О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий

Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года N 364

Действующий

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Закон  Республики Казахстан от 9 июля 1998 г. "О естественных монополиях" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., N 16, ст. 214; 1999 г., N 19, ст. 646; 2000 г., N 3-4, ст. 66; 2001 г., N 23, ст. 309):
      1) в преамбуле слова "деятельность естественных монополий" заменить словами "деятельность в сфере естественной монополии";
      2) по всему тексту Закона слова "цен и тарифов", "цен, тарифов", "ценам и тарифам", "цен (тарифов)", "цены и тарифы" заменить соответственно словами "тарифов (цен, ставок сборов)", "тарифов (цен, ставок сборов)", "тарифам (ценам, ставкам сборов)", "тарифов (цен, ставок сборов)", "тарифы (цены, ставки сборов)";
      3) статью 1 изложить в следующей редакции:
      "Статья 1. Цели настоящего Закона

      Целями настоящего Закона являются:
      1) определение правовых основ государственного контроля и регулирования деятельности в сфере естественной монополии;
      2) достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии.";
      4) в статье 2:
      заголовок изложить в следующей редакции:
      "Статья 2. Действие настоящего Закона";
      в пункте 3 слова "юридические лица, осуществляющие" заменить словами "индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих";
      дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
      "3-1. Для субъекта рынка, осуществляющего деятельность, которая отнесена настоящим Законом к сфере естественной монополии, государственное регулирование и контроль применяются только в отношении такой деятельности.";
      5) в статье 3:
      дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:
      "1-1) временный компенсирующий тариф - тариф (цена, ставка сбора), установленный уполномоченным органом в целях компенсации убытков, причиненных потребителям субъектом естественной монополии;
      1-2) временный понижающий коэффициент - величина, установленная уполномоченным органом и применяемая к тарифу (цене, ставке сбора) в целях защиты интересов потребителей и субъекта естественной монополии;";
      подпункт 2) после слова "(долей)" дополнить словами "субъекта естественной монополии";
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      "4-1) публичные слушания - процедура обсуждения проекта тарифа (цены, ставки сбора) на услуги субъекта естественной монополии с приглашением депутатов, представителей государственных органов, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и субъектов естественной монополии;";
      в подпункте 5) слова "юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый" заменить словами "индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занятые";
      дополнить подпунктами 5-1), 5-2) и 5-3) следующего содержания:
      "5-1) сфера естественной монополии - область общественных отношений, возникающих на рынках услуг (товаров, работ), на которых индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут быть признаны субъектом естественной монополии;
      5-2) тариф (цена, ставка сбора) - денежное выражение стоимости услуг субъекта естественной монополии, утвержденное уполномоченным органом;
      5-3) тарифная смета - сводные данные о статьях доходов и расходов субъекта естественной монополии, ежегодно утверждаемые уполномоченным органом;";
      в подпункте 6) слова "субъектов естественных монополий" заменить словами "в сфере естественной монополии";
      подпункт 8) изложить в следующей редакции:
      "8) чрезвычайные регулирующие меры - меры, принимаемые уполномоченным органом в целях защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также охраны окружающей среды.";
      6) в статье 4:
      в пункте 1:
      подпункт 1) после союза "и" дополнить словом "(или)";
      подпункты 2) и 3) изложить в следующей редакции:
      "2) хранение, транспортировка газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатация газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов;
      3) передача и (или) распределение электрической и (или) тепловой энергии;";
      дополнить подпунктами 3-1), 3-2) и 4-1) следующего содержания:
      "3-1) производство тепловой энергии отопительными котельными, станциями с комбинированным типом производства;
      3-2) услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии;";
      "4-1) услуги подъездных путей при условии отсутствия конкурентного подъездного пути и технологической невозможности либо экономической нецелесообразности его строительства;";
      подпункт 7) после союза "и" дополнить словом "(или)";
      подпункт 8) изложить в следующей редакции:
      "8) общедоступные услуги почтовой связи;";
      подпункт 9) исключить;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      "2. Субъекты естественной монополии подлежат включению в Государственный регистр субъектов естественной монополии, состоящий из республиканского и местных разделов.";
      дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
      "3-1. Субъект естественной монополии регистрируется по месту нахождения его постоянно действующего органа.";
      7) статью 5 изложить в следующей редакции:
      "Статья 5. Ограничение деятельности субъектов естественной
                 монополии

      1. Субъекту естественной монополии запрещается:
      1) оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к его основной деятельности, за исключением подпункта 3) пункта 1 статьи 18-1 настоящего Закона;
      2) иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением услуг субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, указанной в подпункте 3) пункта 1 статьи 18-1 настоящего Закона;
      3) владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии настоящим Законом;
      4) взимать за предоставляемые услуги (товары, работы) плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом, а также получать доход за счет взимания с потребителей платы за услуги (товары, работы), затраты на которые не учтены в утвержденных тарифах (ценах, ставках сборов);
      5) навязывать условия доступа к услугам субъектов естественной монополии или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей услуг субъектов естественной монополии;
      6) переуступать право требования, связанное с предоставляемыми услугами (производимыми товарами, работами) третьим лицам, если это приведет к повышению тарифов (цен, ставок сборов) на услуги субъекта естественной монополии;
      7) отказывать в предоставлении услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема услуг (товаров, работ);
      8) включать в тарифы (цены, ставки сборов) на услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением.
      2. Ограничения, предусмотренные в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на субъект рынка, для которого деятельность, отнесенная к сфере естественной монополии, не является основной.";
      8) статью 6 дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:
      "1-1) снижать тарифы (цены, ставки сборов) за предоставляемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в период действия тарифов (цен, ставок сборов) в порядке, утвержденном уполномоченным органом;
      1-2) проводить техническое обслуживание и организовывать поверки приборов учета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;";
      9) в статье 7:
      подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:
      "3) предоставлять равные условия потребителям услуг (товаров, работ), кроме случаев предоставления услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан;
      4) осуществлять закупки материальных, финансовых ресурсов и услуг в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;";
      подпункт 6) после слова "общественной" дополнить словом ", экологической";
      подпункт 7) изложить в следующей редакции:
      "7) проводить обязательный ежегодный аудит аудиторскими организациями (аудиторами) в соответствии с дополнительными требованиями к договору на проведение аудита, установленными законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях. Результаты проверки и годовая финансовая отчетность должны быть опубликованы в периодических печатных изданиях, распространяемых на соответствующей территории административно-территориальной единицы, на которой субъект естественной монополии осуществляет свою деятельность, не позднее тридцати дней с момента утверждения результатов проверки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;";
      дополнить подпунктами 7-1) и 7-2) следующего содержания:
      "7-1) вести раздельный бухгалтерский учет при осуществлении иной деятельности, разрешенной настоящим Законом;
      7-2) исполнять тарифную смету;";
      подпункты 8) и 9) изложить в следующей редакции:
      "8) заключать договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых услуг (товаров, работ), относящихся к сфере естественной монополии, в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Республики Казахстан;
      9) приобретать и устанавливать потребителям приборы учета предоставляемых коммунальных услуг;";
      дополнить подпунктами 10)-13) следующего содержания:
      "10) согласовывать с уполномоченным органом инвестиционные проекты, учитываемые при утверждении тарифов (цен, ставок сборов), а также проведение переоценки основных средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      11) представлять по требованию уполномоченного органа отчет об исполнении тарифной сметы по итогам квартала;
      12) не допускать нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление услуг (товаров, работ);
      13) уведомлять уполномоченный орган и потребителей о снижении тарифов (цен, ставок сборов) за десять дней до введения их в действие.";
      10) статьи 8 и 9 исключить;
      11) в статье 10:
      подпункт 1) изложить в следующей редакции:
      "1) покупать услуги субъекта естественной монополии в порядке и по тарифам (ценам, ставкам сборов), установленных уполномоченным органом, требовать установки приборов учета;";
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      "4-1) участвовать в публичных слушаниях;";
      12) в статье 11:
      подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:
      "1) своевременно и в полном объеме оплачивать услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в соответствии с условиями заключенных договоров;";
      пункт 2 после слов "услуг субъекта естественной монополии" дополнить словами "(кроме государственных органов)";
      13) статью 12 изложить в следующей редакции:
      "Статья 12. Уполномоченный орган

      Порядок организации деятельности уполномоченного органа утверждается Правительством Республики Казахстан.";
      14) в статье 13:
      подпункт 4) изложить в следующей редакции:
      "4) разрабатывает, утверждает и применяет недискриминационные методики установления тарифов (цен, ставок сборов) в сфере естественной монополии;";
      дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
      "5) обобщает практику применения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, вырабатывает на этой основе методические рекомендации.";
      15) в статье 14:
      в пункте 1:
      подпункты 5) и 8) изложить в следующей редакции:
      "5) вносить субъектам естественной монополии в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, обязательные для исполнения предписания о заключении договоров на услуги субъектов естественной монополии с потребителями, о внесении изменений в заключенные договоры;";
      "8) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;";
      дополнить подпунктами 9-1), 9-2), 9-3), 9-4), 9-5) и 9-6) следующего содержания:
      "9-1) разрабатывать типовые договоры, заключаемые субъектами естественных монополий с потребителями, и представлять их на утверждение в Правительство Республики Казахстан;
      9-2) инициировать изменение тарифов (цен, ставок сборов) на услуги субъектов естественной монополии;
      9-3) осуществлять контроль за закупками, проводимыми субъектом естественной монополии, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      9-4) проводить публичные слушания при рассмотрении заявок на изменение тарифов (цен, ставок сборов) субъектов естественной монополии, включенных в местные разделы Государственного регистра субъектов естественной монополии;
      9-5) осуществлять контроль за исполнением субъектом естественной монополии тарифной сметы;
      9-6) устанавливать срок действия тарифов (цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии не менее чем на шесть месяцев;";
      16) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:
      "Статья 14-1. Обязанности уполномоченного органа

      Уполномоченный орган обязан:
      1) принимать решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением тарифов (цен, ставок сборов) и (или) включением в тариф (цену, ставку сбора) стоимости фактически невыполненных работ;
      2) письменно обосновывать отказ в принятии к рассмотрению заявки субъекта естественной монополии на утверждение или изменение тарифов (цен, ставок сборов);
      3) определять необходимость проведения публичных слушаний по письменному заявлению потребителей или субъекта естественной монополии при рассмотрении заявок на утверждение или изменение тарифов (цен, ставок сборов) субъектов естественной монополии, включенных в местные разделы Государственного регистра субъектов естественной монополии;
      4) знакомить потребителей с принятыми решениями по вопросам регулирования деятельности субъектов естественной монополии, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
      5) проводить публичные слушания при рассмотрении заявок на изменение тарифов (цен, ставок сборов) субъектов естественной монополии, включенных в республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественной монополии;
      6) определять порядок предоставления проектов тарифов (цен, ставок сборов), временного понижающего коэффициента.";
      17) статью 15 изложить в следующей редакции:
      "Статья 15. Государственное регулирование деятельности
                  субъекта естественной монополии

      1. Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии осуществляется:
      1) утверждением тарифа (цены, ставки сбора);
      2) утверждением тарифной сметы;
      3) установлением временного понижающего коэффициента;
      4) особым порядком формирования затрат.
      2. Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии, производящего тепловую энергию на станциях с комбинированным типом производства, осуществляется на основе комплексного подхода с учетом особенностей технологических режимов выработки тепловой и электрической энергии и формирования цены на электрическую энергию на конкурентном рынке.";
      18) дополнить статьей 15-1 следующего содержания:
      "Статья 15-1. Порядок формирования тарифов
                    (цен, ставок сборов) на услуги субъекта
                    естественной монополии

      1. Тарифы (цены, ставки сборов) на услуги субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления услуг (производства товаров, работ), и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии.
      2. Уполномоченный орган при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) применяет особый порядок формирования затрат, предусматривающий следующие положения:
      1) регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора);
      2) ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах нормативов, утвержденных в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора);
      4) ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора);
      5) согласование применяемых методов начисления износа основных средств;
      6) согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.
      Особый порядок формирования затрат утверждается уполномоченным органом.
      3. В тариф (цену, ставку сбора) на услуги субъекта естественной монополии включаются затраты на приобретение и установку приборов учета.";
      19) в статье 16:
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      "2. Субъект естественной монополии обязан вместе с заявкой предоставить тарифную смету и проекты тарифов (цен, ставок сборов) на свои услуги за шестьдесят дней до введения их в действие.
      В случае пересмотра тарифов (цен, ставок сборов) по инициативе уполномоченного органа субъект естественной монополии обязан в месячный срок предоставить экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа (цены, ставки сбора).";
      в пункте 3 цифру "30" заменить словами "сорока пяти", слова "представления необходимых документов" заменить словами "подачи заявки";
      20) в статье 17:
      в пункте 1:
      подпункт 1) изложить в следующей редакции:
      "1) проводит финансовую, и при необходимости, техническую экспертизу проектов тарифов (цен, ставок сборов) с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов, потребителей и их общественных объединений, субъектов естественной монополии, представивших проект;";
      подпункт 2) дополнить словами "и в случае проведения публичных слушаний выносит его на обсуждение";
      дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
      "1-1. В случае проведения публичных слушаний уполномоченный орган обязан не позднее чем за десять дней опубликовать информацию о дате и месте их проведения в периодических печатных изданиях. Публичные слушания проводятся не позднее чем за пятнадцать дней до принятия окончательного решения об утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на услуги субъекта естественной монополии. Порядок проведения публичных слушаний определяется Правительством Республики Казахстан.";
      в пункте 2 слова "на решения уполномоченного органа о продлении срока действия ранее установленных цен и тарифов, а также" исключить;
      21) в статье 18:
      пункт 1 исключить;
      в пункте 3 слово "квартал" заменить словами "два квартала";
      дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
      "5. Для вновь созданного субъекта естественной монополии утверждение тарифов (цен, ставок сборов) производится в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. При этом указанный субъект естественной монополии обязан по истечении шести месяцев обратиться с заявкой для пересмотра тарифов (цен, ставок сборов) в общем порядке.
      В случае завышения тарифов (цен, ставок сборов), утвержденных в упрощенном порядке, уполномоченный орган обязан одновременно с введением новых тарифов (цен, ставок сборов) принять решение о компенсации потребителям причиненных убытков.
      6. Утверждение тарифов (цен, ставок сборов) по инициативе уполномоченного органа осуществляется в общем порядке, установленном настоящим Законом. Введение тарифов (цен, ставок сборов) осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения тарифов (цен, ставок сборов).";
      22) дополнить статьями 18-1, 18-2, 18-3, 18-4 следующего содержания:
      "Статья 18-1. Государственный контроль в сфере
                    естественной монополии

      1. В целях предотвращения ущемления прав и законных интересов потребителей услуг субъекта естественной монополии либо сдерживания экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка уполномоченный орган осуществляет контроль за:
      1) отчуждением и совершением иных сделок с имуществом, относящимся к основным средствам субъекта естественной монополии;
      2) приобретением субъектом естественной монополии не для собственного потребления товаров (работ, услуг), транспортируемых или передаваемых им;
      3) осуществлением субъектом естественной монополии иной деятельности, технологически связанной с основной деятельностью и (или) отнесенной к сфере естественной монополии, а также осуществлением деятельности, установленной законодательством Республики Казахстан о почте;
      4) приобретением субъектом естественной монополии акций (долей), а также иными формами его участия в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность, разрешенную для него настоящим Законом;
      5) реорганизацией и ликвидацией субъекта естественной монополии.
      2. Для совершения действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в уполномоченный орган ходатайство о даче согласия на осуществление таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
      Перечень документов, порядок их представления и рассмотрения определяются уполномоченным органом.
      3. Для получения согласия на осуществление деятельности, указанной в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан дополнительно обеспечить выполнение следующих условий:
      1) доходы, получаемые субъектом естественной монополии от данной деятельности, должны покрывать затраты, необходимые для ее осуществления;
      2) осуществление деятельности не должно приводить к ограничению конкуренции на соответствующем рынке услуг (товаров, работ).
      Субъект естественной монополии обязан ежеквартально представлять отчет о выполнении условий, предусмотренных настоящим пунктом, по форме, установленной уполномоченным органом.
      4. Уполномоченный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к последствиям, указанным в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо представленная в них информация является недостоверной.
      5. Уполномоченный орган не позднее тридцати дней со дня получения ходатайства рассматривает его и сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
      В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, уполномоченный орган вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на тридцать дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее пятнадцати дней со дня получения ходатайства.
      6. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован заявителем в судебном порядке.

      Статья 18-2. Отчуждение и совершение иных сделок
                   с имуществом субъекта естественной монополии,
                   а также приобретение его акций (долей)

      1. Отчуждение, а равно иные сделки с имуществом субъекта естественной монополии совершаются по согласованию с уполномоченным органом при условии, что они не повлекут за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) на услуги субъекта естественной монополии, нарушения договоров с потребителями, негативного влияния на окружающую среду, нарушения неразрывно связанной технологической системы, прерывания либо существенного снижения объемов предоставляемых услуг (производимых товаров, работ).
      2. Физическое или юридическое лицо (или группа лиц), приобретающее более десяти процентов голосующих акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии, обязано предварительно проинформировать об этом уполномоченный орган.

      Статья 18-3. Реорганизация и ликвидация субъекта
                   естественной монополии

      1. К субъекту естественной монополии могут быть применены процедуры реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Государственная регистрация и перерегистрация юридического лица-субъекта естественной монополии, а также регистрация прекращения его деятельности осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия уполномоченного органа.
      3. К субъекту естественной монополии могут быть применены реабилитационные процедуры в целях предотвращения перерыва или существенного снижения объемов предоставляемых услуг (производимых товаров, работ).

      Статья 18-4. Государственный контроль при осуществлении
                   закупок субъектом естественной монополии

      1. Закупка материальных, финансовых ресурсов и услуг, затраты на которые учитываются при формировании тарифов (цен, ставок сборов) на услуги субъекта естественной монополии, осуществляется в форме тендера, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
      2. Тендер проводится субъектом естественной монополии с соблюдением следующих принципов:
      1) открытость и гласность проведения тендерных процедур;
      2) обеспечение всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в тендере;
      3) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков.
      3. Порядок проведения тендера определяется законодательством Республики Казахстан.
      4. Уполномоченный орган в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, вправе дать согласие на осуществление субъектом естественной монополии закупок путем закрытого конкурса, выбора поставщика с использованием запроса ценовых предложений, закупок из одного источника и через открытые товарные биржи, а также на привлечение грантов, займов и кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями.
      5. Субъект естественной монополии вправе осуществлять закупки товаров (работ, услуг), не относящихся к основным средствам, без проведения тендера в случае, если годовые объемы закупок в стоимостном выражении не превышают предельного размера суммы, установленного уполномоченным органом.
      6. По требованию участника тендера ему должна быть предоставлена исчерпывающая письменная информация о его результатах и причинах выбора победителя.
      7. Уполномоченный орган вправе до заключения субъектом естественной монополии договора с победителем тендера, проведенного с нарушениями законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, отменить его результаты и обязать субъект естественной монополии провести повторный тендер.
      8. Уполномоченный орган вправе отклонить заявку субъекта естественной монополии на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) в случае нарушения им требований о проведении тендера, установленных законодательством Республики Казахстан.
      9. Требования, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на субъект рынка, для которого деятельность, отнесенная к сфере естественной монополии, не является основной.";
      23) пункт 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
      "2. Уполномоченный орган устанавливает временный компенсирующий тариф на основании материалов проведенных им проверок субъекта естественной монополии с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения. Введение временного компенсирующего тарифа осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем проведения проверки.";
      24) статью 20 изложить в следующей редакции:
      "Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

      Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.";
      25) статью 21 изложить в следующей редакции:
      "Статья 21. Возмещение субъектом естественной монополии
                  убытков, причиненных нарушением настоящего
                  Закона

      Действия (бездействие) субъекта естественной монополии, противоречащие настоящему Закону и причинившие убытки другому физическому или юридическому лицу, в том числе путем завышения тарифов (цен, ставок сборов), необоснованного отказа в заключении договоров на предоставление услуг и в их исполнении, влекут за собой возмещение субъектом естественной монополии убытков в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.";
      26) дополнить статьей 22 следующего содержания:
      "Статья 22. Возмещение убытков, причиненных субъекту
                  естественной монополии неправомерными
                  решениями, действиями (бездействием)
                  уполномоченного органа, а также его
                  должностными лицами

      В случае, если неправомерными решениями, а также действиями (бездействием) уполномоченного органа и его должностных лиц причинены убытки субъекту естественной монополии, он вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.".

      2. В Закон  Республики Казахстан от 20 ноября 1998 г. "Об аудиторской деятельности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., N 22, ст. 309; 2000 г., N 22, ст. 408; 2001 г., N 1, ст. 5; N 8, ст. 52):
      статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
      "3. Договор на проведение аудита субъекта естественной монополии должен соответствовать дополнительным требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях.".

      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан