозначенного в Стратегии "Казахстан-2050".

      Основные ожидаемые результаты к 2030 году – достижение среднего уровня стран ОЭСР по:

      индексу эффективности государственного управления Всемирного Банка – не ниже 80 процентиля;

      индексу верховенства права World Justice Project – не ниже 0.60 баллов;

      индексу восприятия коррупции Transparency International – не ниже 55 баллов;

      индикатору "Независимость судебной системы" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума – не ниже 50-го места;

      индикатору "Надежность полицейских служб" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума – не ниже 60-го места.

      8.2. Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация настоящей Концепции

      Перечень правовых актов, в которые предполагается внесение изменений и дополнений:

      Конституционный закон Республики Казахстан "О Конституционном Совете Республики Казахстан";

      Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

      Конституционный закон Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов";

      Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;

      Гражданский кодекс Республики Казахстан;

      Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан;

      Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет";

      Кодекс Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан";

      Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании";

      Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;

      Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;

      Трудовой кодекс Республики Казахстан;

      Уголовный кодекс Республики Казахстан;

      Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;

      Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан;

      Экологический кодекс Республики Казахстан;

      Закон Республики Казахстан "О правовых актах";

      Закон Республики Казахстан "О некоммерческих организациях";

      Закон Республики Казахстан "Об акционерных обществах";

      Закон Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";

      Закон Республики Казахстан "О государственном имуществе";

      Закон Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах";

      Закон Республики Казахстан "О правовой охране топологий интегральных микросхем";

      Закон Республики Казахстан "О доступе к информации";

      Закон Республики Казахстан "Об арбитраже";

      Закон Республики Казахстан "О медиации";

      Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций";

      Закон Республики Казахстан "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях";

      Закон Республики Казахстан "О правоохранительной службе";

      Закон Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан";

      Закон Республики Казахстан "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан";

      Закон Республики Казахстан "О присяжных заседателях";

      постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан";

      постановление Правительства Республики Казахстан "О Регламенте Правительства Республики Казахстан".

      Перечень правовых актов, которые предполагается разработать:

      Социальный кодекс Республики Казахстан.