О внесении изменений и дополнений в совместный приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № ҚР ДСМ-152 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 117 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения"

Совместный приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 апреля 2023 года № 57 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 апреля 2023 года № 46. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 апреля 2023 года № 32235. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения РК от 28.06.2024 № 47 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 29.06.2024 № 55.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения РК от 28.06.2024 № 47 и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 29.06.2024 № 55 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЕМ:

      1. Внести в совместный приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № ҚР ДСМ-152 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 117 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 30964) следующие изменения и дополнения:

      В критериях оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденных приложением 1 к указанному приказу:

      пункт 2 изложить в новой редакции:

      "2. В настоящих Критериях используются следующие определения:

      1) балл – количественная мера исчисления риска;

      2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;

      3) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не относящиеся к незначительным и грубым нарушениям в соответствии с подпунктами 2) и 3) настоящего пункта;

      4) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несоблюдение которых повлекло и (или) может повлечь формально допущенные, но не нанесшие какого-либо ощутимого вреда здоровью населения;

      5) массовая угроза – случаи и (или) факторы связанные с деятельностью субъекта (объекта) контроля и надзора, воздействием потенциально опасных химических, физических и биологических веществ (в том числе токсичных, радиоактивных, биологических и химических веществ, ядов и ядовитых веществ, биологических и микробиологических организмов и их токсинов, биологических средств и материалов) создающие угрозу, опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среде возникновением и распространением инфекционных, паразитарных заболеваний и (или) отравлений;

      6) грубые нарушения – умышленное или неосторожное явное и существенное нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несоблюдение которых повлекло и (или) может повлечь вред жизни, здоровью человека и окружающей среде, затрагивающие права и законные интересы физических и юридических лиц;

      7) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля и надзора;

      8) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора;

      9) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля и надзора по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля и надзора от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям;

      10) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;

      11) риск в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта (объекта) жизни или здоровью человека, окружающей среде с учетом степени тяжести его последствий;

      12) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля и надзора, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса;

      13) эпидемически значимые объекты – объекты, производимая продукция и (или) деятельность которых при нарушении требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения может привести к возникновению пищевых отравлений и (или) инфекционных, паразитарных заболеваний среди населения, и (или) нанести вред здоровью населения от физических факторов, промышленных и радиоактивных загрязнений.";

      пункты 4, 5 изложить в следующей редакции:

      "4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (мультикритериальный анализ решений).

      5. На первом этапе по объективным критериям субъекты (объекты) контроля и надзора распределяются по трем степеням риска: высокая, средняя и низкая в соответствии с приложением 1 к настоящим критериям.";

      пункты 9, 10 изложить в следующей редакции:

      "9. На втором этапе для отнесения субъектов (объектов) контроля и надзора к степени риска и отбора при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки на соответствие требованиям, применяются база данных, источники информации для выявления субъектов (объектов) контроля и надзора, нарушающих требования законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля и надзора.

      Процессы сбора и обработки информации в полной мере автоматизируются и предусматривают возможность проверки корректности полученных данных.

      Для определения субъективных критериев оценки степени рисков используются следующие источники информации:

      1) наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора. К неблагоприятным происшествиям относятся регистрация случаев инфекционных заболеваний и (или) паразитарных, групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевые, очагов их распространения;

      2) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;

      3) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора);

      4) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;

      5) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля и надзора;

      6) результаты проведения расследования органами государственного контроля и надзора в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 144-4 Кодекса.";

      дополнить пунктом 13-1 следующего содержания:

      "13-1. При формировании системы оценки рисков с использованием информационных систем, расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, осуществляется согласно перечню субъективных критериев по форме согласно приложению 3 к настоящим критериям.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.

      Rпром = SP + SC, где

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,

      SР – показатель степени риска по нарушениям,

      SC – показатель степени риска по субъективным критериям.

      Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля и надзора однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора каждой сферы государственного контроля и надзора. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля и надзора, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля и надзора одной сферы государственного контроля и надзора, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:

     


      xi – показатель субъективного критерия,

      wi – удельный вес показателя субъективного критерия ,

      n – количество показателей.

      Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:

     


      R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля и надзора,

     

– максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),

     

– минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),

     

– промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям.";

      в приложении 2 к критериям оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

      наименование изложить в следующей редакции:

      "Степени нарушения требований к субъектам (объектам) контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проведении профилактического контроля с посещением, проверок на соответствие требованиям и внеплановых проверок";

      исключить строку следующего содержания:

      "Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора";

      приложение 3 к критериям оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему cовместному приказу.

      2. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет - ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением двадцать шестого, двадцать восьмого, тридцатого и тридцать первого абзацев пункта 1 настоящего приказа, которые вводятся в действие с 1 июля 2024 года.

      и.о. Министра национальной экономики
Республики Казахстан
__________ А. Куантыров
      и.о. Министра здравоохранения
Республики Казахстан
__________ А. Ғиният

      "СОГЛАСОВАНО"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  и.о. Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 4 апреля 2023 года № 46
и и.о. Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 3 апреля 2023 года № 57
  Приложение 3
к критериям оценки степени
риска в сфере
санитарно- эпидемиологического
благополучия населения

Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям

      в сфере/в области/за санитарно-эпидемиологического благополучия населения
в соответствии со статьями 138 и 139 ________________________________
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении
_________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов)
__________________________________________________________________
контроля и надзора

№ п/п

Показатель субъективного критерия

Источник информации по показателю субъективного критерия

Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi

условие 1/значение

условие 2/значение

условие 3/значение

1

2

3

4

5

Для профилактического контроля с посещением

1

Отсутствие либо несвоевременное представление информации о результатах проведенного производственного контроля на производственных объектах (объекты промышленной и радиационной гигиены)

Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора

10 баллов

0

Факт отсутствия


0%

100%


2

Непредставление информации по исполнению рекомендации, выданной в рамках проведенного профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) контроля

5 баллов

0

Факт отсутствия


0%

100%


3

Нарушение участниками внешней экономической деятельности требований по ввозу и декларированию соответствия продукции (товаров)

5 баллов

0

2 и более


0%

100%

4

Отсутствие разрешения/ уведомления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотренных в соответствии с Законом РК "О разрешениях и уведомлениях"

5 баллов

0

Факт отсутствия


0%

100%


5

Превышение наполняемости объектов образования, воспитания

Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями

5 баллов

0

10%

20% и более

0%

70%

100%

6

Случаи регистрации групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевых, профессиональных заболеваний и отравлений

Наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора

30 баллов

0 сл

1 и более случаев


0%

100%


7

Непредставление и (или) несвоевременное представление субъектом (объектом) контроля и надзора информации и отчетности в соответствии с законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и неисполнение требований в предписании

Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля и надзора

20 баллов

0

Факт отсутствия


0%

100%


8

Подтвержденная жалоба на деятельность субъекта (объекта) контроля и надзора

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

20 баллов

0

до 3-х

3 и более

0%

70%

100%

Для проверок на соответствие требованиям

1

Случаи регистрации групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевых, профессиональных заболеваний и отравлений

Наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора

30 баллов

0

1 и более случаев


0%

100%


2

Подтвержденная жалоба на деятельность субъекта (объекта) контроля и надзора

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

25 баллов

0

до 3-х

3 и более

0%

70%

100%

3

Результаты проведения расследования

Результаты проведения расследования органами государственного контроля и надзора

25 баллов

0 сл

1 сл


0%

100%


4

Превышение наполняемости объектов образования, воспитания

Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями

10 баллов

0

10%

20% и более

0%

70%

100%

5

Наличие разрешения/ уведомления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотренных в соответствии с Законом РК "О разрешениях и уведомлениях"

10 баллов

0

Факт наличия


0%

100%


      Инструкция по заполнению шаблона:

      1) Показатели субъективных критериев определяются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и надзора в каждой сфере государственного контроля и надзора.

      2) В графе 2 указывается показатель субъективного критерия.

      3) В графе 3 указываются приоритетные источники информации.

      4) В графе 4 указывается удельный вес по значимости показателя субъективного критерия в баллах. Сумма всех строк по данной графе не должно превышать 100 баллов.

      5) В графе 5 указываются условия учета показателя субъективного критерия в расчете степени риска по субъективным критериям и числовые значения показателей субъективных критериев, соответствующие каждому условию. Числовые значения указываются в процентах от 0 до 100, в зависимости от повышения риска. Допустимые значения показателей субъективных критериев регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.