О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской авиации

Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года N 272

Действующий

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
      1. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. Z952200_ "О лицензировании" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 3-4, ст. 37; N 12, ст. 88; N 14, ст. 93; N 15-16, ст. 109; N 24, ст. 162; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 8-9, ст. 236; 1997 г., N 1-2, ст. 8; N 7, ст. 80; N 11, ст. 144, 149; N 12, ст. 184; N 13-14, ст. 195, 205; N 22, ст. 333; 1998 г., N 14, ст. 201; N 16, ст. 219; N 17-18, ст. 222, 224, 225; N 23, ст. 416; N 24, ст. 452; 1999 г., N 20, ст. 721, 727; N 21, ст. 787; N 22, ст. 791; N 23, ст. 931; N 24, ст. 1066; 2000 г., N 10, ст. 248; N 22, ст. 408; 2001 г., N 1, ст. 7; N 8, ст. 52, 54; N 13-14, ст. 173, 176):
      подпункт 22) пункта 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:
      "22) услуги по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники; аэропортовская деятельность, в том числе:
      а) прием, выпуск и обслуживание гражданских воздушных судов, пассажиров, обработка багажа, грузов, почты, их досмотр и контроль;
      б) содержание, ремонт и эксплуатация объектов аэродрома, аэропорта, аэронавигации;
      в) служба авиационной безопасности аэропорта, обеспечение контрольно-пропускного режима в контролируемой зоне и противопожарное обеспечение;
      г) светотехническое обеспечение полетов гражданских воздушных судов и энергоснабжение объектов аэропорта, аэродрома, аэронавигации;
      д) обеспечение гражданских воздушных судов, объектов и служб аэропорта горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, контроль за их качеством;
      е) предоставление эксплуатантам гражданских воздушных судов и другим потребителям специальных автотранспортных средств;
      ж) обеспечение пассажиров, экипажей питанием в аэропортах и в гражданских воздушных судах;
      з) информационно-справочное обслуживание пассажиров, экипажей, населения необходимыми данными в области гражданской авиации;".
      2. В Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 20 декабря 1995 г. N 2697 U952697_ "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 23, ст. 148):
      1) в статье 1:
      часть третью изложить в следующей редакции:
      "Авиакомпания - юридическое лицо, имеющее действующий сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов и лицензию на выполнение воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты и (или) авиационных работ.";
      часть двадцать шестую исключить;
      дополнить частями следующего содержания:
      "Аэропортовская деятельность - деятельность, осуществляемая физическими и юридическими лицами, связанная с обеспечением воздушных перевозок, авиационной безопасности и безопасности полетов в аэропортах.
      Воздушная трасса - воздушное пространство в виде коридора, предназначенное для полетов воздушных судов и контролируемое аэронавигационными устройствами системы управления воздушным движением.
      Сверхлегкая авиация - гражданская авиация, использующая сверхлегкие летательные аппараты, другие воздушные суда спортивного назначения и любительской конструкции, аэростатические аппараты и вспомогательные устройства с максимальной массой не более двух тысяч семисот килограмм.
      Контролируемая зона аэропорта - рабочая площадь аэропорта, аэродрома, объектов аэронавигационного обеспечения полетов и прилегающая к ним территория, служебные здания, строения, склады, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности.
      Нормы летной годности - это требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов.
      Сертификат типа - документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий соответствие нормам летной годности типа воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта новых типов.
      Сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов - документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие эксплуатанта требованиям, установленным правилами сертификации эксплуатантов гражданских воздушных судов.
      Сертификат годности аэродрома - документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие аэродрома нормам годности к эксплуатации аэродромов.
      Сертификат летной годности - документ, выданный уполномоченным органом, на основании сертификата типа, удостоверяющий соответствие гражданского воздушного судна нормам летной годности.
      Уполномоченный орган - орган государственного управления, осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию государственной политики в области гражданской авиации, государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности гражданской и экспериментальной авиации и использование воздушного пространства Республики Казахстан.";
      2) в статье 5:
      в части первой после слов "охраны интересов" дополнить словами "граждан Республики Казахстан,";
      дополнить частью третьей следующего содержания:
      "Вопросы государственного регулирования гражданской авиации регламентируются настоящим Указом с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о государственном регулировании гражданской авиации Республики Казахстан.";
      3) в части первой статьи 6, в части третьей статьи 19, в части второй статьи 22, в части пятой статьи 29, в части второй статьи 42, в части второй статьи 55 слова "центральный исполнительный орган на транспорте" заменить словами "уполномоченный орган";
      4) статью 16 дополнить частью второй следующего содержания:
      "К нарушениям порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан относятся:
      1) деятельность, указанная в статье 8 настоящего Указа, осуществляемая без запроса (вне расписания или без разрешения на выполнение нерегулярных полетов) и представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;
      2) полет воздушного судна, не отвечающего на запрос по системе государственного радиолокационного опознавания, за исключением воздушных судов, на которых установка аппаратуры радиолокационного опознавания не предусмотрена конструкцией воздушного судна;
      3) полет группы воздушных судов, количество которых превышает указанное в запросе;
      4) несоблюдение воздушными судами режимов использования воздушного пространства, устанавливаемых Министерством обороны Республики Казахстан;
      5) пролет воздушного судна без специального разрешения Министерства обороны Республики Казахстан над территорией запретной зоны и зоны ограничения;
      6) посадка воздушных судов на незапланированный (незаявленный) аэродром, кроме случаев вынужденной посадки;
      7) несоблюдение воздушными судами вертикального, продольного, бокового эшелонирования, отклонение от воздушных трасс, местных воздушных линий и от осей маршрутов на расстояния более установленных норм, за исключением случаев, угрожающих безопасности полетов.";
      5) статью 17 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:
      "В случаях создания угрозы безопасности Республики Казахстан, стратегически важным объектам, жизни и безопасности граждан на ее территории Министерством обороны Республики Казахстан применяются все меры для предотвращения угрозы, вплоть до уничтожения воздушного судна-нарушителя.
      Перечень стратегически важных объектов устанавливается Правительством Республики Казахстан.";
      6) часть пятую статьи 22 дополнить словами ", утверждаемым Правительством Республики Казахстан";
      7) в статье 23:
      в части второй слова "центральном исполнительном органе на транспорте" заменить словами "уполномоченном органе";
      часть третью изложить в следующей редакции:
      "Проведение сертификации и выдача сертификата экземпляра гражданского воздушного судна осуществляются уполномоченным органом.";
      8) статью 24 изложить в следующей редакции:
      "Статья 24. Сертификация в сфере сверхлегкой авиации
 
      Сертификация в сфере сверхлегкой авиации осуществляется уполномоченным органом при участии разработчика воздушных судов и соответствующих федераций и ассоциаций.
      Выдача сертификатов в целях засвидетельствования летной годности, а также контроль за поддержанием летной годности в процессе эксплуатации осуществляются в порядке, предусмотренном правилами сертификации в сфере сверхлегкой авиации, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.";
      9) в статье 26:
      заголовок изложить в следующей редакции:
      "Статья 26. Государственная регистрация гражданских воздушных судов
                  Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними";
      часть третью изложить в следующей редакции:
      "Права на гражданские воздушные суда Республики Казахстан и сделки, совершаемые с ними, подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании гражданской авиации.
      Порядок ведения Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Казахстан и порядок выдачи свидетельства о государственной регистрации гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними определяются Правительством Республики Казахстан.
      Порядок государственной регистрации воздушных судов сверхлегкой авиации определяется Правительством Республики Казахстан.
      Правила ведения Реестра государственных воздушных судов Республики Казахстан и порядок выдачи свидетельства о регистрации определяются Министерством обороны Республики Казахстан.";
      10) в части четвертой статьи 27, в части первой статьи 30, в части первой статьи 36, в части пятой статьи 52, в абзаце втором части второй статьи 53, в части третьей статьи 59, в части первой статьи 63, в статье 69, в подпункте 7) части третьей статьи 96 слова "центральным исполнительным органом на транспорте" заменить словами "уполномоченным органом";
      11) часть вторую статьи 29 изложить в следующей редакции:
      "Нормы летной годности гражданских воздушных судов устанавливаются уполномоченным органом. Правила выдачи сертификата летной годности устанавливаются Правительством Республики Казахстан.";
      12) в статье 30:
      заголовок изложить в следующей редакции:
      "Статья 30. Сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов";
      по всему тексту слова "свидетельство", "свидетельства", "свидетельстве" заменить соответственно словами "сертификат", "сертификата", "сертификате";
      часть первую после слов "(собственных или использованных на договорных началах)" дополнить словами "авиационного персонала, обеспечивающего летную и техническую работу, руководящего состава и документов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан";
      часть вторую изложить в следующей редакции:
      "Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче, отозвать, приостановить действие сертификата у его обладателя при несоблюдении последним требований настоящего Закона и правил сертификации эксплуатантов, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. Отказ в выдаче сертификата эксплуатанта по мотивам нецелесообразности запрещается.";
      в части пятой слова "центральный исполнительный орган на транспорте Республики Казахстан" заменить словами "уполномоченный орган";
      в части шестой слова "центральным исполнительным органом на транспорте" заменить словами "Правительством Республики Казахстан";
      13) в статье 31:
      в заголовке и в тексте слова "свидетельства", "свидетельство", "свидетельстве" заменить соответственно словами "сертификата", "сертификат", "сертификате";
      в абзаце первом части первой слова "Свидетельство эксплуатанта недействительно" заменить словами "Сертификат эксплуатанта недействителен";
      в подпункте 1) части первой слова "оно выдано" заменить словами "он выдан";
      в подпункте 2) части первой слово "выдано" заменить словом "выдан";
      в части второй слова "центральным исполнительным органом на транспорте" заменить словом "Правительством";
      14) дополнить статьями 31-1 и 31-2 следующего содержания:
      "Статья 31-1. Сертификация авиационной техники, работ и услуг в
                    гражданской авиации
 
      1. Перечень авиационной техники, работ и услуг в гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации, а также правила их сертификации утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      2. Сертификацию авиационной техники, работ и услуг в гражданской авиации осуществляет уполномоченный орган.
 
      Статья 31-2. Проведение работ по сертификации
 
      Проведение работ по сертификации, предусмотренных настоящим Указом, осуществляется за счет средств заявителя в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Средства, полученные за проведение работ по сертификации, перечисляются в республиканский бюджет.
      Цены на услуги по проведению сертификации утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
      15) в статье 34:
      часть вторую после слов "свидетельство (сертификат)" дополнить словами ", выдаваемое уполномоченным органом,";
      дополнить частями третьей, четвертой, пятой следующего содержания:
      "Особенности режима рабочего времени авиационного персонала гражданской и экспериментальной авиации, непосредственно связанного с безопасностью полетов, устанавливаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде.
      Уполномоченный орган утверждает перечень должностей (профессий) авиационного персонала гражданской и экспериментальной авиации, подлежащего аттестации, а также перечень должностей авиационного персонала гражданской и экспериментальной авиации, имеющего право ношения форменной одежды со знаками различия, а также порядок их выдачи. Лица, не прошедшие аттестацию, к выполнению профессиональных обязанностей не допускаются.
      Правила, периодичность проведения аттестации, а также требования, предъявляемые к авиационному персоналу, определяются Правительством Республики Казахстан.";
      16) дополнить статьей 39-1 следующего содержания:
      "Статья 39-1. Руководящие работники организации гражданской авиации,
                    обеспечивающие безопасность полетов
 
      Руководящими работниками организации гражданской авиации, обеспечивающими безопасность полетов, признаются: руководитель летной службы, старший пилот, начальник инспекции по безопасности полетов, руководитель инженерно-авиационной службы, которые назначаются на должность по согласованию с уполномоченным органом.
      Руководящие работники, обеспечивающие безопасность полетов, могут исполнять свои обязанности без получения согласия уполномоченного органа не более трех месяцев.";
      17) в части третьей статьи 52 слова "центральный исполнительный орган на транспорте Республики Казахстан" заменить словами "уполномоченный орган";
      18) в части первой статьи 64 слова "специальным органом в составе центрального исполнительного органа на транспорте" заменить словами "уполномоченным органом";
      19) статью 70 изложить в следующей редакции:
      "Статья 70. Право осуществления воздушных перевозок пассажиров,
                  багажа, грузов и почты
 
      Правом осуществлять воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты обладают лица, имеющие действующий сертификат эксплуатанта, выданный уполномоченным органом.
      Эксплуатант имеет право осуществлять только установленную сертификатом эксплуатанта деятельность, соблюдая установленные сертификатом условия и ограничения деятельности.
      Эксплуатант другого государства имеет право осуществлять воздушные перевозки на территории Республики Казахстан, если уполномоченный орган признал выданный соответствующим государством сертификат эксплуатанта.";
      20) часть вторую статьи 82 изложить в следующей редакции:
      "Эксплуатантом аэропорта (аэродрома), обслуживающим международные рейсы, может быть только юридическое лицо в форме акционерного общества.";
      21) дополнить статьей 82-1 следующего содержания:
      "Статья 82-1. Аэропортовская деятельность
 
      Аэропортовская деятельность подлежит обязательному лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      В состав аэропортовской деятельности входит:
      1) прием, выпуск и обслуживание гражданских воздушных судов, пассажиров, обработка багажа, грузов, почты, их досмотр и контроль;
      2) содержание, ремонт и эксплуатация объектов аэродрома, аэропорта, аэронавигации;
      3) служба авиационной безопасности аэропорта, обеспечение контрольно-пропускного режима в контролируемой зоне и их противопожарное обеспечение;
      4) светотехническое обеспечение полетов гражданских воздушных судов и энергоснабжение объектов аэропорта, аэродрома, аэронавигации;
      5) обеспечение гражданских воздушных судов, объектов и служб аэропорта горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, контроль за их качеством;
      6) предоставление эксплуатантам гражданских воздушных судов и другим потребителям специальных автотранспортных средств;
      7) обеспечение пассажиров, экипажей питанием в аэропортах и в гражданских воздушных судах;
      8) информационно-справочное обслуживание пассажиров, экипажей, населения необходимыми данными в области гражданской авиации.";
      22) в статье 84:
      в части первой слова "центральным исполнительным органом на транспорте" заменить словами "Правительством Республики Казахстан";
      часть третью исключить;
      23) в статье 96:
      части первую и вторую изложить в следующей редакции:
      "Контроль за соблюдением законов, правил и процедур, обеспечивающих защиту гражданской авиации Республики Казахстан от актов незаконного вмешательства, осуществляется уполномоченным органом и иными государственными органами в соответствии с их компетенцией.
      Эксплуатанты воздушных судов, организации и граждане, осуществляющие прием, выпуск или обслуживание воздушных судов, обязаны принимать меры по защите авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность в соответствии с правилами авиационной безопасности, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.";
      дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:
      "Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности организаций гражданской авиации, а также уполномоченными государственными органами, наделенными этими полномочиями в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Запрещается передавать функции службы авиационной безопасности иностранным физическим и (или) юридическим лицам, а также организациям с иностранным участием.".
      3. В Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 г. Z980281_ "Об акционерных обществах" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., N 17-18, ст. 223; 1999 г., N 20, ст. 727; N 24, ст. 1072):
      часть вторую статьи 1 после слов "законодательными актами о" дополнить словами "государственном регулировании гражданской авиации,".
      4. В Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 г. Z947000_ "О транспорте в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., N 15, ст. 201; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 2, ст. 186; 1998 г., N 24, ст. 447):
      в части четвертой статьи 9:
      в абзаце первом слово "дотацию" заменить словом "субсидии";
      абзац четвертый исключить.
      5. В Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. Z990434_

 

сертификации" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 20,

ст. 725; 2001 г., N 1, ст. 7; N 15-16, ст. 231):

     пункт 1 статьи 2 дополнить частью второй следующего содержания:

     "Вопросы сертификации в гражданской авиации регулируются настоящим

Законом в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан о

государственном регулировании гражданской авиации.".

     Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.


     Президент

     Республики Казахстан


(Специалисты: Умбетова А.М.,

              Мартина Н.А.)