О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1

Действующий
      Настоящий Закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.
                           РАЗДЕЛ I



                 ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Основные понятия

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      аффилиированное лицо организации - любое физическое или юридическое лицо, способное посредством юридически значимых действий повлиять на деятельность организации, либо лицо, на деятельность которого организация влияет указанным способом;
      банк-кастодиан - банк, оказывающий услуги по ответственному хранению и учету вверенных ценных бумаг и денежных средств клиентов;
      вкладчик накопительного пенсионного фонда (далее - вкладчик) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пенсионные взносы в пользу получателя пенсионных выплат;
      государственный накопительный пенсионный фонд - юридическое лицо, производящее сбор обязательных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, а также осуществляющее деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты государственных банков, ценные бумаги международных финансовых организаций;
      Государственный центр по выплате пенсий (далее - Центр) - юридическое лицо, осуществляющее пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях настоящего Закона, за счет обязательных взносов в этот Центр юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, официальных трансфертов, объемы которых утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий год;
      диверсификация - устанавливаемые государственным уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг обязательные требования по размещению пенсионных активов с целью снижения риска их потерь;
      добровольные пенсионные взносы - денежные средства, вносимые вкладчиками по своей инициативе в негосударственные накопительные пенсионные фонды в пользу получателя в порядке и размерах, определяемых законодательством и пенсионным договором;
      "золотая акция" - акция негосударственного накопительного пенсионного фонда, вводимая учредителями, не участвующая в формировании уставного фонда и не дающая право на получение дивидендов. Владелец "золотой акции" обладает правом вето на решения общего собрания, правления и наблюдательного совета по вопросам, определяемым уставом;
      инвестиционный доход - денежные средства, полученные в результате инвестирования пенсионных активов накопительных пенсионных фондов в порядке, установленном уполномоченным органом по регулированию рынком ценных бумаг;
      индивидуальный пенсионный счет - личный именной счет получателя в накопительных пенсионных фондах, на который поступают пенсионные взносы вкладчиков, инвестиционный доход и с которого производятся пенсионные выплаты владельцу индивидуального пенсионного счета;
      кастодиальный договор - договор об ответственном хранении и учете ценных бумаг и денежных средств, заключаемый банком-кастодианом и его клиентом;
      компания по управлению накопительными пенсионными активами - юридическое лицо, осуществляющее инвестиционное управление пенсионными активами негосударственных накопительных пенсионных фондов;
      накопительные пенсионные фонды - это государственный накопительный пенсионный фонд и негосударственные накопительные пенсионные фонды;
      негосударственный накопительный пенсионный фонд - юридическое лицо, осуществляющее сбор обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирование их через компании по управлению пенсионными активами в порядке, установленном настоящим Законом;
      обязательные пенсионные взносы - денежные средства, вносимые в соответствии с настоящим Законом плательщиками в Центр и вкладчиками - в накопительные пенсионные фонды в установленном законодательством порядке;
      органы, назначающие и/или осуществляющие пенсионные выплаты - органы социальной защиты населения и соответствующие службы министерств обороны и внутренних дел, Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, Республиканской гвардии и Службы охраны Президента Республики Казахстан;
      официальные трансферты - безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет и расходы из бюджета;
      пенсия - совокупность пенсионных выплат из Центра, накопительных пенсионных фондов, а для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан - за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих служб;
      пенсионные активы - средства, предназначенные для обеспечения и осуществления пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов;
      пенсионные выплаты:
      из Центра - выплаты денежных средств физическим лицам, имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, осуществляемые пропорционально трудовому стажу в установленном законодательством порядке;
      из накопительных пенсионных фондов - выплаты денежных средств получателям, осуществляемые в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
      пенсионные накопления - денежные средства получателя пенсионных выплат, включая обязательные и добровольные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, а также инвестиционный доход, который образуется от инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов, отраженные на индивидуальных пенсионных счетах;
      пенсионный договор - договор (соглашение), заключаемый между накопительными пенсионными фондами, с одной стороны, и вкладчиком или получателем, с другой стороны, об установлении, изменении или прекращении правоотношений, связанных с пенсионными взносами и накоплениями;
      плательщик Центра (далее - плательщик) - юридическое или физическое лицо, занимающееся предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, осуществляющее обязательные пенсионные взносы в Центр в установленном законодательством порядке;
      получатель пенсионных выплат (далее - получатель) - физическое лицо, в пользу которого производятся пенсионные взносы и осуществляются пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов и/или которому назначены пенсионные выплаты из Центра;
      пруденциальный норматив - устанавливаемые уполномоченными государственными органами нормативы, обязательные для их соблюдения в процессе управления пенсионными активами;
      реальная стоимость пенсионных накоплений - номинальная стоимость пенсионных накоплений, скорректированная на индекс потребительских цен, исчисляемый уполномоченным органом государственной статистики Республики Казахстан;
      режим кастодиального счета - обусловленные законодательством и кастодиальным договором условия, обязательные для соблюдения данного режима;
      ставка пенсионных взносов - размер обязательного пенсионного взноса в процентном отношении:
      а) у плательщиков Центра - к фонду оплаты труда для юридических лиц, к доходам - для физических лиц, занимающихся предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица;
      б) у вкладчиков в накопительные пенсионные фонды - от доходов, принимаемых для исчисления пенсионных взносов;
      уполномоченный орган - государственный орган по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов, осуществляющий свои полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 2. Право граждан на пенсионное обеспечение

      1. Граждане Республики Казахстан имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. Иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

      Статья 3. Законодательство о пенсионном обеспечении

      1. Законодательство о пенсионном обеспечении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

      Статья 4. Порядок уплаты обязательных и добровольных
                пенсионных взносов и осуществления контроля
                за их поступлением

      1. Уплату обязательных пенсионных взносов осуществляют:
      1) юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, - в Центр по ставкам, определяемым законом о республиканском бюджете на соответствующий год, исходя из принципа их снижения;
      2) физические лица - в накопительные пенсионные фонды по ставке пенсионных взносов в размере десяти процентов от дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, но не ниже десяти процентов от минимального размера заработной платы, установленного законодательным актом.
      2. Добровольные пенсионные взносы уплачиваются физическими и юридическими лицами в негосударственные накопительные пенсионные фонды в соответствии с пенсионным договором.
      3. Своевременно не уплаченные суммы обязательных пенсионных взносов в Центр и накопительные пенсионные фонды при условии фактической выплаты и получения дохода подлежат взысканию с начислением пени в размере 1,2-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на день уплаты этих сумм, за каждый день просрочки (включая день оплаты) в Центр и соответствующие накопительные пенсионные фонды в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      4. Контроль за полным и своевременным перечислением обязательных пенсионных взносов в Центр и накопительные пенсионные фонды осуществляется налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством.

      Статья 5. Государственные гарантии по пенсионному
                обеспечению

      1. Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, вышедшим на пенсию до 1 января 1998 года, с сохранением ранее установленного размера пенсионных выплат.
      2. Гражданам, достигшим пенсионного возраста и осуществлявшим обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в течение периода, равного не менее трех четвертей от срока, оставшегося им после 1 января 1998 года до достижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона, предоставляется государственное социальное пособие в виде соответствующих доплат в случае, если размер пенсии ниже установленного законодательным актом минимального размера пенсии.
      3. Индексация пенсионных выплат из Центра производится в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, с целью компенсации потерь от инфляции, измеренной индексом потребительских цен.
      4. Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, имеющим право на пенсию по выслуге лет и зарегистрировавшим это право до 1 января 1998 года в органах, назначающих и/или осуществляющих пенсионные выплаты, в этом случае им устанавливается пенсия, выплата которой начинается по оставлении должности. На назначенную пенсию распространяются условия пункта 3 настоящей статьи.

      Статья 6. Меры по обеспечению сохранности пенсионных
                накоплений

      1. Государство гарантирует сохранность пенсионных взносов в государственном накопительном фонде.
      2. Сохранность пенсионных накоплений обеспечивается посредством:
      1) лицензирования деятельности накопительных пенсионных фондов по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат;
      2) лицензирования деятельности компании по управлению накопительными пенсионными активами по инвестиционному управлению пенсионными активами;
      3) установления пруденциальных нормативов деятельности для компаний по управлению пенсионными активами;
      4) установления требований к учредителям, руководящим работникам и специалистам накопительных пенсионных фондов и компаний по управлению пенсионными активами, а также к размеру и составу их уставного капитала;
      5) установления требования хранения денежных средств фондами исключительно в уполномоченном банке-кастодиане;
      6) размещения пенсионных активов в депозиты минимум трех банков, неаффилиированных друг с другом и с банком-кастодианом;
      7) ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных активов накопительных пенсионных фондов, а также установления контроля за их целевым размещением;
      8) передачи функций по инвестиционному управлению пенсионными активами негосударственных накопительных пенсионных фондов компаниям по управлению пенсионными активами;
      9) установления уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг требований к компаниям по управлению пенсионными активами по диверсификации и снижению риска при размещении пенсионных активов;
      10) введения ограничений на размеры комиссионных вознаграждений, выплачиваемых накопительным пенсионным фондам и компаниям по управлению пенсионными активами;
      11) обязательности проведения аудиторских проверок годовых финансовых отчетов накопительных пенсионных фондов;
      12) регулярной финансовой и статистической отчетности

накопительных пенсионных фондов и компаний по управлению
пенсионными активами перед соответствующими государственными
органами в установленном законодательством порядке;
     13) предоставления получателю возможности переводить свои
пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда
в другой, но не чаще двух раз в год;
     14) страхования пенсионных накоплений в полном объеме или
частично, по выбору получателя.

                          РАЗДЕЛ II

               ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ ЦЕНТРА

   Глава 2. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА

     Статья 7. Право на получение пенсионных выплат из Центра

     Гражданам гарантировано право на получение пенсионных
выплат из Центра при наступлении установленных настоящим Законом
условий.



      Статья 8. Категории граждан, имеющих право на получение
                выплат из Центра

      1. Пенсионные выплаты из Центра осуществляются следующим категориям граждан:
      1) получающим пенсию до 1 января 1998 года;
      2) достигшим пенсионного возраста в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и имевшим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, - в размере, пропорциональном имеющемуся трудовому стажу.
      2. В случае смерти получателя пенсионных выплат, не имеющего пенсионных накоплений в накопительных пенсионных фондах, его семье либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается из Центра единовременная выплата на погребение в размере пятнадцатикратного месячного расчетного показателя.

     Статья 9. Назначение пенсионных выплат из Центра

     1. Назначение пенсионных выплат  из Центра производится:
     с 1 января 1998 года - мужчинам по достижении 61 года,
женщинам по достижении 56 лет;
     с 1 июля 1998 года - мужчинам по достижении 61,5 года,
женщинам по достижении 56,5 года;
     с 1 июля 1999 года - мужчинам по достижении 62 лет, женщинам
по достижении 57 лет;
     с 1 июля 2000 года - мужчинам по достижении 62,5 года,
женщинам по достижении 57,5 года;
     с 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам
по достижении 58 лет.


      2. Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 10 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" имеют право на назначение пенсии:
      мужчины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;
      женщины - по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.
      3. Проживающие в сельской местности женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.
      4. Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении возраста, установленного частью первой настоящей статьи, следующим категориям граждан:
      1) мужчинам - при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года;
      2) женщинам - при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года.
      5. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме назначаются категориям граждан, указанным в части первой настоящей статьи, при отсутствии у них права на получение пенсионной выплаты в полном объеме из Центра, в зависимости от наличия у них фактического трудового стажа на 1 января 1998 года.
      6. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме

рассчитываются в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан, как доля от полной пенсии пропорционально
имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года.

     Статья 10. Период пенсионных выплат из Центра

     Пенсионные выплаты из Центра назначаются и осуществляются
пожизненно.

     Глава 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ИЗ ЦЕНТРА

     Статья 11. Исчисление трудового стажа для назначения
                пенсии  из Центра

     1. При исчислении трудового стажа для назначения пенсии из
Центра засчитываются:
     1) работа по трудовым договорам (контрактам), оплачиваемая
физическими и юридическими лицами;
     2) военная служба;
     3) служба в правоохранительных органах;
     4) государственная служба;
     5) предпринимательская деятельность;


      6) время ухода за инвалидом I группы, одиноким инвалидом II группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста;
      7) время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита, либо больным СПИДом;
      8) время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности;
      9) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных;
      10) время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;
      11) время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов;
      12) период проживания за границей жен (мужей) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
      13) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет;
      14) обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами;
      15) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;
      16) иная работа, при условии уплаты отчислений на социальное страхование.
      2. При льготном исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра также засчитываются:
      1) военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на лечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы - в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим;
      2) работа, в том числе в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, и служба, кроме военной службы, предусмотренной подпунктом 1) настоящего пункта, в годы Великой Отечественной войны - в двойном размере;
      3) работа в городе Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - в тройном размере;
      4) время нахождения граждан в возрасте от 12 лет и старше в городе Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - в двойном размере;
      5) время пребывания лиц на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, а также время нахождения в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступления против Родины, - в двойном размере;
      6) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы, ссылки, привлечения к принудительному труду с ограничением свободы, на спецпоселении и на принудительном лечении в психиатрических учреждениях граждан, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, и репрессированных, впоследствии реабилитированных, - в тройном размере;
      7) работа и военная служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года - в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере;
      8) работа в противолепрозных и противочумных учреждениях, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, - в двойном размере; в учреждениях судебно-медицинской экспертизы и в патологоанатомических отделениях лечебных учреждений - по перечню работ, утвержденному Правительством Республики Казахстан, - в полуторном размере;
      9) работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается за год работы;
      10) работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей промышленности, независимо от их подведомственной подчиненности, - по списку, утвержденному Правительством Республики Казахстан, засчитывается в стаж за год работы.

      Статья 12. Подтверждение трудового стажа

      1. Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат из Центра за период до 1 января 1998 года подтверждается трудовой книжкой.
      2. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, а также заявлениями граждан.
      3. Трудовой стаж граждан, осуществлявших деятельность в соответствии с подпунктами 5) и 16) пункта 1 статьи 11 настоящего Закона, подтверждается документами об оплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан, осуществленных до 1 января 1998 года.

        Глава 4. ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА

      Статья 13. Исчисление размера пенсионных выплат из
                 Центра

      1. Исчисление пенсионных выплат в полном объеме из Центра производится из расчета 60 процентов среднемесячного дохода, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
      2. Исчисление размера пенсионных выплат из Центра осуществляется, исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года.
       3. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

      Статья 14. Определение дохода для исчисления
                 пенсионных выплат из Центра

      1. В доход для исчисления пенсионных выплат из Центра включаются все виды оплаты труда и иные доходы, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан.
      2. Доход для исчисления пенсионных выплат за 3 года работы определяется путем деления общей суммы дохода за 36 календарных месяцев работы подряд на тридцать шесть.
      3. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

       Глава 5. НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА

      Статья 15. Порядок обращения за назначением пенсионных
                 выплат из Центра

      1. Заявление о назначении пенсионных выплат из Центра подается в орган социальной защиты населения по месту жительства гражданина с приложением документов, подтверждающих стаж и доход, необходимых для начисления пенсионных выплат.
      2. Назначение пенсионных выплат из Центра производится органом социальной защиты населения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Орган социальной защиты населения обязан давать разъяснения по вопросам назначения пенсий и оказывать содействие гражданам в оформлении соответствующих документов.

      Статья 16. Сроки рассмотрения документов для назначения
                 пенсионных выплат из Центра

      1. Рассмотрение документов для назначения пенсионных выплат из Центра осуществляется органом социальной защиты населения не позднее чем в 10-дневный срок со дня представления документов.
      2. Орган социальной защиты населения не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения извещает о нем заявителя.
      3. В случае отказа в назначении пенсионных выплат из Центра орган социальной защиты населения обязан письменно мотивировать причины отказа и вернуть представленные документы заявителю.
      4. Решение органа социальной защиты населения может быть обжаловано в судебном порядке.

      Статья 17. Сроки назначения пенсионных выплат из Центра

      1. Пенсионные выплаты из Центра назначаются со дня обращения за назначением пенсии.
      2. Днем обращения за назначением пенсионных выплат из Центра

считается день одновременной подачи заявления и необходимых
документов в орган социальной защиты населения.

     Глава 6. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ
                     ИЗ ЦЕНТРА И УДЕРЖАНИЯ ИЗ НИХ

     Статья 18. Организационно-правовая форма Центра

     Центр создается в форме государственного предприятия,
основанного на праве оперативного управления, уполномоченный орган
которого определяется Правительством Республики Казахстан.

     Статья 19. Порядок осуществления пенсионных выплат
                из Центра

     1. Пенсионные выплаты из Центра производятся за истекший
месяц.
     2. Работающие пенсионеры имеют право на получение пенсии в
полном размере.
     3. Пенсионные выплаты могут производиться по нотариально
удостоверенной доверенности.



      Статья 20. Получение пенсионных выплат за прошлое
                 время

      1. Начисленные, но не востребованные получателем суммы пенсионных выплат выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года перед обращением за их получением.
      2. Суммы пенсионных выплат, не полученные своевременно по вине органа, назначающего или осуществляющего пенсионные выплаты, выплачиваются за прошлое время без ограничения сроков.

     Статья 21. Удержания из пенсии

     1. Удержания из пенсии могут производиться в порядке
исполнительного производства.
     2. Удержания из пенсии производятся из суммы, причитающейся
к выплате.
     3. Из пенсии не может быть удержано более 50 процентов от
причитающейся к выплате суммы.

                          РАЗДЕЛ III

           ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ НАКОПИТЕЛЬНЫХ
                      ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ



          Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
                   ИЗ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

      Статья 22. Пенсионные выплаты из накопительных
                 пенсионных фондов

      1. Пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов производятся получателям, имеющим пенсионные накопления на индивидуальных пенсионных счетах, при наличии документа, удостоверяющего его личность.
      2. Пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды осуществляются при наступлении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Закона, а также в случае, если получатель прекратил и не ведет трудовую деятельность при достижении им 55-летнего возраста, наличии срока уплаты взносов не менее 35 лет, пенсионных накоплений, достаточность которых устанавливается уполномоченным органом.
      3. Пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные накопительные пенсионные фонды осуществляются при условиях:
      1) накопления добровольных пенсионных взносов за период не менее 10 лет и достижения 55-летнего возраста, для определенных категорий граждан, перечень которых устанавливается Правительством, этот возраст может быть снижен до 50 лет;
      2) наступления инвалидности;
      3) наступления условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Закона.
      4. Порядок осуществления пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов устанавливается Правительством Республики Казахстан и публикуется в средствах массовой информации.
      5. Пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.

      Статья 23. Порядок внесения пенсионных взносов
                 в накопительные пенсионные фонды

      1. Удержание юридическими лицами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, обязательных пенсионных взносов физических лиц - производится у источника выплаты им дохода в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      2. Юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, удерживающие обязательные пенсионные взносы у источника выплаты, обязаны перечислять их в накопительные пенсионные фонды одновременно с выплатой дохода.
      3. Перечисление добровольных пенсионных взносов производится вкладчиком. Добровольные пенсионные взносы могут быть перечислены в пользу третьих лиц.
      4. Обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды не могут уплачиваться в пользу третьих лиц.
      5. В случае отсутствия соответствующего поручения вкладчика о перечислении обязательного пенсионного взноса лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны перечислить удержанную сумму обязательных пенсионных взносов в государственный накопительный пенсионный фонд.

      Статья 24. Представление сведений о перечисленных
                 пенсионных взносах в пользу получателей
                 пенсионных выплат

      Юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, удерживающие обязательные пенсионные взносы, представляют в накопительные пенсионные фонды сведения о перечисленных пенсионных взносах в пользу получателей пенсионных выплат.

      Статья 25. Пенсионные активы накопительных пенсионных
                 фондов

      1. Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов формируются за счет:
        1) пенсионных взносов и инвестиционного дохода, образуемого за счет инвестиционной деятельности, за минусом комиссионных вознаграждений накопительным пенсионным фондам и компаниям по управлению пенсионными активами негосударственных накопительных фондов;
      2) других источников, предусмотренных законодательством.
      2.Пенсионные активы негосударственных накопительных фондов не включаются в ликвидационную или конкурсную массу ликвидируемого фонда или фонда, подлежащего банкротству.
      3. Пенсионные накопления получателя, в пользу которого осуществлялись пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, в случае его смерти наследуются в установленном законодательством порядке.
      4. В случае смерти получателя его семье либо лицу, осуществившему погребение получателя, накопительными пенсионными фондами выплачивается единовременная выплата на погребение в пределах пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, но не более имеющихся на индивидуальном пенсионном счете средств.

      Статья 26. Хранение и учет пенсионных активов в банке-
                 кастодиане

      1. Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов хранятся в банках-кастодианах в соответствии с кастодиальным договором в режиме кастодиального счета.
      2. Компания по управлению пенсионными активами является стороной кастодиального договора, заключаемого между негосударственным накопительным пенсионным фондом, банком-кастодианом и компанией по управлению накопительными пенсионными активами, и осуществляет распоряжение пенсионными активами путем размещения средств в депозиты, в государственные и корпоративные ценные бумаги и в другие финансовые инструменты, перечень которых устанавливается уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
      3. Банк-кастодиан осуществляет контроль за целевым размещением пенсионных активов негосударственного накопительного пенсионного фонда и обязан блокировать (не исполнять) поручения компании по управлению пенсионными активами в случае их несоответствия законодательству, с незамедлительным уведомлением об этом уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг и негосударственного накопительного пенсионного фонда.
      4. Банк-кастодиан ведет учет всех операций по аккумулированию

пенсионных активов, их размещению, по получению инвестиционного
дохода и ежемесячно информирует накопительный пенсионный фонд о
состоянии его счетов и деятельности компании по управлению
пенсионными активами.
     5. У накопительного пенсионного фонда должен быть один
банк-кастодиан.

     Статья 27. Права и обязанности вкладчиков накопительных
                пенсионных фондов

     1. Вкладчики накопительных пенсионных фондов имеют право:
     1) выбирать накопительный пенсионный фонд для заключения с
ним пенсионного договора;
     2) получать информацию о состоянии пенсионных накоплений;
     3) обжаловать в судебном порядке действия накопительного
пенсионного фонда;
     4) осуществлять добровольные пенсионные взносы как в свою
пользу, так и в пользу третьих лиц;
     5) осуществлять иные права, согласно пенсионному договору и
законодательству.
     2. Вкладчики накопительных пенсионных фондов обязаны:


      1) вносить обязательные пенсионные взносы в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении и пенсионным договором;
      2) сообщать в накопительные пенсионные фонды о всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств фондом, в течение 10 дней с момента изменений;
      3) выполнять иные обязательства в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении и условиями пенсионного договора.

      Статья 28. Права и обязанности получателя пенсионных
                 выплат из накопительных пенсионных фондов

      1. Получатель пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов пользуется всеми правами вкладчика в отношении осуществленных в его пользу пенсионных взносов, а также имеет право:
      1) получать пенсионные выплаты из накопительного пенсионного фонда по достижении пенсионного возраста и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом;
      2) переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой не чаще чем два раза в год;
      3) завещать свои пенсионные накопления в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4) изъять пенсионные накопления при выезде на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан.
      2. Получатель пенсионных выплат обязан:
      1) сообщать при заключении договора, влекущего получение дохода, номер своего индивидуального пенсионного счета и реквизиты накопительного пенсионного фонда в течение 3 дней с момента его заключения;
      2) сообщать накопительному пенсионному фонду об изменениях,

влияющих на выполнение накопительным пенсионным фондом
обязательств перед получателем.

     Статья 29. Пенсионные правила накопительных пенсионных
                фондов

     1. Накопительные пенсионные фонды устанавливают пенсионные
правила, включающие:
     1) порядок изменения или прекращения пенсионных договоров;
     2) порядок и условия осуществления пенсионных взносов и
выплат;
     3) ответственность по обязательствам накопительных пенсионных
фондов перед получателями и вкладчиками;
     4) информирование о состоянии пенсионных накоплений;
     5) условия перевода пенсионных накоплений из одного
накопительного пенсионного фонда в другой;
     6) иные особенности правоотношений между накопительными
пенсионными фондами, вкладчиками и получателями.
     2. Пенсионные правила утверждаются уполномоченным органом.


      3. Пенсионные правила не должны ущемлять интересы вкладчика накопительных пенсионных фондов и получателя добровольных взносов.

      Статья 30. Пенсионный договор вкладчика с
                 накопительным пенсионным фондом

      1. Пенсионный договор заключается между накопительным

пенсионным фондом и вкладчиком в письменной форме в соответствии
с типовым пенсионным договором.
     2. Типовой пенсионный договор разрабатывается и утверждается
уполномоченным органом и содержит следующие сведения:
     1) наименование, юридический адрес и банковские реквизиты
накопительного пенсионного фонда;
     2) фамилию, имя, отчество (при его наличии), адрес вкладчика
(если им является физическое лицо) или его наименование,
местонахождение и банковские реквизиты (если им является
юридическое лицо);
     3) предмет договора;
     4) права и обязанности сторон;
     5) порядок и условия внесения пенсионных взносов;
     6) номер индивидуального пенсионного счета;
     7) порядок отчетности накопительного пенсионного фонда по
состоянию пенсионных накоплений;
     8) ответственность сторон в случаях невыполнения обязательств;
     9) срок действия договора;
     10) порядок и условия изменения и расторжения договора;
     11) сведения о получателе добровольных пенсионных взносов.



      Статья 31. Ответственность сторон пенсионного договора

      1. Накопительный пенсионный фонд несет ответственность по своим обязательствам перед вкладчиком и получателем только собственным имуществом.
      2. Вкладчики и получатели не отвечают по обязательствам накопительных пенсионных фондов, равно как и накопительные пенсионные фонды не отвечают по обязательствам вкладчиков и получателей.

    Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

      Статья 32. Государственный накопительный пенсионный фонд

      1. Государственный накопительный пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.
      2. Государственный накопительный пенсионный фонд

осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения
пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты
государственных банков, ценные бумаги международных финансовых
организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом по
регулированию рынка ценных бумаг.

     Статья 33. Виды негосударственных накопительных
                пенсионных фондов

     1. Негосударственные накопительные пенсионные фонды могут
быть:
     1) открытые;
     2) корпоративные.


      2. Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков, независимо от места работы и жительства получателя.
      3. Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного фонда.
      4. Расторжение трудового договора получателя с юридическим лицом - акционером является основанием для расторжения пенсионного договора с корпоративным накопительным пенсионным фондом.

      Статья 34. Организационно-правовая форма негосударствен-
                 ного накопительного пенсионного фонда

      Негосударственный накопительный пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества.

      Статья 35. Филиалы и представительства накопительных
                 пенсионных фондов

      Накопительные пенсионные фонды вправе открывать филиалы и представительства по согласованию с уполномоченным органом.

      Статья 36. Учредители и акционеры негосударственного
                 накопительного пенсионного фонда

      1. Учредителями и акционерами открытого накопительного пенсионного фонда могут быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан. Учредителями и акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда могут быть юридические лица Республики Казахстан.
      2. В период учреждения открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и/или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда.
      В период деятельности открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и/или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда, за исключением случаев, разрешенных уполномоченным органом.
      Данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд.
      3. Государственное предприятие и предприятие с пакетом акций или долей государства не могут быть учредителями и акционерами негосударственных накопительных пенсионных фондов, за исключением случаев, разрешенных уполномоченным органом.
      4. В случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      Статья 37. Государственная регистрация накопительных
                 пенсионных фондов

      Государственная регистрация накопительных пенсионных фондов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 38. Наименование негосударственного накопительного
                 пенсионного фонда

      1. Наименование негосударственного накопительного пенсионного фонда должно содержать слова "накопительный пенсионный фонд".
      2. Негосударственным пенсионным фондам запрещается использовать в своем наименовании слова "национальный", "центральный", "государственный", "правительственный", "гарантирующий", "гарантированный", "страховой", "страхующий" или "застрахованный" в полном и сокращенном виде на каком бы то ни было языке. Наименование не должно утверждать или подразумевать страхование или гарантирование ставки дохода от инвестиций, производимых в пользу получателя.

      Статья 39. Лицензирование деятельности по привлечению
                 пенсионных взносов и осуществлению пенси-
                 онных выплат

      1. Деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат лицензируется уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.
      2. Порядок лицензирования деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат накопительного пенсионного фонда определяется законодательством о лицензировании.
      3. Уполномоченный орган вправе приостановить действие лицензии на деятельность накопительного пенсионного фонда на срок до шести месяцев по любому из следующих оснований:
      1) недостоверности информации, на основании которой была выдана лицензия;
      2) задержки начала деятельности накопительного пенсионного фонда на срок более года с момента выдачи лицензии;
      3) систематического (три и более случаев в течение 12 последовательных календарных месяцев) невыполнения или ненадлежащего выполнения фондом обязательств по пенсионным договорам;
      4) нарушения законодательных и нормативных правовых актов Республики Казахстан, пенсионных правил накопительного пенсионного фонда и нормативных правовых актов уполномоченного органа либо невыполнения письменных предписаний уполномоченного органа;
      5) непредставления или представления заведомо недостоверных отчетности и сведений.
      4. Принятое уполномоченным органом решение о приостановке действия лицензий на деятельность накопительного пенсионного фонда доводится до сведения вкладчиков накопительного пенсионного фонда.

      Статья 40. Порядок занятия руководящих должностей в
                 накопительных пенсионных фондах

      1. Руководящими работниками накопительных пенсионных фондов признаются: руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер и его заместители, первый руководитель и главный бухгалтер филиала и представительства.
      2. Не может быть руководящим работником накопительного пенсионного фонда лицо:
      не имеющее высшего образования;
      имеющее непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;
      в прошлом являвшееся руководящим работником или должностным лицом юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, принудительной ликвидации во время руководства данного лица.
      3. Гражданин имеет право на занятие руководящей должности в накопительных пенсионных фондах после сдачи квалификационного экзамена в порядке, установленном уполномоченным органом.

      Статья 41. Права, обязанности и осуществление деятельно-
                 сти накопительных пенсионных фондов

      1. Накопительные пенсионные фонды имеют право:
      1) осуществлять сбор пенсионных взносов;
      2) получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность;
      3) осуществлять иные права, согласно условиям пенсионного договора.
      2. Накопительные пенсионные фонды обязаны:
      1) производить пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
      2) осуществлять индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;
      3) представлять вкладчику и получателю информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу;
      4) обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений получателя;
      5) нести ответственность за нарушение пенсионного законодательства и условий пенсионного договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      6) по заявлению получателя переводить его пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой;
      7) заключать договоры с компанией по управлению пенсионными активами на инвестиционное управление пенсионными активами ( в форме государственного накопительного фонда);
      8) публиковать статистическую и иную информацию о своей деятельности за стандартные периоды времени в один, три, пять, десять календарных лет, при этом не допускается публикация информации, содержащей гарантии или обещания доходов по вкладам в накопительные пенсионные фонды;
      9) обеспечивать равные условия гражданам, заключившим

пенсионный договор с накопительным пенсионным фондом;
     10) нести другие обязанности в соответствии с законодательством
Республики Казахстан.
     3. В целях защиты прав и интересов вкладчиков накопительным
пенсионным фондам запрещается:
     1) производственная деятельность;
     2) торговля движимым и недвижимым имуществом, за
исключением ценных бумаг и других финансовых инструментов,
определяемых уполномоченным органом по регулированию рынка
ценных бумаг;
     3) страховая деятельность;
     4) передача в залог пенсионных активов;
     5) выпуск ценных бумаг, кроме акций;
     6) учреждение "золотой акции" негосударственного
накопительного пенсионного фонда.



      Статья 42. Меры воздействия, применяемые уполномоченным
                 органом

      1. В случае нарушения законодательства накопительными пенсионными фондами уполномоченный орган вправе применять следующие меры воздействия:
      1) давать обязательное для исполнения письменное предписание об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;
      2) ставить вопрос перед акционерами об отстранении руководящих работников накопительного пенсионного фонда;
      3) налагать и взыскивать штрафы в порядке, установленном законодательством;
      4) приостанавливать либо отзывать лицензию.
      2. Накопительный пенсионный фонд либо лицо, по отношению к которому уполномоченный орган предпринял меры воздействия, вправе обжаловать его действия в судебном порядке.

      Статья 43. Реорганизация негосударственного накопительно-
                 го пенсионного фонда

      1. Реорганизация негосударственного накопительного пенсионного фонда осуществляется по решению общего собрания акционеров с разрешения уполномоченного органа в форме слияния, присоединения, разделения, выделения.
      К ходатайству о получении разрешения на проведение реорганизации накопительного пенсионного фонда прилагаются следующие документы:
      решение общего собрания акционеров накопительного пенсионного фонда о его реорганизации;
      документы, излагающие предполагаемые условия, формы, порядок и сроки реорганизации накопительного пенсионного фонда;
      финансовый прогноз последствий реорганизации, включая расчетный баланс накопительного пенсионного фонда после его реорганизации и юридических лиц, образующихся в результате реорганизации накопительного пенсионного фонда.
      Ходатайство о получении разрешения на реорганизацию накопительного пенсионного фонда должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение одного месяца со дня представления полного пакета документов.
      2. Реорганизуемый накопительный пенсионный фонд в течение двух недель со дня получения разрешения уполномоченного органа на проведение реорганизации обязан проинформировать о предстоящих изменениях всех своих вкладчиков и получателей путем письменного уведомления и публикации соответствующего объявления в средствах массовой информации.

      Статья 44. Отказ в выдаче разрешения на реорганизацию не-
                 государственного накопительного пенсионного
                 фонда

      Отказ в выдаче разрешения уполномоченного органа на реорганизацию негосударственного накопительного пенсионного фонда производится по любому из следующих оснований:
      1) отсутствия соответствующих решений общего собрания акционеров реорганизуемого негосударственного накопительного пенсионного фонда;
      2) нарушения в результате предполагаемой реорганизации интересов вкладчиков и получателей;
      3) нарушения в результате предполагаемой реорганизации требований антимонопольного законодательства.

      Статья 45. Ликвидация негосударственного накопительного
                 пенсионного фонда

      1. Накопительный пенсионный фонд может быть ликвидирован:
      1) по решению общего собрания акционеров негосударственного накопительного пенсионного фонда при наличии разрешения уполномоченного органа;
      2) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Добровольная и принудительная ликвидация, полномочия ликвидационной комиссии определяются законодательством Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных пунктами 3-7 настоящей статьи.
      3. Ходатайство накопительного пенсионного фонда о получении разрешения на добровольную ликвидацию должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение месяца со дня представления:
      решения общего собрания акционеров о добровольной ликвидации;
      оценки пенсионных активов на день принятия решения о ликвидации;
      мероприятий о сроках и этапах передачи пенсионных активов и подготовки накопительных пенсионных фондов к прекращению своей деятельности, утвержденных общим собранием акционеров.
      В случае отказа в даче разрешения на добровольную ликвидацию уполномоченный орган должен обосновать свое решение и довести отказ до сведения руководства и акционеров накопительного пенсионного фонда.
      При получении разрешения уполномоченного органа на добровольную ликвидацию накопительный пенсионный фонд создает ликвидационную комиссию, в состав которой включается один представитель уполномоченного органа.
      4. Ликвидирующийся негосударственный накопительный пенсионный фонд обязан в течение десяти дней уведомить получателей и вкладчиков заказным письмом и через средства массовой информации о ликвидации негосударственного накопительного пенсионного фонда.
      5. Ликвидационная комиссия обязана принять меры по передаче пенсионных активов ликвидируемого негосударственного накопительного пенсионного фонда, его обязательств по пенсионным договорам другому негосударственному накопительному пенсионному фонду в порядке, установленном уполномоченным органом.
      Получатели и вкладчики ликвидируемого негосударственного накопительного пенсионного фонда вправе самостоятельно выбрать другой фонд в сроки, установленные ликвидационной комиссией.
      6. Ликвидационная комиссия обязана в семидневный срок после утверждения ликвидационного баланса и отчета представить их в уполномоченный орган и Министерство юстиции Республики Казахстан.
      7. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого

негосударственного накопительного пенсионного фонда производится
после передачи пенсионных активов в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан.

     Глава 9. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ
                                ФОНДОВ

     Статья 46. Образование собственного капитала
                накопительных пенсионных фондов

     Собственный капитал накопительного пенсионного фонда
образуются за счет:
     1) вкладов учредителей и акционеров в уставный капитал;
     2) комиссионных вознаграждений;
     3) других источников, предусмотренных законодательством.



      Статья 47. Особенности формирования уставного капитала
                 накопительных пенсионных фондов

      1. Размер уставного капитала государственного накопительного пенсионного фонда определяется Правительством Республики Казахстан.
      2. Минимальный размер уставного капитала негосударственного накопительного пенсионного фонда устанавливается уполномоченным органом.
      3. Уставный капитал накопительного пенсионного фонда оплачивается денежными средствами.
      4. При формировании уставного капитала для оплаты акций негосударственного накопительного пенсионного фонда используются средства юридических лиц в пределах собственного капитала или их чистых активов.
      5. На момент подачи заявления о получении лицензии уставный капитал должен быть полностью оплачен.

      Статья 48. Комиссионные вознаграждения накопительных
                 пенсионных фондов

      1. Предельная величина комиссионных вознаграждений, полученных в виде процентов от пенсионных взносов и инвестиционного дохода, устанавливается уполномоченным органом.
      Распределение комиссионного вознаграждения между негосударственным накопительным пенсионным фондом и компанией по управлению пенсионными активами определяется договором.
      Запрещается заключение договора с аффилиированными компаниями по управлению пенсионными активами с более выгодными условиями и размерами распределения комиссионного вознаграждения по сравнению с неаффилиированными компаниями по управлению пенсионными активами.
      2. Доходы, полученные от использования собственных средств накопительного пенсионного фонда, принадлежат в полном объеме накопительному пенсионному фонду.

      Глава 10. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ
                   ФОНДОВ. ТАЙНА ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

      Статья 49. Учет в накопительных пенсионных фондах

      1. Накопительные пенсионные фонды ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в установленном законодательством порядке.
      2. Учет пенсионных накоплений на индивидуальных счетах получателей ведется в порядке, определяемом уполномоченным органом.

      Статья 50. Тайна пенсионных накоплений получателя

      1. Тайна пенсионных накоплений получателя включает в себя сведения о наличии, получателях и номерах индивидуальных пенсионных счетов получателей, об остатках и движении денежных средств на этих счетах.
      Накопительные пенсионные фонды гарантируют тайну пенсионных накоплений.
      2. Должностные лица, работники накопительных пенсионных фондов и иные лица, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим тайну пенсионных накоплений, не вправе разглашать сведения, составляющие тайну пенсионных накоплений, и несут за их разглашение ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3-5 настоящей статьи.
      3. Тайна пенсионных накоплений может быть раскрыта вкладчику, осуществляющему пенсионные взносы, получателю, любому третьему лицу на основании письменного согласия получателя.
      4. Справки об остатках и движении денежных средств на

индивидуальных пенсионных счетах могут выдаваться:
     1) органам дознания и предварительного следствия - по
находящимся в их производстве делам;
     2) судам - по находящимся в их производстве делам на основании
определения суда;
     3) налоговым органам - по вопросам, связанным с
налогообложением проверяемого лица.
     5. Справки о наличии индивидуального пенсионного счета
получателя, об остатках и движении денежных средств на них в случае
смерти получателя выдаются лицам, указанным в завещании, судам,
нотариальным конторам и иностранным консульским учреждениям по
находящимся в их производстве наследственным делам.


          Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ  ПЕНСИОННЫМИ  АКТИВАМИ
                    НЕГОСУДАРСТВЕННОГО НАКОПИТЕЛЬНОГО
                             ПЕНСИОННОГО ФОНДА

     Статья 51. Порядок управления пенсионными активами него-
                сударственного  накопительного  пенсионного
                фонда

     Инвестиционное управление пенсионными активами
негосударственного накопительного пенсионного фонда
осуществляется компанией по управлению пенсионными активами в
порядке, устанавливаемом уполномоченным органом по регулированию
рынка ценных бумаг.



      Статья 52. Компании по управлению пенсионными активами
                 негосударственных накопительных пенсионных
                 фондов

      1. Компания по управлению пенсионными активами негосударственных накопительных пенсионных фондов является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме закрытого акционерного общества в установленном законодательством порядке.
      2. Наименование компании по управлению пенсионными активами негосударственного накопительного пенсионного фонда должно содержать слова "компания по управлению пенсионными активами".
      3. Минимальный размер уставного капитала компании по управлению пенсионными активами, порядок его формирования и состав определяются уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
      4. Имущество компании по управлению пенсионными активами обособлено от пенсионных активов негосударственных накопительных пенсионных фондов.
      5. Предельная величина вознаграждения, выплачиваемого негосударственным накопительным пенсионным фондом компании по управлению пенсионными активами, определяется уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

      Статья 53. Руководящие работники компании по управлению
                 пенсионными активами

      1. Руководящими работниками компании по управлению пенсионными активами признаются: первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер и его заместители, руководитель и главный бухгалтер филиала (представительства).
      2. Не может быть руководящим работником компании по управлению пенсионными активами лицо:
      не имеющее высшего образования;
      имеющее непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;
      в прошлом являвшееся руководящим работником или должностным лицом юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто консервации, санации, принудительной ликвидации во время руководства данного лица.
      3. Кандидатура руководящего работника компании по управлению пенсионными активами избирается учредителями и акционерами, по согласованию с уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
      4. Гражданин имеет право на занятие должности руководящего работника компании по управлению пенсионными активами при наличии соответствующего квалификационного свидетельства, выдаваемого уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

      Статья 54. Инвестиционное управление пенсионными
                 активами негосударственного накопительного
                 пенсионного фонда

      1. Инвестиционное управление пенсионными активами негосударственного накопительного пенсионного фонда осуществляется на основании договора с одной компанией по управлению пенсионными активами по его выбору.
      2. Компания по управлению пенсионными активами вправе заключать договоры на управление пенсионными активами одновременно с двумя и более негосударственными накопительными пенсионными фондами при выполнении условий пункта 3 настоящей статьи.
      3. Величина собственного капитала компании по управлению пенсионными активами должна быть увеличена пропорционально увеличению размера пенсионных активов, принятых в управление, в порядке, установленном уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
      4. Договор на управление пенсионными активами заключается в письменной форме, несоблюдение письменной формы договора влечет за собой его недействительность.
      5. К договору на управление пенсионными активами применяются правила договора о доверительном управлении имуществом.

      Статья 55. Обязанности и ограничения деятельности компа-
                 нии по управлению пенсионными активами

      1. Компания по управлению пенсионными активами обязана:
      1) осуществлять инвестирование пенсионных активов в порядке, установленном уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг;
      2) регулярно производить оценку пенсионных активов в порядке, установленном законодательством;
      3) направлять пенсионные накопления на пенсионные выплаты получателям в порядке, определяемом договором с негосударственным накопительным пенсионным фондом;
      4) регулярно отчитываться о своей деятельности перед негосударственным накопительным пенсионным фондом и уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг;
      5) публиковать информацию о своей деятельности в порядке, определяемом уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг;
      6) выполнять другие обязанности, установленные уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг и договором об управлении пенсионными активами.
      2. В целях защиты прав и интересов вкладчиков негосударственных накопительных пенсионных фондов компании по управлению пенсионными активами запрещается:
      1) выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций;
      2) привлекать заемные средства от банков на срок, превышающий три месяца, в размере не более размера собственного капитала;
      3) приобретать ценные бумаги аффилиированных лиц и совершать иные сделки с аффилиированными лицами;
      4) предоставлять займы любыми способами;
      5) продавать ценные бумаги, входящие в состав пенсионных активов, на условиях обязательства их обратной покупки;
      6) приобретать любые ценные бумаги по марже;
      7) заключать договоры о продаже ценных бумаг, которые не принадлежат негосударственному накопительному пенсионному фонду ("короткие продажи"), а также договоры на покупку ценных бумаг, не являющихся эмиссионными;
      8) выдавать поручительства и гарантии любого рода, совершать залоговые сделки с пенсионными активами;
      9) публиковать информацию, содержащую гарантии или обещания доходов по инвестициям пенсионных активов;
      10) осуществлять деятельность в сфере материального производства и торговли иным имуществом, кроме ценных бумаг и финансовых инструментов.

      Статья 56. Формирование собственного капитала компании по
                 управлению пенсионными активами

      Порядок формирования собственного капитала компании по управлению пенсионными активами определяется уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

      Статья 57. Обязательные к соблюдению пруденциальные
                 нормативы

      Для обеспечения гарантии платежеспособности и финансовой устойчивости компании по управлению пенсионными активами уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг устанавливаются обязательные к соблюдению пруденциальные нормативы.

      Статья 58. Лицензирование деятельности по инвестиционному
                 управлению пенсионными активами

      Деятельность компании по управлению пенсионными активами по инвестиционному управлению пенсионными активами негосударственных накопительных пенсионных фондов лицензируется уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг в установленном законодательством порядке.

      Статья 59. Ответственность компании по управлению
                 пенсионными активами

      В случае ненадлежащего управления пенсионными активами негосударственный накопительный пенсионный фонд может предъявить в суде требование о прекращении инвестиционного управления и возмещении убытков.
                          РАЗДЕЛ IV


     ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,
    СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ГОСУДАРСТВЕННОГО
         СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



       Глава 12. ПРАВО НА ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

      Статья 60. Право на пенсионные выплаты за выслугу лет

      1. Право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан:
      1) имеющие выслугу на военной службе, службе в органах внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе;
      2) имеющие выслугу на военной службе, службе в органах внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан не менее 25 лет, уволенные по сокращению штатов и состоянию здоровья;
      3) лица офицерского состава, состоящие на военной службе, лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на военной службе и службе в органах внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, имеющие общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная военная служба или служба в органах внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан.
      2. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, уволенные со службы по основаниям, не указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на пенсионные выплаты на общих основаниях в соответствии с настоящим Законом.

      Статья 61. Размеры пенсионных выплат за выслугу лет

      1. Пенсионные выплаты военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, назначаемые в соответствии с пунктом 1 статьи 60 настоящего Закона, устанавливаются из расчета 60 процентов от денежного довольствия, определяемого в соответствии со статьей 63 настоящего Закона.
      2. Пенсионные выплаты военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, назначаемые в соответствии с пунктом 1 статьи 60 настоящего Закона, имеющим по состоянию на 1 января 1998 года стаж службы менее 10 лет, устанавливаются из расчета за каждый год выслуги по состоянию на 1 января 1998 года 2,4 процента от денежного довольствия, определяемого в соответствии со статьей 63 настоящего Закона.
      3. За каждый год выслуги на военной службе, службе в органах внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан сверх 25 лет размер пенсионных выплат увеличивается на 2 процента.
      4. За каждый год общего трудового стажа сверх 25 лет размер пенсионных выплат увеличивается на 1 процент денежного довольствия, определяемого в соответствии со статьей 63 настоящего Закона.
      5. Общий размер пенсионных выплат, исчисленный в соответствии с пунктами 1-3 настоящей статьи, не может превышать 75 процентов от денежного довольствия, определенного в соответствии со статьей 63 настоящего Закона.

      Статья 62. Исчисление выслуги лет

      Исчисление выслуги лет военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан производится в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      Статья 63. Размер денежного довольствия, учитываемый для
                 пенсионного обеспечения

      1. Размер денежного довольствия, учитываемый для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, определяется на день увольнения (исключения из списков личного состава) со службы.
      2. В размер денежного довольствия, учитываемого для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, включается оклад по должности, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию, соответствующая надбавка за выслугу лет, стоимость продовольственного пайка и другие надбавки, устанавливаемые законодательством Республики Казахстан.
      3. Размер денежного довольствия, учитываемый для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, подтверждается справкой установленного образца соответствующего финансового органа по последнему месту службы.

      Статья 64. Сроки назначения и осуществления пенсионных
                 выплат

      1. Назначенные военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан пенсионные выплаты за счет средств республиканского и местных бюджетов осуществляются со дня увольнения со службы (исключения из списков личного состава), но не ранее дня, по который им было выплачено денежное довольствие.
      2. Осуществление пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих служб, производится полностью, независимо от наличия у получателей заработка или другого дохода.
      3. Пенсионные выплаты военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и Государственного следственного комитета за счет средств индивидуальных пенсионных накоплений производятся в соответствии с пенсионным договором.

      Статья 65. Средства на выплату пенсий

      1. Пенсионное обеспечение лиц, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года, из числа военнослужащих и сотрудников органов Государственного следственного комитета Республики Казахстан производится за счет средств республиканского бюджета, сотрудников органов внутренних дел - за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих служб, с сохранением установленного размера пенсии.
      2. Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов Государственного следственного комитета Республики Казахстан, имеющих стаж военной службы или службы в органах Государственного следственного комитета по состоянию на 1 января 1998 года более десяти лет, производится за счет средств республиканского бюджета; сотрудников органов внутренних дел, имеющих стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 1 января 1998 года более десяти лет, - за счет средств, предусмотренных на содержание органов внутренних дел.
      3. Для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, имеющих по состоянию на 1 января 1998 года стаж военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан менее десяти лет, вводится порядок обязательных пенсионных взносов в государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд в размере 20 процентов от размера денежного довольствия, установленного пунктом 2 статьи 63 настоящего Закона, на индивидуальный пенсионный счет по выбору вкладчика.
      Пенсионные выплаты военнослужащим и сотрудникам органов Государственного следственного комитета Республики Казахстан осуществляются из накопительных пенсионных фондов, исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, а также из республиканского бюджета.
      Пенсионные выплаты сотрудникам органов внутренних дел осуществляются из накопительных пенсионных фондов, исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, а также за счет средств, предусмотренных на содержание органов внутренних дел.
      4. Для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и органов Государственного следственного комитета Республики Казахстан, поступивших впервые на службу после 1 января 1998 года, распространяется порядок формирования пенсионных накоплений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Пенсионные выплаты для них осуществляются из накопительных пенсионных фондов, исходя из индивидуальных пенсионных накоплений.

      Статья 66. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение
                 военнослужащих, сотрудников органов внутренних
                 дел и Государственного следственного комитета
                 Республики Казахстан

      1. Пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан, получающих пенсионные выплаты за счет средств республиканского и местных бюджетов, осуществляется соответствующими службами министерств обороны и внутренних дел, Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, Республиканской гвардии и Службы охраны Президента Республики Казахстан.
      2. Пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников

органов внутренних дел и Государственного следственного комитета
Республики Казахстан за счет обязательных и добровольных
пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды
осуществляется в порядке, определяемом настоящим Законом.

                           РАЗДЕЛ V

                   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 67. Государственные  социальные пособия по инва-
                лидности,  по  случаю  потери   кормильца  и
                по возрасту,  имевшим право на получение со-
                циальных пенсий, по инвалидности, по случаю
                потери кормильца, по возрасту



      1. Назначенные пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии с 1 января 1998 года выплачиваются из государственного бюджета в форме государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту.
      2. Размер государственного социального пособия не может быть меньше размера пенсии, получаемой до 1 января 1998 года.
      3. Пособие по инвалидности при наличии условий, установленных статьей 9 настоящего Закона, по желанию гражданина может быть заменено пенсионными выплатами из Центра в установленном законодательством порядке.
      4. Условия, порядок назначения и размеры государственных социальных пособий определяются законодательными актами Республики Казахстан.

      Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства
                 о пенсионном обеспечении

      Ответственность за нарушение законодательства о пенсионном

обеспечении устанавливается в соответствии с законодательством
Республики Казахстан.

     Статья 69. Порядок вступления в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон вводится в действие с 1 июля 1997 года, за
исключением статей 1, 2, пунктов 1,3, 4 статьи 4, статей 5, 7-21,
пунктов 1, 2, 4, 5 статьи 23, статьи 24, подпункта 1) пункта 2 статьи 27,
статей 60-67, которые вводятся в действие с 1 января 1998 года.


     Президент
Республики Казахстан