Настоящий Закон регулирует деятельность в сферах естественных монополий в Республике Казахстан и направлен на обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий. <*>
Сноска. В преамбулу внесены изменения - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
1) определение правовых основ государственного контроля и регулирования деятельности в сферах естественных монополий;
2) достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии.
<*>
Сноска. Статья 1 - в редакции Закона РК от 26 декабря 2002 г. N 364 . Внесены изменения - от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 2. Действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг (товаров, работ), связанные с существованием и деятельностью субъектов естественных монополий.
2. Положения настоящего Закона распространяются и на действия (бездействие) субъектов естественных монополий, их учредителей (участников), совершаемые за пределами Республики Казахстан, в случаях, когда эти действия (бездействие) противоречат настоящему Закону и наносят ущерб потребителям услуг (товаров, работ) естественных монополий.
3. Действие настоящего Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, но связанную с сооружением и эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд.
3-1. Для субъекта рынка, осуществляющего деятельность, которая отнесена настоящим Законом к сфере естественной монополии, государственное регулирование и контроль применяются только в отношении такой деятельности.
4. Правоотношения, не охваченные настоящим Законом, регулируются антимонопольным и другим законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 2 внесены изменения - Законами РК от 26 декабря 2002 г. N 364 ; от 9 декабря 2004 г. N 9 .
Статья 3. Основные понятия, используемые в
настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аффилиированное лицо субъекта естественной монополии - лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование его деятельности в рамках предоставленных полномочий), которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого субъект естественной монополии имеет такое право;
2) временный компенсирующий тариф - тариф (цена, ставка сбора), установленный уполномоченным органом в целях компенсации убытков, причиненных потребителям субъектом естественной монополии;
3) временный понижающий коэффициент - величина, установленная уполномоченным органом и применяемая к тарифу (цене, ставке сбора) в целях защиты интересов потребителей и субъекта естественной монополии;
4) всеобщее обслуживание - предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественных монополий для всех потребителей на определенной территории Республики Казахстан, где субъекты естественных монополий осуществляют свою деятельность и в состоянии предоставлять услуги (товары, работы);
5) группа лиц - совокупность физических и (или) юридических лиц, владеющих десятью и более процентами голосующих акций (долей) субъекта естественной монополии, которые совместно в результате соглашения имеют право прямо или косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения;
7) естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (товаров, работ) не возможно или экономически не целесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (товаров, работ);
8) инвестиционная программа - программа вложения и возврата средств, направленных на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественной монополии, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов;
9) инвестиционный проект - комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств;
10) инвестиционный тариф (цена, ставка сбора) - утвержденный уполномоченным органом в рамках одного инвестиционного проекта тариф (цена, ставка сбора) или его предельный уровень на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, оказываемые на вновь созданных объектах, действующий до полной окупаемости вложенных инвестиций;
12) нецелевое использование средств амортизационных отчислений - направление средств, предусмотренных в утвержденных тарифах (ценах, ставках сборов) и (или) тарифных сметах, за счет амортизационных отчислений на цели, не связанные с капиталовложениями в фиксированные активы, используемые в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), и возвратом основного долга по привлеченным кредитным ресурсам;
13) потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся регулируемыми услугами (товарами, работами) субъекта естественной монополии;
14) предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) - максимальная величина тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемую услугу (товар, работу) субъекта естественной монополии, утверждаемая на среднесрочный или долгосрочный период;
15) публичные слушания - процедура обсуждения проекта тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии с приглашением депутатов, представителей государственных органов, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и субъектов естественных монополий;
16) регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии - услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю;
18) субъект естественной монополии - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занятые производством товаров, выполнением работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии;
19) сфера естественной монополии - область общественных отношений, возникающих на рынках услуг (товаров, работ), на которых индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут быть признаны субъектом естественной монополии;
20) тариф (цена, ставка сбора) - денежное выражение стоимости регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии, утвержденное уполномоченным органом;
21) тарифная смета - утверждаемые уполномоченным органом в разрезе регулируемых услуг (товаров, работ) показатели о статьях доходов и расходов, объемах оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ) и другие экономические показатели деятельности субъекта естественной монополии по форме, утвержденной уполномоченным органом;
22) техническая экспертиза - анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
23) уполномоченный орган - центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий, или областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган в пределах установленной компетенции;
24) финансовая экспертиза - анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии с целью оценки исполнения им законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях и решений уполномоченного органа, распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом, а также влияния применяемых тарифов (цен, ставок сборов) на финансовые показатели деятельности субъекта естественной монополии, проверка (оценка) исполнения тарифной сметы и соблюдения учетной политики, исполнения инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов;
25) чрезвычайные регулирующие меры - меры, принимаемые уполномоченным органом в целях защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также охраны окружающей среды. <*>
Сноска. В статью 3 внесены изменения - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 . Новая редакция - от 9 декабря 2004 г. N 9 . Внесены изменения - от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 14 января 2006 года N 120 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 4. Сферы естественных монополий
1. К сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы):
1) по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) по хранению, транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов;
3) по передаче и (или) распределению электрической энергии;
4) по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией;
5) по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии;
6) магистральных железнодорожных сетей;
7) подъездных путей;
8) аэронавигации;
9) портов, аэропортов;
10) телекоммуникаций при условии отсутствия конкурентного оператора связи по причине технологической невозможности либо экономической нецелесообразности предоставления данных видов услуг, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций;
11) по предоставлению в имущественный найм (аренду) или пользование кабельной канализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования;
12) водохозяйственной и (или) канализационной систем;
13) общедоступные услуги почтовой связи.
2. Уполномоченный орган осуществляет анализ сфер естественных монополий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, на предмет отнесения предоставляемых субъектами естественных монополий услуг (товаров, работ) в рамках данных сфер к регулируемым.
Перечень регулируемых услуг (товаров, работ) утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
3. Субъекты естественных монополий подлежат включению в Государственный регистр субъектов естественных монополий, состоящий из республиканского и местных разделов, с указанием конкретных видов предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ).
Порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественных монополий устанавливается центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
Сноска. В статью 4 внесены изменения - Законом РК от 6 декабря 2001 г. N
260
; от 26 декабря 2002 г.
N 364
; от 5 июля 2004 г.
N 568
. Новая редакция - от 9 декабря 2004 г.
N 9
; от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); внесены изменения - от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 5. Ограничение деятельности субъектов
естественных монополий
1. Субъекту естественной монополии запрещается:
1) оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности:
технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами);
установленной законодательством Республики Казахстан о почте;
в случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг (товаров, работ), относящихся к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов от всей деятельности субъекта рынка за один календарный год;
в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии за один календарный год;
в случае невозможности организационного и территориального обособления структурного подразделения, оказывающего услуги (товары, работы) в сфере естественной монополии;
2) иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии в соответствии с настоящим Законом;
3) владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых компаний, а также иных организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии настоящим Законом;
4) взимать за регулируемые услуги (товары, работы) плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом, а также получать доход за счет взимания с потребителей платы за регулируемые услуги (товары, работы), затраты на которые не учтены в утвержденных тарифах (ценах, ставках сборов) или их предельных уровнях;
5) навязывать условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей;
5-1) передавать принадлежащее на праве собственности или ином законном основании имущество, используемое в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг;
6) уступать право требования, связанное с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами), за исключением уступки права требования специальной финансовой компании по сделкам секьюритизации, при условии, что это не приведет к повышению тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии;
7) отказывать в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ);
8) включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением;
9) требовать оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции.
2. Ограничения, предусмотренные подпунктом 5-1) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, не распространяются на субъектов естественных монополий, оказывающих регулируемые услуги (товары, работы) в соответствии с подпунктом 11) пункта 1 статьи 4 настоящего Закона.
<*>
Сноска. Статья 5 - в редакции Закона РК от 26 декабря 2002 г. N 364 ; от 20 февраля 2006 года N 127 (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Статья 6. Права субъекта естественной монополии
Субъект естественной монополии вправе:
1) устанавливать в соответствии с законодательством технические требования, обязательные для соблюдения потребителями;
1-1) снижать тарифы (цены, ставки сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в период действия тарифов (цен, ставок сборов) в порядке, утвержденном уполномоченным органом;
1-2) проводить техническое обслуживание и организовывать поверки приборов учета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
1-3) представлять на рассмотрение в уполномоченный орган заявку на утверждение тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на регулируемые услуги (товары, работы);
2) вносить предложения при принятии уполномоченным органом решений, затрагивающих вопросы его деятельности и правового
статуса;
3) обжаловать в суд действия (бездействие) уполномоченного органа, противоречащие законодательству Республики Казахстан;
4) обжаловать в уполномоченный орган или в суд действия (бездействие) других субъектов, которые отражаются на его деятельности, доходах, собственности или правовом статусе;
5) обращаться в установленном законодательством порядке в уполномоченный орган с просьбой об исключении его из Государственного регистра субъектов естественных монополий;
5-1) повышать в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого увеличивается стоимость затрат субъекта естественной монополии;
6) иметь иные права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 6 внесены изменения - Законами РК от 26 декабря 2002 г. N 364 ; от 9 декабря 2004 г. N 9 .
Статья 7. Обязанности субъекта естественной монополии
Субъект естественной монополии обязан:
1) выполнять решения уполномоченного органа, непротиворечащие законодательству Республики Казахстан;
2) обеспечивать всеобщее обслуживание потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ), установленными государственными органами в пределах их компетенции, с учетом тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, утвержденных уполномоченным органом на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы);
2-1) обеспечивать прием платежей от потребителей за предоставляемые им регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Данное требование не распространяется на субъектов естественных монополий, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Закона;
3) предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), кроме случаев предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан, в том числе равные условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в порядке, утвержденном уполномоченным органом;
3-1) в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) предоставлять для всех потребителей регулируемые услуги (товары, работы) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора);
4) осуществлять закупки услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;
5) по требованию уполномоченного органа предоставлять финансовую отчетность и иную необходимую информацию на бумажном и (или) электронном носителях в сроки, установленные уполномоченным органом, но не менее пяти рабочих дней;
6) выбирать наиболее эффективные методы и технологии производства и предоставления услуг естественной монополии при соблюдении принципов общественной, экологической безопасности и безопасности для здоровья граждан;
7) проводить обязательный ежегодный аудит аудиторскими организациями, за исключением субъектов естественных монополий, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Закона, которые проводят обязательный аудит один раз в три года. Аудиторский отчет и годовая финансовая отчетность должны быть опубликованы в периодических печатных изданиях, распространяемых на соответствующей территории административно-территориальной единицы, на которой субъект естественной монополии осуществляет свою деятельность, не позднее тридцати дней с момента утверждения аудиторского отчета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
7-1) вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в порядке, утвержденном уполномоченным органом;
7-2) исполнять тарифную смету;
8) заключать в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
9) приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ);
9-1) в случае выхода прибора учета из строя взимать плату за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета в порядке, установленном уполномоченным органом;
10) согласовывать с уполномоченным органом инвестиционные программы и (или) инвестиционные проекты, учитываемые при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, тарифных смет, а также проведение переоценки основных средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
11) представлять по требованию уполномоченного органа отчет об исполнении тарифной сметы по итогам квартала;
12) не допускать нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ);
13) уведомлять уполномоченный орган и потребителей о снижении тарифов (цен, ставок сборов) не позднее чем за десять дней до введения их в действие;
14)
(исключен - от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования)
;
15) снижать в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат субъекта естественной монополии уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений;
16) отчуждать имущество, предназначенное для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства;
17) разрабатывать и согласовывать методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий в порядке, установленном центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
<*>
Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законами РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
; от 9 декабря 2004 г.
N 9
; от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования); от 5 мая 2006 года N
139
(порядок введения в действие см. ст.2 Закона РК N
139
).
Статья 8. (Cтатья 8 исключена - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 )
Статья 9. (Cтатья 9 исключена - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 )
Статья 10. Права потребителя услуг (товаров, работ)
субъекта естественной монополии
Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе:
1) покупать регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в порядке и по тарифам (ценам, ставкам сборов), которые установлены уполномоченным органом, требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их;
2) обращаться с заявлениями в уполномоченный орган о внесении изменений и дополнений, принятии новых или отмене действующих решений;
3) обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) уполномоченного органа, а также принятые им решения;
4) обжаловать в уполномоченный орган и (или) в судебном порядке действия субъекта естественной монополии, противоречащие законодательству Республики Казахстан;
4-1) участвовать в публичных слушаниях;
4-2) участвовать в тендерах по осуществлению закупок услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии;
5) иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законами РК от 26 декабря 2002 г. N 364 ; от 9 декабря 2004 г. N 9 ; от 14 января 2006 года N 120 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 11. Обязанности потребителя услуг субъекта
естественной монополии
1. Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан:
1) своевременно и в полном объеме оплачивать услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в соответствии с условиями заключенных договоров;
2) выполнять технические требования, устанавливаемые субъектами естественной монополии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. (исключен)
3. По ходатайству потребителя услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии уполномоченный орган вправе отменить ограничения, установленные настоящей статьей, если это ведет к снижению тарифов (цен, ставок сборов).
<*>
Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законами РК от 26 декабря 2002 г. N 364 ; от 9 декабря 2004 г. N 9 .
Статья 12. Уполномоченный орган
Положение, структура и общая штатная численность центрального государственного органа, осуществляющего контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 12 - в редакции Закона РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
.
Новая редакция - от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 13. Функции уполномоченного органа
1. Центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий:
1) осуществляет контроль и регулирование субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность на территории двух и более областей (города республиканского значения, столицы), а также субъектов естественных монополий, доход которых превышает триста пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей в год, либо если местонахождение (жительства) не менее двадцати пяти процентов конечных потребителей услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий расположено за пределами области (города республиканского значения, столицы), в которой находятся субъекты естественных монополий;
2) формирует и ведет республиканский раздел государственного регистра субъектов естественных монополий;
3) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения государственными органами и субъектами естественных монополий;
4) разрабатывает, утверждает и применяет недискриминационные методики расчета тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий;
5) обобщает практику применения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, вырабатывает на этой основе методические рекомендации;
6) осуществляет контроль за соблюдением местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
2. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы):
1) осуществляет регулирование и контроль субъектов естественных монополий, за исключением указанных в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи;
2) формирует и ведет местный раздел государственного регистра субъектов естественных монополий;
3) ежеквартально направляет в центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий, отчет о деятельности субъектов естественных монополий, включенных в местный раздел государственного регистра субъектов естественных монополий, по форме, утвержденной центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
<*>
Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законами РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
; от 9 декабря 2004 г.
N 9
. Новая редакция - от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); внесены изменения - от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
1. Центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий, в пределах своей компетенции вправе:
1) разрабатывать типовые договоры, заключаемые субъектами естественных монополий с потребителями регулируемых услуг (товаров, работ), и представлять их на утверждение в Правительство Республики Казахстан;
2) принимать решения о включении субъектов, осуществляющих деятельность в сферах естественных монополий, в республиканский раздел государственного регистра субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
3) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о ведении, изменении или прекращении государственного регулирования и контроля;
4) принимать решения, регулирующие и контролирующие деятельность субъектов естественных монополий, в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;
5) принимать в пределах своей компетенции решения по фактам нарушений настоящего Закона о пресечении нарушений и устранении их последствий в сферах естественных монополий;
6) вносить субъектам естественной монополии в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, обязательные для исполнения предписания о заключении договоров на услуги субъектов естественной монополии с потребителями, внесении изменений в заключенные договоры;
7) вносить субъектам естественных монополий, государственным органам в случаях нарушения ими законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о реорганизации субъектов естественных монополий и (или) об отчуждении имущества;
8) обращаться в суд в случаях нарушения настоящего Закона;
9) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
10) рассматривать дела об административных правонарушениях законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов, на основании письменных заявлений и сообщений государственных органов, граждан, юридических лиц, заинтересованных лиц и обращений субъектов естественных монополий;
11) инициировать изменение тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий или их предельных уровней и тарифных смет субъектов естественных монополий в установленном им порядке;
12) осуществлять контроль за закупками, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии;
13) осуществлять контроль за исполнением субъектом естественной монополии тарифной сметы;
14) устанавливать срок действия тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии не менее чем на двенадцать месяцев, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 18 настоящего Закона;
15) утверждать порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности;
16) согласовывать кандидатуру назначаемого реабилитационного управляющего и план реабилитации субъекта естественной монополии;
17) утверждать тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии с учетом требований к качеству, установленных государственными органами в пределах их компетенции;
18) согласовывать методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий в установленном им порядке;
19) утверждать по согласованию с уполномоченным органом в области оценочной деятельности порядок и условия проведения переоценки основных средств субъекта естественной монополии;
20) согласовывать инвестиционные программы и (или) инвестиционные проекты, учитываемые при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, тарифных смет, а также утверждать порядок осуществления мониторинга эффективности реализации инвестиционных программ и инвестиционных проектов субъектов естественных монополий;
20-1) проводить экспертизу утвержденных технических и технологических норм, а также нормативных технических потерь;
21) давать разъяснения по вопросам законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях.
2. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции вправе:
1) принимать решения о включении субъектов, осуществляющих деятельность в сферах естественных монополий, в местный раздел государственного регистра субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
2) принимать решения, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;
3) принимать в пределах своей компетенции решения по фактам нарушений настоящего Закона о пресечении нарушений и устранении их последствий в сферах естественных монополий;
4) вносить субъектам естественных монополий в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, обязательные для исполнения предписания о заключении договоров на услуги субъектов естественных монополий с потребителями, внесении изменений в заключенные договоры;
5) вносить субъектам естественных монополий, государственным органам в случаях нарушения ими законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о реорганизации субъектов естественных монополий и (или) об отчуждении имущества;
6) обращаться в суд в случаях нарушения настоящего Закона;
7) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
8) рассматривать дела об административных правонарушениях законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях по собственной инициативе, на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов, на основании письменных заявлений и сообщений государственных органов, граждан, юридических лиц, заинтересованных лиц и обращений субъектов естественных монополий;
9) инициировать изменение тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги субъектов естественных монополий или их предельных уровней, тарифных смет в порядке, установленном центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий;
10) осуществлять контроль за закупками, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии;
11) осуществлять контроль за исполнением субъектом естественной монополии тарифной сметы;
12) устанавливать срок действия тарифов на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии не менее чем на двенадцать месяцев, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 18 настоящего Закона;
13) согласовывать кандидатуру назначаемого реабилитационного управляющего и план реабилитации субъекта естественной монополии;
14) утверждать тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии с учетом требований к качеству, установленных государственными органами в пределах их компетенции;
15) согласовывать методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий в порядке, установленном центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий;
16) согласовывать инвестиционные программы и (или) инвестиционные проекты, учитываемые при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, тарифных смет.
3. Уполномоченный орган несет ответственность за разглашение сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законами РК от 29 марта 2000 г.
N 42
; от 26 декабря 2002 г.
N 364
; от 9 декабря 2004 г.
N 9
. Новая редакция - от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); внесены изменения - от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
1. Центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий, обязан:
1) принимать решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и (или) включением в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень стоимости фактически невыполненных работ, нецелевым использованием средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, отклонением исполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных размеров;
2) письменно обосновывать отказ в принятии к рассмотрению заявки субъекта естественной монополии на утверждение или изменение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;
3) знакомить потребителей с принятыми решениями по вопросам регулирования деятельности субъектов естественной монополии, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
4) проводить публичные слушания при рассмотрении заявок субъектов естественных монополий на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;
4-1) проводить финансовую и (или) техническую экспертизы с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов в установленном им порядке;
5) определять порядок:
утверждения тарифных смет, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;
предоставления проектов тарифных смет, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;
утверждения временного понижающего коэффициента.
2. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) обязан:
1) принимать решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и (или) включением в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень стоимости фактически невыполненных работ, нецелевым использованием средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, отклонением исполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных размеров;
2) письменно обосновывать отказ в принятии к рассмотрению заявки субъекта естественной монополии на утверждение или изменение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;
3) знакомить потребителей с принятыми решениями по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
4) проводить публичные слушания при рассмотрении заявок субъектов естественных монополий на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;
5) предоставлять необходимую информацию по требованию центрального государственного органа, осуществляющего контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий, в установленные им сроки;
5-1) проводить финансовую и (или) техническую экспертизы с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов в соответствии с порядком, установленным центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий;
6) применять недискриминационные методики расчета тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней в сферах естественных монополий, утвержденные центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 14-1 - Законом РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
. Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г.
N 9
.
Новая редакция - от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); внесены изменения - от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 15. Государственное регулирование деятельности
субъекта естественной монополии
1. Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии осуществляется:
1) утверждением тарифа (цены, ставки сбора);
1-1) утверждением предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора);
1-2) утверждением инвестиционного тарифа (цены, ставки сбора);
2) утверждением тарифной сметы;
3) утверждением временного понижающего коэффициента;
4) утверждением особого порядка формирования затрат;
5) утверждением порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности;
6) согласованием учетной политики;
7) утверждением временного компенсирующего тарифа.
2. Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии, производящего тепловую энергию на станциях с комбинированным типом производства, осуществляется на основе комплексного подхода с учетом особенностей технологических режимов выработки тепловой и электрической энергии и формирования цены на электрическую энергию на конкурентном рынке.
3. К деятельности субъектов естественных монополий, доход от предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) которых не превышает трехсот пятидесяти тысяч месячных расчетных показателей в год или пятидесяти тысяч месячных расчетных показателей в год по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ), применяется упрощенный порядок государственного регулирования, утверждаемый Правительством Республики Казахстан. Перечень указанных субъектов естественных монополий утверждается центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий по представлению акимов областей (города республиканского значения, столицы). <*>
Сноска. Статья 15 - в редакции Закона РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
. Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г.
N 9
;
от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 15-1. Порядок формирования тарифов (цен, ставок
сборов) или их предельных уровней на
регулируемые услуги (товары, работы)
субъекта естественной монополии
1. Тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг (производства товаров, работ), и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии.
2. Уполномоченный орган при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня применяет особый порядок формирования затрат, предусматривающий следующие положения:
1) регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
2) ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах отраслевых технических и технологических норм, а также нормативных технических потерь;
3) установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня;
4) ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
5) согласование применяемых методов начисления износа основных средств;
6) согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.
Особый порядок формирования затрат утверждается центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
3. В тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии включаются затраты на приобретение и установку приборов учета в порядке, установленном уполномоченным органом.
4. Отраслевые технические и технологические нормы, а также нормативные технические потери утверждаются государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления.
Порядок рассмотрения и утверждения отраслевых технических и технологических норм, а также нормативных технических потерь утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению центрального государственного органа, осуществляющего контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
<*> Сноска. Дополнен статьей 15-1 - Законом РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
.
Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г.
N 9
;
от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 16. Порядок предоставления проектов тарифов
(цен, ставок сборов) или их предельных
уровней и тарифных смет
1. При необходимости утверждения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) субъект естественной монополии представляет в уполномоченный орган заявку на рассмотрение тарифов (цен, ставок сборов).
2. Субъект естественной монополии обязан вместе с заявкой предоставить проекты тарифных смет и тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги не позднее чем за девяносто дней до введения их в действие.
В случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) субъект естественной монополии представляет в уполномоченный орган заявку на рассмотрение тарифа (цены, ставки сбора) за сто восемьдесят дней до введения его в действие.
В случае пересмотра тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа субъект естественной монополии обязан в месячный срок предоставить экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа (цены, ставки сбора).
3.
(Исключен - Законом РК от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
<*>
Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
; от 9 декабря 2004 г.
N 9
; от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 17. Порядок рассмотрения проектов тарифов
(цен, ставок сборов) или их предельных
уровней и тарифных смет
1. В случаях принятия к рассмотрению заявок на изменение действующих тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий уполномоченный орган проводит экспертизу проектов тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов, потребителей и их общественных объединений, субъектов естественных монополий, представивших проект.
1-1. При проведении публичных слушаний уполномоченный орган обязан не позднее чем за пятнадцать дней опубликовать информацию о дате и месте их проведения в периодических печатных изданиях.
Публичные слушания проводятся:
1) при утверждении предельных уровней тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии не позднее чем за тридцать дней до принятия решения об утверждении;
2) при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии не позднее чем за пятнадцать дней до принятия решения об утверждении.
Субъект естественной монополии обязан после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний предоставить по требованию участников публичных слушаний:
проекты тарифных смет, тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) или их предельных уровней;
информацию о причинах повышения тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) или их предельных уровней с экономически обоснованными расчетами.
Порядок проведения публичных слушаний определяется Правительством Республики Казахстан.
1-2. Проекты тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии рассматриваются уполномоченным органом в течение пятидесяти пяти дней, а в случае утверждения предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) - в течение ста шестидесяти пяти дней при условии представления экономически обоснованных расчетов в соответствии с требованиями уполномоченного органа. Срок рассмотрения проектов тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней исчисляется с момента подачи заявки.
2. Требования пункта 1 настоящей статьи не распространяются на решения, принимаемые уполномоченным органом в виде чрезвычайных регулирующих мер.
<*>
Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
; от 9 декабря 2004 г.
N 9
; от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 18. Порядок утверждения тарифов (цен, ставок
сборов) или их предельных уровней и тарифных
смет
1.
(исключен - N 364 от 26.12.2002 г.)
2. Решение об утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии должно быть направлено субъекту естественной монополии не позднее тридцати пяти дней до момента введения их в действие.
3. Утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии может производиться не чаще одного раза в двенадцать месяцев, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи. Введение в действие новых тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет осуществляется с первого числа второго месяца, следующего за месяцем утверждения тарифов (цен, ставок сборов).
4. Субъект естественной монополии обязан довести до сведения потребителя информацию об изменении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней не позднее, чем за тридцать дней до введения их в действие.
5. Утверждение тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) в упрощенном порядке производится на:
1) регулируемые услуги (товары, работы) вновь созданного субъекта естественной монополии;
2) включенные в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона новые виды регулируемых услуг (товаров, работ);
3) новые виды регулируемых услуг (товаров, работ), оказываемые субъектом естественной монополии, уже включенным в Государственный регистр субъектов естественных монополий по иным видам регулируемых услуг (товаров, работ).
Субъекты естественных монополий, указанные в части первой настоящего пункта, обязаны не позднее шести месяцев обратиться с заявкой для пересмотра тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет в общем порядке.
Порядок утверждения тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет в упрощенном порядке определяется уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 15 настоящего Закона.
В случае завышения тарифов (цен, ставок сборов), утвержденных в упрощенном порядке, уполномоченный орган обязан одновременно с введением новых тарифов (цен, ставок сборов) принять решение о компенсации потребителям причиненных убытков.
5-1. Субъект естественной монополии, активы которого поступили в его собственность в результате заключенной сделки или реализации конкурсной массы должника - субъекта естественной монополии, признанного банкротом, предоставляет потребителям регулируемые услуги (товары, работы) по ранее утвержденным уполномоченным органом для собственников этих активов или имущества, на которое обращено взыскание в процессе конкурсного производства, тарифам (ценам, ставкам сборов) или их предельным уровням и тарифным сметам до представления заявки на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы), но не более чем на шесть месяцев.
6. Утверждение тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа осуществляется в общем порядке, установленном настоящим Законом.
7. При утверждении уполномоченным органом предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) устанавливаются сроки действия определенной величины тарифа (цены, ставки сбора).
Введение предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) осуществляется с первого января или с первого июля соответствующего года.
<*>
Сноска. В статью 18 внесены изменения - Законом РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
; от 9 декабря 2004 г.
N 9
; от 14 января 2006 года N
120
(вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 18-1. Государственный контроль в сфере
естественной монополии
1. В целях предотвращения ущемления прав и законных интересов потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии либо сдерживания экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка уполномоченный орган осуществляет контроль за:
1) отчуждением и (или) совершением иных сделок с имуществом субъекта естественной монополии, если балансовая стоимость отчуждаемого имущества либо имущества субъекта естественной монополии, в отношении которого совершаются иные сделки, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, при условии, что они не повлекут за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, нарушения договоров с потребителями, нарушения неразрывно связанной технологической системы, прерывания либо существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (производимых товаров, работ);
2) приобретением субъектом естественной монополии не для собственного потребления товаров (работ, услуг), транспортируемых или передаваемых им;
2-1) наймом субъектом естественной монополии имущества, используемого для предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), балансовая стоимость которого, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, при условии, что заключение договора имущественного найма не повлечет за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, нарушения договоров с потребителями, нарушения неразрывно связанной технологической системы, прерывания либо существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
3) осуществлением субъектом естественной монополии иной деятельности, разрешенной настоящим Законом;
4) приобретением субъектом естественной монополии акций (долей), а также иными формами его участия в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность, разрешенную для него настоящим Законом;
4-1) приобретением физическими или юридическими лицами (или группой лиц) более десяти процентов голосующих акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии;
5) реорганизацией и ликвидацией субъекта естественной монополии.
1-1. Перечень видов деятельности, технологически связанных с регулируемыми услугами (товарами, работами), утверждается уполномоченным органом совместно с соответствующим государственным органом в пределах его компетенции или местным исполнительным органом, если субъект естественной монополии включен в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий и (или) находится в коммунальной собственности, за исключением случаев, когда государственный орган определяется Правительством Республики Казахстан по представлению местных представительных и исполнительных органов.
2. Для совершения действий, указанных в подпунктах 1) - 4), 5) пункта 1 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в уполномоченный орган ходатайство о даче согласия на осуществление таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Перечень документов для подачи ходатайства, порядок их представления и рассмотрения определяются центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
Для совершения действий, указанных в подпункте 4-1) пункта 1 настоящей статьи, физическое или юридическое лицо обязано предварительно направить информацию в уполномоченный орган.
3. Для получения согласия на осуществление деятельности, указанной в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан дополнительно обеспечить выполнение следующих условий:
1) доходы, получаемые субъектом естественной монополии от данной деятельности, должны покрывать затраты, необходимые для ее осуществления;
2) осуществление деятельности не должно приводить к ограничению конкуренции на соответствующем рынке услуг (товаров, работ).
Субъект естественной монополии обязан ежеквартально представлять отчет о выполнении условий, предусмотренных настоящим пунктом, по форме, установленной центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
4. Уполномоченный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к последствиям, указанным в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо представленная в них информация является недостоверной.
5. Уполномоченный орган не позднее тридцати дней со дня получения ходатайства рассматривает его и сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, уполномоченный орган вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на тридцать дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее пятнадцати дней со дня получения ходатайства.
6. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 18-1 - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 . Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г. N 9 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 18-2. (Исключена - Законом РК от 9 декабря 2004 г. N 9 )
Статья 18-3. Реорганизация и ликвидация субъекта
естественной монополии
1. К субъекту естественной монополии могут быть применены процедуры реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Государственная регистрация и перерегистрация юридического лица-субъекта естественной монополии, а также регистрация прекращения его деятельности осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия уполномоченного органа.
3. К субъекту естественной монополии могут быть применены реабилитационные процедуры в целях предотвращения перерыва или существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (производимых товаров, работ).
<*>
Сноска. Дополнен статьей 18-3 - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 . Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г. N 9 .
Статья 18-4. Государственный контроль при осуществлении
закупок субъектом естественной монополии
1. Закупка услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, осуществляется в форме тендера, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
2. Тендер проводится субъектом естественной монополии с соблюдением следующих принципов:
1) открытость и гласность проведения тендерных процедур;
2) обеспечение всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в тендере;
3) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков.
3. Порядок проведения закупок определяется уполномоченным органом.
Данное требование не распространяется на случаи проведения закупок в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами.
3-1. Субъект естественной монополии вправе выступать в качестве единого организатора конкурса для своих аффилиированных лиц.
4. В случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе дать согласие на осуществление субъектом естественной монополии закупок путем проведения закрытого конкурса, закупок из одного источника, а также на привлечение грантов, займов и кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями.
5. Субъект естественной монополии вправе осуществлять закупки товаров (работ, услуг), не относящихся к основным средствам, без проведения тендера в случае, если годовые объемы закупок в стоимостном выражении не превышают предельного размера суммы, установленного центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
5-1. Два и более аффилиированных лица субъекта естественной монополии не имеют права участвовать в тендере (лоте), проводимом указанным субъектом естественной монополии, за исключением случаев, установленных Правительством Республики Казахстан.
6. По требованию участника тендера ему должна быть предоставлена исчерпывающая письменная информация о его результатах и причинах выбора победителя.
7. Уполномоченный орган вправе до заключения субъектом естественной монополии договора с победителем тендера, проведенного с нарушениями законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, отменить его результаты и обязать субъект естественной монополии провести повторный тендер.
8. Уполномоченный орган вправе отклонить заявку субъекта естественной монополии на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней в случае нарушения им требований о проведении тендера, установленных законодательством Республики Казахстан.
9. Требования, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на субъектов естественных монополий, осуществляющих закупки балансирующей электрической энергии, электрической энергии на централизованных торгах, спот-рынке в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике. <*>
Сноска. Дополнен статьей 18-4 - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 . Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г. N 9 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 18-5. Проверки субъектов естественных монополий
1. Осуществляемые уполномоченным органом проверки субъектов естественных монополий могут быть плановыми и внеплановыми.
2. Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий проводятся уполномоченным органом не чаще одного раза в год. Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, являющихся субъектами малого предпринимательства, проводятся уполномоченным органом не чаще одного раза в три года.
3. Основанием для проведения плановой проверки является план работы уполномоченного органа, ежегодно утверждаемый руководителем уполномоченного органа. План должен содержать перечень субъектов естественных монополий, в отношении которых предполагаются проведение проверок и период их проведения.
4. Основаниями для проведения уполномоченным органом внеплановой проверки субъектов естественных монополий являются:
1) подтвержденные факты, изложенные в обращениях физических и (или) юридических лиц;
2) информация государственных органов;
3) сообщения правоохранительных органов;
4) совместные проверки с другими государственными органами;
5) собственная инициатива уполномоченного органа;
6) сообщения средств массовой информации.
5. Не позднее десяти календарных дней со дня возникновения оснований, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, уполномоченный орган:
1) принимает решение о проведении проверки фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях;
2) отказывает в проведении проверки фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях ввиду отсутствия оснований.
Сноска. Закон дополнен статьей 18-5 -
Законом
Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 18-6. Порядок проведения проверок субъектов
естественных монополий
1. Проверка субъектов естественных монополий проводится после принятия решения уполномоченного органа о проведении проверки. Решение уполномоченного органа о проведении проверки должно содержать:
1) наименование уполномоченного органа, фамилию и инициалы, занимаемую должность лица, обладающего полномочием по назначению проверки, и его подпись;
2) дату и регистрационный номер акта о назначении проверки по журналу уполномоченного органа;
3) фамилию и инициалы должностного лица, осуществляющего проверку;
4) наименование, место нахождения и регистрационный номер налогоплательщика - субъекта естественной монополии;
5) вид проверки;
6) вопрос проверки;
7) срок проведения проверки;
8) основания назначения проверки;
9) проверяемый период в случае, если требуется изучение документов субъекта естественной монополии за определенный временной период;
10) информацию о проведенных проверках деятельности субъектов естественной монополии в истекшем году (под истекшим годом подразумевается календарный год на момент проведения проверки);
11) программу проверки с указанием основных задач и целей проведения проверки субъекта естественной монополии, перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки субъекта естественной монополии.
2. Решение уполномоченного органа о проведении проверки подписывается руководителем и заверяется печатью уполномоченного органа.
3. При проведении проверки субъекта естественной монополии должностное лицо уполномоченного органа обязано предъявить руководителю субъекта естественной монополии или лицу, его замещающему, решение уполномоченного органа о проведении проверки и служебное удостоверение.
4. При предъявлении решения о проведении проверки и служебного удостоверения субъекты естественных монополий обязаны допустить должностное лицо уполномоченного органа на территорию или в помещение, принадлежащие им, и обеспечить возможность запроса и получения от должностных лиц, руководителей и других работников проверяемых субъектов естественных монополий необходимой для проведения проверки информации, документов и объяснений в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе проверки.
5. При воспрепятствовании доступа должностного лица уполномоченного органа, проводящего проверку субъектов естественных монополий, на соответствующую территорию или в помещения и непредоставлении информации, документов и объяснений возбуждается административное производство в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
6. Срок проведения проверки субъекта естественной монополии устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач, но не должен превышать тридцать календарных дней.
В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств срок может быть продлен решением уполномоченного органа на тридцать календарных дней.
Продление срока проверки субъекта естественной монополии производится руководителем уполномоченного органа, осуществляющего проверку.
7. Проверка завершается составлением справки об итогах проверки субъекта естественной монополии.
Справка об итогах проверки подписывается должностным лицом, осуществляющим проверку субъекта естественной монополии, и руководителем проверяемого субъекта естественной монополии или лицом, его замещающим.
8. Руководитель проверяемого субъекта естественной монополии или лицо, его замещающее, вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое прилагается к справке об итогах проверки.
9. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта естественной монополии или лица, его замещающего, от подписания справки об итогах проверки должностным лицом, осуществляющим проверку субъекта естественной монополии, в справку об итогах проверки вносится соответствующая запись.
10. Второй экземпляр справки об итогах проверки после окончания проверки субъекта естественной монополии вручается под роспись руководителю субъекта естественной монополии или лицу, его замещающему, а в случае его отсутствия сдается в канцелярию проверяемого субъекта естественной монополии под роспись с указанием фамилии и должности работника субъекта естественной монополии, принявшего справку. При отсутствии возможности вручения либо сдачи справки об итогах проверки в канцелярию справка об итогах проверки направляется субъекту естественной монополии заказным письмом с почтовым подтверждением о ее вручении.
11. Результаты проверки субъекта естественной монополии могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Закон дополнен статьей 18-6 -
Законом
Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 18-7. Решение уполномоченного органа по результатам
проверки субъекта естественной монополии
По результатам рассмотрения справки об итогах проверки субъекта естественной монополии уполномоченный орган:
1) составляет заключение об отсутствии оснований в возбуждении дела об административном правонарушении;
2) возбуждает дело об административном правонарушении;
3) выносит предписание субъекту естественной монополии об устранении выявленных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях;
4) передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела;
5) передает материалы в иные государственные органы для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Сноска. Закон дополнен статьей 18-7 -
Законом
Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 19. Последствия нарушения настоящего Закона
1. В случае нарушения настоящего Закона субъекты естественной монополии, государственные органы, их руководители обязаны:
1) прекратить нарушение настоящего Закона и устранить его последствия;
2) восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в предписании;
3) принять меры для возмещения причиненного ущерба и (или) убытков напрямую или посредством временного снижения тарифов (цен, ставок сборов);
4) отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Закону.
2. Уполномоченный орган устанавливает временный компенсирующий тариф на основании материалов проведенных им проверок субъекта естественной монополии, а также по результатам анализа исполнения субъектом естественной монополии тарифной сметы с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения. Введение временного компенсирующего тарифа осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем проведения проверки.
<*>
Сноска. В статью 19 внесены изменения - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 . Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г. N 9 .
Статья 19-1. Предписания уполномоченного органа
1. Предписания уполномоченного органа исполняются субъектами естественных монополий, государственными органами, их руководителями в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее тридцати дней со дня их получения.
2. В случае неисполнения государственными органами предписаний об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением настоящего Закона, либо о восстановлении первоначального положения уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить первоначальное положение.
3. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания уполномоченный орган вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии совершить действия, указанные в предписании.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 19-1 - Законом РК от 9 декабря 2004 г. N 9 .
Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 20 - в редакции Закона РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
Статья 21. Возмещение субъектом естественной монополии
убытков, причиненных нарушением настоящего
Закона
Действия (бездействие) субъекта естественной монополии, противоречащие настоящему Закону и причинившие убытки другому физическому или юридическому лицу, в том числе путем завышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, необоснованного отказа в заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ) и в их исполнении, влекут за собой возмещение субъектом естественной монополии убытков в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 21 - в редакции Закона РК от 26 декабря 2002 г.
N 364
.
Внесены изменения - от 9 декабря 2004 г.
N 9
.
Статья 22. Возмещение убытков, причиненных субъекту
естественной монополии неправомерными
решениями, действиями (бездействием)
уполномоченного органа, а также его
должностными лицами
В случае, если неправомерными решениями, а также действиями (бездействием) уполномоченного органа и его должностных лиц причинены убытки субъекту естественной монополии, он вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 22 - Законом РК от 26 декабря 2002 г. N 364 .