Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с рациональным использованием пастбищ, и направлен на улучшение состояния пастбищ и их инфраструктуры, предотвращение процессов деградации пастбищ.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аридные пастбища – пастбища, расположенные на пустынных и полупустынных территориях с разреженной полукустарниковой, реже травянистой растительностью;
2) культурные пастбища – пастбища c высокопродуктивными кормовыми культурами, в основе которых лежит научно обоснованная система агротехнических мероприятий по созданию высокоурожайного травостоя, уходу за ними и рациональному использованию;
3) пастбищеоборот – система периодического и последовательного использования пастбищ и ухода за ними для поддержания их в продуктивном состоянии в соответствии с Планом по управлению пастбищами и их использованию;
4) пастбища – земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки в составе других категорий земель, предоставляемые и используемые для круглогодичного или сезонного выпаса сельскохозяйственных животных;
5) уполномоченный орган в области управления и использования пастбищ (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области управления и использования пастбищ;
6) геоботанические обследования пастбищ – обследования, проводимые в целях определения продуктивности пастбищ, строения и состава травостоя, мест его произрастания, возможности использования пастбищ для выпаса различных видов сельскохозяйственных животных, качества травянистой и древесно-кустарниковой растительности пастбищ;
7) предельно допустимые нормы нагрузки на общую площадь пастбищ – дифференцированные нормы нагрузки по видам сельскохозяйственных животных на общую площадь пастбищ, по регионам в разрезе типов пастбищ и природно-климатических зон, где может осуществляться выпас сельскохозяйственных животных без нанесения ущерба ботаническому составу пастбищного травостоя и его продуктивности;
8) кормоемкость пастбищ – продуктивность пастбищного травостоя на единицу площади пастбищ;
9) обводнение пастбищ – строительство шахтных и трубчатых колодцев, водоемов, водопойных пунктов и других сооружений для обеспечения водопоя сельскохозяйственных животных и питьевого водоснабжения персонала на пастбищах;
10) коренное улучшение пастбищ – создание нового травостоя путем посева высокоурожайных сортов многолетних трав и аридных растений (культур);
11) объекты пастбищной инфраструктуры – сооружения, мосты, дороги, обводнительные сооружения (скважины, трубчатые и шахтные колодцы, копани), скотопрогонные трассы, скотоостановочные и водопойные площадки, емкости для купки овец, кошары и отгороженные места, ограждения пастбищ, изгороди (в том числе электроизгороди), загоны для загонно-порционного выпаса сельскохозяйственных животных, расколы для ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, сооружения и объекты, предназначенные для обеспечения электрической и тепловой энергией, объекты по использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии, объекты водоснабжения и другие виды жизнеобеспечения, сооружения для сезонного проживания персонала и иное имущество, необходимое для содержания и использования пастбищ;
12) пастбищепользователь – физическое или юридическое лицо, обладающее правом пользования пастбищами в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
13) сезонные пастбища – пастбища, которые используются для выпаса сельскохозяйственных животных в благоприятных природно-климатических условиях в соответствии с временами года и (или) периодичностью их использования;
14) отгонные пастбища – пастбища, которые используются для ведения отгонного животноводства на отдаленных от населенных пунктов территориях.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о пастбищах
1. Законодательство Республики Казахстан о пастбищах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Правовой режим пастбищ
Правовой режим пастбищ определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного порядка использования в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира.
Сноска. Статья 3 с изменением, внесенным Законом РК от 02.01.2023 № 184-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 4. Принципы законодательства Республики Казахстан о пастбищах
Законодательство Республики Казахстан о пастбищах основывается на принципах:
1) рационального использования пастбищ с сохранением видового состава растительности;
2) доступности пастбищ для физических и юридических лиц;
3) гласности при проведении мероприятий, связанных с предоставлением и использованием пастбищ;
4) участия физических и юридических лиц в решении вопросов по управлению и использованию пастбищ.
Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 02.01.2023 № 184-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления государственной политики в области управления, обводнения и использования пастбищ и организует их осуществление.
Сноска. Статья 1 - в редакции Закона РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) формирует и реализует государственную политику в области управления, обводнения и использования пастбищ и организует ее осуществление;
2) разрабатывает и утверждает правила рационального использования пастбищ;
3) разрабатывает и утверждает план мероприятий по обводнению пастбищ;
4) разрабатывает и утверждает предельно допустимые нормы нагрузки на общую площадь пастбищ;
5) разрабатывает и утверждает методику проведения мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ, в том числе аридных;
6) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения о предоставлении отгонных пастбищ, находящихся на территории одной области, в долгосрочное пользование другой области;
7) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8) организует научно-исследовательские, поисковые, проектные работы для восстановления, сохранения, рационального использования и коренного улучшения пастбищ;
9) осуществляет международное сотрудничество в области использования и охраны пастбищ;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 7. Компетенция местного исполнительного органа области
К компетенции местного исполнительного органа области относятся:
1) представление полугодовых и годовых отчетов уполномоченному органу о:
рациональном использовании пастбищ;
проведении мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ;
кормоемкости пастбищ;
состоянии объектов пастбищной инфраструктуры;
2) разработка и утверждение планов по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры;
2-1) осуществление сбора данных о кормоемкости пастбищ и состоянии объектов пастбищной инфраструктуры;
3) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на него законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7-1 с изменением, внесенным Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 8. Компетенция местного представительного органа района, города областного значения
К компетенции местного представительного органа района, города областного значения относятся:
1) утверждение Плана по управлению пастбищами и их использованию;
2) заслушивание ежегодного отчета местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения об итогах реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию с участием представителей органов местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы;
3) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.
Статья 9. Компетенция местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения и акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа
1. К компетенции местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения относятся:
1) разработка совместно с акимами города районного значения, поселка, села, сельского округа и органами местного самоуправления, внесение на утверждение местному представительному органу района, города областного значения Плана по управлению пастбищами и их использованию;
2) обеспечение реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию и представление ежегодного отчета об итогах его реализации местному представительному органу района, города областного значения;
3) разработка и утверждение схемы пастбищеоборотов на основании геоботанического обследования пастбищ;
4) осуществление разъяснительной работы среди пастбищепользователей о проведении мероприятий по рациональному использованию пастбищ;
5) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на него законодательством Республики Казахстан.
2. Акимы города районного значения, поселка, села, сельского округа:
1) обеспечивают реализацию Плана по управлению пастбищами и их использованию и представляют ежегодный отчет об итогах его реализации органу местного самоуправления (сходу местного сообщества);
2) осуществляют разъяснительную работу среди пастбищепользователей о проведении мероприятий по рациональному использованию пастбищ;
3) обеспечивают совместно с органами местного самоуправления соблюдение предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ;
4) размещают на своих интернет-ресурсах План по управлению пастбищами и их использованию;
5) публикуют в средствах массовой информации, распространяемых на соответствующих территориях, ежегодные отчеты об итогах реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию;
6) информируют местный исполнительный орган области о сбитых и деградированных пастбищах;
7) решают иные вопросы, отнесенные законодательством Республики Казахстан к их ведению.
Статья 10. Вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
1) участвуют совместно с местным исполнительным органом района (кроме районов в городах), города областного значения и акимами города районного значения, поселка, села, сельского округа в разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию;
2) заслушивают и обсуждают ежегодные отчеты акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа об итогах реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию;
3) участвуют при рассмотрении вопроса перераспределения пастбищ, расположенных в пределах территории города районного значения, поселка, села, сельского округа;
4) участвуют в реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию;
5) вносят предложения акимам города районного значения, поселка, села, сельского округа по вопросам предоставления и использования пастбищ;
6) взаимодействуют с пастбищепользователями, объединениями пастбищепользователей (простыми товариществами, консорциумами) по вопросам управления и использования пастбищ в пределах территории города районного значения, поселка, села, сельского округа.
Статья 11. Права и обязанности пастбищепользователей
1. Пастбищепользователь вправе:
1) участвовать в разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию;
2) принимать участие в собраниях и сходах местного сообщества по вопросам предоставления и использования пастбищ в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) осуществлять сенокошение в целях заготовки кормов в случаях, когда продуктивность пастбищ превышает потребность в кормах выпасаемых сельскохозяйственных животных при соблюдении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ;
4) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
2. Пастбищепользователь обязан:
1) рационально использовать пастбища по их целевому назначению в соответствии с условиями предоставления пастбищ;
2) соблюдать схемы пастбищеоборотов;
3) соблюдать законодательство Республики Казахстан в области ветеринарии и требования пожарной безопасности;
4) не нарушать права других пастбищепользователей;
5) выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Статья 12. Объединение пастбищепользователей (простое товарищество, консорциум)
1. Для ведения совместной деятельности при использовании пастбищ пастбищепользователи вправе образовывать объединение пастбищепользователей (простое товарищество, консорциум) на основе договора о совместной деятельности, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
2. Пастбищепользователи (участники простого товарищества, консорциума) по соглашению между собой могут поручить руководство и ведение общих дел одному из пастбищепользователей (участнику простого товарищества, консорциума).
3. Для осуществления совместной деятельности пастбищепользователи – участники договора о совместной деятельности вносят взносы деньгами или другим имуществом либо соответственно путем трудового вклада. Порядок использования общего имущества объединения пастбищепользователей (простого товарищества, консорциума) определяется Гражданским кодексом Республики Казахстан.
4. Иные вопросы организации деятельности объединения пастбищепользователей (простого товарищества, консорциума) определяются Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Статья 13. План по управлению пастбищами и их использованию
1. План по управлению пастбищами и их использованию принимается в целях рационального использования пастбищ, устойчивого обеспечения потребности в кормах и предотвращения процессов деградации пастбищ.
При разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию учитываются традиции выпаса сельскохозяйственных животных на соответствующих территориях административно-территориальных единиц.
План по управлению пастбищами и их использованию является нормативным правовым актом, утверждаемым на краткосрочный (до года) и (или) долгосрочный (до двух лет) периоды.
2. План по управлению пастбищами и их использованию должен содержать:
1) схему (карту) расположения пастбищ на территории административно-территориальной единицы в разрезе категорий земель, собственников земельных участков и землепользователей на основании правоустанавливающих документов;
2) приемлемые схемы пастбищеоборотов;
3) карту с обозначением внешних и внутренних границ и площадей пастбищ, в том числе сезонных, объектов пастбищной инфраструктуры;
4) схему доступа пастбищепользователей к водоисточникам (озерам, рекам, прудам, копаням, оросительным или обводнительным каналам, трубчатым или шахтным колодцам), составленную согласно норме потребления воды;
5) схему перераспределения пастбищ для размещения поголовья сельскохозяйственных животных физических и (или) юридических лиц, у которых отсутствуют пастбища, и перемещения его на предоставляемые пастбища;
6) схему размещения поголовья сельскохозяйственных животных на отгонных пастбищах физических и (или) юридических лиц, не обеспеченных пастбищами, расположенными при городе районного значения, поселке, селе, сельском округе;
7) календарный график по использованию пастбищ, устанавливающий сезонные маршруты выпаса и передвижения сельскохозяйственных животных;
7-1) карту с обозначением внешних и внутренних границ и площадей пастбищ, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, в зависимости от местных условий и особенностей;
8) иные требования, необходимые для рационального использования пастбищ на соответствующей административно-территориальной единице.
План по управлению пастбищами и их использованию принимается с учетом:
сведений о состоянии геоботанического обследования пастбищ;
сведений о ветеринарно-санитарных объектах;
данных о численности поголовья сельскохозяйственных животных с указанием их владельцев – пастбищепользователей, физических и (или) юридических лиц;
данных о количестве гуртов, отар, табунов, сформированных по видам и половозрастным группам сельскохозяйственных животных;
сведений о формировании поголовья сельскохозяйственных животных для выпаса на отгонных пастбищах;
особенностей выпаса сельскохозяйственных животных на культурных и аридных пастбищах;
сведений о сервитутах для прогона скота;
иных данных, предоставленных государственными органами, физическими и (или) юридическими лицами.
3. Отношения по использованию пастбищ регулируются законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 13 с изменением, внесенным Законом РК от 30.06.2021 № 59-VII (вводится в действие с 01.01.2022).Статья 14. Условия предоставления пастбищ
1. Пастбища предоставляются для содержания личного подворья, ведения крестьянского или фермерского хозяйства, а также для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
1-1. Пастбища, указанные в подпункте 7-1) части первой пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, не предоставляются в частную собственность и землепользование и используются только для нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья.
2. При предоставлении пастбищ в соответствии с Планом по управлению пастбищами и их использованию должны учитываться следующие условия:
1) наличие поголовья сельскохозяйственных животных;
2) наличие объектов пастбищной инфраструктуры и их состояние;
3) продуктивность земельного участка.
3. В случае отсутствия на пастбищах в течение двух лет сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличия в количестве менее двадцати процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ и (или) отсутствия сенокошения в целях заготовки кормов земельные участки подлежат изъятию в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Казахстан.
4. При определении предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ не учитываются мелкоконтурные (вкрапленные) пастбища, находящиеся внутри других сельскохозяйственных угодий.
Сноска. Статья 14 с изменением, внесенным Законом РК от 30.06.2021 № 59-VII (вводится в действие с 01.01.2022).Статья 15. Порядок предоставления и использования пастбищ
1. Пастбища, расположенные в пределах территории поселков и сельских населенных пунктов, находящиеся в государственной собственности, предоставляются для удовлетворения нужд местного населения по содержанию маточного (дойного) поголовья сельскохозяйственных животных.
2. Выпас на пастбищах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, других сельскохозяйственных животных допускается только при соблюдении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ.
При превышении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ пастбища предоставляются в пределах города районного значения, поселка, села, сельского округа согласно Плану по управлению пастбищами и их использованию.
3. Поголовье сельскохозяйственных животных физических и (или) юридических лиц, не обеспеченных пастбищами в пределах города районного значения, поселка, села, сельского округа, перемещается на отгонные пастбища согласно Плану по управлению пастбищами и их использованию.
4. Предоставление пастбищ для содержания сельскохозяйственных животных местного населения в пределах населенных пунктов осуществляется решениями акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа, а в пределах района, города областного значения – местным исполнительным органом района (кроме районов в городах), города областного значения в соответствии с Планом по управлению пастбищами и их использованию.
5. Предоставление пастбищ, находящихся на территории одного города районного значения, поселка, села, сельского округа, для использования другому городу районного значения, поселку, селу, сельскому округу осуществляется местным исполнительным органом района (кроме районов в городах), города областного значения по предложению акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа, органов местного самоуправления.
6. Предоставление пастбищ, находящихся на территории одного района (кроме районов в городах), города областного значения, для использования другому району (кроме районов в городах), городу областного значения осуществляется местным исполнительным органом области по предложению местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения.
7. Предоставление пастбищ, находящихся на территории одной (одного) области, города республиканского значения, столицы, для использования другой области осуществляется Правительством Республики Казахстан по предложению местного исполнительного органа области.
Статья 16. Порядок предоставления и использования отгонных пастбищ
1. Предоставление отгонных пастбищ, находящихся на территории одной области, в долгосрочное пользование другой области осуществляется Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.
2. Предоставление отгонных пастбищ, находящихся на территории одного района (кроме районов в городах), города областного значения, в долгосрочное пользование другому району (кроме районов в городах), городу областного значения осуществляется местным исполнительным органом области по предложению местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения.
3. Преимущественное право на предоставление отгонных пастбищ имеют физические лица, постоянно проживающие на территории населенного пункта, или юридические лица, зарегистрированные на территории населенного пункта, расположенного в непосредственной близости к участкам отгонного пастбища на расстоянии, определяемом Планом по управлению пастбищами и их использованию, и физические и (или) юридические лица, не обеспеченные пастбищами в пределах города районного значения, поселка, села, сельского округа, сельскохозяйственные животные которых перемещаются в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона.
4. Пастбищепользователи, осуществляющие выпас сельскохозяйственных животных на отгонных пастбищах, имеют право равного доступа к естественным водоемам и обводнительным сооружениям, построенным за счет бюджетных средств.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о пастбищах
Нарушение законодательства Республики Казахстан о пастбищах влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 18. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |
Н. НАЗАРБАЕВ |