О местном государственном управлении в Республике Казахстан

Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 148

Обновленный

      Настоящий Закон в соответствии с Конституцией  Республики Казахстан регулирует общественные отношения в области местного государственного управления, определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов, а также правовое положение депутатов маслихатов.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                Законе

      В настоящем Законе используются следующие понятия:
      1) аким - представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение государственной политики на вверенной ему территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных исполнительных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями государственного управления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории;
      2) аппарат акима государственное учреждение, обеспечивающее деятельность местного исполнительного органа (в случае его создания) и акима;
      3) аппарат маслихата государственное учреждение, обеспечивающее деятельность соответствующего маслихата, его органов и депутатов;
      4) исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета  государственное учреждение, уполномоченное акимом на осуществление отдельных функций местного государственного управления и финансируемое из соответствующих местных бюджетов;
      5) председатель сессии маслихата должностное лицо маслихата, избираемое из числа его депутатов, осуществляющее организационно-распорядительные функции на сессии маслихата;
      6) местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территорий;
      7) местный исполнительный орган (акимат) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории;
      8) местный представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление;
      9) сессия маслихата - основная форма деятельности маслихата;
      10) схема управления административно-территориальной единицей - система исполнительных органов, расположенных на соответствующей территории, финансируемых из бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;
      11) территориальное подразделение центрального исполнительного органа - структурное подразделение центрального исполнительного органа, осуществляющее в пределах соответствующей административно-территориальной единицы функции центрального исполнительного органа.

      Статья 2. Законодательство о местном государственном
                управлении

      1. Законодательство о местном государственном управлении основывается на Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Настоящий Закон применяется на территории города Алматы и столицы в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан об особом статусе города Алматы и статусе столицы. (Прим.РЦПИ: см. Z980258_  ; Z980230_ ) .

      Статья 3. Экономическая и финансовая основа
                деятельности местного государственного
                управления

      Экономическую и финансовую основу деятельности местного государственного управления составляют:
      1) местный бюджет;
      2) имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами;
      3) иное имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 4. Основные требования и ограничения,
                устанавливаемые для маслихатов и акиматов

      1. Маслихаты и акиматы в своей деятельности обязаны:
      1) не допускать принятия решений, не соответствующих общегосударственной внешней и внутренней, финансовой и инвестиционной политике;
      2) соблюдать интересы Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности;
      3) придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно значимых сферах деятельности;
      4) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан.
      2. Маслихатам и акиматам запрещается принимать решения, препятствующие формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан.
      3. Планы развития территорий, принимаемые маслихатами и акиматами, должны соответствовать стратегическим планам развития Республики Казахстан.

Глава 2. Образование, компетенция и организация
деятельности маслихатов

      Статья 5. Порядок образования маслихатов

      1. Маслихаты избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
      2. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики Казахстан может быть депутатом только одного маслихата.
      3. Число депутатов соответствующего маслихата определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан в следующих пределах: в областном маслихате, маслихатах городов Астаны и Алматы  до пятидесяти; городском маслихате  до тридцати; в районном маслихате  до двадцати пяти.
      4. Маслихат считается правомочным при условии избрания не менее трех четвертей от общего числа его депутатов, определенного Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.
      5. Выборы депутатов маслихатов регламентируются законодательством Республики Казахстан о выборах. (Прим.РЦПИ: см. Z952464_  (гл.13).
      6. Полномочия маслихата начинаются с момента открытия первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии маслихата нового созыва.
      7. В случае реорганизации (присоединения, слияния, преобразования, выделения или разделения) административно-территориальной единицы депутаты маслихата сохраняют свои полномочия и являются депутатами реорганизованных маслихатов, в состав которых вошла большая часть его избирателей, до начала работы сессии вновь избранного маслихата.
      В случае ликвидации административно-территориальной единицы соответствующий маслихат ликвидируется.
      8. Маслихат не обладает правами юридического лица.

      Статья 6. Компетенция маслихатов

      1. К компетенции маслихатов относится:
      1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении, в том числе утверждение сметы расходов на содержание района в городе республиканского значения (столице), поселка, аула (села), аульного (сельского) округа;
      2) утверждение программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях и расходов по охране, оздоровлению окружающей среды, а также решение иных вопросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;
      3) утверждение по представлению акима схемы управления
административно-территориальной единицей;
      4) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства и определение границ организации местного сообщества;
      5) согласование решением сессии маслихата персонального состава соответствующего акимата по представлению акима;
      6) рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов и внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата;
      7) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан;
      8) в соответствии с Кодексом  Республики Казахстан об административных правонарушениях утверждение правил, за нарушение которых установлена административная ответственность;
      9) контроль за исполнением планов, экономических и социальных программ развития соответствующей административно-территориальной единицы, местного бюджета;
      10) образование постоянных комиссий и иных органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
      11) утверждение программ содействия занятости населения и борьбы с бедностью;
      12) утверждение по представлению акима персонального состава консультативно-совещательных органов при акимате по вопросам межведомственного характера;
      13) осуществление регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
      14) содействие исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
      15) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
      2. К компетенции областных, городов республиканского значения и столицы маслихатов относится также внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки областного центра, города республиканского значения и столицы в Правительство Республики Казахстан, утверждение проектов районной планировки административных районов, генеральных планов застройки городов областного (кроме областных центров) и районного значения.
      3. К компетенции районных маслихатов относится также утверждение генеральных планов застройки городов, поселков и аулов, расположенных на территории соответствующего района.
      4. Маслихаты областей, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан по предложениям соответствующих акиматов вправе принимать решения о заимствовании в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      Статья 7. Акты маслихата

      1. Актами маслихата, которые он издает по вопросам своей компетенции, являются решения маслихата.
      2. Проекты решений маслихатов, предусматривающие сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных расходов, могут быть внесены на рассмотрение лишь при наличии положительного заключения акима.
      3. Решения маслихата, принятые в пределах его компетенции и касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат официальному опубликованию в установленном законодательством порядке и обязательны к исполнению на соответствующей территории.
      4. Решения маслихата, имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации территориальными органами Министерства юстиции в установленном законодательством порядке. (Прим.РЦПИ: см. P981278_ )
      5. Решения маслихатов, не соответствующие Конституции  и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены самим маслихатом либо в судебном порядке.

      Статья 8. Организация работы маслихата

      1. Маслихат осуществляет свои полномочия на сессиях, через постоянные комиссии и иные органы, председателя сессии маслихата, депутатов и секретаря маслихата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. Основной формой деятельности маслихата является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к его ведению законами. Сессия маслихата правомочна, если на сессии присутствует не менее двух третей от числа депутатов, избранных в маслихат.
      3. Маслихат:
      1) избирает и освобождает от должности председателя сессии маслихата, секретаря маслихата и заслушивает их отчеты;
      2) формирует постоянные комиссии и иные органы маслихата, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты об их работе;
      3) определяет расходы на обеспечение деятельности маслихата, утверждает акты ревизионной комиссии;
      4) утверждает структуру аппарата маслихата и определяет расходы на его содержание и материально-техническое обеспечение в пределах установленного законодательством лимита численности и ассигнований. Лимит штатной численности государственных служащих аппарата маслихата устанавливается, исходя из численности депутатов соответствующих маслихатов, в соотношении один работник к семи депутатам, но не менее трех;
      5) утверждает регламент маслихата;
      6) рассматривает запросы депутатов и принимает по ним решения;
      7) принимает иные решения по организации его работы.

      Статья 9. Регламент маслихата

      Порядок проведения сессий маслихата, заседаний его органов, внесения и рассмотрения на них вопросов, образования и избрания органов маслихата, заслушивания отчетов об их деятельности, рассмотрения запросов депутатов, а также порядок голосования, организация работы аппарата и другие процедурные и организационные вопросы определяются регламентом маслихата, утверждаемым на его сессии.

      Статья 10. Порядок созыва сессии маслихата

      1. Первая сессия вновь избранного маслихата созывается председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем в тридцатидневный срок со дня регистрации депутатов маслихата, при наличии не менее трех четвертей от числа депутатов, определенного для данного маслихата.
      2. Очередная сессия маслихата созывается не реже четырех раз в год и ведется председателем сессии маслихата. Внеочередная сессия маслихата созывается и ведется председателем сессии маслихата по предложению не менее одной трети от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также акима. Внеочередная сессия созывается не позднее чем в пятидневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии могут рассматриваться исключительно вопросы, послужившие основанием для ее созыва.
      3. О времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, секретарь маслихата сообщает депутатам, населению и акиму не позднее чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии - не позднее чем за три дня. По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, секретарь маслихата не позднее чем за пять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии не позднее чем за три дня представляет депутатам и акиму необходимые материалы.

      Статья 11. Порядок проведения сессии маслихата

      1. Сессия маслихата проводится в форме пленарных заседаний.
      2. Первую сессию маслихата открывает и до избрания председателя сессии маслихата ведет председатель соответствующей избирательной комиссии. В дальнейшем сессии маслихата ведет председатель сессии маслихата.
      3. Сессия маслихата правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от общего числа депутатов маслихата.
      Решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов маслихата.
      4. В работе сессии по решению маслихата может быть сделан перерыв на срок, установленный маслихатом, не превышающий пятнадцати календарных дней.
      5. Продолжительность сессии определяется маслихатом.
      6. Сессии маслихата носят, как правило, открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению председателя сессии маслихата или одной трети от числа депутатов, присутствующих на сессии маслихата, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.
      7. По приглашению председателя сессии маслихата руководители местных исполнительных органов, руководители и иные должностные лица организаций, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, обязаны являться на сессию маслихата для представления информации по вопросам, относящимся к ведению маслихата.

      Статья 12. Организация и деятельность постоянных
                 комиссий маслихата

      1. Маслихат на срок своих полномочий образует постоянные комиссии. Их число не должно превышать семи. В случае необходимости маслихат может образовывать новые, упразднять и реорганизовывать постоянные комиссии.
      2. Перечень и численный состав постоянных комиссий определяются маслихатом. Председатели и члены постоянных комиссий избираются соответствующим маслихатом из числа его депутатов.
      3. Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их маслихатом и не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности.

      Статья 13. Публичные слушания в постоянных комиссиях
                 маслихата

      1. Постоянные комиссии по собственной инициативе или по решению маслихата могут проводить публичные слушания.
      2. Публичные слушания проводятся с целью обсуждения наиболее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседаний этих комиссий с участием депутатов, представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.
      3. Порядок проведения публичных слушаний в постоянных комиссиях определяется регламентом маслихата.

      Статья 14. Функции и полномочия постоянных комиссий
                 маслихата

      1. Постоянные комиссии вправе:
      1) вносить предложения в маслихат, председателю сессии маслихата, секретарю маслихата по повестке дня сессии данного маслихата, а также по любым вопросам, рассматриваемым на сессии маслихата;
      2) давать заключения по вопросам, отнесенным к их ведению и вносимым на рассмотрение сессии маслихата;
      3) представлять на сессиях маслихата доклады и содоклады по вопросам, отнесенным к их ведению;
      4) в пределах своей компетенции вносить в маслихат предложения о заслушивании на сессии отчетов руководителей местных исполнительных органов;
      5) привлекать к работе комиссий других депутатов маслихата, а также представителей государственных органов, организаций, органов местного самоуправления и граждан.
      2. Акимат, должностные лица территориальных подразделений центральных исполнительных органов, исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, организаций обязаны в установленном порядке представлять постоянным комиссиям по вопросам их компетенции необходимую информацию.
      3. Постоянные комиссии маслихата принимают по вопросам своей компетенции постановления.

      Статья 15. Порядок работы и принятия постановлений
                 постоянными комиссиями маслихата

      1. Заседания постоянных комиссий созываются по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины от общего числа депутатов, входящих в их состав.
      2. Постановление постоянной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии.
      Председатель постоянной комиссии пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на заседании комиссии голоса депутатов разделятся поровну.
      3. Постановление постоянной комиссии и протокол заседания подписывает ее председатель, а в случае проведения совместного заседания нескольких постоянных комиссий подписывают председатели соответствующих комиссий.

      Статья 16. Ревизионная комиссия маслихата

      1. Для контроля за исполнением местного бюджета маслихат избирает на срок своих полномочий ревизионную комиссию. Число членов ревизионной комиссии определяется маслихатом. Председатель ревизионной комиссии избирается маслихатом из числа депутатов. Председатель ревизионной комиссии областного (города республиканского значения и столицы), районного (городского) маслихатов осуществляет свои функции на освобожденной основе. К работе ревизионной комиссии могут привлекаться и лица на договорной основе, не являющиеся депутатами маслихата.
      2. Ревизии могут проводиться по решению маслихата, ревизионной комиссии либо секретаря маслихата по требованию не менее одной трети от числа избранных депутатов маслихата, а также в иных случаях, определенных законодательством Республики Казахстан. По результатам ревизии ревизионная комиссия составляет акт, о котором информирует маслихат и акимат. Ревизии проводятся не реже одного раза в год.
      3. Полномочия и порядок работы ревизионной комиссии определяются регламентом маслихата.

      Статья 17. Временные комиссии маслихата

      1. В целях подготовки к рассмотрению на сессиях вопросов, отнесенных к ведению маслихатов, маслихат либо секретарь маслихата вправе образовывать временные комиссии. Состав, задачи, сроки полномочий и права временных комиссий определяются маслихатом при их образовании.
      2. Временные комиссии маслихата по вопросам своей компетенции принимают заключения.
      3. Оплата за участие в работе временной комиссии не осуществляется.

      Статья 18. Председатель сессии маслихата

      1. Председатель сессии маслихата избирается маслихатом из числа его депутатов.
      2. Председатель сессии маслихата избирается открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов маслихата. Порядок избрания председателя сессии маслихата определяется регламентом маслихата.
      3. Председатель очередной сессии маслихата избирается на предыдущей сессии маслихата. При отсутствии председателя сессии его полномочия осуществляются секретарем маслихата.
      Депутат маслихата не может быть избран председателем сессии маслихата более двух раз в течение календарного года.
      4. Председатель сессии маслихата:
      1) принимает решение о созыве сессии маслихата;
      2) осуществляет руководство подготовкой сессии маслихата, формирует повестку дня сессии;
      3) ведет заседания сессии маслихата, обеспечивает соблюдение регламента маслихата;
      4) подписывает решения маслихата, протоколы, иные документы, принятые или утвержденные на сессии маслихата.
      5. Председатель сессии маслихата осуществляет свои функции на неосвобожденной основе.
      6. Председатель сессии маслихата пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на сессии маслихата голоса депутатов разделяются поровну.

      Статья 19. Секретарь маслихата

      1. Секретарь маслихата является должностным лицом, работающим на постоянной основе. Он избирается из числа депутатов открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. Секретарь маслихата избирается на срок полномочий маслихата.
      2. Кандидатуры на должность секретаря маслихата выдвигаются депутатами маслихата на сессии маслихата.
      3. Секретарь маслихата:
      1) организует подготовку сессии маслихата и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, обеспечивает составление протокола и вместе с председателем сессии подписывает решения, иные документы, принятые или утвержденные на сессии маслихата;
      2) содействует депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, обеспечивает их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных обязанностей для участия в сессиях маслихата, в работе его постоянных комиссий и иных органов, и в избирательных округах;
      3) контролирует рассмотрение запросов депутатов и депутатских обращений;
      4) руководит деятельностью аппарата маслихата, назначает на должность и освобождает от должности его служащих;
      5) регулярно представляет в маслихат информацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерах;
      6) организует взаимодействие маслихата с органами местного самоуправления;
      7) по вопросам своей компетенции издает распоряжения;
      8) координирует деятельность постоянных комиссий и иных органов маслихата, и депутатских групп;
      9) представляет маслихат в отношениях с государственными органами, организациями, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
      10) обеспечивает опубликование решений маслихата, определяет
меры по контролю за их исполнением;
      11) выполняет по решению маслихата иные функции.
      4. Секретарь маслихата не вправе состоять в постоянных комиссиях маслихата.
      5. При отсутствии секретаря маслихата по решению председателя сессии маслихата его полномочия временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий маслихата.

      Статья 20. Депутат маслихата

      1. Депутат маслихата выражает волю населения соответствующих
административно-территориальных единиц с учетом общегосударственных интересов.
      2. Полномочия депутата маслихата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией и прекращаются
с момента прекращения полномочий маслихата.
      3. Полномочия депутата маслихата прекращаются досрочно в случаях:
      1) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в соответствии с законодательством несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;
      2) вступления в законную силу решения суда о признании депутата недееспособным;
      3) прекращения полномочий маслихата;
      4) смерти депутата;
      5) утраты им гражданства Республики Казахстан;
      6) вступления в отношении депутата в законную силу обвинительного приговора суда;
      7) выезда на постоянное местожительство за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;
      8) в связи с личным заявлением депутата об отставке;
      9) систематического невыполнения депутатом своих обязанностей, в том числе отсутствия без уважительных причин на пленарных заседаниях сессии маслихата более трех раз подряд.
      4. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на сессии маслихата большинством голосов от общего числа присутствующих депутатов по представлению соответствующей территориальной избирательной комиссии.
      5. Депутату маслихата, в случае избрания его секретарем маслихата на постоянной основе, устанавливается заработная плата в размере, установленном для заместителя акима соответствующей административно-территориальной единицы.
      Депутату маслихата, в случае избрания его председателем ревизионной комиссии на освобожденной основе, устанавливается заработная плата в размере, установленном для руководителя аппарата акима соответствующей административно-территориальной единицы.

      Статья 21. Права и обязанности депутата при
                 осуществлении его полномочий

      1. Депутат вправе:
      1) избирать и быть избранным председателем сессии маслихата, секретарем маслихата, председателем ревизионной комиссии, председателем или членом постоянной комиссии, в иные органы маслихата;
      2) предлагать вопросы для рассмотрения на сессии маслихата и его постоянных комиссий и иных органов, участвовать в их рассмотрении и принятии решений;
      3) обращаться с запросами и направлять обращения местным исполнительным органам и организациям, расположенным на территории соответствующего маслихата по вопросам, отнесенным к компетенции маслихата;
      4) проводить встречи и собрания с избирателями своего округа, а также с органами местного самоуправления и организациями;
      5) вносить предложения о заслушивании на сессии отчетов должностных лиц местного исполнительного органа и организаций, расположенных на территории соответствующего маслихата, по вопросам, отнесенным к компетенции маслихата;
      6) принимать участие в работе заседаний соответствующего акимата;
      7) знакомиться со стенограммами и протоколами заседаний маслихата и его органов;
      8) создавать депутатские объединения в виде депутатских групп политических партий и иных общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке. Депутатская группа должна объединять не менее пяти депутатов маслихата.
      Регистрация депутатских групп осуществляется на сессии маслихата.
      Полномочия, организация деятельности депутатских групп определяются регламентом маслихата;
      9) осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством и регламентом маслихата.
      2. Депутат обязан:
      1) участвовать в работе маслихата и его органа, в состав которого он избран;
      2) поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, регулярно информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов, исполнении решений маслихата, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;
      3) рассматривать поступившие к нему обращения избирателей, регулярно вести личный прием граждан.
      3. Каждому депутату маслихата гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита его прав, чести и достоинства.
      Сноска. В статью 21 внесены изменения - Законом  РК от 21 мая 2002 г. N 324.

      Статья 22. Возмещение расходов, связанных с
                 осуществлением депутатской деятельности

      В период проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, на время осуществления депутатских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему за счет средств местного бюджета средней заработной платы по месту основной работы, но в размере, не превышающем заработную плату руководителя аппарата акима соответствующей административно-территориальной единицы со стажем работы в указанной должности до одного года, и командировочных расходов на срок проведения сессий с учетом времени в пути.

      Статья 23. Основания прекращения полномочий маслихата

      1. Полномочия маслихата прекращаются по истечении срока его полномочий, установленного Конституцией  Республики Казахстан.
      2. Полномочия маслихата прекращаются досрочно Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан в следующих
случаях:
      1) неоднократного (два и более) нарушения Конституции, законов Республики Казахстан, выразившихся в принятии решений, признанных в судебном порядке незаконными;
      2) если вновь избранный маслихат по истечении тридцати дней со дня открытия первой сессии не определил свою структуру и не образовал соответствующие органы;
      3) реорганизации или ликвидации соответствующей административно-территориальной единицы;
      4) принятия маслихатом решения о самороспуске тайным голосованием не менее чем двумя третями голосов от общего числа его депутатов;
      5) непреодолимых разногласий с акиматом, выразившихся в двукратном неутверждении местного бюджета, планов, экономических и социальных программ развития территории;
      6) непреодолимых разногласий с акимом, выразившихся в двукратном неутверждении схемы управления административно-территориальной единицей.

      Статья 24. Полномочие маслихата выразить недоверие
                  акиму

      1. Маслихат двумя третями голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики Казахстан либо вышестоящим акимом.
      2. Основанием для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму является двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета.

      Статья 25. Аппарат маслихата

      1. Аппарат маслихата осуществляет организационное, правовое, материально-техническое и иное обеспечение маслихата и его органов, оказывает помощь депутатам в осуществлении их полномочий.
      2. Деятельность государственных служащих аппарата маслихата осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      3. С истечением срока полномочий маслихата, в случаях досрочного прекращения полномочий маслихата и выборов нового состава его депутатов, деятельность государственных служащих аппарата маслихата не прекращается.
      4. Аппарат маслихата является государственным учреждением, содержащимся за счет местного бюджета.

Глава 3. Акимы и акиматы. Образование, компетенция
и организация деятельности

      Статья 26. Акиматы области (города республиканского
                 значения, столицы). Образование и состав

      1. Областной (города республиканского значения, столицы) акимат входит в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивает проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
      2. Областной (города республиканского значения, столицы) акимат возглавляет аким области (города республиканского значения, столицы).
      3. Областной (города республиканского значения, столицы) акимат формируется акимом из заместителей акима, руководителя аппарата акима, первых руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета.
      4. Порядок подготовки и проведения заседаний акимата области (города республиканского значения, столицы), а также принятия им решений определяется регламентом акимата. Типовой регламент утверждается Правительством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. P010546_ ).
      5. Персональный состав акимата согласовывается решением сессии областного (города республиканского значения, столицы) маслихата.
      6. В работе акимата области (города республиканского значения, столицы) могут принимать участие с правом совещательного голоса руководители территориальных подразделений центральных исполнительных органов.
      7. Областной (города республиканского значения, столицы) акимат  коллегиальный орган, который не является юридическим лицом.

      Статья 27. Компетенция акимата области (города
                 республиканского значения, столицы)

      1. Акимат области (города республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством:
      1) разрабатывает и представляет на утверждение маслихата планы, экономические и социальные программы развития области (города республиканского значения, столицы), областной бюджет (города республиканского значения, столицы) и обеспечивает их исполнение, а также отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;
      2) управляет областной (города республиканского значения, столицы) коммунальной собственностью, осуществляет меры по ее защите;
      3) содействует исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
      4) создает условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории области (города республиканского значения, столицы);
      5) обеспечивает рациональное и эффективное функционирование аграрного сектора;
      6) в соответствии со схемой размещения производственных сил Республики Казахстан разрабатывает схему районной планировки области, генеральные планы застройки областного центра, города республиканского значения и столицы, вносит их на рассмотрение в маслихат области (города республиканского значения, столицы); выступает заказчиком по строительству объектов областной (города республиканского значения, столицы) коммунальной собственности и объектов социально-культурного назначения, дает разрешение на строительство коммунальных сетей и сооружений; разрабатывает схемы районной планировки административных районов, генеральные планы застройки районных центров, городов областного значения и представляет их на утверждение областному маслихату;
      7) организует строительство и эксплуатацию водопроводов,
очистных сооружений, линий электропередачи, связи и других
объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
      8) осуществляет регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
      9) организует экологическую экспертизу и в пределах своей
компетенции осуществляет контроль за природопользованием,
строительство и реконструкцию природоохранных объектов;
      10) обеспечивает рациональную эксплуатацию и содержание дорог областного значения;
      11) обеспечивает соблюдение государственных стандартов;
      12) организует обеспечение охраны общественного порядка и безопасности на территории области (города республиканского значения, столицы);
      13) организует межрайонное (межгородское) пассажирское транспортное сообщение;
      14) обеспечивает реализацию гражданами права на гарантированное медицинское обслуживание с соблюдением установленных общегосударственных стандартов;
      15) обеспечивает реализацию гражданами права на бесплатное образование;
      16) разрабатывает, представляет на утверждение маслихата и реализует программы содействия занятости населения и борьбы с бедностью;
      17) координирует оказание благотворительной и социальной помощи социально уязвимым слоям населения;
      18) организует работу по сохранению исторического и культурного наследия, содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения;
      19) координирует работу районных (города областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) акиматов по вопросам, входящим в их компетенцию;
      20) в соответствии с законодательством Республики Казахстан вносит на рассмотрение соответствующего маслихата предложения о принятии решений по заимствованию;
      21) образует консультативно-совещательные органы по вопросам межведомственного характера;
      22) создает государственные учреждения и предприятия, устанавливает лимит штатной численности исполнительных органов, финансируемых из областного (города республиканского значения, столицы) бюджета. Штатная численность органов внутренних дел, финансируемых из местных бюджетов, определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      22-1) участвует в уставном капитале Банка Развития Казахстана;
      22-2) организует и обеспечивает работу по выдаче разовых талонов на рынках.
      2. Акимат области (города республиканского значения, столицы) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
      3. Акимат области (города республиканского значения, столицы) несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед областным (города республиканского значения, столицы) маслихатом.
      Сноска. Статья 27 - с дополнениями, внесенными Законами РК от от 25 апреля 2001 года N 179 ; от 24 декабря 2001 г. N 276  (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

      Статья 28. Порядок назначения на должность и
                 освобождения от должности акима области
                 (города республиканского значения, столицы)

      1. Аким области (города республиканского значения, столицы) назначается на должность Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра.
      2. Аким области (города республиканского значения, столицы) освобождается от должности Президентом Республики Казахстан.
      3. Полномочия акима области (города республиканского значения, столицы) прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики Казахстан. При этом аким продолжает исполнять свои обязанности до назначения Президентом Республики Казахстан соответствующего акима.

      Статья 29. Компетенция акима области (города
                 республиканского значения, столицы)

      1. Аким области (города республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством:
      1) представляет интересы области (города республиканского значения, столицы) во взаимоотношениях с государственными органами, организациями и гражданами;
      2) вправе вносить руководителям центральных исполнительных органов представление о деятельности территориального подразделения центрального исполнительного органа в части исполнения им законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, актов акима и акимата области. При неустранении территориальным подразделением центрального исполнительного органа недостатков в работе в части исполнения законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан аким области вправе вносить соответствующее заключение Президенту и Правительству Республики Казахстан;
      3) вносит Президенту Республики Казахстан представление о награждении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий соответствующим лицам;
      4) назначает на должность и освобождает от должности следующих должностных лиц:
      заместителей акима области (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченными вышестоящими государственными органами, предельное число которых определяется Правительством Республики Казахстан;
      руководителя аппарата акима области (города республиканского значения, столицы) и руководителей его структурных подразделений;
      руководителей исполнительных органов, финансируемых из областного (города республиканского значения, столицы) бюджета, за исключением руководителей, которым в установленном законодательством порядке предоставлено право ношения форменного обмундирования и присваивается воинское или иное специальное звание. Назначение и освобождение от должности руководителей подразделений органов внутренних дел, финансируемых из местных бюджетов, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) решает вопросы применения к руководителям исполнительных органов, финансируемых из областного (города республиканского значения, столицы) бюджета, а также к акимам районов (городов областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников органов внутренних дел, финансируемых из местных бюджетов, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      6) координирует работу районных (городов областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) акиматов и акимов;
      7) взаимодействует с органами местного самоуправления через акимов районов (городов областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице);
      8) вносит на утверждение соответствующих маслихатов схемы управления административно-территориальной единицей;
      9) представляет персональные составы консультативно-совещательных органов по вопросам межведомственного характера на утверждение в маслихат;
      10) осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности в случаях и порядке, установленных законодательством;
      11) в пределах своей компетенции организует и обеспечивает исполнение законодательства по вопросам всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации;
      12) участвует в подписании контрактов, а также в контроле за их исполнением наравне с уполномоченным государственным органом Республики Казахстан по вопросам приватизации, аренды, продажи предприятий, месторождений и других объектов государственной
собственности.
      2. Аким области (города республиканского значения, столицы) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
      3. Аким области (города республиканского значения, столицы) вправе делегировать осуществление отдельных своих полномочий нижестоящим акимам.
      4. Аким области (города республиканского значения, столицы) по вопросам своей компетенции и по вопросам, отнесенным к компетенции областного (города республиканского значения, столицы) акимата, несет ответственность перед Президентом и Правительством Республики Казахстан.

      Статья 30. Районные (городов областного значения)
                 акиматы. Образование и состав

      1. Районный (города областного значения) акимат входит в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивает проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
      2. Районный (города областного значения) акимат возглавляет аким района (города областного значения).
      3. Районный (города областного значения) акимат формируется акимом из заместителей акима, руководителя аппарата акима района (города областного значения), первых руководителей соответствующих исполнительных органов. Членами акимата также могут быть первые руководители территориальных подразделений исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, по согласованию с руководителем соответствующих вышестоящих органов.
      4. Порядок подготовки и проведения заседаний районного (города областного значения) акимата, а также принятия им решений определяется регламентом акимата. Типовой регламент утверждается Правительством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. Q010546b  b) .
      5. Персональный состав акимата согласовывается решением сессии маслихата района (города областного значения).
      6. В работе акимата района могут принимать участие с правом совещательного голоса руководители территориальных подразделений центральных исполнительных органов.
      7. Районный (города областного значения) акимат  это коллегиальный орган, который не является юридическим лицом.

      Статья 31. Компетенция районного (города областного
                 значения) акимата

      1. Районный (города областного значения) акимат в соответствии с законодательством:
      1) разрабатывает планы, экономические и социальные программы развития района (города областного значения), бюджет района (города областного значения) и обеспечивает их исполнение, готовит отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;
      2) управляет районной (города областного значения) коммунальной собственностью в соответствии с законодательными актами, осуществляет меры по ее защите;
      3) содействует исполнению гражданами и организациями норм Конституции  Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
      4) создает условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории района (города областного значения);
      5) обеспечивает рациональное и эффективное функционирование аграрного сектора;
      6) разрабатывает генеральные планы застройки поселков и аулов, находящихся на территории данного района (города областного значения) и представляет их на утверждение в районный (города областного значения) маслихат, выступает заказчиком по строительству объектов коммунальной собственности и объектов социально-культурного назначения, дает разрешение на строительство коммунальных сетей и сооружений;
      7) организует строительство и эксплуатацию водопроводов, очистных сооружений, линий электропередач, связи и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры района (города областного значения);
      8) обеспечивает организацию мероприятий по воинской приписке и призыву на военную службу, а также по вопросам гражданской обороны;
      9) организует общественные пассажирские перевозки;
      10) в пределах своей компетенции осуществляет регулирование земельных отношений;
      11) организует эксплуатацию и содержание дорог районного (города областного значения) значения;
      12) распределяет жилищный фонд, находящийся в его ведении;
      13) участвует в реализации программ содействия занятости населения и борьбы с бедностью;
      14) решает вопросы социальной защиты населения, охраны материнства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населения, координирует оказание им благотворительной помощи;
      15) вносит предложения об объявлении охраняемыми памятниками природы, истории и культуры находящиеся на территории района (города областного значения) природные и иные объекты, представляющие экологическую, историческую, культурную или научную ценность;
      16) решает вопросы благоустройства и внешнего оформления общественных мест;
      17) образует консультативно-совещательные органы по вопросам межведомственного характера.
      2. Районный (города областного значения) акимат осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
      3. Районный (города областного значения) акимат несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед районным (города областного значения) маслихатом.

      Статья 32. Порядок назначения на должность,
                 освобождения от должности и прекращения
                 полномочий акима района (города областного
                 значения)

      1. Аким района (города областного значения) назначается или избирается на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.
      2. Аким района (города областного значения) освобождается от должности и прекращает свои полномочия в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.

      Статья 33. Компетенция акима района (города областного
                 значения)

      1. Аким района (города областного значения) в соответствии с законодательством:
      1) представляет интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с государственными органами, организациями и гражданами;
      2) вправе вносить акиму области представление о деятельности территориального подразделения центрального исполнительного органа и территориального подразделения исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, в части исполнения ими Конституции , законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
      3) вносит представление акиму области о награждении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий соответствующим лицам;
      4) назначает на должность и освобождает от должности следующих должностных лиц:
      заместителей акима района (города областного значения) по согласованию с уполномоченными вышестоящими государственными органами, предельное число которых определяется Правительством Республики Казахстан;
      руководителя аппарата акима и руководителей его структурных подразделений;
      5) принимает меры по защите прав и свобод граждан;
      6) взаимодействует с органами местного самоуправления;
      7) организует работы по содержанию и благоустройству территории мест общего пользования (парков, скверов, бульваров, пляжей, водоемов, зон отдыха и иных объектов);
      8) поддерживает и оказывает содействие в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного, среднего, начального и среднего профессионального образования, учреждений социально-культурной сферы;
      9) организует оказание ветеринарной помощи на соответствующей территории;
      10) содействует сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет;
      11) вносит на утверждение соответствующих маслихатов схемы управления административно-территориальной единицей;
      12) представляет персональные составы консультативно-совещательных органов по вопросам межведомственного характера на утверждение в маслихат;
      13) в пределах своей компетенции организует и обеспечивает исполнение законодательства по вопросам о всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации.
      2. К ведению акима района (города областного значения) законодательством Республики Казахстан может быть отнесено решение иных вопросов.
      3. Аким района (города областного значения) вправе делегировать осуществление отдельных своих полномочий нижестоящим акимам.
      4. Аким района (города областного значения) по вопросам своей компетенции и по вопросам, отнесенным к компетенции районного (города областного значения) акимата, несет ответственность перед Президентом, Правительством Республики Казахстан и акимом области.

      Статья 34. Районные в городе республиканского значения
                 (столице), городские районного значения,
                 поселковые, аульные (сельские), аульные
                 (сельские) окружные акиматы

      Районные в городе республиканского значения (столице), городские районного значения, поселковые, аульные (сельские), аульные (сельские) окружные акиматы не образуются.

      Статья 35. Компетенция акима района в городе
                 республиканского значения (столице), города
                 районного значения, поселка, аула (села),
                 аульного (сельского) округа

      1. Аким района в городе республиканского значения (столице), города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в соответствии с законодательством:
      1) является должностным лицом соответствующего районного (городского) акимата на территории соответствующей административно-территориальной единицы и без доверенности выступает от его имени во взаимоотношениях с государственными органами, организациями и гражданами;
      2) рассматривает обращения, заявления, жалобы граждан, принимает меры по защите прав и свобод граждан;
      3) содействует сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет;
      4) разрабатывает и вносит в вышестоящий акимат для утверждения соответствующим маслихатом смету аппарата акима, включающую расходы на содержание соответствующей административно-территориальной единицы;
      5) содействует исполнению гражданами и юридическими лицами норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
      6) в пределах своей компетенции осуществляет регулирование земельных отношений;
      7) организует строительство и ремонт жилищного фонда, эксплуатацию и содержание дорог;
      8) содействует организации крестьянских (фермерских) хозяйств, развитию предпринимательской деятельности;
      9) в пределах своей компетенции организует и обеспечивает исполнение законодательства по вопросам о всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации;
      10) организует совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния в порядке, установленном законодательством; (Прим.РЦПИ: см. Z970155_  (разд.II);  ; Z980321_  (разд.6); Р990620_  (Правила).
      11) организует работу по сохранению исторического и культурного наследия;
      12) вносит в вышестоящие органы предложения по оказанию благотворительной помощи социально уязвимым слоям населения;
      13) содействует развитию местной социальной инфраструктуры;
      14) организует движение общественного транспорта;
      15) взаимодействует с органами местного самоуправления.
      2. К ведению акима района в городе республиканского значения (столице), города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа законодательством Республики Казахстан может быть отнесено решение иных вопросов.
      3. Аким района в городе республиканского значения (столице), города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед вышестоящим акимом, районным (городским), города республиканского значения, столицы маслихатом по вопросам, отнесенным к его компетенции.

      Статья 36. Порядок назначения на должность,
                 освобождения от должности и прекращения
                 полномочий акима района в городе
                 республиканского значения (столице), города
                 районного значения, поселка, аула (села),
                 аульного (сельского) округа

      1. Аким района в городе республиканского значения (столице), города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа назначается или избирается на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.
      2. Аким района в городе республиканского значения (столице), города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа освобождается от должности и прекращает свои полномочия в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.

      Статья 37. Акты акимата, акима

      1. Акимат на основе и во исполнение Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов издает постановления.
      2. Постановления акимата подписываются акимом.
      3. Аким издает решения нормативно-правового характера и распоряжения по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.
      4. Акты акимата и (или) акима, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории соответствующей административно-территориальной единицы.
      5. Действие актов акимата и (или) акима может быть приостановлено соответствующим прокурором.
      6. Акты акимата и (или) акима, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан (кроме актов, содержащих государственные секреты Республики Казахстан и иную охраняемую законом тайну), подлежат обязательному официальному опубликованию.
      7. Акты акимата и (или) акима, носящие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации территориальными органами Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке. (Прим.РЦПИ: см.
P981278_  ) .
      8. Действие актов акимата и (или) акима может быть отменено либо приостановлено полностью или частично Президентом, Правительством Республики Казахстан, вышестоящим акиматом и (или) акимом, самим акиматом и (или) акимом, а также решением суда.

      Статья 38. Аппарат акима области (города
                 республиканского значения,
                 столицы), района (города областного
                 значения)

      1. Информационно-аналитическое, организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности акима осуществляется аппаратом акима.
      2. Аппарат акима образуется, упраздняется и реорганизуется акимом.
      3. Вопросы деятельности государственных служащих аппарата акима в связи с прекращением полномочий акима, назначением нового акима определяются законодательством Республики Казахстан.
      4. Положение об аппарате акима, его структура и штатная численность утверждаются соответствующим акимом в пределах лимитов, установленных Правительством Республики Казахстан.
      5. Аппарат акима является государственным учреждением, содержащимся за счет местного бюджета.

      Статья 39. Исполнительные органы, финансируемые из
                 местных бюджетов

      1. Исполнительные органы, финансируемые из местных бюджетов, образуются, упраздняются и реорганизуются акимом области (города республиканского значения, столицы).
      2. Компетенция и организация деятельности исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, определяются акимом области (города республиканского значения, столицы) с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан.

Глава 4. Заключительные и переходные положения

      Статья 40. Местный бюджет

      1. Областные (городов республиканского значения, столицы) бюджеты, бюджеты районов (городов областного значения) формируются за счет установленных для них источников налоговых и иных поступлений.
      2. Порядок разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов устанавливается законодательством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. Z990357_  ) .

      Статья 41. Соотношение настоящего Закона с иными
                 законодательными актами и порядок реализации
                 его положений

      1. Положения настоящего Закона являются основой для принятия иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления и механизмы обеспечения местного государственного управления в Республике Казахстан.
      2. Законодательство Республики Казахстан, действующее на момент вступления в силу настоящего Закона, применяется в части, не противоречащей ему, и в течение года со дня вступления его в силу должно быть приведено в соответствие с настоящим Законом.

      Президент
      Республики Казахстан