Примечание РЦПИ.
Постановление Кабинета Министpов Республики Казахстан от 14 сентябpя 1993 г. N 876 утратило силу -
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года N 1385
В соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан" Кабинет Министров Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение об организации и проведении экспертизы в научно-технической деятельности (прилагается).
Министерствам и ведомствам привести структуру и функции своих экспертных органов в соответствие с требованиями Положения.
2. Министерству науки и новых технологий Республики Казахстан обеспечить общее руководство и координацию работ по научно-технической экспертизе.
Премьер-министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 14 сентября 1993 г. N 876
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации и проведении экспертизы
в научно-технической деятельности
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан" и регламентирует организацию и проведение экспертизы в научно-технической деятельности, имеющей государственное значение (государственной научно-технической экспертизы).
2. Данным Положением руководствуются органы государственной власти и управления, принимающие решения в области научно-технической деятельности.
3. Государственная научно-техническая экспертиза (в дальнейшем - ГНТЭ) - это система оценочных действий и выводов, проводимых по заявке органов государственной власти и управления для получения независимой аналитической оценки объекта экспертизы с целью повышения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса.
4. По объектам научно-технической деятельности, финансируемым из республиканского бюджета Республики Казахстан, а также по объектам, перечисленным в пункте 18 настоящего Положения, ГНТЭ является обязательной и предшествует принятию решения о финансировании (реализации) объекта. По объектам, финансируемым из местных бюджетов, внебюджетных фондов, акционерным, частным капиталом, ГНТЭ проводится по инициативе местных органов власти или распорядителей соответствующих фондов.
5. Основными задачами ГНТЭ являются: оценка возможности
реализации программ и проектов исходя из состояния и динамики развития научно-технического потенциала республики; оценка значимости целей программируемых исследований, возможностей их достижения посредством планируемых операций, необходимости и достаточности предполагаемых затрат труда, финансовых средств, материальных ресурсов; выработка рекомендаций по выбору проектов для финансирования (реализации); оценка значимости получаемых
результатов (на стадиях выполнения, завершения и внедрения в производство) финансируемых проектов, эффективности вложенных средств и выработка рекомендаций о продолжении, изменении или прекращении финансирования.
6. Основными принципами экспертизы являются: независимость и объективность, которые предполагают реализацию специальных механизмов, минимизирующих внешние влияния, способные исказить результаты экспертизы;
полнота и достоверность используемой и вырабатываемой информации;
комплексность, заключающаяся в оценке не только научно-технических, но и экономических, экологических и социальных последствий реализации объекта экспертизы;
общественная открытость и защита прав участников экспертизы.
7. Субъектами ГНТЭ являются:
соискатель - субъект, выдвигающий предложения по объекту экспертизы и претендующий на получение финансирования или разрешения на реализацию объекта - физическое лицо или группа лиц, учреждение, предприятие, ведомство, иностранная компания;
заказчик - субъект, принимающий решение по объекту экспертизы и дающий заказ на проведение ГНТЭ - государственный орган (Верховный Совет, Кабинет Министров, Министерство науки и новых технологий, другие министерства и ведомства Республики Казахстан), отдельные предприятия, организации, учреждения;
организатор - субъект (экспертный орган), осуществляющий организационное обеспечение реализации заказа на ГНТЭ - Главное управление научно-технической экспертизы Министерства науки и новых технологий Республики Казахстан, ведомственные экспертные органы, созданные в пределах утвержденной численности центрального аппарата;
исполнитель - субъект, анализирующий предложения соискателя и дающий экспертное заключение - независимые эксперты (высококвалифицированные ученые, специалисты, в том числе зарубежные), экспертные группы, комиссии, советы, организации, предприятия, иностранные компании соответствующей специализации.
Заказчик, организатор и исполнитель являются непосредственными участниками процедуры ГНТЭ.
8. Общий порядок проведения ГНТЭ:
заказчик принимает решение о проведении ГНТЭ по материалам, представленным соискателем; в зависимости от масштабности, сложности, специфичности объекта экспертизы и источников его финансирования производит выбор организатора; оформляет заказ на проведение экспертизы и направляет его и поступившие от соискателя материалы организатору;
организатор производит предварительный анализ поступивших материалов; согласовывает с заказчиком требования к экспертизе и условия ее выполнения (порядок финансирования, сроки и др.); производит подбор исполнителей и организует их работу; анализирует поступившие от исполнителей экспертные заключения, вырабатывает на их основе итоговое заключение экспертизы и передает его заказчику;
заказчик использует заключение экспертизы при принятии решения по объекту экспертизы.
Организационно-правовые и финансовые взаимоотношения субъектов ГНТЭ оформляются и регулируются в соответствии с действующим законодательством.
Основные права и обязанности участников ГНТЭ
9. Заказчик имеет право:
представлять на экспертизу альтернативные проекты;
по согласованию с организатором устанавливать сроки проведения экспертизы;
заключать финансовые договоры на организацию и проведение экспертизы;
отклонять экспертное заключение или отправлять его на доработку в случае невыполнения требований заказа на ГНТЭ;
обращаться в соответствующие (пункт 12) апелляционные инстанции при несогласии с итоговым заключением экспертизы по мотивам его качества или объективности.
10. Организатор имеет право:
получать всю необходимую информацию для организации и проведения экспертизы, а также финансовое, материально-техническое и административно-правовое обеспечение своей работы;
определять персональный состав исполнителей экспертизы, привлекать в качестве экспертов ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов, в качестве коллективных экспертов - экспертные группы, комиссии, советы, а также организации, предприятия, иностранные компаниии соответствующей специализации;
по согласованию с заказчиком устанавливать сроки проведения экспертизы;
устанавливать порядок представления результатов работы индивидуальных и коллективных экспертов;
заключать финансовые договоры на проведение экспертизы;
на основе экспертных заключений вносить предложения об открытии, прекращении или изменении условий финансирования (реализации) объектов экспертизы;
в случае невыполнения экспертами требований к составу экспертизы отклонять или отправлять на доработку экспертные заключения;
обращаться в соответствующие ( пункт 12) апелляционные инстанции при несогласии с принятыми заказчиком решениями по результатам экспертизы.
11. Исполнитель имеет право:
получать всю необходимую информацию для проведения экспертизы, в том числе и по вопросам, возникающим в ходе проведения экспертной работы;
выражать особое мнение при несогласии с итоговым заключением экспертизы или принятыми решениями и обращаться в соответствующие (пункт 12) апелляционные инстанции.
12. Апелляционными инстанциями ГНТЭ являются:
на решения организатора (итоговые заключения экспертизы) - министерство, ведомство, при котором создан экспертный орган;
на решения заказчика по объекту экспертизы - соответствующий вышестоящий орган.
13. Заказчик обязан:
своевременно удовлетворять потребности организатора в информационном, финансовом, материально-техническом, административно-правовом обеспечении его деятельности;
принять от организатора экспертные заключения в соответствии с заказанными требованиями и использовать их при принятии решений по объекту экспертизы.
14. Организатор обязан:
обеспечить своевременное выполнение заказа на ГНТЭ в соответствии с требованиями, согласованными с заказчиком;
обеспечивать исполнителя необходимыми видами ресурсов и условиями деятельности;
принимать участие в формировании банка данных об экспертах, степени и формах их привлечения к экспертной деятельности, рейтинге по количеству и качеству исполнения заказов, других сведениях, не нарушающих права личности по законодательству Республики Казахстан;
сохранять конфиденциальность сведений о персональном составе экспертов по конкретному объекту, а также информации, содержащей государственную или коммерческую тайну; обеспечивать сохранение прав на интеллектуальную собственность;
обеспечивать гласность своих организационных мероприятий и их результатов, противодействовать оказанию давления на экспертов.
15. Исполнитель обязан: выполнять все взятые на себя договорные обязательства перед организатором в соответствии с требованиями заказа;
объективно оценивать характеристики объекта экспертизы;
не нарушать конфиденциальность данных, представленных на экспертизу.
16. Конфиденциальность сведений, представленных соискателем заказчику и поступивших на экспертизу, обеспечивается:
предварительной патентной защитой охраноспособных разработок, осуществляемой соискателем;
обязанностью всех непосредственных участников процедуры ГНТЭ не нарушать конфиденциальность экспертируемой информации.
По требованию соискателя для дополнительной защиты его прав на интеллектуальную собственность оформляется письменный договор о конфиденциальности и неразглашении информации между ним и заказчиком, предусматривающий неразглашение и неиспользование получающей стороной (заказчиком) оговоренной в договоре информации в иных целях, кроме проведения экспертизы. Заказчик в этом случае обязан заключить соответствующий договор с организатором, а тот, в свою очередь, с исполнителями. Договоры должны предусматривать также закрытость информации о конкретном составе исполнителей от соискателя. Несанкционированное соискателем разглашение, использование или передача оговоренной в договоре информации организациям или лицам, не участвующим в экспертизе, влечет судебную ответственность лиц, нарушивших условия договора, и дает право соискателю на возмещение причиненного ему ущерба, реализуемое в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Главная государственная научно-техническая
экспертиза
17. Главная государственная научно-техническая экспертиза (ГГНТЭ) - это ГНТЭ, организуемая Министерством науки и новых технологий Республики Казахстан по объектам научно-технической деятельности стратегического значения, затрагивающим интересы Республики Казахстан в целом.
18. Объектами ГГНТЭ являются: научно-техническая часть проектов важнейших производственно-технологических комплексов, сооружаемых в Республике Казахстан (в том числе и с привлечением иностранных инвестиций), инновационные проекты, претендующие на использование государственных капитальных вложений;
научно-техническая часть национальных программ;
республиканские целевые научно-технические программы;
межгосударственные и международные научно-технические программы и проекты;
предложения в сфере научно-технологической деятельности любых хозяйствующих субъектов, затрагивающие интересы Республики Казахстан в целом;
результаты выполнения научно-технических программ и проектов, являющихся объектами ГГНТЭ, а также программ фундаментальных исследований;
работы, выдвигаемые на соискание Государственных премий Республики Казахстан в области науки и техники (экспертиза организуется совместно с Комитетом по Государственным премиям Республики Казахстан в области науки, техники и образования).
Сноска. Абзац второй пункта 18 - в редакции постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 декабря 1994 г. N 1395.
19. Порядок проведения ГГНТЭ:
заявка и материалы по объектам ГГНТЭ в обязательном порядке передаются в Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан органами государственной власти и управления и другими органами, принимающими решения о реализации (финансировании) этих объектов;
Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан по согласованию с заказчиком определяет основные направления, источник и условия финансирования ГГНТЭ и организует ее проведение силами управления научно-технической экспертизы министерства;
управление научно-технической экспертизы Министерства науки и новых технологий Республики Казахстан определяет исполнителей экспертизы (экспертные советы при Министерстве науки и новых технологий Республики Казахстан, экспертные комиссии, советы Национальной академии наук, национальных научных центров, других академий, министерств и ведомств, зарубежные экспертные организации, отдельные специалисты), заключает с ними договоры на проведение экспертизы, получает экспертные заключения исполнителей, на их основе формирует итоговое заключение ГГНТЭ;
Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан утверждает итоговое заключение ГГНТЭ и передает его заказчику для использования при принятии решений.
ГНТЭ, организуемая министерствами,
ведомствами, академиями наук
20. По объектам научно-технической деятельности, не являющимися объектами ГГНТЭ, Государственная научно-техническая экспертиза организуется министерствами, ведомствами, академиями наук, принимающими решение о реализации (финансировании) объектов.
21. Объектами ГНТЭ, организуемой министерствами, ведомствами, академиями наук, являются:
- по Министерству науки и новых технологий Республики Казахстан:
программы и проекты фундаментальных и прикладных исследований, финансируемые Фондом науки; поисковые научно-технические программы и проекты, финансируемые из государственного бюджета по линии Министерства науки и новых технологий Республики Казахстан;
контракты на продажу и покупку технологий (по их научно-техническому уровню);
предложения по организации и развитию государственной системы научно-технической информации;
предложения и проекты в сфере научно-технологической деятельности, выдвигаемые общественными организациями и претендующие на бюджетное финансирование;
иные объекты, по которым должностные лица государственных органов считают целесообразным произвести вневедомственную экспертную оценку для обоснования управленческих решений в сфере научно-технической деятельности;
- по Национальной академии наук Республики Казахстан и Казахской академии сельскохозяйственных наук:
программы и проекты фундаментальных исследований на стадиях их формирования и выполнения этапов;
- по другим министерствам и ведомствам:
отраслевые научно-технические программы и проекты.
Министерства, ведомства и академии наук Республики Казахстан организуют также научно-техническую экспертизу по заказам Министерства науки и новых технологий, других министерств и ведомств Республики Казахстан, отдельных предприятий и организаций республики.
22. ГНТЭ проводится в порядке, указанном в пунктах 8 и 19 настоящего Положения, Заказчиком ГНТЭ является соответствующее министерство (ведомство, академия наук), организатором - его экспертный орган (или отдельное уполномоченное лицо), исполнителями - ведомственные экспертные, научно-технические, проблемные советы с обязательным привлечением независимых экспертов или экспертных органов других министерств, ведомств республики.
23. Экспертные службы министерств, ведомств, академий наук республики, коллективные и индивидуальные эксперты, организующие и проводящие Государственную научно-техническую экспертизу, образуют систему ГНТЭ Республики Казахстан. Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан осуществляет контроль и анализ деятельности всех экспертных служб ГНТЭ, независимо от их ведомственной подчиненности, имеет право получать информацию по их деятельности в сфере Государственной научно-технической экспертизы, выборочно проводить контрольные ГНТЭ отраслевых программ и проектов, программ фундаментальных исследований, а также "экспертизу экспертиз". Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан оказывает соответствующим экспертным службам необходимую методическую помощь.
24. Внутренняя структура, персональный состав и регламент работы каждой экспертной службы определяются целями, задачами, сферой интересов соответствующих министерств и ведомств республики и должны соответствовать требованиям настоящего Положения.
25. Для обеспечения необходимого уровня объективности экспертизы рекомендуется при подборе экспертов соблюдать следующие правила, повышающие степень их независимости:
экспертизы не должны состоять в штате министерства, ведомства, учреждения, предприятия, выступающего в качестве соискателя; не должны претендовать на получение субсидии в данной тематической области у данного заказчика;
в комиссиях, советах, где состав экспертов фиксирован, лица, не удовлетворяющие приведенным выше требованиям, в заседаниях по соответствующим проектам участия принимать не должны (при необходимости могут временно заменяться);
попытки оказания давления на эксперта должны пресекаться административными или другими санкциями;
контингент экспертов должен периодически обновляться, нормы такого обновления должны быть зафиксированы в Положениях о соответствующих экспертных службах.
26. ГГНТЭ, а также проводимая Министерством науки и новых технологий, академиями наук, министерствами, ведомствами Республики Казахстан ГНТЭ объектов, финансируемых из республиканского бюджета через Министерство науки и новых технологий Республики Казахстан, финансируется Министерством науки и новых технологий Республики Казахстан из ассигнований на науку.
27. ГГНТЭ и ГНТЭ объектов, реализация которых финансируется из других источников, оплачивается заказчиками на договорной основе.
28. Выделенные на проведение ГГНТЭ и ГНТЭ средства используются для оплаты труда экспертов и других расходов, связанных с организацией и проведением экспертиз. Размер, порядок оплаты и использования этих средств определяются в соответствии с действующими нормативными документами.