О государственной адресной социальной помощи

Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года N 246

Обновленный

      Сноска. По всему тексту слова «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены соответственно словами «села», «сельского» Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению.

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) социальный контракт - соглашение между физическим лицом из числа безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан Республики Казахстан, участвующих в государственных мерах содействия занятости, и центром занятости населения, определяющее права и обязанности сторон;
      2) среднедушевой доход - доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
      3) совокупный доход - сумма видов доходов, учитываемых при назначении адресной социальной помощи;
      4) государственная адресная социальная помощь (далее - адресная социальная помощь) - выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице;
      5) центральный исполнительный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере занятости и социальной защиты населения, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию;
      6) уполномоченный орган - местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе, города районного значения, осуществляющий назначение адресной социальной помощи;
      7) участковая комиссия - специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;
      8) центр занятости населения - государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом в районе, городе областного и республиканского значения, столице в целях реализации активных мер содействия занятости.
      Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); с изменением, внесенным Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 2. Право на адресную социальную помощь

      1. Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманыбеженцыиностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.
      2. Адресная социальная помощь не назначается:
      1) безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости и трудоспособным гражданам Республики Казахстан, письменно отказавшимся от участия в активных мерах содействия занятости, кроме инвалидов и лиц, в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, учащихся, студентов, слушателей, курсантов и магистрантов очной формы обучения, а также граждан, занятых уходом за инвалидами I и II группы, лицами старше восьмидесяти лет, детьми в возрасте до семи лет;
      2) безработным, без уважительных причин отказавшимся от предложенного уполномоченными органами трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, самовольно прекратившим участие в таких работах и обучении.
      Адресная социальная помощь безработному восстанавливается со дня его трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, а трудоспособным гражданам Республики Казахстан со дня участия в активных мерах содействия занятости.
      Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.01.2009 N 121; от 04.12.2009 № 217-IV (вводятся в действие с 01.01.2010); от 27.06.2011 № 444-IV (вводятся в действие с 01.01.2012).

      Статья 3. Обращение за назначением адресной социальной
                помощи

      1. Лицо (далее  заявитель) от себя лично или от имени семьи обращается за назначением адресной социальной помощи в уполномоченный орган по местожительству, а в сельской местности - к акиму поселка, села, сельского округа с заявлением установленного образца с указанием индивидуального идентификационного номера.
      К заявлению прилагаются следующие документы:
      1) сведения о составе семьи;
      2) сведения о полученных доходах лица (членов семьи заявителя);
      3) сведения о наличии личного подсобного хозяйства;
      4) копия социального контракта в случае участия в активных мерах содействия занятости;
      5) копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства заявителя (членов семьи).
      2. Исключен Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      3. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений в соответствии с законами Республики Казахстан.
      4. Право на получение адресной социальной помощи ежеквартально подтверждается представлением документов о доходах.
      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 12.01.2007 N 224 (вводится в действие с 01.01.2012); от 16.01.2009 N 121; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 22.07.2011 № 478-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.01.2012 № 538-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 4. Порядок назначения адресной социальной помощи

      1. Назначение адресной социальной помощи осуществляется уполномоченным органом в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом на оказание адресной социальной помощи.
      2. Уполномоченный орган или аким поселка, села, сельского округа регистрирует документы и выдает заявителю подтверждение о принятии документов.
      Уполномоченный орган или аким поселка, села, сельского округа после принятия документов в течение трех рабочих дней передает их участковым комиссиям для подготовки заключения.
      Аким поселка, села, сельского округа в случае принятия документов от заявителя передает их не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения с приложением заключения участковой комиссии в уполномоченный орган.
      3. Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, села, сельского округа на основании принятых документов и заключения участковой комиссии принимает решение о назначении адресной социальной помощи или об отказе в назначении, о чем письменно уведомляет заявителя, в случае отказа - с указанием его причины.
      4. Исключен Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      5. Уполномоченный орган вправе запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для назначения адресной социальной помощи документов.
      6. Адресная социальная помощь назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение.
      В состав семьи не включаются:
      1) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
      2) престарелые и инвалиды, постоянно проживающие в домах-интернатах;
      3) лица, находящиеся на срочной воинской службе;
      4) лица, находящиеся в местах лишения свободы, на принудительном лечении.
      Адресная социальная помощь назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно.
      7. Заявитель и получатель имеют право обжаловать действия акима поселка, села, сельского округа и решения уполномоченного органа и его должностных лиц в вышестоящих местных исполнительных органах, а также в судебном порядке.
      8. Должностные лица уполномоченного органа несут ответственность за правильность назначения и организацию выплаты адресной социальной помощи в соответствии с законами Республики Казахстан.
      9. Уполномоченный орган обязан информировать население через средства массовой информации о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи.
      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 22.05.2007 N 255; от 16.01.2009 N 121; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012).

      Статья 5. Участковые комиссии

      1. Участковые комиссии содействуют уполномоченным органам и акимам поселка, села, сельского округа в деятельности по оказанию адресной социальной помощи населению.
      Участковые комиссии готовят заключения о необходимости предоставления адресной социальной помощи или ее отсутствии.
      2. Участковые комиссии могут состоять из представителей органов местного государственного управления, общественных объединений, кооперативов собственников помещений (квартир), населения, организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения и социального развития, работников правоохранительных органов.
      3. Участковые комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об участковых комиссиях, согласованными с местными представительными органами и утверждаемыми областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами.
      Типовое положение об участковых комиссиях утверждается центральным исполнительным органом.
      4. Участковые комиссии в течение пяти рабочих дней со дня получения документов от уполномоченного органа или акима поселка, села, сельского округа готовят заключение на основании представленных документов и (или) результатов обследования материального положения заявителя и передают его в уполномоченный орган или акиму поселка, села, сельского округа.
      5. Участковые комиссии имеют право запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для проведения обследований.
      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121; от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 6. Исчисление среднедушевого дохода

      1. Определение совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью.
      В совокупный доход семьи включаются все виды доходов, кроме жилищной и адресной социальной помощи, а также мер государственной поддержки в рамках участия в активных мерах содействия занятости, фактически полученных в денежной или натуральной форме за установленный период времени.
      Местные исполнительные органы района (города областного значения) с учетом особенностей регионов вправе определять домашний скот, птицу и земельный участок (земельную долю) как не дающие доход.
      Порядок исчисления совокупного дохода определяется центральным исполнительным органом.
      2. Среднедушевой доход исчисляется путем деления совокупного дохода, полученного в квартале, предшествовавшем кварталу обращения за назначением адресной социальной помощи, на число членов семьи и на три месяца.
      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 16.01.2009 N 121; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012).

      Статья 7. Определение размера адресной социальной помощи

      1. Размер адресной социальной помощи на лицо (семью) рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в областях (городе республиканского значения, столице) чертой бедности из расчета на каждого члена семьи.
      2. Получатель адресной социальной помощи в течение десяти рабочих дней обязан информировать уполномоченный орган, а в сельской местности акима поселка, села, сельского округа об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение.
      3. В случае изменения состава семьи и доходов размер назначенной адресной социальной помощи пересчитывается.
      При несвоевременном извещении получателем об обстоятельствах, влияющих на размер адресной социальной помощи, размер помощи пересчитывается с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее дня ее назначения, а в случае выявления представления заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение адресной социальной помощи, выплата адресной социальной помощи лицу (семье) прекращается на период ее назначения.
      Излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном порядке, а в случае отказа - в судебном порядке.
      4. Назначение и выплата адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с настоящим Законом в порядке, определяемом центральным исполнительным органом.
      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 8. Контроль за правильностью назначения и
                выплаты адресной социальной помощи

      Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи осуществляется в рамках контроля за исполнением соответствующего бюджета.

      Статья 9. Исключена Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

      Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.

      Президент
      Республики Казахстан