Об утверждении Правил разработки, согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 569. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2023 года № 560

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 13.07.2023 № 560 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. В заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется постановлением Правительства РК от 13.05.2021 № 313.

      ПРЕСС-РЕЛИЗ

      В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      Сноска. Преамбула - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов.

      1-1. Исключен постановлением Правительства РК от 13.05.2021 № 313.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр

      Республики Казахстан      Б. Сагинтаев

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 октября 2016 года № 569

Правила разработки, согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов

      Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 13.05.2021 № 313.

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" (далее – Закон "О правовых актах") и определяют порядок разработки и согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Проектами подзаконных нормативных правовых актов являются:

      1) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

      2) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан (далее – проекты постановлений);

      3) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

      4) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

      3. Порядок разработки, согласования и представления на подпись проектов нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан определяется Правилами подготовки и реализации послания, работы с актами и поручениями Президента Республики Казахстан и осуществления контроля за их исполнением, проведения мониторинга нормативных правовых указов, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 27 апреля 2010 года № 976.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Порядок разработки, согласования и государственной регистрации проектов нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов определяется Правилами разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительством Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 568.

      5. Разработка и согласование проектов подзаконных нормативных правовых актов, имеющих грифы секретности или пометки "Для служебного пользования", осуществляются с учетом особенностей законодательства Республики Казахстан в сфере защиты государственных секретов и в соответствии с Правилами отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2022 года № 429.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Разработка проектов постановлений

      6. Разработка проектов постановлений осуществляется на основании и во исполнение Конституции Республики Казахстан, законодательных актов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан.

      7. Проекты постановлений разрабатываются государственными органами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Республики Казахстан, по своей инициативе или по поручениям вышестоящих государственных органов и должностных лиц, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

      Если для реализации норм права готовящегося проекта постановления необходимо внесение изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты одного или нижестоящего уровня, то одновременно с проектом постановления основного вида должны быть подготовлены проекты нормативных правовых актов с указанными изменениями и (или) дополнениями или даны поручения соответствующим органам о подготовке таких актов.

      Проекты постановлений могут быть разработаны Аппаратом Правительства Республики Казахстан (далее – Аппарат) по поручению Премьер-Министра Республики Казахстан, его заместителей или Руководителя Аппарата.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Государственный орган-разработчик создает рабочую группу по разработке проекта постановления или поручает его подготовку своим подразделениям.

      В разработке проектов постановлений обязательно участие сотрудников юридического подразделения органа-разработчика.

      К подготовке проектов постановлений могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и иные организации, научные работники, представители некоммерческих и иных организаций.

      9. Качество разработки проектов нормативных правовых актов, соблюдение норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, аутентичность текстов на казахском и русском языках обеспечиваются государственными органами-разработчиками.

      10. Разработанные проекты постановлений на казахском и русском языках вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в действующее постановление) направляются на согласование в заинтересованные государственные органы, размещаются для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов, а также на интернет-ресурсе государственного органа-разработчика.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      11. Исключен постановлением Правительства РК от 02.09.2022 № 644 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      12. По проекту постановления, имеющего социальное значение, на интернет-ресурсе (веб-сайте) дополнительно размещается пресс-релиз на казахском и русском языках, а в случае необходимости – и на иных языках.

      Под проектом постановления, имеющего социальное значение, следует понимать проект постановления, который прямо или косвенно затрагивает права и интересы человека и общества в целом.

      13. По проектам постановлений, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, необходимо получение рекомендаций общественного советов соответствии с требованиями статьи 20 Закона "О правовых актах".

      14. По проектам постановлений, затрагивающим интересы субъектов предпринимательства, необходимо получение экспертного заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и экспертных советов по вопросам частного предпринимательства (далее – экспертный совет) в соответствии с требованиями статьи 19 Закона "О правовых актах".

      Государственный орган-разработчик при согласии с экспертным заключением вносит в проект постановления соответствующие изменения и (или) дополнения.

      В случае несогласия с экспертным заключением государственный орган-разработчик в течение десяти рабочих дней со дня получения экспертного заключения направляет члену экспертного совета, давшему данное заключение, и Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан ответ с обоснованием причин несогласия. Такой ответ является обязательным приложением к проекту постановления до его принятия.

      15. В отношении проектов постановлений, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, проводится анализ регуляторного воздействия в соответствии со статьями 82 и 83 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее-кодекс).

      Результаты анализа регуляторного воздействия размещаются на общедоступных интернет-ресурсах.

      16. Проекты постановлений, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе.

      17. По проектам постановлений проводится научная антикоррупционная экспертиза в соответствии с Правилами проведения научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2020 года № 451.

Глава 3. Согласование проектов постановлений

      18. Проекты постановлений согласовываются с заинтересованными в силу их компетенции, установленной законодательством, государственными органами в информационной системе согласования проектов нормативных правовых актов (далее – ИССП) в форме электронных документов, при этом такая заинтересованность в согласовании проекта постановления устанавливается исходя из предмета рассматриваемых в проекте постановления вопросов, а также при наличии в проекте постановления поручений в адрес государственных органов или их руководителей.

      Сноска. Пункт 18 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      19. Государственный орган-разработчик проекта постановления размещает в ИССП в форме электронных документов проект постановления (распоряжения), пояснительную записку к нему и другие необходимые документы, удостоверенные с применением электронной цифровой подписи удостоверяющего центра государственных органов (далее – ЭЦП) руководителя юридической службы (либо лица, исполняющего его обязанности) и первого руководителя государственного органа или уполномоченного им должностного лица, и направляет на согласование в соответствующие государственные органы посредством ИССП.

      Государственный орган-разработчик направляет в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан, экспертные советы и общественные советы уведомление о размещении соответствующего проекта постановления, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства или касающегося прав, свобод и обязанностей граждан, на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для получения экспертных заключений и рекомендаций, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.

      В случае отсутствия возможности получения проекта постановления в электронном виде, отдельным субъектам нормотворческого процесса может быть направлена на согласование бумажная копия электронного документа, заверенная в порядке, установленном Правилами документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703.

      Сноска. Пункт 19 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      20. Перед внесением в Аппарат проекты постановлений должны быть согласованы с:

      1) Министерством юстиции, ответственным за проведение юридической экспертизы на предмет соответствия Конституции, законодательным актам, актам Президента, Правительства и Премьер-Министра;

      2) Министерством финансов;

      3) Министерством национальной экономики.

      Обязательность согласования проектов постановлений министерствами юстиции и (или) национальной экономики, и (или) финансов не распространяется на проекты по кадровым вопросам (в части назначения и освобождения должностных лиц государственных органов), а также по вопросам создания или упразднения консультативно-совещательных органов.

      Сноска. Пункт 20 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. В случае внесения в текст проекта постановления изменений, влекущих сокращение доходов или увеличение расходов из республиканского бюджета, проект постановления требует повторного пересогласования с Министерством финансов Республики Казахстан и получения положительного протокольного решения Республиканской бюджетной комиссии.

      22. Вносимые государственными органами в Аппарат проекты постановлений, подготовленные на государственном и русском языках, должны содержать:

      1) сопроводительное письмо, в том числе с указанием замечаний согласующих государственных органов;

      2) проект постановления;

      3) пояснительную записку объемом не более 2 (два) страниц, а по сложным вопросам – 3 (три) страниц по форме, согласно приложению 1 к Регламенту Правительства Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 января 2023 года № 10 (далее – Регламент);

      4) сравнительную таблицу прежней и новой редакций постановления (постановлений) с соответствующим аргументированным обоснованием вносимых изменений и дополнений, в том числе производных правовых актов, в отношении каждого абзаца по форме согласно приложению 2 к Регламенту, по проекту постановления, предусматривающему внесение изменений и (или) дополнений в действующие правовые акты;

      5) экспертные заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и экспертных советов в случае, если проект постановления затрагивает интересы субъектов предпринимательства.

      В случае несогласия с экспертным заключением государственный орган-разработчик проекта должен в пояснительной записке к проекту постановления привести аргументированное обоснование причин несогласия с экспертным заключением;

      6) рекомендации общественного совета в случае, если проект постановления затрагивает права, свободы и обязанности граждан, за исключением случаев, когда создание общественного совета в государственном органе не предусмотрено Законом Республики Казахстан "Об общественных советах".

      В случае несогласия с рекомендациями государственный орган-разработчик проекта должен в пояснительной записке к проекту постановления привести аргументированное обоснование причин несогласия. Рекомендации общественного совета не прикладываются в случае непредставления их в установленный срок;

      7) отчет о завершении публичного обсуждения проекта постановления по форме, установленной уполномоченным органом в сфере информатизации, в случае, когда проект постановления подлежит размещению на интернет-портале открытых нормативных правовых актов;

      8) заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта постановления, за исключением проектов постановлений, на которые в соответствии с Законом Республики Казахстан "О правовых актах" не распространяется требование о проведении научной антикоррупционной экспертизы.

      Вместе с заключением научной антикоррупционной экспертизы разработчик вносит в Аппарат копию своего ответа в адрес лица или организации, осуществлявшей научную антикоррупционную экспертизу проекта постановления, с обоснованиями причин непринятия рекомендаций;

      9) заключения уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      10) копии поручений (протоколов и т.д.), во исполнение которых разработан проект постановления;

      11) протокольное решение Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан и заключение уполномоченного органа по предпринимательству о соблюдении регулирующими государственными органами установленных процедур, а также результаты анализа регуляторного воздействия в случае, если по проекту проводился анализ регуляторного воздействия в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      Содержательная часть проектов постановлений формируется только в формате docx, кроме листов согласований, заключений по результатам научных экспертиз, заключений иных государственных органов, поручений, приказов о возложении обязанностей на лиц, исполняющих обязанности первого руководителя государственного органа (о наделении), которые формируются в формате pdf, и должна состоять не более чем из 6 файлов. Использование иных форматов, а также архивирование представляемых электронных вариантов документа не допускаются.

      Сноска. Пункт 22 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      23. При получении проекта постановления на согласование государственные органы не должны требовать его предварительного согласования другими государственными органами и отказывать в согласовании проекта по формальным и иным необоснованным причинам.

      24. По итогам рассмотрения проекта постановления первый руководитель согласующего государственного органа или уполномоченное им должностное лицо выбирают один из вариантов ответа в ИССП с использованием ЭЦП:

      1) согласовано без замечаний;

      2) согласовано с замечаниями, которые прилагаются;

      3) отказано в согласовании. При этом согласующим государственным органом производится отметка об отказе в согласовании с аргументированной мотивировкой отказа в согласовании.

      При согласовании проекта постановления с замечаниями согласующий государственный орган в ИССП вкладывает аргументированные обоснования по имеющимся замечаниям.

      Сноска. Пункт 24 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      25. Проекты постановлений (кроме постановлений Правительства, предусматривающих внесение проектов законодательных актов в Мажилис Парламента) согласовываются государственными органами в течение 3 (три) рабочих дней, за исключением министерств юстиции, финансов и национальной экономики, которые согласовывают проекты в течение 5 (пять) рабочих дней.

      В случае, если проект находится на согласовании в государственном органе более 3 (три) рабочих дней (в министерствах юстиции, финансов, национальной экономики и иностранных дел – 5 (пять) рабочих дней) и ответ по нему не представлен, то такой проект считается по умолчанию "согласованным".

      Сноска. Пункт 25 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      26. При наличии разногласий между государственными органами при согласовании проекта постановления государственный орган-разработчик обеспечивает его обсуждение с согласующими органами с целью поиска взаимоприемлемого решения.

      При недостижении взаимоприемлемого решения государственный орган-разработчик совместно с согласующими органами оформляет замечания, подписываемые первыми руководителями государственных органов или уполномоченными ими должностными лицами.

      Замечания рассматриваются на совещании у Премьер-Министра или его заместителей для принятия конкретных решений по существу вопроса в срок не более 5 (пять) рабочих дней со дня регистрации проекта в Аппарате.

      Сноска. Пункт 26 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      27. Исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).