1. Утвердить Инструкцию о порядке представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на продукцию хозяйствующих субъектов - естественных монополистов (прилагается).
2. Начальнику главного управления ценовой политики, Папондопуло
Е.Н. и начальнику юридического отдела Нурабаевой А.К. произвести регистрацию Инструкции в Министерстве юстиции Республики Казахстан. 3. Начальнику организационно-кадрового управления Салтыбаевой А.С. довести Инструкцию до территориальных комитетов по ценовой и антимонопольной политике и заинтересованных министерств и ведомств. Председатель Комитета Инструкция о порядке представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов - естественных монополистов I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов - естественных монополистов, а также повышение качественного уровня подготовки всех технико-экономических обоснований к проектам цен и тарифов.
1.2. Установленный в Инструкции порядок распространяется на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов - естественных монополистов (в дальнейшем хозяйствующие субъекты), на которую в соответствии с действующим законодательством предусмотрено государственное регулирование цен и, которые включены в Государственный регистр хозяйствующих субъектов естественных монополий Республики Казахстан.
II. Порядок и сроки представления,
рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов
2.1. Проекты цен и тарифов разрабатываются в связи с пересмотром действующих цен и тарифов на продукцию и услуги при изменении условий их производства и реализации, а также истечением срока действия ранее установленных цен и тарифов с ограниченным сроком действия.
Цены и тарифы устанавливаются при наличии необходимых нормативных, расчетных и других материалов по их обоснованию.
2.2. Проекты цен и тарифов представляются:
- министерствами и ведомствами, хозяйствующими субъектами по номенклатуре продукции и услуг, цены и тарифы на которые устанавливаются Министерством экономики и торговли Республики Казахстан;
- хозяйствующими субъектами по номенклатуре продукции и услуг, цены и тарифы на которые устанавливаются территориальными управлениями по ценовой и антимонопольной политике. <*>
Сноска. Пункт 2.2 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
2.3. Проекты цен рассматриваются на Комиссии по вопросам регулирования цен Министерства экономики и торговли Республики Казахстан (коллегии) и утверждаются приказом Министра (приказом (постановлением) территориальных управлений). <*>
Сноска. Пункт 2.3 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
2.4. Проекты цен и тарифов представляются в органы, уполномоченные утверждать цены, не позднее, чем за один месяц до начала квартала или истечения срока действия ранее установленной цены.
2.5. Органы, уполномоченные устанавливать цены, в 20-дневный срок со дня получения всех необходимых для утверждения цен и тарифов материалов, но не более чем за 10 дней до дня их введения, рассматривают представленные проекты и принимают соответствующее решение. При принятии решения органы, уполномоченные утверждать цены, обязаны рассматривать информацию, предоставляемую всеми заинтересованными сторонами.
В случаях представления в органы, уполномоченные устанавливать цены, материалов по обоснованию цен и тарифов не в полном объеме или с экономически не обоснованными расчетами, запросы о направлении необходимых материалов, а также возвращение представленных проектов на доработку производится в течение 6 дней со дня получения соответствующих проектов цен. Министерства, ведомства и хозяйствующие субъекты обязаны в недельный срок представить все необходимые дополнительные материалы.
Органы, уполномоченные утверждать цены, при получении в указанный срок необходимых материалов в недельный срок принимают решения об утверждении цен и тарифов. <*>
Сноска. Пункт 2.5 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
2.6. При утверждении цен одновременно на республиканском и региональном уровнях устанавливаются следующие сроки рассмотрения предложений:
7 дней - для Министерства экономики и торговли Республики Казахстан;
в течение 5 дней после установления цен на республиканском уровне представляются проекты цен хозяйствующими субъектами в территориальные управления по ценовой и антимонопольной политике;
8 дней - для территориальных управлений по ценовой и антимонопольной политике. <*>
Сноска. Пункт 2.6 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
2.7. В случаях, когда органами, уполномоченными утверждать цены и тарифы, вносятся изменения в их уровень, разногласия рассматриваются с участием министерств, ведомств, хозяйствующих субъектов, представивших проекты цен и тарифов. Одновременно проводятся публичные слушания предлагаемого уровня цен и тарифов с привлечением потребителей продукции: Союза промышленников, Общества по защите прав потребителей и других заинтересованных лиц. Органы, уполномоченные устанавливать цены, принимают окончательное решение по уровню цен. <*>
Сноска. Пункт 2.7 - в новой редакции согласно приказу Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
2.8. Органы, уполномоченные утверждать цены, оперативно информируют о принятом решении министерства (ведомства) и хозяйствующие субъекты, представившие проекты цен. Обеспечение информацией об утвержденных ценах основных заказчиков продукции (услуг) и заинтересованных министерств (ведомств) производится министерствами, ведомствами и хозяйствующими субъектами. В целях защиты прав потребителей хозяйствующие субъекты обязаны заблаговременно известить потребителей об изменении цен и тарифов в средствах массовой информации. К хозяйствующим субъектам - естественным монополистам, нарушившим порядок заблаговременного уведомления потребителей об изменении цен и тарифов, применяются экономические санкции в установленном порядке.
III. Материалы, представляемые в
органы, уполномоченные устанавливать цены
3.1. Проекты цен (тарифов) представляются в форме проектов прейскурантов или проектов постановлений органов, уполномоченных устанавливать цены.
3.2. Вместе с проектами новых цен (постановлений) представляются:
- объяснительная записка, в которой указывается причины необходимости пересмотра цен, обоснование проектируемого уровня цены;
- калькуляционные материалы (форма 1 и приложения к ней);
- смета затрат на производство (форма 2);
- расчет влияния изменения цен на объем продукции (услуг) и доход (прибыль) (форма 3);
- бухгалтерский баланс организации за предыдущий период;
- отчет об использовании дохода (прибыли);
- отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности за предыдущий период (квартал) и ожидаемые за отчетный квартал. <*>
Сноска. Пункт 3.2 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
3.3. Хозяйствующие субъекты - естественные монополисты, реализующие свою продукцию (услуги) по свободным ценам (тарифам), при их изменении в органы, регулирующие цены, вместе с заблаговременным извещением об уровне новых цен (тарифов) представляют:
- объяснительную записку, в которой указываются причины пересмотра цен, и их обоснование;
- отчет об использовании дохода (прибыли). <*>
Сноска. Пункт 3.3 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
3.4. Данные в представляемых материалах заполняются на основании показателей соответствующих форм статистической и бухгалтерской отчетности.
IV. Порядок рассмотрения проектов цен и
тарифов органами, уполномоченными утверждать цены
4.1. При рассмотрении проектов цен необходимо руководствоваться Стандартами бухгалтерского учета, утвержденными Национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерскому учету, также Особым порядком формирования цен на продукцию (работы, услуги), производимую и реализуемую хозяйствующими субъектами- естественными монополистами, утвержденным Государственным комитетом Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике.
При этом необходимо:
проверить соответствие норм расхода сырья и материалов, амортизационных отчислений, командировочных расходов и пр. действующим нормам, утвержденным в установленном порядке;
установить влияние на изменение себестоимости стоимости основных видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии и транспортных расходов;
проверить расчет расходов на оплату труда, размер должностных окладов работников управленческого персонала, их соответствие действующим положениям по оплате труда, сравнить проектируемые расходы на оплату труда с фактическими за предыдущий (или отчетный) период, а также с среднеотраслевой заработной платой;
сопоставить темпы роста объемов производства и уровня себестоимости продукции, работ (услуг). Установить, имеется ли возможность снижения себестоимости.
В отраслях с сезонными колебаниями объемов производства при установлении цен принимаются данные в расчете на год. <*>
Сноска. Пункт 4.1 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
4.2. При определении уровня дохода (прибыли) должны учитываться необходимые средства для уплаты налогов и платежей, предусмотренных законодательством, и для развития отрасли (хозяйствующего субъекта). При этом, следует обратить внимание на причины отклонения фактического уровня дохода (прибыли) от расчетного, принятого при установлении цен и тарифов ранее, а также его использование по направлениям. <*>
Сноска. Пункт 4.2 - с изменениями, внесенными приказом Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162.
V. Ответственность за несоблюдение порядка,
предусмотренного настоящей Инструкцией
5.1. При предоставлении материалов, необходимых для утверждения цен, позже сроков, предусмотренных настоящей Инструкцией, орган, устанавливающий цены, вправе не рассматривать предложения об изменении цен и тарифов на предстоящий период.
5.2. Во время действия утвержденной цены, органом, установившем ее, проводится оценка данных, представленных при определении уровня цены, в соответствии с Положением "О порядке регулирования и контроля за фактическими затратами хозяйствующих субъектов - естественных монополистов", утвержденным постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 27 февраля 1996 г. N 2/53.
При выявлении значительных отклонений оперативных данных, представленных в обоснование цен и тарифов от фактических, орган, уполномоченный утверждать цену, имеет право отменить свое решение о повышении этих цен или снизить уровень действующей цены.
5.3. За предоставление министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами заведомо недостоверных или ложных сведений должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Форма 1 <*>
Сноска. Форма 1 - в новой редакции согласно приказу Министра
экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162. ____________________________ (министерство, ведомство) ___________________________________________________________________ (объединение (предприятие)-изготовитель, город, N телефона) КАЛЬКУЛЯЦИЯ на ____________________________________________ (наименование продукции (услуг)) Действующая цена, тенге ___________________________ Дата утверждения "___" _______________ 199 ____ г. Калькуляционная единица ___________________________ (в тенге и тиынах) -------------------------------------------------------------------- Наименование статей ! Фактически !Оперативные !Проектируемые затрат и !за предыдущий!данные за !данные для других показателей !период !отчетный !расчета !(квартал) !квартал ! цены -------------------------------------------------------------------- А. Прямые затраты I. Материальные затраты 1. Сырье и материалы 2. Покупные изделия и полуфабрикаты 3. Вспомогательные материалы 4. Топливо на технологические цели 5. Энергия на технологические цели II. Затраты на оплату труда 6. Основная заработная плата производственных рабочих в том числе доплаты (премии) 7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих 8. Отчисления на социальное страхование 9. Отчисления в Фонд содействия занятости Б. Прочие производственные затраты 10. Накладные расходы (затраты, непосредственно связанные с производством продукции) 11. Итого производственная себестоимость В. Расходы периода 12. Общие и административные расходы (эатраты, связанные с управлением и организацией производства) 13. Отчисления в дорожный фонд 14. Расходы по реализации (сбыту) продукции 15. Всего расходов Г. Доход 16. Доход (прибыль) 17. Цена предприятия Справочно: - Рентабельность к себестоимости, в % - Выпуск продукции (услуг) в натуральном выражении - Удельный вес данной продукции (услуг) в общем объеме предприятия Начальник планового отдела Главный бухгалтер Директор Указания к заполнению формы 1
Калькуляции себестоимости продукции составляются в соответствии со Стандартами бухгалтерского учета с приложением расшифровки материальных, трудовых и прочих затрат. С учетом отраслевых особенностей и особенностей технологии производства продукции и оказания услуг форма 1 и приложения к ней могут быть изменены по согласованию с органом, утверждающим цены.
Расшифровки материальных, трудовых и прочих затрат составляются
к проектируемой калькуляции себестоимости продукции (услуг), на которую устанавливается цена. В тех случаях, когда продукция (услуги) производится на нескольких предприятиях, калькуляции себестоимости представляются по каждому предприятию. При значительных отклонениях проектируемых затрат по сравнению с отчетными (нормативными) данными в объяснительной записке указывается причина, за счет чего произошли эти изменения. Приложение 1 к форме 1 Расшифровка материальных затрат к калькуляции себестоимости для расчета цены (тарифа)______________________ (в тенге и тиынах) -------------------------------------------------------------------- Наименование| Единица | Затраты на единицу по нормам, материалов |измерения | учтенным при расчете цены | +-------------------------------------- | | нормы расхода | цена | сумма -----------------+----------+----------------+--------+------------ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ------------------------------------------------------------------- Сырье и материалы ................. Покупные изделия и полуфабрикаты ................. Вспомогательные материалы ................. Топливо ................. Энергия ................. Начальник планового отдела Главный бухгалтер Приложение 2 к форме 1 Расшифровка затрат по статье "основная заработная плата производственных рабочих" к калькуляции себестоимости для расчета цены (тарифа) на____________________________ (в тенге и тиынах) -------------------------------------------------------------------- Виды работ | Учтено при расчете цены +----------------------------------------- | трудоемкость | стоимость | сумма | по нормам | нормочаса | заработной | | | платы --------------------------+---------------+-----------+------------- 1 | 2 | 3 | 4 -------------------------------------------------------------------- Сдельные работы ............... Доплаты (премии) процент сумма Итого с учетом доплат Повременные работы ............... Премии процент сумма Итого Всего Выплаты по районному, отраслевому и т.д. коэффициентам Начальник отдела труда и заработной платы
Приложение 3 к форме 1 <*>
Сноска. Приложение 3 к форме 1 - в новой редакции согласно приказу
Министра экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162. Расшифровка накладных расходов (в тенге) -------------------------------------------------------------------- ! В целом по предприятию Статьи расходов !--------------------------------------- !Фактически !Оперативные!Проектируемые !за предыдущий!данные за !данные !период !отчетный !для расчета !(квартал) !квартал !цены -------------------------------------------------------------------- Накладные расходы: .......................... .......................... .......................... .......................... Итого: Принятая база распределения для расчета на единицу продукции: ___________________________ Накладные расходы в %% к базе распределения Начальник планового отдела Главный бухгалтер
Приложение 4 к форме 1 <*>
Сноска. Форма 1 - дополнена Приложением 4 согласно приказу Министра
экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162. Расшифровка общих и административных расходов (в тенге) -------------------------------------------------------------------- ! В целом по предприятию Статьи расходов !--------------------------------------- !Фактически !Оперативные!Проектируемые !за предыдущий!данные за !данные для !период !отчетный !расчета цены !(квартал) ! квартал ! -------------------------------------------------------------------- Общие и административные расходы: ............................ ............................ ............................ ............................ Итого: Принятая база распределения для расчета на единицу продукции: --------------------------- Общие и административные расходы в %% к базе распределения Начальник планового отдела главный бухгалтер
Форма 2 <*>
Сноска. Форма 2 - в новой редакции согласно приказу Министра
экономики и торговли Республики Казахстан от 5 сентября 1997 г. N 162. ____________________________ (министерство, ведомство) ____________________________ (предприятие, организация) СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО (в тыс.тенге) -------------------------------------------------------------------- ! В целом по предприятию Наименование статей !---------------------------------------- затрат *) и !Фактически !Оперативные !Проектируемые других показателей !за предыдущий!данные за !данные для !период !отчетный !расчета !(квартал) !квартал !цены -------------------------------------------------------------------- 1. Сырье и материалы 2. Топливо 3. Энергия 4. Заработная плата 5. Отчисления на социальное страхование 6. Амортизация основных фондов 7. Прочие расходы **) Итого затрат на производство Справочно: Стоимость реализованной продукции в действующих ценах Доход (прибыль) Фонд оплаты труда в том числе производственных рабочих Общая численность, чел. в том числе производственных рабочих Стоимость основных производственных фондов Рентабельность, в %, к себестоимости к стоимости производственных фондов ------------------------------ *) Наименование статей затрат указывается с учетом отраслевых особенностей. **) Составляется полная расшифровка расходов, включенных в эту статью. Начальник планового отдела Главный бухгалтер Форма 3 Основные экономические показатели при изменении цен и тарифов -------------------------------------------------------------------- Наиме-|Стои- | Объем товарной продукции | Рентабельность, в % нова- |мость | на____квартал 199__г. +--------------------------- ние |произ- | тыс.тенге | к себестои- | к произ- пред- |водст- +--------------------------| мости |водственным прия- |венных |по се-|в ценах предприятия| | фондам тия |фондов |бесто-+-------------------+-------------+------------- | тыс. |имости|до измене-|после из| до |после |до |после |тенге | | ния | менения| изме-|изме- |изме-|изме- | | | | | нения|нения |нения|нения ------+-------+------+----------+--------+------+------+-----+----- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 -------------------------------------------------------------------
Примечание. Данные показываются в целом по предприятию (объединению), в том числе по продукции (услугам), на которые пересматриваются цены.
Начальник планового отдела