ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 480 "Об утверждении процедурного стандарта внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16878) следующие изменения:
в процедурном стандарте внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Оценка эффективности деятельности служб внутреннего аудита", утвержденном указанным приказом:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Оценка эффективности деятельности СВА осуществляется путем проведения:
оценки, проводимой СВА;
оценки, проводимой уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю (далее – оценка, проводимая уполномоченным органом).
При реорганизации либо образования государственного органа во втором полугодии, служба внутреннего аудита, созданная в данном государственном органе, не подлежит оценке.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Оценка, проводимая СВА, осуществляется руководителем СВА либо лицом, его замещающим, ежегодно на основе аудиторских заданий на проведение аудиторского мероприятия (далее – аудиторское задание) путем мониторинга деятельности СВА и оценки годовой эффективности деятельности государственных аудиторов СВА.";
абзац первый пункта 9 изложить в следующей редакции:
"9. Годовая оценка эффективности деятельности государственных аудиторов СВА осуществляется по вопросам:";
пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:
"17. Оценка, проводимая уполномоченным органом, осуществляется следующими способами:
в камеральном порядке по итогам года (далее – оценка в камеральном порядке);
в плановом порядке (далее – оценка в плановом порядке) на основании результатов оценки в камеральном порядке по итогам года.
18. Оценка в камеральном порядке осуществляется в текущем режиме на основании результатов оценок, проводимых СВА, обобщения и анализа годовой отчетной информации СВА по проведенному государственному аудиту и финансовому контролю.
Полнота и достоверность отчетной информации обеспечивается руководителями СВА либо лицами, их замещающими.;
пункты 21, 22 и 23 изложить в следующей редакции:
"21. Структурное подразделение, ответственное за проведение оценки эффективности деятельности СВА, выводит соответствующую оценку:
100 баллов включительно и выше – эффективно;
71 – 99 баллов включительно – удовлетворительно;
менее 70 баллов включительно – неэффективно.
22. В целях определения оценки по направлениям, критериям и показателям СВА информация с подтверждающими документами направляется в уполномоченный орган по итогам года не позднее 7 января следующего года.
Уполномоченный орган направляет в СВА для ознакомления результаты оценки деятельности СВА по итогам года не позднее 17 января следующего года.
СВА свои возражения к оценке, при их наличии, направляют в уполномоченный орган с подтверждающими документами в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения.
Имеющиеся возражения к оценке деятельности СВА в течение 3 (трех) рабочих дней со дня их получения рассматриваются уполномоченным органом при наличии подтверждающих документов.
Не подлежат рассмотрению возражения к оценке деятельности СВА при отсутствии подтверждающих документов и поступлении по истечении срока, предусмотренного настоящим пунктом Стандарта.
По итогам рассмотрения возражений к оценке деятельности СВА уполномоченным органом направляется ответ о принятии или непринятии возражений с обоснованиями в срок, установленный частью четвертой настоящего пункта Стандарта.
23. Уполномоченным органом информация с учетом проведенного им анализа отчетной информации и оценки эффективности деятельности СВА с приложением подтверждающих документов, включая пояснительную записку, составленную по каждому критерию и показателям оценки, направляется в Высшую аудиторскою палату Республики Казахстан по итогам года не позднее 1 февраля следующего года.
Уполномоченный орган учитывает результаты оценки в камеральном порядке при планировании, организации и проведении оценки в плановом порядке.
Анализ отчетной информации уполномоченного органа включает:
1) сравнительную таблицу оценки по направлениям и критериям оценки деятельности СВА, составленную по форме согласно приложению 7 к настоящему Стандарту;
2) обобщенную информацию по всем направлениям оценки эффективности деятельности СВА;
3) рейтинг СВА по результатам оценки в камеральном порядке.
При эффективной деятельности СВА и занятия ею первой позиции в рейтинге оценки деятельности СВА за последние два года, направляется рекомендация должностному лицу (органу) о поощрении первого руководителя СВА данного государственного органа.";
пункты 32 и 33 изложить в следующей редакции:
"32. Уполномоченный орган посредством информационных систем электронного документооборота (далее – СЭД) направляет уведомление в государственный орган, в котором создана СВА, о проведении оценки в плановом порядке не позднее 2 (двух) рабочих дней до ее начала с указанием должностных лиц, даты начала и окончания оценки.
33. Перед началом оценки в плановом порядке программа о проведении оценки в плановом порядке уполномоченного органа не позднее 2 (двух) рабочих дней до ее начала посредством СЭД направляется руководителю государственного органа, в котором создана СВА, либо лицу, его замещающему.";
пункты 40, 41, 42 и 43 изложить в следующей редакции:
"40. Отчет представляется должностным лицом уполномоченного органа, проводившим оценку в плановом порядке руководителю СВА либо лицу, его замещающему, в день завершения оценки в плановом порядке через канцелярию государственного органа, в котором создана СВА. Отчет рассматривается руководителем СВА либо лицом, его замещающим, в течение 10 (десяти) рабочих дней.
41. При отсутствии к отчету возражений (замечаний) СВА, отчет подписывается руководителем СВА либо лицом, его замещающим, и направляется в уполномоченный орган посредством СЭД не позднее 2 (двух) рабочих дней с учетом срока, указанного в пункте 40 настоящего Стандарта.
При наличии к отчету возражений (замечаний) СВА, имеющиеся возражения (замечания) направляются СВА в уполномоченный орган посредством СЭД не позднее 5 (пяти) рабочих дней с учетом срока, указанного в пункте 40 настоящего Стандарта.
42. При поступлении возражений (замечаний) СВА к отчету руководитель СВА либо лицо, его замещающее, в течение 3 (трех) рабочих дней после направления возражений (замечаний) в уполномоченный орган инициирует проведение заседания Совета по государственному аудиту и рискам (далее – Совет) с участием представителей уполномоченного органа для обсуждения и разрешения разногласий, возникших по результатам оценки в плановом порядке уполномоченного органа.
По результатам заседания Совета оформляется протокол по форме согласно приложению 13 к настоящему Стандарту, который приобщается к материалам оценки в плановом порядке.
Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается в государственном органе, в котором создана СВА. Второй экземпляр передается в уполномоченный орган.
43. Отчет имеет сквозную нумерацию страниц и оформляется в следующем порядке:
при отсутствии возражений (замечаний) СВА к отчету – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган подписанного отчета от СВА;
при поступлении в уполномоченный орган возражений (замечаний) СВА к отчету – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня заседания Совета, с приобщением его протокола к материалам оценки уполномоченного органа.
Уполномоченный орган направляет отчет в течение 2 (двух) рабочих дней в государственный орган, в котором создана СВА, посредством СЭД.
Отчет регистрируется в хронологическом порядке в журнале учета структурного подразделения уполномоченного органа, на которое возложена функция проведения оценок.";
пункт 47 изложить в следующей редакции:
"47. Внеплановой оценкой уполномоченного органа является оценка, не предусмотренная в плановом и камеральном порядках, которая проводится по решению руководителя уполномоченного органа либо лица, исполняющего его обязанности, при наличии одного из следующих обстоятельств:
письменное обращение руководителя СВА, либо лица, его замещающего, о проведении внеплановой оценки направленное в уполномоченный орган посредством СЭД;
обращение, содержащее факты, утверждающие наличие нарушений работниками СВА законодательства о государственном аудите и финансовом контроле при проведении внутреннего государственного аудита;
выявление существенных рисков по результатам камерального порядка деятельности СВА или анализа его оценок.";
приложение 6 к указанному процедурному стандарту изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра финансов Республики Казахстан |
Е. Биржанов |
"СОГЛАСОВАН"
Высшая аудиторская палата
Республики Казахстан
Критерии оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита
№ | Критерии оценки | Показатели | Баллы |
1 | Формирование Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год |
Отсутствие фактов дублирования проверок с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан, уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы в Перечне объектов государственного аудита | 10 |
2 | Исполнение Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год |
Охват объектов государственного аудита, предусмотренного Перечнем объектов государственного аудита в текущем году: Отсутствие фактов не исполнения Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год; не исполнение Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год | |
3 | Внесение изменений в Перечень объектов государственного аудита на соответствующий год* |
Количество внесенных изменений в Перечень объектов государственного аудита (уменьшение количества объектов государственного аудита): | |
4 | Доля исполненных рекомендаций, решении от количества рекомендаций, поручений, принятых по итогам государственного аудита (с наступившими сроками исполнения) |
Доля исполненных пунктов рекомендаций, принятых по итогам государственного аудита: | |
5 | "Возмещение (восстановление) средств по итогам государственного аудита и финансового контроля, за исключением средств в рамках возбужденного уголовного дела и досудебного расследования по итогам государственного аудита и финансового контроля, а также за исключением средств, по которым имеется возражение объектов аудита по материалам аудита СВА. |
Удельный вес возмещенных в бюджет сумм нарушений в отчетном периоде в общей сумме нарушений, подлежащих возмещению в бюджет: | |
Удельный вес восстановленных и отраженных по учету сумм нарушений в отчетном периоде в общей сумме нарушений, подлежащих восстановлению и отражению по учету: | |||
6 | Внесение и принятие предложений по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов)** | Количество внесенных и принятых предложений по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов) | За каждое принятое предложение плюс 1 (максимальный - 15) |
7 | Отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" | Количество сотрудников службы внутреннего аудита, у которых отозван сертификат государственного аудитора | За каждый случай -10 |
8 | Наличие документов, не соответствующих Стандартам государственного аудита и финансового контроля |
Количество материалов аудита, не соответствующих Стандартам государственного аудита и финансового контроля по результатам контроля качества проведенного уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту: | |
9 | Подтверждение случаев обращения на противоправные действия работников службы внутреннего аудита | Количество подтвержденных случаев обращений на противоправные действия работников службы внутреннего аудита, поступивших в уполномоченный орган по внутреннему аудиту | За каждый случай - 5 |
10 | Полнота, качество и своевременность исполнения решений Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля | Отсутствие фактов неисполнения, несвоевременного и/или некачественного исполнения решений Координационного совета | 10 |
Наличие фактов неисполнения решений Координационного совета: | |||
Наличие фактов несвоевременного и/или некачественного исполнения решений Координационного совета: | |||
11 | Проведение аудита эффективности |
Удельный вес аудитов эффективности к общему количеству проведенных аудитов: | |
12 | Участие СВА в аудите финансовой отчетности государственного органа, в состав которого входит СВА проводимом Уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту (при запросе Уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту) | Участие | 5 |
Не участие (при наличии запроса Уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту) | 0 | ||
13 | Своевременность внесения материалов государственного аудита в систему электронного документооборота уполномоченного органа (Финансовый контроль. Система управления рисками) | Доля несвоевременно внесенных материалов дел государственного аудита в подсистему "Система управления рисками. Финансовый контроль" в соответствии с установленными требованиями законодательства о государственном аудите (полнота внесения материалов) от количества аудиторских мероприятии за отчҰтный год менее 70% | -5 |
14 | Взыскание в доход бюджета сумм административных штрафов, по которым наступил срок уплаты, а также переданных на принудительное взыскание в установленном законодательством порядке |
Удельный вес взысканных в доход бюджета сумм административных штрафов в общей сумме штрафов, наложенных в отчетном периоде, по которым наступил срок уплаты и постановлений, вынесенных судами, а также переданных на принудительное взыскание в установленном законодательством порядке: | |
15 | Удовлетворение судами исков по материалам СВА переданных в правоохранительные органы |
Удельный вес удовлетворенных судами исков по материалам СВА в отчетном периоде по направленным материалам в правоохранительные органы: | |
16 | Отсутствие контроля за исполнением объектом аудита решений об устранений выявленных нарушений | За каждый случай | -1 |
Примечание:
* В случае введения карантийных и других ограничительных мер данный критерий не подлежит оценке.
** Внутренние процессы (бизнес-процессы) – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на достижение определенных задач и целей.
Предложения служб внутреннего аудита по совершенствованию внутренних процессов (бизнес-процессов) включают:
1) внесение изменений и (или) дополнений в законодательство Республики Казахстан;
2) улучшения деятельности, принятые соответствующим уполномоченным органом;
3) принятые акимом области и направленные для исполнения руководителю местного исполнительного органа предложения по улучшению и приведению в соответствие деятельности местного исполнительного органа.
При этом рекомендации, направленные объектам государственного аудита, не подлежат учету по данному критерию.