Об утверждении "Правил проведения государственной экспертизы документации на строительство" СН РК Б.1-6-98

Приказ Комитета по жилищной и строительной политике Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан от 18 декабря 1998 года N 55 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22.01.1999 г. за N 671

Действующий
      В целях реализации Закона Республики Казахстан от 22.10.93 г. N 2474-XII Z933200_ "Об архитектуре и градостроительстве в Республике Казахстан" приказываю:
      1. Утвердить прилагаемые "Правила проведения государственной экспертизы документации на строительство СН РК Б.1-6-98 и ввести их в действие с момента государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      2. С введением в действие Настоящих правил считать утратившей силу на территории Республики Казахстан "Инструкцию о порядке экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений" СН 213-73.
      3. Управлению архитектуры, градостроительства и технического нормирования (Бекмухамбетов С.К.) совместно с КазГИИЦС (Дуйсенов Б.С.) в установленном порядке опубликовать в сборнике материалов информацию об утверждении "Правил проведения государственной экспертизы документации на строительство" СН РК Б.1-6-98 и организовать ее издание.

      Председатель

                  Правила проведения государственной
               экспертизы документации на строительство
                          СН РК Б.1-6-98

                   Глава I. Общие положения

      1. Настоящие Правила устанавливают порядок и сроки проведения государственной экспертизы документации на строительство, которая включает в себя: обоснования инвестиций, технико-экономические обоснования (расчеты) строительства, проекты, рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений на территории Республики Казахстан и предназначена для применения государственными организациями, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса в строительстве.
      2. Государственная экспертиза является одним из этапов инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым Законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической, научно-технической, градостроительной, энергосберегающей и природоохранной политики.
      3. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Республики Казахстан, настоящими Правилами, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
      4. Порядок проведения государственной экспертизы документации на строительство устанавливается Правительством Республики Казахстан.
      5. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в соответствии с "Порядком разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительных проектов", утвержденным Постановлением Коллегии Минстроя Республики Казахстан от 24.11.94 г. N 11-2.

                 Глава 2. Порядок проведения экспертизы

      6. В соответствии с Порядком проведения экспертизы документации на строительство, проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
      Экспертиза проектов государственных национальных и республиканских целевых программ, а также наиболее крупных и уникальных объектов и комплексов, строительство которых осуществляется полностью или частично за счет государственных инвестиций, проводится экспертными комиссиями, создаваемыми по решению Правительства Республики Казахстан, по представлению республиканского Государственного органа управления архитектурно-градостроительной деятельностью, в которые включаются представители научных, общественных, и других организаций, а при необходимости и иностранные специалисты.
      Отнесение предприятий, зданий и сооружений к крупным и уникальным (сложным) определяется в соответствии с "Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий зданий и сооружений" СНиП РК А.2.2-1-96.
      Государственная экспертиза документации на строительство объектов и комплексов, сооружаемых полностью или частично за счет государственного бюджета, специальных государственных фондов, банковского кредита, государственных валютных средств и инвестиционных кредитов, предоставляемых Республике Казахстан или под гарантии Республики Казахстан, а также средств государственных предприятий и организаций, осуществляется (с привлечением, при необходимости, специалистов министерств, ведомств и организаций):
      по объектам и комплексам сметной (расчетной) стоимостью в базисных ценах 10 млн. тенге и выше - Государственной вневедомственной экспертизой проектов (Госэкспертизой);
      по объектам и комплексам производственного назначения сметной (расчетной) стоимостью в базисных ценах до 10 млн. тенге - территориальными подразделениями (дочерними предприятиями) Госэкспертизы;
      по типовым, экспериментальным и переутверждаемым проектам, а также типовым проектным решениям - Госэкспертизой.
      Государственной экспертизе подлежит также документация на строительство объектов и комплексов до ее утверждения независимо от источников их финансирования, форм собственности и принадлежности объектов, в том числе сооружаемые совместными и иностранными субъектами, в части соблюдения норм и правил пожаро-, взрывобезопасности, надежности конструкций и устойчивости их функционирования, а также по условиям и охране труда.
      7. Документация на строительство объектов и комплексов финансируемых без привлечения государственных инвестиций, подлежат обязательной экспертизе юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующую государственную лицензию на выполнение экспертных работ, кроме разделов, касающихся вопросов пожаро-, взрывобезопасности, надежности конструкций и устойчивости их функционирования, а также условий и охраны труда.
      Порядок проведения экспертизы на строительство индивидуальных жилых домов регламентируется СНиП РК А 2.2-6-97 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство индивидуальных жилых домов".
      8. Основанием для проведения экспертизы документации на строительство и выдачи экспертных оценок служит договор, заключенный между заказчиком (инвестором) и Госэкспертизой на платной основе в порядке, устанавливаемом республиканским Государственным органом управления архитектурно- градостроительной деятельностью.
      9. Исполнительные органы власти и органы государственного управления не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность организаций государственной экспертизы проектов.

              Глава 3. Объем проектной документации
             и порядок ее представления на экспертизу

      10. Документация на строительство представляется заказчиком (инвестором) в государственную экспертную организацию, осуществляющую комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением (согласованием) государственной экологической экспертизы.
      11. По объектам, строительство которых осуществляется без привлечения государственных инвестиций, документация на строительство представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части соблюдения норм и правил пожаро-, взрывобезопасности, надежности конструкций и устойчивости их функционирования, а также по условиям и охране труда, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения документации на строительство.
      12. Объем документации на строительство, подлежащий рассмотрению Госэкспертизой по предложениям Госстройлицензии в порядке выборочного контроля, на предмет получения (лишения, приостановки) гослицензии устанавливается экспертной организацией самостоятельно. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшей документацию экспертной организации и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).
      13. При необходимости, экспертная организация имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию по рассматриваемой документации на строительство.
      14. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется экспертной организацией в 5-ти дневный срок с даты их получения.
      При установлении некомплектности документации на строительство экспертная организация уведомляет заказчика о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае экспертной организацией могут быть также приняты решения об отклонении от рассмотрения документации на строительство до ее укомплектования и соответствующего переноса сроков договора на проведение экспертизы.
      15. При повторной экспертизе представляются:
      пояснительная записка к доработанной по замечаниям экспертной организацией документации на строительство с уточнением технико- экономических показателей и сметной (расчетной) стоимости строительства;
      документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.

        Глава 4. Основные вопросы *, подлежащие проверке при экспертизе

      Примечание. Основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства.

      16. При экспертизе проектов строительства проверяется:
      соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
      наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
      хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;
      выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
      обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;
      достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
      обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
      соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
      достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
      наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
      оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (сооружения);
      оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации, а также возврата кредита;
      обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
      оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
      наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
      обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
      оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
      обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим;
      эффективность использования площадей и объемов зданий;
      обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
      достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
      оценка проектных решений по организации строительства;
      достоверность определения стоимости строительства.

             Глава 5. Результаты анализа принятых проектных решений

      17. Оценка принятых проектных решений дается с учетом:
      анализа технико-экономических показателей, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики видов строительства, их сопоставления с показателями, определенными в составе обоснования инвестиций в строительство данного объекта, а также установленными заданиями на проектирование;
      соответствия проектных решений заданию на проектирование и утвержденной предпроектной документации;
      комплектности представленной документации и глубины проектных проработок, включая качество оформления документации;
      отмеченных нарушений и отступлений от требований действующих директивных и нормативных документов и пр.;
      соответствия рассмотренной документации требованиям Закона Республики Казахстан "Об энергосбережении" от 25 декабря 1997 года N 210-13 Z970210_ РК в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.
      В предложениях Госэкспертизы должно быть учтено влияние проведенной экспертизы на технико-экономический уровень проектируемого объекта и его качественных характеристик с оценкой изменений эффективности инвестиций, технико-экономических показателей, расхода сырья, материалов, топливно- энергетических ресурсов в производстве и строительстве, уровня воздействия на окружающую среду, сметной стоимости строительства и т.д.

               Глава 6. Экспертная оценка качества
                   проекта и выводы экспертизы

      18. Критерием оценки качества проектов строительства является эффективность капиталовложений в создание (развитие) предприятий, зданий и сооружений, а также рациональность технологических, объемно-планировочных, конструктивных и прочих решений и соответствие их современным техническим, природоохранным, социальным, эстетическим, градостроительным и другим требованиям.
      При этом производится оценка качества каждого раздела проекта и на ее основе формируется общая экспертная оценка, указываемая в выводах и предложениях по проекту в целом.
      На основе проведенного анализа и оценок проектных решений подготавливается сводное заключение, которое должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) реализации объекта экспертизы.
      Положительное заключение должно включать выводы о соответствии

объекта экспертизы предъявляемым требованиям и рекомендации по его 
утверждению (согласованию). 
     Отрицательное заключение может содержать два вывода: 
     о необходимости доработки объекта экспертизы по замечаниям и 
предложениям, изложенным в сводном заключении экспертизы; 
     о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду несоответствия 
его предъявляемым требованиям. 

              Глава 7. Состав, содержание и порядок
                оформления экспертного заключения 
     
     19. Состав экспертного заключения определяется необходимостью 
проведения комплексной экспертизы документации на строительство и 
включает: 
     - общую часть (характеристику в целом рассматриваемой документации); 
     - замечания и предложения; 
     - экспертную оценку разделов документации на строительство и проекта 
в целом; 
     - выводы и рекомендации. 
     20. Содержание экспертного заключения. 
     Экспертное заключение должно содержать: 


      краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;
      конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
      общие вопросы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
      рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;
      выводы с рекомендациями об утверждении (положительное заключение) или отклонении проекта.
      По результатам экспертизы составляется заключение. Государственная экспертная организация, осуществляющая рассмотрение документации на строительство, подготавливает сводное экспертное заключение по документации с учетом заключений других государственных и лицензированных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
      При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям-разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.
      Составленное по результатам рассмотрения документации на строительство экспертное заключение подписывается руководителями экспертных подразделений, принимавшими участие в рассмотрении документации и ведущим экспертом.
      Положительное заключение утверждается Руководителем экспертной

организации, а при проведении экспертизы экспертной комиссией - ее 
Председателем. 
     Оформленное в установленном порядке экспертное заключение 
направляется (после соответствующей регистрации) сопроводительным письмом 
(подписанным руководителем или его заместителем) в адрес заказчика 
(инвестора), проектной и других заинтересованных организаций. 
     21. Экспертное заключение является юридическим документом и 
обязательно к исполнению всеми участниками инвестиционной деятельности.  
     Положительное заключение Госэкспертизы по документации на 
строительство является основанием для: 
     - ее утверждения в установленном порядке; 
     - для дальнейшего проектирования; 
     - получения разрешения на строительство; 
     - открытия финансирования; 
     - проведения тендеров (торгов) и заключения контрактов. 
     Срок действия экспертного заключения составляет 2 года. 
     В случае корректировки ранее утвержденной проектно-сметной 
документации в связи с изменением проектных решений и 
технико-экономических показателей, документация подлежит повторному 
рассмотрению. 
     22. Договор на экспертизу заключается с заказчиком или по его решению 
с проектной организацией-разработчиком проекта. Не допускается заключение 
договора на экспертизу через посреднические организации. 

           Глава 8. Сроки проведения экспертизы
     
     23. Срок проведения комплексной государственной экспертизы 
документации на строительство принимается в зависимости от трудоемкости 
экспертизы и, как правило, не должен превышать 45 дней. 
     24. Срок корректировки документации на строительство по замечаниям и 
предложениям экспертизы, как правило, не должен превышать 30 дней. 
     25. Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и 
вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продолжительности 
комплексной экспертизы документации на строительство. 
     26. Сроки начала и окончания экспертизы устанавливаются договором на 
проведение экспертизы.


(Специалист: Цай Л.Г.
Корректор: Склярова И.)