Оглавление

О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 "Об утверждении Дорожной карты занятости 2020"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1548. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2015 года № 42

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 05.02.2015 № 42.

      Примечание РЦПИ!
      Вводится в действие с 1 января 2014 года.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 «Об утверждении Дорожной карты занятости 2020» (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 39, ст. 567) следующее изменение:
      Дорожную карту занятости 2020, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
      2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2014 года.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Приложение           
к постановлению Правительства
Республики Казахстан   
от 31 декабря 2013 года № 1548

Утверждена           
постановлением Правительства 
Республики Казахстан     
от 19 июня 2013 года № 636  

                    Дорожная карта занятости 2020

                       1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Дорожная карта занятости 2020

Основание для разработки

Послание Президента Республики Казахстан – Лидера
Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря
2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый
политический курс состоявшегося государства»
Протокол совещания с участием Президента Республики
Казахстан от 23 января 2013 года № 01-7.1

Государственный орган,
ответственный за разработку и
реализацию

Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан

Государственные и иные органы,
ответственные за достижение
целей, целевых индикаторов,
задач, показателей результатов

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан,
Министерство образования и науки Республики Казахстан,
Министерство здравоохранения Республики Казахстан,
Министерство культуры и информации Республики
Казахстан, Министерство транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан, Министерство индустрии и новых
технологий Республики Казахстан, Министерство нефти и
газа Республики Казахстан, Министерство экономики и
бюджетного планирования Республики Казахстан,
Министерство регионального развития Республики
Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан,
Агентство Республики Казахстан по делам спорта и
физической культуры, акимы областей, городов Астаны и
Алматы

Цель Программы

Содействие повышению благосостояния населения путем
организации устойчивой и продуктивной занятости,
сокращения безработицы

Задачи Программы

Вовлечение в активные меры содействия занятости
самостоятельно занятых, безработных и лиц, входящих в
целевые группы населения;
развитие кадрового потенциала, в том числе для
реализации Государственной программы по форсированному
индустриально-инновационному развитию Республики
Казахстан на 2010 – 2014 годы;
совершенствование системы оказания адресной социальной
помощи.

Сроки и этапы реализации
программы

1 этап – 2013 – 2015 годы
2 этап – 2016 – 2020 годы

Целевые индикаторы

В ходе реализации задач, поставленных в Дорожной карте
занятости 2020, планируется достижение следующих
результатов:
К 2016 году:
уровень бедности не будет превышать 6,0 %;
уровень безработицы не будет превышать 5,0 %;
доля продуктивно занятых, в общей численности
самостоятельно занятого населения увеличится до 64,5 %;
Индикаторы достижения результатов к 2020 году будут
определены после завершения первого этапа Дорожной
карты занятости 2020

Источники и объемы
финансирования

На реализацию Дорожной карты занятости 2020 в
республиканском бюджете предусмотрено:
на 2013 год – 102,9 млрд. тенге;
на 2014 год – 98,3 млрд. тенге;
на 2015 год – 94,6 млрд. тенге;
на 2016 год – 95,7 млрд. тенге.
В последующие годы объем финансирования Программы
будет уточняться при формировании республиканского
бюджета на соответствующий плановый период в
соответствии с законодательством Республики Казахстан

2. Введение

      1. В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Глава государства указал на необходимость модернизации политики занятости населения в целях расширения доступности производительной занятости, повышения трудовой мотивации и роста доходов населения.
      Необходимые для этого условия подготовлены всем ходом социально-экономических преобразований в Республике Казахстан. В стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается экономическая активность и уровень занятости населения.
      Накоплен опыт антикризисного регулирования. Разработанные в рамках Дорожной карты (2009 – 2010 годы) меры сохранения рабочих мест и содействия занятости позволили сохранить высокий уровень занятости и в годы временных экономических трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
      Вместе с тем неустойчивость мирового развития и динамично меняющиеся в условиях социальной модернизации внутренние реалии выдвигают новые требования к регулированию рынка труда и содействию продуктивной занятости.
      Ответом на эти требования является настоящая программа – Дорожная карта занятости 2020 (далее – Программа). Она является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов и Программы занятости 2020.
      Программа включает в себя механизмы антикризисного реагирования, повышения эффективности регулирования рынка труда, в том числе прогнозирования и мониторинга рынка труда, вовлечения малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные меры содействия занятости.

3. Анализ текущей ситуации

      2. В сравнении с 2001 годом численность занятого населения увеличилась с 6 698,8 тыс. человек до 8 507,2 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 % до 5,3 % на конец 2012 года.
      Несмотря на принимаемые меры, в стране:
      1) 474,8 тыс. безработных, из которых большинство лиц в возрасте до 34 лет;
      2) около 1,1 млн. самостоятельно занятых работников, занятых непродуктивным трудом (незарегистрированные самостоятельно занятые работники, лица, занятые производством продукции для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве и неоплачиваемые работники семейных предприятий);
      3) 2,8 млн. занятых не охвачены накопительной пенсионной системой, и не участвуют в системе социального страхования;
      4) проблема дефицита рабочих мест имеет особую остроту в сельской местности. Это связано с:
      сезонным характером работ и узкой производственной базой;
      неразвитостью транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры;
      отдаленностью от рынков сбыта;
      низкой квалификацией населения, проживающего на селе;
      малодоступностью финансовых услуг (банки второго уровня, на селе не представлены).
      В мировой практике для решения такого рода проблем используются активные программы рынка труда. Они предполагают:
      развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка);
      увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, открытие новых рабочих мест);
      институциональное и информационное обеспечение политики занятости (создание служб занятости, информационных систем, организация информирования);
      усиление трудовой мотивации (профессиональная ориентация, оказание обусловленной социальной помощи).
      С учетом возможной адаптации мирового опыта для разрешения существующих проблем и реализации поручений Главы государства разработана данная Программа.

4. Цель, задачи и целевые индикаторы Программы

1. Цель Программы

      3. Содействие повышению благосостояния населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости и снижению уровня безработицы.

2. Целевые индикаторы Программы

      4. К 2016 году:
      1) уровень бедности не будет превышать 6,0 %;
      2) уровень безработицы не будет превышать 5,0 %;
      3) доля продуктивно занятых, в общем числе самостоятельно занятого населения увеличится до 64,5 %.
      Индикаторы ожидаемых результатов к 2020 году будут определены после завершения первого этапа Программы.
      5. В рамках Программы государственной поддержкой будут охвачены:
      1) лица, самостоятельно занятые непродуктивным трудом: в 2013 году – 3,0 % от их численности, в 2014 году – 3,8 % и в 2015 году – 6,1 %;
      2) безработные: в 2013 году – 15,0 %, в 2014 году – 18,0 % и в 2015 году – 21,0 %;
      3) трудоспособные члены малообеспеченных семей: в 2013 году – 18,0 % от их общей численности в 2014 году – 19,0 % и в 2015 году – 20,0 %.

3. Задачи Программы

      6. Основными задачами Программы являются:
      1) вовлечение в активные меры содействия занятости самостоятельно занятых, безработных и лиц, входящих в целевые группы населения;
      2) развитие кадрового потенциала, в том числе для реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
      3) совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.
      Реализация Программы направлена на обучение и содействие в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе и повышение мобильности трудовых ресурсов.
      7. Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
      1) обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
      2) создание рабочих мест через содействие развитию предпринимательства на селе за счет поддержки частной предпринимательской инициативы и комплексного развития опорных сел;
      3) обучение и содействие в трудоустройстве и переселении, с учетом реального спроса работодателя.
      8. Управление реализацией Программы осуществляется:
      на уровне республики:
      1) Межведомственной комиссией по реализации Программы при Правительстве Республики Казахстан (далее – МВК);
      2) Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – оператор Программы);
      на областном (столичном, города республиканского значения) уровне – региональной комиссией по реализации Программы (далее – региональные комиссии) и уполномоченными органами по вопросам занятости;
      на районном (городском) уровне – районной (городской) комиссией по реализации Программы (далее – районные (городские) комиссии), уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения;
      на уровне поселка, села и сельского округа – акимами поселков, сел и сельских округов.
      Важнейшими инструментами организации исполнения Программы являются социальные контракты, определяющие права и обязанности сторон.

5. Финансовое обеспечение Программы

      9. Для финансового обеспечения Программы оператор Программы, с учетом финансово-экономических возможностей государства, ежегодно до 1 февраля определяет лимит финансирования на предстоящий финансовый год и выносит предложения на МВК по распределению средств по регионам.
      Средства между регионами распределяются в следующем порядке:
      80 % – пропорционально численности населения;
      20 % – в зависимости от результатов работы за истекший период. В качестве результатов работы учитываются показатели по трудоустройству участников Программы и сокращению численности: безработных, непродуктивно занятых самостоятельных работников, малообеспеченного населения.
      При этом местными исполнительными органами от общей суммы доведенного лимита направляются:
      не менее 10 % на микрокредитование участников Программы;
      не более 50 % на реализацию инфраструктурных проектов, из них не менее 70 % средств, выделенных на реализацию инфраструктурных проектов, должны направляться в сельскую местность, за исключением городов Астаны и Алматы.
      Финансирование инфраструктурных проектов осуществляется при условии софинансирования за счет местного бюджета не менее 10 % средств от общей стоимости проекта.
      При строительстве и приобретении многоквартирного жилья, а также индивидуальных, двух (трех) квартирных жилых домов работодатель осуществляет софинансирование в размере не менее 10 % от общей сметной стоимости жилья.
      Местные исполнительные органы, исходя из установленных лимитов, формируют и ежегодно в срок до 15 апреля представляют в соответствующие центральные государственные органы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год по направлениям программы, установленной бюджетным законодательством формам с указанием ожидаемых результатов (целевых индикаторов) по основным параметрам Программы.
      Соответствующие центральные государственные органы ежегодно в срок до 1 мая представляют бюджетные заявки оператору Программы по установленным бюджетным законодательством формам с указанием ожидаемых результатов (целевых индикаторов) по основным параметрам Программы.
      Оператор Программы ежегодно в срок до 15 мая представляет бюджетные заявки в центральный государственный орган по планированию бюджета.
      Распределение средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий период на реализацию мероприятий Программы по администраторам республиканских бюджетных программ, включая распределения сумм текущих целевых трансфертов и целевых трансфертов на развитие областным бюджетам, нижестоящим бюджетам осуществляется на основании решения Правительства Республики Казахстан.
      Перечисление текущих целевых трансфертов и целевых трансфертов на развитие нижестоящим бюджетам администраторами республиканских и местных бюджетных программ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
      В случае отказа регионов от распределяемых средств или непредставления соответствующей документации Оператор Программы вносит на рассмотрение МВК предложения по перераспределению средств другим регионам.
      При уточнении республиканского бюджета вышеуказанные процедуры сохраняются, сроки предоставления бюджетных заявок устанавливаются Оператором Программы.
      Для обеспечения целевого использования представленных по лимиту средств и достижения, предусмотренных Программой результатов (целевые индикаторы) между администраторами республиканских бюджетных программ и местными исполнительными органами заключаются соглашения о результатах по целевым трансфертам (далее – Соглашение) по следующим основным параметрам:
      1) уровень безработицы;
      2) удельный вес трудоустроенных на постоянные рабочие места в общей численности участников;
      3) увеличение доли продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения;
      4) сокращение доли трудоспособных граждан в составе малообеспеченного населения;
      5) доля участников Программы, охваченных мерами государственной поддержкой в каждом из направлений Программы;
      6) доля участников Программы трудоустроенных на социальные рабочие места и молодежную практику, в том числе из числа лиц, прошедших профессиональное обучение в рамках Программы;
      7) количество создаваемых рабочих мест (постоянных и временных) и размера среднемесячной заработной платы по инфраструктурным проектам.
      Начатые в 2013 году проекты по капитальному и текущему ремонту объектов республиканской собственности финансируется до полного завершения работ.

6. Мониторинг спроса и предложения на рынке труда

      10. Для мониторинга спроса и предложения рынка труда будут приняты меры по:
      1) совершенствованию нормативной правовой базы;
      2) формированию и развитию общенациональной базы данных, содержащей сведения о текущих вакансиях и прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей (далее – Общенациональная база данных) в проектах, реализуемых в рамках государственных, отраслевых программ и программ развития территорий, а также инициатив частного сектора.
      Общенациональная база данных будет включать в себя:
      1) текущие вакансии в разрезе конкретных предприятий и специальностей;
      2) оперативный прогноз потребности в трудовых ресурсах (на 1 год) в разрезе конкретных специальностей и населенных пунктов;
      3) среднесрочный (на 5 лет) прогноз потребности в трудовых ресурсах в разрезе групп специальностей и областей.
      Порядок формирования Общенациональной базы данных и формы для представления сведений о текущих вакансиях и прогнозируемых рабочих местах, востребованных специальностях утверждаются Оператором Программы по согласованию с заинтересованными центральными государственными органами.

7. Участники Программы

      11. Участниками Программы являются граждане Республики Казахстан и оралманы – безработные, частично занятые, малообеспеченные, самостоятельно занятые и иные категории граждан, приоритетное участие которых установлено Программой.
      12. Приоритетное право на участие в Программе имеют:
      1) молодежь в возрасте до двадцати девяти лет, включая выпускников 11 классов общеобразовательных школ, организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования в течение одного года после завершения обучения;
      2) воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет;
      3) инвалиды, не имеющие противопоказаний для занятий трудовой деятельностью по состоянию здоровья;
      4) женщины, проживающие в сельской местности;
      5) лица старше 50 лет до достижения пенсионного возраста;
      6) пенсионеры, вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста;
      7) лица, ранее занятые на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда и являющиеся получателями государственных пособий;
      8) лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
      9) лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
      10) лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя – юридического лица, прекращением деятельности работодателя - физического лица или по сокращению численности или штата работников.
      Лица, представившие недостоверные данные при включении в состав участников Программы, выводятся из состава участников Программы и возмещают в бюджет сумму государственных расходов затраченных на оказание мер государственной поддержки в добровольном порядке, а в случае отказа – в судебном порядке.

8. Реализация основных направлений Программы

1. Первое направление: обеспечение занятости за счет развития
инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

      13. Данное направление предусматривает содействие занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов по следующим видам работ и объектов:
      1) капитальный, средний и текущий ремонты объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения);
      2) капитальный и текущий ремонты социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха). Для сейсмоопасных регионов допускается капитальный ремонт с сейсмоусилением;
      3) капитальный, средний и текущий ремонты инженерно-транспортной инфраструктуры (городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, дороги районного значения, тротуары, плотины, дамбы и мосты);
      4) строительство фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности (приоритетное внимание уделяется объектам, решающим проблемы аварийных, неприспособленных и саманных объектов здравоохранения на селе);
      5) благоустройство населенных пунктов (освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, обустройство имеющихся полигонов твердых бытовых отходов, малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок).
      14. В сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития реализация осуществляется по всем видам работ и объектам, предусмотренных пунктом 13 настоящей Программы, а в городах – по видам работ, указанных в подпунктах 1), 2), 3) пункта 13 настоящей Программы.
      В дачных поселках – виды работ, указанных в подпунктах 1) и 3) пункта 13 настоящей Программы реализуются по объектам, находящимся в коммунальной собственности.
      15. Местными исполнительными органами отбор проектов осуществляется самостоятельно, исходя из:
      1) доведенных лимитов финансирования;
      2) наличия проектно-сметной документации на строительство и капитальный ремонт объектов, прошедшей государственную экспертизу;
      3) наличия дефектной ведомости, сметной документации, сметы расходов на объем выполняемых работ, средний и (или) текущий ремонт которых планируется осуществить в рамках проектов;
      4) сроков проведения государственных закупок и возможностей закупа товаров, работ и услуг у отечественных производителей;
      5) сроков начала и окончания реализации проектов;
      6) возможностей софинансирования реализации проектов за счет средств местного бюджета;
      7) количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы, рассчитанной по представленным проектам;
      8) природно-климатических условий и других особенностей региона, влияющих на реализацию проектов.
      16. Центры занятости населения направляют работодателям-подрядчикам, реализующим инфраструктурные проекты, участников Программы, проживающих в данном районе (городе), включая лиц с временной регистрацией.
      Механизм реализации инфраструктурных проектов.
      17. Местные исполнительные органы представляют центральному уполномоченному органу в области здравоохранения – проекты по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности, центральному уполномоченному органу по вопросам регионального развития – инфраструктурные проекты, предлагаемые для реализации в рамках Программы, с приложением требуемой действующим законодательством технической документации, обоснованием выбора проекта, показателей количества создаваемых рабочих мест и среднемесячной заработной платы ежегодно не позднее 15 апреля.
      Проекты, предоставленные без соответствующей технической документации и обоснования выбора проектов, показателей количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы, не рассматриваются.
      18. В ходе рассмотрения проектов центральный уполномоченный орган по вопросам регионального развития проверяет соответствие проектов видам работ и объектов, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3) и 5), центральный уполномоченный орган в области здравоохранения подпункту 4) пункта 13 настоящей Программы и готовят соответствующие заключения.
      19. При отрицательном заключении на проекты центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития, в области здравоохранения направляют местным исполнительным органам мотивированный ответ с указанием причин отказа.
      При положительном заключении центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития, в области здравоохранения направляют Оператору Программы перечень инфраструктурных проектов с приложением объемов финансирования, ожидаемых показателей количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы.
      20. Оператор Программы рассматривает проекты на основе заключении, представленного центральными уполномоченными органами, по вопросам регионального развития, в области здравоохранения с учетом ожидаемых показателей количества создаваемых рабочих мест, размера среднемесячной заработной платы.
      21. Местные исполнительные органы в рамках реализации инфраструктурных проектов обеспечивают:
      1) создание новых рабочих мест;
      2) предоставление участникам Программы, проживающим, в том числе с временной регистрацией, в районе (в городе), где реализуется инфраструктурный проект, не менее 30 % рабочих мест при строительстве, не менее 50 % рабочих мест при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве по направлению центров занятости населения.
      В случае отсутствия необходимых трудовых ресурсов в данном районе (городе), где реализуется инфраструктурный проект, привлечение извне допускается при условии письменного согласия центров занятости населения районов (городов).
      22. В случае образования экономии бюджетных средств по капитальному, текущему ремонту проектов, местные исполнительные органы могут по согласованию с центральными уполномоченными органами, по вопросам регионального развития, в области здравоохранения и Оператором Программы направлять указанные средства на иные проекты, реализуемые по данному направлению Программы или на улучшение показателей конечных результатов проектов.
      23. Местные исполнительные органы ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным, предоставляют центральному уполномоченному органу по вопросам регионального развития, по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности – центральному уполномоченному органу в области здравоохранения отчеты по форме, указанном в приложении к Соглашению.
      Отчеты должны содержать сведения:
      1) об объеме выполненных работ в разрезе проектов;
      2) о количестве созданных рабочих мест и численности участников Программы, трудоустроенных по направлению центра занятости населения, а также о размере их среднемесячной заработной платы;
      3) об освоении выделенных целевых трансфертов, причинах несвоевременного освоения и объемах финансирования из нижестоящих бюджетов;
      4) о допущенных нарушениях и принятых мерах по их устранению.
      Акимы областей, городов Астаны и Алматы дополнительно предоставляют оператору Программы информацию о количестве созданных рабочих мест и численности участников Программы, трудоустроенных по направлению центра занятости населения, размере их среднемесячной заработной платы.
      24. Центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития, в области здравоохранения проводят мониторинг реализации проектов и ежемесячно к 10 числу месяца, следующего за отчетным, представляют отчеты Оператору Программы в соответствии с требованиями подпунтов 1), 2), 3) и 4) пункта 23 Программы.
      Механизм участия в инфраструктурных проектах.
      25. Потенциальные участники Программы, желающие и имеющие возможность принять участие в реализации инфраструктурных проектов, обращаются в центры занятости населения с заявлением на участие в Программе с приложением следующих документов:
      1) копия документа удостоверяющего личность;
      2) копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельских акимов), временную регистрацию;
      3) при наличии копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом) и/или других документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат).
      26. Центр занятости населения принимает решение о включении заявителей в состав участников Программы с учетом потребности работодателей в трудовых ресурсах и направляет их для трудоустройства на рабочие места, создаваемые в рамках реализуемых инфраструктурных проектов.
      27. Между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт. Выполнение условий социального контракта контролируется центром занятости населения.
      28. Работодатели, реализующие инфраструктурный проект подтверждают заключение социального контракта путем подачи письменного заявления (уведомления) о присоединении к социальному контракту, заверенного подписью руководителя либо ответственного должностного лица, имеющего право подписи, и печатью.
      29. Сведения об участниках Программы и работодателях, участвующих в реализации инфраструктурных проектов, размещаются в автоматизированной информационной системе «Дорожная карта занятости 2020».
      30. Центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития, в области здравоохранения и оператор Программы в пределах своей компетенции проводят мониторинг реализации инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках Программы.

2. Второе направление:
создание рабочих мест через развитие предпринимательства
и развитие опорных сел

      31. Второе направление предусматривает стимулирование предпринимательства и повышение экономической активности через организацию или расширение собственного дела, комплексное развитие опорных сельских населенных пунктов.

Поддержка частной предпринимательской инициативы

      32. Поддержка частной предпринимательской инициативы осуществляется в селах со средним и высоким потенциалом развития, независимо от их административной подчиненности, малых городах, поселках, находящихся на территориях городской административной подчиненности.
      Приоритетными населенными пунктами для реализации государственной поддержки предпринимательской инициативы являются опорные сельские населенные пункты.
      33. Участникам Программы предоставляются следующие виды государственной поддержки:
      1) бесплатное обучение основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание, содействие в разработке бизнес-плана;
      2) предоставление микрокредитов;
      3) предоставление сервисных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
      4) развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства.
      34. Условия участия и предоставления мер государственной поддержки участникам Программы определяются в Правилах организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости.
      35. Порядок организации и проведения конкурса, условия отбора и предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам, мониторинг целевого использования выделенных кредитных ресурсов в рамках данного направления Программы определяются в Правилах кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе.
      36. Условия микрокредитования:
      1) бюджетный кредит из республиканского бюджета предоставляется местному исполнительному органу на 5 лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %;
      2) целевое назначение бюджетного кредита – организация или расширение собственного дела;
      3) микрокредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости, а также на осуществление деятельности в сфере торговли;
      4) срок микрокредитования – не более 5 лет;
      5) максимальная сумма микрокредита не может превышать 3 млн. тенге;
      6) конечному заемщику, микрофинансовым (микрокредитным) организациям и/или кредитным товариществам по кредиту может быть предоставлен льготный период по погашению основного долга сроком не более одной трети продолжительности срока микрокредитования;
      7) для микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ годовая ставка вознаграждения по микрокредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, устанавливается по согласованию с региональной комиссией, исходя из ставки вознаграждения по микрокредитам, установленной для уполномоченной региональной организации, и ее планируемых расходов, связанных с организацией микрокредитования;
      8) максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с региональной комиссией;
      9) максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, имеющей статус финансового агентства, устанавливается для конечного заемщика по согласованию с региональной комиссией;
      10) участники Программы, досрочно погасившие микрокредиты, имеют право повторно обратиться за получением микрокредита для расширения собственного дела и получить микрокредит до 5 млн. тенге.
      37. Условия развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы.
      1) Развитие и/или сооружение инженерно-коммуникационной инфраструктуры предполагает подведение недостающей инфраструктуры к имеющимся системам: дорогам, канализации, тепло- и водоснабжению, газоснабжению, телефонным и электрическим сетям для проектов, реализуемых участниками Программы.
      Подведение недостающей инфраструктуры должно соответствовать генеральному плану развития населенного пункта (на селе – локальным схемам инженерно-коммуникационных сетей) и может быть направлено на обеспечение одного или нескольких проектов.
      Подведенная инженерная инфраструктура передается на баланс коммунальной собственности местных исполнительных органов.
      Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры осуществляются в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.
      2) Приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, предполагает оснащение оборудованием, заменяющим отсутствие сетей канализации, тепло- и водоснабжения, газоснабжения, телефонных и электрических сетей, а также блок модулями (специально оборудованные передвижные дома) для развития отгонного животноводства для проектов, реализуемых участниками в рамках Программы.
      Приобретаемое оборудование для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, через акты приема-передачи передается в собственность участнику Программы. При этом в течение срока до возврата микрокредита участник Программы обеспечивает и подтверждает целевое использование оборудования.
      38. Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, осуществляется местными исполнительными органами за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.
      Целевые трансферты местными исполнительными органами используются в соответствии с определенными техническими условиями или утвержденной в установленном законодательством порядке проектно-сметной документацией и бизнес-предложениями.
      39. Местные исполнительные органы самостоятельно определяют уполномоченный орган по развитию и/или сооружению недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретению оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства.
      При этом стоимость развития и/или сооружения объектов инфраструктуры и/или приобретаемого оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, не должна превышать 3-х млн. тенге на одного участника Программы, независимо от суммы выдаваемого микрокредита, без учета стоимости разработки проектно-сметной документации и стоимости проведения государственной экспертизы.
      Мониторинг реализации предусмотренного договором инфраструктурного проекта возлагается на уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.
      40. Механизм предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям, кредитным товариществам и организациям, имеющим статус финансового агентства:
      1) Оператор Программы предоставляет местному исполнительному органу бюджетный кредит;
      2) местные исполнительные органы районов (городов) с участием акимов сельских округов в соответствии с программами развития территорий разрабатывает Карту развития предпринимательства и утверждают ее по согласованию с уполномоченным органом по развитию предпринимательства области. До утверждения Карты развития предпринимательства микрокредитование участников Программы осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития предпринимательства региона, определенными региональными комиссиями;
      3) местные исполнительные органы областей для организации микрокредитования определяют уполномоченные региональные организации;
      4) уполномоченные региональные организации в соответствии с установленными правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ проводят конкурс по отбору микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ для участия в Программе.
      Микрокредитование конечных заемщиков без проведения конкурсов среди микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ может осуществлять сама уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства;
      5) между уполномоченной региональной организацией и микрофинансовыми (микрокредитными) организациями и/или кредитными товариществами заключается договор о предоставлении кредита.
      В случае, когда уполномоченная региональная организация имеет статус финансового агентства, договор о предоставлении микрокредита заключается непосредственно с конечным заемщиком.
      41. Механизм предоставления участникам Программы мер государственной поддержки по развитию предпринимательства:
      1) желающие принять участие в первом компоненте второго направления Программы обращаются в центры занятости населения, где их консультируют о возможных вариантах получения микрокредита в рамках Программы;
      2) центры занятости населения с лицами, включенными в состав участников второго направления Программы, заключают социальные контракты;
      3) центры занятости населения направляют участников Программы в организацию по оказанию сервисных услуг, где обеспечивается их бесплатное обучение основам предпринимательства, содействие в разработке бизнес-плана.
      Уполномоченные органы занятости обеспечивают выплату материальной помощи на проживание и проезд участнику Программы.
      На получение микрокредита без обучения основам предпринимательства могут претендовать лица, расширяющие действующий бизнес, или ранее прошедшие обучение основам предпринимательства, либо лица, имеющие подтверждающие документы о прохождении соответствующих курсов обучения основам предпринимательства в течение не более чем трех лет, предшествующих получению микрокредита;
      4) предоставление микрокредитов:
      участник Программы при содействии организации по оказанию сервисных услуг разрабатывает бизнес-план проекта и обращается с заявкой на получение микрокредита в уполномоченную региональную организацию со статусом финансового агентства, либо в микрофинансовую (микрокредитную) организацию, получившую право на микрокредитование участников Программы.
      В случае получения микрокредита через кредитное товарищество участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается в кредитное товарищество, которое участвует в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимом уполномоченной региональной организацией в соответствии с правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе;
      5) участник Программы после получения положительного заключения на получение микрокредита, вправе заключить с организацией по оказанию сервисных услуг договор на предоставление дополнительных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
      6) развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры:
      центры занятости населения при получении положительного заключения от уполномоченной региональной организации, имеющей статус финансового агентства, либо микрофинансовой (микрокредитной) организации или кредитного товарищества, направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры списки участников Программы, проекты которых требуют развития недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства;
      уполномоченный орган по развитию инфраструктуры готовит заключение о возможности (или невозможности) и необходимых объемах финансирования объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры или приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства и информирует центр занятости населения о принятом решении;
      7) по проектам, получившим положительное заключение, между участником Программы и уполномоченным органом по развитию инфраструктуры заключается соответствующий договор.

Комплексное развитие опорных сел

      42. Комплексное развитие опорных сел направлено на обеспечение продуктивной занятости граждан, проживающих в опорных сельских населенных пунктах за счет концентрации мер государственной поддержки сел.
      43. Опорный сельский населенный пункт – это благоустроенный населенный пункт, обладающий развитой социально-инженерной инфраструктурой, оказывающий широкий спектр государственных, образовательных, медицинских, финансово-посреднических, культурно-досуговых и сервисных услуг определенной группе сельских населенных пунктов
      44. Методика определения опорных сельских населенных пунктов разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития.
      45. В соответствии с разработанной методикой местные исполнительные органы направляют проект перечня опорных сел с приложением соответствующих обоснований в уполномоченный орган по вопросам регионального развития для оценки соответствия критериям, определенным в методике определения опорных сел, согласования и соответствующего заключения.
      46. Из согласованного с уполномоченным органом по вопросам регионального развития перечня опорных сельских населенных пунктов местные исполнительные органы отбирают села для включения в Программу и разработки мастер-плана комплексного развития в пилотных опорных сельских населенных пунктов.
      47. Мастер-план опорного села является составным компонентом Комплексного плана развития опорного сельского населенного пункта, направленный на расширение продуктивной занятости граждан за счет эффективного использования его экономических и трудовых ресурсов посредством государственной поддержки развития предпринимательства.
      Мастер-план опорного села включает в себя:
      анализ текущего состояния экономического развития и продуктивной занятости населения опорного села;
      определение возможности и условий развития опорного села с учетом его специализации на конкретном виде экономической деятельности;
      механизмы и инструменты реализации мастер-плана, включающие меры государственной поддержки, оказываемой в рамках действующих государственных и отраслевых программ, так и частные инвестиции;
      пошаговые планы реализации мер по развитию опорного села, предусматривающие привлечение инвестиций, развитие сырьевой базы, переработку, развитие сопутствующих и вспомогательных производств, инфраструктуры, вовлечение самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных граждан в работу по развитию села;
      определение объемов мер государственной поддержки в рамках действующих государственных и отраслевых программ и других источников финансирования, сроков реализации и ответственных исполнителей.
      48. Финансирование мероприятий, предусмотренных мастер-планом опорного села, осуществляется в пределах общих лимитов, выделенных на реализацию Программы, а также других действующих государственных и отраслевых программ.
      49. В ходе реализации мастер-плана опорного села инструменты, предусмотренные в Программе, будут применяться без ограничений.
      50. Дополнительное стимулирование участников Программы, принимающих участие в реализации проектов в опорных селах:
      1) предоставление микрокредита в сумме, до 5 млн. тенге на срок не более 5 лет;
      2) бесплатное обучение основам предпринимательства сроком до одного месяца, оказание помощи в подготовке бизнес-плана с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание, сервисные услуги по сопровождению проектов и развитие ИКИ, приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы;
      3) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня, выданным лицам, реализующим проекты в опорных селах вне средств Программы;
      4) лицам, проживающим в опорных селах и ставшим участниками Программы предоставляются все меры государственной поддержки в соответствии с выбранными ими направлениями Программы.
      51. Реализация функций по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам для проектов, реализуемых в опорных селах, осуществляется финансовым агентом – акционерным обществом «Фонд развития предпринимательства «Даму».
      52. Механизм, порядок, условия и источники финансирования субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня лиц, проживающих в опорных селах, осуществляются в соответствии с условиями, предусмотренными в Дорожной карте бизнеса 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301.
      53. Порядок разработки мастер-плана:
      1) акимы сельских округов с участием структурных подразделений местных исполнительных органов района (города) разрабатывают мастер-план опорных сел;
      2) мастер-план опорного села выносится на обсуждение схода местного сообщества и реализуется физическими и юридическими лицами на принципах солидарной ответственности;
      3) одобренный на сходе местного сообщества мастер-план опорного села выносится на рассмотрение районной комиссии и после получения положительного заключения направляется на рассмотрение в региональную комиссию;
      4) получивший положительное заключение от региональной комиссии мастер-план опорного села направляется Оператору программы для оценки, предоставления заключения по финансированию совместно с соответствующими центральными уполномоченными органами и вынесению на рассмотрение МВК;
      5) мастер-план, одобренный МВК, утверждается маслихатом района (города) и реализуется местными исполнительными органами.
      54. Оператор Программы совместно с уполномоченным органом по вопросам регионального развития проводит мониторинг и осуществляет контроль за реализацией мастер-планов опорных сел и представляет информацию о ходе их исполнения МВК.
      55. Предоставляемые меры по развитию опорного села в пилотном режиме в 2014 году будут апробированы в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Кызылординской областях (по одному опорному селу в каждом регионе).

3. Третье направление:
содействие в трудоустройстве через обучение и переселение
в рамках потребностей работодателя

      56. Третье направление нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости населения путем развития трудового потенциала, содействия в трудоустройстве и повышения профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя.
      57. Третье направление состоит из следующих компонентов:
      1) обучение и содействие в трудоустройстве;
      2) повышение мобильности трудовых ресурсов

Обучение и содействие в трудоустройстве

      58. В рамках данного направления участникам Программы предоставляются следующие виды государственной поддержки:
      1) профессиональная ориентация, помощь в выборе профессии, консультации по вопросам обучения и трудоустройства, услуги по психологической адаптации;
      2) направление на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки (далее – профессиональное обучение);
      3) предоставление материальной помощи на профессиональное обучение;
      4) поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, в том числе на социальные рабочие места и молодежную практику;
      5) частичное субсидирование заработной платы физических лиц, трудоустроенных на социальные рабочие места;
      6) оплата труда физических лиц, направленных на молодежную практику.
      Профессиональная ориентация претендентов.
      59. Профессиональная ориентация направлена на определение наклонностей, способностей претендентов, включая лиц старше 50 лет, для осознанного выбора профессий. Выбор профессий осуществляется с учетом сведений из Общенациональной базы данных.
      Профессиональная ориентация будет осуществляться среди самозанятых, безработных и малообеспеченных групп населения уполномоченным органом по вопросам занятости в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными центральным уполномоченным органом по вопросам занятости.
      60. Проведение профессиональной ориентации осуществляется уполномоченными органами по вопросам занятости или привлекаемыми ими частными агентствами занятости и/или неправительственными организациями в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках и/или государственном социальном заказе.
      61. Сведения о лицах, прошедших профессиональную ориентацию размещаются в автоматизированной информационной системе «Дорожная карта занятости 2020».
      62. Профессиональная ориентация будет апробирована в 2014 году в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях.
      Профессиональное обучение:
      63. Профессиональное обучение включает профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
      64. Претендентов на обучение отбирает работодатель как из числа участников Программы, так и других претендентов соответствующих критериям Программы, привлекаемых на основе самостоятельного поиска через частные агентства занятости и ярмарки вакансий.
      Участник Программы самостоятельно, по согласованию с работодателем, выбирает вид профессионального обучения и образовательную организацию.
      Выбор организации образования, осуществляющей обучение, производится из числа организаций, перечень которых размещается на интернет-ресурсе Оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения и учебных центров работодателей.
      65. Профессиональное обучение участников Программы может осуществляться в учебных центрах при условии выдачи лицам, прошедшим квалификационный экзамен по оценке уровня профессиональной подготовленности, свидетельства (сертификата), законодательно установленного образца, либо при оказании содействия в получении свидетельства (сертификата) в Акционерном обществе «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификаций».
      Профессиональное обучение должно проводиться на принципах дуальной модели подготовки кадров.
      Профессиональная переподготовка и повышение квалификации наемных работников с отрывом или без отрыва от производства осуществляется по заявке работодателей при условии сохранения за участником Программы его рабочего места.
      66. Профессиональное обучение участников Программы организовывается Центром занятости в рамках государственного образовательного заказа и в зависимости от содержания учебного курса может иметь следующую продолжительность:
      1) при проведении профессиональной подготовки – не более двенадцати месяцев;
      2) при переподготовке – не более шести месяцев;
      3) при повышении квалификации – не более трех месяцев.
      67. Стоимость профессионального обучения в организациях технического и профессионального образования ежегодно по согласованию с региональной комиссией устанавливается, местными исполнительными органами в области образования, исходя из расходов на образовательный процесс в зависимости от специальности и уровня квалификации в соответствии с требованиями учебных планов и программ.
      Стоимость профессионального обучения в учебных центрах работодателей определяется учебным центром по согласованию с центром занятости населения, местными исполнительными органами в области образования и региональной комиссией.
      68. После завершения профессионального обучения центры занятости населения направляют участников Программы на постоянное рабочее место, заявленное работодателем.
      69. Финансирование обучения лиц, принятых на профессиональную подготовку до 2013 года, будет осуществляться Министерством образования и науки Республики Казахстан до полного завершения обучения указанных лиц.
      Направление на молодежную практику и социальные рабочие места
      70. Субсидирование заработной платы участникам молодежной практики осуществляется не более 6 месяцев. Размер субсидии в месяц составляет 17,2 месячных расчетных показателей (с учетом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг), без учета выплат по экологическим надбавкам.
      71.Частичное субсидирование государством заработной платы участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, осуществляется в течение 12 месяцев со дня трудоустройства.
      Ежемесячный размер субсидий на заработную плату участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам составляет 35 % от установленного размера заработной платы, но не более размера минимальной заработной платы, определенной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
      Условия временной занятости на социальных рабочих местах и молодежной практике определяются Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года № 836 «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения»
      72. Центры занятости работу по организации профессионального обучения и/или трудоустройство участников Программы проводят самостоятельно либо с привлечением частных агентств занятости и/или неправительственных организаций в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках и/или государственном социальном заказе.
      73. Условия участия граждан и предоставления им мер государственной поддержки, порядок формирования перечня организаций, осуществляющих профессиональное обучение в рамках Программы, определяются в Правилах организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.
      74. Механизм реализации:
      1) претенденты обращаются в центры занятости населения района, города места постоянного проживания с заявлением на участие в Программе и представляют документы в соответствии с Правилами организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки;
      2) центры занятости населения:
      рассматривают представленные документы и принимают решение о включении заявителя в состав участников Программы (либо об отказе в этом) на основании проверки соответствия представленных документов, предъявляемым требованиям к участникам Программы, и оказывают содействие в трудоустройстве на существующие в базе данных вакантные рабочие места, либо рабочие места, заявленные работодателями самостоятельно или через частные агентства занятости, на социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также на рабочие места для прохождения молодежной практики;
      3) участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой квалификации, направляются на профессиональное обучение по специальностям, заявленными работодателями;
      4) между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт.
      При направлении участников Программы на профессиональное обучение сторонами социального контракта также выступают организация образования и работодатель.
      Работодатель и организация образования подтверждают заключение социального контракта путем подачи письменного заявления (уведомления) о присоединении к социальному контракту, заверенного подписью руководителя либо ответственного должностного лица, имеющего право подписи, и печатью.
      Работодатели, предоставляющие постоянные рабочие места для трудоустройства участников Программы, в заявлении (уведомлении) указывают требования к участникам Программы и условия обучения: специальность (профессию), по которой планируется организовать их обучение, организацию образования, место прохождения производственной практики и период отработки после завершения обучения.
      Организации образования, осуществляющие профессиональное обучение участников Программы, в заявлении (уведомлении) информируют о приобретаемой в результате обучения специальности (профессии), продолжительности и стоимости обучения, возможном месте и условиях прохождения производственной практики;
      5) выполнение условий социального контракта со стороны участников Программы, работодателей и организацией образования контролируется центрами занятости населения, со стороны центров занятости населения – уполномоченным органом по вопросам занятости района (города).

Повышение территориальной мобильности трудовых
ресурсов в рамках потребности работодателя

      75. Повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателей осуществляется за счет содействия добровольному переселению граждан Республики Казахстан из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития и создания условий для адаптации молодежи.
      Порядок участия в Программе работодателей и добровольно переселяющихся граждан и получение ими государственной поддержки определяются в Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки.
      76. Переезд участников Программы из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста осуществляется:
      1) внутри одного района;
      2) из одного района (города областного значения) в другой район (город областного значения) в пределах одной области;
      3) из одной области в другую.
      77. Критерии для определения населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом по вопросам регионального развития.
      На их основании местные исполнительные органы по согласованию с уполномоченным органом по вопросам регионального развития определяют перечень населенных пунктов с низким и высоким потенциалом социально-экономического развития и направляют его Оператору Программы.
      78. Уполномоченным органом по вопросам регионального развития разрабатываются типовые проекты жилища (индивидуальные или многоквартирные) для переселяющихся участников Программы с учетом сейсмологических зон и характеристик.
      79. Государственная поддержка участников Программы включает:
      1) предоставление субсидий на переезд, компенсирующие связанные с этим расходы;
      2) предоставление служебных жилищ;
      3) предоставление комнат в общежитиях для трудовой молодежи;
      4) обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации при необходимости;
      5) содействие в трудоустройстве на новом месте жительства.
      80. Механизм финансирования субсидий на переезд, строительство (приобретение) и распределение жилья с участием работодателей, а также порядок предоставления и пользования служебным жильем и общежитиями, предназначенными для заселения переселяющихся в рамках Программы граждан, определяется в Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки, утвержденных Правительством Республики Казахстан.
      Комнаты в общежитиях предоставляются трудовой молодежи до двадцати девяти лет (в том числе воспитанникам детских домов, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, потерявшим родителей до наступления совершеннолетия) независимо от прежнего места их проживания, в том числе проживания в областных центрах, городе республиканского значения и столице.
      При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы.
      81. Механизм участия работодателей в Программе:
      1) центры занятости населения консультируют работодателей о порядке и условиях выбора претендентов на участие в переселении и трудоустройстве из числа граждан, проживающих в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития;
      2) работодатели, желающие участвовать в Программе, подают в Центры занятости населения заявки с:
      указанием количества необходимой рабочей силы в разрезе специальностей (профессий);
      подтверждением возможности строительства (приобретения) жилья для участников Программы (на условиях софинансирования) и возможности обеспечения участников Программы постоянной занятостью либо письменного обязательства о трудоустройстве на постоянные рабочие места после завершения ими профессионального обучения в рамках Программы;
      3) местные исполнительные органы в соответствии с законодательством выделяют земельные участки для строительства жилья, разрабатывают проектно-сметную документацию, проводят государственную экспертизу, выдают технические условия на подключение, а также подведение и подключение к инженерно-коммуникационной инфраструктуре в соответствии с планом детальной планировки и планом застройки территорий за счет средств местного бюджета;
      4) при строительстве индивидуальных жилых домов привязка проекта к местности осуществляется за счет средств местного бюджета и работодателя пропорционально вложенным средствам или за счет работодателя по согласованию.
      При строительстве многоквартирного жилого дома привязка проекта к местности осуществляется за счет средств местного бюджета или за счет работодателя по согласованию;
      5) местные исполнительные органы областей и работодатель заключают договор намерения, предусматривающий следующие обязательства:
      порядок совместного строительства и приобретения жилья;
      обязательное трудоустройство переселяющихся граждан;
      размер софинансирования работодателем;
      выбор мест застройки, возможных вариантов жилья для строительства, а также распределение жилья в случае софинансирования со стороны работодателя осуществляются с его участием;
      6) построенные и сданные в эксплуатацию жилища распределяются между государством и работодателем пропорционально, вложенным средствам в строительство жилья.
      82. Механизм участия граждан в третьем направлении Программы:
      1) претенденты на участие, проживающие в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития, обращаются в центр занятости населения с заявлением на переезд, прилагая документы, предусмотренные Правилами содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки;
      2) центр занятости, с учетом потребности работодателей, рассматривает документы на предмет соответствия критериям отбора на участие, согласовывает с заявителями возможные варианты переезда и направляет документы в региональную или районную (городскую) комиссию в зависимости от места переезда;
      3) по итогам рассмотрения документов:
      региональные комиссии вырабатывают рекомендации о включении (об отказе) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих с одного района в другой, а также заявки или предложения о включении (об отказе) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих в другую область;
      районные/городские комиссии вырабатывают рекомендации о включении (об отказе) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих в пределах одного района;
      4) на основании решения Оператора Программы, региональной либо районной/городской комиссии центр занятости населения принимает решение о включении (об отказе) заявителей в состав участников Программы;
      С 1 января 2014 года во всех регионах включение претендентов в состав участников Программы будет осуществляться по заявлению работодателей, участвующих в строительстве, приобретении и заселении служебных жилищ;
      5) на основании решения региональной комиссии допускается переселение участников Программы из числа лиц, проживающих в черте города республиканского значения, столицы, областных центров, в служебные жилища, строительство которых завершено на 1 июля 2013 года в рамках «Программы занятости 2020», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316;
      6) между лицами, включенными в список участников Программы и центром занятости населения (мест прибытия), подписывается социальный контракт. Социальный контракт, наряду с социальной поддержкой по переезду, включает в себя мероприятия по трудоустройству на новом месте;
      7) выполнение условий социального контракта контролируется центром занятости населения.

9. Институциональная организация Программы

      83. Управление реализацией Программы имеет вертикальную структуру, в состав которой входят МВК, оператор Программы, региональные и районные (городские) комиссии по реализации Программы на местном уровне, центральные и местные исполнительные органы областного, районного и сельского значения.
      84. МВК осуществляет следующие основные полномочия:
      1) согласовывает лимиты финансирования и распределения средств по регионам;
      2) рассматривает основные итоги выполнения Программы и заслушивает отчеты центральных и местных исполнительных органов по реализации Программы, а также государственных, отраслевых программ и программ развития территорий соответственно, в части создания рабочих мест по отраслям и в регионах, а также трудоустройстве;
      3) вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения по вопросам, связанным с реализацией Программы;
      4) рассматривает и согласовывает перечень опорных сельских населенных пунктов, определенных для комплексного развития в рамках Программы.
      85. Оператор Программы, во взаимодействии с уполномоченными государственными органами:
      1) осуществляет нормативно-правовое, методическое и информационное сопровождение Программы;
      2) готовит предложения по установлению лимитов финансирования и распределению средств по согласованию МВК постановлением Правительства Республики Казахстан по направлениям Программы в разрезе администраторов республиканских бюджетных программ и регионов;
      3) обеспечивает мониторинг реализации Программы на основе подписанных с местными исполнительными органами соглашений;
      4) разрабатывает порядок формирования общенациональной базы данных и формы для представления сведений о текущих вакансиях и прогнозируемых рабочих местах, востребованных специальностях центральными государственными и местными исполнительными органами;
      5) разрабатывает и утверждает типовые положения региональной, районной (городской) комиссий, формы социального контракта, заявления (уведомления) работодателей и организаций образования о присоединении к социальному контракту;
      6) определяет порядок ведения мониторинга реализации Программы;
      7) согласовывает переезд участников Программы из одной области в другую в рамках повышения мобильности трудовых ресурсов.
      86. Региональные комиссии:
      1) согласовывают списки участников Программы;
      2) согласовывают приоритетные направления развития предпринимательства;
      3) согласовывают лимиты финансирования Программы по направлениям в разрезе районов и городов;
      4) согласовывают размер годовой ставки вознаграждения по кредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам;
      5) согласовывают размер годовой максимальной эффективной процентной ставки по микрокредитам для конечного заемщика;
      6) согласовывают мастер-план комплексного развития опорных сел;
      7) вносят предложения Оператору Программы по переезду участников Программы Республики Казахстан в другую область на основании заявок работодателей и предложений региональных комиссий других регионов;
      8) согласовывают стоимость профессионального обучения в организациях технического и профессионального образования и в учебных центрах работодателей;
      9) заслушивают отчеты местных исполнительных органов областного, городского и районного значений о реализации Программы;
      10) вырабатывают рекомендации по предупреждению и устранению выявленных нарушении по результатам проверок реализации Программы.
      87. Районные (городские) комиссии:
      1) в соответствии с Программой проводят отбор потенциальных участников Программы на основании информации и документов, представляемых центрами занятости населения, и направляют соответствующие предложения на рассмотрение региональных комиссий;
      2) согласовывают субсидирование ставок вознаграждения по кредитам банков второго уровня и мастер план комплексного развития опорных сел;
      3) вырабатывают рекомендации по предупреждению и устранению выявленных нарушении по результатам проверок реализации Программы.
      88. Местные исполнительные органы областного значения:
      1) согласовывают представленные акимами районов и городов проекты и планы мероприятий, мастер-план комплексного развития опорных сел реализуемых в рамках Программы;
      2) вносят на рассмотрение региональной комиссии и оператору Программы предложения по лимитам финансирования региональных составляющих Программы;
      3) по согласованию с уполномоченным центральным органом по региональному развитию определяют перечень населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития, опорных сельских населенных пунктов, утверждают планы переезда участников Программы.
      89. Основными задачами центров занятости населения являются:
      1) проведение общих процедур: информирование и предоставление консультационных услуг гражданам по вопросам участия в Программе, оказание помощи в подготовке документов, проведение консультаций с претендентами с целью изучения их потребностей, проведение оценки нуждаемости претендентов в социальной поддержке, прием документов претендентов на участие в Программе;
      2) отбор и распределение потенциальных участников Программы по категориям, в зависимости от статуса, их профессии и потребности в социальной поддержке;
      3) подписание социального контракта с участниками Программы, осуществление мониторинга его исполнения и применение санкций при невыполнении его условий в соответствии с законодательством;
      4) ведение мониторинга и определение потребности в кадрах на местном рынка труда.
      90. Центры занятости населения могут иметь представительства в сельских округах, подразделения (или специалистов), занимающиеся вопросами реализации Программы, координацией взаимодействия с работодателями, организациями образования и частными агентствами занятости.

10. Информационно-методологическое обеспечение Программы

      91. Информационно-методологическое обеспечение реализации Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
      1) оперативный и среднесрочный прогноз потребностей рынка труда в разрезе конкретных профессий;
      2) развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации;
      3) методологическое обеспечение деятельности центров занятости, включая разработку ключевых показателей эффективности;
      4) комплексный мониторинг реализации Программы на базе Единой информационной системы социально-трудовой сферы (далее – ЕИССТС), в том числе автоматизирования бизнес-процессов, выполняемых в рамках Программы для использования Общенациональной базы данных в режиме реального времени; внесение изменений в автоматизированный учет лиц, обратившихся за содействием в трудоустройстве и социальной поддержкой, в том числе участников Программы; использование соответствующей базы данных Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» для определения доходов участников Программы, что предотвратит нецелевое использование бюджетных средств.
      5) поддержка единого информационного портала «Молодежная биржа труда» и информационного портала «Работа»;
      6) информация о мерах государственной поддержки, оказываемых в рамках Программы, об организациях по оказанию сервисных услуг, услугах и перечне учебных заведений размещается на интернет-ресурсах оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства при операторе Программы, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения;
      7) исследование по определению потенциала развития населенных пунктов в целях повышения продуктивной занятости населения.
      Для реализации указанных направлений Оператором Программы будет определена специализированная организация по вопросам информационно-методологического обеспечения Программы.
      92. Информация о мерах государственной поддержки, оказываемых в рамках Программы, об организациях по оказанию сервисных услуг, услугах и перечне учебных заведений размещается на интернет-ресурсах Оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства при Операторе Программы, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения.

11. Совершенствование системы оказания социальной помощи

      93. Совершенствование системы оказания социальной помощи направлено на установление оптимальной связи между трудовой активностью и оказанием адресной социальной помощи (далее - АСП).
      С этой целью предусматривается введение обусловленной социальной помощи. Она предполагает переход от безусловной формы адресной поддержки к принципам «взаимных обязательств» (система социального контракта активизации семьи).
      Социальный контракт активизации семьи будет содержать индивидуальный план выхода семьи из трудной жизненной ситуации за счет активизации трудового потенциала и эффективного использования имеющихся ресурсов, предоставления услуг по социальной и профессиональной адаптации с указанием взаимных обязательств, действий двух сторон. В 2014 году оказание обусловленной социальной помощи будет апробировано в пилотном режиме в Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Жамбылской областях.
      Уполномоченные органы по вопросам занятости совместно с центрами занятости населения будут вести контроль над выполнением гражданами условий социального контракта, и оценивать эффективность предоставленной помощи.
      Для малообеспеченных семей, не имеющих в своем составе лиц трудоспособного возраста (одинокие, пожилые), либо имеющих членов семьи с ограниченными возможностями (инвалиды, лица, имеющие социально-значимые заболевания), АСП будет предоставляться согласно действующему законодательству Республики Казахстан.

12. Показатели результатов реализации Программы

      94. В результате реализации Программы до 2020 года активными мерами содействия занятости будут охвачены до полутора миллионов человек.
      Снизится удельный вес неэффективной занятости, уменьшится безработица, повысятся производительность труда, а также доходы населения.

       План обеспечения занятости до 2020 года для обеспечения
                        5 % уровня безработицы

                                                              человек

Регионы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Акмолинская область

4172

2613

2560

2569

2695

3046

3523

3860

Актюбинская область

4105

2571

2519

2527

2652

2997

3466

3798

Алматинская область

9701

6077

5954

5973

6267

7083

8191

8976

Атырауская область

2767

1733

1698

1704

1788

2020

2337

2560

Западно-
Казахстанская
область

3148

1972

1932

1938

2034

2299

2658

2913

Жамбылская область

5557

3481

3410

3422

3590

4057

4692

5141

Карагандинская
область

7012

4393

4304

4318

4530

5120

5921

6488

Костанайская
область

5075

3179

3115

3125

3278

3705

4285

4695

Кызылординская
область

3278

2053

2012

2018

2118

2393

2768

3033

Мангистауская
область

2550

1597

1565

1570

1647

1861

2153

2359

Южно-Казахстанская
область

11709

7336

7187

7210

7565

8550

9888

10834

Павлодарская
область

4136

2591

2539

2547

2672

3020

3493

3827

Северо-
Казахстанская
область

3268

2047

2006

2012

2111

2386

2759

3024

Восточно-
Казахстанская
область

7102

4450

4359

4373

4589

5186

5997

6571

г. Алматы

3942

2470

2420

2427

2547

2878

3329

3648

г. Астана

7304

4576

4483

4498

4719

5333

6168

6758

Республика
Казахстан

84826

53139

52063

52231

54802

61934

71628

78485

13. Этапы реализации Программы

      95. Реализация Программы будет осуществляться в два этапа: первый этап – 2013 – 2015 годы, второй этап – 2016 – 2020 годы.
      96. На первом этапе в пилотном режиме в третьем направлении (переезд в центры экономического роста и в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития) приобретение и заселение служебных жилищ будет осуществляться с участием работодателей.
      В целях обеспечения занятости населения и контроля уровня безработицы будут отработаны меры оперативного создания рабочих мест путем реализации инфраструктурных проектов в городах и сельских населенных пунктах.
      Будут отработаны механизмы по комплексному развитию опорных сел, внедрены механизмы субсидирования по кредитам.
      97. На втором этапе: 2016 – 2020 годы – будут разработаны, согласованы и приняты к исполнению региональные составляющие Программы; управление рисками, возникающими на рынке труда, и содействие продуктивной занятости будет осуществляться на основе механизмов и инструментов, предложенных Программой.

14. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      98. На реализацию Программы в республиканском бюджете предусмотрено:
      1) на 2013 год – 102,9 млрд. тенге;
      2) на 2014 год – 98,3 млрд. тенге;
      3) на 2015 год – 94,6 млрд. тенге;
      4) на 2016 год – 95,7 млрд. тенге.
      В последующие годы объемы финансирования из республиканского бюджета будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период.

         15. План мероприятий по реализации Дорожной карты
                          занятости 2020


п/п

Наименование
мероприятия

Расходы

Ответственные
исполнители

Форма
завершения

Срок
исполнения

1

2

3

4

5

6

1. Организационные мероприятия

1

Разработка типовых
проектов жилищ
(индивидуальных или
многоквартирных),
общежитий для
переселяющихся
участников Программы
с учетом
сейсмологических зон
и характеристик.

-

МРР

Проектно-сметная
документация

4 квартал
2014 года

2

Внесение изменений и
дополнений в Типовые
положения
региональной,
районной (городской)
комиссии, формы
социального
контракта, заявлений
(уведомлений)
работодателей и
организаций
образования о
присоединении к
социальному контракту

-

МТСЗН

Приказ

1 квартал
2014 года

3

Об утверждении
Методических
рекомендаций по
организации
профессиональной
ориентации

-

МТСЗН, НПП

Приказ

1 квартал
2014 года

4

Разработка мастер-плана опорных сел для
комплексного развития
в пилотном режиме


Акиматы
Акмолинской, Восточно-
Казахстанской,
Павлодарской,
Кызылординской
областей

мастер-план
развития опорного
села

2 квартал
2014 года

5

Апробация мер
государственной
поддержки для
комплексного развития
в отобранных опорных
селах

В пределах
средств,
преду-
смотренных
на 2014
годы

МТСЗН, МРР,
Акиматы
Акмолинской,
Восточно-
Казахстанской,
Павлодарской,
Кызылординской
областей

Информация в
Правительство

2 полугодие
2014 года

6

Выработка предложений
по совершенствованию
системы мониторинга
реализации Программы


АО «ИАЦ ПЗ»,
акиматы
областей,
городов Астаны
и Алматы

Предложения в
МТСЗН

4 квартал
2014 года

2. Создание рабочих мест через развитие предпринимательства
и развитие опорных сел

7

Внесение изменений и
дополнений в
постановление
Правительства
Республики Казахстан от
18 июля 2011 года № 816
«Об утверждении Правил
организации и
финансирования
государственной
поддержки развития
предпринимательства
лицам, участвующим в
активных мерах
содействия занятости», утвержденного постановлением
Правительства
Республики Казахстан от
13 августа 2013 года № 817 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства
Республики Казахстан"

-

МТСЗН, МФ,
МЭБП, МРР

постановление
Правительства
Республики Казахстан

1 квартал
2014 года

3. Обучение и содействие в трудоустройстве

8

Внесение изменений и
дополнений в
постановление
Правительства
Республики Казахстан
от 18 июля 2011 года
№ 815 «Об утверждении
Правил организации и
финансирования
обучения, содействия
в трудоустройстве
лиц, участвующих в
активных мерах
содействия занятости,
и предоставления им
мер государственной
поддержки», утвержденного постановлением
Правительства
Республики Казахстан от
13 августа 2013 года № 817 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства
Республики Казахстан"

-

МТСЗН, МОН, МФ,
МЭБП акимы
областей,
городов
Астаны и Алматы

постановление
Правительства
Республики
Казахстан

1 квартал
2014 года

4. Повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя

9

Внесение изменений и
дополнений в
постановление
Правительства
Республики Казахстан
от 18 июля 2011 года
№ 817 «Об утверждении
Правил содействия
повышению мобильности
лиц, участвующих в
активных мерах
содействия занятости,
и оказания им мер
государственной
поддержки», утвержденного постановлением
Правительства
Республики Казахстан от
13 августа 2013 года № 817 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства
Республики Казахстан"

-

МТСЗН,
МРР, МФ,
МЭБП, акимы
областей,
городов
Астаны и Алматы

постановление
Правительства
Республики
Казахстан

1 квартал
2014 года

5. Информационная работа

10

Повышение
информированности
населения в вопросах
государственной
политики занятости:


МТСЗН, акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

семинары,
встречи,
выступления,
публикации

постоянно

11

Создание
программно-аналитического
комплекса
«Ситуационного центра
Министерства труда и
социальной защиты
населения»

В пределах
средств,
предусмотренных
на 2013
-2015 годы

МТСЗН

ситуационный
центр Министерства труда и
социальной защиты
населения

2014-2015
годы

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

МРР

Министерство регионального развития Республики
Казахстан

МЭБП

Министерство экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан

МФ

Министерство финансов Республики Казахстан

МОН

Министерство образования и науки Республики Казахстан

МТСЗН

Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан

НПП

Национальная Палата Предпринимателей Республики
Казахстан

АО «ИАЦ ПЗ»

акционерное общество «Информационно-аналитический
центр по проблемам занятости»