ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647) следующие изменения и дополнения:
1) в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. В настоящем Стандарте используются следующие понятия:
1) критерии – обоснованные и достижимые эталонные нормы, показатели, на основании которых проверяется соблюдение объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации;
2) базовые критерии – показатели, используемые при оценке и проверке объекта государственного аудита вне зависимости от направлений аудита соответствия на предмет законности, достоверности и добросовестности.
7. Целью аудита соответствия является обоснованное выражение мнения о соблюдении объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, регулирующего сферу деятельности объекта государственного аудита, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации при обеспечении поступлений средств бюджета и использовании бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, а также внебюджетных фондов.";
подпункт 4) пункта 8 изложить в следующей редакции:
"4) реализация итогов аудита соответствия посредством осуществления мониторинга и контроля выполнения рекомендаций.";
подпункт 4) пункта 11 изложить в следующей редакции:
"4) мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита.";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Примерный перечень вопросов, изучаемых в ходе предварительного изучения объекта государственного аудита приведен в приложении к настоящему Стандарту.
Процедуры аудиторской выборки, примерный перечень аудиторских вопросов и критериев по направлениям аудита соответствия, а также примеры факторов, связанных с оценкой рисков приведены в Методологическом руководстве по применению настоящего Стандарта.";
подпункты 2) и 3) пункта 15 изложить в следующей редакции:
"2) достоверность – правильность, точность и полнота отраженных или представленных данных в отчетах, информациях и документах, составляемых объектом государственного аудита в соответствии с фактическим состоянием (действием/бездействием);
3) добросовестность – соблюдение норм этики, принципа транспарентности и принятие мер по предупреждению коррупции.";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Государственные аудиторы должны обеспечить, чтобы планируемые к применению критерии достоверно отражали предмет аудита в полном объеме. В случаях, когда объем аудита ограничен согласно программе аудита и может охватывать лишь некоторые области законодательства, то такого рода ограничения области государственного аудита должны быть четко отражены в отчете государственного аудитора.";
пункт 26 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) соблюдение принципов прозрачности, подотчетности и обеспечение принятия мер по предупреждению коррупции.";
пункт 51 изложить в следующей редакции:
"51. Результаты проведенного аудита соответствия по каждому из объектов государственного аудита оформляются аудиторским отчетом в порядке и по форме, определенным Правилами.";
пункты 53 и 54 изложить в следующей редакции:
"53. Порядок составления, оформления аудиторского заключения и предписаний по итогам аудита соответствия, а также осуществления мониторинга и контроля за исполнением рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении, предписания определены Правилами.
54. Порядок проведения контроля качества документов, составляемых государственными аудиторами в ходе аудита на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля, определен Правилами и Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647) .";
приложение к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению;
2) в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. При проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия привлекаемые Эксперты руководствуются законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле, в том числе стандартами государственного аудита и финансового контроля, Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21070) (далее – Правила) и иными нормативными правовыми актами.";
дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
"7-1. Эксперты привлекаются к проведению государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия с отрывом или частичным отрывом от основной трудовой деятельности (в том числе дистанционное участие).
Если в качестве Эксперта выступает специалист юридического лица, его участие согласовывается с руководителем соответствующего юридического лица.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Необходимость привлечения экспертов к проведению внешнего государственного аудита и экспертно-аналитического мероприятия определяется при:
1) составлении заявки на проведение аудиторского мероприятия Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии);
2) формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год;
3) предварительном изучении объектов государственного аудита;
4) формировании Плана работы Высшей аудиторской палаты и ревизионных комиссий на соответствующий год для привлечения экспертов к экспертно-аналитическим мероприятиям;
5) в ходе проведении аудиторского мероприятия.";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Заключение подписывается и полистно парафируется Экспертами, подготовившими Заключение. Если в качестве Экспертов выступает юридическое лицо заключение парафируется и подписывается Экспертами, подписывается руководителем юридического лица с проставлением печати (при наличии). В случае участия Эксперта в проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия на последнем листе указываются должности, фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностных лиц объекта государственного аудита и финансового контроля, с ведома которых осуществлялась деятельность Экспертов.
В случае, если выводы или рекомендации Эксперта не были учтены в аудиторском отчете, к заключению прилагается особое мнение Эксперта.".
2. Департаменту международного сотрудничества и методологии аппарата Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.
4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
|
Председатель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Примерный перечень вопросов, изучаемых в ходе предварительного изучения деятельности объекта государственного аудита *
Вопросы | Источники информации |
1 | 2 |
1. Аудит соответствия (общие вопросы)** | |
Деятельность объекта государственного аудита | Нормативные правовые акты, информационно-правовые системы |
Учредительные документы объекта государственного аудита (Положение, Устав, документы, регламентирующие деятельность объекта государственного аудита), паспорт деятельности администратора бюджетных программ | |
Структура объекта государственного аудита, включая территориальные подразделения и подведомственные организации | |
Изъятие правоохранительными органами и (или) органами национальной безопасности правоустанавливающих документов | |
Результаты предыдущего аудиторского мероприятия по объекту государственного аудита | Аудиторские отчеты, постановления органа государственного аудита и меры, принятые объектом государственного аудита по итогам аудиторского мероприятия |
Деятельность службы внутреннего аудита объекта государственного аудита | Положение о службе внутреннего аудита, годовой план аудиторских мероприятий, отчеты о результатах внутреннего аудита, сводная информация о деятельности служб внутреннего аудита (ежеквартальная информация Министерства финансов Республики Казахстан) |
Своевременное и качественное исполнение бюджета администратором бюджетных программ | Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за соответствующий отчетный год (информация Министерства финансов Республики Казахстан), сводный план финансирования по обязательствам, индивидуальный план финансирования по обязательствам и платежам, паспорт бюджетной программы администратора бюджетных программ |
Национальный план развития Республики Казахстан, планы развития (планы мероприятий) субъектов квазигосударственного сектора в части касающейся объекта государственного аудита, план развития государственных органов | Отчеты об исполнении Национального плана развития Республики Казахстан (планов мероприятий), планов развития (планов мероприятий) субъектов квазигосударственного сектора в части касающейся объекта государственного аудита, планов развития государственных органов. |
Способы проведения государственных закупок, номенклатура товаров, работ и услуг, сроки поставки товаров, работ и услуг в пределах выделенных средств из бюджета | Годовой план государственных закупок, уточненный план государственных закупок (информационные системы) |
Накопленная информация об объекте государственного аудита | Информационные базы проверяемого объекта государственного аудита, официальные статистические данные, данные средств массовой информации |
Обращения (жалобы) физических и юридических лиц относительно действий (бездействий) должностных лиц объектов государственного аудита (при наличии) | |
Примечание:
*Данный перечень не является исчерпывающим. В ходе проведения аудиторского мероприятия допускается запрос дополнительных документов и (или) информации.
**При предварительном изучении изучаются общие вопросы, а также вопросы относящиеся к аудиту соответствия, в зависимости от цели государственного аудита.