Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к детским оздоровительным и санаторным объектам"

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 августа 2022 года № ҚР ДСМ-78. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 августа 2022 года № 29092.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к детским оздоровительным и санаторным объектам".

      2. Признать утратившими силу:

      1) приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 апреля 2018 года № 146 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к детским оздоровительным и санаторным объектам" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16913);

      2) пункт 11 Перечня некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан и Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 июля 2020 года № ҚР ДСМ-78/2020 "О некоторых вопросах организации и проведения санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20935).

      3. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющая обязанности
Министра здравоохранения РК
А. Есмагамбетова

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство науки и высшего
образования Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной
экономики Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Исполняющая обязанности
Министра здравоохранения РК
от 10 августа 2022 года
№ ҚР ДСМ-78

Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к детским оздоровительным и санаторным объектам"

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к детским оздоровительным и санаторным объектам" (далее – Санитарные правила) разработаны в соответствии с подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 (далее – Положение) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к детским оздоровительным и санаторным объектам (далее - объекты).

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящих Санитарных правилах используются следующие понятия:

      1) санаторно-курортные организации – организации, предоставляющие санаторно-курортные услуги по оздоровлению и восстановлению здоровья человека с применением медицинских и иных услуг, природных лечебных факторов, расположенные на курортах или в лечебно-оздоровительных местностях: санаторий (для взрослых, взрослых и детей, детей), студенческий санаторий-профилакторий, детский реабилитационно-оздоровительный центр;

      2) санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения объектов государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора.

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к выбору земельного участка под строительство, проектированию, строительству новых, реконструкции, переоборудованию, перепланировке и расширению существующих объектов, перепрофилированию и вводу в эксплуатацию детских оздоровительных и санаторных объектов

      3. Выбор земельного участка под строительство, проектирование, строительство новых, реконструкцию, переоборудование, перепланировка и расширение существующих объектов, перепрофилирование и ввод в эксплуатацию объектов определяются в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, согласно подпункту 23-16) статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства), осуществляются в соответствии со статьей 46 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс), санитарными правилами, гигиеническими нормативами, утверждаемыми согласно подпункту 113) пункта 15 Положения, (далее – документы нормирования) и настоящими Санитарными правилами.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Земельный участок для объектов выбирается сухой, проветриваемый. Участок находится с наветренной стороны от источников загрязнения атмосферного воздуха, с удобными подъездными путями и условиями для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения.

      5. При проектировании, реконструкции, переоборудовании, перепланировке и расширении существующих объектов, перепрофилировании объектов в зависимости от типа, мощности (вместимости), режима работы, специализации объекта, специфики обслуживаемых контингентов населения состав, набор, площади помещений и их устройство определяются в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, документов нормирования, в соответствии с пунктами с 7 по 13 настоящей главы и требованиями главы 3 настоящих Санитарных правил.

      6. При проектировании, реконструкции, переоборудовании, перепланировке и расширении, перепрофилировании объектов и на участке соблюдается принцип групповой изоляции от административно-хозяйственных, бытовых помещений.

      7. При проектировании, реконструкции, переоборудовании, перепланировке и расширении, перепрофилировании в детских оздоровительных объектах (далее – ДОО), количество мест в одной спальной комнате предусматривается из расчета 4 квадратных метров (далее – м2) на одного ребенка.

      Детские оздоровительные объекты – это объекты для оздоровления детей от 6 лет, в том числе ДОО сезонного и круглогодичного действия, создающие условия для освоения общеобразовательных учебных программ во время оздоровления, отдыха детей, а также базы и места отдыха детей.

      8. При проектировании, реконструкции, переоборудовании, перепланировке и расширении, перепрофилировании объектов предусматривается площадь игровой комнаты из расчета 2 м2 на одного ребенка, площадь жилой комнаты в санаторных объектах (далее – санатории) – из расчета не менее 6 м2 на одно место.

      9. Лечебные корпуса для оказания водолечения, грязелечения в санаторных объектах размещаются в отдельно стоящих зданиях. При проектной изоляции размещаются в пристроенном объекте.

      Раздевалки, санитарный узел и душевые группируются в отдельные блоки с самостоятельными отдельными входами.

      Для хранения грязей предусматриваются несколько бассейнов, рассчитанных для использования только свежей грязи.

      Санаторные объекты– это организации, в том числе санаторно-курортные организации, противотуберкулезные организации (санатории), предназначенные для профилактики, медицинской реабилитации (включая санаторно-курортное лечение) и отдыха с использованием приоритетно природных условий, в том числе природных лечебных физических факторов (климат, минеральные воды, грязи), физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры, при соблюдении установленного режима.

      10. В санаториях для проведения бальнеологических процедур (водные процедуры) оборудуются отдельные помещения с самостоятельными бальнеотехническими устройствами в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 августа 2020 года № ҚР ДСМ-96/2020 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21080) и настоящих Санитарных правил.

      В процедурных кабинетах каждая кушетка (кресло) устанавливается в отдельных кабинах. Количество кушеток (кресел) в одном процедурном кабинете определяется с учетом площади процедурного кабинета и расчетного количества осуществляемых процедур в смену на одну кушетку, в зависимости от специфики объекта, режима его работы, специализации процедур в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.

      11. В составе помещений для проведения лечебного массажа на объектах предусматриваются кабинеты для массажа, душевая и создаются условия для переодевания и временного хранения верхней одежды пациентов.

      12. Для внутренней отделки помещений используются нетоксичные строительные материалы, устойчивые к моющим и дезинфицирующим средствам, имеющие документы об оценке (подтверждении) их соответствия, подтверждающие их качество и безопасность.

      13. Поверхности потолков, стен, пола всех помещений выполняются гладкими, ровными, в зависимости от назначения помещения устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, без деформаций, повреждений и признаков поражений грибком. Поверхности пола предусматриваются из исключающих скольжение материалов, допускающих санитарную обработку, удобные к уборке.

      В помещениях с влажным режимом работы, а также в помещениях, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (в том числе помещения для оказания медицинских и оздоровительных услуг, пищеблок, ванные, душевые, санитарные узлы, постирочные, прачечные, моечные, помещения временного хранения медицинских отходов) поверхности стен и пола выполняются с использованием влагостойких материалов.

      14. Предусматривается ограждение территории объектов, без повреждений.

      Въезды и входы на участок объектов, проезды, пешеходные дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, тротуары и пандусы предусматриваются с покрытием из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, доступным и удобным для очистки, уборки.

      Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по оздоровлению детей в сезонных летних лагерях, перед вводом в эксплуатацию объектов получают санитарно-эпидемиологическое заключение по форме согласно приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 августа 2021 года № ҚР ДСМ-84 "Об утверждении форм учетной и отчетной документации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 24082) (далее – приказ ҚР ДСМ-84).

      15. На объектах проводятся лабораторно-инструментальные исследования в соответствии с приложением 1 к настоящим Санитарным правилам.

Глава 3. Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, освещению, вентиляции и кондиционированию детских оздоровительных и санаторных объектов

      16. На объектах предусматриваются централизованное хозяйственно-питьевое, горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, соответствующие требованиям государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, в соответствии с утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 209 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10774), и настоящих Санитарных правил.

      17. Объекты обеспечиваются питьевой водой, в том числе расфасованной в емкости (в том числе графины, чайники, бачки) или упакованной питьевой водой (расфасованная в емкости) промышленного изготовления.

      Упакованная питьевая вода (расфасованная в емкости) промышленного изготовления применяется на объектах для питьевых и производственных целей при наличии маркировки, товаросопроводительной документации, обеспечивающей ее прослеживаемость, документов об оценке (подтверждении) соответствия, подтверждающих качество и безопасность упакованной питьевой воды.

      Для питья используется упакованная питьевая вода промышленного изготовления, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), обеспечивается наличие одноразовой посуды, изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также промаркированного отдельного инвентаря (подносов, контейнеров, емкостей) и (или) раздельных промаркированных устройств для чистой и использованной посуды, емкостей для сбора использованной одноразовой посуды.

      Мойка кулера производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации и с периодичностью, предусмотренной инструкцией, но не реже одного раза в 7 (семь) календарных дней, с применением дезинфицирующих средств, разрешенных к применению, не реже одного раза в три месяца.

      Для питья используется чистая посуда (стеклянная, фаянсовая, пластмассовая, одноразовые стаканчики), предназначенная для контакта с пищевой продукцией.

      Кипяченая питьевая вода используется при условии соблюдения следующих требований:

      кипячения ее не менее 5 минут;

      охлаждения до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;

      хранение не более трех часов;

      ведение учета времени смены кипяченой питьевой воды в учетной документации объекта.

      для хранения и доставки питьевой воды используются очищенные и дезинфецированные многоразовые емкости.

      18. Свободный доступ детей к питьевой воде обеспечивается в течение всего времени их пребывания на объектах.

      19. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков предусматривают наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи с высотой не менее 10 сантиметров (далее – см).

      20. При отсутствии централизованной системы водоснабжения предусматривается использование воды из нецентрализованных и (или) автономных систем питьевого водоснабжения с устройством систем внутреннего водоснабжения.

      Для соблюдения личной гигиены используется дополнительная установка наливных умывальников.

      21. При отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения на объектах устанавливаются водонагреватели, обеспечивается наличие и использование горячей проточной воды.

      Горячая и холодная вода подводится посредством смесителей ко всем моечным ваннам и раковинам, раковинам для мытья рук персонала и обслуживаемых, ваннам, душевым в местах проживания, в помещениях для оказания медицинских и оздоровительных услуг, а также к необходимому автономному технологическому оборудованию на пищеблоке.

      Использование горячей воды из системы водяного отопления для технологических и хозяйственно-бытовых целей исключено.

      22. При размещении объектов в не канализованной и (или) частично канализованной местности, при отсутствии централизованной системы водоотведения предусматриваются автономные (локальные) системы водоотведения, в том числе устройство санитарно-дворовых установок.

      Санитарно-дворовые установки (далее – СДУ) – это туалет, не связанный с централизованным водоотведением, расположенный на территории объекта, имеющий надземную часть и подземную водонепроницаемую емкость (выгреб).

      Прием сточных вод, в том числе из СДУ, осуществляют в общие или раздельные подземные водонепроницаемые емкости (выгребы, септики), оснащенные крышками с гидравлическими затворами (сифонами), расположенные в хозяйственной зоне территории объекта, очистка которых проводится своевременно.

      Осуществление сброса сточных вод в открытые водоемы и на прилегающую территорию, а также устройство поглощающих колодцев исключено.

      Уборку СДУ проводят ежедневно с учетом режима работы с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению, согласно инструкции по применению.

      Сноска. Пункт 22 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      23. Объекты оборудуются централизованной системой теплоснабжения или используются автономные системы и оборудование для теплоснабжения, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения.

      24. В отопительный период температура воздуха предусматривается:

      1) в спальных и учебных помещениях, кабинетах, библиотеке, в помещениях для культурно-массовых мероприятий и отдыха, в компьютерных классах, служебно-бытовых, стиральных от плюс (далее – "+") 18 градусов Цельсия (далее – °C) - +22 °C;

      2) в обеденных залах, буфетных, гладильных, сушильных, кладовых и бельевых +16 °C;

      3) в физиотерапевтических кабинетах, кабинетах массажа +28 °C;

      4) в медицинских помещениях +20 °C - +22 °C;

      5) в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, в рекреациях, в вестибюле и гардеробе, кухне, сушильных одежды и обуви +15°C -+17 °C;

      6) в раздевалке спортивного зала +19 °C - +23 °C;

      7) в помещениях с ванной бассейна +29 °C - +30 °C;

      8) в душевых +25 °C.

      Оптимальная относительная влажность воздуха в помещениях составляет 40 – 55 %, в кухне и постирочной – до 60 – 70 %.

      25. При размещении спальных помещений ДОО в неотапливаемых объектах заезд детей производится при среднесуточной температуре наружного воздуха не менее +16 °C в течение пяти календарных дней.

      26. На объектах предусматривается естественное и искусственное освещение в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, и документов нормирования.

      27. Для искусственного освещения используются лампы светодиодные, люминесцентные, энергосберегающие и лампы накаливания, типы светильников в зависимости от назначения помещений. Общее искусственное освещение предусматривается во всех помещениях. В одном помещении применяются лампы одного типа. Светильники обеспечиваются плафонами.

      28. Уровни искусственного освещения помещений обеспечиваются в соответствии с приложением 2 к настоящим Санитарным правилам.

      29. Лампы, вышедшие из строя, заменяются. На объектах сбор, временное хранение (но не более шести месяцев) и транспортировка использованных, неисправных ртутьсодержащих ламп, медицинских приборов и оборудования с ртутным наполнителем (далее – ртутьсодержащие отходы) обеспечиваются в соответствии с требованиями приказа исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21934) и нормативных документов по стандартизации по обращению ртутьсодержащих отходов.

      Выброс использованных ртутьсодержащих ламп и приборов в мусоросборники исключен.

      30. На территории объекта предусматривается наружное искусственное освещение, в том числе в СДУ.

      31. В помещениях объектов предусматриваются системы естественной и механической вентиляции и (или) кондиционирования в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, и документов нормирования.

      При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха обеспечивается соблюдение требований документов нормирования, а также обеспечивается доступ к ним при их очистке или замене.

      32. На пищеблоке предусматривается вентиляция на механическом побуждении. Над оборудованием, являющимся источником выделения тепла и влаги, устанавливаются локальные вытяжные системы.

      Кабинет для массажа оборудуется механической вентиляцией.

      Душевые, санитарные узлы и грязелечебные помещения оборудуются самостоятельной вытяжной вентиляцией.

      33. Во всех помещениях предусматривается естественная вентиляция посредством открывающихся окон, форточек.

      Вентиляция – это естественный или искусственный регулируемый воздухообмен в помещениях, обеспечивающий создание воздушной среды в соответствии с гигиеническими и технологическими требованиями, а также совокупность технических средств, обеспечивающих воздухообмен.

Глава 4. Санитарно-эпидемиологические требования к ремонту, содержанию и эксплуатации помещений, объектов, сооружений и оборудования детских оздоровительных и санаторных объектов

      34. Перед открытием летнего оздоровительного сезона в ДОО организуются и проводятся ремонтно-восстановительные и профилактические мероприятия:

      1) ремонтные работы домиков;

      2) проверка эффективности функционирования инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования;

      3) профилактическая промывка и дезинфекция сооружений и сетей водоснабжения с исследованием питьевой воды;

      4) очистка и благоустройство территории;

      5) проведение профилактических дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий с применением дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, разрешенных к применению и включенных в государственную регистрацию Евразийского экономического союза (далее - средства). Средства используются в соответствии с инструкциями по применению, при наличии маркировки, товаросопроводительной документации, обеспечивающей их прослеживаемость, документов об оценке (подтверждении) соответствия, подтверждающих безопасность (свидетельство о государственной регистрации).

      35. Ремонт на объектах осуществляется в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, документов нормирования и главами 2 и 3 настоящих Санитарных правил.

      Текущий ремонт проводится на объектах ежегодно.

      36. Содержание и эксплуатация ДОО, санаториев в зависимости от специфики, режима работы и специализации по оказанию медицинских и оздоровительных услуг обеспечиваются в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 февраля 2022 года № ҚР ДСМ-15 "Об утверждении Гигиенических нормативов к физическим факторам, оказывающим воздействие на человека" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26831) (далее – приказ ҚР ДСМ-15).

      Содержание и эксплуатация объектов общественного питания, розничной торговли, оздоровительного и досугового назначения, бытового обслуживания, мест проживания детей, взрослых (пациентов, отдыхающих) и персонала, находящихся на территории объекта, обеспечиваются в соответствии с требованиями документов нормирования.

      37. Санаторные объекты не размещаются в аварийных зданиях и помещениях.

      38. На окна, форточки, фрамуги, открываемые для проветривания, устанавливаются съемные защитные сетки от проникновения насекомых в теплое время года.

      39. Территория объектов и прилегающая к ней территория за ограждением содержатся в чистоте.

      40. Перед началом оздоровительной кампании и по окончании каждой смены техническим персоналом обеспечивается проведение генеральной уборки.

      Все помещения, объекты, сооружения и оборудование объектов содержатся в чистоте. Текущая уборка помещений проводится ежедневно влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению и включенных в государственную регистрацию продукции Евразийского экономического союза, с последующим проветриванием. Моющие и дезинфицирующие средства используются в соответствии с инструкциями по применению, при наличии маркировки, товаросопроводительной документации, обеспечивающей их прослеживаемость, документов об оценке (подтверждении) соответствия, подтверждающих безопасность (свидетельство о государственной регистрации).

      Хранение средств осуществляется в специально выделенных местах, плотно закрытыми в упаковке изготовителя с соблюдением условий хранения, установленных изготовителем.

      Рабочие растворы дезинфицирующих и моющих средств готовятся и хранятся в маркированных емкостях с указанием названия средства, его концентрации, даты приготовления, предельного срока годности (при отсутствии оригинальной маркировки на емкости со средством). Дезинфицирующие, моющие средства и их рабочие растворы хранятся в недоступных для детей местах.

      41. Для уборки помещений (в том числе медицинский пункт, производственные помещения пищеблока, обеденный зал, складские помещения, рекреации, учебные кабинеты, производственные мастерские, санитарно-бытовые помещения), санитарных узлов выделяется и закрепляется отдельный уборочный инвентарь маркированный любым способом. Уборочный инвентарь хранится в чистом виде, в специально выделенном месте (местах, помещении), максимально приближенном к местам уборки, отдельно от уборочного инвентаря для уборки и дезинфекции санитарных узлов, и используется по назначению. Инвентарь для уборки и дезинфекции санитарных узлов хранится в специально выделенном месте отдельно от уборочного инвентаря иных помещений. По окончании уборки, в конце рабочего дня весь уборочный инвентарь обрабатывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.

      42. Мусоросборники (контейнеры) устанавливаются в хозяйственной зоне, на площадке с водонепроницаемым покрытием, доступным для очистки и дезинфекции, огражденной с трех сторон, оборудуются плотно закрывающимися крышками.

      Мусоросборники (контейнеры) очищаются, моются и дезинфицируются.

      На территории объектов устанавливаются мусоросборники для сбора мусора.

      43. На объектах обеспечивается проведение мер по предотвращению проникновения в помещения грызунов, насекомых, птиц и животных, по защите продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции от загрязнения и порчи вредителями (насекомыми и грызунами), исключающие потенциальные места жизнедеятельности (размножения) вредителей пищевой продукции, загрязнения ее вредителями.

Параграф 1. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации пляжей

      44. Пляж размещается на обособленном участке, на отдалении от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест спуска сточных вод, стойбищ и водопоя скота или располагается выше указанных источников загрязнения.

      45. Дно водоема выбирается песчаным, свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней. Глубина водоема в местах купания детей составляет от 0,7 до 1,3 м.

      46. Территория пляжа оборудуется навесами от солнца, лежаками и скамейками.

      47. На территории устанавливают кабины для переодевания, СДУ или биотуалеты, мусоросборники для сбора мусора, которые содержатся в чистоте.

      48. Пляжи оборудуются игровыми устройствами соответственно возрасту детей, а также соляриями, аэрариями для дозированного приема процедур.

      Солярий – это оборудованная площадка, помещение для принятия солнечных ванн.

      49. Перед началом купального сезона администрацией объекта обеспечивается проведение исследования воды с водоемов на санитарно-химические, микробиологические, вирусологические, радиологические показатели и исследование почвы на паразитологические показатели.

      50. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами.

      51. На пляже в зависимости от состава его поверхностного слоя (в случае уменьшения или нарушения поверхностного слоя) подсыпаются чистый песок или галька. На песчаных пляжах не реже одного раза в неделю производится механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов.

      52. Исключается стирка белья и купание животных в местах, предназначенных для купания людей.

      53. Пляж и береговая зона водоемов, расположенных на территории объекта, в целях безопасности контролируется администрацией объекта.

Параграф 2. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации детских оздоровительных объектов палаточного (юрточного) типа

      54. На выбранном участке для создания необходимых условий жизнедеятельности и быта отдыхающих оборудуются палатки или юрты.

      55. Палатки (юрты) размещаются на площадках с травяным покрытием или с утрамбованным грунтом. Вокруг палаток (юрт) оборудуются канавы с уклоном (от палатки, юрты) для стока атмосферных вод.

      56. Территория ДОО палаточного (юрточного) типа обозначается по периметру хорошо заметными знаками (флажки, ленты) или ограждается.

      57. Сжигать и закапывать отходы, вывозить на непредназначенные для этого места, сбрасывать сточные воды в открытые водные объекты, овраги и на прилегающую территорию, а также устройство поглощающих колодцев исключено. Сточные воды отводятся от кухни и моечных в специальную яму.

      58. Тип палаток (одно-, двух- и трехслойные) применяется в зависимости от природно-климатических особенностей местности.

      59. Используются прочные, непромокаемые палатки (юрты) (наружная палатка – тент), обеспечивающие теплоизоляционные свойства, защиту от проникновения кровососущих насекомых (москитная сетка на окнах и двери, застежка типа молния), имеющие открывающиеся клапаны – окна для проветривания, плотно закрывающийся вход, дощатые полы и не продуваемые борта.

      60. Количество спальных мест в палатке (юрте) определяется ее вместимостью, согласно прилагаемой инструкции по эксплуатации. Для каждого отдыхающего предусматривается индивидуальное спальное место с использованием спальных мешков.

      61. При оборудовании палаток (юрт) кроватями или раскладушками, тумбочками для хранения одежды и обуви их устанавливают на высоту не менее 0,2 метров (далее – м) от поверхности земли.

      62. Все палатки (юрты) для размещения детей ежедневно проветриваются и убираются влажным способом с применением моющих средств, дезинфицируются не реже одного раза в семь календарных дней.

      63. СДУ в ДОО палаточного (юрточного) типа располагаются на расстоянии не менее 25 м от жилой зоны и пищеблока и не менее 50 м от места купания.

      В ДОО палаточного (юрточного) типа используются СДУ или биотуалеты.

      64. В местах разбивки ДОО палаточного (юрточного) типа выделяются зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены, создаются условия для соблюдения личной гигиены. Размещение умывальников обеспечивается вблизи жилой зоны под навесом на утрамбованной площадке. Предусматриваются места для мытья ног, стирки белья, сушки одежды, место сбора мусора. Обеспечивается наличие горячей воды в душевых, пищеблоке, в том числе с использованием устройств для подогрева воды.

Параграф 3. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации противотуберкулезных санаториев

      65. Размещение помещений для проведения процедур в одном корпусе со спальными помещениями допускается, за исключением связанных с выделением загрязняющих вредных веществ.

      66. Спальные помещения предусматриваются из палатных секций.

      67. В лабораториях, процедурных, перевязочных, палатах, изоляторе, комнате сбора мокроты, помещениях для приема противотуберкулезных препаратов, помещении для временного хранения медицинских отходов устанавливаются экранированные бактерицидные облучатели, используемые в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

      68. Ежедневная влажная уборка и еженедельная генеральная уборка всех помещений проводятся с применением моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению, в соответствии с инструкцией по применению, с последующим обеззараживанием воздуха в спальных комнатах бактерицидными облучателями.

      69. Заключительная дезинфекция в противотуберкулезных санаториях проводится два раза в год и во всех случаях перепрофилирования, переезда, реконструкции, ремонта.

      В противотуберкулезных санаториях проводится камерное обеззараживание постельных принадлежностей после выписки каждого больного и планово один раз в год.

      Противотуберкулезный санаторий – это противотуберкулезная организация, предоставляющая лечебно-профилактическую и реабилитационную противотуберкулезную помощь (услуги) населению, проводимую в условиях временного пребывания лиц в санаторном объекте (санаторно-курортной организации).

Параграф 4. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации помещений для грязелечения и физиотерапии в санатории

      70. Содержание и эксплуатация помещений для грязелечения и физиотерапии в санатории обеспечивается в соответствии с приказом № ҚР ДСМ-15.

      71. Средства для грязелечения из природных источников (минеральные грязи, глина) применяются разово. Средства на их основе (грязевые маски) хранятся в упаковке изготовителя и используются в соответствии с маркировкой по их применению, указанной на этикетке, упаковке.

      72. На объектах применяются лечебные грязи, готовые к процедурам, соответствующие следующим требованиям:

      1) нормируемые физико-химические и токсикологические показатели лечебных грязей, естественных и подготовленных к процедурам, соответствуют приложению 3 к настоящим Санитарным правилам;

      2) нормируемые микробиологические показатели лечебных грязей, естественных и подготовленных к процедурам, соответствуют приложению 4 к настоящим Санитарным правилам.

      73. Отработанная лечебная грязь сбрасывается в естественную природную среду для длительной многолетней регенерации.

      74. Фито-бары организуются при наличии условий хранения используемой пищевой продукции, установленных ее изготовителем, условий мытья, обработки и хранения посуды.

      Пищевая продукция (в том числе биологически активные добавки к пище) используется при наличии маркировки, товаросопроводительной документации, обеспечивающей ее прослеживаемость, документов об оценке (подтверждении) соответствия, подтверждающих безопасность (декларация о соответствии, свидетельство о государственной регистрации). Используются биологически активные добавки к пище (включая фито-чаи) разрешенные к применению и включенные в государственную регистрацию).

      75. В санаториях при проведении бальнеологических процедур не совмещаются в одном помещении процедуры промывания желудка с орошением десен, кишечного душа и сифонного промывания кишечника с введением в кишечник смеси минеральной воды и лечебной грязи.

      Кабинет для массажа, используемый для проведения лечебного массажа, оборудуется умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды посредством смесителей, устройствами и средствами для мытья, вытирания и (или) сушки рук.

      76. Дезинфекция съемных и контактирующих с организмом человека приспособлений (в том числе резиновых трубок, наконечников, тройников) осуществляется согласно прилагаемым инструкциям по эксплуатации.

      Мытье и стерилизация осуществляется согласно требованиям приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 августа 2018 года № ҚР ДСМ-8 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17429).

Глава 5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в детских оздоровительных и санаторных объектах

      77. На объектах для детей предусматривается мебель и оборудование, в том числе оборудование для детских игровых и спортивных площадок, соответствующие росто-возрастным особенностям детей и требованиям приказов Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 июля 2021 года № ҚР ДСМ-59 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 23469) и от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 23890).

      78. Используемые на объектах мебель, мягкий и твердый инвентарь, оборудование (включая медицинское оборудование и приборы, оборудование для оказания оздоровительных услуг, технологическое, тепловое для объектов общественного питания и пищеблоков), санитарно-технические приборы (в том числе унитазы, умывальники, ванны, душ, душевые поддоны) содержатся в исправном состоянии и используются по назначению. Дефекты, повреждения в отделке помещений, поломки и повреждения мебели, твердого инвентаря, оборудования, санитарно-технических приборов, а также поврежденный и изношенный мягкий инвентарь, подлежат ремонту или замене.

      79. Спальные помещения ДОО оборудуются одно или двухъярусными кроватями с ограждаемым твердым ложем, прикроватными тумбочками, шкафами для одежды.

      Спальные помещения и жилые комнаты санаториев оборудуются кроватями, прикроватными тумбочками, шкафами для одежды.

      80. Купание детей проводится не реже одного раза в семь календарных дней. Предусматривается наличие комплектов постельного белья на одно спальное место (не менее двух).

      Сноска. Пункт 80 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      81. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в семь календарных дней, и после выбытия проживающих.

      Сбор использованного белья осуществляется в плотную специальную упаковку (клеенчатые, полиэтиленовые мешки, оборудованные бельевые тележки). Для работы с использованным бельем персонал обеспечивается сменной специальной одеждой.

      Санитарная специальная одежда (далее – специальная одежда) – комплект защитной одежды персонала (головной убор или сетка для волос, куртка с брюками или халат (одноразовый или многоразовый), сетка для бороды (усов); фартук, обувь; средства индивидуальной защиты (маска защитная для органов дыхания (одноразовая или многоразовая) (далее – маска), перчатки (одноразовые или многоразовые), предназначенный для защиты сырья, вспомогательных материалов и готовой пищевой продукции от загрязнения, в том числе механическими частицами и микроорганизмами.

      82. Стирка белья осуществляется в прачечной объекта, при ее отсутствии стирка белья проводится централизованно в специализированных прачечных.

      В прачечной обеспечивается соблюдение поточности технологического процесса с исключением встречных потоков чистого и использованного белья.

      Белье заболевших инфекционным заболеванием (зараженные) перед стиркой подвергается дезинфекции.

      83. Не менее одного раза в год постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергаются обеззараживанию (включая методом камерной дезинфекции или химическими средствами дезинфекции) согласно инструкции по их эксплуатации, маркировки изделий.

      84. Приобретенная и используемая продукция (в том числе посуда, мягкий инвентарь (включая полотенца, постельное белье, постельные принадлежности), твердый инвентарь, мебель, оборудование, игрушки, парфюмерно-косметическая продукция (включая зубные пасты, продукция, предназначенная для нанесения непосредственно на кожу и волосяной покров человека (включая мыло, крема), средства индивидуальной защиты, моющие средства, продукция (товары) бытовой химии, средства личной гигиены) используется при наличии маркировки, товаросопроводительной документации, обеспечивающей ее прослеживаемость, документов об оценке (подтверждении) соответствия, подтверждающих безопасность и качество продукции (декларация о соответствии, свидетельство о государственной регистрации, сертификат о соответствии, спецификации).

Глава 6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям питания в детских оздоровительных и санаторных объектах

      85. Организация питания на объектах осуществляется в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 февраля 2022 года № ҚР ДСМ-16 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26866) (далее –приказ ҚР ДСМ-16) приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-302/2020 "Об утверждении стандартов питания в организациях здравоохранения и образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21857) и настоящих Санитарных правил.

      86. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      87. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      88. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      89. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      90. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      91. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      92. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      93. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      94. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      95. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      96. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      97. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      98. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      99. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      100. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      101. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      102. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      103. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Параграф 1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям питания детских оздоровительных объектов палаточного (юрточного) типа

      104. Детские оздоровительные объекты палаточного (юрточного) типа – это детские оздоровительные объекты, где реализуется форма отдыха детей и подростков с использованием палаток (юрт) для их размещения и обслуживания, организуемая в естественных природных условиях в период летних каникул.

      Сноска. Пункт 104 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      105. Организация питания на объектах осуществляется в соответствии с требованиями приказа № ҚР ДСМ-16 и настоящих Санитарных правил.

      Сноска. Пункт 105 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      106. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      107. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      108. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      109. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      110. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      111. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      112. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      113. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      114. Исключен приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 7. Требования к осуществлению производственного контроля, условиям труда и бытового обслуживания персонала детских оздоровительных и санаторных объектов

      115. Санитарно-бытовое обеспечение персонала осуществляется в соответствии с типом, специализацией и численностью персонала объекта, в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, документов нормирования.

      116. На объектах персоналу создаются условия для соблюдения правил личной гигиены. Для мытья рук предусматриваются умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды, оснащенные смесителями, устройствами и средствами для мытья, вытирания и (или) сушки рук, урнами для сбора мусора.

      117. Персонал (медицинские работники, технический персонал) обеспечивается чистой специальной одеждой, а также средствами индивидуальной защиты. Комплектность и форма специальной одежды персонала устанавливается субъектом в зависимости от вида выполняемых работ, оказываемых услуг в соответствии с нормами выдачи специальной одежды и средств индивидуальной защиты работникам организаций различных видов экономической деятельности, эпидемиологическими показаниями и требованиями настоящих Санитарных правил.

      Для уборки помещений предусматривается отдельная специальная одежда. Смена специальной одежды осуществляется ежедневно и по мере загрязнения.

      Сноска. Пункт 117 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      118. Персонал объектов (медицинские работники, технический персонал) следит за чистотой рук, носит чистую специальную одежду и обувь, при выходе из объекта и перед посещением туалета снимает специальную одежду, моет руки с мылом перед началом работы и после посещения туалета, а также после каждого перерыва в работе и соприкосновения с загрязненными предметами.

      Сноска. Пункт 118 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      119. Персоналом пищеблоков, объектов общественного питания при объектах обеспечивается соблюдение личной и производственной гигиены в соответствии с требованиями Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания".

      120. На объектах не работают:

      1) лица, не прошедшие обязательные, профилактические медицинские осмотры или признанные непригодными к работе по состоянию здоровья, не имеющие документ, удостоверяющий прохождение медицинского осмотра и гигиенического обучения;

      2) больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, лица с гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, с заболеваниями верхних дыхательных путей (острой респираторной вирусной инфекцией). Лица, занятые в процессе производства пищевой продукции, незамедлительно сообщают о заболевании или симптомах, а также обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу объекта, или непосредственному руководителю. Лица, контактировавшие с больными или носителями таких заболеваний, допускаются к работе после проведения медицинского обследования.

      121. Персоналом объектов, лицами, относящимися к декретированной группе населения, обеспечивается прохождение обязательных медицинских осмотров в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2020 года № ҚР ДСМ-131/2020 "Об утверждении целевых групп лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, а также правил и периодичности их проведения, объема лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний, перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, профессий и работ, при выполнении которых проводятся предварительные обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры и правил оказания государственной услуги "Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21443).

      Персонал объектов, лица, относящиеся к декретированной группе населения, имеют при себе личную медицинскую книжку по форме в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-196/2020 "Об утверждении Правил выдачи, учета и ведения личных медицинских книжек" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21652), с отметками о прохождении обязательного медицинского осмотра, гигиенического обучения и допуске к работе, обеспечивается ее хранение на рабочем месте.

Глава 8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям медицинского обеспечения детей, взрослых и персонала детских оздоровительных и санаторных объектов

      122. На объектах обеспечивается медицинское обслуживание.

      123. На объекте медицинским персоналом проводятся следующие мероприятия:

      1) разработка комплексного плана оздоровительных мероприятий, направленного на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей;

      2) проверка питьевого режима и питания;

      3) проверка готовности помещений, территории, мест купания и занятия спортом;

      4) прием детей в ДОО при наличии документа о состоянии здоровья: "Медицинская справка на школьника, отъезжающего в оздоровительный лагерь" по форме 071/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 "Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21579) (далее – приказ № ҚР ДСМ-175/2020), справки об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями. Прием детей и взрослых в санатории осуществляется при наличии учетной документации в области здравоохранения по формам, утвержденным приказом № ҚР ДСМ-175/2020. Медицинским персоналом обеспечивается проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья детей, взрослых (пациентов, отдыхающих), проведение закаливания, оздоровления;

      5) проведение учета за своевременным прохождением персонала объектов обязательных медицинских осмотров и ежедневный контроль здоровья персонала пищеблока с регистрацией данных в журнале результатов осмотра персонала пищеблока согласно форме 1 приложения 6 к настоящим Санитарным правилам;

      6) проведение анализа выполнения суточных норм по основным видам пищевой продукции с последующей коррекцией и ведением ведомости контроля за выполнением норм пищевой продукции согласно форме 2 приложения 6 к настоящим Санитарным правилам;

      7) распределение на медицинские группы для занятий физкультурой, информирование инструкторов по физической культуре и спорту о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме спортивных занятий;

      8) проведение приема, оказание пациенту медицинской помощи;

      9) оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев, транспортировка в ближайшую организацию здравоохранения, оказывающую стационарную медицинскую помощь;

      10) передача экстренного извещения в территориальное подразделение государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний или подозрениях на него в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 октября 2020 года № ҚР ДСМ-153/2020 "Об утверждении правил предоставления в государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения информации (экстренного извещения) о случаях инфекционных заболеваний, отравлений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21532);

      11) ежедневное проведение осмотра за содержанием пищеблока, условиями и сроками годности пищевой продукции, технологией приготовления пищи, качеством готовой пищи, также санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории, источников водоснабжения;

      12) обследование маршрута и мест купания за два календарных дня до отправления детей в поход инструктором по туризму объекта (при наличии) или ответственным лицом (персоналом) объекта в соответствии с должностными обязанностями персонала;

      13) контроль за температурой воды при купании детей в бассейнах и водоемах (при температуре воды не ниже + 20 °C, воздуха не ниже + 23 °C).

      Сноска. Пункт 123 с изменениями, внесенными приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      124. На объектах при регистрации инфекционных заболеваний ведется журнал учета инфекционных и паразитарных заболеваний по форме, утвержденной приказом № ҚР ДСМ-84.

Глава 9. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведении санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий на период введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина

      125. При угрозе ввоза и распространения инфекционных заболеваний на объектах вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин, с обеспечением организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий и санитарно-профилактических мероприятий.

      126. При осуществлении эксплуатации объектов обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к санаторным объектам (включая санаторно-курортные организации, дома отдыха) на период введения ограничительных мероприятий.

      127. При осуществлении эксплуатации объектов обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к детским оздоровительным объектам (включая пришкольные, загородные лагеря), независимо от форм собственности, на период введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина.

  Приложение 1
к Санитарным правилам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к детским
оздоровительным
и санаторным объектам"

Лабораторно-инструментальные исследования

Места отбора

Лабораторно-инструментальные исследования, количество (единиц)

Периодичность исследования

1

2

3

4

1

Пищеблоки

Пробы пищевой продукции (сырье) на микробиологические показатели, единиц

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

Пробы готовых блюд на микробиологические исследования

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

Пробы воды на микробиологические и санитарно-химические показатели, единиц

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

Блюда на полноту вложения, суточную калорийность, единиц

В порядке текущего надзора

Исследования смывов с объектов внешней среды на бактерии групп кишечной палочки, единиц

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

Определение активности действующих веществ в растворах дезинфицирующих средств

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

Вода питьевая из местных источников водоснабжения (централизованное, колодцы, скважины, каптажи) на бактериологические, санитарно-химические исследования

Перед началом летнего сезона, в порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

2

Закрытые плавательные бассейны и ванны, пляжи

Пробы воды на бактериологические, санитарно-химические, вирусологические, паразитологические исследования

Перед началом летнего сезона, в порядке текущего надзора

Паразитологические показатели: вода из чаши бассейна

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

3

Лечебные грязи

На микробиологические, физико-химические, токсикологические, радиологические показатели

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

4

Пищеблок

Эффективность вентиляции, шум

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

5

Игровые помещения, учебные кабинеты, медицинские помещения

Уровень искусственной освещенности

В порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

6

Обследование персонала

На бактериологическое носительство

По эпидемиологическим показаниям

7

Почва, песок

На паразитологические, бактериологические показатели

Перед началом летнего сезона, в порядке текущего надзора, по эпидемиологическим показаниям

 
  Приложение 2
к Санитарным правилам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к детским
оздоровительным
и санаторным объектам"

Уровни искусственного освещения помещений

Наименование помещений

Освещенность (в люкс)

Поверхность, к которой относятся нормы освещенности

при люминисцентных лампах

при лампах накаливания

1

2

3

4

Учебные, игровые комнаты и комнаты для кружков

300

150

На рабочей поверхности стола

Спальные комнаты

75

30

На уровне 0,5 м от пола

Физкультурный зал

200

100

Пол

Рекреации

150

75

Пол

 
  Приложение 3
к Санитарным правилам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к детским
оздоровительным
и санаторным объектам"

Нормируемые физико-химические и токсикологические показатели лечебных грязей, естественных и подготовленных к процедурам

Показатель

Иловых сульфидных

Торфяных

Сапропелевых

Сопочных

1

2

3

4

5

Влажность, %

25 – 75

50 – 85

60 – 90

40 – 80

Засоренность минеральными частицами размером 0,25 – 5 миллиметр (далее –мм), % на естественное вещество

<3,0

<2,0

<2,0

<3,0

Твердые минеральные включения размером более 5 мм

Отсутствуют

Степень разложения (для торф, грязей), % на органическое вещество

Не ниже 40

Сопротивление сдвигу, дина/сантиметр2

1500-4000

1500-4000

1000-2000

1500-2500

Токсичные вещества

Техногенные радионуклиды (Cs137, зараженных Sr90), беккерель/килограмм (Бк/кг)

В соответствии с нормами радиационной безопасности

Тяжелые металлы (Hg, Pb, Zn, Cu, Cd), миллиграмм/килограмм (далее – мг/кг)

Не более местного природного фона почв

Пестициды, мг/кг

Не более норм, установленных для местных почв

 
  Приложение 4
к Санитарным правилам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к детским
оздоровительным
и санаторным объектам"

Нормируемые микробиологические показатели лечебных грязей, естественных и подготовленных к процедурам

Типы грязей

Общее микробное число (ОМЧ), не более

Колититр бактерии групп кишечной палочки (БГКП)

Титр эширехия коли (лактозоположительные)

Титр клостридия перфрингенс

Патогенная кокковая микрофлора, синегнойная палочка в 10 грамм

1

2

3

4

5

6

Сапропелевые и сопочные грязи

1х106 5х105

1 и выше

30 и выше

0,1 и выше

отсутствие

Иловые средне- и слабоминерализованные и торфяные с рН менее 3,6

5х105

10 и выше

30 и выше

0,1 и выше

отсутствие

Иловые сульфидные сильно-минерализованные и торфяные с рН менее 3,6

5х105

30 и выше

50 и выше

0,1 и выше

отсутствие

      Примечание: микробиологические показатели грязи:

      1) общее количество микроорганизмов в 1 грамме – показатель интенсивности загрязнения грязи органическими веществами;

      2) коли-титр, или содержание бактерии групп кишечной палочки (БГКП) – объем грязи, в котором обнаруживаются бактерии группы кишечных палочек;

      3) титр эширехия коли (Escherichia coli) – объем грязи, в котором обнаруживается эширехия коли как показатель свежего фекального загрязнения;

      4) титр клостридия перфрингенс (Clostridium perfringens) – объем грязи, в котором обнаруживается клостридия перфрингенс (Clostridium perfringens), как свидетельство фекального загрязнения той или иной степени давности;

      5) содержание патогенной кокковой микрофлоры (стафилококков, стрептококков), синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa) в определенном объеме грязи – как микроорганизмы, вызывающие тяжелые поражения кожи, пищевые отравления и заболевания (столбняк).

  Приложение 5
к Санитарным правилам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к детским
оздоровительным
и санаторным объектам"

      Сноска. Приложение 5 исключено приказом Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 6
к Санитарным правилам
"Санитарно-эпидемиологические
  Требования
к детским оздоровительным
и санаторным объектам"

Журнал результатов осмотра персонала пищеблока

      Сноска. Приложение 6 - в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 05.04.2023 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Форма 1

Ф.И.О. (при его наличии) работника

Должность

Подписи работников об отсутствии острой кишечной инфекции (ОКИ) в семье

Осмотр на гнойничковые заболевания кожи

Осмотр на наличие острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), ангины

Подпись медицинского работника

Примечание*

1

2

3

4

5

6

7

8









      Примечание: *запись: здоров, болен, отстранен от работы, санирован, отпуск, выходной.
Ведомость контроля за выполнением норм пищевой продукции за ___ месяц _____ г.

  Форма 2

Наименование пищевой продукции

Норма* пищевой продукции в граммах г (брутто) на одного человека

Фактически выдано пищевой продукции в брутто по дням (всего), грамм на одного человека / количество питающихся

Всего выдано пищевой продукции в брутто на одного человека за 10 календарных дней

В среднем на одного человека в день

Отклонение от нормы в % (+/-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




1

2

3

4

5

6

7