Оглавление

Об утверждении Стратегии развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Актобе" на 2014 - 2023 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2014 года № 819. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2018 года № 818 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.12.2018 № 818 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Павлодар" на 2014 – 2023 годы.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 июля 2014 года № 842

Стратегия
развития акционерного общества
"Национальная компания "Социально-предпринимательская
корпорация "Павлодар" на 2014 – 2023 годы

      Стратегия развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Павлодар" (далее – СПК) на 2014 – 2023 годы (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Правилами разработки, утверждения стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также мониторинга и оценки их реализации, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2011 года № 1236 и Концепцией развития СПК, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382 (далее – Концепция развития).

      Стратегия СПК является основой для разработки ее плана развития на пятилетний период и определяет ее стратегические направления, цели и показатели результатов деятельности.

      Настоящая Стратегия определяет миссию, видение, стратегические направления, цели, задачи, мероприятия, механизмы их реализации и показатели результатов деятельности на ближайшие 10 лет и разработана с учетом основных направлений:

      1) Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года";

      2) Указа Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан";

      3) Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года";

      4) Указа Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан";

      5) Указа Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан";

      6) Указа Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года № 579 "Об утверждении Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года";

      7) Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан – 2050" – новый политический курс состоявшегося государства" от 14 декабря 2012 года;

      8) постановления Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 "Об утверждении Программы "Дорожная карта бизнеса 2020";

      9) постановления Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 года № 1145 "Об утверждении Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы";

      10) постановления Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 года № 1308 "Об утверждении Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы";

      11) постановления Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382 "Об одобрении Концепции развития социально-предпринимательских корпораций";

      12) решения сессии Павлодарского областного маслихата от 29 декабря 2010 года № 330/30 "О Программе развития территории Павлодарской области на 2011 – 2015 годы";

      13) постановления акимата Павлодарской области от 30 сентября 2013 года № 350/10 "О прогнозе социально-экономического развития Павлодарской области".

      Принципами создания и внедрения стратегии развития СПК являются:

      1) последовательность – стратегия развития не содержит противоречивых целей и программ;

      2) согласованность – стратегия развития предусматривает адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения;

      3) преимущество – стратегия развития обеспечивает возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности;

      4) осуществляемость – стратегия развития не предусматривает чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не ведет к возникновению неразрешимых проблем.

      1. Анализ текущего состояния

      Анализ внешней среды

      Идея создания социально-предпринимательских корпораций впервые была озвучена Президентом Республики Казахстан 1 марта 2006 года в Послании народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" (далее – Послание): "В Казахстане можно сформировать социально-предпринимательские корпорации в разных регионах, передав им при этом коммунальную собственность, землю, нерентабельные, но работающие предприятия, которые можно использовать для создания нового бизнеса. Каждая социально-предпринимательская корпорация должна стать своего рода региональным институтом развития и может представлять собой компанию, управляющую государственными активами в соответствующем регионе страны".

      Организационное становление

      В соответствии с Посланием, а также Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167, в 2007 году в разных регионах страны были созданы семь социально-предпринимательских корпораций.

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2011 года № 376 "Об утверждении перечня национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний" в Республике Казахстан действуют шестнадцать социально-предпринимательских корпораций. Для каждой социально-предпринимательской корпорации определен свой основной предмет деятельности.

      В частности, для акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Ертіс" – содействие экономическому развитию Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей путем консолидации усилий государственного и частного секторов, создания единого экономического рынка на основе кластерного подхода, формирования благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций и инноваций, участия в разработке и реализации программ, направленных на социальное развитие регионов, а также разведку, добычу, переработку полезных ископаемых, в том числе и общераспространенных, за исключением следующих полезных ископаемых: газ (кроме метана, добываемого из угольных пластов), нефть, уран.

      Приказом Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан от 31 марта 2010 года № 222 государственный пакет акций акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Ертіс" передан из республиканской собственности равными долями по 50 % в коммунальную собственность Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.

      25-27 мая 2011 года акционеры приняли решение о реорганизации акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Ертіс" и ее разделении на акционерное общество "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Павлодар" (Павлодарская область) и акционерное общество "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Ертіс" (Восточно-Казахстанская область). 9 июня 2011 года произведена государственная регистрация акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Павлодар", единственным акционером которого является акимат Павлодарской области.

      Сегодня деятельность СПК направлена на поддержку бизнес-инициатив и стимулирование экономической активности, создание новых и модернизацию существующих производств, привлечение инвестиций, реализацию правительственных инициатив.

      О регионе

      СПК осуществляет свою деятельность на территории Павлодарской области.

      Павлодарская область (далее – область) – индустриальный и экономически развитый регион северо-восточной части Республики Казахстан.

      На территории области сосредоточены мощный промышленный комплекс, богатые природные ресурсы, солидный научный, культурный и человеческий потенциал. Область – одна из развитых горнодобывающих регионов республики. Запасы большинства полезных ископаемых имеют общереспубликанское значение. В области активно действует около 5 тыс. предприятий различной формы собственности. Кроме того, область располагает сырьевой базой и производственными мощностями по переработке сельхозпродуктов.

      Выгодное расположение области позволяет связываться с другими государствами и областями Казахстана по Южно-Сибирской и Среднесибирской железнодорожным магистралям, автомобильным, авиационным, электронным, трубопроводным и речным видом транспорта. Одной из основных водных транспортных магистралей республики является река Иртыш. Организация судоходства по главной водной артерии обеспечивает перевозку тысяч тонн грузов в Российскую Федерацию.

      Учитывая сложившиеся тенденции развития межрегионального сотрудничества приграничных государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, усиливается роль СПК в развитии тесного сотрудничества внутри стран-участниц, основанного на принципах государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), а также в поддержании этой динамики.

      Через территорию области проходят ключевые международные автомобильные маршруты (Центральная Азия – Россия, Китай – Казахстан – Россия), железнодорожные пути, проходящие в Россию, в центр и юг страны.

      В целом, наличие на территории области уникальных запасов полезных ископаемых и энергетических ресурсов, перспективы развивающегося промышленного сектора способствуют созданию на территории региона современных многоотраслевых производств.

      Индустриально-инновационное развитие

      Положительным тенденциям развития промышленности области способствовала активизация инвестиционной деятельности предприятий области в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР).

      Предприятиями области в рамках ГПФИИР с учетом новой актуализации реализуются 79 проектов Карты индустриализации с объемом инвестиций 733,9 млрд. тенге, количество рабочих мест – 9955, в том числе 4 проекта республиканской Карты индустриализации с объемом инвестиций 404,25, количество рабочих мест – 2000, и 75 проектов региональной Карты индустриализации с объемом инвестиций 329,6 млрд. тенге, количество рабочих мест – 7955.

      В 2010 году в области были введены 17 проектов региональной Карты индустриализации (объем инвестиций – 85,7 млрд. тенге, количество рабочих мест – 2382). В 2011 году в области были введены 16 проектов Карты индустриализации с объемом инвестиций 58,8 млрд. тенге, количество рабочих мест – 431.

      В 2012 году введены 17 проектов Карты индустриализации с объемом инвестиций 45,3 млрд. тенге, количество рабочих мест – 1084.

      В 2013 году введены 5 проектов региональной Карты индустриализации с объемом инвестиций 75,3 млрд. тенге, количество рабочих мест – 457. Продолжается реализация 32 инвестиционных проектов, вводимых после 2014 года, с объемом инвестиций 846,2 млрд. тенге, количество рабочих мест – 5 538.

      В 2014 году планируется ввод 17 проектов с объем инвестиций 302,9 млрд. тенге, количество рабочих мест – 3683.

      Реализуемые проекты высокотехнологичны, ориентированы на повышение казахстанского содержания и удвоение экспортного потенциала.

      Недропользование

      Павлодарская область занимает одно из ведущих мест в минерально-сырьевом комплексе Республики Казахстан. Общая стоимость балансовых запасов твердых полезных ископаемых Павлодарского Прииртышья оценивается в 460 миллиардов долларов.

      Часть месторождений давно и успешно разрабатывается, на остальных ведутся дополнительные геолого-разведочные работы, уточняются реальные объемы полезных ископаемых, условия добычи.

      За первые полвека освоения Экибастузского бассейна добыто свыше 2 млрд. тонн угля.

      Почти в 150 тонн оцениваются прогнозные запасы месторождений золота, которые, кроме этого драгоценного металла, содержат также серебро, медь, цинк, барит.

      На территории Павлодарской области имеются 105 месторождений общераспространенных полезных ископаемых с утвержденными запасами, в том числе: кирпичного сырья – 41, песчано-гравийного материала – 8, строительного камня – 18, цементного сырья – 2, строительного песка – 13, известняка – 3, керамзитового сырья – 2, формовочных материалов – 1, поваренной соли – 13, декоративно-облицовочного камня – 4. Из общего количества имеющихся месторождений свободных – 62.

      В соответствии со статьей 35 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" право недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых путем заключения контракта предоставляется без проведения конкурса путем прямых переговоров с СПК.

      Сельское хозяйство

      Площадь сельскохозяйственных угодий региона составляет 11,2 млн. га, в том числе свыше 8,36 млн. га пахотных земель. Основной возделываемой в области культурой является пшеница – около половины площади посевов. Порядка 15 – 17 % посевов приходится на другие зерновые. Кроме того, в области культивируются картофель, овощные и бахчевые культуры.

      Соотношение растениеводства и животноводства Павлодарской области в валовом региональном продукте составляет соответственно в растениеводстве 38,1 %, в животноводстве 61,8 % от общего физического объема валового производства сельского хозяйства.

      Аграрный сектор региона имеет структурированный характер и сосредоточен по крупным и средним хозяйствам, что дает возможность для укрупнения хозяйств по методам колхозов советской эпохи.

      Развитие туризма

      В последнее время интерес к Казахстану как к туристскому направлению значительно возрос во всем мире, и, соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами для привлечения большего количества путешественников.

      Природный потенциал Павлодарской области предоставляет большие возможности для развития экологического туризма, так как обладает большим разнообразием, уникальностью, привлекательностью ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации и интенсивным сельскохозяйственным производством.

      Объектами экологического туризма в Павлодарской области являются особо охраняемые территории и их составляющие в совокупности с историко-этнографическими памятниками: Баянаульский национальный природный парк, государственный лесной природный резерват "Ертіс Орманы", Кызылтауский государственный зоологический заказник, природный государственный заказник "пойма реки Иртыш", памятник природы "Гусиный перелет".

      Нефинансовая поддержка малого и среднего бизнеса

      Малому и среднему бизнесу (далее – МСБ) в области оказывается повышенное внимание, в особенности по оказанию нефинансовой поддержки бизнеса.

      Продолжается реализация мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках государственных программ, таких как:

      1) "Дорожная карта бизнеса 2020", утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 (четвертое направление: усиление предпринимательского потенциала);

      2) "Дорожная карта занятости 2020" (далее – Программа занятости 2020), утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 (второе направление: содействие развитию предпринимательства на селе).

      Привлечение инвестиций

      В ГПФИИР четко определены системные меры привлечения прямых иностранных инвестиций, реализация которых позволит расширить экспортные возможности Казахстана, а также создать наиболее благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Данные мероприятия предусмотрены в Программе по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 года № 1145.

      Кроме того, Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" от 27 января 2012 года отмечает следующее: "Одним из важных вопросов текущего развития является диверсификация потоков прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана".

      На республиканском уровне решением этих вопросов занимается Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан и акционерное общество "Национальное агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. На региональном (местном) уровне – Центры по обслуживанию инвесторов, действующие в структуре местных исполнительных органов, в том числе при СПК.

      В период с 2010 по 2013 годы Павлодарская область привлекла 80 576,5 млн. тенге прямых иностранных инвестиций, в том числе в 2010 году – 5,4 млн. тенге, в 2011 году – 9 751,5 млн. тенге, в 2012 году – 30 134,5 млн. тенге, в 2013 году – 40 676,0 млн. тенге.

      Анализ влияния глобальных факторов внешней среды

      На деятельность СПК могут влиять глобальные факторы внешней среды, в том числе правовые, политические, хозяйственные, демографические и технологические, своевременное определение которых позволит СПК снизить рисковую составляющую в выборе стратегических направлений деятельности, целей и задач, а также в принятии эффективных управленческих решений для их реализации.

      Правовые факторы

      СПК руководствуется в своей деятельности нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан и Налогового кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан "Об акционерных обществах", Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе", Бюджетным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "Об инвестициях" и иного законодательства Республики Казахстан, а также мерами и направлениями, определенными для СПК Концепцией Развития и Программой развития территории Павлодарской области на 2011 – 2015 годы (далее – ПРТ), что обеспечивает правовую основу в деятельности.

      Правовыми основами создания СПК являются следующие нормативные документы:

      1) Указ Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года № 320 "О мерах по созданию и обеспечению деятельности социально-предпринимательских корпораций "Ертiс", "Оңтүстік" и "Жетісу";

      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2010 года № 266 "О вопросах социально-предпринимательских корпораций".

      К внешним правовым факторам, оказывающим положительное влияние, относятся издание новых нормативно-правовых актов Республики Казахстан, изменение и дополнение действующего законодательства Республики Казахстан, в результате которых СПК предоставляются преференции, преимущества в реализации отдельных правительственных и собственных инициатив.

      Политические факторы

      Стабильные внутриполитические условия, отсутствие внешних угроз и демонстрация многовекторности международных отношений Республики Казахстан способствуют успешному и динамичному развитию экономики области. Кроме того, государством для реализации Стратегического плана – 2020 принимается комплекс мер, благоприятствующих развитию отраслей, которые имеют экспортный потенциал, в том числе агропромышленного комплекса (далее – АПК) и легкой промышленности, также отрасли транспорта и связи, изучения и использования недр, в рамках установленной законодательством Республики Казахстан компетенции СПК.

      Хозяйственные факторы

      СПК необходимо учитывать возможные хозяйственные риски, которым подвергаются ее клиенты. Постоянные изменения внешних и внутренних цен на сырье, материалы, комплектующие, энергоресурсы способны оказывать существенное влияние на успешность деятельности заемщиков СПК.

      Учитывая длительность сроков возврата государственных средств, инвестированных в реальный сектор экономики, следует также особо тщательно взвешивать и оценивать потенциальные изменения таких ключевых факторов хозяйственной деятельности субъектов агропромышленного комплекса и сферы индустрии, как значительные изменения объемов производства и реализации продукции, стоимости материальных затрат и накладных издержек, цен на продукцию, доступности сырья и материалов, изменения рыночной конъюнктуры в целом.

      Демографические факторы

      Демографическая ситуация в Павлодарской области характеризуется устойчивой тенденцией роста численности населения.

      Демографическая ситуация в области находится в прямой зависимости от процессов естественного воспроизводства и естественной убыли.

      Начиная с 2009 года, численность населения области ежегодно увеличивалась в среднем на 2,0 тыс. человек. Городское население составляет две трети от общей численности.

      Наряду с этим низкая рождаемость в начале 90-х и старение населения по стране неизбежно провоцируют проблемы на рынке труда в Павлодарской области, в частности, нехватку трудовых ресурсов для СПК.

      Технологические факторы

      Деятельность СПК напрямую не связана с производственной деятельностью или деятельностью в области оказания услуг, выполнение которых зависит от их технологической вооруженности. Поэтому влияние технологических факторов на деятельность СПК отражается косвенно, в частности, эти факторы могут повлиять на деятельность дочерних и зависимых организаций (далее – ДЗО) СПК, а в перспективе на деятельность предприятий, созданных с участием СПК, деятельность которых будет связана с производством, выпуском готовой продукции и оказанием услуг.

      Ключевыми факторами, влияющими на технологическое развитие, являются эффективность производства и техническое перевооружение, скорость освоения производства новых видов продукции и привлечение новейших технологий. Особое влияние данных факторов на технологическое развитие обусловлено структурой, текущим состоянием и тенденциями роста казахстанской экономики, сложившимся положением в научно-технической сфере страны.

      Текущее состояние с внедрением новых технологий в ДЗО не соответствует необходимому уровню и не обеспечивает устойчивый рост их продукции, реализацию услуг на должном уровне, разработку и внедрение новых товаров и услуг, вывод их на более высокий уровень конкурентоспособности.

      Таким образом, требуется проведение технологической модернизации ДЗО, при которой будет заменено низко производительное и трудоемкое оборудование более современным и эффективным.

      В связи с этим повышение уровня технологичности отечественного производства и технологичности его оборудования неизменно повлечет увеличение спроса на услуги, оказываемые ДЗО, и производимую продукцию.

      Влияние изменения климата

      Изменения климата в мире наиболее сильно будут ощущаться именно в сельском хозяйстве.

      Павлодарская область в будущем может пострадать от резкого сокращения количества годовых и сезонных осадков. Засухи, наводнения, бури будут влиять на урожай сельскохозяйственных культур, и, несомненно, внесут свои коррективы в структуру посевных площадей.

      Серьезные проблемы также связаны с влиянием климата на состояние водных ресурсов. Происходит обмеление крупных и мелких водоемов, снижаются возможности орошения на посевных площадях, увеличивается выкачивание грунтовых вод в зернопроизводящих районах.

      Возможные климатические изменения, влекущие ухудшение условий земледелия, способны повлечь как увеличение мировой потребности на продукцию растениеводства, так и повышение спроса на ирригационные системы и иное современное поливочное оборудование. Это дает возможность СПК усилить развитие и увеличивать свое присутствие в сфере АПК и на обеспечение АПК необходимым оборудованием и производственной инфраструктурой.

      Ухудшение климатических условий, например, как значительное понижение температуры, может повлиять на деятельность одной из ДЗО СПК, АО "Трамвайное управление города Павлодара", обеспечивающего перевозку пассажиров (до 40 % пассажиропотока города).

      В этой связи, изменение природно-климатических условий может оказать существенное влияние (возникновение финансовых рисков) и на финансовый результат СПК.

      Анализ внутренней среды

      СПК является компанией со стопроцентным участием государства в ее уставном капитале.

      Основным отличием СПК от коммерческих корпораций является то, что часть полученной прибыли направляется в местный бюджет (по решению акционеров в рамках дивидендной политики) для реализации социально значимых проектов региона.

      Структура СПК в составе с ДЗО (далее – Группа)

      Местным исполнительным органом переданы СПК (на праве собственности), государственные активы, деятельность которых носит коммерчески ориентированный характер, для последующей реабилитации (оздоровления), реструктуризации и развития на их основе новых конкурентоспособных производств. Это предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), общественного транспорта, сельского хозяйства. В частности:

      1) АО "Трамвайное управление города Павлодара" – предприятие, обеспечивающее перевозку пассажиров посредством трамвайного парка;

      2) ТОО "Управление капитальным строительством-ПВ" – экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, организация проектирования, строительства объектов промышленно-гражданского назначения, соцкультбыта и жилья;

      3) ТОО "WindEnergyPavlodar" – проектирование и строительство объектов по использованию возобновляемых источников энергии, производство электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии;

      4) ТОО "Ертiс-Өркені" – формирование и использование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров, реализация проектов по созданию сервисно-заготовительных центров и иных проектов сферы АПК;

      5) ТОО "Племенной центр "Песчанский" – производство продукции животноводства и растениеводства, выведение племенного поголовья крупного рогатого скота.

      6) ТОО "Микрокредитная организация "Финансовый центр "Павлодар" (далее – МКО "ФЦ "Павлодар") создано в 2011 году в целях реализации второго направления Программы занятости 2020. В 2011 году СПК через МКО "ФЦ "Павлодар" профинансировала 177 бизнес-проектов, направленных на модернизацию существующих и открытие новых производств, на общую сумму 370 млн. тенге. В 2012 году – 327 новых проектов на сумму 769,5 млн. тенге, в 2013 году – 348 новых проектов на сумму 780,06 млн. тенге;

      7) Корпоративный фонд социального развития "Павлодар" создан в 2012 году для финансирования социальных проектов в Павлодарской области из средств, отчисляемых недропользователями по условиям СПК, на социально-экономическое развитие региона;

      8) ТОО "Брокерская СПК" создано в 2011 году в целях обеспечения производителей Павлодарской области эффективным (прозрачным, конкурентным, быстрым) механизмом реализации продукции, поддержки производственных и сельскохозяйственных предприятий региона;

      9) ТОО "Майсорское" – разработка месторождений полезных ископаемых (доля 49 %);

      10) ТОО "Павлодарский тепличный комбинат" – производство сельскохозяйственной продукции (доля 49,9 %).

      Вместе с тем СПК в соответствии с разделительным балансом переданы доли участия в уставных капиталах следующих предприятий:

      1) АО "Горэлектросеть" – покупка, транспортировка и реализация электроэнергии, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и обслуживанию электросетей (доля 30 %);

      2) ТОО "Иртыш-Лада" – предпродажная подготовка и реализация новых и подержанных автомобилей и запасных частей к ним, гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей (доля 45,25 %);

      3) ТОО "Павлодаршина" – производство и реализация автомобильных шин, ремонт автомобильных шин (доля 31,2 %).

      Из 13 предприятий с долей участия СПК:

      1) 3 компании по итогам 2013 года являются убыточными (ТОО "Ертіс-Өркені", ТОО "Управление капитальным строительством-ПВ", МКО "ФЦ "Павлодар");

      2) 3 компании по итогам 2013 года вышли на безубыточную деятельность (АО "Трамвайное управление города Павлодар", ТОО "Иртыш-Лада", АО "Горэлектросеть");

      3) 2 компании не функционируют (ТОО "Майсорское", ТОО "Павлодаршина").

      В том числе 3 ДЗО (ТОО "Племенной центр "Песчанский", ТОО "Управление капитальным строительством-ПВ", МКО "ФЦ "Павлодар") Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) отказано в предоставлении согласия на осуществление дальнейшей деятельности. В связи с этим СПК в отношении этих ДЗО проводятся следующие мероприятия:

      1) ТОО "Племенной центр "Песчанский" передано в конкурентную среду путем реализации доли участия в уставном капитале предприятия;

      2) Советом директоров СПК принято решение от 30 мая 2012 года № 28 о реализации доли участия в размере 51 % в ТОО "Управление капитальным строительством-ПВ" (по причине отсутствия покупателей 7 августа 2012 года аукцион по продаже доли участия СПК английским методом не состоялся, 28 августа 2012 года аукцион, проведенный голландским методом, также не состоялся);

      3) МКО "ФЦ "Павлодар" – инициирована процедура реализации доли участия в размере 100 %.

      Кроме того, в соответствии с Программой финансового оздоровления на 2013 год, утвержденной Советом директоров СПК от 5 февраля 2013 года, СПК передала в конкурентную среду пакет АО "Горэлектросеть".

      От местного исполнительного органа в СПК переданы проблемные активы, по которым необходимо решать вопросы достижения уровня самоокупаемости и рентабельности с применением современных методов корпоративного и финансового управления.

      На этапе становления СПК ее ДЗО осуществляют свою деятельность на регулярном дотационном обеспечении (из-за нерентабельности предприятий им регулярно оказывается финансовая помощь), что ведет к ухудшению финансового результата ее деятельности.

      В целях финансового оздоровления ДЗО СПК разрабатываются планы их реабилитаций (оздоровлений), предполагающие (при необходимости) реструктуризацию активов. Кроме того, проведено сокращение административных расходов путем оптимизации штатной численности на 12 единиц и сокращения фонда оплаты труда 23,4 млн. тенге в МКО "ФЦ "Павлодар" и ТОО "Управление капитальным строительством-ПВ" на 15 единиц с фондом оплаты труда 14,1 млн. тенге.

      В настоящее время имеющиеся финансовые средства не позволяют СПК осуществлять инвестиционную деятельность, которая должна являться основным источником формирования доходов.

      В соответствии с разделительным балансом СПК при разделении были переданы 5 дочерних компаний, финансовое состояние которых оценивается как стабильно убыточное. В связи с их нерентабельностью СПК не может рассчитывать на получение дивидендов от этих активов.

      Вместе с тем СПК выстраивает инвестиционную политику, основанную на принципах государственно-частного партнерства, таким образом, чтобы реализовывать перспективные, жизнеспособные, конкурентоспособные для своего региона проекты в приоритетных отраслях экономики. В то же время фактическая реализация инвестиционных проектов, кроме привлечения частных инвестиций, предполагает участие СПК собственным капиталом (денежные средства, земля, технологии и иные активы).

      Дополнительная капитализация СПК (за счет использования всех доступных источников фондирования, включая средства республиканского и местного бюджетов, привлечения частных инвестиций партнеров, а также кредиты международных и казахстанских финансовых организаций) должна быть следующим шагом для успешного функционирования и достижения поставленных задач. В итоге это позволит извлекать прибыль и выплачивать дивиденды акционеру. При этом, объемы финансирования проектов СПК из республиканского и местного бюджета будут рассматриваться в установленном законодательством порядке после оценки их экономической целесообразности.

      Инвестиционная деятельность

      В инвестиционной деятельности существует ряд факторов, сдерживающих ее эффективность, в том числе "индивидуальный", а не "портфельный" характер управления инвестиционными проектами; отсутствие показателей эффективности на уровне портфеля; зависимость от цен на сырье и антимонопольного регулирования, выполнение СПК некоммерческих функций, включая социально ориентированные функции, которые сдерживают инвестиционный потенциал СПК. В 2011 – 2013 годы обязательства некоторых дочерних организаций возросли до предельных уровней ввиду значительного объема заемных инвестиций, в связи с чем необходимо оптимизировать структуру долга и процентные расходы данных компаний.

      В рамках данного направления СПК рассматриваются различные варианты сотрудничества с частным бизнесом (создание совместных предприятий, концессии, лизинг, кредитование).

      При этом, для проектов в сфере недропользования сотрудничество с частным бизнесом только институциональное, путем создания совместного предприятия – нового юридического лица, где доля СПК оценивается в качестве вклада в уставной капитал правом недропользования и правом землепользования на земельный участок, для целей недропользования. СПК по итогам завершения соответствующих мероприятий, касающихся разведки запасов месторождения, и получения точной независимой ее оценки (в натуральном и стоимостном выражении) инициируется вопрос о пересмотре долей участия участников в совместном предприятии.

      В производстве СПК находятся следующие наиболее привлекательные инвестиционные проекты:

      1) строительство ветроэлектростанции в Павлодарской области;

      2) строительство индустриально-логистического парка в городе Павлодаре в соответствии с ГПФИИР;

      3) строительство тепличного комплекса;

      4) модернизация трамвайного парка;

      5) строительство коммунального торгового дома;

      6) проекты в сфере недропользования по разведке, добыче полезных ископаемых;

      7) создание инвестиционного фонда.

      При реализации проектов, как Группы в целом, так и заинтересованных компаний, СПК применяет следующие инструменты финансирования:

      1) заемное финансирование по принципам платности, срочности и возвратности;

      2) увеличение уставного капитала организаций, не обладающих достаточными финансовыми средствами и материально-техническим оснащением, путем передачи финансовых средств, земельных участков, прав недропользования, оборудования и иных активов, имеющихся в распоряжении СПК.

      Наряду с этим, СПК является оператором следующих правительственных инициатив, реализация которых производится за счет государственного бюджета, а участие СПК в них, равно как и выход, определяется решением акционера:

      1) Дорожная карта занятости 2020 – вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения;

      2) Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года – финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества объектов кондоминиума многоквартирных жилых домов в городах Павлодарской области;

      3) Правила формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров с целью оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечение продовольственной безопасности региона;

      4) выдача гарантий сельхозпроизводителям в рамках программы с участием акционерного общества "Национальная компания "Продкорпорация" по финансированию весенне-полевых работ сельскохозяйственных товаропроизводителей Павлодарской области путем форвардной закупки зерна под гарантию СПК.

      Кроме того, предполагается, что СПК будет осуществлять мероприятия по гарантированию займов субъектов АПК.

      В соответствии с Концепцией развития проектам СПК предоставляется государственная поддержка через государственные и отраслевые программы, по которым за СПК закрепят функции оператора.

      Ввиду ограниченности финансовых ресурсов СПК будет на систематической основе актуализировать и определять наиболее перспективные инвестиционные проекты, заниматься поиском и привлечением стратегических инвесторов.

      Развитие туризма

      По поручению Главы государства Н.А. Назарбаева определены точки роста туризма в стране, по которым разработаны Системные планы развития туризма, в том числе Системный план развития туризма Республики Казахстан.

      На основе Системного плана разработан проект Концепции развития туризма Республики Казахстан до 2020 года. В рамках проекта Концепции определены пять основных региональных туристских кластеров и конкурентоспособные туристские продукты. Сформирован перечень крупных национальных и региональных проектов.

      В соответствии с проектом Концепции Павлодарская область является частью кластера Астана.

      В целях дальнейшего развития туристской отрасли региона СПК, используя инструменты ГЧП, проводит работы по созданию инфраструктуры в Баянаульском районе. Получено право долгосрочного землепользования на 3 участка общей площадью 6 га, где планируется строительство современных домов отдыха на озере "Сабындыколь" и спортивно-оздоровительного комплекса на озере "Жасыбай". В настоящее время ведется работа по поиску партнеров (инвесторов) для строительства объектов туризма.

      В целях реализации Системного плана развития туризма Республики Казахстан СПК будет проводиться работа по привлечению зарубежных и отечественных инвесторов для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма на территории области, в том числе по развитию туристской инфраструктуры.

      Привлечение инвестиций

      В соответствии с Концепцией развития СПК призвана принимать участие в привлечении инвестиций в регион путем проявления активного сотрудничества с потенциальными иностранными инвесторами, институтами развития и другими финансовыми организациями.

      С 2012 года в структуре СПК функционирует Центр по обслуживанию инвесторов (далее – ЦОИ), созданный во исполнение поручений Главы государства, озвученных в Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан – 2050" – новый политический курс состоявшегося государства" от 14 декабря 2012 года.

      Основными задачами ЦОИ являются:

      1) поиск инвесторов для привлечения инвестиции в регион;

      2) сервисная поддержка и сопровождение проектов инвесторов на региональном уровне.

      Функции ЦОИ:

      1) поиск иностранных и отечественных инвесторов для региона, потенциальных партнеров для создания совместных предприятий между казахстанской и зарубежной сторонами;

      2) осуществление функций "первого окна" в регионе для потенциальных инвесторов;

      3) содействие в реализации инструментов государственной поддержки для инвесторов на региональном уровне;

      4) формирование и ведение региональной базы данных по перспективным и действующим проектам для потенциальных инвесторов;

      5) мониторинг реализации инвестиционных проектов на территории области в пределах компетенции ЦОИ;

      6) создание диалоговой площадки между частным инвестором и государством, представителями казахстанского и зарубежного бизнеса;

      7) участие в решении проблемных вопросов инвесторов на региональном уровне, защита интересов инвесторов;

      8) информационно-аналитическое обеспечение инвесторов, уполномоченных государственных органов, задействованных институтов развития и прочих заинтересованных организаций;

      9) организация переговоров, встреч, "круглых столов" инвесторов с уполномоченными государственными органами, институтами развития;

      10) представление интересов региона на международных инвестиционных мероприятиях;

      11) поиск потенциальных партнеров для создания совместных предприятий между казахстанской и зарубежной сторонами;

      12) содействие в подписании договоров, меморандумов, соглашений между государственными органами, местными предприятиями и инвесторами в пределах компетенции ЦОИ;

      13) оказание прочих услуг в рамках сервисной поддержки инвесторов.

      Таким образом, вышеуказанные программные документы, созданная на их основе инфраструктура сервисной поддержки инвестору в регионе (ЦОИ), создают благоприятные условия для реализации поставленных целей и задач по участию и содействию привлечения прямых иностранных инвестиций в регион.

      Корпоративное управление

      В период 2011 – 2013 годы СПК проводилась работа по разработке и утверждению внутренних корпоративных документов, регулирующих деятельность СПК, в их числе Кодекс корпоративного управления и Кодекс деловой этики сотрудников СПК. Внутренние корпоративные документы направлены на систематизацию, упорядочение, регламентацию деятельности и обеспечение прозрачности системы корпоративного управления, а также на повышение эффективности взаимодействия между высшим органом, органом управления, исполнительным органом и структурными подразделениями СПК.

      В осуществлении своей деятельности СПК руководствуется основополагающими принципами корпоративного управления, закрепленными в Кодексе корпоративного управления:

      1) принцип защиты прав и интересов единственного акционера СПК;

      2) принцип эффективного управления СПК Советом директоров и Правлением;

      3) принципы прозрачности и объективности раскрытия информации о деятельности СПК;

      4) принципы законности и этики;

      5) принцип эффективной дивидендной политики;

      6) принцип эффективной кадровой политики;

      7) политика регулирования корпоративных конфликтов и конфликта интересов;

      8) принцип ответственности.

      Корпоративное управление, основанное на данных принципах, будет способствовать эффективной деятельности группы компаний, в том числе росту активов группы и поддержанию финансовой стабильности самой СПК.

      Действуя в интересах СПК, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах", эффективный, профессиональный и независимый Совет директоров обеспечивает надлежащий уровень корпоративного управления, определяя стратегические направления развития, защищая права акционеров и осуществляя контроль деятельности Правления. Включение представителей бизнес-сообщества в качестве независимых директоров в состав Совета директоров позволяет обеспечить независимую и объективную оценку деятельности СПК.

      Функционирует Служба внутреннего аудита, подотчетная Совету директоров СПК, для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью. Служба внутреннего аудита предоставляет Совету директоров СПК независимую и объективную информацию, предназначенную для обеспечения эффективного управления СПК, исполнения документов в области корпоративного управления и оценки функционирования системы внутреннего контроля и управления рисками, а также в целях выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности СПК.

      Корпоративный секретарь, подотчетный Совету директоров, обеспечивает соблюдение Правлением, должностными лицами структурных подразделений СПК процедур, направленных на обеспечение прав и интересов акционеров, а также совершенствование политики и практики в области корпоративного управления. Кроме того, Корпоративный секретарь содействует разрешению конфликтов, связанных с нарушением прав акционеров, и обеспечивает информационное взаимодействие Совета директоров с акционерами и Правлением СПК.

      Правление СПК проводит регулярные заседания и принимает решения по оперативному управлению СПК. В целях повышения оперативности принятия управленческих решений, усиления контроля за исполнением решений, создания условий для командной работы проводятся еженедельные рабочие совещания руководства и руководителей структурных подразделений СПК.

      При этом следует отметить, что у СПК и ДЗО отсутствует рейтинг корпоративного управления, что снижает эффективность применения лучшей практики корпоративного управления в рамках группы компаний.

      Для обеспечения прозрачности и доступности информации о деятельности СПК функционирует и регулярно обновляется интернет-ресурс www.spkpavlodar.kz.

      SWOT-анализ

      Таблица 4. SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

активная поддержка со стороны Правительства Республики Казахстан;

наличие статуса национальной компании;

акционер СПК – акимат Павлодарской области;

получение права недропользования без участия в конкурсе путем прямых

переговоров;

взаимодействие с институтами развития Республики Казахстан;

сформирован портфель реализуемых и планируемых к реализации бизнес-проектов СПК;

налажено и развивается сотрудничество с отечественными, иностранными

компаниями-партнерами и инвесторами;

деятельность, ориентированная на

результат;

профессионализм и целеустремленность сотрудников.

финансовые издержки и риски в связи с участием в реализации отдельных

правительственных инициатив (по вопросам микрокредитования, модернизации ЖКХ, продовольственной безопасности и других мероприятий);

недостаточно активное взаимодействие акимата и СПК, СПК и бизнеса;

высокие финансовые риски при

осуществлении инвестиций в проекты;

низкий уровень рентабельности деятельности ДЗО;

низкая доля инвестиционных вложений инновационного, технологического и

инженерного характера;

дефицит высокопрофессиональных кадров в ДЗО;

наличие значительной доли долгосрочных проектов в портфеле, в связи с чем

получение экономического эффекта от

инвестиционной деятельности на текущем этапе невозможно;

начальный этап развития СПК,

отрицательные денежные потоки от

операционной и финансовой деятельности в этой связи и убыточная деятельность СПК;

долгосрочный характер достижения положительных результатов деятельности по привлечению прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ).

Возможности (O)

Угрозы (T)

государственная политика, направленная на развитие экономики и привлечение

иностранных инвестиций;

привлечение иностранных инвестиций вследствие экономического роста в странах BRIC;

внедрение системы менеджмента

качества, соответствующей международным стандартам ISO 9001;

партнерство с иностранными компаниями;

наращивание объемов добычи

общераспространенных полезных ископаемых и развития промышленности строительных материалов;

привлечение государственных и частных инвестиций;

получение кредитного рейтинга СПК, который окажет положительный эффект на привлечение прямых иностранных

инвестиций.

увеличение убытков, финансовых издержек, неадекватных рисков в связи с участием в реализации отдельных правительственных

инициатив, которые влияют на итоговый

финансовый результат деятельности СПК и замедляют выход СПК на безубыточность к 2014 году;

неисполнение обязательств конечным

заемщиком или обесценение приобретенных активов при реализации госпрограмм (выдача гарантий сельскохозяйственным

товаропроизводителям, хранение продукции стабфонда);

недостижение стратегических целей СПК в виду недостаточного финансирования

деятельности ее единственным акционером.


      Выводы

      Принимая во внимание преимущества СПК и учитывая возможности внешней среды, в планируемый период необходимо сфокусироваться на устранении слабых сторон СПК и минимизации воздействия существующих внешних угроз, а также на использование сильных сторон СПК для реализации возможностей.

      При этом СПК по принципу приемственности направлений ПРТ выделеляет следующие приоритетные виды деятельности ("точки роста"), где будут сконцентрированы ее усилия:

      1) горнопромышленный комплекс, в особенности минерально-сырьевой;

      2) агропромышленный комплекс;

      3) транспорт и логистика;

      4) привлечение инвестиций.

      Минерально-сырьевой комплекс

      Согласно Концепции развития содействие развитию минерально-сырьевого комплекса СПК предполагается через реализацию права недропользования. СПК могут быть переданы права недропользования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых, техногенным минеральным образованиям, подземным водам, а также месторождениям твердых полезных ископаемых, не представляющим интерес для акционерного общества "Тау-Кен Самрук".

      Агропромышленный комплекс

      Развитие аграрного сектора и переработка сельскохозяйственной продукции является для СПК приоритетным направлением, где будут приложены необходимые усилия и ресурсы в долгосрочной перспективе.

      СПК планирует способствовать качественному развитию АПК путем создания условий для формирования конкурентоспособного агропромышленного комплекса в Павлодарской области за счет увеличения поголовья мелкого рогатого скота, насыщения рынка мясной продукции местного производства, а также содействию развития технической оснащенности в отрасли через обновление машинно-тракторного парка и создания сервисно-заготовительных центров.

      Транспорт и логистика

      Экономические и географические особенности области определяют высокий уровень грузоемкости региональной экономики, обусловливая высокую зависимость от развития транспортной системы. Опережающее развитие транспортной и логистической инфраструктур будет способствовать снятию ограничений инновационной индустриализации страны и увеличению торговых потоков через территорию области.

      В этом секторе экономики СПК, используя потенциал свой и региона, будет оказывать поддержку предпринимательству через развитие инфраструктуры.

      Привлечение инвестиций

      В настоящее время расширение каналов привлечения ПИИ в регионах Казахстана осуществляется через повышение инвестиционной привлекательности специальных экономических зон (далее – СЭЗ), индустриальных зон (далее – ИЗ) и развитие механизмов ГЧП.

      В регионе действует СЭЗ "Павлодар", специализирующаяся на развитии химической, нефтехимической отраслей, в частности производства экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, с применением высокотехнологичных экологически безопасных современных технологий; разработки и реализации прорывных инвестиционных проектов, научно-исследовательских и научно-технических инновационных проектов по созданию и развитию химической, нефтехимической отраслей по глубокой переработке сырья и выпуску широкой конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

      В настоящее время руководством Павлодарской области инициировано создание трех ИЗ: в городах Павлодаре, Аксу и Экибастузе. Предполагается, что на базе ИЗ предприятиями малого и среднего бизнеса будет налажен выпуск промышленной продукции широкого спектра, в том числе строительного (стекло, пластмассовый профиль, готовые металлические изделия, отделочные материалы, кирпичи), при этом будут применяться современные технологии.

      В данном направлении СПК к имеющейся в регионе инфраструктуре будет привлекать отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных проектов, в том числе на принципах ГЧП.

      2. Миссия и видение

      Миссия – содействие социально-экономическому развитию региона на принципах государственно-частного партнерства и бизнеса.

      Видение – СПК к 2023 году станет региональным институтом развития, эффективно управляющим активами, стимулирующим экономическую активность в точках роста региона, в том числе через привлечение инвестиций, и выступающим катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств.

      3. Стратегические направления деятельности (далее – СНД), цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты по ним.

      В рамках поставленных задач перед СПК, определены следующие приоритетные направления деятельности:

      1) повышение долгосрочной стоимости группы;

      2) участие в диверсификации и модернизации экономики региона;

      3) участие в привлечении инвестиций в регион;

      4) совершенствование системы корпоративного управления.

      СНД 1. Повышение долгосрочной стоимости группы

      Цель 1.Обеспечение роста стоимости активов.

      Задачи:

      1) увеличение стоимости активов;

      2) содействие брендированию продукции для более активного его продвижения на внутреннем и внешнем рынках.

      Мероприятия:

      1) повышение показателей доходности и производительности труда в ДЗО и других переданных СПК активах, что способствует быстрому росту их стоимости;

      2) осуществление инвестиций в новые приоритетные направления;

      3) финансирование проектов в новых приоритетных секторах экономики региона, обеспечивающих генерацию высоких доходов и высокий потенциал дальнейшего роста;

      4) проведение реструктуризации активов Группы: высвобождение непрофильных активов, отвлекающих ресурсы (человеческие и финансовые) от профильной операционной деятельности;

      5) регулярное осуществление оценки стоимости активов с представлением отчета Совету директоров СПК;

      6) активное продвижение продукций заинтересованных компаний на внутреннем и внешнем рынках посредством изготовления различных презентационных раздаточных материалов (буклеты, каталоги) и интернет-маркетинга (контекстная реклама, RSS-ленты);

      7) совместное определение стратегии управления брендом;

      8) продвижение бренда: интегрированные маркетинговые коммуникации; мониторинг бренда; оценка эффективности действий.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) стоимость активов по итогам года;

      2) рентабельность инвестиций (ROI) по итогам года;

      3) чистый доход от основной деятельности (чистый доход на одного сотрудника) по итогам года.

      Ожидаемые результаты к 2023 году:

      1) увеличение стоимости активов на 1,1 млрд. тенге;

      2) создание бренда обратившимся структурам бизнеса.

      Цель 2. Эффективное управление активами.

      Задачи:

      1) обеспечение эффективного управления активами;

      2) обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов;

      3) внедрение передовых производственных и управленческих технологий и стандартов.

      Мероприятия:

      1) принятие мер по повышению капитализации СПК;

      2) принятие мер по поддержанию необходимого уровня рентабельности Группы;

      3) поиск стратегии инвестирования;

      4) внедрение системы риск-менеджмента;

      5) обеспечение улучшения системы управления результативностью переданных компаний;

      6) повышение эффективности их деятельности;

      7) передача в конкурентную среду наиболее конкурентоспособных и финансово-устойчивых компаний путем реализации доли в уставном капитале (пакетов акций), в том числе через фондовый рынок;

      8) использование инструмента бенчмаркинга в применении передовых производственных и управленческих технологий и стандартов, в том числе апробированных предприятиями акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына";

      9) внедрение системы менеджмента качества (далее – СМК) и получение сертификата международного образца;

      10) обеспечение поддержки СМК, ежегодное подтверждение соответствия стандарту;

      11) с 2017 года – внедрение СМК, системы энергоменеджмента, элементов системы социальной ответственности и в ДЗО.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) рентабельность активов (ROA) по итогам года;

      2) количество государственных активов, вовлеченных в деловой оборот;

      3) количество проблемных активов государства, завершивших переход из фазы кризисного состояния в фазу роста (оздоровления) под управлением СПК.

      Ожидаемые результаты к 2023 году:

      1) оказание содействия в оздоровлении 4 проблемных активов государства;

      2) внедрение СМК по Группе;

      3) обеспечение выхода СПК на безубыточность.

      СНД 2. Участие в диверсификации и модернизации экономики региона

      Цель 1. Диверсификация и модернизация переданных активов.

      Задача:

      1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона (точках роста).

      Мероприятия:

      1) создание ряда производств в сфере недропользования;

      2) создание инфраструктуры в сфере АПК;

      3) создание инфраструктуры в области зеленой экономики;

      4) обновление и модернизация инфраструктуры ДЗО.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) количество созданных новых конкурентоспособных производств;

      2) создание инфраструктуры;

      3) количество модернизированных существующих производств.

      Ожидаемые результаты к 2023 году:

      1) создание 24 новых конкурентоспособных производств;

      2) модернизация инфраструктуры 5 ДЗО;

      3) создание 160 новых рабочих мест;

      4) повышение производительности труда в 2 раза.

      Цель 2.Стимулирование развития бизнеса и инноваций.

      Задачи:

      1) развитие инфраструктуры поддержки начинающего бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон);

      2) развитие кластеров в приоритетных отраслях, а также координация партнерских программ по развитию МСБ вокруг системообразующих и крупных компаний региона;

      3) оказание нефинансовой поддержки бизнеса в рамках деятельности СПК.

      Мероприятия:

      1) развитие бизнес-инкубаторов, технопарков и индустриальных зон;

      2) операторство по бизнес-инкубаторам, технопаркам и ИЗ;

      3) операторство в реализации государственных программ, закрепленных за СПК;

      4) оказание поддержки науки Казахстана через развитие сотрудничества с научными центрами, технопарками и институтами в рамках Концепции Развития, в том числе зарубежными по вопросам коммерциализации научных разработок и технологий;

      5) развитие эффективных методов сотрудничества с институтами развития Казахстана и других государств с целью определения источников финансирования и (или) софинансирования перспективных проектов СПК и содействия в привлечении прямых иностранных инвестиций в регион. Для этого будет начато сотрудничество с Азиатским банком развития, в том числе использование его электронных систем (National Infrastructure Information Systems), созданных в поддержку финансирования инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

      6) поддержка бизнес-инициатив субъектов РИС, субъектов МСБ региона, занятых в агросекторе, химическом кластере, горнодобывающем секторе, в сфере энергетики и транспорта и логистики;

      7) координация партнерских программ по развитию МСБ вокруг системообразующих и крупных компаний региона;

      8) оказание субъектам МСБ комплексной поддержки и сопровождение бизнеса на различных стадиях реализации проекта;

      9) оказание поддержки в рамках взаимодействия с институтами развития Республики Казахстан и государственных программ Республики Казахстан.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) количество в области элементов инновационной инфраструктуры и субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, единиц по итогам года;

      2) количество бизнес-инициатив по итогам года, по которым СПК оказана поддержка;

      3) производительность труда по итогам года.

      Ожидаемые результаты к 2023 году:

      1) увеличение прироста объема инвестиционного портфеля до 80 %;

      2) оказание содействия в развитии кластеров в приоритетных отраслях экономики региона и обеспечение инфраструктуры поддержки МСБ;

      3) улучшение качества инвестиционных решений;

      4) оказание прямого эффекта на социально-экономическое развитие региона;

      5) получение дивидендов от ДЗО;

      6) партнерство с институтами развития Республики Казахстан.

      Цель 3. Развитие проектного финансирования и государственно-частного партнерства.

      Задачи:

      1) инициирование и реализация инвестиционных проектов, в том числе проектов в сфере недропользования;

      2) расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес-проектов.

      Мероприятия:

      1) инициация и реализация перспективных инвестиционных проектов;

      2) создание необходимых благоприятных условий внутри СПК для обеспечения эффективной работы менеджеров, занятых процессом управления проектами;

      3) контроль хода исполнения проектов, выявление отклонений фактического выполнения проекта от запланированного и принятие корректирующих действий, контроль исполнения обязательств недропользователей по 1 % на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направление его в работу технопарков, центров коммерциализации, а также в реализацию других совместных инициатив;

      4) использование различных оптимальных инструментов финансирования инвестиционных проектов (предоставление гарантий, субсидирование, аренда, концессия), в том числе бюджетного, по проектам, инициируемым местным исполнительным органом и Правительством Республики Казахстан;

      5) налаживание и расширение взаимодействия с институтами развития страны;

      6) применение СПК широкого спектра инструментария, предоставляемого институтами развития, способствующего гибкому подходу в осуществлении инвестиционной деятельности, с возможностью эффективного распределения и контроля по управлению рисками в совместно реализуемых проектах.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) прирост объема инвестиционного портфеля по итогам года;

      2) количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала (не менее пяти ежегодно);

      3) созданные рабочие места по итогам года.

      Ожидаемые результаты к 2023 году:

      1) увеличить прирост объема инвестиционного портфеля до 80 %;

      2) оказать содействие в развитии кластеров в приоритетных отраслях экономики региона;

      3) улучшить качество инвестиционных решений;

      4) оказать прямой эффект на социально-экономическое развитие региона;

      5) получать дивиденды от ДЗО;

      6) развить сотрудничество с институтами развития Республики Казахстан.

      СНД 3. Участие в привлечении инвестиций в регион

      Цель 1. Создание необходимых условий для привлечения инвестиций в регион.

      Задачи:

      1) привлечение в регион отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;

      2) оказание инвесторам содействия в реализации проектов

      3) повышение инвестиционной привлекательности Павлодарской области.

      Мероприятия:

      1) принятие участия в разработке региональных карт развития;

      2) формирование перечня перспективных и конкурентоспособных проектов, доведение информации о проектах потенциальным инвесторам;

      3) поиск и определение потенциальных целевых инвесторов;

      4) ЦОИ проведет работу по определению целевых групп потенциальных иностранных инвесторов;

      5) проведение презентаций инвестиционного климата Павлодарской области и инвестиционных проектов во время проведения личных встреч, бизнес-форумов, роуд-шоу, семинаров и конференций;

      6) долевое финансирование;

      7) участие активами;

      8) получение финансирования в рамках государственных и отраслевых программ;

      9) проведение точечной работы с потенциальными инвесторами (организационная, информационно-консультационная поддержка инвестору), сопровождение на объекты инвестиционной деятельности, оказание постинвестиционной поддержки;

      10) разработка и выпуск буклетов об инвестиционной привлекательности Павлодарской области для зарубежных инвесторов на иностранных языках;

      11) организация проведения работ по присвоению кредитного рейтинга Павлодарской области международным рейтинговым агентством;

      12) содействие местному исполнительному органу в процессе подтверждения и повышения уровня кредитного рейтинга Павлодарской области;

      13) разработка, запуск и обеспечение функционирования интерактивного сервисного веб-сайта для инвесторов об инвестиционных возможностях Павлодарской области.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) объем привлеченных инвестиций в регион по итогам года при содействии СПК;

      2) рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность не менее чем на 15 %;

      3) количество привлеченных иностранных инвесторов в регион (не менее двух ежегодно), в том числе из списка Global-2000 (не менее трех до 2023 года).

      Ожидаемые результаты к 2023 году:

      1) присвоение и подтверждение кредитного рейтинга Павлодарской области;

      2) объем привлеченных инвестиций в регион при содействии СПК составит не менее 650 млн. тенге.

      СНД 4. Совершенствование системы корпоративного управления

      Цель 1. Обеспечение баланса интересов лиц, которые принимают участие в корпоративном управлении.

      Задачи:

      1) совершенствование корпоративной системы управления;

      2) принятие мер по усилению СПК;

      3) развитие коммуникаций и обмен навыками между портфельными компаниями.

      Мероприятия:

      1) применение современных стандартов корпоративного управления, соответствующих лучшей мировой практике;

      2) обеспечение прозрачности деятельности СПК (публикация отчетов, решений Правления, Совета директоров и акционеров);

      3) повышение эффективности работы Совета директоров, наблюдательных советов, ревизионных комиссий и первых руководителей ДЗО;

      4) создание комитетов при Совете директоров по вопросам стратегического планирования, кадров и вознаграждений, внутреннего аудита и социальным вопросам;

      5) проведение Советом директоров оценки деятельности менеджмента;

      6) проведение аудита годовой финансовой отчетности с привлечением аудиторской организации;

      7) включение в состав квалифицированных специалистов, в том числе иностранных, с опытом работы в крупных компаниях на развивающихся рынках, соответствующих профилю деятельности СПК, выпускников программы "Болашак" и окончивших ведущие зарубежные вузы;

      8) организация обучающих программ для менеджеров СПК;

      9) внедрение системы управления результативностью Группы;

      10) проведение анализа достижения ключевых показателей деятельности по стратегическим направлениям;

      11) выработка системных корректирующих мер по устранению отклонений результатов деятельности от ключевых показателей деятельности;

      12) проведение диагностики и присвоение рейтинга корпоративного управления;

      13) внедрение интегрированной системы управления;

      14) совершенствование системы управления персоналом ДЗО СПК;

      15) развитие корпоративной культуры как органической (живой) системы внутри Группы.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) рейтинг корпоративного управления (присвоение/подтверждение) по итогам года;

      2) разработка, запуск и обеспечение функционирования интерактивного сервисного веб-сайта для инвесторов;

      3) посещаемость корпоративного веб-сайта по итогам года.

      Ожидаемые результаты к 2023 году:

      1) будет внедрена система управления рисками, система управления эффективностью, усовершенствована система управления персоналом по Группе;

      2) показатель посещаемости корпоративного веб-сайта возрастет до 15 000 раз в год.

      Пошаговое следование стратегии, направленной на долгосрочное развитие СПК, способствует стабильному и сбалансированному экономическому росту региона, реализации социальной политики области, а также увеличению экономической ценности бизнеса, что повлечет рост акционерной стоимости.

      Для реализации Стратегии развития СПК будут разработаны пятилетние планы развития СПК, где будет определены основные цели и задачи Компании на пятилетний период, в том числе цели, задачи, показатели результатов и основные консолидированные показатели финансово-хозяйственной деятельности, включая инвестиции, доходы, расходы, займы, дивиденды и другие сведения.

  Приложение
Стратегии развития акционерного
общества "Национальная компания
"Социально-предпринимательская корпорация
"Павлодар" на 2014 – 2023 годы
 

Основные ключевые показатели деятельности (далее – КПД)
стратегического развития АО "НК "СПК "Павлодар"
на 2014 – 2023 годы

      СНД 1. Повышение долгосрочной стоимости группы

      Цель 1. Обеспечение роста стоимости активов

Наименование КПД

Ед. изм.

План

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

КПД 1. Стоимость активов по итогам года

млн. тенге

5 745

6 094

6 214

6 334

6 418

6 486

6 513

6 536

6 552

6 564

КПД 2. Рентабельность инвестиций (ROI) по итогам года

%

-0,03

0,01

0,06

0,81

1,56

1,94

5,08

5,43

9,04

10,48

КПД 3. Чистый доход от основной деятельности (чистый доход на одного сотрудника) по итогам года

млн. тенге

-103

3 (0,07)

5 (0,12)

7

(0,16)

9 (0,21)

11 (0,26)

13 (0,30)

15 (0,35)

17 (0,40)

19 (0,45)


      Цель 2. Эффективное управление активами

Наименование КПД

Ед. изм.

План

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

1

КПД 1. Рентабельность активов (ROA) по итогам года

%

< 0

< 0

0,1

0,5

1

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

2

КПД 2. Количество государственных активов, вовлеченных в деловой оборот

ед.



1

2

3

3

3

3

3

3

3

КПД 3. Количество проблемных активов государства, завершивших переход из фазы кризисного состояния в фазу роста (оздоровления) под управлением СПК

ед.

-

-

1

1

1

1

1

2

2

2


      СНД 2. Участие в диверсификации и модернизации экономики

      региона

      Цель 1. Диверсификация и модернизация переданных активов

Наименование КПД

Ед. изм.

План

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

КПД 1. Количество созданных новых конкурентоспособных производств

ед.

1


2

3

4

3

4

3

3

3

КПД 2. Создание инфраструктуры

ед.


1

1








КПД 3. Количество модернизированных существующих производств

ед.

1


-

1

1

-

1

-

1

-


      Цель 2. Стимулирование развития бизнеса и инноваций

Наименование КПД

Ед. изм.

План

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

КПД 1. Количество в области элементов инновационной инфраструктуры и субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

ед.

-

-

1

-

1

-

1

-

-

1

КПД 2. Количество бизнес-инициатив по итогам года, по которым СПК оказана поддержка

ед.

-

1

2

5

5

5

5

5

5

5

КПД 3. Производительность труда по итогам года

в разы

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

2,0

2,0

2,0


      Цель 3. Развитие проектного финансирования и

      государственно-частного партнерства

Наименование КПД

Ед. изм.

План

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

КПД 1. Прирост объема инвестиционного портфеля по итогам года

%

10

15

20

25

30

40

50

60

70

80

КПД 2. Количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала (не менее пяти ежегодно)

ед.

-

-

5

5

5

5

5

5

5

5

КПД 3. Созданные рабочие места по итогам года

ед.

5

5

10

10

18

22

22

24

26

28


      СНД 3. Участие в привлечении инвестиций в регион

      Цель 1. Создание необходимых условий для привлечения инвестиций

      в регион

Наименование КПД

Ед. изм.

План

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

КПД 1. Объем привлеченных инвестиций в регион при содействии СПК

млн. тенге

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

КПД 2. Рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность не менее чем на 15 %

%


-

-

0,5

1,5

2

2

2,5

3

3,5

КПД 3. Количество привлеченных иностранных инвесторов в регион (не менее двух ежегодно), в том числе из списка Global-2000 (не менее трех до 2023 года)

ед.

-

2

2

2

2

2

2

2

2

2


      СНД 4. Совершенствование системы корпоративного управления

Наименование КПД

Ед. изм.

План

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

КПД 1. Рейтинг корпоративного управления (присвоение/подтверждение) по итогам года

-

-

-

-

-

-

П

-

-

-

+

КПД 2. Разработка, запуск и обеспечение функционирования интерактивного сервисного веб-сайта для инвесторов

работы

разработка

запуск и обеспечение функционирования

КПД 3. Посещаемость корпоративного веб-сайта по итогам года

ед.

3 500

4 500

5 500

6 500

8 000

10 000

12 000

13 000

14 000

15 000