Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р.А., Сарсембаева Е.Ж. и Ударцева С.Ф. с участием представителей:
Сената Парламента Республики Казахстан – депутата Сената Парламента Калтаевой Л.М.,
Правительства Республики Казахстан – заместителя Министра внутренних дел Саденова Е.С.,
Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Мукановой А.К.,
Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – вице-министра Сагиндыковой Н.Е.,
Министерства финансов Республики Казахстан – вице-министра Темирбекова Д.О.,
Министерства обороны Республики Казахстан – заместителя начальника Юридического департамента Жапарова Н.Т.,
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б.,
Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан –Заведующего отделом анализа законодательства и национального превентивного механизма Национального центра по правам человека Сейтжанова С.Ж.,
экспертов – докторов юридических наук, профессоров Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Ахпанова А.Н. и Нурмагамбетова А.М.
рассмотрел в открытом заседании обращение гражданина Байжуманова Беимбета Калибековича о рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан положений подпункта 3) пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 64 и пункта 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (далее – Закон о пенсионном обеспечении).
Заслушав сообщение докладчика – судьи Конституционного Суда Республики Казахстан Ескендирова А.К., изучив материалы конституционного производства, проанализировав международный опыт и законодательство Республики Казахстан и отдельных зарубежных стран, Конституционный Суд Республики Казахстан
установил:
Гражданин Байжуманов Б.К., находясь в распоряжении Департамента полиции Восточно-Казахстанской области (далее – Департамент полиции), будучи подполковником полиции, имея выслугу лет в органах внутренних дел 27 лет 6 месяцев и 21 день, в льготном исчислении – 34 года 9 месяцев и 23 дня, приказом начальника Департамента полиции № 201 л/с от 14 марта 2019 года был уволен из органов внутренних дел в запас Вооруженных Сил по собственному желанию на основании подпункта 5) пункта 1 статьи 80 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе" (далее – Закон о правоохранительной службе).
Вступившим в законную силу приговором суда № 2 Курчумского района Восточно-Казахстанской области от 17 июля 2019 года Байжуманов Б.К. был признан виновным в совершении преступления средней тяжести в период службы в органах полиции (умышленное укрытие от регистрации тяжкого преступления) по части второй статьи 433 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее – УК) с назначением наказания в виде ограничения свободы сроком на два года с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на пять лет и применением дополнительного наказания на основании статьи 49 УК в виде лишения специального звания "подполковник полиции". На момент осуждения Байжуманов Б.К. уже являлся получателем пенсионных выплат за выслугу лет.
С 1 октября 2019 года Департаментом полиции Байжуманову Б.К. была прекращена выплата пенсии за выслугу лет на основании: обвинительного приговора суда № 2 Курчумского района Восточно-Казахстанской области от 17 июля 2019 года; приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан № 492 л/с от 12 сентября 2019 года о лишении специального звания "подполковник полиции"; уведомления Департамента полиции от 19 декабря 2019 года о прекращении выплаты пенсии; повторного уведомления Департамента полиции от 25 марта 2022 года о прекращении выплаты пенсии в связи с вынесением постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 10 февраля 2022 года.
Байжумановым Б.К. оспорены в судебном порядке действия Департамента полиции по прекращению выплаты пенсии. Вступившим в законную силу решением суда № 2 Курчумского района Восточно-Казахстанской области от 5 февраля 2020 года его требования были удовлетворены и права восстановлены.
Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 10 февраля 2022 года судебные акты местных судов отменены с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина Байжуманова Б.К.
Судом кассационной инстанции сделан вывод, что нормы Закона о пенсионном обеспечении и Закона о правоохранительной службе указывают на неразрывность понятий "сотрудник правоохранительной службы", "специальное звание" и "пенсионные выплаты за выслугу лет". Лишение специального звания обвинительным приговором суда за преступление, совершенное в период службы, влечет прекращение пенсионных выплат за выслугу лет, поскольку изменен правовой статус гражданина. Конституционное право на пенсионное обеспечение может быть реализовано на общих основаниях в рамках законодательства о пенсионном обеспечении.
Субъект обращения полагает, что оспариваемые им положения Закона непосредственно затрагивают его права и свободы, закрепленные Конституцией, не обеспечивают синхронное исполнение требования пункта 8 статьи 64 Закона о пенсионном обеспечении. Лишение специального звания приговором суда, по его мнению, не должно влечь прекращения права на пенсию за выслугу лет.
При рассмотрении вопроса о конституционности оспариваемых норм Закона о пенсионном обеспечении применительно к предмету обращения Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Данные конституционные положения означают, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его материальном благополучии и обязано создать все зависящие от него условия для достойного существования человека (нормативные постановления Конституционного Совета от 20 апреля 2004 года № 3, от 10 апреля 2018 года № 3 и другие).
Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (пункт 1 статьи 28 Конституции).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (пункт 1 статьи 39 Конституции).
Выполняя свои конституционные обязательства перед гражданами, учитывая специфику правоохранительной службы и условия ее прохождения, государство предусмотрело особый правовой механизм обеспечения и реализации конституционного права на пенсию сотрудников правоохранительных органов, предполагающий получение пенсионных выплат за выслугу лет. Данное право производно от их трудовой деятельности и вытекающие из него выплаты являются одной из форм социальной защиты сотрудников за надлежащее несение правоохранительной службы.
Законом о пенсионном обеспечении определены правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Казахстане.
В нормах данного Закона, оспариваемых в обращении гражданина, определены правовые условия для назначения сотрудникам правоохранительных органов пенсии за выслугу лет, и в целом они согласуются с положениями Конституции Республики Казахстан.
Из содержания подпункта 3) пункта 1 статьи 10 Закона о пенсионном обеспечении следует, что сотрудники правоохранительных органов отнесены к категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат. Одним из условий их пенсионного обеспечения является наличие выслуги лет. В размер денежного содержания, учитываемого для пенсионного обеспечения данной категории граждан, включаются должностной оклад и оклад (доплата) по специальному званию, классному чину. Он определяется на день увольнения (исключения из списков личного состава) со службы и подтверждается справкой установленного образца соответствующего органа по последнему месту службы (пункт 1 статьи 64, пункты 2 и 3 статьи 65).
Таким образом, условия реализации права на пенсионные выплаты за выслугу лет устанавливаются на момент прекращения лицом правоохранительной службы.
Конституционный Суд отмечает, что действующие законодательные акты – Закон о пенсионном обеспечении и Закон о правоохранительной службе не содержат норм, регулирующих правовые основания и порядок прекращения пенсионных выплат, назначенных бывшим сотрудникам правоохранительных органов. В Законе о пенсионном обеспечении, являющемся базовым законом в этой сфере, предусмотрены только два основания, когда прекращаются пенсионные выплаты за выслугу лет – смерть пенсионера или его выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан (пункт 4 статьи 68).
Конституционный Суд обратил внимание, что нормы Закона о пенсионном обеспечении, являющиеся предметом обращения, включены в Социальный кодекс Республики Казахстан, принятый Сенатом Парламента 16 марта 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62, пунктами 3 и 4 статьи 63 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О Конституционном Суде Республики Казахстан", Конституционный Суд Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать подпункт 3) пункта 1 статьи 10, пункт 1 статьи 64 и пункт 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" соответствующими Конституции Республики Казахстан в данном Конституционном Судом Республики Казахстан истолковании:
прекращение пенсионных выплат за выслугу лет, назначенных в соответствии с Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", допустимо исключительно в случаях, прямо предусмотренных соответствующим законом, регулирующим вопросы реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.
2. Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на ином истолковании подпункта 3) пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 64 и пункта 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", исполнению не подлежат и должны быть пересмотрены в установленном порядке.
3. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда.
Конституционный Суд Республики Казахстан |