Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности, определяет права и обязанности субъектов научной и научно-технической сферы.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом;
2) государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая основные цели, направления, принципы, формы и методы деятельности различных организаций в области науки и техники, реализации научно-технических достижений, создания новых технологий, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности;
3) уполномоченный государственный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области науки и научно-технической деятельности;
4) научно-исследовательская деятельность (далее - научная деятельность) - вид деятельности, связанный с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике;
5) научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;
6) фундаментальные научные исследования - теоретическая и (или) экспериментальная интеллектуальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи;
7) прикладные научные исследования - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
8) результат научной и (или) научно-технической деятельности объективированный результат научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или новые решения, зафиксированный на любых носителях информации и предназначенный для применения;
9) инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности;
10) субъекты научной и научно-технической деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность;
11) научно-исследовательский институт - некоммерческая организация, осуществляющая научную деятельность в определенной области знания;
12) гранты - деньги и иное имущество, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных договором между грантодателями и грантополучателями;
13) государственная научно-техническая экспертиза - система оценочных действий и выводов, организуемая уполномоченным государственным органом для получения независимой аналитической оценки объекта экспертизы с целью определения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса;
14) государственная аттестация научных и научно-педагогических кадров - это система оценочных действий по присуждению ученых степеней кандидата и доктора наук и присвоению ученых званий доцента и профессора, обеспечивающая единство требований к их соискателям;
15) аккредитация - официальное признание уполномоченным государственным органом правомочий негосударственной научной организации проводить работы в научной и научно-технической области за счет средств государственного бюджета в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
16) диссертационный совет - совет по рассмотрению научных работ, представляемых на соискание ученой степени кандидата или доктора наук, создаваемый государственным органом аттестации Республики Казахстан при крупных научных центрах, научных организациях и высших учебных заведениях республики;
17) доктор наук - ученая степень, присуждаемая государственным органом аттестации Республики Казахстан на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук. Ученая степень доктора наук присуждается за разработку фундаментальных и решение крупных и первостепенных теоретических и прикладных проблем в области естественных, гуманитарных и технических наук, а также за научное обоснование технических, экономических и технологических решений, внедрение которых внесет значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса общества;
18) кандидат наук - ученая степень, присуждаемая диссертационным советом на основании публичной защиты диссертации соискателем, имеющим квалификацию специалиста с высшим специальным образованием или академическую степень магистра, и утверждаемая государственным органом аттестации Республики Казахстан. Ученая степень кандидата наук присуждается за решение задач, имеющих существенное значение для соответствующей отрасли науки, обеспечивающих решение важных прикладных задач науки;
19) научная интеллектуальная собственность - исключительное право физического и (или) юридического лица на результаты интеллектуальной творческой научной и (или) научно-технической деятельности;
20) технопарк - структура, располагающая небольшим количеством предприятий с передовой технологией, выполняющая заказы по созданию и освоению новых разработок, производству современного оборудования и приборов;
21) технополис - семейство наукоемких предприятий, объединенных с научно-исследовательскими и учебными центрами в целях интеграции науки с производством и образованием для разработки высоких и сверхвысоких технологий, создания благоприятных условий для генерации идей и их реализации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о науке
1. Законодательство Республики Казахстан о науке основано на
Конституции
Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы государственной
политики в области науки
Основными принципами государственной политики в области науки являются:
1) выбор и стимулирование приоритетных направлений научного и научно-технического развития в соответствии с национальными интересами и долгосрочными целями социально-экономического развития страны и мобилизация ресурсов для их реализации;
2) формирование и размещение государственных заказов по науке и технике;
3) создание необходимых экономических условий для развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, предпринимательства и других форм рыночной инфраструктуры в области научной и научно-технической деятельности;
4) финансирование научных исследований из государственного бюджета на уровне, обеспечивающем реализацию национальных приоритетов Республики Казахстан, и содействие финансированию научных разработок из других источников;
5) интеграция науки, научно-технических разработок, производства и образования;
6) подготовка высококвалифицированных кадров по наиболее приоритетным направлениям науки и научно-технической деятельности;
7) развитие демократических форм организации и управления наукой, в том числе обеспечение взаимодействия государственных органов, научных организаций и научной общественности в формировании и реализации научно-технической политики;
8) учет требований экологической безопасности;
9) развитие международного научного и научно-технического сотрудничества;
10) свобода распространения научно-технической информации и пропаганда научно-технических достижений.
Глава 2. Субъекты научной и научно-технической деятельности
Статья 4. Научный работник, инженерно-технический
работник и работник сферы научного
обслуживания
1. Научным работником (исследователем) является физическое лицо, имеющее высшее образование, обладающее необходимой квалификацией и профессионально выполняющее научную и научно-техническую работу, и занимающее соответствующую должность в организации, осуществляющей научную и научно-техническую деятельность (далее - научная организация).
2. Инженерно-техническим работником является физическое лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, содействующее получению научного и (или) научно-технического результата и его реализации и работающее в научной организации.
3. Научные и инженерно-технические работники государственных научных организаций проходят аттестацию в порядке, установленном правилами аттестации научных и инженерно-технических работников государственных научных организаций, утвержденными уполномоченным государственным органом. Целью аттестации является определение соответствия работника занимаемой должности.
(Прим. РЦПИ: см.
V970506_
)
4. Работником сферы научного обслуживания является физическое лицо, участвующее в научно-технической деятельности и способствующее созданию условий для этой деятельности.
Статья 5. Права и обязанности научного работника
1. Научный работник имеет право на:
1) признание его автором результатов научной и (или) научно-технической деятельности и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности, а также защиту интеллектуальной собственности;
2) получение в соответствии с законодательством Республики Казахстан доходов от реализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, автором которых является;
3) получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
4) заключение договоров о научной и научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) осуществление предпринимательской деятельности в научной и научно-технической сфере;
6) объединение в научные коллективы и другие добровольные научные сообщества;
7) вступление либо избрание в республиканские и зарубежные научные сообщества;
8) участие в конкурсах на финансирование научных исследований за счет бюджетных средств, фондов поддержки научной и научно-технической деятельности и иных источников;
9) участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве;
10) доступ к информации о научных и научно-технических результатах в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
11) публикацию результатов научной и научно-технической деятельности в печати, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
12) мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду, а также по моральным соображениям;
13) осуществление иных действий, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, для достижения цели научных исследований;
14) повышение научной квалификации.
2. Научный работник обязан осуществлять научную и научно-техническую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, не нарушая прав и свобод других лиц, не причиняя вреда их жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Статья 6. Научные организации и их права
1. Научной организацией является юридическое лицо, основным предметом деятельности которого является осуществление научной и научно-технической деятельности.
2. Государственными научными организациями являются: Национальная Академия наук Республики Казахстан, научно-исследовательские институты, научные центры, самостоятельные лаборатории, технопарки, технополисы и иные организации, основанные на государственной собственности.
Из состава государственной научной организации не могут выделяться опытные предприятия, являющиеся ее экспериментальной базой.
При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и научно-технической деятельности.
3. Государственные научные организации в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут в установленном государственным уполномоченным органом порядке определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера.
4. Научным работникам государственных научных организаций, выполняющих государственный заказ, устанавливается ежемесячная доплата за ученые степени при наличии соответствующего диплома, выданного государственным органом аттестации Республики Казахстан, в размере одной месячной минимальной заработной платы для кандидата наук и двух месячных минимальных заработных плат для доктора наук.
5. Научным работникам государственных научных организаций в пределах имеющихся у них средств на оплату труда предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней для докторов наук, 42 календарных дня для кандидатов наук, иным научным сотрудникам 35 календарных дней.
6. Негосударственными научными организациями являются общественные академии наук, научно-исследовательские институты, центры, самостоятельные научные лаборатории и иные организации, основанные на частной собственности.
7. Научные организации имеют право:
1) самостоятельно определять основные направления научной деятельности;
2) участвовать в конкурсах на финансирование научных исследований;
3) развивать прямые связи с научными организациями и другими юридическими лицами;
4) вступать в объединения, создавать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке филиалы, дочерние и совместные предприятия, если это предусмотрено уставом научной организации;
5) издавать научные труды, периодические и серийные издания, формировать научно-технические банки данных, проводить научные конференции и другие научные мероприятия;
6) принимать участие в межгосударственных и международных научных и научно-технических программах, заключать контракты с зарубежными организациями;
7) осуществлять иные действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Национальная Академия наук Республики
Казахстан
1. Национальная Академия наук Республики Казахстан - государственное научное учреждение, объединяющее действительных членов (академиков), членов-корреспондентов Национальной Академии наук и ведущих ученых страны, основными направлениями деятельности которого являются научно- исследовательская деятельность, анализ состояния и прогнозирование развития науки, определение приоритетных направлений развития науки и подготовки научных кадров, научно-экспертное обеспечение, формирование и координация выполнения программ научных исследований, содействие в пределах своей компетенции развитию международного научного сотрудничества, инновационной и инвестиционной деятельности.
2. Национальная Академия наук Республики Казахстан создается в форме республиканского государственного учреждения и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
3. Президент Национальной Академии наук Республики Казахстан назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан с учетом мнения общего собрания членов Национальной Академии наук Республики Казахстан.
4. Национальная Академия наук Республики Казахстан создается, реорганизуется и ликвидируется Президентом Республики Казахстан.
5. Национальная Академия наук Республики Казахстан обеспечивает проведение выборов своих членов (академиков, членов-корреспондентов Национальной Академии наук Республики Казахстан) согласно уставу.
Статья 8. Общественные академии наук
В соответствии с законодательством Республики Казахстан могут создаваться общественные академии наук, которые организуют и проводят исследования в соответствующих областях науки и техники.
Общественные академии наук могут по договорам с государственными органами выполнять для них научные и научно-технические исследования, участвовать на конкурсной основе в реализации научных и научно-технических программ.
1. Научные организации в целях координации научной и научно-технической деятельности, концентрации материальных, финансовых и кадровых ресурсов, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать юридические лица, являющиеся научными (национальными, академическими, научно-методическими, научно-практическими, научно-производственными) центрами.
2. По решению Правительства Республики Казахстан могут создаваться государственные национальные научные центры - организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность по приоритетным направлениям развития науки и техники, обеспечивающие единый технологический процесс от исследований до внедрения их результатов в производство.
Предмет, цели и виды деятельности, осуществляемые национальными научными центрами, определяются их учредительными документами.
Статья 10. Развитие других организационных форм в
области науки
Юридические лица, для которых научная и научно-техническая деятельность не является основным предметом деятельности, для решения задач, закрепленных в их учредительных документах, могут в своей структуре создавать научные подразделения для осуществления научной и научно-технической деятельности.
Глава 3. Право интеллектуальной собственности на
результат научной и (или) научно-технической
деятельности
Статья 11. Объект права интеллектуальной собственности
Объектом права научной интеллектуальной собственности является результат научной и (или) научно-технической деятельности, зафиксированный на любом информационном носителе.
Статья 12. Субъект права научной интеллектуальной
собственности
1. Субъектами права научной интеллектуальной собственности являются физические и юридические лица, творческим трудом которых получен результат научной и (или) научно-технической деятельности.
2. Не признаются субъектами права научной интеллектуальной собственности лица, не внесшие личного творческого вклада в получение результата научной и (или) научно-технической деятельности, а также оказавшие лишь техническую, организационную и иную помощь или способствовавшие оформлению права интеллектуальной собственности на полученный результат.
3. Научная организация, в которой по служебному заданию ее работниками получен результат научной и (или) научно-технической деятельности, приобретает исключительное право на его использование, если иное не предусмотрено в договоре между ними.
Статья 13. Право авторства на результат научной и
(или) научно-технической деятельности
1. За субъектом права интеллектуальной собственности на результат научной и (или) научно-технической деятельности в установленном законодательством Республики Казахстан порядке признается авторское право.
(Прим. РЦПИ: см.
Z960006_
(ст.ст.1-2)
2. Если результат научной и (или) научно-технической деятельности создан совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами.
Статья 14. Личные неимущественные и имущественные
права на результат научной и (или)
научно-технической деятельности
1. Автору результата научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан принадлежат в отношении этого результата личные неимущественные и имущественные права.
(Прим. РЦПИ: см.
K990409_
(ст.977-978)
2. Имущественные (исключительные) права на использование результата научной и (или) научно-технической деятельности определяются гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 15. Защита авторского права
Защита прав автора результата научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. (Прим. РЦПИ: см. Z960006_ (ст.49)
Глава 4. Управление и организация научной и
научно-технической деятельности
Статья 16. Управление научной и научно-технической
деятельностью
1. Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания государственного регулирования и обеспечения самоуправления в научных организациях.
2. Реализацию государственной политики в области науки и научно-технической деятельности осуществляет Правительство Республики Казахстан через уполномоченные государственные органы.
3. Координацию проведения государственной политики в области науки и научно-технической деятельности осуществляет уполномоченный государственный орган.
Статья 17. Компетенция Правительства Республики
Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает единую государственную политику в области науки и научно-технической деятельности и меры по ее осуществлению;
2) определяет приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;
3) разрабатывает государственные программы научно-технического развития;
4) утверждает основные задания и показатели целевых научно-технических программ;
5) разрабатывает и утверждает порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы;
6) создает государственные национальные научные центры по важнейшим для республики комплексным научно-техническим направлениям;
7) создает, реорганизует и ликвидирует государственные научные организации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, за исключением Национальной Академии наук Республики Казахстан;
8) утверждает в соответствии с настоящим Законом нормативные правовые акты в области науки и научно-технической деятельности;
9) создает Фонд науки и утверждает Положение о нем;
10) осуществляет иные полномочия в научной и научно-технической области в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 18. Компетенция уполномоченного государственного
органа и иных центральных исполнительных
органов
1. К компетенции уполномоченного государственного органа относятся:
1) обеспечение реализации государственной научно-технической политики;
2) единое администрирование программ научных исследований, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
3) формирование приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;
4) внесение предложений о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций в области фундаментальных и прикладных научных исследований;
5) утверждение положения о диссертационном совете по защите диссертаций;
6) присуждение ученой степени кандидата и доктора наук;
7) создание диссертационных советов по защите диссертаций;
8) проведение аттестации научных организаций;
9) проведение аккредитации негосударственных научных организаций;
10) разработка нормативных правовых актов в области научной и научно-технической деятельности;
11) осуществление иных полномочий в научной и научно-технической деятельности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Уполномоченный государственный орган и иные центральные исполнительные органы в пределах своих полномочий:
1) вносят предложения о создании государственных научных организаций;
2) реализуют обязательства по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Республики Казахстан;
3) осуществляют международное сотрудничество в области науки;
4) готовят финансовое обоснование и обеспечивают реализацию республиканских бюджетных программ по фундаментальным и прикладным научным исследованиям.
Статья 19. Аттестация научных организаций
1. Аттестация научных организаций осуществляется для определения эффективности их основной деятельности и рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, упорядочения на этой основе их сети и структуры, оценки эффективности работы по подготовке научных кадров.
2. Аттестации подлежат все научные организации не реже одного раза в пять лет.
3. Аттестация организуется и проводится уполномоченным государственным органом.
4. Положение об аттестации научных организаций разрабатывается уполномоченным органом и утверждается Правительством Республики Казахстан.
(Прим. РЦПИ: см.
V980595_
)
Статья 20. Аккредитация негосударственных научных
организаций
1. Аккредитация негосударственных научных организаций проводится в целях поддержания конкурентного уровня отечественной науки и техники.
2. Правила проведения аккредитации определяются Правительством Республики Казахстан.
Статья 21. Управление научной организацией
1. Управление научной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
2. Управление государственной научной организацией осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности уполномоченным государственным органом с учетом рекомендации научного совета этой организации на контрактной основе (за исключением президента Национальной Академии наук Республики Казахстан).
3. В государственной научной организации создается консультативно-совещательный орган по научной и научно-технической деятельности научного учреждения - ученый (научный, научно-технический, технический) совет.
Типовое положение о консультативно-совещательном органе, включая порядок избрания его членов, утверждается уполномоченным государственным органом.
Статья 22. Государственная научно-техническая экспертиза
1. Объектами обязательной государственной научно-технической экспертизы являются:
1) проекты программ и индивидуальные проекты фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемые из республиканского бюджета;
2) проекты производственно-технологических комплексов, сооружаемых в Республике Казахстан;
3) республиканские целевые научно-технические программы;
4) проекты физических и юридических лиц в области научной и научно-технической деятельности;
5) результаты завершенных научно-технических программ и проектов, финансируемых из республиканского бюджета;
6) материалы государственных научных и других организаций (в части используемых технологий) при приватизации;
7) проекты по импорту зарубежной техники и технологий для государственных нужд;
8) работы, выдвигаемые на соискание Государственных премий Республики Казахстан в области науки и техники.
2. Государственная научно-техническая экспертиза объектов, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, организуется уполномоченным государственным органом.
Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы определяются Правительством Республики Казахстан.
(Прим. РЦПИ: см.
P930876_
;
V001098_
)
3. Средства на проведение государственной научно-технической экспертизы по объектам обязательной государственной научно-технической экспертизы предусматриваются в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной и научно-технической деятельности учреждений - администраторов программ.
Статья 23. Информационное обеспечение научной и
научно-технической деятельности
1. Субъекты научной и научно-технической деятельности имеют право на получение научно-технической информации.
Доступ к научной и научно-технической информации, являющейся государственной или служебной тайной, осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
(Прим. РЦПИ: см.
Z990349_
(ст.ст.12,33)
2. Государство обеспечивает создание и функционирование государственных информационных систем в области науки и техники, которые осуществляют сбор, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и научно-технической информации.
3. Уполномоченный государственный орган определяет целесообразность государственных периодических научно-технических изданий и другой печатной продукции, в том числе за пределами Республики Казахстан.
Уполномоченный государственный орган обеспечивает государственную регистрацию научно-исследовательских работ, проводимых за счет государственного бюджета, законченных тем и программ фундаментальных и прикладных исследований, защищенных диссертаций.
Статья 24. Государственная поддержка инновационной
деятельности в области науки и техники
1. Государство гарантирует поддержку всем организациям, осуществляющим инновационную деятельность в области науки и техники, путем создания для них равных условий.
2. Государственная поддержка инновационной деятельности реализуется в следующих направлениях:
1) определение долгосрочной стратегии технологического развития, инновационных приоритетов, разработка инновационных программ;
2) участие государства в финансировании приоритетных инновационных проектов, в том числе конверсионных;
3) содействие развитию инновационной структуры - технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, банков данных по инновациям;
4) организация обучения инновационных менеджеров;
5) содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защиты интеллектуальной собственности;
6) приоритетная поддержка инновационной деятельности, направленной на конечную научно-техническую продукцию.
Статья 25. Интеграция науки и образования
В высших учебных заведениях могут создаваться научно-исследовательские институты, проблемные научно-исследовательские лаборатории, другие научные подразделения, а в составе научных организаций - кафедры высших учебных заведений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 26. Финансовое обеспечение науки и научно-
технической деятельности
1. Финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на различных источниках финансирования.
2. Для развития фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, сохранения и развития научного потенциала предусматривается выделение средств республиканского бюджета.
Для целевого финансирования в виде грантов фундаментальных, инициативных и рисковых исследований за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан создается Фонд науки. Положение о Фонде науки утверждается Правительством Республики Казахстан.
(Прим. РЦПИ: см.
P930218_
)
3. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов субъектов научной и научно- технической деятельности, привлеченных финансовых средств спонсоров и пожертвований.
4. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов, получаемых от национальных и иностранных спонсоров. В качестве спонсоров могут выступать как физические, так и юридические лица.
Гранты, полученные по международному договору Республики Казахстан или от иностранных спонсоров, расположенных на территории Казахстана, используются в соответствии с условиями договора предоставления грантов без ущерба национальным интересам в области научной и научно-технической деятельности.
5. Финансирование научных исследований осуществляется на основе программно-целевого принципа.
6. Государственный заказ на проведение приоритетных научных исследований может размещаться в государственных и негосударственных научных учреждениях, прошедших соответственно аттестацию либо аккредитацию, на конкурсной основе согласно программно-целевому принципу.
7. Программно-целевое финансирование осуществляется для:
1) фундаментальных научных исследований;
2) приоритетных прикладных научных исследований;
3) стратегических направлений исследований, отвечающих интересам национальной безопасности и независимости республики;
4) государственных целевых научно-технических программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии;
5) проведения исследований в рамках международных программ.
Государство осуществляет развитие государственной научной инфраструктуры и сохранение уникальных научно-технических объектов и может субсидировать приобретение научного оборудования для научных организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Программно-целевое финансирование научных исследований и научно-технических программ осуществляется на конкурсной основе с обязательным проведением государственной научной и научно-технической экспертизы предлагаемых программ и результатов научных исследований.
9. Финансирование прикладных научных исследований может осуществляться за счет заемных средств.
Статья 27. Приватизация государственных научных
организаций
Перечень государственных научных организаций, подлежащих приватизации, определяется законодательными актами Республики Казахстан.
Государственные научные организации, проводящие фундаментальные исследования, не подлежат приватизации.
Глава 6. Кадровое обеспечение научных исследований
Статья 28. Подготовка научных и научно-технических
кадров
1. Кадровое обеспечение научной и научно-технической деятельности является составной частью государственной политики в этой области.
2. Государство организует подготовку научных кадров в организациях образования и научных организациях, выделяет для этих целей необходимые финансовые ресурсы. Допускается прием в целевую аспирантуру и докторантуру за счет средств физических и юридических лиц.
Статья 29. Формы повышения научной квалификации
Научные организации, располагающие квалифицированными кадрами и материально-технической базой, вправе открывать в установленном порядке аспирантуру, докторантуру, организовывать стажировку научных работников и использовать другие формы повышения квалификации. Государство создает равные возможности для функционирования организаций, осуществляющих повышение квалификации научных кадров.
Статья 30. Государственная аттестация научных кадров
1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства имеют право на получение ученых степеней и ученых званий в установленном порядке.
(Прим. РЦПИ: см.
V960175_
;
V011529_
;
V011530_
)
2. Квалификационные требования к соискателям и порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий утверждаются уполномоченным государственным органом.
3. Уполномоченный государственный орган образовывает в научных организациях и высших учебных заведениях, располагающих квалифицированными научными кадрами и материальной базой, диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций в установленном порядке.
4. Государственная аттестация научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий, создание диссертационных советов осуществляется на основе требований и нормативных документов государственного органа аттестации Республики Казахстан.
5. Государственный орган аттестации Республики Казахстан устанавливает квалификационные требования и порядок присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий, формирования и деятельности диссертационных советов, вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по совершенствованию номенклатуры специальностей, системы подготовки и аттестации научных кадров, от имени государства выдает дипломы кандидата и доктора наук, аттестаты доцента и профессора установленного государственного образца.
6. Государство признает дипломы кандидата и доктора наук, аттестаты доцента и профессора установленного образца, выданные только государственным органом аттестации Республики Казахстан.
Глава 7. Международной деятельности в области
науки и техники
Статья 31. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество
1. Международное сотрудничество в области научной и научно-технической деятельности осуществляют уполномоченный государственный орган и научные организации на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров.
2. Создание международных и иностранных научных организаций в Республике Казахстан, филиалов зарубежных научных организаций осуществляется на основе международных договоров.
3. Ученые степени, присужденные в других государствах, признаются в Республике Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
(Прим. РЦПИ: см.
P010919_
;
Р991174_
;
Р011250_
;
Р011595_
)
Глава 8. Заключительные положения
Статья 32. Ответственность за нарушение
законодательства в области науки
Лица, виновные в нарушении законодательства в области научной и научно-технической деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 33. Введение настоящего Закона в действие
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня официального опубликования.
2. Пункт 4 статьи 6 вводится в действие с 1 января 2001 года.
Президент
Республики Казахстан