Оглавление

О проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи"

Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 1

Действующий

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя К.А. Мами, членов Совета А.К. Даулбаева, В.А. Малиновского, И.Д. Меркеля, Р.Ж. Мукашева, А.А. Темербекова и У. Шапак с участием:

      представителя Правительства Республики Казахстан – Министра юстиции Республики Казахстан М.Б. Бекетаева,

      представителя Сената Парламента Республики Казахстан – депутата Сената Парламента Республики Казахстан А.И. Лукина,

      представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – Председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе К.С. Мусина,

      представителя Верховного Суда Республики Казахстан – судьи Верховного Суда Республики Казахстан С.А. Жармухамбетовой,

      представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – Первого заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Б.Н. Асылова,

      представителя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – заместителя Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан М.О. Колкобаева,

      представителя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции – Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции О.А. Бектенова,

      представителя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу – заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу Ж.Ф. Елемесова,

      представителя Министерства внутренних дел Республики Казахстан – заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан К.И. Сунтаева,

      Председателя Республиканской нотариальной палаты А.Б. Жанабиловой,

      Председателя правления Республиканской палаты частных судебных исполнителей Республики Казахстан Е.Е. Ибраева,

      представителей Республиканской коллегии адвокатов – адвокатов Д.К. Канафина и С.А. Мусина,

      адвоката, члена коллегии адвокатов Алматинской области А.М. Умаровой,

      адвоката, члена коллегии адвокатов Алматинской области Н.Д. Сихимбаева,

      Председателя палаты юридических консультантов города Нур-Султана А.А. Скакова,

      Председателя Палаты юридических консультантов "Kazakhstan Bar Association" Ж.С. Елюбаева,

      Председателя Палаты юридических консультантов "СТАТУС", Председателя совета Объединения юридических лиц "Казахстанская ассоциация палат юридических консультантов" Р.А. Джусангалиева,

      Председателя палаты юридических консультантов города Алматы Б.Е. Макулбаева,

      Председателя палаты юридических консультантов Атырауской области Н.А. Мубарака,

      Председателя палаты юридических консультантов Павлодарской области С.Т. Кайдаровой,

      члена Правления палаты юридических консультантов Карагандинской области А.В. Бочарова

      рассмотрел в открытом заседании в режиме видеоконференцсвязи обращение Президента Республики Казахстан К.К. Токаева о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи".

      Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета Республики Казахстан И.Д. Меркеля, выступления участников заседания, экспертов – доктора юридических наук, профессора С.Т. Тыныбекова и юриста Б.А. Раисову, ознакомившись с заключениями экспертов – доктора PhD, адвоката Коллегии адвокатов города Нур-Султана А.М. Когамова и кандидата юридических наук, доцента Р.М. Жамиевой, изучив заключения Республиканской коллегии адвокатов, Республиканской палаты частных судебных исполнителей, Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Казахского национального университета имени аль-Фараби, Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова, Каспийского университета, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, инициативные заключения ряда адвокатов, юридических консультантов, их палат и ассоциаций, другие материалы конституционного производства, проанализировав законодательство и практику отдельных зарубежных стран, Конституционный Совет Республики Казахстан

установил:

      Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи" принят Парламентом Республики 8 апреля 2021 года и представлен на подпись Главе государства 13 апреля 2021 года.

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Президент Республики Казахстан направил в Конституционный Совет обращение о рассмотрении названного закона на предмет его соответствия Конституции Республики.

      При проверке конституционности указанного закона Конституционный Совет исходит из следующего.

      1. Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи" (далее – Закон) направлен на совершенствование законодательного регулирования механизмов и гарантий реализации и защиты ряда конституционных прав и свобод человека и гражданина в рамках дальнейшей модернизации правоохранительной системы, в том числе в связи с углублением применения цифровых технологий при оказании государственных услуг и отправлении отдельных видов государственной деятельности (уголовное преследование, правосудие и другие). Он предусматривает внесение поправок в три кодекса и шесть законов: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан и Законы Республики Казахстан "О нотариате", "О некоммерческих организациях", "О национальных реестрах идентификационных номеров", "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", "О Фонде компенсации потерпевшим" и "Об адвокатской деятельности и юридической помощи".

      Парламент вправе устанавливать законами основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц, а также режима собственности и иных вещных прав, вопросов судоустройства и судопроизводства (подпункты 1), 2) и 6) пункта 3 статьи 61 Конституции).

      2. Право на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленное в пункте 3 статьи 13 Конституции, предполагает возможность каждого лица при совершении им юридически значимых действий пользоваться профессиональной помощью высоко квалифицированных юристов. Публично-правовое значение квалифицированной юридической помощи заключается также и в том, что она тесно связана с реализацией права на судебную защиту и принципов правосудия, закрепленных в Основном Законе.

      В итоговых решениях Конституционного Совета подчеркивалось, что возведение конкретной разновидности прав или свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции о его гарантированности означает, что государство возлагает на себя обязанность обеспечить реализацию этих прав и свобод (нормативные постановления от 12 марта 1999 года № 3/2, от 20 апреля 2004 года № 3, от 29 апреля 2005 года № 3).

      Выполняя свои обязательства в этой сфере, государство должно принимать необходимые меры нормативно-правового, организационного и иного характера с целью создания надлежащих условий, как для гарантирования указанного права индивида, так и обеспечения эффективности деятельности лиц, призванных оказывать квалифицированную юридическую помощь. Следовательно, Парламент Республики вправе определять конкретные модели правового регулирования системы оказания юридической помощи, а для лиц, желающих осуществлять такую деятельность публично-правового характера, – обязательные требования, условия и ограничения.

      Законодательные меры могут регламентировать правовой статус, организацию и предметы ведения таких негосударственных институтов как адвокатура, нотариат и другие, которые на профессиональной основе осуществляют юридическую деятельность в целях защиты и реализации прав человека. При этом пределы усмотрения законодателя не безграничны, а должны быть нацелены на обеспечение разумного баланса частных и публичных интересов, государственного регулирования и саморегулирования, оптимального сочетания диспозитивного и императивного методов с учетом роли и принципов работы юристов в соответствующих видах судопроизводства, правового положения коллегий адвокатов, нотариальных палат и палат юридических консультантов как профессиональных, самоуправляемых и самофинансируемых некоммерческих организаций и других факторов.

      Данные правовые позиции Конституционного Совета основаны также и на положениях общепризнанных международных актов.

      Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года и ратифицированном Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года, определено, что каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется: обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты; обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты (подпункты а) и b) пункта 3 статьи 2).

      В соответствии с Основными принципами, касающимися роли юристов, принятыми Восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами. Правительства обеспечивают эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию (преамбула, пункт 2).

      3. Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированных государством и закрепленных Конституцией Республики прав человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение юридической помощи, а также содействовать мирному урегулированию спора (пункт 1 статьи 31 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" (далее – Закон об адвокатской деятельности и юридической помощи).

      Конституционный Совет неоднократно разъяснял, что конституционно-правовая задача оказания квалифицированной юридической помощи является обязанностью, главным образом, адвокатов. Конституция возлагает на адвокатов особую обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи как физическим, так и юридическим лицам, а на государство – по обеспечению конституционного права каждого на такую помощь (нормативные постановления от 2 июля 1999 года № 12/2 и от 20 августа 2009 года № 5).

      Законом предусмотрены изменения и дополнения, касающиеся вопросов оказания адвокатами юридической помощи, в том числе гарантированной государством, требований к адвокатам, оснований для лишения лицензии на занятие адвокатской деятельностью, организации и деятельности органов адвокатского сообщества и другие.

      Исключение нормы о пожизненном запрете на занятие адвокатской деятельностью для лиц, лишенных лицензии по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 4 статьи 44 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи, согласуется с положениями статьи 39 Конституции, устанавливающей условия и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина.

      Дополнение подпункта 2) пункта 4 статьи 44 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи требованием о проведении аттестации для установления невозможности исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации усиливает гарантии защиты его прав от необоснованного лишения права заниматься профессиональной деятельностью.

      В рамках дискреционных полномочий Парламента в законодательном регулировании вопросов, указанных в подпункте 1) пункта 3 статьи 61 Основного Закона, приняты нормы, касающиеся уточнения порядка заключения договора об оказании юридической помощи, правового статуса органов коллегии адвокатов, установления категорий лиц, пользующихся льготами при уплате членских и целевых взносов, увеличения сроков избрания адвокатов на позиции председателя и члена президиума, сроков полномочий ревизионных и дисциплинарных комиссий (подпункты 2), 7), 13)-16), 19), 25) и 26) пункта 9 статьи 1 Закона).

      Законом до 1 января 2026 года приостанавливается действие подпункта 22) части второй пункта 2 статьи 67 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи, согласно которому Республиканская конференция коллегий адвокатов определяет размер и порядок взносов, осуществляемых коллегиями адвокатов на общие нужды Республиканской коллегии адвокатов. До наступления указанной даты размер и порядок осуществления таких взносов также определяется Республиканской конференцией коллегий адвокатов, при этом размер ежемесячных взносов должен исчисляться за каждого адвоката и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

      По мнению инициаторов законопроекта и уполномоченного органа, данная мера направлена на укрепление материально-технической базы и усиление возможностей Республиканской коллегии адвокатов, которая в качестве организации адвокатского самоуправления создана в целях представительства и защиты интересов коллегий адвокатов и адвокатов в государственных и иных организациях в Республике Казахстан и за ее пределами, координации деятельности коллегий адвокатов, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи (пункт 2 статьи 65 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи).

      Конституционный Совет признает такое временное регулирование допустимым с учетом организационно-правовой формы коллегий адвокатов и их обязательного членства в Республиканской коллегии адвокатов, а также состояния развития адвокатуры на нынешнем этапе развития правовой государственности. Надлежащее решение задач, стоящих перед Республиканской коллегией адвокатов, наряду с другими гарантиями, требует наличия адекватного финансового, кадрового и иного обеспечения.

      Ряд новелл связан с внедрением единой информационной системы юридической помощи, в частности, при организации участия адвокатов в оказании гарантированной государством юридической помощи, выборе адвокатов для оказания квалифицированной юридической помощи по назначению государственных органов и судов, ведении реестра адвокатов, отчетности адвокатов и их коллегий и другие (подпункты 4), 5) и 17) пункта 9 статьи 1 Закона). В том смысле и назначении, форме использования, в каких они устанавливаются соответствующими нормами Закона, они не посягают на принципы организации адвокатуры как важного института гражданского общества и оказания квалифицированной юридической помощи. Данная электронная система носит вспомогательное информационно-технологическое назначение и направлена на автоматизацию деятельности адвокатов, их коллегий, системы администрирования, обеспечение транспарентности и создание удобств для населения. Объекты информатизации единой информационной системы юридической помощи, передаваемые в доверительное управление Республиканской коллегии адвокатов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе", будут находиться в государственной собственности, так как предполагается их интеграция с другими государственными базами данных и информационными системами государственных органов, затрагивающими конституционные права человека. Закон предусматривает такой же механизм и в отношении Республиканской нотариальной палаты и Республиканской палаты частных судебных исполнителей, в доверительное управление которых передаются соответственно Единая нотариальная информационная система и Государственная автоматизированная информационная система исполнительного производства (подпункт 2) пункта 4 и пункт 7 статьи 1).

      Данный подход по внедрению инструментов цифровизации в деятельность указанных некоммерческих организаций и их членов не нарушает требования и пункта 4 статьи 26 Конституции, поскольку деятельность адвокатуры, как и нотариата и частных судебных исполнителей, не является предпринимательской. Конституционный Совет полагает, что с учетом публично-правовой составляющей предназначения этих правозащитных институтов, наличия существенного государственного интереса к надлежащему функционированию и работе государственных информационных систем, их интеграции между собой, защите персональных данных, системному поэтапному переводу отдельных сфер на цифровой формат, активного содействия государства, особенно на начальных этапах, обеспечению должной технологической оснащенности, принятые в этой части законодательные новеллы нельзя считать приводящими к чрезмерной монополизации и развитию недобросовестной конкуренции.

      4. Юридические консультанты и их объединения в принципах организации и деятельности, закрепленных Законом об адвокатской деятельности и юридической помощи, имеют много общего с институтом адвокатуры. Оказываемые ими юридические услуги по своему объему и характеру сопоставимы с юридической помощью адвокатов, с некоторыми исключениями (категории дел и другие). Поэтому обозначение в общем для них профильном законе важной миссии юридических консультантов в реализации положений пункта 3 статьи 13 Конституции, отнесение их к квалифицированным субъектам, обеспечивающим высокий уровень юридической помощи, с установлением специальных требований и процедур для вхождения в профессию, механизмов регулирования и контроля, являются обоснованными и относятся к компетенции законодателя.

      В Законе проводится линия по дальнейшему усилению роли и ответственности юридических консультантов в оказании квалифицированной юридической помощи населению, особенно, при осуществлении представительства в судах, путем распространения на них некоторых требований, условий и инструментов адвокатов (гарантии деятельности, помощники, тайна юридического консультанта и другие).

      Учитывая публично-правовое значение деятельности по реализации права на квалифицированную юридическую помощь, ее взаимосвязь с правосудием, долю участия юридических консультантов на рынке юридических услуг, Конституционный Совет полагает, что такое правовое регулирование является допустимым и согласуется с конституционными требованиями.

      5. Конституционный Совет проверил конституционность и других положений Закона.

      Поправками, вносимыми в Уголовно-процессуальный кодекс, меняется правовое положение и усиливаются гарантии защиты прав и свобод свидетеля, имеющего права на защиту. Законом он относится к участникам процесса, защищающим свои или представляемые права и интересы (подпункты 1), 2), 5) и 8) пункта 1 статьи 1 Закона). Такая регламентация направлена на придание более точного процессуального статуса лицу, в отношении которого имеется предположение о совершении им уголовного правонарушения, с момента его вовлечения в орбиту досудебного расследования, на реализацию и защиту его конституционных прав, что согласуется с пунктами 1 и 3 статьи 13 и подпунктом 1) пункта 3 статьи 77 Основного Закона.

      Законом уточнены и расширены права защитников (адвокатов) по оказанию квалифицированной юридической помощи своим подзащитным путем допуска к участию при объявлении подозреваемому постановлений о признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, установления перечня ключевых процессуальных актов и решений, с которыми может знакомиться (получить копии) защитник в ходе досудебного расследования (подпункт 7) пункта 1 статьи 1 Закона).

      В Уголовно-процессуальном кодексе более детально урегулированы порядок реализации полномочий адвоката по опросу лица, предположительно владеющего информацией, относящейся к уголовному делу, и направлению запроса о производстве судебной экспертизы (подпункты 14) и 19) пункта 1 статьи 1 Закона).

      Перечисленные и другие изменения и дополнения в уголовно-процессуальное законодательство Республики наполняют новым содержанием некоторые полномочия адвоката, что, по мнению Конституционного Совета, будет способствовать обеспечению равноправия сторон обвинения и защиты, развитию состязательности и других принципов уголовного судопроизводства.

      Согласно пункту 3 статьи 13 Конституции в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Во исполнение данного конституционного положения внесено дополнение в Уголовно-исполнительный кодекс, наделяющее осужденного правом получения квалифицированной юридической помощи и в рамках оказания гарантированной государством юридической помощи, а также при подготовке документов, представляемых в ходе исполнения приговоров и постановлений судов (пункт 2 статьи 1 Закона).

      Процедура принятия рассматриваемого Закона соответствует положениям Конституции Республики. Законопроект на основании пункта 1 статьи 61 Конституции был внесен группой депутатов в Мажилис Парламента и путем последовательного рассмотрения в каждой из его Палат принят с соблюдением требований пунктов 3-5 статьи 61 Основного Закона.

      Таким образом, Конституционный Совет считает, что рассматриваемый Закон соответствует Конституции Республики Казахстан.

      6. Признавая конституционность Закона, Конституционный Совет обращает внимание на недостаточную четкость изложения и несогласованность отдельных его положений со смежными нормами, которые могут создавать условия для их неоднозначного понимания и ненадлежащего применения.

      6.1. Глава 5 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи дополнена отдельной статьей 77-2 "Тайна юридического консультанта", которая имеет много общего со статьей 37 "Адвокатская тайна".

      В пункте 3 новой статьи закреплено, что "за разглашение сведений, относящихся к тайне юридического консультанта, без согласия лица, обратившегося за помощью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан".

      Из содержания данных положений следует, что исключения из обязанности хранить тайну юридического консультанта могут устанавливаться не только законами, но и нормативными правовыми актами меньшей юридической силы.

      В нормативном постановлении от 20 августа 2009 года № 5 Конституционный Совет указал, что фундаментальной основой права на получение квалифицированной юридической помощи в части взаимоотношений адвоката и гражданина является взаимное доверие сторон, когда клиент сообщает лицу, не связанному с ним кровно-родственными и иными близкими отношениями, какие-либо сведения о себе с уверенностью, что они не станут известны третьим лицам и не будут обращены ему во вред.

      Конституционный Совет полагает, что данная правовая позиция относится и к юридическим консультантам, обязанность которых по хранению профессиональной тайны направлена на обеспечение конституционных прав каждого на неприкосновенность достоинства, частной жизни, личную и семейную тайну и другие. Вопросы установления исключений затрагивают существо данных прав человека, влияют на степень их полноценной реализации и, соответственно, должны, по аналогии с адвокатами, регулироваться только законами.

      6.2. Такое основание для лишения адвоката лицензии в судебном порядке по иску лицензиара как невозможность исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации дополнено положением – ", установленной по результатам аттестации, проведенной коллегией адвокатов в соответствии с подпунктом 8) пункта 2 статьи 55 настоящего Закона;" (подпункт 10) пункта 9 статьи 1 Закона).

      Вместе с тем, аналогичное основание для прекращения президиумом коллегии адвокатов членства адвоката в коллегии адвокатов содержится в подпункте 3) пункта 1 статьи 60 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи. При этом для принятия такого решения данная статья не предусматривает процедуру аттестации.

      Из взаимосвязанных законодательных положений подпункта 2) пункта 4 статьи 44 в новой редакции и подпунктов 1) и 3) пункта 1 и пункта 2 статьи 60 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи невозможно четко установить процедуру лишения лицензии и последовательность указанных действий.

      6.3. Закон впервые предусматривает создание Республиканской коллегии юридических консультантов как некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы (подпункт 29) пункта 9 статьи 1 Закона).

      Законом определяется, что съезд Республиканской коллегии юридических консультантов определяет размер и порядок осуществления ежемесячных взносов, отчисляемых палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии. Однако, по аналогии с адвокатами, действие данной нормы приостанавливается до 1 января 2026 года. До наступления указанной даты размер и порядок осуществления этих взносов также определяется съездом Республиканской коллегии юридических консультантов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого юридического консультанта и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

      Конституционный Совет полагает, что реализация указанной и других предусмотренных Законом мер государственного регулирования может быть оправданной, если они касаются всего сообщества юридических консультантов (как это делается в отношении адвокатов), способствуют повышению качества оказываемой ими юридической помощи и не создают условий для нарушения равенства среди представителей одной сферы деятельности.

      6.4. Из перечня видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, исключена выдача справок по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме. Между тем, в Уголовно-исполнительном кодексе сохранено право осужденных на получение квалифицированной юридической помощи в виде справок, в том числе в рамках оказания гарантированной государством юридической помощи (пункт 2 и подпункт 11) пункта 9 статьи 1 Закона).

      Закон об адвокатской деятельности и юридической помощи является законодательным актом, устанавливающим основные принципы, формы и виды юридической помощи. Смежные законы, регулирующие адвокатскую деятельность, должны корреспондироваться с требованиями профильного закона.

      6.5. Пункт 2 статьи 2 Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи изложен в следующей редакции:

      "2. Юридическая помощь оказывается в соответствии с нормами настоящего Закона и с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан.".

      В то же время в понятийном аппарате данного закона под юридической помощью понимается "деятельность, направленная на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан" (подпункт 3) статьи 1).

      Конституционный Совет, не подвергая сомнению включение в состав законодательства об адвокатской деятельности и юридической помощи и подзаконных нормативных правовых актов, все же полагает, что указанные законодательные положения должны быть внутренне согласованы и не создавать условий для различного толкования. Особенности оказания юридической помощи, устанавливаемые на подзаконном уровне, не должны посягать на суть основополагающих принципов и норм, закрепленных в законе, а такие правовые акты должны издаваться на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных актов, принятых в этой сфере.

      В ряде своих решений Конституционный Совет подчеркивал, что закон должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона (нормативные постановления от 27 февраля 2008 года № 2, от 11 февраля 2009 года № 1, от 7 декабря 2011 года № 5, от 18 мая 2015 года № 3, от 21 января 2020 года № 1 и другие). Поэтому в целях обеспечения правовой определенности Конституционный Совет полагает необходимым законодательное уточнение вышеуказанных норм в рамках текущей законотворческой деятельности.

      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17, статьями 31-33, 37, 38 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан

постановляет:

      1. Признать Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи", принятый Парламентом Республики Казахстан 8 апреля 2021 года и представленный на подпись Президенту Республики Казахстан 13 апреля 2021 года, соответствующим Конституции Республики Казахстан.

      2. Обратить внимание законодателя на необходимость принятия дополнительных законодательных мер с учетом правовых позиций Конституционного Совета, содержащихся в настоящем нормативном постановлении.

      3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.

      4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

      Конституционный Совет Республики Казахстан