О государственной адресной социальной помощи

Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года N 246

Обновленный

      Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению.

      Статья 1. Основные понятия

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) государственная адресная социальная помощь (далее  адресная социальная помощь)  выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях (городе республиканского значения, столице);
      2) совокупный доход  сумма видов доходов, учитываемых при назначении адресной социальной помощи;
      3) среднедушевой доход  доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
      4) уполномоченный орган - исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного, районного значения), района в городе, финансируемый за счет местного бюджета, осуществляющий назначение адресной социальной помощи;
      5) участковая комиссия  специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;
      6) центральный исполнительный орган  государственный орган, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005).

      Статья 2. Право на адресную социальную помощь

      1. Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.
      2. Адресная социальная помощь не назначается:
      1) безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости, кроме инвалидов и лиц, в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, учащихся, студентов, слушателей, курсантов и магистрантов очной формы обучения, а также граждан, занятых уходом за инвалидами I и II группы, лицами старше восьмидесяти лет, детьми в возрасте до семи лет;
      2) безработным, без уважительных причин отказавшимся от предложенного уполномоченными органами трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, самовольно прекратившим участие в таких работах и обучении.
      Адресная социальная помощь безработному восстанавливается со дня его трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.
      Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.01.2009 N 121; от 04.12.2009 № 217-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).

      Статья 3. Обращение за назначением адресной социальной
                помощи

      Примечание РЦПИ!
      В пункт 1 предусмотрены изменения Законом РК от 12.01.2007 N 224 (вводятся в действие с 01.01.2012).

      1. Лицо (далее  заявитель) от себя лично или от имени семьи обращается за назначением адресной социальной помощи в уполномоченный орган по местожительству, а в сельской местности - к акиму поселка, аула (села), аульного (сельского) округа с заявлением установленного образца с указанием номера социального индивидуального кода.
      К заявлению прилагаются следующие документы:
      1) сведения о составе семьи;
      2) сведения о полученных доходах лица (членов семьи заявителя);
      3) сведения о наличии личного подсобного хозяйства.
      2. Исключен Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      3. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений в соответствии с законами Республики Казахстан.
      4. Право на получение адресной социальной помощи ежеквартально подтверждается представлением документов о доходах.
      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121.

      Статья 4. Порядок назначения адресной социальной помощи

      1. Назначение адресной социальной помощи осуществляется уполномоченным органом в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом на оказание адресной социальной помощи.
      2. Уполномоченный орган или аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа регистрирует документы и выдает заявителю подтверждение о принятии документов.
      Уполномоченный орган или аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа после принятия документов в течение трех рабочих дней передает их участковым комиссиям для подготовки заключения.
      Аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в случае принятия документов от заявителя передает их не позднее двадцати дней со дня получения с приложением заключения участковой комиссии в уполномоченный орган.
      3. Уполномоченный орган в течение десяти дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа на основании принятых документов и заключения участковой комиссии принимает решение о назначении адресной социальной помощи или об отказе в назначении, о чем письменно уведомляет заявителя, в случае отказа - с указанием его причины.
      4. Исключен Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      5. Уполномоченный орган вправе запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для назначения адресной социальной помощи документов.
      6. Адресная социальная помощь назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение.
      В состав семьи не включаются:
      1) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
      2) престарелые и инвалиды, постоянно проживающие в домах-интернатах;
      3) лица, находящиеся на срочной воинской службе;
      4) лица, находящиеся в местах лишения свободы, на принудительном лечении.
      Адресная социальная помощь назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно.
      7. Заявитель и получатель имеют право обжаловать действия акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа и решения уполномоченного органа и его должностных лиц в вышестоящих местных исполнительных органах, а также в судебном порядке.
      8. Должностные лица уполномоченного органа несут ответственность за правильность назначения и организацию выплаты адресной социальной помощи в соответствии с законами Республики Казахстан.
      9. Уполномоченный орган обязан информировать население через средства массовой информации о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи.
      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 22.05.2007 N 255; от 16.01.2009 N 121.

      Статья 5. Участковые комиссии

      1. Участковые комиссии содействуют уполномоченным органам и акимам поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в деятельности по оказанию адресной социальной помощи населению.
      Участковые комиссии готовят заключения о необходимости предоставления адресной социальной помощи или ее отсутствии.
      2. Участковые комиссии могут состоять из представителей органов местного государственного управления, общественных объединений, кооперативов собственников помещений (квартир), населения, организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, работников правоохранительных органов.
      3. Участковые комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об участковых комиссиях, согласованными с местными представительными органами и утверждаемыми областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами.
      Типовое положение об участковых комиссиях утверждается центральным исполнительным органом.
      4. Участковые комиссии в пятидневный срок со дня получения документов от уполномоченного органа или акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа готовят заключение на основании представленных документов и (или) результатов обследования материального положения заявителя и передают его в уполномоченный орган или акиму поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.
      5. Участковые комиссии имеют право запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для проведения обследований.
      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121.

      Статья 6. Исчисление среднедушевого дохода

      1. Определение совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью.
      В совокупный доход семьи включаются все виды доходов, кроме жилищной и адресной социальной помощи, фактически полученных в денежной или натуральной форме за установленный период времени.
      Местные исполнительные органы района (города областного значения) с учетом особенностей регионов вправе определять домашний скот, птицу и земельный участок (земельную долю) как не дающие доход.
      Порядок исчисления совокупного дохода определяется центральным исполнительным органом.
      2. Среднедушевой доход исчисляется путем деления совокупного дохода, полученного в квартале, предшествовавшем кварталу обращения за назначением адресной социальной помощи, на число членов семьи и на три месяца.
      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.01.2009 N 121.

      Статья 7. Определение размера адресной социальной помощи

      1. Размер адресной социальной помощи на лицо (семью) рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в областях (городе республиканского значения, столице) чертой бедности из расчета на каждого члена семьи.
      2. Получатель адресной социальной помощи в пятнадцатидневный срок обязан информировать уполномоченный орган, а в сельской местности акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение.
      3. В случае изменения состава семьи и доходов размер назначенной адресной социальной помощи пересчитывается.
      При несвоевременном извещении получателем об обстоятельствах, влияющих на размер адресной социальной помощи, размер помощи пересчитывается с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее дня ее назначения, а в случае выявления представления заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение адресной социальной помощи, выплата адресной социальной помощи лицу (семье) прекращается на период ее назначения.
      Излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном порядке, а в случае отказа - в судебном порядке.
      4. Назначение и выплата адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121.

      Статья 8. Контроль за правильностью назначения и
                выплаты адресной социальной помощи

      Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи осуществляется в рамках контроля за исполнением соответствующего бюджета.

      Статья 9. Исключена Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

      Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.

      Президент
      Республики Казахстан