1. Утвердить Инструкцию о порядке представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на продукцию хозяйствующих субъектов - естественных монополистов (прилагается).
2. Начальнику главного управления ценовой политики, Папондопуло
Е.Н. и начальнику юридического отдела Нурабаевой А.К. произвести регистрацию Инструкции в Министерстве юстиции Республики Казахстан. 3. Начальнику организационно-кадрового управления Салтыбаевой А.С. довести Инструкцию до территориальных комитетов по ценовой и антимонопольной политике и заинтересованных министерств и ведомств. Председатель Комитета Инструкция о порядке представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов - естественных монополистов I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов - естественных монополистов, а также повышение качественного уровня подготовки всех технико-экономических обоснований к проектам цен и тарифов.
1.2. Установленный в Инструкции порядок распространяется на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов - естественных монополистов (в дальнейшем хозяйствующие субъекты), на которую в соответствии с действующим законодательством предусмотрено государственное регулирование цен и, которые включены в Государственный регистр хозяйствующих субъектов естественных монополий Республики Казахстан.
II. Порядок и сроки представления,
рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов
2.1. Проекты цен и тарифов разрабатываются в связи с пересмотром действующих цен и тарифов на продукцию и услуги при изменении условий их производства и реализации, а также истечением срока действия ранее установленных цен и тарифов с ограниченным сроком действия.
Цены и тарифы устанавливаются при наличии необходимых нормативных, расчетных и других материалов по их обоснованию.
2.2. Проекты цен и тарифов представляются:
- министерствами и ведомствами, хозяйствующими субъектами по номенклатуре продукции и услуг, цены и тарифы на которые устанавливаются Государственным комитетом Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике;
- хозяйствующими субъектами по номенклатуре продукции и услуг, цены и тарифы на которые устанавливаются территориальными комитетами по ценовой и антимонопольной политике.
2.3. Проекты цен (постановлений) рассматриваются на Коллегии Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (территориальных комитетов) и утверждаются постановлением Комитета.
2.4. Проекты цен и тарифов представляются в органы, уполномоченные утверждать цены, не позднее, чем за один месяц до начала квартала или истечения срока действия ранее установленной цены.
2.5. Органы, уполномоченные устанавливать цены, в 20-дневный срок со дня получения всех необходимых для утверждения цен и тарифов материалов, но не более чем за 10 дней до дня их введения, рассматривают представленные проекты и принимают соответствующее решение. При принятии решения органы по ценовой и антимонопольной политики обязаны рассматривать информацию, предоставляемую всеми заинтересованными сторонами.
В случаях представления в органы, уполномоченные устанавливать цены, материалов по обоснованию цен и тарифов не в полном объеме или с экономически не обоснованными расчетами, запросы о направлении необходимых материалов, а также возвращение представленных проектов на доработку производится в течение 6 дней со дня получения соответствующих проектов цен. Министерства, ведомства и хозяйствующие субъекты обязаны в недельный срок представить все необходимые дополнительные материалы.
Органы по ценовой и антимонопольной политике при получении в указанный срок необходимых материалов в недельный срок принимают решения об утверждении цен и тарифов.
2.6. При утверждении цен одновременно на республиканском и региональном уровнях устанавливаются следующие сроки рассмотрения предложений:
7 дней - для Государственного комитета по ценовой и антимонопольной политике;
в течение 5 дней после установления цен на республиканском уровне представляются проекты цен хозяйствующими субъектами в территориальные комитеты по ценовой и антимонопольной политике;
8 дней - для территориальных комитетов по ценовой и антимонопольной политике.
2.7. В случаях, когда органами, уполномоченными утверждать цены и тарифы, вносятся изменения в их уровень, разногласия рассматриваются с участием министерств, ведомств, хозяйствующих субъектов, представивших проекты цен и тарифов, и органы, уполномоченные устанавливать цены, принимают окончательное решение.
2.8. Органы, уполномоченные утверждать цены, оперативно информируют о принятом решении министерства (ведомства) и хозяйствующие субъекты, представившие проекты цен. Обеспечение информацией об утвержденных ценах основных заказчиков продукции (услуг) и заинтересованных министерств (ведомств) производится министерствами, ведомствами и хозяйствующими субъектами. В целях защиты прав потребителей хозяйствующие субъекты обязаны заблаговременно известить потребителей об изменении цен и тарифов в средствах массовой информации. К хозяйствующим субъектам -
естественным монополистам, нарушившим порядок заблаговременного уведомления потребителей об изменении цен и тарифов, применяются экономические санкции в установленном порядке. III. Материалы, представляемые в органы, уполномоченные устанавливать цены 3.1. Проекты цен (тарифов) представляются в форме проектов прейскурантов или проектов постановлений органов, уполномоченных устанавливать цены. 3.2. Вместе с проектами новых цен (постановлений) представляются: - объяснительная записка, в которой указывается причины необходимости пересмотра цен, обоснование проектируемого уровня цены; - калькуляционные материалы (форма 1 и приложения к ней); - смета затрат на производство (форма 2); - расчет влияния изменения цен на объем продукции (услуг) и прибыль (форма 3); - баланс предприятия за предыдущий период (форма N 1 по ОКУД); - отчет об использовании прибыли;
- итоги финансовой деятельности за предыдущий период (квартал) и ожидаемые за отчетный квартал (форма N 2 по ОКУД, статистическая форма 1-ф).
3.3. Хозяйствующие субъекты - естественные монополисты, реализующие свою продукцию (услуги) по свободным ценам (тарифам), при их изменении в органы, регулирующие цены, вместе с заблаговременным извещением об уровне новых цен (тарифов) представляют:
- объяснительную записку, в которой указываются причины пересмотра цен, и их обоснование;
- отчет об использовании прибыли.
3.4. Данные в представляемых материалах заполняются на основании показателей соответствующих форм статистической и бухгалтерской отчетности.
IV. Порядок рассмотрения проектов цен и
тарифов органами, уполномоченными утверждать цены
4.1. При рассмотрении проектов цен необходимо руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов предприятия, (отраслевым положением о составе затрат, утвержденным в установленном порядке), а также Особым порядком формирования состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой хозяйствующими субъектами-естественными монополистами, и прибыли для расчета цен, утвержденным Государственным комитетом Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике.
При этом необходимо:
проверить соответствие норм расхода сырья и материалов, амортизационных отчислений, командировочных расходов и пр. действующим нормам, утвержденным в установленном порядке;
установить влияние на изменение себестоимости стоимости основных видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии и транспортных расходов;
проверить расчет расходов на оплату труда, размер должностных окладов работников управленческого персонала исходя из того, что они должны определяться с учетом Единой тарифной сетки, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 января 1996 года N 31 P960031_ "Об оплате труда работников отраслей экономики Республики Казахстан", сравнить проектируемые расходы на оплату труда с фактическими за предыдущий (или отчетный) период, а также с среднеотраслевой заработной платой;
сопоставить темпы роста объемов производства и уровня себестоимости продукции, работ (услуг). Установить, имеется ли возможность снижения себестоимости.
4.2. При определении уровня прибыли должны учитываться необходимые средства для уплаты налогов и платежей, предусмотренных законодательством, и для развития отрасли (хозяйствующего субъекта). При этом, следуем обратить внимание на причины отклонения фактической прибыли от расчетной, принятой при установлении цен и тарифов ранее, а также ее использование по направлениям.
V. Ответственность за несоблюдение порядка,
предусмотренного настоящей Инструкцией
5.1. При предоставлении материалов, необходимых для утверждения цен, позже сроков, предусмотренных настоящей Инструкцией, орган, устанавливающий цены, вправе не рассматривать предложения об изменении цен и тарифов на предстоящий период.
5.2. Во время действия утвержденной цены, органом, установившем ее, проводится оценка данных, представленных при определении уровня цены, в соответствии с Положением "О порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов", утвержденным постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 27 февраля 1996 г. N 2/53.
При выявлении значительных отклонений оперативных данных,
представленных в обоснование цен и тарифов от фактических, орган, уполномоченный утверждать цену, имеет право отменить свое решение о повышении этих цен или снизить уровень действующей цены. 5.3. За предоставление министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами заведомо недостоверных или ложных сведений должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Форма 1 ________________________ (министерство, ведомство) _______________________________________________________________ (объединение (предприятие)-изготовитель, город, N телефона) КАЛЬКУЛЯЦИЯ на__________________________________________ (наименование продукции (услуг)) Действующая цена, тенге_______________ Дата утверждения "__"________199__г. Калькуляционная единица_______________
(в тенге и тиынах)ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДД
Наименование статей иі Фактически іОперативныеіПроектируемые затрат и других і за предыдущий і данные за і данные для показателей іпериод (квартал)і отчетный і расчета і і квартал і цены ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДД 1 і 2 і 3 і 4 ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДД 1. Сырье и материалы 2. Покупные изделия и полуфабрикаты 3. Вспомогательные материалы 4. Топливо на технологические цели 5. Энергия на технологические цели 6. Основная заработная плата производственных рабочих в том числе доплаты (премии) 7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих 8. Отчисления на социальное страхование 9. Отчисления в Фонд содействия занятости 10.Расходы по подготовке и освоению производства 11.Общепроизводственные расходы 12.Общехозяйственные расходы 13.Отчисления в дорожный фонд 14.Прочие расходы 15.Итого себестоимость продукции 16.Прибыль 17.Цена предприятия Справочно: - Рентабельность к себестоимости, в % - Выпуск продукции (услуг) в натуральном выражении - Удельный вес данной продукции (услуг) в общем объеме предприятия Начальник планового отдела Главный бухгалтер Директор Указания к заполнению формы 1
Калькуляции себестоимости продукции составляются в соответствии с требованиями отраслевых положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) с приложением расшифровки материальных, трудовых и прочих затрат. С учетом отраслевых особенностей и особенностей технологии производства продукции и оказания услуг форма 1 и приложения к ней могут быть изменены по согласованию с органом, утверждающим цены.
Расшифровка материальных, трудовых и прочих затрат составляются к проектируемой калькуляции себестоимости продукции (услуг), на которую устанавливается цена.
В тех случаях, когда продукция (услуги) производится на нескольких предприятиях, калькуляции себестоимости представляются по каждому предприятию.
При значительных отклонениях проектируемых затрат по сравнению с отчетными (нормативными) данными в объяснительной записке указывается причина, за счет чего произошли эти изменения. # Приложение 1 к форме 1
Расшифровка
материальных затрат к калькуляции себестоимости
для расчета цены (тарифа)______________________
(в тенге и тиынах)ДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
Наименованиеі Единица і Затраты на единицу по нормам, материалов іизмерения і учтенным при расчете цены і ЕДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДД і і нормы расхода і цена і сумма ДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДД 1 і 2 і 3 і 4 і 5 ДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДД Сырье и материалы ................. Покупные изделия и полуфабрикаты ................. Вспомогательные материалы ................. Топливо ................. Энергия ................. Начальник планового отдела Главный бухгалтер Приложение 2 к форме 1 Расшифровка затрат по статье "основная заработная плата производственных рабочих" к калькуляции себестоимости для расчета цены (тарифа) на____________________________
(в тенге и тиынах)ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
Виды работ і Учтено при расчете цены ГДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДД і трудоемкость і стоимость і сумма і по нормам і нормочаса і заработной і і і платы ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДД 1 і 2 і 3 і 4 ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДД Сдельные работы ............... Доплаты (премии) процент сумма Итого с учетом доплат Повременные работы ............... Премии процент сумма Итого Всего Выплаты по районному, отраслевому и т.д. коэффициентам Начальник отдела труда и заработной платы Приложение 3 к форме 1 Расшифровка общепроизводственных и общезаводских расходов
(в тенге)ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
і В целом по предприятию Статьи расходов ГДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДД і Фактически і Оперативные іПроектируемые і за і данные за і данные і предыдущий і отчетный ідля расчета і период і квартал і цены і (квартал) 2 0і 2 0і ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДД 1 і 2 і 3 і 4 ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДД I. Общепроизводственные расходы .................... II.Общехозяйственные расходы .................... Начальник планового отдела Главный бухгалтер Форма 2 ____________________________ (министерство, ведомство) ____________________________ (предприятие, организация) СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО (в тыс.тенге) ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД і В целом по предприятию Наименование статей ГДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДД затрат *) и і Фактически і Оперативные іПроектируемые других показателей і за і данные за і данные і предыдущий і отчетный ідля расчета і период і квартал і цены і (квартал) 2 0і 2 0і ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДД 1 і 2 і 3 і 4 ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДД 1. Сырье и материалы 2. Топливо 3. Энергия 4. Заработная плата 5. Отчисления на социальное страхование 6. Амортизация основных фондов 7. Прочие расходы **) Итого затрат на производство Справочно: - Товарная продукция в действующих ценах - Прибыль - Фонд оплаты труда в том числе производственных рабочих - Общая численность, чел. в том числе производственных рабочих - Стоимость основных производственных фондов - Рентабельность, в %, к себестоимости к стоимости производственных фондов _____________________________ *) Наименование статей затрат указывается с учетом отраслевых особенностей. **) Составляется полная расшифровка расходов, включенных в эту статью. Начальник планового отдела Главный бухгалтер Форма 3 Основные экономические показатели при изменении цен и тарифов ДДДДДДВДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД Наиме-іСтои- і Объем товарной продукции і Рентабельность, в % нова- імость і на____квартал 199__г. ГДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДД ние іпроиз- і тыс.тенге і к себестои- і к произ- пред- іводст- ГДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДө мости іводственным прия- івенных іпо се-ів ценах предприятияі і фондам тия іфондов ібесто-ГДДДДДДДДДДВДДДДДДДДЕДДДДДДВДДДДДДЕДДДДДВДДДДДДД і тыс. іимостиідо измене-іпосле изі до іпосле ідо іпосле ітенге і і ния і мененияі изме-іизме- іизме-іизме- і і і і і ненияінения іненияінения ДДДДДДЕДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДЕДДДДД 1 і 2 і 3 і 4 і 5 і 6 і 7 і 8 і 9 ДДДДДДБДДДДДДДБДДДДДДБДДДДДДДДДДБДДДДДДДДБДДДДДДБДДДДДДБДДДДДБДДДДД
Примечание. Данные показываются в целом по предприятию (объединению), в том числе по продукции (услугам), на которые пересматриваются цены.
Начальник планового отдела