О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам формализации занятости населения"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 сентября 2018 года № 554

Действующий

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам формализации занятости населения"

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев

  Проект

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам формализации занятости населения

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст.93; 2009 г., № 23, ст.112; № 24, ст.129; 2010 г., № 5, ст.23; № 7, ст.29, 32; № 15, ст.71; № 24, ст.146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст.21, 25; № 4, ст.37; № 6, ст.50; № 7, ст.54; № 11, ст.102; № 13, ст.115; № 15, ст.125; № 16, ст.129; № 20, ст.151; № 24, ст.196; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст.16; № 3, ст.21; № 4, ст.30, 32; № 5, ст.36, 41; № 8, ст.64; № 13, ст.91; № 14, ст.94; № 18-19, ст.119; № 23-24, ст.125; 2013 г., № 2, ст.13; № 5-6, ст.30; № 8, ст.50; № 9, ст.51; № 10-11, ст.56; № 13, ст.63; № 14, ст.72; № 15, ст.81, 82; № 16, ст.83; № 20, ст.113; № 21-22, ст.114; 2014 г., № 1, ст.6; № 2, ст.10, 12; № 4-5, ст.24; № 7, ст.37; № 8, ст.44; № 11, ст.63, 69; № 12, ст.82; № 14, ст.84, 86; № 16, ст.90; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 22, ст.128, 131; № 23, ст.143; 2015 г., № 2, ст.3; № 11, ст.57; № 14, ст.72; № 15, ст.78; № 19-I, ст.100; № 19-II, ст.106; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.117; № 21-1, ст.121, 124; № 21-II, ст.130, 132; № 22-I, ст.140, 143; № 22-II, ст.144; № 22-V, ст. 156; № 22-VI, ст.159; № 23-II, ст.172; 2016 г., № 7-II, ст.53; № 8-1, ст.62; № 12, ст.87; № 22, ст.116; № 23, ст.119; № 24, ст.126; 2017 г., № 4, ст.7; № 6, ст.11; № 9, ст.18; № 10, ст.23; № 13, ст.45; № 14, ст.51; № 15, ст.55; № 20, ст. 96; № 22, ст. 109):

      1) пункт 1 статьи 50 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

      "1-1) индивидуальный подоходный налог от физических лиц, уплативших единый совокупный платеж в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;";

      2) пункт статьи 51 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

      "1-1) индивидуальный подоходный налог от физических лиц, уплативших единый совокупный платеж в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;";

      3) пункт 1 статьи 52 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

      1-1) индивидуальный подоходный налог от физических лиц, уплативших единый совокупный платеж в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;".

      2. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 20-II, 20-III, ст.112; 2016 г., № 1, ст.4; № 6, ст.45; № 7-II, ст.55; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.72; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.124, 126; 2017 г., № 9, ст.21; № 14, ст.50, 51; № 22, ст. 109):

      в статье 35:

      часть вторую пункта 2 изложить в следующей редакции:

      "Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается, за исключением лиц, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, а также случаев, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.";

      дополнить пунктом 4 следующего содержания:

      "4. Физическое лицо, признанное в соответствии с положениями статьи 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) плательщиком единого совокупного платежа, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.".

      3. В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 22, ст. 107):

      1) в оглавлении дополнить разделом 24, главой 89, статьями 774 и 775 следующего содержания:

      "Раздел 24. Единый совокупный платеж

      Глава 89 Единый совокупный платеж

      Статья 774. Плательщики единого совокупного платежа

      Статья 775. Порядок исчисления и уплаты единого совокупного платежа";

      2) в статье 317 дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

      "5. По доходам индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов, исчисление индивидуального подоходного налога производится с учетом особенностей, установленных главой 78 настоящего Кодекса.

      6. По доходам, полученным (подлежащим получению) плательщиком единого совокупного платежа от осуществления видов деятельности, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 774 настоящего Кодекса, исчисление и уплата индивидуального подоходного налога производятся в соответствии со статьей 775 настоящего Кодекса.

      Представление таким лицом налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу по доходам, указанным в части первой настоящего пункта, и социальным платежам не производится.";

      3) дополнить разделом 24 следующего содержания:

      "Раздел 24. Единый совокупный платеж

      Глава 89. Единый совокупный платеж

      Статья 774. Плательщики единого совокупного платежа

      1. Плательщиками единого совокупного платежа признаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

      1) уплатили единый совокупный платеж;

      2) не используют труд наемных работников;

      3) оказывают услуги исключительно физическим лицам

      и(или)

      реализуют исключительно физическим лицам сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции.

      2. Размер дохода плательщика единого совокупного платежа, получаемого в результате осуществления видов деятельности, указанных в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, за календарный год не должен превышать 100-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете, и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

      3. Не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа:

      1) лица, осуществляющие виды деятельности, указанные в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, на территории коммерческих объектов недвижимости, включая торговые объекты, используемых (подлежащих использованию) в предпринимательской деятельности, в том числе находящихся на праве собственности (аренды, пользования, доверительного управления);

      2) лица, предоставляющие в аренду (имущественный найм) имущество, за исключением жилища;

      3) лица, занимающиеся частной практикой;

      4) иностранцы и лица без гражданства, за исключением оралманов;

      5) лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

      4. Физические лица признаются плательщиками единого совокупного платежа со дня, в котором произведена уплата такого платежа, до последнего дня месяца, за который производилась уплата единого совокупного платежа.

      Статья 775. Порядок исчисления и уплаты единого совокупного платежа

      1. В единый совокупный платеж включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей.

      2. Сумма единого совокупного платежа за один месяц составляет 1-кратный размер месячного расчетного показателя в городах республиканского значения, столице и областного значения и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя в других населенных пунктах.

      При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

      3. Индивидуальный подоходный налог плательщика единого совокупного платежа по доходам, полученным (подлежащим получению) им от осуществления видов деятельности, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 774 настоящего Кодекса, составляет 10 процентов от суммы единого совокупного платежа.

      При этом, для физических лиц, которые освобождены от уплаты социальных платежей в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении, социальном страховании и социальном медицинском страховании, индивидуальный подоходный налог плательщика единого совокупного платежа увеличивается на сумму таких социальных платежей.

      4. Единый совокупный платеж подлежит уплате общей суммой путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации "Правительство для граждан" с распределением и перечислением в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.".

      4. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года "О государственной адресной социальной помощи" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст.247; 2004 г., № 23, ст.142; 2007 г., № 3, ст.20; № 10, ст.69; № 20, ст.152; 2009 г, № 1, ст.4; № 23, ст.117; 2011 г., № 10, ст.86; № 16, ст.128; 2012 г., № 2, ст.14; № 8, ст.64; 2013 г., № 14, ст.72; 2014 г., № 19-I, 19-II, ст.96; 2015 г., ;№ 6, ст.27; № 10, ст.50; № 19-II, ст.106; № 22-II, ст.145; № 22-V, ст.158; 2016 г., № 7-1, ст.49; 2017 г., № 12, ст.36); Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения", опубликованный в газетах "Егемен Казахстан" и "Казахстанская правда" 18 апреля 2018 года):

      подпункт 1-2) статьи 1 изложить в следующей редакции:

      "1-2) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо оралманом из числа безработных, отдельных категорий занятых лиц, определенных Правительством Республики Казахстан, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О занятости населения", и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О занятости населения", с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи;".

      5. В Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года "Об обязательном социальном страховании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 9, ст.41; 2004 г., № 23, ст.140, 142; 2006 г., № 23, ст. 141; 2007 г., № 3, ст.20; № 20, ст.152; № 24, ст. 178; 2008 г., № 23, ст.114; 2009 г., № 9-10, ст.50; 2010 г., № 5, ст.23; № 7, ст.28; 2011 г., № 6, ст.49; № 11, ст. 102; № 14, ст. 117; 2012 г., № 2, ст. 14; № 3, ст.26; № 4, ст.32; № 8, ст.64; № 14, ст.95; № 23-24, ст.125; 2013 г., № 2, ст.13; № 3, ст.15; № 10-11, ст.56; № 14, ст.72; № 21-22, ст.115; 2014 г., № 1, ст.1, 4; № 19-1, 19-II, ст.96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 131; 2015 г., № 6, ст.27; № 20-IV, ст.113; № 22- II, ст.145; 2016 г., № 7-1, ст.49; 2017 г., № 12, ст.36; № 13, ст.45; № 22-III, ст.109; Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения", опубликованный в газетах "Егемен Казахстан" и "Казахстанская правда" 18 апреля 2018 года):

      1) в статье 1:

      подпункт 6) изложить в следующей редакции:

      "6) плательщик социальных отчислений (далее — плательщик) — работодатель, индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, а также физическое лицо, являющееся плательщиком единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;";

      дополнить подпунктом 13-4) следующего содержания:

      "13-4) лицо, занимающееся частной практикой, - частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;";

      2) статью 8 изложить в следующей редакции:

      "Статья 8. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

      Обязательному социальному страхованию подлежат работники, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), а также иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением лиц, достигших возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".";

      3) подпункт 10) статьи 11 изложить в следующей редакции:

      "10) разрабатывает порядок и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений и взысканий по ним;";

      4) абзац первый пункта 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:

      "2. Плательщик, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), обязан:";

      5) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

      "3. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.";

      6) в статье 15:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Объектами исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей являются:

      за себя - сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);

      за наемных работников - расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в Фонд.";

      дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:

      "2-2. Объектами исчисления социальных отчислений для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), являются 1-кратный размер месячного расчетного показателя в городах республиканского значения, столице и областного значения и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя в других населенных пунктах.

      При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.";

      7) статью 16:

      дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:

      "2-2. Физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), уплачивают социальные отчисления в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.";

      8) статью 18 изложить в следующей редакции:

      "Статья 18. Сообщение о произведенных отчислениях

      Плательщик, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражает сведения по начисленным социальным отчислениям за участников системы обязательного социального страхования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

      Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются уполномоченным органом в сфере обеспечения поступления налогов и платежей в бюджет.";

      9) пункт 5 статьи 21 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

      "Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доходы, с которых производились социальные отчисления, принимаются на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.";

      10) пункт 8 статьи 22 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

      "Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доходы, с которых производились социальные отчисления, принимаются на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.";

      11) пункт 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:

      "1. Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, за регистрацией в качестве безработного в центр занятости населения.

      Положения части первой настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).";

      12) пункт 4 статьи 23-1 дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доходы, с которых производились социальные отчисления, принимаются на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.";

      13) пункт 5 статьи 23-2 дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), доходы, с которых производились социальные отчисления, принимаются на уровне одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.".

      6. В Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2013 г., № 10-11, ст.55; № 21-22, ст.115; 2014 г., № 1, ст. 1; № 6, ст.28; № 8, ст.49; № 11, ст.61; № 19-1, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 22, ст.131; № 23, ст.143; 2015 г., № 6, ст.27; № 8, ст.45; № 10, ст.50; № 15, ст.78; № 20-IV, ст.113; № 22-II, ст.145; № 22-VI, ст.159; № 23-II, ст.170; 2016 г., № 7-1, ст.49; № 8-1, ст.65; 2017 г., № 12, ст.36; № 16, ст. 56; 2017 г., № 22, ст. 109):

      1) статью 1 дополнить подпунктом 11-3) следующего содержания:

      "11-3) лицо, занимающееся частной практикой, - частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;";

      2) в статье 24:

      в пункте 7:

      подпункты 1) и 2) изложить в следующей редакции:

      "1) индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпунктах 2), 5) и 6) настоящего пункта) и лицами, занимающимися частной практикой из доходов, выплаченных работникам, — не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;

      2) индивидуальными предпринимателями (кроме индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 5) настоящего пункта), в том числе и лицами, занимающимися частной практикой в свою пользу, - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;";

      подпункты 3) и 4) исключить;

      дополнить подпунктом 8) следующего содержания:

      "8) физическими лицами, являющимися плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) - в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан.";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Контроль за полным и своевременным осуществлением уплаты обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени, начисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 28 настоящего Закона, осуществляется органами государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением уплаты обязательных пенсионных взносов лицами, указанными в подпункте 8) пункта 7 настоящей статьи.";

      3) пункт 4 статьи 25 изложить в следующей редакции:

      "4. Для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов 75-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

      Для крестьянских или фермерских хозяйств обязательные пенсионные взносы в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов 75-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, исчисляемые за каждый месяц налогового периода. Обязательные пенсионные взносы в пользу совершеннолетних членов (участников) крестьянского или фермерского хозяйства подлежат исчислению и уплате с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия.

      Получаемым доходом является доход, определяемый самостоятельно лицом, занимающимся частной практикой, а также индивидуальным предпринимателем для исчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу.

      В случае отсутствия дохода, лица, занимающиеся частной практикой, а также индивидуальные предприниматели вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

      Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, составляют 30 процентов от 1-кратного размера месячного расчетного показателя в городах республиканского значения, столице и областного значения и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя в других населенных пунктах.

      При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.";

      4) в статье 37:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Открытие индивидуального пенсионного счета в едином накопительном пенсионном фонде для учета обязательных пенсионных взносов осуществляется на основании списков физических лиц, представляемых агентами в единый накопительный пенсионный фонд при перечислении обязательных пенсионных взносов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.";

      дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

      "2-1. Открытие индивидуального пенсионного счета в едином накопительном пенсионном фонде для учета обязательных профессиональных пенсионных взносов осуществляется на основании заявления вкладчика, составленного по форме, предусмотренной пенсионными правилами единого накопительного пенсионного фонда.";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Единый накопительный пенсионный фонд направляет электронное уведомление об открытии индивидуального пенсионного счета в соответствии с пунктами 2, 2-1 настоящей статьи в Государственную корпорацию для внесения сведений о договоре о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый список физических лиц, заключивших договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

      Вкладчик считается присоединившимся к договору о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов со дня получения единым накопительным пенсионным фондом электронного уведомления Государственной корпорации о внесении сведений о договоре о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый список физических лиц, заключивших договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.";

      5) пункт 3 статьи 39 изложить в следующей редакции:

      "3. Для присоединения к договору о пенсионном обеспечении за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов физическое лицо обязано представить в единый накопительный пенсионный фонд заявление об открытии индивидуального пенсионного счета за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов.

      В случае наличия у физического лица в едином накопительном пенсионном фонде открытого индивидуального пенсионного счета для учета обязательных профессиональных пенсионных взносов, повторное заявление на открытие индивидуального пенсионного счета, предназначенного для учета обязательных профессиональных пенсионных взносов, не представляется.".

      7. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "Об обязательном социальном медицинском страховании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 22-1, ст.142; 2016 г., № 7-1, ст.49; № 23, ст.119; 2017 г., № 13, ст.45; 2017г., № 22, ст. 109):

      1) статью 1 дополнить подпунктом 7-2) следующего содержания:

      "7-2) лицо, занимающееся частной практикой - частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;";

      2) в статье 5:

      пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Положения настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).";

      дополнить пунктом 3 следующего содержания:

      "3. Для приобретения права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования лица, предусмотренные подпунктом 10) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, обязаны оплатить взносы в фонд не менее трех месяцев подряд, предшествующих дате получения медицинской помощи.";

      3) в статье 14:

      в пункте 2:

      подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:

      "3) индивидуальные предприниматели;

      4) лица, занимающиеся частной практикой;";

      подпункты 5), 6) и 7) исключить;

      подпункт 9) изложить в следующей редакции:

      "9) лица, самостоятельно уплачивающие взносы (далее - самостоятельные плательщики), за исключением лиц, указанных:

      в подпунктах 2), 8) и 10) части первой настоящего пункта;

      в подпункте 3) части первой настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

      в подпункте 4) части первой настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также граждан Республики Казахстан, выехавших за пределы Республики Казахстан, за исключением граждан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством порядке, и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов (далее - граждане, выехавшие за пределы Республики Казахстан);";

      подпункт 10) изложить в следующей редакции:

      "10) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Исчисление (удержание) и перечисление взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, в фонд осуществляются работодателями за счет доходов работников, в том числе государственных и гражданских служащих.";

      пункт 4-1 изложить в следующей редакции:

      "4-1. Исчисление и перечисление взносов лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан, а также самостоятельных плательщиков осуществляются самостоятельно либо третьим лицом в их пользу.";

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Плательщики (за исключением работников, в том числе государственных и гражданских служащих, и физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера) обязаны:

      1) своевременно и в полном объеме исчислять (удерживать) и перечислять отчисления и (или) взносы, а также пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов;

      2) самостоятельно осуществлять расчет и перерасчет размеров отчислений и (или) взносов, уплачиваемых в фонд.";

      4) пункт 1 статьи 26 дополнить абзацем шестнадцатым следующего содержания:

      "Для целей пункта 1 настоящей статьи под неработающими лицами понимаются лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе трудовую деятельность, и не имеющие дохода.";

      5) в статье 28:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

      с 1 января 2020 года - 1 процента от объекта исчисления взносов;

      с 1 января 2021 года - 2 процентов от объекта исчисления взносов.";

      пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

      "3. Взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, с 1 января 2020 года устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов.

      4. Взносы граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан, а также самостоятельных плательщиков устанавливаются с 1 января 2020 года в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов.";

      дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

      "4-1. Взносы физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), устанавливаются в размере 40 процентов от 1-кратного размера месячного расчетного показателя в городах республиканского значения, столице и областного значения и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя в других населенных пунктах.

      При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.";

      пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:

      "5. Объектами исчисления взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, являются их доходы, исчисленные в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.

      Объектом исчисления взносов индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, является двукратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за исключением приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан лиц, занимающихся частной практикой и приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан индивидуальных предпринимателей.

      6. Объектом исчисления взносов граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан, а также самостоятельных плательщиков, в том числе приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан лиц, занимающихся частной практикой и приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан индивидуальных предпринимателей, является минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.";

      6) в статье 29:

      часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Доходами работников, в том числе государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных пунктом 4 настоящей статьи.";

      часть четвертую пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом.

      Требования настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся:

      1) самостоятельными плательщиками;

      2) плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).";

      7) в статье 30:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Исчисление и уплата ежемесячных взносов индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, осуществляются через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, для последующего перечисления Государственной корпорацией на счет фонда.";

      подпункты 1) и 2) пункта 6 изложить в следующей редакции:

      "1) индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпунктах 2) и 5) настоящего пункта), лицами, занимающимися частной практикой, - не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;

      2) индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпункте 5) настоящего пункта), лицами, занимающимися частной практикой, в свою пользу - ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;".

      8. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2016 г., № 7-1, ст.48; 2017 г., № 13, ст.45; № 22-III, ст.109; "Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения", опубликованный в газетах "Егемен Казахстан" и "Казахстанская правда" 18 апреля 2018 года):

      1) в статье 1:

      подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо оралманом из числа безработных, отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, а также иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи;";

      дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:

      "7-1) наемный работник - физическое лицо, выполняющее работу по трудовому договору либо осуществляющее деятельность по договору гражданско-правового характера, в котором распорядок и оплата за проработанное время либо единицу произведенного товара либо за оказанные услуги определяются заказчиком;";

      дополнить подпунктами 9-1) и 10-1) следующего содержания:

      "9-1) лицо, занимающееся частной практикой, — частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат и профессиональный медиатор;

      10-1) занятое лицо - физическое лицо, осуществляющее деятельность за оплату (или) извлечения дохода, путем использования имущества, производства товаров, продажи товаров, оказания услуг;";

      подпункт 16) изложить в следующей редакции:

      "16) активные меры содействия занятости населения - меры социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, государственной поддержки граждан Республики Казахстан и оралманов из числа безработных, отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, а также иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о занятости населения;";

      подпункт 19) изложить в следующей редакции:

      "19) безработное лицо - физическое лицо, осуществляющее поиск работы и имеющее готовность приступить к работе;";

      подпункт 29) изложить в следующей редакции:

      "29) независимый работник - физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность по производству (реализации) товаров, работ и услуг с целью извлечения дохода без государственной регистрации своей деятельности, за исключением индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, учредителей (участников, акционеров) хозяйственного товарищества и акционерного общества, членов производственного кооператива;";

      2) статью 4 изложить в следующей редакции:

      "Статья 4. Занятые лица

      К занятым лицам относятся:

      1) наемные работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

      2) индивидуальные предприниматели;

      3) лица, занимающиеся частной практикой;

      4) физические лица, осуществляющие деятельность по договору гражданско-правового характера, которые не относятся к наемным работникам;

      5) физические лица, являющиеся учредителями (участниками, акционерами) хозяйственных товариществ и акционерных обществ, а также членами производственных кооперативов;

      6) работающие в личном подсобном хозяйстве с целью получения дохода;

      7) независимые работники;

      8) проходящие службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, правоохранительных и специальных государственных органах Республики Казахстан.";

      3) статью 7 дополнить подпунктом 26-4) следующего содержания:

      "26-4) разрабатывает и утверждает правила организации сопровождения и функционирования государственного интернет-ресурса "Биржа труда;";

      4) пункт 2 статьи 8 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

      "2-1) сопровождение государственного интернет-ресурса "Биржа труда" в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам занятости населения;";

      5) главу 2 дополнить статьями 11-1 и 11-2 следующего содержания:

      "Статья 11-1. Региональная комиссия по вопросам занятости населения

      1. Региональная комиссия по вопросам занятости населения создается местным исполнительным органом на территории области (городов республиканского значения, столицы) (далее - региональная комиссия).

      2. Региональная комиссия формируется из представителей местных представительных и исполнительных органов области (столицы, городов республиканского значения), территориального объединения профсоюзов на уровне области, столицы, городов республиканского значения и региональных палат Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан области, городов республиканского значения и столицы, а также иных заинтересованных государственных органов, государственных и негосударственных организаций.

      3. Региональная комиссия осуществляет координацию деятельности государственных органов, государственных и негосударственных организаций, расположенных на территории области (столицы, городов республиканского значения) по вопросам реализации мер содействия занятости населения и социальной помощи.

      4. Деятельность региональной комиссии направлена на обеспечение эффективной реализации мер содействия занятости населения и выработку предложений по их совершенствованию на территории области (столицы, городов республиканского значения).

      Статья 11 - 2. Районная (городская) комиссия по вопросам занятости населения

      1. Районная (городская) комиссия по вопросам занятости населения (далее - районная (городская) комиссия) создается местным исполнительным органом на территории района (города областного значения).

      2. Районная (городская) комиссия формируется из представителей местных представительных и исполнительных органов района (города областного значения), территориального объединения профсоюзов на уровне района, города и филиалов региональных палат Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан в районах соответствующих областей, городов областного, республиканского значения и столицы, в городах областного, районного значения, а также иных заинтересованных государственных и негосударственных организаций.

      3. Районная (городская) комиссия осуществляет координацию деятельности государственных органов, государственных и негосударственных организаций, расположенных на территории района (города областного значения), акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по вопросам реализации мер содействия занятости населения и социальной помощи.

      4. Деятельность районной (городской) комиссии направлена на обеспечение эффективной реализации мер содействия занятости населения и выработку предложений по их совершенствованию на территории района (города областного значения).";

      6) пункт 6 статьи 14 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

      "5) студенты и учащиеся старших классов общеобразовательных школ, претендующие на участие в активных мерах содействия занятости, в соответствии с настоящим Законом.";

      7) пункт 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:

      "11. Социальная профессиональная ориентация лиц, ищущих работу, безработных, отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, оралманов, а также студентов, учащихся старших классов общеобразовательных школ проводится в целях оказания практической помощи в выборе профессий, смене рода занятий и повышения квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда в пределах бюджетных средств.";

      8) в статье 23:

      пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

      "11. Содействие предпринимательской инициативе оказывается безработным и отдельным категориям занятых лиц, определяемым Правительством Республики Казахстан, путем предоставления им мер государственной поддержки посредством обучения основам предпринимательства, оказания сервисных услуг по сопровождению проекта, микрокредитования на возвратной основе.

      2. Приоритетное право для получения мер государственной поддержки из числа безработных и отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, имеют:

      1) лица, проживающие в сельской местности, моно - и малых городах;

      2) инвалиды, если по медицинскому заключению состояние их здоровья не препятствует выполнению трудовых обязанностей либо не угрожает их здоровью и (или) безопасности труда других лиц;

      3) лица старше пятидесяти лет до достижения пенсионного возраста;

      4) молодежь до двадцати девяти лет.";

      9) подпункт 3) пункта 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:

      "3) отдельным категориям занятых лиц, определяемым Правительством Республики Казахстан.".

      9. В Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 22, ст. 108):

      статью 2 дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:

      "5-1) раздел 24 Налогового кодекса действует с 1 января 2019 года до 1 января 2024 года.".

      Статья 2. Установить, что пункты 1, 2, и 3, абзацы второй и третий подпункта 1), подпункты 2), 4), абзац второй подпункта 5), абзацы седьмой и восьмой подпункта 6), абзацы второй и третий подпункта 7), подпункты 8), 9), 10), 11) 12) и 13) пункта 5, абзацы седьмой, восьмой, девятый и десятый подпункта 2), абзацы шестой и седьмой подпункта 3) пункта 6, подпункт 2), абзацы девятый, двенадцатый и тринадцатый подпункта 3), абзацы девятый, и десятый подпункта 5), абзац 8 подпункта 6) пункта 7 статьи 1 настоящего Закона со дня введения в действие настоящего Закона действуют до 1 января 2024 года.

      Статья 3. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Президент
Республики Казахстан