Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования как одной из форм социальной защиты граждан, осуществляемой государством.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) кормилец – лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода;
2) коэффициент количества иждивенцев – коэффициент, который учитывает количество членов семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявших на его иждивении;
3) социальные отчисления – установленные настоящим Законом обязательные платежи, уплачиваемые в Государственный фонд социального страхования, дающие право участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, а в случае потери кормильца членам его семьи, состоявшим на его иждивении, получать социальные выплаты в соответствии с настоящим Законом;
3-1) задолженность по социальным отчислениям – исчисленные и не перечисленные в срок суммы социальных отчислений;
4) объект исчисления социальных отчислений – расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги. Объектом для исчисления социальных отчислений самостоятельно занятого лица являются получаемые им доходы;
5) уполномоченная организация по учету социальных отчислений и социальных выплат (далее – Центр) – республиканское государственное казенное предприятие, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, имеющее структурные подразделения в регионах (далее – структурные подразделения);
6) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель или самостоятельно занятое лицо, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;
7) ставка социальных отчислений – фиксированный размер обязательных платежей в Государственный фонд социального страхования, выраженный в процентном отношении к величине объекта исчисления социальных отчислений;
8) социальный риск – наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, а также потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в результате которого участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом;
9) социальные выплаты – выплаты, осуществляемые Государственным фондом социального страхования в пользу получателя социальной выплаты;
10) уполномоченный орган по назначению социальных выплат – центральный исполнительный орган в области социальной защиты населения и его территориальные подразделения;
11) получатель социальной выплаты (далее – получатель) – физическое лицо, за которого производились либо которое уплачивало в качестве самостоятельно занятого лица социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования до наступления социального риска и в отношении которого уполномоченным органом по назначению социальных выплат вынесено решение о назначении социальных выплат, а в случае смерти лица, являющегося участником системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, – члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшие на его иждивении;
12) утрата трудоспособности – утрата работником способности выполнять работу, оказывать услуги, степень которой выражается в процентном отношении к утраченной трудоспособности;
13) коэффициент утраты трудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления;
13-1) коэффициент количества дней нетрудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от количества дней, указанных в листе временной нетрудоспособности;
14) коэффициент стажа участия – коэффициент, который определяется в зависимости от стажа участия (общего количества времени в календарном исчислении) в системе обязательного социального страхования;
15) Государственный фонд социального страхования (далее – Фонд) – юридическое лицо, производящее аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска, включая членов семьи-иждивенцев в случае потери кормильца – участника системы обязательного социального страхования;
16) активы Государственного фонда социального страхования – социальные отчисления, пеня, полученная за просрочку уплаты социальных отчислений, инвестиционный доход и иные предусмотренные законодательством Республики Казахстан поступления в Государственный фонд социального страхования за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности Государственного фонда социального страхования, средств, направленных на социальные выплаты и возврат ошибочно зачисленных или излишне уплаченных средств;
17) обязательное социальное страхование – совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством для компенсации части дохода в связи с утратой трудоспособности и (или) потерей работы, а также потерей кормильца, потерей дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года;
18) система обязательного социального страхования – совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования;
19) участники системы обязательного социального страхования – плательщик; участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления; получатель; Центр; Фонд; Правительство Республики Казахстан; Национальный банк Республики Казахстан; иные уполномоченные органы;
20) участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, – физическое лицо, за которого уплачиваются социальные отчисления и которое имеет право на получение социальных выплат при наступлении случаев социального риска, предусмотренных настоящим Законом;
21) самостоятельно занятое лицо (применительно к настоящему Закону) – индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход.
Самостоятельно занятыми лицами в отношении крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим, признаются индивидуальные предприниматели – глава, а также совершеннолетние члены крестьянского или фермерского хозяйства с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия;
22) коэффициент замещения дохода – коэффициент, который определяет отношение социальной выплаты к размеру дохода, взятого за основу при исчислении социальных отчислений;
23) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий регулирование, контрольные и надзорные функции за деятельностью Фонда.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 10.07.2012 № 34-V (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием дополнительных форм социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования в зависимости от наступления случая социального риска по видам обязательного социального страхования, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан об
обязательном социальном страховании
1. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Виды обязательного социального страхования
Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды:
1) на случай утраты трудоспособности;
2) на случай потери кормильца;
3) на случай потери работы;
4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами;
5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
6) на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Сноска. Статья с изменениями, внесенными Законом РК от 19 декабря 2007 года N 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 5. Основные принципы обязательного социального
страхования
Основными принципами обязательного социального страхования являются:
1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;
2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;
3) обязательность участия в системе обязательного социального страхования;
4) использование социальных отчислений на социальные выплаты в соответствии с настоящим Законом;
5) обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим Законом;
6) дифференциация размеров социальных выплат;
7) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.
Статья 6. Право на получение социальных выплат
Государство гарантирует гражданам право на получение социальных выплат при наступлении случаев риска по видам обязательного социального страхования на условиях, установленных настоящим Законом.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 7. Обеспечение сохранности социальных отчислений
1. Государство гарантирует сохранность и целевое использование социальных отчислений в Фонде.
2. Сохранность социальных отчислений обеспечивается посредством:
1) регулирования деятельности Фонда путем установления соответствующих норм и лимитов, обеспечивающих его финансовую устойчивость, определяемых Правительством Республики Казахстан;
2) осуществления инвестиционной деятельности через Национальный Банк Республики Казахстан;
3) учета всех операций по инвестиционному управлению активами Фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
4) ведения раздельного учета собственных средств и активов Фонда;
5) введения ограничений расходов на обеспечение деятельности Фонда;
6) обязательности проведения ежегодного аудита;
7) регулярной финансовой отчетности Фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
8) определения Правительством Республики Казахстан перечня финансовых инструментов для инвестирования активов Фонда.
Сноска. Статья 7 с изменением, внесенным Законом РК от 19.03.2010 № 258-IV.
Статья 8. Лица, подлежащие обязательному социальному
страхованию
Обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением получателей пенсионных выплат из Центра.
Сноска. Статья 8 в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 8-1. Компетенция Правительства Республики
Казахстан в сфере обязательного социального
страхования
Правительство Республики Казахстан в сфере обязательного социального страхования:
1) ежегодно устанавливает предельную величину процентной ставки комиссионного вознаграждения, получаемого от активов Фонда;
2) утверждает порядок и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений;
3) утверждает правила исчисления (определения), перерасчета и повышения размеров социальных выплат из Фонда;
4) принимает решение о повышении размеров социальных выплат из Фонда на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца;
5) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Сноска. Глава 1 дополнена статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа по
назначению социальных выплат
1. Уполномоченный орган по назначению социальных выплат:
1) принимает решения о назначении либо отказе в назначении социальных выплат;
2) устанавливает степень утраты трудоспособности;
3) проверяет достоверность документов;
4) устанавливает требования по приему и передаче документов, необходимых для назначения социальных выплат.
2. Уполномоченный орган по назначению социальных выплат обязан:
1) сообщать в письменной форме заявителю о принятом решении о назначении или отказе в назначении социальных выплат через структурные подразделения Центра;
2) обеспечивать контроль за своевременным и полным назначением социальных выплат и их получением;
3) давать необходимые разъяснения по вопросам назначения и получения социальных выплат.
Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 10. Права и обязанности Центра и его структурных
подразделений
1. Центр и его структурные подразделения имеют право:
1) осуществлять прием и проверку комплектности документов для передачи их уполномоченному органу по назначению социальных выплат;
2) на основании решения уполномоченного органа по назначению социальных выплат направлять в Фонд запросы о переводе на счет Центра денег;
3) получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, средства из республиканского бюджета за оказание услуг, предусмотренных настоящим Законом;
4) приостанавливать социальную выплату при истечении срока действия документов, необходимых для назначения социальных выплат.
2. Центр и его структурные подразделения обязаны:
1) осуществлять учет социальных отчислений и социальных выплат на базе индивидуального идентификационного номера и один раз в неделю производить сверку поступления социальных отчислений с налоговыми органами;
1-1) осуществлять возврат ошибочно зачисленных или излишне уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений;
2) уведомлять получателя об удержаниях, произведенных из социальных выплат;
3) в случае необходимости возврата через Центр излишне уплаченных сумм сообщать об этом получателю;
4) обеспечивать равные условия обслуживания лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, вне зависимости от размера и сроков отчисления в Фонд;
5) в течение трех банковских дней перечислять социальные отчисления в Фонд;
6) формировать и передавать в уполномоченный орган по назначению социальных выплат документы для назначения социальных выплат в сроки, предусмотренные настоящим Законом;
7) своевременно обеспечивать получателям перевод социальных выплат;
8) осуществлять перечисление плательщикам излишне уплаченных сумм социальных отчислений в течение трех банковских дней с момента перевода этих средств из Фонда на счет Центра;
9) обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии и движении социальных отчислений и социальных выплат, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
10) представлять необходимую отчетность уполномоченному органу по назначению социальных выплат и Фонду в соответствии с настоящим Законом;
11) давать необходимые разъяснения по вопросам получения социальных выплат.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 12.01.2007 N 224 (вводится в действие с 01.01.2012); от 12.01.2012 № 538-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 10-1. Государственная монополия в сфере
обязательного социального страхования
1. Центр и его структурные подразделения осуществляют следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии:
1) персонифицированный учет и формирование централизованной базы данных обязательных социальных отчислений и социальных выплат участников системы обязательного социального страхования;
2) организацию социальных выплат из средств Фонда;
3) взаимодействие с уполномоченным органом по назначению социальных выплат по вопросам приема документов, формирования макетов дел на назначение, перерасчетов социальных выплат из Фонда;
4) предоставление информационных услуг участникам системы обязательного социального страхования в соответствии с видами деятельности Центра с учетом требований законодательства Республики Казахстан по обеспечению конфиденциальности информации о состоянии и движении социальных отчислений и социальных выплат;
5) осуществление переводов обязательных социальных отчислений от плательщиков в Фонд, возвратов плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и пени по ним;
6) представление в уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, реестров поступивших и возвращенных социальных отчислений плательщиков.
2. Центр и его структурные подразделения взаимодействуют с Фондом по вопросам учета, перевода, возвратов социальных отчислений.
3. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Глава 1 дополнена статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.2012 № 34-V (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 11. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости Фонда;
2) определяет перечень, формы, сроки представления финансовой и иной отчетности Фондом для обеспечения своих контрольных и надзорных функций;
3) дает согласие на назначение руководящих работников Фонда;
4) вправе получать сведения о деятельности Фонда, а также от государственных органов и организаций сведения, необходимые для осуществления своих контрольных и надзорных функций;
5) осуществляет внутренний контроль деятельности Фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре;
6) разрабатывает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость Фонда;
7) разрабатывает перечень финансовых инструментов для инвестирования активов Фонда;
8) разрабатывает порядок осуществления Фондом деятельности, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами;
9) разрабатывает ежегодно предложение об установлении предельной величины процентной ставки комиссионного вознаграждения, получаемого от активов Фонда;
10) разрабатывает порядок и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений;
11) разрабатывает правила исчисления (определения), перерасчета и повышения размеров социальных выплат из Фонда;
12) разрабатывает предложение о повышении размеров социальных выплат из Фонда на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца;
13) разрабатывает правила выплаты сумм социальных выплат, не полученных своевременно либо полученных не полностью по вине уполномоченного органа по назначению социальных выплат, Центра и (или) Фонда;
14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Статья 11 в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 12. Права и обязанности участника системы
обязательного социального страхования, за
которого производились социальные
отчисления, и получателя
1. Участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, и получатель имеют право:
1) обращаться за назначением социальных выплат через Центр и его структурные подразделения в уполномоченный орган по назначению социальных выплат при наступлении случаев социального риска, предусмотренных настоящим Законом;
2) получать социальные выплаты из Фонда в порядке, предусмотренном настоящим Законом, вне зависимости от получения государственных социальных пособий;
3) запрашивать и получать бесплатно информацию от плательщика, Центра и Фонда о полноте и своевременности перечисления и зачисления социальных отчислений и социальных выплат, а также о порядке назначения и получения социальных выплат;
4) обжаловать действия уполномоченного органа по назначению социальных выплат и иных государственных органов, Центра и его структурных подразделений, Фонда, связанные с ограничением прав на получение дополнительных форм социального обеспечения, установленных настоящим Законом.
2. Участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, и получатель обязаны:
1) представлять документы, необходимые для назначения социальных выплат в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) исключен - Законом РК от 19 декабря 2007 года N 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2);
3) производить возврат ошибочно выплаченных сумм;
4) проходить переосвидетельствование и соблюдать сроки прохождения переосвидетельствования в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) в период получения социальных выплат уведомлять структурные подразделения Центра обо всех изменениях, влияющих на исполнение обязательств Фонда по социальным выплатам, в течение десяти календарных дней со дня возникновения таких изменений.
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 19.12.2007 № 9-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 13. Права и обязанности плательщика
1. Плательщик имеет право:
1) на возврат ошибочно уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений;
2) запрашивать и получать бесплатно у Центра необходимую информацию о перечисленных суммах в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) на реализацию других прав в соответствии с настоящим Законом.
2. Плательщик обязан:
1) своевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений;
2) самостоятельно осуществлять расчет и перерасчет размеров социальных отчислений, уплачиваемых в Фонд, а также расчет пени в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты социальных отчислений;
3) представлять в налоговые органы расчеты по начисленным и перечисленным социальным отчислениям.
Сноска. Статья 13 с изменением, внесенным Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 2. Социальные отчисления
Статья 14. Размер социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате в Фонд за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере:
с 1 января 2005 года - 1,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2006 года - 2 процента от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2007 года - 3 процента от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2009 года - 4 процента от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2010 года - 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
2. Для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет:
с 1 января 2005 года - 1,5 процента от минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
с 1 января 2006 года - 2 процента от минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
с 1 января 2007 года - 3 процента от минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
с 1 января 2009 года - 4 процента от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 4 процентов от минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
с 1 января 2010 года - 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5 процентов от минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
При этом максимальный размер социальных отчислений для самостоятельно занятых лиц не должен превышать сумму исчисленного социального налога за отчетный период.
Сноска. Статья с изменениями, внесенными законами РК от 19 декабря 2007 года N 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009).
Статья 15. Исчисление и перечисление социальных
отчислений
1. Исчисление расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Казахстан, с включением в расходы работодателя выплачиваемого в виде доходов работникам денежного содержания военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов и органов внутренних дел Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы.
2. Исчисление и перечисление социальных отчислений, уплачиваемых за участников системы обязательного социального страхования, производится ежемесячно.
При этом ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете.
В случае если общая сумма начисленных доходов работнику за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, то объект исчисления социальных отчислений определяется исходя из минимального размера заработной платы.
2-1. По решению юридического лица-резидента его филиалы, представительства могут рассматриваться в качестве плательщиков социальных отчислений.
3. Исключен Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 13.12.2004 N 11 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 19.12.2007 N 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 21.07.2011 № 467-IV (вводятся в действие с 01.01.2009); от 18.01.2012 № 547-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 16. Порядок уплаты социальных отчислений
1. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком путем осуществления платежей через банковский счет Центра не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, если иное не установлено настоящей статьей.
2. (исключен).
2-1. Крестьянские или фермерские хозяйства, применяющие специальный налоговый режим, субъекты малого бизнеса, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе патента, уплачивают суммы социальных отчислений в сроки, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан.
3. Днем уплаты социальных отчислений, осуществляемых в безналичной форме, считается день получения акцепта платежного поручения на сумму социальных отчислений от банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в наличной форме - с момента внесения плательщиком социальных отчислений в банк.
Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 13 декабря 2004 г. N 11 (вводится в действие с 1 января 2005 г. ); от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009).
Статья 17. Ответственность плательщика за
несвоевременное перечисление
обязательных социальных отчислений
Сноска. Заголовок статьи в редакции Закона РК от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009).
1. Своевременно неперечисленные суммы социальных отчислений взыскиваются налоговыми органами или подлежат перечислению плательщиком с начисленной пеней на счет Фонда в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан за каждый день просрочки (включая день оплаты в Фонд).
2. В случае неполного и (или) несвоевременного перечисления социальных отчислений налоговые органы вправе взыскивать с банковских счетов плательщика деньги в пределах образовавшейся задолженности.
Взыскание задолженности по социальным отчислениям производится на основе инкассового распоряжения налогового органа с направлением уведомления плательщику в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Такое уведомление не направляется в случае, если задолженность по социальным отчислениям не превышает сумму в размере одного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете.
Плательщик обязан представить в налоговый орган список участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления, в сроки, установленные Правительством Республики Казахстан.
В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах для удовлетворения всех требований, предъявляемых к клиенту, банк производит изъятие денег клиента в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан.
В случае отсутствия денег на банковских счетах в национальной валюте плательщика взыскание задолженности по обязательным социальным отчислениям производится с банковских счетов в иностранной валюте плательщика на основании инкассовых распоряжений, выставленных налоговыми органами в национальной валюте.
2-1. По распоряжению налоговых органов в случае, если плательщик не представил списки участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления, в сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны приостановить все расходные операции на банковских счетах плательщиков и исполнять указания, касающиеся перечисления обязательных социальных отчислений, пенсионных взносов и налоговой задолженности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам отменяется налоговым органом, вынесшим распоряжение о приостановлении расходных операций, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам.
3. Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны перечислить суммы социальных отчислений на счет Фонда в день списания данных сумм с банковского счета плательщика.
4. В случае отсутствия у плательщика банковских счетов или недостаточности денег на банковском (банковских) счете (счетах) плательщика налоговый орган приостанавливает расходные операции по кассе плательщика в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 13.12.2004 N 11 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 11.12.2006 N 201 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 18. Сообщение о произведенных отчислениях
Плательщик ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражает сведения по начисленным социальным отчислениям за участников системы обязательного социального страхования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 18 в редакции Закона РК от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013).
Статья 19. Возврат излишне (ошибочно) уплаченных
социальных отчислений и (или) пеней за
несвоевременную и (или) неполную уплату
социальных отчислений
Суммы излишне (ошибочно) уплаченных плательщиком социальных отчислений и (или) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений подлежат перечислению на банковский счет Центра в течение семи банковских дней со дня поступления заявления плательщика в Фонд для последующего перечисления Центром в течение трех банковских дней на банковский счет плательщика.
Сноска. Статья 19 в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 3. Назначение социальных выплат
Статья 20. Обращение за назначением социальных выплат
и сроки рассмотрения документов для
назначения социальных выплат
1. Обращение за назначением социальных выплат осуществляется путем подачи заявления в структурные подразделения Центра по месту жительства заявителя. К заявлению прилагаются документы, перечень которых устанавливается настоящим Законом.
2. Структурные подразделения Центра в течение пяти рабочих дней со дня принятия документов, необходимых для назначения социальных выплат, передают их в уполномоченный орган по назначению социальных выплат.
3. Уполномоченный орган по назначению социальных выплат в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов рассматривает их и принимает решение о назначении или отказе в назначении социальных выплат. В случае отказа в назначении социальных выплат он обязан письменно уведомить заявителя о причинах отказа и вернуть представленные документы заявителю через структурные подразделения Центра.
4. Уполномоченный орган по назначению социальных выплат имеет право производить проверку достоверности представленных документов.
В этих целях он может направлять представленные документы на экспертизу и проверять наличие документов, которые явились основанием их выдачи. При этом о произошедшей задержке в принятии решения о назначении социальных выплат и сроках продления принятия решения, но не более чем на один месяц, заявитель должен быть извещен в письменной форме.
5. При последующих обращениях уполномоченный орган по назначению социальных выплат в течение пяти рабочих дней с момента повторного обращения принимает решение о назначении или отказе и извещает о нем в письменной форме заявителя через структурные подразделения Центра с указанием причины отказа и порядка обжалования.
Решение уполномоченного органа по назначению социальных выплат может быть обжаловано в судебном порядке.
6. Социальные выплаты из Фонда назначаются со дня возникновения права на социальные выплаты из Фонда.
Право на социальные выплаты из Фонда возникает:
на случай утраты трудоспособности – со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления в Фонд;
на случай потери кормильца – с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.
Право на выделение доли социальной выплаты на случай потери кормильца возникает со дня обращения за ее выделением в уполномоченный орган по назначению социальных выплат;
на случай потери работы – со дня обращения участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления в Фонд, за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;
на случай потери дохода в связи с беременностью и родами – с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе временной нетрудоспособности;
на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) – с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе временной нетрудоспособности;
на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года – с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) и назначения опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до одного года – со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) или со дня назначения опекуна.
Сроки обращения за назначением социальных выплат из Фонда на случаи потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года не могут превышать двенадцать месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из Фонда.
7. Днем обращения за назначением социальных выплат из Фонда считается день подачи заявления в структурные подразделения Центра.
8. Суммы социальных выплат, не полученные своевременно либо неполностью по вине уполномоченного органа по назначению социальных выплат, Центра и (или) Фонда, выплачиваются за прошлое время без ограничения сроков и подлежат индексации в размере не более 2-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на день выплаты этих сумм за каждый день просрочки (включая день оплаты), в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом РК от 19.12.2007 N 9-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 21. Назначение и размер социальной выплаты на
случай утраты трудоспособности
1. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности назначается участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за социальной выплатой или продолжается.
2. Для назначения социальной выплаты на случай утраты трудоспособности к заявлению прилагаются:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) сведения о месте жительства (адресная справка или справка акима аульного (сельского) округа);
3) сведения о проведении освидетельствования и установлении степени утраты общей трудоспособности;
4) сведения о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольном счете наличности исправительного учреждения.
3. Освидетельствование и установление степени утраты общей трудоспособности лица осуществляются путем проведения медико-социальной экспертизы территориальными подразделениями уполномоченного органа в области социальной защиты населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите инвалидов.
4. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности назначается со дня возникновения права на социальные выплаты из Фонда на весь установленный период утраты трудоспособности.
В случае изменения степени утраты трудоспособности социальная выплата осуществляется в размере, соответствующем вновь установленной степени утраты трудоспособности, со дня изменения степени утраты трудоспособности. При этом уполномоченный орган по назначению социальных выплат в течение трех рабочих дней уведомляет Центр и его структурные подразделения в отношении вынесенного решения об изменении размера социальных выплат.
5. Размер ежемесячной социальной выплаты на случай утраты трудоспособности определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, за минусом восьмидесяти процентов от минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, на соответствующие коэффициенты замещения дохода, утраты трудоспособности и стажа участия.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре.
При этом коэффициент замещения дохода составляет 0,6.
Коэффициент утраты трудоспособности составляет:
для лиц, утративших трудоспособность, степень утраты общей трудоспособности которых составляет от восьмидесяти до ста процентов, – 0,7;
для лиц, утративших трудоспособность, степень утраты общей трудоспособности которых составляет от шестидесяти до восьмидесяти процентов, – 0,5;
для лиц, утративших трудоспособность, степень утраты общей трудоспособности которых составляет от тридцати до шестидесяти процентов, – 0,3.
Коэффициент стажа участия для участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, составляет:
менее шести месяцев – 0,1;
от шести до двенадцати месяцев – 0,7;
от двенадцати до двадцати четырех месяцев – 0,75;
от двадцати четырех до тридцати шести месяцев – 0,85;
от тридцати шести до сорока восьми месяцев – 0,9;
от сорока восьми до шестидесяти месяцев – 0,95;
от шестидесяти и более месяцев – 1,0.
6. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности прекращается:
1) со дня назначения получателю пенсионных выплат из Центра;
2) в связи со смертью получателя (признанием судом безвестно отсутствующим или объявлением умершим). Социальная выплата осуществляется по месяц смерти получателя (со дня вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим) включительно;
3) со дня вынесения решения уполномоченного органа по назначению социальных выплат о признании получателя трудоспособным.
7. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности приостанавливается со дня окончания установленного периода утраты трудоспособности получателя до установления очередного периода утраты трудоспособности.
Сноска. Статья 21 в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 22. Назначение и размер социальной выплаты на
случай потери кормильца
1. Право на назначение и получение социальных выплат на случай потери кормильца имеют следующие члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца – участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления:
1) дети, в том числе усыновленные (удочеренные), братья, сестры и внуки, не достигшие восемнадцати лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения восемнадцати лет. При этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей или если они не получают алименты от родителей. Указанные в настоящем подпункте лица старше восемнадцати лет, обучающиеся по очной форме обучения в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, имеют право на получение социальных выплат до окончания учебы в пределах, не превышающих двадцатитрехлетнего возраста;
2) один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, не достигшими трех лет.
2. Социальные выплаты, назначенные детям, оставшимся без попечения родителей – участников системы обязательного социального страхования, за которых производились социальные отчисления, выплачиваются усыновителю (удочерителю), опекуну за каждого потерянного родителя в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
3. Лицам, признанным инвалидами с детства первой или второй группы, социальные выплаты назначаются на срок установления инвалидности.
4. Для назначения социальной выплаты на случай потери кормильца к заявлению прилагаются:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) сведения о составе семьи;
3) сведения о месте жительства (адресная справка или справка акима аульного (сельского) округа);
4) копия свидетельства о смерти кормильца или решение суда о признании лица безвестно отсутствующим или об объявлении умершим;
5) копии документов, подтверждающих родственные отношения с умершим (признанным судом безвестно отсутствующим или объявленным умершим), свидетельств о заключении брака (супружества), о рождении детей умершего кормильца, об усыновлении (удочерении);
6) справка из организации общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования о том, что члены семьи являются учащимися или студентами, обучающимися по очной форме обучения (обновляется ежегодно в начале учебного года);
7) справка о назначении опекуном (при необходимости);
8) сведения о проведении освидетельствования и установлении группы инвалидности (в случае, когда дети, в том числе усыновленные (удочеренные), братья, сестры и внуки, не достигшие восемнадцати лет и старше этого возраста, признаны инвалидами с детства первой или второй группы);
9) сведения о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольном счете наличности исправительного учреждения.
5. На всех членов семьи, состоявших на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, имеющих право на назначение и получение социальных выплат на случай потери кормильца, назначается одна социальная выплата.
6. По письменному заявлению члена семьи, состоявшего на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, его доля социальной выплаты выделяется и выплачивается ему отдельно.
Выделение доли социальной выплаты производится со дня обращения в уполномоченный орган по назначению социальных выплат.
7. Решение об изменении числа членов семьи, состоявших на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, и соответственно перерасчете социальных выплат принимается уполномоченным органом по назначению социальных выплат на основании письменного заявления члена семьи, состоявшего на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца. При этом размер социальной выплаты соответственно увеличивается или уменьшается по числу членов семьи, имеющих право на получение социальных выплат, со дня подачи заявления.
8. Размер ежемесячной социальной выплаты на случай потери кормильца определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, за минусом восьмидесяти процентов от минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, на соответствующие коэффициенты замещения дохода, количества иждивенцев и стажа участия.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре.
Социальные выплаты на случай потери кормильца выплачиваются членам семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшим на его иждивении, ежемесячно на протяжении периода времени, в течение которого член (члены) семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца сохраняет (сохраняют) право на получение социальных выплат.
9. Коэффициент количества иждивенцев определяется в зависимости от количества лиц, состоявших на иждивении участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления до наступления смерти, и составляет при одном иждивенце 0,4, двух иждивенцах – 0,5, трех иждивенцах – 0,6, четырех и более иждивенцах – 0,8.
При этом коэффициент замещения дохода и коэффициент стажа участия рассчитываются в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.
10. Социальная выплата на случай потери кормильца приостанавливается:
1) со дня окончания срока установления инвалидности лицам, признанным инвалидами с детства первой или второй группы, состоявшим на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, до переосвидетельствования;
2) со дня истечения срока действия справки из организации общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования о том, что члены семьи являются учащимися или студентами по очной форме обучения. Социальная выплата на случай потери кормильца возобновляется при очередном представлении справки с момента приостановления.
11. Социальная выплата на случай потери кормильца прекращается:
1) в связи со смертью лица, состоявшего на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца. Социальная выплата на случай потери кормильца осуществляется по месяц смерти включительно;
2) со дня окончания срока установления инвалидности лица, состоявшего на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца;
3) со дня достижения лицом, состоявшим на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, восемнадцатилетнего возраста (за исключением лиц, ставших инвалидами до достижения восемнадцати лет), а в случае обучения указанного лица по очной форме обучения в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования – двадцатитрехлетнего возраста.
Сноска. Статья 22 в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 23. Назначение и размер социальной выплаты на
случай потери работы
1. Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости.
2. Для назначения социальной выплаты на случай потери работы к заявлению прилагаются:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) сведения о месте жительства (адресная справка или справка акима аульного (сельского) округа);
3) справка уполномоченного органа по вопросам занятости;
4) сведения о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольном счете наличности исправительного учреждения.
3. Размер социальной выплаты на случай потери работы определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и коэффициент стажа участия.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату по потере работы, на двадцать четыре.
При этом коэффициент замещения дохода составляет 0,3, а коэффициент стажа участия рассчитывается в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.
4. Участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, социальные выплаты на случай потери работы назначаются:
на один месяц – в случае, когда за него производились социальные отчисления от шести до двенадцати месяцев;
на два месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от двенадцати до двадцати четырех месяцев;
на три месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от двадцати четырех до тридцати шести месяцев;
на четыре месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от тридцати шести и более месяцев.
5. В случае, когда участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, получает социальную выплату на случай потери работы, но в связи с устройством на работу потерял право на получение социальной выплаты на случай потери работы, очередная социальная выплата назначается исходя из того, что за каждый месяц получения социальной выплаты на случай потери работы вычитается двенадцать месяцев, в течение которых за такого участника системы обязательного социального страхования производились социальные отчисления.
6. Социальная выплата на случай потери работы прекращается по истечении месяца снятия получателя с учета уполномоченным органом по вопросам занятости.
Сноска. Статья 23 в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 23-1. Назначение и размер социальной выплаты
на случаи потери дохода в связи с
беременностью и родами, усыновлением
(удочерением) новорожденного ребенка (детей)
1. Социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается участнику системы обязательного социального страхования, имеющему право на получение социальных выплат из Фонда, начиная с 1 января 2008 года.
2. Для назначения социальной выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) к заявлению прилагаются:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) сведения о месте жительства (адресная справка или справка акима аульного (сельского) округа);
3) лист (листы) временной нетрудоспособности;
4) справка (справки) установленного образца с места работы о доходах за последние двенадцать календарных месяцев перед наступлением социального риска;
5) сведения о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольном счете наличности исправительного учреждения;
6) в случае поступлений социальных отчислений от самостоятельно занятых лиц дополнительно:
копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
акт сверки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, выданный налоговыми органами.
3. Социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается на весь период, указанный в листе временной нетрудоспособности, выданном в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
4. Размер социальной выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, на соответствующий коэффициент количества дней нетрудоспособности.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двенадцать календарных месяцев (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двенадцать.
Коэффициент количества дней нетрудоспособности определяется путем деления количества дней, на которые выдан лист временной нетрудоспособности, на тридцать календарных дней.
5. Работодатель оплачивает отпуск по беременности и родам, отпуск работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), с сохранением средней заработной платы, если это предусмотрено условиями трудового и (или) коллективного договора, актом работодателя, за вычетом суммы социальной выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 23-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.2007 № 9-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 23-2. Назначение и размер социальной выплаты на
случай потери дохода в связи с уходом за
ребенком по достижении им возраста одного года
1. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления и имеющему право на получение социальных выплат из Фонда, начиная с 1 января 2008 года.
2. При рождении двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается на каждого ребенка отдельно.
3. Для назначения социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года к заявлению прилагаются:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) сведения о месте жительства (адресная справка или справка акима аульного (сельского) округа);
3) копия свидетельства о рождении ребенка (детей), а также оригиналы для их сверки;
4) сведения о составе семьи;
5) документ, подтверждающий факт потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года:
для работников – выписка из приказа работодателя о том, что участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, обратившийся за назначением социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года находится в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, для самостоятельно занятых лиц (налогоплательщиков), осуществляющих исчисление и уплату социальных отчислений, – копия заявления в налоговый орган о приостановлении их деятельности;
6) сведения о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольном счете наличности исправительного учреждения;
7) в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) в возрасте до одного года – копия выписки из решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей), выданная органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству;
8) в случаях установления опеки над ребенком (детьми) в возрасте до одного года – копия решения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.
4. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, до дня достижения им возраста одного года включительно.
В случае смерти ребенка, не достигшего возраста одного года, социальные выплаты производятся по месяц смерти включительно.
5. Ежемесячные социальные выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года определяются путем умножения среднемесячного размера дохода на коэффициент замещения дохода.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре.
Коэффициент замещения дохода составляет 0,4.
При этом максимальный размер социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года не должен превышать сорок процентов от десятикратного размера минимальной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, а минимальный размер социальной выплаты – не менее размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года.
6. В случаях смерти (признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим), лишения или ограничения родительских прав, отбытия наказания в местах лишения свободы получателя социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года производится лицу, осуществляющему уход за ребенком по достижении им возраста одного года, за исключением случаев определения ребенка на полное государственное обеспечение, на основании следующих документов:
1) документа, удостоверяющего личность;
2) копии свидетельства о смерти, решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, лишении или ограничении родительских прав, приговора суда об отбытии наказания в местах лишения свободы получателя социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года;
3) выписки вступившего в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении);
4) справки о назначении опекуном.
7. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком (детьми) по достижении им возраста одного года прекращается:
1) по истечении месяца, в котором наступила смерть ребенка (детей);
2) по истечении месяца, в котором ребенок (дети) определен (определены) на полное государственное обеспечение;
3) по истечении месяца, в котором родители были лишены или ограничены в родительских правах, решения об усыновлении (удочерении) признаны недействительными или отменены, опекуны освобождены или отстранены от исполнения своих обязанностей, в случаях, установленных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 23-2 в соответствии с Законом РК от 19.12.2007 N 9-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); в редакции Закона РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 24. Исчисление, перерасчет и повышение размера
социальной выплаты
Сноска. Статья 24 исключена Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 4. Социальные выплаты и удержания из них
Статья 25. Социальные выплаты из Фонда
Социальные выплаты производятся за текущий месяц через Центр путем перечисления на банковские счета получателя. За задержку выплат начисляется пеня в соответствии с пунктом 8 статьи 20 настоящего Закона.
Сноска. Статья 25 в редакции Закона РК от 19 декабря 2007 года N 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 26. Удержания из социальных выплат
Из социальных выплат на случай утраты трудоспособности и (или) потери работы, а также на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года удерживаются обязательные пенсионные взносы и направляются в накопительный пенсионный фонд получателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.
Сноска. Статья 26 с изменениями, внесенными Законом РК от 19 декабря 2007 года N 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Глава 5. Государственный фонд социального страхования
Статья 27. Государственный фонд социального страхования
1. Государственный фонд социального страхования - некоммерческая организация в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство.
2. Фонд несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.
Статья 27-1. Требования, предъявляемые к руководящим
работникам Фонда
1. Руководящими работниками Фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.
2. К руководящим работникам Фонда устанавливаются следующие требования:
1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:
образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);
не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанной с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;
2) для главного бухгалтера:
образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);
не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.
3. Руководящим работником Фонда не может быть избрано (назначено) лицо:
1) не имеющее высшего профессионального образования;
2) не имеющее минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
3) не имеющее безупречной деловой репутации;
4) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица.
Сноска. Глава 5 дополнена статьей 27-1 в соответствии с Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 28. Деятельность Фонда
Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения, получаемого от активов Фонда.
Собственные средства Фонда формируются и состоят из уставного капитала Фонда и комиссионного вознаграждения.
Сноска. Статья 28 с изменением, внесенным Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 29. Права и обязанности Фонда
1. Фонд имеет право:
1) осуществлять аккумулирование обязательных социальных отчислений;
2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
2-1) проводить консультативную и разъяснительную работу по вопросам обязательного социального страхования;
3) получать комиссионное вознаграждение на осуществление деятельности Фонда;
4) получать информацию от Центра о движении средств;
5) запрашивать и получать информацию от участников системы обязательного социального страхования, необходимую для обеспечения деятельности Фонда, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
6) осуществлять возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Фонд обязан:
1) обеспечивать своевременное перечисление средств для осуществления Центром социальных выплат;
2) размещать временно свободные средства Фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан;
3) обеспечивать проведение ежегодного аудита;
4) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
3. Фонд не вправе:
1) передавать в залог активы Фонда;
2) заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не предусмотренной настоящим Законом.
Сноска. Статья 29 с изменениями, внесенными Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 30. Инвестиционная деятельность Фонда
1. Фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения активов Фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора, заключаемого между Фондом и Национальным Банком Республики Казахстан.
2. Национальный Банк Республики Казахстан ведет учет всех операций по аккумулированию и размещению активов Фонда, по получению инвестиционного дохода и ежеквартально представляет в Фонд отчет о состоянии счетов и инвестиционной деятельности с активами Фонда в соответствии с заключенным договором.
Статья 31. Образование активов Фонда
1. Активы Фонда формируются за счет:
1) социальных отчислений, пени, полученной за просрочку уплаты социальных отчислений, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности Фонда;
2) иных источников, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Активы Фонда могут быть использованы исключительно для следующих целей:
1) осуществление социальных выплат в соответствии с настоящим Законом;
2) размещение в финансовые инструменты, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;
3) возврат излишне уплаченных сумм социальных отчислений и иных ошибочно зачисленных средств.
3. Обращение взысканий на активы Фонда не допускается.
Сноска. Статья 31 с изменением, внесенным Законом РК от 04.02.2013 № 75-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 32. Учет и отчетность
1. Фонд ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и активам Фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Фонд обязан обеспечить учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. Перечень основных документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 33. Разрешение споров
Все споры, возникающие между Фондом, Центром, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 34. Ответственность за нарушение
законодательства Республики Казахстан об
обязательном социальном страховании
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 35. Порядок введения в действие настоящего
Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2005 года.
Президент
Республики Казахстан