Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года

Обновленный

Раздел I. Общие положения

      Статья 1. Система административно-территориального
                устройства Республики Казахстан
 
      В систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: аул (село), поселок, аульный (сельский) округ, район в городе, город, район, область.

      Статья 2. Категории административно-территориальных
                единиц
 
      Для осуществления государственного управления на началах оптимального сочетания республиканских и местных интересов территория Республики Казахстан подразделяется на две основные категории - регионы и населенные пункты.
      Регион - это часть территории республики, включающая несколько населенных пунктов, образуемая и управляемая в интересах республики.
      Регионами являются область, район и аульный (сельский) округ как основные звенья республиканского административно-территориального устройства.
      Населенный пункт - это часть компактно заселенной территории республики, сложившаяся в результате хозяйственной и иной общественной деятельности граждан, с численностью не менее 50 человек, учтенная и зарегистрированная в установленном законом порядке и управляемая местными представительными и исполнительными органами.
      Населенные пункты, находящиеся на территории Республики Казахстан, подразделяются на городские и сельские.
      К городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности.
       Районом в городе является район в городе областного значения, городе республиканского значения, столице с численностью населения свыше 400 тысяч человек. <*>
       Сноска. В статью 2 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 2004 г. N 552  (порядок введения в действие см. статью 2).

      Статья 3. Категории городов и других населенных пунктов
 
      Города и другие населенные пункты подразделяются:
      1) города республиканского значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения, как правило, более одного миллиона человек;
      2) города областного значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся крупными экономическими и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность более 50 тысяч человек;
      3) города районного значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют свыше двух третей общей численности населения;
      4) поселки, к которым могут быть отнесены населенные пункты при промышленных предприятиях, стройках, железнодорожных станциях и других экономически важных объектах с численностью не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее двух третей;
      к поселкам также приравниваются населенные пункты, расположенные в местности, имеющей лечебное значение, с населением не менее 2 тысяч человек, из которых число приезжающих ежегодно для лечения и отдыха составляет не менее половины; к ним могут быть отнесены также дачные поселки, являющиеся местами летнего отдыха горожан, в которых не менее 25 процентов взрослого населения постоянно занимается сельским хозяйством;
      5) аул (село) - населенный пункт с численностью не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельскохозяйственном производстве и члены их семей составляют не менее половины населения;
      6) крестьянские и иные поселения с численностью населения менее 50 человек включаются в состав ближайшего населенного пункта.

      Статья 4. Законодательство об
                административно-территориальном
                устройстве
 
      Правовое регулирование вопросов административно-территориального устройства осуществляется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами и нормативными актами.

      Статья 5. Органы, принимающие решения об образовании,
                упразднении административно-территориальных
                единиц, установлении и изменении их границ,
                их наименовании и переименовании
 
      Президент и Правительство Республики Казахстан местные представительные и исполнительные органы в пределах своих полномочий принимают решения об образовании и упразднении административно-территориальных единиц, установлении и изменении их границ, их наименовании и переименовании.
      Сноска. Статья 5 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

      Статья 6. Расходы, связанные с наименованием и
                переименованием областей, районов, городов
 
      Расходы, связанные с наименованием и переименованием областей, районов, городов производятся за счет средств республиканского бюджета.

      Статья 7. Ономастическая комиссия
 
      В целях упорядочения работы по наименованию и переименованию административно-территориальных единиц, уточнению транскрипции их названий при Правительстве Республики Казахстан создается Ономастическая комиссия.
      Сноска. Статья 7 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

      Статья 8. Учет и регистрация
                административно-территориальных единиц,
                исключение их из учетных данных
 
      Учет существующих и регистрация вновь образованных административно-территориальных единиц, а также исключение данных в границах каждой области и территории города республиканского значения осуществляется соответствующими исполнительными органами и по представлению исполнительных органов района, города.
      Считаются самостоятельными населенными пунктами и подлежат учету и регистрации поселения, численность постоянного населения которых более пятидесяти человек.
      Одиночные дома, фермы, поселения, являющиеся объектами служебного назначения (дома лесников, путевых обходчиков, дорожных мастеров, заимки, зимовья, полевые станы, метеостанции и т.п.) учитываются в составе населенных пунктов, с которыми связаны административно или территориально.
      Учет подобных поселений осуществляется исполнительным органом соответствующего района.
      Утрачивают свой статус самостоятельных административно-территориальных единиц и исключаются из учетных данных населенные пункты, включенные в состав городов или поселков и ставшие их частью, а также поселения, из которых выехали или переселились все жители.

Раздел II. Полномочия республиканских органов по решению
вопросов административно-территориального устройства

      Статья 9. Полномочия Президента Республики Казахстан
 
      Президент Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан и с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов:
      1) образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры;
      2) устанавливает и изменяет границы областей и городов республиканского значения;
      3) относит населенные пункты к категории городов республиканского, областного и районного значения, устанавливает и изменяет их подчиненность;
      4) решает вопросы наименования и переименования областей, районов и городов, а также изменения транскрипции их названий.
      Сноска. Статья 9 в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

      Статья 10. Полномочия Правительства Республики
                 Казахстан
 
      Правительство Республики Казахстан:
      1) вносит Президенту Республики Казахстан представления об образовании и упразднении областей и районов, установлении и изменении их административных центров, установлении и изменении границ областей и городов республиканского значения;
      2) вносит Президенту Республики Казахстан представления об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного и районного значения, установлении и изменении их подчиненности;
      3) определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов государственной собственности на территории Республики Казахстан, а также физико-географических объектов;
      4) создает Ономастическую комиссию при Правительстве Республики Казахстан; на основании ее заключений и с учетом мнения населения соответствующей территории, ее представительных и исполнительных органов вносит Президенту Республики Казахстан представления о наименовании и переименовании областей, районов, городов, а также изменении транскрипции их названий;
      5) совместно с областными представительными и исполнительными органами решает вопросы об изменении границ районов и городов областного значения.
      Сноска. Статья 10 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

Раздел III. Полномочия местных представительных
и исполнительных органов по решению вопросов административно-территориального устройства

      Статья 11. Полномочия областных представительных и
                 исполнительных органов
 
      Областные представительные и исполнительные органы совместным решением:
      1) вносят в Правительство Республики Казахстан предложения об изменении границ области, об образовании и упразднении районов области, установлении и перенесении их административных центров, об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного и районного значения;
      2) по согласованию с Правительством устанавливают и изменяют границы районов области, городов областного значения; а также устанавливают и изменяют границы городов районного значения, аульных (сельских) округов; решают вопросы о передаче поселков, аулов (сел) из одного района в другой или в административное подчинение городских органов власти;
      3) с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов относят населенные пункты, не являющиеся городами, к категории иных населенных пунктов, установленных настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют аульные (сельские) округа, поселки, аулы (села), а также изменяют их подчиненность;
      4) по согласованию с Ономастической комиссией при Правительстве Республики Казахстан, с учетом мнения населения соответствующей территории и по совместному предложению местных представительных и исполнительных органов решают вопросы о наименовании и переименовании аульных (сельских) округов, поселков, аулов, сел, а также изменения транскрипции их названий.
      Областные исполнительные органы по представлению районных и городских исполнительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию вновь создаваемых административно-территориальных единиц и отдельных населенных пунктов в границах областей, а также исключают их из учетных данных.
      Сноска. Статья 11 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

      Статья 12. Полномочия районных представительных и
                 исполнительных органов
 
      Районные представительные и исполнительные органы совместным решением:
      1) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного значения;
      2) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении населенных пунктов к категории поселков или аулов (сел); об образовании или преобразовании поселков или аулов (сел), изменении их подчиненности, их учете и регистрации;
      3) с учетом мнения органов управления поселков и аулов (сел) устанавливают и изменяют границы этих населенных пунктов;
      4) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об изменении границ районов, аульных (сельских) округов;
      5) с учетом мнения населения соответствующей территории вносят предложения в областные представительные и исполнительные органы о наименовании и переименовании поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел);
      6) решают иные вопросы, предусмотренные настоящим Законом.

      Статья 13. Полномочия городских представительных
                 и исполнительных органов
 
      Городские представительные и исполнительные органы совместным решением:
      1) вносят предложения в областные представительные и исполнительные органы об отнесении городов к категории республиканского, областного и районного значения;
      2) вносят в областные представительные и исполнительные органы, а представительные и исполнительные органы городов республиканского значения в - Правительство Республики Казахстан, предложения об изменении границ городов, в том числе о включении в их состав отдельных населенных пунктов;
      3) образуют и упраздняют районы в городе, устанавливают и изменяют их границы;
      4) с учетом мнения населения соответствующей территории решают вопросы о наименовании и переименовании районов в городе, площадей, проспектов, бульваров, улиц, переулков, парков, скверов, мостов и других составных частей города, изменении транскрипции их названий.
      Сноска. Статья 13 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

      Статья 14. Полномочия акима поселка, села
 
      Аким поселка, села:
      1) вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении этих населенных пунктов к категории поселков, аулов или сел, об их упразднении и преобразовании;
      2) с учетом мнения населения соответствующего населенного пункта вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения о наименовании и переименовании поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел);
      3) вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения об установлении и изменении границ поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел);
      4) с учетом мнения населения соответствующей территории решает вопросы наименования и переименования составных частей этих населенных пунктов.
      Сноска. Статья 14 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

Раздел IV. Документы и материалы, необходимые для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства

      Статья 15. Перечень документов и материалов,
                 необходимых для решения вопросов
                 административно-территориального
                 устройства на региональном уровне
 
      Для решения вопросов административно-территориального устройства на региональном уровне необходимы:
      1) решение Президента Республики Казахстан или представление (совместное) областных представительных и исполнительных органов, решающие вопрос по-существу;
      2) представление Правительства Республики Казахстан, содержащее соответствующее ходатайство и обоснование целесообразности вносимого предложения, сведения о размере изменяемой территории, численности населения на ней проживающего, перечень основных предприятий, учреждений и организаций, их производственные показатели, численность работающих на каждом из них, сведения о структуре и штатах местных представительных и исполнительных органов, их изменения в связи с реорганизацией, вопросы наименования и переименования, а также все остальные сведения, необходимые для решения вопроса по-существу;
      3) предложения местных (областных, районных, городских) представительных и исполнительных органов, акимов поселков, сел по рассматриваемому вопросу;
      4) схематическая карта с указанием на ней новых границ административно-территориальных единиц, других географических данных, имеющих значение для решения вопроса по-существу. Карта подписывается представителем Правительства, а также руководителями представительных и исполнительных органов, принимающих и передающих территории, подписи скрепляются печатями;
      5) акт научной экспертизы и экономический расчет по проводимым преобразованиям и переименованиям.
      Сноска. Статья 15 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 19 декабря 1995 г. N 2691 .

      Статья 16. Перечень документов и материалов,
                 необходимых для решения вопросов
                 административно-территориального
                 устройства в пределах регионов
 
      1) Совместное постановление представительного и исполнительного органа, решающее вопрос по-существу;
      2) протоколы конференций граждан, касающиеся существа разрешаемого вопроса;
      3) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимого предложения, сведения об изменяемой территории, численности населения, перечень населенных пунктов, промышленных и иных объектов, а также все иные сведения, необходимые для решения вопроса по-существу;
      4) схематическая карта с указанием на ней новых границ населенных пунктов и иных географических данных, имеющих значение для решения вопроса по существу. Карта подписывается руководителями представительных и исполнительных органов изменяемой территории;
      5) акт научной экспертизы и экономические расчеты по проводимым преобразованиям и переименованиям.

      Президент
      Республики Казахстан