Оглавление

Об утверждении Правил проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июня 2011 года № 697. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года № 772

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 16.11.2018 № 772.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.

     
      Премьер-Министр
Республики Казахстан
К. Масимов

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 июня 2011 года № 697

Правила
проведения государственного контроля и надзора
за деятельностью государственной авиации
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", определяют порядок проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации и распространяются на государственные органы, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда.

      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) орган контроля и надзора за деятельностью государственной авиации (далее – орган контроля и надзора) – структурное подразделение уполномоченного государственного органа в сфере государственной авиации, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью государственной авиации;

      2) государственный контроль за деятельностью государственной авиации (далее – контроль) – деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в сфере использования воздушного пространства и деятельности авиации;

      3) государственный надзор за деятельностью государственной авиации (далее – надзор) – деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства Республики Казахстан в сфере использования воздушного пространства и деятельности авиации;

      4) проверяемые субъекты – органы управления государственной авиации, физические (авиационный персонал) и юридические лица в сфере государственной авиации.

      3. К органам управления государственной авиации относятся:

      1) Управление главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан;

      2) Главное командование Национальной гвардии Республики Казахстан;

      3) Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 26.03.2013 № 274; от 02.04.2015 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Порядок проведения государственного контроля и надзора
за деятельностью государственной авиации
2.1. Порядок проведения проверки

      4. Проверка проверяемого субъекта – это форма контроля и надзора, которую проводят органы контроля и надзора путем совершения одного из следующих действий:

      1) посещения проверяемого субъекта должностным лицом органа контроля и надзора;

      2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования информации при проведении наблюдения;

      3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

      5. Проверка проверяемого субъекта проводится на основании предписания на проверку, подписанного руководителем органа контроля и надзора, по форме согласно Приложению 1 к настоящим Правилам.

      6. Проверка проводится специалистами органа контроля и надзора с классной квалификацией "Специалист первого класса" и выше.

      7. Проверки проверяемых субъектов делятся на плановые и внеплановые.

      Плановая проверка – проверка, назначаемая в отношении проверяемого субъекта на основании ежегодного плана проведения проверок.

      Внеплановая проверка – проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических, юридических лиц, государства.

      8. Ежегодный план проведения проверок разрабатывается органом контроля и надзора с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровья человека, окружающей среде, законным интересам физических, юридических лиц, государства.

      Ежегодный план проведения проверок согласовывается с органами управления государственной авиации и в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, утверждается руководителем органа контроля и надзора.

      9. Внесение изменений в ежегодные планы проведения проверок не допускаются.

      10. Плановые проверки проверяемых субъектов проводятся с периодичностью, определяемой органом контроля и надзора, но не чаще одного раза в год.

      11. О проведении плановой проверки орган контроля и надзора не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки извещает проверяемый субъект в письменном виде с указанием сроков и предмета проведения проверки.

      12. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

      1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) на устранение выявленных нарушений по результатам проверок;

      2) получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и законным интересам физических, юридических лиц, государства;

      3) инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности;

      4) получение информации об авиационных инцидентах;

      5) обращение проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;

      6) реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка.

      13. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.

      14. Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, послужившие основанием для проведения данной внеплановой проверки.

      15. О проведении внеплановой проверки орган контроля и надзора не менее чем за сутки до начала самой проверки извещает проверяемый субъект с указанием предмета проведения проверки.

      16. Проверки проводятся как в отношении одного проверяемого субъекта, так и в отношении нескольких проверяемых субъектов одновременно.

      17. Плановые и внеплановые проверки подразделяются на комплексные и тематические.

      Комплексная проверка – проверка деятельности проверяемого субъекта по комплексу вопросов, касающихся соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере государственной авиации.

      Тематическая проверка – проверка деятельности проверяемого субъекта по отдельным вопросам, касающимся соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере государственной авиации.

      18. Проведение иных видов проверок, не установленных настоящими Правилами, запрещается.

      19. Объем плановых (как комплексных, так и тематических) проверок определяется проверочными листами.

      20. Проверочные листы разрабатываются органом контроля и надзора и включают в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности проверяемых субъектов, установленных законодательством Республики Казахстан и эксплуатационно-технической документацией, несоблюдение которых влечет за собой угрозу причинения существенного вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и законным интересам физических, юридических лиц, государства.

      Проверочные листы утверждаются руководителем органом контроля и надзора.

      Требования, содержащиеся в проверочных листах, формируются в соответствии с принципами минимальной достаточности.

      21. Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов, не предусмотренные законодательством Республики Казахстан и эксплуатационно-технической документацией или не влияющие на снижение степени риска от деятельности проверяемых субъектов, не подлежат включению в проверочные листы и в ходе проверки к проверяемым субъектам не предъявляются.

      22. Срок проведения проверки устанавливается руководителем органа контроля и надзора с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать тридцати рабочих дней.

      При этом, в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен один раз руководителем органа контроля и надзора (либо лицом, его замещающим) на срок не более тридцати рабочих дней.

      23. В случае продления сроков проверки органом контроля и надзора в обязательном порядке оформляется акт о продлении проверки, в котором указываются номер и дата регистрации предписания на проверку, и причина продления.

      Акт о продлении проверки оформляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом органа контроля и надзора, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

      Один экземпляр акта хранится в органе контроля и надзора, второй экземпляр передается уполномоченному лицу проверяемого субъекта.

      24. Проверка приостанавливается в случаях:

      1) привлечения проверяемого субъекта к мероприятиям, проводимым согласно плану органа управления государственной авиации, в подчинении которого находится данный проверяемый субъект, при плановых проверках на срок не более одного месяца;

      2) проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз на срок свыше тридцати рабочих дней до получения органом контроля и надзора их результатов;

      3) необходимости получения сведений и документов от иностранных государств, имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки, на срок свыше тридцати рабочих дней до получения органом контроля и надзора сведений и документов.

      25. Уведомление проверяемого субъекта о приостановлении либо возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки.

      26. При приостановлении или возобновлении проверки составляется акт о приостановлении либо возобновлении проверки, в котором указываются номер и дата регистрации предписания на проверку и причина приостановления.

      Акт о приостановлении проверки оформляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом органа контроля и надзора, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

      Один экземпляр акта хранится в органе контроля и надзора, второй экземпляр передается уполномоченному лицу проверяемого субъекта.

      27. Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

      28. Повторное проведение проверки проверяемого субъекта, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные в настоящих Правилах сроки, не допускается.

      29. Должностные лица органа контроля и надзора, прибывшие для проведения проверки на объект, предъявляют:

      1) предписание о назначении проверки;

      2) служебное удостоверение установленного образца;

      3) проверочный лист при плановой проверке;

      4) при необходимости разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов.

      30. Должностные лица органов контроля и надзора при проведении контроля и надзора:

      1) соблюдают законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы проверяемых субъектов;

      2) проводят проверку на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами и законами Республики Казахстан;

      3) своевременно исполняют в полной мере предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере государственной авиации;

      4) обеспечивают сохранность документов и сведений, полученных в результате проверки.

      31. При проведении проверки должностным лицам органа контроля и надзора запрещается:

      1) проверять выполнение требований, установленных законодательством Республики Казахстан, если такие требования не относятся к компетенции органа контроля и надзора;

      2) требовать предоставления документов, информации и материалов, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

      3) разглашать и/или распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      4) проводить заведомо повторную проверку проверяемого субъекта, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1)5) пункта 12 настоящих Правил.

      32. Должностные лица проверяемого субъекта при проведении проверки обеспечивают:

      1) беспрепятственный доступ должностных лиц органа контроля и надзора на территорию и в помещения проверяемого субъекта в соответствии с задачами и предметом проверки при предъявлении документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил;

      2) предоставление должностным лицам органа контроля и надзора документов (сведений) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки с соблюдением требований по защите государственных секретов;

      3) доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;

      4) недопущение внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период осуществления проверки, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;

      5) безопасность лиц, прибывших для проведения проверки на объект от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами.

      33. Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту предписания на проверку.

      34. При наличии у должностного лица органа контроля и надзора предписания на проверку, уполномоченное лицо проверяемого субъекта предоставляет к проверке все необходимые объекты, материалы и сведения, относящиеся к предмету проверки.

      35. В случае невозможности предоставления (в полном объеме или частично) необходимых объектов, материалов и сведений к проверке, составляется акт с указанием причин непредставления.

      Акт оформляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом органа контроля и надзора, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

      Один экземпляр акта хранится в органе контроля и надзора, второй экземпляр передается уполномоченному лицу проверяемого субъекта.

      36. Проверка проводится должностными лицами, которые указаны в предписании на проверку.

      Изменения в состав должностных лиц, проводящих проверку, вносятся решением руководителя органа контроля и надзора. При этом до начала участия в проверке лиц, не указанных ранее в предписании на проверку, должностное лицо органа контроля и надзора письменно уведомляет об этом проверяемый субъект с указанием причины внесения таких изменений.

      37. По итогам проверки должностными лицами органа контроля и надзора составляется акт о результатах проверки по форме согласно Приложению 2 к настоящим Правилам, и принимаются меры воздействия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      38. Акт о результатах проверки составляется в трех экземплярах и подписывается должностными лицами органа контроля и надзора, осуществляющими проверку.

      Первый экземпляр акта о результатах проверки со всеми приложениями хранится в органе контроля и надзора, проводившем проверку.

      Второй экземпляр акта о результатах проверки направляется проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

      Третий экземпляр акта о результатах проверки направляется руководителю органа управления государственной авиации, в подчинении которого находится проверяемый субъект.

      39. К акту о результатах проверки прилагаются при их наличии акты (справки-доклады) о результатах проверки по отдельным вопросам, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

      40. В случае наличия замечаний и/или возражений по результатам проверки руководитель либо представители проверяемого субъекта излагают их в письменном виде.

      41. Замечания и/или возражения прилагаются к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая запись в акте.

      42. По итогам проверки органом контроля и надзора проверяемому субъекту вручается предписание на устранение выявленных нарушений.

      43. В предписании на устранение выявленных нарушений указываются рекомендации органа контроля и надзора по устранению выявленных недостатков, нарушений и упущений.

      44. По выявленным в результате проверки нарушениям (недостаткам, упущениям) и указанным в предписании рекомендациям проверяемый субъект в течение десяти рабочих дней предоставляет органу контроля и надзора информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем органа контроля и надзора, проводившего проверку.

      45. В случае отсутствия при проведении проверки нарушений требований законодательства Республики Казахстан, в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

      46. Завершением проверки считается день вручения проверяемому субъекту акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в предписании на проверку.

      47. Проверка признается недействительной, если проведенная органом контроля и надзора проверка была осуществлена с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных настоящими Правилами.

      48. К грубым нарушениям требований настоящих Правил относятся:

      1) отсутствие оснований проведения проверки;

      2) отсутствие предписания на проверку;

      3) несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;

      4) нарушение требований пункта 31 настоящих Правил;

      5) нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки;

      6) назначение органами контроля и надзора проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию.

      49. Рассмотрение уполномоченным государственным органом в сфере государственной авиации заявления проверяемого субъекта об отмене акта о результатах проверки в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение десяти рабочих дней с момента подачи заявления.

      50. Признание проверки недействительной является основанием для отмены уполномоченным государственным органом в сфере государственной авиации или судом акта о результатах данной проверки.

2.2. Порядок проведения наблюдения

      51. Наблюдение за деятельностью проверяемых субъектов (далее – наблюдение) – это форма контроля и надзора, предусматривающая их проведение органом контроля и надзора без посещения проверяемых субъектов.

      Наблюдение осуществляется за выполнением рекомендаций, выработанных:

      1) по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов;

      2) на основании информации, документов и материалов, связанных с деятельностью проверяемых субъектов в сфере использования государственной авиации и предоставленных представителями проверяемых субъектов органу контроля и надзора.

      Перечень и объем информации, документов и материалов, указанных в настоящем пункте, а также периодичность их предоставления определяется органом контроля и надзора.

      52. Наблюдения в зависимости от регулярности их проведения подразделяются на систематические, эпизодические и единичные.

      Систематическое наблюдение – наблюдение с использованием регламентированного графика для выявления динамики процессов, подвергаемых наблюдению.

      Эпизодическое наблюдение – наблюдение без регламентированного графика его выполнения. Повторное исследование при этом использует уточненную процедуру наблюдения.

      Единичное наблюдение – наблюдение, которое проводится один раз в соответствии с поставленными целями.

      53. При проведении наблюдения не требуется предварительное уведомление проверяемого субъекта.

      54. По результатам наблюдения проводится анализ деятельности проверяемых субъектов и составляются итоговые документы (справка, заключение и другие).

      55. В случае выявления в ходе наблюдения каких-либо нарушений орган контроля и надзора направляет проверяемому субъекту предписание на устранение выявленных нарушений.

      Формат 297х210

  Приложение 1
к Правилам проведения
государственного контроля и
надзора за деятельностью
государственной авиации

      ______________________

      | |

      | Угловой штамп органа |

      | контроля и надзора |

      |______________________|

ПРЕДПИСАНИЕ

      Выдано _________________________________________________________

      (каким органом контроля и надзора)

      ________________________________________________________________

      1) _____________________________________________________________

      (кому выдано: воинское звание, фамилия и инициалы)

      2) _____________________________________________________________

      3) _____________________________________________________________

      4) _____________________________________________________________

      5) _____________________________________________________________

      для осуществления _____________________________________ проверки

      (плановой/внеплановой; комплексной/

      тематической)

      ________________________________________________________________

      (наименование проверяемого субъекта)

      в период с "____" _________ 20___г. по "____" ______ 20 ___г.

      Цель проверки: __________________________________________________

      _________________________________________________________________

      Командир (начальник) _______________________________________

      (воинское звание, подпись, фамилия и инициалы)

      М.П.

  Приложение 2
к Правилам проведения
государственного контроля и
надзора за деятельностью
государственной авиации

Акт
о результатах проверки

      На основании предписания от "___" _________ 20___г. № ______

      в период с "___" ______ 20___г. по "___" _________ 20___г.

      проведена _______________________________ проверка ________________

      (плановая/внеплановая;

      комплексная/тематическая)

      ___________________________________________________________________

      (наименование проверяемого субъекта)

      специалистами ____________________________________________________:

      (наименование органа контроля и надзора)

      1) ________________________________________________________________

      (воинское звание, фамилия и инициалы представителя органа

      контроля и надзора)

      2) ________________________________________________________________

      (воинское звание, фамилия и инициалы представителя органа контроля

      и надзора)

      3) _________________________________________________________________

      (воинское звание, фамилия и инициалы представителя органа контроля

      и надзора)

      Цель проверки: _____________________________________________________

      ____________________________________________________________________

      В ходе проведенной проверки выявлены следующие недостатки:

      1. _________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________

      2. _________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________

      Выводы: ________________________________________________

      ____________________________________________________________________

      Приложения:

      1. _________________________________________________________________

      (наименование приложения, количество листов, количество

      экземпляров, гриф секретности)

      2. _________________________________________________________________

      (наименование приложения, количество листов, количество

      экземпляров, гриф секретности)

      Председатель комиссии: _______________________________________

      (воинское звание, подпись, фамилия и инициалы)

      Члены комиссии: ______________________________________________

      (воинское звание, подпись, фамилия и инициалы)

      С актом ознакомлен

      Командир (начальник) _________________________________________

      (воинское звание, подпись, фамилия и инициалы)

      М.П.