О внесении изменений и дополнений в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ «Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля

Нормативное постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 10 октября 2025 года № 12-НҚ

Действующий

      ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647) следующие изменения и дополнения:

      1) в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия, утвержденном указанным нормативным постановлением:

      пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

      "6. В настоящем Стандарте используются следующие понятия:

      1) критерии – обоснованные и достижимые эталонные нормы, показатели, на основании которых проверяется соблюдение объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации;

      2) базовые критерии – показатели, используемые при оценке и проверке объекта государственного аудита вне зависимости от направлений аудита соответствия на предмет законности, достоверности и добросовестности.

      7. Целью аудита соответствия является обоснованное выражение мнения о соблюдении объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, регулирующего сферу деятельности объекта государственного аудита, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации при обеспечении поступлений средств бюджета и использовании бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, а также внебюджетных фондов.";

      подпункт 4) пункта 8 изложить в следующей редакции:

      "4) реализация итогов аудита соответствия посредством осуществления мониторинга и контроля выполнения рекомендаций.";

      подпункт 4) пункта 11 изложить в следующей редакции:

      "4) мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита.";

      пункт 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Примерный перечень вопросов, изучаемых в ходе предварительного изучения объекта государственного аудита приведен в приложении к настоящему Стандарту.

      Процедуры аудиторской выборки, примерный перечень аудиторских вопросов и критериев по направлениям аудита соответствия, а также примеры факторов, связанных с оценкой рисков приведены в Методологическом руководстве по применению настоящего Стандарта.";

      подпункты 2) и 3) пункта 15 изложить в следующей редакции:

      "2) достоверность – правильность, точность и полнота отраженных или представленных данных в отчетах, информациях и документах, составляемых объектом государственного аудита в соответствии с фактическим состоянием (действием/бездействием);

      3) добросовестность – соблюдение норм этики, принципа транспарентности и принятие мер по предупреждению коррупции.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Государственные аудиторы должны обеспечить, чтобы планируемые к применению критерии достоверно отражали предмет аудита в полном объеме. В случаях, когда объем аудита ограничен согласно программе аудита и может охватывать лишь некоторые области законодательства, то такого рода ограничения области государственного аудита должны быть четко отражены в отчете государственного аудитора.";

      пункт 26 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

      "6) соблюдение принципов прозрачности, подотчетности и обеспечение принятия мер по предупреждению коррупции.";

      пункт 51 изложить в следующей редакции:

      "51. Результаты проведенного аудита соответствия по каждому из объектов государственного аудита оформляются аудиторским отчетом в порядке и по форме, определенным Правилами.";

      пункты 53 и 54 изложить в следующей редакции:

      "53. Порядок составления, оформления аудиторского заключения и предписаний по итогам аудита соответствия, а также осуществления мониторинга и контроля за исполнением рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении, предписания определены Правилами.

      54. Порядок проведения контроля качества документов, составляемых государственными аудиторами в ходе аудита на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля, определен Правилами и Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647) .";

      приложение к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению;

      2) в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденном указанным нормативным постановлением:

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. При проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия привлекаемые Эксперты руководствуются законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле, в том числе стандартами государственного аудита и финансового контроля, Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21070) (далее – Правила) и иными нормативными правовыми актами.";

      дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:

      "7-1. Эксперты привлекаются к проведению государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия с отрывом или частичным отрывом от основной трудовой деятельности (в том числе дистанционное участие).

      Если в качестве Эксперта выступает специалист юридического лица, его участие согласовывается с руководителем соответствующего юридического лица.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Необходимость привлечения экспертов к проведению внешнего государственного аудита и экспертно-аналитического мероприятия определяется при:

      1) составлении заявки на проведение аудиторского мероприятия Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии);

      2) формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год;

      3) предварительном изучении объектов государственного аудита;

      4) формировании Плана работы Высшей аудиторской палаты и ревизионных комиссий на соответствующий год для привлечения экспертов к экспертно-аналитическим мероприятиям;

      5) в ходе проведении аудиторского мероприятия.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Заключение подписывается и полистно парафируется Экспертами, подготовившими Заключение. Если в качестве Экспертов выступает юридическое лицо заключение парафируется и подписывается Экспертами, подписывается руководителем юридического лица с проставлением печати (при наличии). В случае участия Эксперта в проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия на последнем листе указываются должности, фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностных лиц объекта государственного аудита и финансового контроля, с ведома которых осуществлялась деятельность Экспертов.

      В случае, если выводы или рекомендации Эксперта не были учтены в аудиторском отчете, к заключению прилагается особое мнение Эксперта.".

      2. Департаменту международного сотрудничества и методологии аппарата Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.

      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Высшей
аудиторской палаты
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Приложение
к нормативному постановлению
Высшей аудиторской палаты
Республики Казахстан
от 10 октября 2025 года№ 12-НҚ
  Приложение
к Процедурному стандарту
внешнего государственного
аудита и финансового контроля
по проведению аудита соответствия

Примерный перечень вопросов, изучаемых в ходе предварительного изучения деятельности объекта государственного аудита *

Вопросы

Источники информации

1

2

1. Аудит соответствия (общие вопросы)**

Деятельность объекта государственного аудита

Нормативные правовые акты, информационно-правовые системы

Учредительные документы объекта государственного аудита (Положение, Устав, документы, регламентирующие деятельность объекта государственного аудита), паспорт деятельности администратора бюджетных программ

Структура объекта государственного аудита, включая территориальные подразделения и подведомственные организации

Изъятие правоохранительными органами и (или) органами национальной безопасности правоустанавливающих документов

Результаты предыдущего аудиторского мероприятия по объекту государственного аудита

Аудиторские отчеты, постановления органа государственного аудита и меры, принятые объектом государственного аудита по итогам аудиторского мероприятия

Деятельность службы внутреннего аудита объекта государственного аудита

Положение о службе внутреннего аудита, годовой план аудиторских мероприятий, отчеты о результатах внутреннего аудита, сводная информация о деятельности служб внутреннего аудита (ежеквартальная информация Министерства финансов Республики Казахстан)

Своевременное и качественное исполнение бюджета администратором бюджетных программ

Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за соответствующий отчетный год (информация Министерства финансов Республики Казахстан), сводный план финансирования по обязательствам, индивидуальный план финансирования по обязательствам и платежам, паспорт бюджетной программы администратора бюджетных программ

Национальный план развития Республики Казахстан, планы развития (планы мероприятий) субъектов квазигосударственного сектора в части касающейся объекта государственного аудита, план развития государственных органов

Отчеты об исполнении Национального плана развития Республики Казахстан (планов мероприятий), планов развития (планов мероприятий) субъектов квазигосударственного сектора в части касающейся объекта государственного аудита, планов развития государственных органов.

Способы проведения государственных закупок, номенклатура товаров, работ и услуг, сроки поставки товаров, работ и услуг в пределах выделенных средств из бюджета

Годовой план государственных закупок, уточненный план государственных закупок (информационные системы)

Накопленная информация об объекте государственного аудита

Информационные базы проверяемого объекта государственного аудита, официальные статистические данные, данные средств массовой информации

Обращения (жалобы) физических и юридических лиц относительно действий (бездействий) должностных лиц объектов государственного аудита (при наличии)

      Примечание:
*Данный перечень не является исчерпывающим. В ходе проведения аудиторского мероприятия допускается запрос дополнительных документов и (или) информации.
**При предварительном изучении изучаются общие вопросы, а также вопросы относящиеся к аудиту соответствия, в зависимости от цели государственного аудита.