Утвердить прилагаемые Правила проведения экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав Программы государственных инвестиций.
Председатель
Утверждены
приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по экономическому планированию от 21 июня 1999 года № 22
Правила
проведения экономической экспертизы
инвестиционных проектов, заявляемых в
состав Программы государственных инвестиций
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав Программы государственных инвестиций (далее - Правила), устанавливают порядок и сроки проведения экономической экспертизы документации на инвестиционные проекты, заявляемые в состав Программы государственных инвестиций (далее - ПГИ), требования к технико-экономическому обоснованию (далее - ТЭО) и составу документации по проекту.
2. Правила обязательны для применения центральными и местными органами государственного управления, осуществляющими мероприятия, связанные с подготовкой, отбором и экспертизой проектов, предлагаемых для включения в ПГИ, и для ходатайствующих лиц, обратившихся за государственной (правительственной) гарантией по негосударственному внешнему займу.
3. Необходимость экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав ПГИ, определена Правилами разработки и реализации ПГИ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999 года № 673 P990673_ , а в части проектов, претендующих на финансирование за счет привлечения заемных средств под государственные гарантии Республики Казахстан, - статьей 18 Закона Республики Казахстан "О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом" Z970090_ .
Глава 2. Порядок проведения экспертизы
4. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 1999 года № 297 P990297_ "Вопросы Агентства Республики Казахстан по экономическому планированию" и Правилами разработки и реализации ПГИ экономическую экспертизу проектов, заявляемых в состав ПГИ, осуществляет Агентство Республики Казахстан по экономическому планированию (далее - Агентство).
5. Агентством принимаются к рассмотрению на проведение экономической экспертизы и включению в проект Программы государственных инвестиций проекты, реализуемые центральными и местными органами государственного управления, а также государственными организациями и организациями, в уставном капитале которых суммарная доля государственной собственности составляет не менее 35 %.
6. Срок выполнения экономической экспертизы - один месяц с даты поступления полного пакета документации по проекту, в соответствии с требованиями установленными в Главе 3 настоящих Правил.
Глава 3. Состав документации по проекту
7. Состав документации по инвестиционным проектам, заявляемым в состав ПГИ, должен соответствовать следующему перечню:
1) заявка, содержащая наименование инвестиционного проекта, сметную стоимость, период реализации, предполагаемую форму и источник финансирования, сведения о лице, ответственном за проект, перечень прилагаемых документов;
2) технико-экономическое обоснование, удовлетворяющее требованиям Главы 4 настоящих Правил;
3) заключение экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан;
4) документы по технической экспертизе проекта:
отраслевое заключение соответствующего центрального исполнительного органа, удовлетворяющее требованиям Главы 4 настоящих Правил;
заключение Государственной вневедомственной экспертизы проектов (Госэкспертизы) Комитета по делам строительства Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан.
8. Для инвестиционных проектов, заявляемых юридическими лицами к финансированию на возвратной основе (за счет внешних займов под государственную гарантию и кредитов республиканского бюджета), необходимо предоставление следующих дополнительных документов:
1) документы, удостоверяющие наличие обеспечения обязательств по возврату заемных средств;
2) проекты контрактов и прочие документы, подтверждающие предполагаемое строительство (приобретение) основных средств, а также финансирование проекта;
3) устав хозяйствующего субъекта и прочие документы, подтверждающие правосубъектность заявителя;
4) бухгалтерские балансы за последние 3 года и на последнюю отчетную дату, заверенные аудитом.
9. Все представляемые заявителем документы по инвестиционному проекту должны быть заверены руководителями соответствующих организаций или лицами их замещающими.
10. При необходимости, Агентство имеет право запросить у заявителя дополнительную информацию по рассматриваемой документации.
Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям настоящих Правил и действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется Агентством в течение 5 рабочих дней с даты их получения.
При установлении некомплектности документации на заявляемый проект Агентство уведомляет заявителя о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае рассмотрение проекта откладывается до получения полного пакета документов. Глава 4. Требования к технико-экономическому обоснованию и отраслевому заключению соответствующего центрального исполнительного органа 11. Состав и содержание ТЭО должны удовлетворять следующим требованиям: 1) Общие исходные данные по проекту, включая: наименование проекта; организация, реализующая проект; месторасположение проекта; цели и сущность проекта;
экономическое обоснование проекта: соответствие государственным или отраслевым программам, постановлениям Правительства Республики Казахстан, иным нормативным актам в поддержку проекта;
сметная стоимость проекта;
сроки реализации;
схема и источник финансирования.
2) Анализ спроса и/или социально-экономической необходимости проекта, которое представляет собой оценку и обоснование количественных параметров спроса и цен на товары и услуги или оценку необходимости в социальных услугах:
исследование и анализ рынка/социально-экономической ситуации; прогнозы продаж и сбыт готовой продукции/анализ социально- экономического эффекта проекта; анализ работы существующих объектов в данной отрасли; исследование и анализ рынка сырья, материалов и иных факторов производства. 3) Технический раздел, в котором детально определяются параметры и компоненты проекта и затраты на него: обоснование выбора места размещения проекта; масштаб проекта; обоснование выбранных технологий и оборудования; сметная стоимость и график работ. 4) Финансовый раздел, в котором производится оценка финансовых затрат и доходов наряду с оценкой альтернативных методов финансирования: расчет общих инвестиционных издержек; предполагаемое финансирование проекта; расчет производственных издержек; финансовый анализ проекта, включающий: проекты балансового отчета, счетов прибылей и убытков и расчетов потока наличности на период реализации проекта; текущее финансовое состояние организации-заемщика; анализ издержек, связанных с продолжением проекта после завершения выплат. 5) Экономический раздел, в котором произведена корректировка финансовых данных, а затраты и доходы от проекта оцениваются с точки зрения всей экономики: анализ экономической ситуации с проектом и без него; оценка экономических выгод и затрат в денежном выражении; анализ наименьших затрат (альтернативные варианты); анализ чувствительности и рисков; анализ результатов осуществления проекта.
6) Социальный раздел, в котором проект оценивается с точки зрения тех, кто получает выгоды, и тех, кто оплачивает затраты на проект. По возможности необходимо проводить количественные характеристики получаемых каждой группой выгод или оплачиваемых затрат. Раздел включает:
обоснованность проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения;
потребность проекта в трудовых ресурсах и его влияние на занятость населения.
7) Экологический раздел, который рассматривает экологические аспекты проекта:
влияние проекта на состояние окружающей среды и план мероприятий по уменьшению вредного воздействия;
соответствие технологии проекта казахстанским и международным стандартам и нормативам воздействия на окружающую среду.
12. Используемые в расчетах ТЭО исходные данные должны быть подтверждены конкретными документами (справки министерств и ведомств, информационные бюллетени, котировки бирж, данные о валютных торгах, экспертные заключения научно-исследовательских институтов и т. д.). Для всех ценовых величин должна быть указана конкретная дата, на которую производится расчет.
13. Отраслевое заключение соответствующего центрального
исполнительного органа должно удовлетворять следующим основным требованиям: 1) подтверждать обоснованность инвестиций в данный проект; 2) содержать анализ проекта с точки зрения отрасли, в котором отражены следующие аспекты: роль и место проекта в структуре экономики отрасли, соответствие государственным и отраслевым программам развития, решениям Правительства Республики Казахстан; обоснованность выбора месторасположения и масштаба (производственной мощности) проекта; анализ рынков сырья и комплектующих изделий; анализ рынков сбыта продукции; достаточность и эффективность технических решений по проекту; обоснованность схемы и источника финансирования; 3) заключение о целесообразности включения проекта в ПГИ. Глава 5. Основные вопросы, подлежащие проверке в ходе экономической экспертизы, и состав заключения 14. В ходе экономической экспертизы выполняется анализ содержания предоставленных по проекту документов и проверяется принципиальная целесообразность включения проекта в ПГИ на основе выполнения следующих видов оценок: 1) оценка соответствия проекта инвестиционным приоритетам; 2) институциональная (организационная) оценка проекта;
3) соответствие технических и экологических экспертиз проекта, выполненных соответствующими экспертными органами, предоставленным материалам по проекту;
4) социальная оценка проекта;
5) финансовая оценка проекта;
6) экономическая оценка проекта (экономическая целесообразность реализации);
7) оценка рисков незавершения проекта в планируемые сроки, недостижения целей проекта, невозврата заемных средств.
15. На основе проведенного анализа и оценок подготавливается заключение, которое может содержать один из следующих выводов:
1) Проект получает положительную оценку. В результате рассмотрения была подтверждена состоятельность проекта и соответствие его необходимым требованиям. Инвестиционный проект включается в проект перечней ПГИ и выносится на рассмотрения Комиссии по формированию ПГИ.
2) Проект получает отрицательную оценку. В результате рассмотрения были выявлены существенные недостатки, многочисленные несоответствия предъявляемым требованиям. Проект отклоняется и в дальнейшем может быть рассмотрен в установленном порядке по истечении 1 года. Копия экспертного заключения выдается заявителю.
3) Проект требует дальнейшей доработки. Проект вместе с заключением, в котором указывается перечень вопросов, требующих доработки, направляется заявителю. Дальнейшее рассмотрение проекта производится после подтверждения о решении указанных вопросов.
4) Необходимость проведения независимой экспертизы. Для всесторонней оценки крупных и сложных проектов требуются дополнительные исследования, характер, объем и сроки выполнения которых выходят за рамки компетенции и возможностей Агентства. Материалы по проекту вносятся на рассмотрение Комиссии по формированию ПГИ для рассмотрения о возможности проведении независимой (в т.ч. международной) экспертизы. В заключении по проекту указываются основные вопросы, выносимые на экспертизу. Дальнейшее рассмотрение проекта возобновляется после окончания независимой экспертизы.
16. Заключение Агентства по экономической экспертизе проекта включает следующие части:
1) краткая характеристика проекта (наименование проекта, заявитель, сметная стоимость, срок реализации, мощность, источник и форма финансирования, размер государственной (правительственной) гарантии, другие сведения);
2) заключение о составе предоставленных и отсутствующих документов;
3) результаты оценок, перечисленных в пункте 14 настоящих Правил;
4) выводы и рекомендации.