Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года:
1) оглавление дополнить заголовками статей 65-1, 210-1 и 272-1 следующего содержания:
"Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту";
"Статья 210-1. Порядок опроса адвокатом лица, предположительно владеющего информацией, относящейся к уголовному делу";
"Статья 272-1. Запрос адвоката, являющегося защитником, представителем потерпевшего, о производстве судебной экспертизы";
2) в статье 7:
в пункте 24) слова ", свидетель, имеющий право на защиту" исключить;
пункт 25) после слова "подозреваемый" дополнить словами ", свидетель, имеющий право на защиту";
3) пункты 6) и 7) части второй статьи 55 после слова "защитника," дополнить словами "представителя потерпевшего,";
4) в части второй статьи 56:
предложение второе абзаца третьего исключить;
дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
"По ходатайству стороны защиты, представителя потерпевшего назначение судебного заседания для рассмотрения вопроса, указанного в пункте 1) части второй статьи 55 настоящего Кодекса, обязательно в случае необходимости заслушивания следственным судьей лиц, действия (бездействие), решение которых обжалуются стороной защиты, представителем потерпевшего, за исключением жалоб, поданных повторно по одному и тому же вопросу, не содержащих новых доводов.
В случае назначения судебного заседания о его времени и месте заблаговременно извещаются сторона защиты, представитель потерпевшего и прокурор.";
5) дополнить статьей 65-1 следующего содержания:
"Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту
1. В случае если на лицо указано в заявлении и сообщении об уголовном правонарушении как на лицо, его совершившее, либо против него дает показания свидетель, участвующий в уголовном процессе, но к данному лицу не применено процессуальное задержание либо не вынесено постановление о признании его подозреваемым, то оно приобретает статус свидетеля, имеющего право на защиту.
2. Свидетель, имеющий право на защиту, имеет право:
1) получить от лица, осуществляющего досудебное производство, разъяснение принадлежащих ему прав;
2) получить от лица, осуществляющего досудебное расследование, разъяснение о статусе свидетеля, имеющего право на защиту;
3) ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) ознакомиться с заключением экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) отказаться от дачи показаний;
6) самостоятельно или через своих родственников или доверенных лиц пригласить адвоката в качестве защитника;
7) давать показания в присутствии защитника;
8) давать показания на родном языке или языке, которым владеет;
9) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
10) собственноручной записи своих показаний в протоколе допроса;
11) знакомиться с документами, указанными в части первой настоящей статьи, за исключением материалов оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, а также содержащихся в них персональных данных;
12) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, представлять доказательства;
13) заявлять ходатайства, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе о производстве экспертизы и применении мер безопасности;
14) заявлять отводы;
15) на очную ставку с теми, кто свидетельствует против него;
16) приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора.
3. Свидетель, имеющий право на защиту, обязан: являться по вызовам суда, прокурора, лица, осуществляющего досудебное расследование; соблюдать установленный порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания.
4. Свидетель, имеющий право на защиту, не может быть подвергнут экспертизе или освидетельствован, за исключением случаев, указанных в статьях 223 и 271 настоящего Кодекса.
5. За неявку без уважительных причин по вызову органа, ведущего уголовный процесс, на свидетеля, имеющего право на защиту, может быть наложено денежное взыскание в порядке, установленном статьей 160 настоящего Кодекса.";
6) часть вторую статьи 68 изложить в следующей редакции:
"2. По просьбе свидетеля, имеющего право на защиту, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного участие защитника обеспечивается органом, ведущим уголовный процесс, путем направления в профессиональную организацию адвокатов соответствующего постановления на бумажном носителе либо в форме электронного документа через единую информационную систему юридической помощи.";
7) в статье 70:
в части второй:
пункт 3) дополнить словами ", присутствовать при объявлении подозреваемому постановлений о признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, а также получить копии этих постановлений после их согласования прокурором";
пункт 5) изложить в следующей редакции:
"5) с момента вступления в дело знакомиться со следующими материалами дела в отношении его подзащитного, за исключением материалов дела, содержащих данные об оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятиях, негласных следственных действиях:
заявлением, сообщением лица о совершенном уголовном правонарушении, за исключением содержащихся в них персональных данных;
рапортом о регистрации такого заявления, сообщения в едином реестре досудебного расследования, за исключением содержащихся в них персональных данных;
протоколами следственных и процессуальных действий, произведенных с участием подзащитного;
постановлением о применении меры пресечения и ходатайством перед судом о даче санкции на применение меры пресечения.
С помощью научно-технических средств вправе снимать либо получать от лица, осуществляющего досудебное расследование, копии постановлений органа досудебного расследования в отношении его подзащитного о (об):
принятии материалов досудебного расследования в производство;
создании следственной, следственно-оперативной группы;
установлении языка судопроизводства по уголовному делу;
признании потерпевшим, за исключением содержащихся в них персональных данных;
признании гражданским истцом;
признании подозреваемым;
квалификации деяния подозреваемого;
возбуждении ходатайства о санкционировании меры пресечения;
привлечении специалиста для дачи заключения;
назначении судебной экспертизы;
наложении ареста на имущество;
прерывании сроков досудебного расследования;
прекращении досудебного расследования;
возобновлении прекращенного досудебного расследования;
результатах рассмотрения жалоб, ходатайств стороны защиты;
производстве обыска, выемки (после их завершения);
производстве следственного эксперимента;
получении образцов для экспертного исследования.
А также с помощью научно-технических средств вправе снимать копии:
заключения специалиста, эксперта, сообщения о невозможности дачи заключения в отношении его подзащитного;
уведомления об окончании производства следственных действий и разъяснении права на ознакомление с материалами уголовного дела.
По окончании досудебного расследования вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с помощью научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и списка свидетелей обвинения;";
часть четвертую дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Адвокат, участвующий в производстве процессуального действия в качестве защитника, вправе давать по просьбе подзащитного краткие консультации в присутствии лица, осуществляющего досудебное расследование.";
8) в статье 78:
части пятую и шестую исключить;
в части седьмой слова ", в том числе имеющий право на защиту," исключить;
в части восьмой слова ", а также свидетеля, имеющего право на защиту, в случае его неявки без уважительных причин" исключить;
9) часть третью статьи 112 после слова "подозреваемого," дополнить словами "свидетеля, имеющего право на защиту,";
10) в части третьей статьи 122:
пункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) направления запроса о производстве на договорной основе судебной экспертизы в орган судебной экспертизы либо лицу из числа указанных в пунктах 2) и 3) части первой статьи 273 настоящего Кодекса;";
пункт 4) дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"При привлечении специалиста на договорной основе защитник, представитель потерпевшего разъясняют его права и обязанности, предусмотренные статьей 80 настоящего Кодекса, и уголовную ответственность по статьям 420 и 423 Уголовного кодекса Республики Казахстан с оформлением расписки.
Указанная расписка в течение суток направляется лицу, осуществляющему досудебное расследование, для приобщения к материалам дела;";
абзац второй пункта 5) исключить;
11) в статье 126:
части первую и вторую после слов "органом, ведущим уголовный процесс," дополнить словами "адвокатом, являющимся защитником, представителем потерпевшего,";
часть четвертую после слов "судебного заседания" дополнить словами ", а адвокатом, являющимся защитником, представителем потерпевшего, – в акте опроса";
12) статью 159 изложить в следующей редакции:
"Статья 159. Денежное взыскание
За неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 65-1, 71, 78, 80, 81, 82, 90, 142, 144, 156 и 165 настоящего Кодекса, и нарушение порядка в судебном заседании на свидетеля, имеющего право на защиту, потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, за исключением адвоката, прокурора и подсудимого, может быть наложено денежное взыскание в размере и порядке, которые установлены статьей 160 настоящего Кодекса.";
13) статью 201 дополнить частью третьей следующего содержания:
"3. Не являются разглашением данных досудебного расследования:
1) передача сведений по уголовному делу, изложенных в запросах, ходатайствах, заявлениях, жалобах и иных процессуальных документах, исходящих от участников процесса в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
2) представление сведений по уголовному делу лицу, привлекаемому к участию в нем защитником, представителем потерпевшего на договорной основе в качестве эксперта, специалиста, при условии ознакомления его с ответственностью по статье 423 Уголовного кодекса Республики Казахстан и дачи им письменного обязательства о неразглашении указанных сведений без согласия лица, осуществляющего досудебное расследование, либо прокурора с оформлением соответствующей расписки.";
14) дополнить статьей 210-1 следующего содержания:
"Статья 210-1. Порядок опроса адвокатом лица, предположительно владеющего информацией, относящейся к уголовному делу
1. Адвокат, участвующий в деле в качестве защитника, представителя потерпевшего, вправе на основе добровольного согласия лица, предположительно владеющего информацией, относящейся к уголовному делу, произвести его опрос.
2. Перед производством опроса адвокат обязан разъяснить лицу, предположительно владеющему информацией, относящейся к уголовному делу:
1) право давать пояснения адвокату добровольно без принуждения, в том числе отказаться от дачи пояснений, которые могут повлечь для него самого, его супруга (супруги) или близких родственников преследование за совершение уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения;
2) право давать пояснения на своем родном языке или языке, которым владеет;
3) право собственноручной записи пояснений в акте опроса;
4) недопустимость разглашения ставших ему известными от адвоката сведений по уголовному делу без согласия лица, осуществляющего досудебное расследование, и прокурора и ответственность по статье 423 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
3. После действий, указанных в части второй настоящей статьи, адвокат предлагает опрашиваемому лицу рассказать все известное ему по делу и ответить на вопросы. Полученные таким образом пояснения и разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, закрепляются актом опроса, который в обязательном порядке предъявляется для прочтения опрошенному лицу и удостоверяется его подписью, а также подписью адвоката, проводившего опрос.
4. Ход и результаты опроса отражаются в письменном виде либо на электронном носителе, которые по ходатайству адвоката подлежат приобщению к уголовному делу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
5. Применение научно-технических средств при проведении опроса обязательно. Сведения о примененных для такой записи технических средствах подлежат обязательному отражению в акте опроса.";
15) в части первой статьи 214-1 слова "частью шестой статьи 78" заменить словами "частью второй статьи 65-1";
16) в статье 217:
абзац первый части первой после слов "в качестве защитника," дополнить словами "а также адвокат, являющийся представителем потерпевшего,";
часть вторую после слов "в качестве защитника" дополнить словами ", а также адвокат, являющийся представителем потерпевшего";
абзацы первый и второй части третьей после слова "защитника," дополнить словами "адвоката, являющегося представителем потерпевшего,";
17) пункты 3) и 4) части первой и примечание статьи 271 после слова "подозреваемого" дополнить словами ", свидетеля, имеющего право на защиту";
18) в статье 272:
части седьмую и восьмую исключить;
предложение первое части двенадцатой изложить в следующей редакции:
"12. Орган, ведущий уголовный процесс, обеспечивает доставление к эксперту подозреваемого, свидетеля, имеющего право на защиту, подвергающегося экспертизе, потерпевшего, обвиняемого, свидетеля, если признано необходимым их присутствие при проведении экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 272-1 настоящего Кодекса.";
19) дополнить статьей 272-1 следующего содержания:
"Статья 272-1. Запрос адвоката, являющегося защитником, представителем потерпевшего, о производстве судебной экспертизы
1. Производство судебной экспертизы в порядке, предусмотренном пунктом 3) части третьей статьи 122 настоящего Кодекса, на основании запроса адвоката, являющегося защитником, представителем потерпевшего, производится в случае отсутствия необходимости в истребовании объектов исследования от органа, ведущего уголовный процесс.
2. В запросе указываются: фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) адвоката, номер лицензии на право осуществления им адвокатской деятельности, время, место назначения экспертизы; вид экспертизы; основания для назначения экспертизы; объекты, направляемые на экспертизу, и информация об их происхождении, а также разрешение на возможное полное или частичное уничтожение указанных объектов, изменение их внешнего вида или основных свойств в ходе исследования; наименование органа, организации судебной экспертизы и (или) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) лица, которому он намерен поручить производство судебной экспертизы.
3. О направлении запроса адвоката, являющегося защитником, представителем потерпевшего, о производстве судебной экспертизы одновременно уведомляется лицо, ведущее уголовный процесс, которое проверяет наличие оснований к отводу эксперта, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса, а также при необходимости направляет эксперту дополнительные вопросы.
4. Адвокат, являющийся защитником, представителем потерпевшего, вручает эксперту запрос о производстве судебной экспертизы и объекты экспертизы, разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные статьей 79 настоящего Кодекса, и предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения с отобранием расписки.
Указанная расписка приобщается к материалам уголовного дела на основании письма адвоката, являющегося защитником, представителем потерпевшего. Таким же образом приобщаются заявления, ходатайства эксперта и мотивы их отклонения.
5. Заключение эксперта, данное на основании запроса адвоката, являющегося защитником, представителем потерпевшего, составляется в двух экземплярах, один из которых направляется лицу, ведущему уголовный процесс, другой – инициатору запроса о производстве судебной экспертизы.
6. При производстве судебной экспертизы по запросу адвоката, являющегося защитником, представителем потерпевшего, возмещение расходов, связанных с ее производством, а также оплата труда эксперта производятся по правилам главы 21 настоящего Кодекса. Возмещение расходов возлагается на лицо, в интересах которого производилась судебная экспертиза.";
20) в статье 362:
часть вторую дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Ходатайство о признании доказательств недопустимыми в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 112 настоящего Кодекса, разрешается непосредственно после его заявления. В остальных случаях оно может быть разрешено как в ходе судебного следствия, так и после удаления в совещательную комнату одновременно с постановлением приговора. Решение суда по ходатайству оформляется в порядке, предусмотренном статьей 99 настоящего Кодекса.";
часть третью после слова "разбирательства," дополнить словами "в порядке и сроки, которые установлены статьей 99 настоящего Кодекса,".
2. В Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года:
подпункт 7) абзаца первого части первой статьи 10 изложить в следующей редакции:
"7) получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в рамках оказания гарантированной государством юридической помощи, в виде консультаций, справок, составления документов правового характера, а также при подготовке документов, представляемых в ходе исполнения приговоров и постановлений судов в случаях, предусмотренных абзацем первым части третьей статьи 475 и пунктами 4), 5), 5-1), 11), 13), 15), 17), 19) и 22) статьи 476 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также ином виде в порядке, установленном законами Республики Казахстан;".
3. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года:
часть пятую статьи 112 изложить в следующей редакции:
"5. Определение суда об освобождении лица от оплаты юридической помощи и возмещения расходов, связанных с представительством, незамедлительно направляется в письменной форме или в форме электронного документа через единую информационную систему юридической помощи в территориальную коллегию адвокатов по месту нахождения суда, рассматривающего гражданское дело, которая в установленный судом срок обязана обеспечить участие адвоката в суде.".
4. В Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года "О нотариате":
1) пункт 6 статьи 3 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Получение из единой нотариальной информационной системы сведений о нотариальных действиях, необходимых для оказания юридической помощи, осуществляется адвокатами путем направления адвокатского запроса в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, через единую информационную систему юридической помощи.";
2) статью 4-1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Единая нотариальная информационная система передается в доверительное управление Республиканской нотариальной палате в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе".";
3) в части четвертой пункта 4 статьи 15 слова "нотариуса в территориальный орган юстиции" заменить словами "нотариуса в территориальную нотариальную палату";
4) подпункт 7-1) пункта 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"7-1) сдать печать в территориальный орган юстиции на период приостановления действия лицензии, в случае прекращения действия лицензии – в территориальную нотариальную палату;";
5) часть первую пункта 3 статьи 22 изложить в следующей редакции:
"3. Осуществление заказа и выдачи нотариусам печати для совершения нотариальных действий производится для государственного нотариуса территориальным органом юстиции, для частного нотариуса – территориальной нотариальной палатой.";
6) в части третьей пункта 1 статьи 26-2 слова "одного срока" заменить словами "двух сроков подряд";
7) пункт 1 статьи 27 дополнить подпунктами 13) и 14) следующего содержания:
"13) осуществляет заказ на изготовление печатей частных нотариусов и производит их выдачу в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;
14) направляет оттиски печатей и образцы подписей частных нотариусов в территориальный орган юстиции.";
8) в части третьей пункта 4 статьи 29 слова "одного срока" заменить словами "двух сроков подряд";
9) подпункт 8) пункта 1 статьи 33 после слова "печатей" дополнить словом "государственных".
5. В Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года "О некоммерческих организациях":
пункт 2 статьи 17 после слов "адвокатские конторы" дополнить словами ", Республиканская коллегия юридических консультантов".
6. В Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года "О национальных реестрах идентификационных номеров":
пункт 1 статьи 11 дополнить подпунктом 3-5) следующего содержания:
"3-5) адвокатам в рамках оказания юридической помощи при направлении адвокатского запроса в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, через единую информационную систему юридической помощи;".
7. В Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей":
подпункт 1-1) статьи 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Государственная автоматизированная информационная система исполнительного производства передается в доверительное управление Республиканской палате частных судебных исполнителей в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе";".
8. В Закон Республики Казахстан от 10 января 2018 года "О Фонде компенсации потерпевшим":
в части первой пункта 1 статьи 6:
в абзаце втором подпункта 1):
слова "120 (частью 3-1, пунктом 1) части 3-2 и частью четвертой)" заменить словами "120 (пунктом 1) части 3-1, пунктами 1) и 3) части 3-2 и частью четвертой)";
слова "121 (частью 3-1, пунктом 1) части 3-2 и частью четвертой)" заменить словами "121 (пунктом 1) части 3-1, пунктами 1) и 3) части 3-2 и частью четвертой)";
в абзаце втором подпункта 3) слова "пунктом 2) части 3-2," исключить.
9. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года "Об адвокатской деятельности и юридической помощи":
1) в пункте 2 статьи 2 слово "кодексами" заменить словом "законодательством";
2) в статье 17 слово "соглашения" заменить словами "письменного договора об оказании юридической помощи";
3) подпункт 7) части первой пункта 2 статьи 19 исключить;
4) статью 24 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Объекты информатизации единой информационной системы юридической помощи передаются в доверительное управление Республиканской коллегии адвокатов и Республиканской коллегии юридических консультантов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе".";
5) в статье 28:
часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Участие адвокатов в оказании гарантированной государством юридической помощи организуется коллегией адвокатов области, города республиканского значения, столицы посредством единой информационной системы юридической помощи в порядке, определенном Республиканской коллегией адвокатов по согласованию с уполномоченным органом.";
часть вторую пункта 4 изложить в следующей редакции:
"Выбор адвоката для оказания квалифицированной юридической помощи по назначению органов, ведущих уголовный процесс, судов или органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, может осуществляться с помощью единой информационной системы юридической помощи.";
пункт 6 дополнить частью второй следующего содержания:
"Республиканская коллегия адвокатов не позднее двадцать пятого декабря размещает в единой информационной системе юридической помощи список адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Адвокаты ежемесячно формируют отчет об оказанной ими гарантированной государством юридической помощи не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, через единую информационную систему юридической помощи.
Форма отчета утверждается уполномоченным органом с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов.";
часть первую пункта 11 после слова "юстиции" дополнить словами "через единую информационную систему юридической помощи";
6) пункт 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"2. Адвокатом не может быть лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным либо имеющее непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость.
Адвокатом также не может быть лицо:
освобожденное от уголовной ответственности на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, – в течение трех лет после наступления таких событий;
уволенное по отрицательным мотивам с государственной и воинской службы, из правоохранительных, специальных государственных органов, а также освобожденное от должности судьи, – в течение трех лет со дня увольнения (освобождения);
совершившее административное коррупционное правонарушение, – в течение трех лет после наступления таких событий;
лишенное лицензии на занятие адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 4 статьи 44 настоящего Закона, – в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного решения;
исключенное из реестра палаты юридических консультантов по отрицательным мотивам, – в течение трех лет с даты исключения.";
7) в статье 33:
пункт 2 дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 63 настоящего Закона";
в пункте 3:
в абзаце первом слова "в соответствии с процессуальным законом" исключить;
в подпункте 8) слова "предварительного следствия" заменить словами "досудебного расследования";
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Адвокату запрещается состоять на государственной службе и заниматься предпринимательской деятельностью, занимать иную оплачиваемую должность, кроме случаев вхождения в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан и наблюдательного совета (совета директоров) коммерческой организации, избрания или назначения арбитром соответствующего арбитража для разрешения спора, а также занятия преподавательской, научной или творческой деятельностью.
В случае вхождения в состав наблюдательного совета (совета директоров) коммерческой организации адвокат не вправе оказывать юридическую помощь данной организации и ее аффилированным лицам.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой на оплачиваемых выборных и назначаемых должностях в коллегии адвокатов, Республиканской коллегии адвокатов, международных общественных объединениях адвокатов.";
8) в статье 36:
пункт 1 дополнить частью третьей следующего содержания:
"В случае если адвокат является партнером адвокатской конторы, то заключение договора страхования его профессиональной ответственности может быть осуществлено адвокатской конторой.";
часть первую пункта 3 после слова "страхователя" дополнить словом "(застрахованного)";
9) часть вторую пункта 4 статьи 38 дополнить словами "со дня поступления обращения заявителя в президиум коллегии адвокатов";
10) в пункте 4 статьи 44:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) невозможности исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации, установленной по результатам аттестации, проведенной коллегией адвокатов в соответствии с подпунктом 8) пункта 2 статьи 55 настоящего Закона;";
в подпункте 4) слово "адвокатом" заменить словом "лицензиатом";
11) в подпункте 1) пункта 1 статьи 45 слова "и справки" исключить;
12) пункт 2 статьи 46 изложить в следующей редакции:
"2. Форма удостоверения адвоката и порядок его заполнения разрабатываются и утверждаются президиумом Республиканской коллегии адвокатов.
Лицо, исключенное из членства коллегии адвокатов ввиду лишения или прекращения действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, а также приостановления ее действия, после принятия соответствующего решения обязано сдать свое удостоверение в коллегию адвокатов, членом которой оно являлось.";
13) в подпункте 6) пункта 2 статьи 54 слова "либо имеющие" заменить словами ", либо молодежь, имеющая";
14) пункт 1 статьи 55 изложить в следующей редакции:
"1. Президиум коллегии адвокатов является коллегиальным исполнительным органом коллегии адвокатов.
Одни и те же лица не могут состоять в президиуме коллегии адвокатов более двух сроков подряд.";
15) в части третьей пункта 1 статьи 56 слова "одного срока" заменить словами "двух сроков подряд";
16) в части первой пункта 3 статьи 57 слово "двух" заменить словом "четырех";
17) дополнить статьей 58-1 следующего содержания:
"Статья 58-1. Реестр адвокатов
1. Республиканская коллегия адвокатов формирует реестр адвокатов в единой информационной системе юридической помощи.
2. Реестр адвокатов содержит следующие сведения:
1) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) адвоката, дату его рождения;
2) номер и дату выдачи лицензии на занятие адвокатской деятельностью;
3) дату вступления в члены коллегии адвокатов области, города республиканского значения, столицы;
4) выбранную адвокатом форму организации адвокатской деятельности, юридический адрес, номера контактных телефонов;
5) наличие или отсутствие мер дисциплинарного взыскания в отношении адвоката;
6) дату и основания приостановления действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью;
7) дату и основания прекращения действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью;
8) дату и основания приостановления либо прекращения членства в коллегии адвокатов.
3. Адвокат обязан уведомлять Республиканскую коллегию адвокатов в письменной форме или путем направления электронного документа о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре адвокатов, в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем наступления таких событий.
4. Информация, содержащаяся в реестре адвокатов, является общедоступной, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законами Республики Казахстан.";
18) подпункт 2) пункта 1 статьи 61 дополнить словами "и Республиканской коллегии адвокатов";
19) предложение второе пункта 7 статьи 63 изложить в следующей редакции:
"Договор об оказании юридической помощи может заключаться адвокатской конторой от своего имени, по поручению, за счет и в интересах всех партнеров, входящих в нее.";
20) пункт 8 статьи 65 изложить в следующей редакции:
"8. Республиканская коллегия адвокатов ведет реестр адвокатов в актуальном состоянии.";
21) пункт 2 статьи 66 изложить в следующей редакции:
"2. Устав Республиканской коллегии может содержать иные положения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.";
22) подпункты 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17), 20) и 21) части второй пункта 2 статьи 67 исключить;
23) пункт 3 статьи 68 дополнить подпунктами 18-1), 18-2), 18-3), 18-4), 18-5), 18-6), 18-7), 18-8), 18-9) и 18-10) следующего содержания:
"18-1) утверждает стандарты оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом;
18-2) утверждает критерий качества оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом;
18-3) утверждает форму и описание адвокатской мантии;
18-4) разрабатывает и утверждает форму удостоверения адвоката и порядок его заполнения;
18-5) утверждает положение о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов по согласованию с уполномоченным органом;
18-6) утверждает стандарты повышения квалификации адвокатов по согласованию с уполномоченным органом;
18-7) утверждает порядок повышения квалификации адвокатов;
18-8) утверждает форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса по согласованию с уполномоченным органом;
18-9) утверждает положение о дисциплинарной комиссии адвокатов;
18-10) утверждает положение о дисциплинарной комиссии адвокатуры;";
24) в части первой пункта 3 статьи 70 слово "двух" заменить словом "четырех";
25) в статье 72:
в части седьмой пункта 1 слово "два" заменить словом "четыре";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Дисциплинарное дело рассматривается дисциплинарной комиссией адвокатов в срок не более двух месяцев со дня выявления нарушения. Дисциплинарное производство может быть приостановлено в случаях временной нетрудоспособности адвоката и нахождения его в командировке. Срок приостановления не включается в общий срок рассмотрения дисциплинарного дела.";
в пункте 4 слово "данных" заменить словом "оснований";
в пункте 8 слово "двух" заменить словом "пяти";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Решение дисциплинарной комиссии адвокатов может быть оспорено в дисциплинарной комиссии адвокатуры или суде в течение трех месяцев с момента оглашения данного решения.";
26) в части седьмой пункта 1 статьи 73 слово "два" заменить словом "четыре";
27) главу 5 дополнить статьями 76-1, 77-1 и 77-2 следующего содержания:
"Статья 76-1. Гарантии деятельности юридического консультанта
1. Права юридического консультанта не подлежат ограничениям, кроме случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан. Вмешательство либо воспрепятствование законной деятельности юридического консультанта влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления и юридические лица обязаны в течение десяти рабочих дней дать письменный ответ на запрос юридического консультанта, связанный с оказанием им юридической помощи.
В представлении юридическому консультанту запрошенных сведений может быть отказано в случае, если информация отнесена к информации с ограниченным доступом.
3. Юридический консультант при выполнении принятого поручения имеет право использовать в суде и других государственных и негосударственных органах и организациях компьютеры, смартфоны и иные технические средства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном процессуальным законодательством Республики Казахстан.";
"Статья 77-1. Помощники юридического консультанта
1. Юридические консультанты могут иметь помощников.
2. Помощники юридического консультанта могут работать на основе трудового договора.
Помощники юридических консультантов вправе по указанию и под ответственность юридического консультанта выполнять его поручения.
Статья 77-2. Тайна юридического консультанта
1. Тайну юридического консультанта составляют факт обращения к юридическому консультанту, сведения о содержании устных и письменных переговоров с лицом, обратившимся за помощью, и другими лицами, о характере и результатах действий, предпринимаемых в интересах лица, обратившегося за помощью.
2. Юридические консультанты, их помощники, должностные лица палат юридических консультантов и их органов, а также лицо, утратившее статус юридического консультанта, не вправе разглашать, а также использовать в своих интересах или интересах третьих лиц какие-либо сведения, полученные в связи с оказанием юридической помощи и (или) в результате осуществления своей профессиональной деятельности.
3. За разглашение сведений, относящихся к тайне юридического консультанта, без согласия лица, обратившегося за помощью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Представление сведений и информации в уполномоченный орган по финансовому мониторингу в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не является разглашением тайны юридического консультанта.
5. Обязанность хранения профессиональной тайны не ограничена во времени.
6. Юридические консультанты, их помощники, должностные лица палат юридических консультантов и их органов, а также лицо, утратившее статус юридического консультанта, обязаны принимать необходимые меры для сохранения профессиональной тайны, в том числе и ее защиты от несанкционированного доступа.";
28) в пункте 1 статьи 78 слово "пятидесяти" заменить словом "двухсот";
29) дополнить статьей 78-1 следующего содержания:
"Статья 78-1. Республиканская коллегия юридических консультантов
1. Республиканская коллегия юридических консультантов – некоммерческая организация, основанная на добровольном членстве палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы, деятельность и полномочия которой определяются настоящим Законом, иным законодательством Республики Казахстан, уставом коллегии и осуществляются в отношении и интересах палат юридических консультантов, являющихся ее членами.
Республиканская коллегия юридических консультантов образуется учредительным съездом представителей палат юридических консультантов, представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицы.
2. Органами управления Республиканской коллегии юридических консультантов являются:
1) высший орган управления – съезд представителей палат юридических консультантов;
2) постоянно действующий исполнительный орган управления – правление, возглавляемое председателем;
3) орган внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью – ревизионная комиссия (ревизор).
3. Республиканская коллегия юридических консультантов:
1) осуществляет координацию деятельности палат юридических консультантов;
2) представляет интересы палат юридических консультантов в государственных органах, негосударственных организациях, в том числе иностранных и международных;
3) принимает участие в разработке нормативных правовых актов и разрабатывает методические материалы по вопросам юридической помощи;
4) осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Казахстан и международным договорам.
4. Председатель Республиканской коллегии юридических консультантов избирается тайным голосованием сроком на четыре года. При этом одно и то же лицо не может занимать должность председателя коллегии более двух сроков подряд.
5. Полномочия председателя Республиканской коллегии юридических консультантов определяются ее уставом.
6. Съезд Республиканской коллегии юридических консультантов определяет размер и порядок осуществления ежемесячных взносов, отчисляемых палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов.
7. Правление Республиканской коллегии юридических консультантов составляет годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности Республиканской коллегии юридических консультантов, включающий информацию обо всех поступлениях и расходах, и размещает его на интернет-ресурсе Республиканской коллегии юридических консультантов.
8. Ревизионная комиссия (ревизор) Республиканской коллегии юридических консультантов проводит проверку годового отчета о финансово-хозяйственной деятельности Республиканской коллегии юридических консультантов и размещает ее результаты на интернет-ресурсе Республиканской коллегии юридических консультантов.";
30) статью 88 изложить в следующей редакции:
"Статья 88. Взносы палаты юридических консультантов
В палате юридических консультантов устанавливаются ежегодные членские взносы.
Размер ежегодных членских взносов должен составлять не менее пятнадцатикратного и не более семидесятипятикратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
От уплаты членского взноса освобождаются юридические консультанты на период нахождения в отпуске по беременности и родам либо по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и юридические консультанты, не осуществляющие профессиональную деятельность более двух месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности.
Юридические консультанты, осуществляющие профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах либо имеющие стаж профессиональной деятельности менее одного года, уплачивают членские взносы в размере пятидесяти процентов от установленной ставки.
Вступительные взносы запрещены.".
Статья 2.
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 8 статьи 1, который вводится в действие с 11 января 2021 года.
2. Палаты юридических консультантов, внесенные в реестр палат юридических консультантов до введения в действие настоящего Закона, приводят свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.
3. Палаты юридических консультантов в случае невыполнения требования пункта 2 настоящей статьи подлежат исключению из реестра палат юридических консультантов.
4. Приостановить до 1 января 2026 года действие подпункта 22) части второй пункта 2 статьи 67 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:
"22) определение размера и порядка осуществления ежемесячных взносов, отчисляемых коллегиями адвокатов на общие нужды Республиканской коллегии адвокатов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого адвоката и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В случае освобождения адвоката от уплаты членского взноса в коллегию адвокатов в соответствии с подпунктом 6) пункта 2 статьи 55 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" размер ежемесячного взноса в Республиканскую коллегию адвокатов за него не исчисляется. При уплате адвокатом взноса в размере пятидесяти процентов от установленной ставки в соответствии с подпунктом 6) пункта 2 статьи 54 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" размер ежемесячного взноса в Республиканскую коллегию адвокатов исчисляется за него в размере пятидесяти процентов от установленного взноса.".
5. Приостановить до 1 января 2026 года действие абзаца шестнадцатого подпункта 29) пункта 9 статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:
"6. Съезд Республиканской коллегии юридических консультантов определяет размер и порядок осуществления ежемесячных взносов, отчисляемых палатами юридических консультантов на общие нужды Республиканской коллегии юридических консультантов, при этом размер взносов должен исчисляться за каждого юридического консультанта и составлять не менее одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В случае освобождения юридического консультанта от уплаты членского взноса в палату юридических консультантов в соответствии со статьей 88 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" размер взноса в Республиканскую коллегию юридических консультантов за него не исчисляется. При уплате юридическим консультантом взноса в размере пятидесяти процентов от установленной ставки в соответствии со статьей 88 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" размер ежемесячного взноса в Республиканскую коллегию юридических консультантов исчисляется за него в размере пятидесяти процентов от установленного взноса.".
Президент Республики Казахстан | К. ТОКАЕВ |