О Правилах проведения экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав Программы государственных инвестиций

Приказ Агентства Республики Казахстан по экономическому планированию от 21 июня 1999 года № 22. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21.07.1999г. N 845. Утратил силу - приказом и.о.Министра экономики и бюджетного планирования РК от 7.09.2004г. N 135

Утратил силу

           Извлечение из приказа и.о.Министра экономики
        и бюджетного планирования РК от 7.09.2004г. N 135
 
      "Во исполнение распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 20 марта 2004 года N 77-р "О мерах по совершенствованию подзаконных актов" приказываю:
      1. Признать утратившим силу приказ Агентства Республики Казахстан по экономическому планированию от 21 июня 1999 года № 22 "О Правилах проведения экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав Программы государственных инвестиций", зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 июля 1999г. за N 845.
      2. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
 
      И.о.Министра
------------------------------------------------------------------
 
     В целях упорядочения работы по проведению экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав Программы государственных инвестиций, приказываю:
      Утвердить прилагаемые Правила проведения экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав Программы государственных инвестиций.

     Председатель

                                             Утверждены
                                   приказом Председателя Агентства
                                        Республики Казахстан по
                                      экономическому планированию
                                       от 21 июня 1999 года № 22

                                Правила
                 проведения экономической экспертизы
                инвестиционных проектов, заявляемых в
             состав Программы государственных инвестиций

                         Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав Программы государственных инвестиций (далее - Правила), устанавливают порядок и сроки проведения экономической экспертизы документации на инвестиционные проекты, заявляемые в состав Программы государственных инвестиций (далее - ПГИ), требования к технико-экономическому обоснованию (далее - ТЭО) и составу документации по проекту.
      2. Правила обязательны для применения центральными и местными органами государственного управления, осуществляющими мероприятия, связанные с подготовкой, отбором и экспертизой проектов, предлагаемых для включения в ПГИ, и для ходатайствующих лиц, обратившихся за государственной (правительственной) гарантией по негосударственному внешнему займу.
      3. Необходимость экономической экспертизы инвестиционных проектов, заявляемых в состав ПГИ, определена Правилами разработки и реализации ПГИ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999 года № 673 P990673_  , а в части проектов, претендующих на финансирование за счет привлечения заемных средств под государственные гарантии Республики Казахстан, - статьей 18 Закона Республики Казахстан "О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом" Z970090_  .

                Глава 2. Порядок проведения экспертизы

      4. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 1999 года № 297 P990297_  "Вопросы Агентства Республики Казахстан по экономическому планированию" и Правилами разработки и реализации ПГИ экономическую экспертизу проектов, заявляемых в состав ПГИ, осуществляет Агентство Республики Казахстан по экономическому планированию (далее - Агентство).
      5. Агентством принимаются к рассмотрению на проведение экономической экспертизы и включению в проект Программы государственных инвестиций проекты, реализуемые центральными и местными органами государственного управления, а также государственными организациями и организациями, в уставном капитале которых суммарная доля государственной собственности составляет не менее 35 %.
      6. Срок выполнения экономической экспертизы - один месяц с даты поступления полного пакета документации по проекту, в соответствии с требованиями установленными в Главе 3 настоящих Правил.

                  Глава 3. Состав документации по проекту

      7. Состав документации по инвестиционным проектам, заявляемым в состав ПГИ, должен соответствовать следующему перечню:
      1) заявка, содержащая наименование инвестиционного проекта, сметную стоимость, период реализации, предполагаемую форму и источник финансирования, сведения о лице, ответственном за проект, перечень прилагаемых документов;
      2) технико-экономическое обоснование, удовлетворяющее требованиям Главы 4 настоящих Правил;
      3) заключение экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан;
      4) документы по технической экспертизе проекта:
      отраслевое заключение соответствующего центрального исполнительного органа, удовлетворяющее требованиям Главы 4 настоящих Правил;
      заключение Государственной вневедомственной экспертизы проектов (Госэкспертизы) Комитета по делам строительства Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан.
      8. Для инвестиционных проектов, заявляемых юридическими лицами к финансированию на возвратной основе (за счет внешних займов под государственную гарантию и кредитов республиканского бюджета), необходимо предоставление следующих дополнительных документов:
      1) документы, удостоверяющие наличие обеспечения обязательств по возврату заемных средств;
      2) проекты контрактов и прочие документы, подтверждающие предполагаемое строительство (приобретение) основных средств, а также финансирование проекта;
      3) устав хозяйствующего субъекта и прочие документы, подтверждающие правосубъектность заявителя;
      4) бухгалтерские балансы за последние 3 года и на последнюю отчетную дату, заверенные аудитом.
      9. Все представляемые заявителем документы по инвестиционному проекту должны быть заверены руководителями соответствующих организаций или лицами их замещающими.
      10. При необходимости, Агентство имеет право запросить у заявителя дополнительную информацию по рассматриваемой документации.
      Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям настоящих Правил и действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется Агентством в течение 5 рабочих дней с даты их получения.
      При установлении некомплектности документации на заявляемый проект Агентство уведомляет заявителя о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае рассмотрение проекта откладывается до получения полного пакета документов.

         Глава 4. Требования к технико-экономическому
              обоснованию и отраслевому заключению
                 соответствующего центрального
                     исполнительного органа

     11. Состав и содержание ТЭО должны удовлетворять следующим требованиям:
     1) Общие исходные данные по проекту, включая:
     наименование проекта;
     организация, реализующая проект;
     месторасположение проекта;
     цели и сущность проекта;
     экономическое обоснование проекта: соответствие государственным или отраслевым программам, постановлениям Правительства Республики Казахстан, иным нормативным актам в поддержку проекта;
      сметная стоимость проекта;
      сроки реализации;
      схема и источник финансирования.
      2) Анализ спроса и/или социально-экономической необходимости проекта, которое представляет собой оценку и обоснование количественных параметров спроса и цен на товары и услуги или оценку необходимости в социальных услугах:
     исследование и анализ рынка/социально-экономической ситуации;
     прогнозы продаж и сбыт готовой продукции/анализ социально-экономического эффекта проекта;
     анализ работы существующих объектов в данной отрасли;
     исследование и анализ рынка сырья, материалов и иных факторов производства.
     3) Технический раздел, в котором детально определяются параметры и компоненты проекта и затраты на него:
     обоснование выбора места размещения проекта;
     масштаб проекта;
     обоснование выбранных технологий и оборудования;
     сметная стоимость и график работ.
     4) Финансовый раздел, в котором производится оценка финансовых затрат и доходов наряду с оценкой альтернативных методов финансирования:
     расчет общих инвестиционных издержек;
     предполагаемое финансирование проекта;
     расчет производственных издержек;
     финансовый анализ проекта, включающий: проекты балансового отчета, счетов прибылей и убытков и расчетов потока наличности на период реализации проекта;
     текущее финансовое состояние организации-заемщика;
     анализ издержек, связанных с продолжением проекта после завершения выплат.
     5) Экономический раздел, в котором произведена корректировка финансовых данных, а затраты и доходы от проекта оцениваются с точки зрения всей экономики:
     анализ экономической ситуации с проектом и без него;
     оценка экономических выгод и затрат в денежном выражении;
     анализ наименьших затрат (альтернативные варианты);
     анализ чувствительности и рисков;
     анализ результатов осуществления проекта.
     6) Социальный раздел, в котором проект оценивается с точки зрения тех, кто получает выгоды, и тех, кто оплачивает затраты на проект. По возможности необходимо проводить количественные характеристики получаемых каждой группой выгод или оплачиваемых затрат. Раздел включает:
      обоснованность проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения;
      потребность проекта в трудовых ресурсах и его влияние на занятость населения.
      7) Экологический раздел, который рассматривает экологические аспекты проекта:
      влияние проекта на состояние окружающей среды и план мероприятий по уменьшению вредного воздействия;
      соответствие технологии проекта казахстанским и международным стандартам и нормативам воздействия на окружающую среду.
      12. Используемые в расчетах ТЭО исходные данные должны быть подтверждены конкретными документами (справки министерств и ведомств, информационные бюллетени, котировки бирж, данные о валютных торгах, экспертные заключения научно-исследовательских институтов и т. д.). Для всех ценовых величин должна быть указана конкретная дата, на которую производится расчет.
      13. Отраслевое заключение соответствующего центрального исполнительного органа должно удовлетворять следующим основным требованиям:
     1) подтверждать обоснованность инвестиций в данный проект;
     2) содержать анализ проекта с точки зрения отрасли, в котором отражены следующие аспекты:
     роль и место проекта в структуре экономики отрасли, соответствие государственным и отраслевым программам развития, решениям Правительства Республики Казахстан;
     обоснованность выбора месторасположения и масштаба (производственной мощности) проекта;
     анализ рынков сырья и комплектующих изделий;
     анализ рынков сбыта продукции;
     достаточность и эффективность технических решений по проекту;
     обоснованность схемы и источника финансирования;
     3) заключение о целесообразности включения проекта в ПГИ.

                Глава 5. Основные вопросы, подлежащие
              проверке в ходе экономической экспертизы,
                         и состав заключения

     14. В ходе экономической экспертизы выполняется анализ содержания предоставленных по проекту документов и проверяется принципиальная целесообразность включения проекта в ПГИ на основе выполнения следующих видов оценок:
     1) оценка соответствия проекта инвестиционным приоритетам;
     2) институциональная (организационная) оценка проекта;
     3) соответствие технических и экологических экспертиз проекта, выполненных соответствующими экспертными органами, предоставленным материалам по проекту;
      4) социальная оценка проекта;
      5) финансовая оценка проекта;
      6) экономическая оценка проекта (экономическая целесообразность реализации);
      7) оценка рисков незавершения проекта в планируемые сроки, недостижения целей проекта, невозврата заемных средств.
      15. На основе проведенного анализа и оценок подготавливается заключение, которое может содержать один из следующих выводов:
      1) Проект получает положительную оценку. В результате рассмотрения была подтверждена состоятельность проекта и соответствие его необходимым требованиям. Инвестиционный проект включается в проект перечней ПГИ и выносится на рассмотрения Комиссии по формированию ПГИ.
      2) Проект получает отрицательную оценку. В результате рассмотрения были выявлены существенные недостатки, многочисленные несоответствия предъявляемым требованиям. Проект отклоняется и в дальнейшем может быть рассмотрен в установленном порядке по истечении 1 года. Копия экспертного заключения выдается заявителю.
      3) Проект требует дальнейшей доработки. Проект вместе с заключением, в котором указывается перечень вопросов, требующих доработки, направляется заявителю. Дальнейшее рассмотрение проекта производится после подтверждения о решении указанных вопросов.
      4) Необходимость проведения независимой экспертизы. Для всесторонней оценки крупных и сложных проектов требуются дополнительные исследования, характер, объем и сроки выполнения которых выходят за рамки компетенции и возможностей Агентства. Материалы по проекту вносятся на рассмотрение Комиссии по формированию ПГИ для рассмотрения о возможности проведении независимой (в т.ч. международной) экспертизы. В заключении по проекту указываются основные вопросы, выносимые на экспертизу. Дальнейшее рассмотрение проекта возобновляется после окончания независимой экспертизы.
      16. Заключение Агентства по экономической экспертизе проекта включает следующие части:
      1) краткая характеристика проекта (наименование проекта, заявитель, сметная стоимость, срок реализации, мощность, источник и форма финансирования, размер государственной (правительственной) гарантии, другие сведения);
      2) заключение о составе предоставленных и отсутствующих документов;
      3) результаты оценок, перечисленных в пункте 14 настоящих Правил;
      4) выводы и рекомендации.