Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) государственная адресная социальная помощь (далее адресная социальная помощь) выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях (городе республиканского значения, столице);
2) совокупный доход сумма видов доходов, учитываемых при назначении адресной социальной помощи;
3) среднедушевой доход доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
4) уполномоченный орган - исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного, районного значения), района в городе, финансируемый за счет местного бюджета, осуществляющий назначение адресной социальной помощи;
5) участковая комиссия специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;
6) центральный исполнительный орган государственный орган, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005).
Статья 2. Право на адресную социальную помощь
1. Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.
2. Адресная социальная помощь не назначается:
1) безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости, кроме инвалидов и лиц, в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, учащихся, студентов, слушателей, курсантов и магистрантов очной формы обучения, а также граждан, занятых уходом за инвалидами I и II группы, лицами старше восьмидесяти лет, детьми в возрасте до семи лет;
2) безработным, без уважительных причин отказавшимся от предложенного уполномоченными органами трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, самовольно прекратившим участие в таких работах и обучении.
Адресная социальная помощь безработному восстанавливается со дня его трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.
Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.01.2009 N 121; от 04.12.2009 № 217-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).
Статья 3. Обращение за назначением адресной социальной
помощи
Примечание РЦПИ!
В пункт 1 предусмотрены изменения Законом РК от 12.01.2007 N 224 (вводятся в действие с 01.01.2012).
1. Лицо (далее заявитель) от себя лично или от имени семьи обращается за назначением адресной социальной помощи в уполномоченный орган по местожительству, а в сельской местности - к акиму поселка, аула (села), аульного (сельского) округа с заявлением установленного образца с указанием номера социального индивидуального кода.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) сведения о составе семьи;
2) сведения о полученных доходах лица (членов семьи заявителя);
3) сведения о наличии личного подсобного хозяйства.
2. Исключен Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
3. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Право на получение адресной социальной помощи ежеквартально подтверждается представлением документов о доходах.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121.
Статья 4. Порядок назначения адресной социальной помощи
1. Назначение адресной социальной помощи осуществляется уполномоченным органом в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом на оказание адресной социальной помощи.
2. Уполномоченный орган или аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа регистрирует документы и выдает заявителю подтверждение о принятии документов.
Уполномоченный орган или аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа после принятия документов в течение трех рабочих дней передает их участковым комиссиям для подготовки заключения.
Аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в случае принятия документов от заявителя передает их не позднее двадцати дней со дня получения с приложением заключения участковой комиссии в уполномоченный орган.
3. Уполномоченный орган в течение десяти дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа на основании принятых документов и заключения участковой комиссии принимает решение о назначении адресной социальной помощи или об отказе в назначении, о чем письменно уведомляет заявителя, в случае отказа - с указанием его причины.
4. Исключен Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
5. Уполномоченный орган вправе запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для назначения адресной социальной помощи документов.
6. Адресная социальная помощь назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение.
В состав семьи не включаются:
1) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
2) престарелые и инвалиды, постоянно проживающие в домах-интернатах;
3) лица, находящиеся на срочной воинской службе;
4) лица, находящиеся в местах лишения свободы, на принудительном лечении.
Адресная социальная помощь назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно.
7. Заявитель и получатель имеют право обжаловать действия акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа и решения уполномоченного органа и его должностных лиц в вышестоящих местных исполнительных органах, а также в судебном порядке.
8. Должностные лица уполномоченного органа несут ответственность за правильность назначения и организацию выплаты адресной социальной помощи в соответствии с законами Республики Казахстан.
9. Уполномоченный орган обязан информировать население через средства массовой информации о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 22.05.2007 N 255; от 16.01.2009 N 121.
Статья 5. Участковые комиссии
1. Участковые комиссии содействуют уполномоченным органам и акимам поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в деятельности по оказанию адресной социальной помощи населению.
Участковые комиссии готовят заключения о необходимости предоставления адресной социальной помощи или ее отсутствии.
2. Участковые комиссии могут состоять из представителей органов местного государственного управления, общественных объединений, кооперативов собственников помещений (квартир), населения, организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, работников правоохранительных органов.
3. Участковые комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об участковых комиссиях, согласованными с местными представительными органами и утверждаемыми областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами.
Типовое положение об участковых комиссиях утверждается центральным исполнительным органом.
4. Участковые комиссии в пятидневный срок со дня получения документов от уполномоченного органа или акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа готовят заключение на основании представленных документов и (или) результатов обследования материального положения заявителя и передают его в уполномоченный орган или акиму поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.
5. Участковые комиссии имеют право запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для проведения обследований.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121.
Статья 6. Исчисление среднедушевого дохода
1. Определение совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью.
В совокупный доход семьи включаются все виды доходов, кроме жилищной и адресной социальной помощи, фактически полученных в денежной или натуральной форме за установленный период времени.
Местные исполнительные органы района (города областного значения) с учетом особенностей регионов вправе определять домашний скот, птицу и земельный участок (земельную долю) как не дающие доход.
Порядок исчисления совокупного дохода определяется центральным исполнительным органом.
2. Среднедушевой доход исчисляется путем деления совокупного дохода, полученного в квартале, предшествовавшем кварталу обращения за назначением адресной социальной помощи, на число членов семьи и на три месяца.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.01.2009 N 121.
Статья 7. Определение размера адресной социальной помощи
1. Размер адресной социальной помощи на лицо (семью) рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в областях (городе республиканского значения, столице) чертой бедности из расчета на каждого члена семьи.
2. Получатель адресной социальной помощи в пятнадцатидневный срок обязан информировать уполномоченный орган, а в сельской местности акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение.
3. В случае изменения состава семьи и доходов размер назначенной адресной социальной помощи пересчитывается.
При несвоевременном извещении получателем об обстоятельствах, влияющих на размер адресной социальной помощи, размер помощи пересчитывается с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее дня ее назначения, а в случае выявления представления заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение адресной социальной помощи, выплата адресной социальной помощи лицу (семье) прекращается на период ее назначения.
Излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном порядке, а в случае отказа - в судебном порядке.
4. Назначение и выплата адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121.
Статья 8. Контроль за правильностью назначения и
выплаты адресной социальной помощи
Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи осуществляется в рамках контроля за исполнением соответствующего бюджета.
Статья 9. Исключена Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005).
Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.
Президент
Республики Казахстан