Оглавление

О пастбищах

Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2017 года № 47-VI ЗРК.

Обновленный

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.Примечание ИЗПИ!

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с рациональным использованием пастбищ, и направлен на предотвращение процессов деградации пастбищ, улучшение состояния объектов пастбищной инфраструктуры.

      Сноска. Преамбула - в редакции Закона РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) аридные пастбища – пастбища, расположенные на пустынных и полупустынных территориях с разреженной полукустарниковой, реже травянистой растительностью;

      2) культурные пастбища – пастбища c высокопродуктивными кормовыми культурами, в основе которых лежит научно обоснованная система агротехнических мероприятий по созданию высокоурожайного травостоя, уходу за ними и рациональному использованию;

      3) пастбищеоборот – система периодического и последовательного использования пастбищ и ухода за ними для поддержания их в продуктивном состоянии в соответствии с Планом по управлению пастбищами и их использованию;

      4) пастбища – земельные участки, предоставляемые и используемые для круглогодичного или сезонного выпаса сельскохозяйственных животных. При выпасе сельскохозяйственных животных на пастбищах допускается сенокошение в целях заготовки кормов в случаях, когда продуктивность пастбищ превышает потребность в кормах выпасаемых сельскохозяйственных животных при соблюдении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ;

      5) уполномоченный орган в области управления и использования пастбищ (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области управления и использования пастбищ;

      6) геоботанические обследования пастбищ – обследования, проводимые в целях определения продуктивности пастбищ, строения и состава травостоя, мест его произрастания, возможности использования пастбищ для выпаса различных видов сельскохозяйственных животных, качества травянистой и древесно-кустарниковой растительности пастбищ;

      7) предельно допустимые нормы нагрузки на общую площадь пастбищ – дифференцированные нормы нагрузки по видам сельскохозяйственных животных на общую площадь пастбищ, по регионам в разрезе типов пастбищ и природно-климатических зон, где может осуществляться выпас сельскохозяйственных животных без нанесения ущерба ботаническому составу пастбищного травостоя и его продуктивности;

      8) кормоемкость пастбищ – продуктивность пастбищного травостоя на единицу площади пастбищ;

      9) обводнение пастбищ – строительство шахтных и трубчатых колодцев, водоемов, водопойных пунктов и других сооружений для обеспечения водопоя сельскохозяйственных животных и питьевого водоснабжения персонала на пастбищах;

      10) коренное улучшение пастбищ – создание нового травостоя путем посева высокоурожайных сортов многолетних трав и аридных растений (культур);

      11) объекты пастбищной инфраструктуры – сооружения, мосты, дороги, обводнительные сооружения (скважины, трубчатые и шахтные колодцы, копани), скотопрогонные трассы, скотоостановочные и водопойные площадки, емкости для купки овец, кошары и отгороженные места, ограждения пастбищ, изгороди (в том числе электроизгороди), загоны для загонно-порционного выпаса сельскохозяйственных животных, расколы для ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, сооружения и объекты, предназначенные для обеспечения электрической и тепловой энергией, объекты по использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии, объекты водоснабжения и другие виды жизнеобеспечения, сооружения для сезонного проживания персонала и иное имущество, необходимое для содержания и использования пастбищ;

      12) пастбищепользователь – физическое или юридическое лицо, обладающее правом пользования пастбищами в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

      12-1) общественные пастбища – пастбища, расположенные на прилегающей территории населенных пунктов и находящиеся в государственной собственности, предназначенные для удовлетворения нужд местного населения по выпасу маточного поголовья сельскохозяйственных животных личного подворья;

      13) сезонные пастбища – пастбища, которые используются для выпаса сельскохозяйственных животных в благоприятных природно-климатических условиях в соответствии с временами года и (или) периодичностью их использования;

      14) отгонные пастбища – пастбища, которые используются для ведения отгонного животноводства на отдаленных от населенных пунктов территориях.

      Сноска. Статью 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о пастбищах

      1. Законодательство Республики Казахстан о пастбищах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Правовой режим пастбищ

      Правовой режим пастбищ определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного порядка использования в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира.

      Сноска. Статья 3 с изменением, внесенным Законом РК от 02.01.2023 № 184-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 3-1. Государственная поддержка пастбищепользователей и объединений пастбищепользователей (простых товариществ, консорциумов)

      Государственная поддержка пастбищепользователей и объединений пастбищепользователей (простых товариществ, консорциумов) осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.

      Сноска. Закон дополнен статьей 3-1 в соответствии с Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 4. Принципы законодательства Республики Казахстан о пастбищах

      Законодательство Республики Казахстан о пастбищах основывается на принципах:

      1) рационального использования пастбищ по их целевому назначению с сохранением видового состава растительности;

      2) доступности пастбищ для физических и юридических лиц;

      3) гласности при проведении мероприятий, связанных с предоставлением и использованием пастбищ;

      4) участия физических и юридических лиц в решении вопросов по управлению и использованию пастбищ.

      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 02.01.2023 № 184-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления государственной политики в области управления, обводнения и использования пастбищ и организует их осуществление.

      Сноска. Статья 1 - в редакции Закона РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) формирует и реализует государственную политику в области управления, обводнения и использования пастбищ и организует ее осуществление;

      2) разрабатывает и утверждает правила рационального использования пастбищ;

      3) разрабатывает и утверждает методику разработки планов по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры и проведению мероприятий по обводнению пастбищ;

      4) разрабатывает и утверждает предельно допустимые нормы нагрузки на общую площадь пастбищ;

      4-1) разрабатывает и утверждает типовой план по управлению пастбищами и их использованию;

      5) разрабатывает и утверждает методику проведения мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ, в том числе аридных;

      6) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения о предоставлении отгонных пастбищ, находящихся на территории одной области, в долгосрочное пользование другой области;

      7) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8) организует проведение геоботанического обследования и мониторинга пастбищ, научно-исследовательских, поисковых и проектных работ для восстановления, сохранения, рационального использования и коренного улучшения пастбищ;

      9) осуществляет международное сотрудничество в области использования и охраны пастбищ;

      10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Компетенция местного исполнительного органа области

      К компетенции местного исполнительного органа области относятся:

      1) представление полугодовых и годовых отчетов уполномоченному органу о:

      рациональном использовании пастбищ;

      проведении мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ;

      проведении мероприятий по обводнению пастбищ;

      2) осуществление мониторинга реализации планов по управлению пастбищами и их использованию;

      3) осуществление сбора данных о кормоемкости пастбищ и состоянии объектов пастбищной инфраструктуры;

      4) разработка и утверждение планов по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры;

      5) разработка и утверждение планов мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ;

      6) разработка и утверждение планов мероприятий по обводнению пастбищ;

      7) внесение в Правительство Республики Казахстан предложения о предоставлении пастбищ, находящихся на территории одной области, для использования другой области;

      8) предоставление пастбищ, в том числе отгонных, находящихся на территории одного района (кроме районов в городах), города областного значения, для использования другому району (кроме районов в городах), городу областного значения;

      9) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на него законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 7-1 - в редакции Закона РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Компетенция местного представительного органа района, города областного значения

      К компетенции местного представительного органа района, города областного значения относятся:

      1) утверждение Плана по управлению пастбищами и их использованию;

      2) заслушивание ежегодного отчета местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения о ходе реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию с участием представителей органов местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы;

      3) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

      Сноска. Статья 8 с изменением, внесенным Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Компетенция местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения и акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа

      1. К компетенции местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения относятся:

      1) разработка совместно с акимами города районного значения, поселка, села, сельского округа и органами местного самоуправления, внесение на утверждение местному представительному органу района, города областного значения Плана по управлению пастбищами и их использованию;

      2) обеспечение реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию и представление ежегодного отчета о ходе его реализации местному представительному органу района, города областного значения;

      3) разработка и утверждение рекомендуемых схем пастбищеоборотов на основании геоботанического обследования пастбищ;

      4) осуществление разъяснительной работы среди пастбищепользователей о проведении мероприятий по рациональному использованию пастбищ;

      4-1) содействие в создании объединений пастбищепользователей (простых товариществ, консорциумов);

      4-2) реализация планов по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры;

      4-3) реализация планов мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ;

      4-4) реализация планов мероприятий по обводнению пастбищ;

      4-5) внесение в местный исполнительный орган области предложения о предоставлении пастбищ, в том числе отгонных, находящихся на территории одного района (кроме районов в городах), города областного значения, для использования другому району (кроме районов в городах), городу областного значения;

      4-6) предоставление пастбищ, находящихся на территории одного города районного значения, поселка, села, сельского округа, для использования другому городу районного значения, поселку, селу, сельскому округу;

      5) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на него законодательством Республики Казахстан.

      2. Акимы города районного значения, поселка, села, сельского округа:

      1) обеспечивают реализацию Плана по управлению пастбищами и их использованию и представляют ежегодный отчет о ходе его реализации органу местного самоуправления (сходу местного сообщества);

      2) осуществляют разъяснительную работу среди пастбищепользователей о проведении мероприятий по рациональному использованию пастбищ;

      3) обеспечивают совместно с органами местного самоуправления соблюдение предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ;

      4) размещают на своих интернет-ресурсах План по управлению пастбищами и их использованию;

      5) публикуют в средствах массовой информации, распространяемых на соответствующих территориях, ежегодные отчеты о ходе реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию;

      6) информируют местный исполнительный орган области о сбитых и деградированных пастбищах;

      6-1) реализуют планы по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры;

      6-2) реализуют планы мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ;

      6-3) реализуют планы мероприятий по обводнению пастбищ;

      6-4) вносят в местный исполнительный орган района (кроме районов в городах), города областного значения предложения о предоставлении пастбищ, находящихся на территории одного города районного значения, поселка, села, сельского округа, для использования другому городу районного значения, поселку, селу, сельскому округу;

      7) решают иные вопросы, отнесенные законодательством Республики Казахстан к их ведению.

      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления

      Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

      1) участвуют совместно с местным исполнительным органом района (кроме районов в городах), города областного значения и акимами города районного значения, поселка, села, сельского округа в разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию;

      2) заслушивают и обсуждают ежегодные отчеты акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа о ходе реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию;

      3) участвуют при рассмотрении вопроса перераспределения пастбищ, расположенных в пределах территории города районного значения, поселка, села, сельского округа;

      4) участвуют в реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию;

      5) вносят предложения акимам города районного значения, поселка, села, сельского округа по вопросам предоставления и использования пастбищ;

      6) взаимодействуют с пастбищепользователями, объединениями пастбищепользователей (простыми товариществами, консорциумами) по вопросам управления и использования пастбищ в пределах территории города районного значения, поселка, села, сельского округа.

      Сноска. Статья 10 с изменением, внесенным Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Права и обязанности пастбищепользователей

      1. Пастбищепользователь вправе:

      1) участвовать в разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию;

      2) принимать участие в собраниях и сходах местного сообщества по вопросам предоставления и использования пастбищ в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      3) осуществлять сенокошение в целях заготовки кормов в случаях, когда продуктивность пастбищ превышает потребность в кормах выпасаемых сельскохозяйственных животных при соблюдении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ;

      4) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

      2. Пастбищепользователь обязан:

      1) рационально использовать пастбища по их целевому назначению в соответствии с условиями предоставления пастбищ;

      2) соблюдать схемы пастбищеоборотов;

      3) соблюдать законодательство Республики Казахстан в области ветеринарии и требования пожарной безопасности;

      4) не нарушать права других пастбищепользователей;

      5) выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 12. Объединение пастбищепользователей (простое товарищество, консорциум)

      1. Для ведения совместной деятельности при использовании пастбищ пастбищепользователи вправе образовывать объединение пастбищепользователей (простое товарищество, консорциум) на основе договора о совместной деятельности, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      2. Пастбищепользователи (участники простого товарищества, консорциума) по соглашению между собой могут поручить руководство и ведение общих дел одному из пастбищепользователей (участнику простого товарищества, консорциума).

      3. Для осуществления совместной деятельности пастбищепользователи – участники договора о совместной деятельности вносят взносы деньгами или другим имуществом либо соответственно путем трудового вклада. Порядок использования общего имущества объединения пастбищепользователей (простого товарищества, консорциума) определяется Гражданским кодексом Республики Казахстан.

      4. Иные вопросы организации деятельности объединения пастбищепользователей (простого товарищества, консорциума) определяются Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Статья 13. План по управлению пастбищами и их использованию

      1. План по управлению пастбищами и их использованию принимается в целях рационального использования пастбищ, устойчивого обеспечения потребности в кормах и предотвращения процессов деградации пастбищ.

      При разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию учитываются:

      данные земельного баланса региона и информационной системы государственного земельного кадастра;

      сведения геоботанического обследования пастбищ;

      сведения о скотомогильниках (биометрических ямах);

      сведения об объектах пастбищной инфраструктуры и о сервитутах для прогона сельскохозяйственных животных;

      данные о численности поголовья сельскохозяйственных животных, полученные из базы данных идентификации сельскохозяйственных животных, с указанием их владельцев;

      данные о количестве гуртов, отар, табунов, сформированных по видам и половозрастным группам сельскохозяйственных животных;

      сведения о численности поголовья сельскохозяйственных животных для выпаса на отгонных пастбищах;

      данные об особенностях выпаса сельскохозяйственных животных на культурных и аридных пастбищах, землях лесного, водного фондов и особо охраняемых природных территорий;

      рекомендуемые схемы пастбищеоборотов;

      иные данные, представленные государственными органами, физическими и (или) юридическими лицами.

      2. План по управлению пастбищами и их использованию должен содержать:

      1) схему (карту) расположения пастбищ на территории административно-территориальной единицы в разрезе категорий земель с указанием границ, площадей и видов пастбищ, в том числе отгонных, сезонных, аридных и культурных, с отражением сведений об их собственниках или землепользователях на основании правоустанавливающих и идентификационных документов на земельный участок;

      2) схему (карту) с обозначением пастбищ, предназначенных для нужд населения по выпасу сельскохозяйственных животных личного подворья, в том числе общественных пастбищ;

      3) схему (карту) с обозначением рекомендуемых схем пастбищеоборотов;

      4) схему (карту) с обозначением сервитутов для прогона сельскохозяйственных животных, скотопрогонных трасс и иных объектов пастбищной инфраструктуры, а также скотомогильников (биометрических ям);

      5) схему (карту) с обозначением пастбищ, которые могут быть предоставлены в землепользование пастбищепользователям;

      6) схему (карту) с обозначением пастбищ, подлежащих резервированию в целях удовлетворения нужд населения по выпасу сельскохозяйственных животных личного подворья;

      7) схему доступа к водоисточникам (озерам, рекам, прудам, копаням, оросительным или обводнительным каналам, трубчатым или шахтным колодцам), составленную согласно норме потребления воды;

      8) схему размещения поголовья сельскохозяйственных животных на отгонных пастбищах;

      9) проектное распределение (перераспределение) пастбищ между сельскими населенными пунктами, входящими в сельский округ;

      10) иные требования, необходимые для рационального использования пастбищ на соответствующей административно-территориальной единице.

      3. План по управлению пастбищами и их использованию разрабатывается местным исполнительным органом района (кроме районов в городах), города областного значения совместно с акимами города районного значения, поселка, села, сельского округа и органами местного самоуправления на основании типового плана по управлению пастбищами и их использованию.

      4. План по управлению пастбищами и их использованию утверждается местным представительным органом района, города областного значения на пять лет.

      5. Финансирование работ по разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию осуществляется за счет бюджетных средств и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      6. План по управлению пастбищами и их использованию является нормативным правовым актом.

      Сноска. Статья 13 - в редакции Закона РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Условия предоставления и использования пастбищ

      Сноска. Заголовок статьи 14 - в редакции Закона РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Условия предоставления и использования пастбищ для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      1-1. Пастбища, в том числе общественные пастбища, указанные в подпункте 2) пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, не предоставляются в частную собственность и землепользование и используются только для нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья.

      1-2. Доступ к обводнительным сооружениям, состоящим на балансе государственных юридических лиц и расположенным на пастбищах, предназначенных для нужд населения по выпасу сельскохозяйственных животных личного подворья, в том числе общественных пастбищах, предоставляется на безвозмездной основе.

      1-3. В целях удовлетворения нужд населения по выпасу сельскохозяйственных животных личного подворья осуществляется резервирование пастбищ в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.

      Основанием для резервирования пастбищ является План по управлению пастбищами и их использованию.

      2. При предоставлении пастбищ в соответствии с Планом по управлению пастбищами и их использованию должны учитываться следующие условия:

      1) наличие поголовья сельскохозяйственных животных;

      2) наличие объектов пастбищной инфраструктуры и их состояние;

      3) продуктивность земельного участка.

      3. В случае отсутствия на пастбищах в течение одного года (с момента первоначального выявления факта неиспользования) сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличия в количестве менее пятидесяти процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, установленной уполномоченным органом, и (или) отсутствия сенокошения в целях заготовки кормов такие пастбища подлежат принудительному изъятию в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Казахстан.

      4. При определении предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ не учитываются мелкоконтурные (вкрапленные) пастбища, находящиеся внутри других сельскохозяйственных угодий.

      Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 30.06.2021 № 59-VII (вводится в действие с 01.01.2022); от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Порядок предоставления и использования пастбищ

      1. Пастбища, расположенные на территории, непосредственно прилегающей к границам (чертам) населенных пунктов, находящиеся в государственной собственности, используются для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья.

      2. Выпас на пастбищах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, других сельскохозяйственных животных допускается только при соблюдении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ.

      При превышении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ в целях увеличения площадей пастбищ, предназначенных для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, может осуществляться принудительное отчуждение для государственных нужд ранее предоставленных пастбищ в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.

      3. Поголовье сельскохозяйственных животных физических и (или) юридических лиц, не обеспеченных пастбищами в пределах границ (черты) населенного пункта, перемещается на другие участки пастбищ, в том числе на отгонные пастбища, согласно Плану по управлению пастбищами и их использованию.

      4. Использование пастбищ, предназначенных для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, в том числе отгонных пастбищ, осуществляется в соответствии с Планом по управлению пастбищами и их использованию. Вынесения отдельного решения акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа и местного исполнительного органа района, города областного значения о предоставлении пастбищ не требуется.

      5. Предоставление пастбищ, находящихся на территории одного города районного значения, поселка, села, сельского округа, для использования другому городу районного значения, поселку, селу, сельскому округу осуществляется местным исполнительным органом района (кроме районов в городах), города областного значения по предложению акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа, органов местного самоуправления.

      6. Предоставление пастбищ, находящихся на территории одного района (кроме районов в городах), города областного значения, для использования другому району (кроме районов в городах), городу областного значения осуществляется местным исполнительным органом области по предложению местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения.

      7. Предоставление пастбищ, находящихся на территории одной (одного) области, города республиканского значения, столицы, для использования другой области осуществляется Правительством Республики Казахстан по предложению местного исполнительного органа области.

      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 16. Порядок предоставления и использования отгонных пастбищ

      1. Предоставление отгонных пастбищ, находящихся на территории одной области, в долгосрочное пользование другой области осуществляется Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.

      2. Предоставление отгонных пастбищ, находящихся на территории одного района (кроме районов в городах), города областного значения, в долгосрочное пользование другому району (кроме районов в городах), городу областного значения осуществляется местным исполнительным органом области по предложению местного исполнительного органа района (кроме районов в городах), города областного значения.

      3. Отгонные пастбища, за исключением пастбищ, указанных в пункте 4 статьи 15 настоящего Закона, предоставляются физическим и (или) юридическим лицам в порядке, установленном статьей 43-1 Земельного кодекса Республики Казахстан.

      Включение отгонных пастбищ в перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, осуществляется с учетом Плана по управлению пастбищами и их использованию.

      4. Пастбищепользователи, осуществляющие выпас сельскохозяйственных животных на отгонных пастбищах, имеют право равного доступа к естественным водоемам и обводнительным сооружениям, построенным за счет бюджетных средств.

      Сноска. Статья 16 с изменением, внесенным Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 16-1. Мероприятия по восстановлению и улучшению состояния пастбищ

      1. Восстановление и улучшение состояния пастбищ осуществляются на основе результатов геоботанического обследования и мониторинга пастбищ.

      Восстановление и улучшение состояния пастбищ также осуществляются при проведении инвентаризации земель.

      2. Мероприятия по восстановлению и улучшению состояния пастбищ заключаются в содействии естественным процессам поддержания плодородия почвы, создания нового травостоя путем посева высокоурожайных сортов многолетних трав и аридных растений (культур), обводнения и проведения других мероприятий.

      3. Мониторинг пастбищ осуществляется в целях наблюдения за состоянием пастбищ, происходящими изменениями, возникающими в результате их использования, оценки и прогноза их состояния, выявления и устранения негативных процессов.

      4. Осуществление мероприятий по восстановлению и улучшению состояния пастбищ обеспечивают уполномоченный орган, местные исполнительные органы и органы местного самоуправления, а также пастбищепользователи.

      5. Финансирование мероприятий по восстановлению и улучшению состояния пастбищ осуществляется за счет бюджетных средств и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 16-1) в соответствии с Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о пастбищах

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о пастбищах влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 17-1. Переходные положения

      План по управлению пастбищами и их использованию разрабатывается и утверждается в течение трех месяцев со дня утверждения типового плана по управлению пастбищами и их использованию.

      Сноска. Закон дополнен статьей 17-1) в соответствии с Законом РК от 27.02.2024 № 65-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ