Об утверждении Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 сентября 2021 года № 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 сентября 2021 года № 24252.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 8 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 211 "Об утверждении Правил разработки концепции, доктрины" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17139).

      3. Департаменту стратегического анализа и развития в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
А. Иргалиев
      "СОГЛАСОВАН"
Агентство по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан
      "СОГЛАСОВАН"
Администрация Президента
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 3 сентября 2021 года № 83

Правила разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 8 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 (далее – СГП), и определяют порядок разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) государственные органы-разработчики – государственные органы, ответственные за разработку документа СГП;

      2) соисполнитель – центральные государственные органы, местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора, подведомственные и другие организации, с которыми осуществляется межведомственное взаимодействие по разработке и реализации Стратегии, от деятельности которых зависит достижение целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов, ответственных за их достижение в пределах своих полномочий и функциональных обязанностей;

      3) доктрина (стратегия) – документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу и утверждается Президентом Республики Казахстан;

      4) дорожные карты – документы реализационного характера, содержащие совокупность мероприятий для достижения отдельных задач отрасли/сферы, разрабатываемые по отдельным направлениям деятельности, носящие межведомственный характер;

      5) комплексные планы – документы реализационного характера, содержащие совокупность мероприятий для оперативного решения отдельных важных отраслевых или региональных вопросов развития;

      6) государственная программа – документ, определяющий цели, задачи и подходы к реализации отдельных политик, в основном затрагивающих идеологические, нормативные и другие аспекты развития и не требующих выделения значительных финансовых ресурсов.

Глава 2. Порядок разработки доктрин (стратегий)

      3. Доктрины (стратегии) разрабатываются по поручению Президента Республики Казахстан в целях выработки общенациональных подходов, общих взглядов, стратегического курса государственной политики в области безопасности, внешней и внутренней политики, а также по общественно значимым вопросам развития страны.

      4. Структура доктрины содержит следующие разделы:

      1) введение;

      2) анализ текущей ситуации;

      3) основные положения: цели и принципы, видение и подходы к развитию по определенному вопросу;

      4) заключение.

      5. Разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований:

      1) направлена на реализацию документов СГП;

      2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов СГП;

      3) излагается кратко и четко.

      6. При разработке доктрин (стратегии) привлекаются научно-исследовательские организации, ученые, эксперты, специалисты различных областей знаний.

      7. В разделе "Введение" указываются обоснование и необходимость разработки доктрины (стратегии), раскрывается сущность доктрины.

      8. В разделе "Анализ текущей ситуации" отражается анализ установившейся системы взглядов, принципов и направлений действующей государственной политики в определенных сферах.

      9. В разделе "Основные положения" определяются цели, принципы, направления, способы и формы проведения государственной политики, а также приводится обоснование их выбора.

      Цели доктрины (стратегии) отражают конечное желаемое состояние дел в определенном вопросе.

      Принципы доктрины (стратегии) устанавливают основы и правила реализации предлагаемого курса государственной политики.

      Видение к развитию по определенному вопросу обозначает принципы, взгляды данного вопроса.

      Подходы к развитию по определенному вопросу обозначают методы, предполагаемые (возможные) пути достижения поставленной цели.

      10. В разделе "Заключение" содержатся общие выводы с указанием ожидаемых положительных изменений в развитии страны и общества в результате реализации доктрины (стратегий).

      11. Проект доктрины (стратегии) на стадии разработки согласовывается с заинтересованными государственными органами.

      12. Проект доктрины (стратегии) на стадии разработки, до направления на согласование в заинтересованные государственные органы, размещается на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для обсуждения его с заинтересованными организациями, лицами и государственными органами.

Глава 3. Порядок разработки государственных программ

      13. Государственная программа разрабатывается на период не менее 5 лет в целях реализации вышестоящих документов СГП.

      14. Государственная программа разрабатывается по поручению Президента Республики Казахстан.

      15. Структура государственной программы содержит следующие разделы:

      1) паспорт (основные параметры);

      2) цели, задачи, подходы и сроки реализации государственной программы;

      3) необходимые ресурсы;

      4) план мероприятий (в виде приложения).

      16. Разработка проекта государственной программы осуществляется с учетом следующих требований:

      1) направлена на реализацию документов СГП;

      2) содержит цели, задачи и подходы к реализации отдельных политик, мероприятий, обеспечивающих достижение целей вышестоящих документов СГП;

      3) ориентирована на решение задач межсферного, межотраслевого и межведомственного характера, а также социально значимых задач;

      4) ориентирована на удовлетворение потребностей целевой группы благополучателей;

      5) обеспечивает сбалансированность финансовых, трудовых и материальных ресурсов и источников их обеспечения;

      6) излагается кратко и четко.

      17. В разделе "Паспорт (основные параметры)" излагаются основные параметры государственной программы, включающие:

      1) наименование;

      2) основание для разработки;

      3) указание государственного органа-разработчика, а также соисполнителей;

      4) цели;

      5) задачи;

      6) подходы и сроки реализации;

      7) источники и объемы финансирования.

      18. В разделе "Цели, задачи, подходы и сроки реализации государственной программы" указываются цели, задачи, подходы и сроки реализации государственной программы, формируемые исходя из вышестоящих документов СГП.

      19. Для достижения соответствующей цели государственной программы определяются задачи государственной программы, являющиеся основными условиями достижения соответствующей цели государственной программы, позволяющие увидеть ключевые изменения в сферах деятельности к концу планового периода.

      20. Подходы реализации государственной программы включают в себя систему мер, которые в полном объеме и в нужные сроки обеспечат достижение каждой цели и решение каждой задачи.

      21. В разделе "Необходимые ресурсы" излагаются потребности в ресурсах для реализации государственной программы (финансово-экономические, материально-технические, трудовые).

      22. Проект государственной программы на стадии разработки согласовывается с уполномоченными органами по стратегическому и государственному планированию и заинтересованными государственными органами.

      23. Проект государственной программы на стадии разработки, до направления на согласование в заинтересованные государственные органы, размещается для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов в соответствии с Правилами размещения.

      24. При реализации государственных программ применяются методы и подходы проектного управления в соответствии с Правилами осуществления проектного управления, утверждаемыми в соответствии со статьей 43-1 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и Типовым регламентом проектного управления государственных органов, утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 57 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23023) (далее – Правилами осуществления проектного управления и Типовым регламентом проектного управления).

      Сноска. Пункт 24 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 25.07.2023 № 142 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Порядок разработки комплексных планов

      25. Комплексные планы разрабатываются по поручениям Президента Республики Казахстан на срок не более 5 лет для оперативного решения важных отраслевых и региональных вопросов.

      26. Структура комплексного плана имеет табличную форму и включает в себя:

      1) ожидаемые результаты;

      2) мероприятия (конкретные действия);

      3) форма завершения мероприятий;

      4) сроки исполнения мероприятий;

      5) ответственные исполнители/соисполнители;

      6) объем финансирования;

      7) источники финансирования.

      27. Разработка проекта комплексного плана осуществляется с учетом следующих требований:

      1) содержит систему согласованных по срокам, финансовым ресурсам, формам завершения и исполнителям мероприятий (конкретные действия), направленных на реализацию поручений Президента Республики Казахстан;

      2) обеспечивает адресность мер, четкое определение сроков и последовательность их реализации, строгую ориентацию деятельности исполнителей на достижение целей.

      28. Комплексные планы при необходимости дополняются разделом "Введение", отражающий краткую информацию о необходимости принятия данного документа, с указанием в том числе основных задач, проблем.

      29. Проект комплексного плана на стадии разработки согласовывается с уполномоченными органами по стратегическому и государственному планированию и заинтересованными государственными органами.

      30. Комплексный план формируется по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам на основании предложений государственных органов, участвующих в реализации комплексного плана.

      31. Проект комплексного плана на стадии разработки, до направления на согласование в заинтересованные государственные органы, размещается на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для обсуждения его с заинтересованными организациями, лицами и государственными органами.

Глава 5. Порядок разработки дорожных карт

      32. Дорожные карты разрабатываются по поручению Премьер-Министра Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан в срок не более 3-х лет по отдельным направлениям деятельности, носящей межведомственный характер.

      33. Структура дорожной карты имеет табличную форму и включает в себя:

      1) ожидаемые результаты;

      2) мероприятия (конкретные действия);

      3) форма завершения мероприятий;

      4) сроки исполнения мероприятий;

      5) ответственные исполнители/соисполнители.

      34. Разработка проекта дорожной карты осуществляется с учетом следующих требований:

      1) содержит систему согласованных по срокам, финансовым ресурсам и исполнителям мероприятий (конкретные действия), направленных на реализацию поручений Премьер-Министра Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан;

      2) обеспечивает адресность мер, четкое определение сроков и последовательность их реализации, строгую ориентацию деятельности исполнителей на достижение целей.

      35. Дорожные карты утверждаются решениями Премьер-Министра Республики Казахстан, заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан, совместными приказами первых руководителей центральных государственных органов в соответствии с пунктом 8 СГП.

      Дорожные карты, разработанные по поручениям Премьер-Министра Республики Казахстан и затрагивающие компетенцию пяти или более государственных органов, утверждаются решением заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан, курирующим данную отрасль/сферу.

      Дорожные карты, разработанные по поручениям Премьер-Министра Республики Казахстан и затрагивающие компетенцию менее пяти государственных органов, утверждаются совместными приказами первых руководителей данных центральных государственных органов.

      Дорожные карты, разработанные по поручениям Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, утверждаются решением Премьер-Министра Республики Казахстан.

      36. Проект дорожной карты на стадии разработки согласовывается с уполномоченными органами по стратегическому и государственному планированию и заинтересованными государственными органами.

      37. Проект дорожной карты формируется по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам на основании предложений государственных органов, участвующих в реализации дорожной карты.

      38. Проект дорожной карты на стадии разработки, до направления на согласование в заинтересованные государственные органы, размещается для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов в соответствии с Правилами размещения.

  Приложение 1
к Правилам разработки доктрин
(стратегий), государственных
программ, комплексных
планов, дорожных карт
  Форма

Комплексный план
________________________________________________
(наименование комплексного плана)
______________________________________________________________

№ п/п

Наименование

Форма завершения

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Объем финансирования

Источники финансирования

Ожидаемые результаты:
1)
2)

n)

Наименование направления _______________________________________

1.

Мероприятие 1






2.

Мероприятие n






3.

Мероприятие n






Наименование направления _______________________________________

4.

Мероприятие 1






5.

Мероприятие n






6.

Мероприятие n






      Примечание: Форма Комплексного плана заполняется в соответствии с пояснением по заполнению согласно приложению, к настоящей форме.

  Приложение
к форме Комплексного плана

Пояснение по заполнению Комплексного плана

      Комплексный план заполняется следующим образом:

      1) в строке "Ожидаемые результаты" указываются ожидаемые результаты, характеризующие положительные изменения, которые будут достигнуты в результате реализации Комплексного плана.

      2) в строках "Наименование" указываются основные направления комплексного плана.

      Каждое направление разделяется на мероприятия, которые указываются в графе "Мероприятие";

      3) в графе "Мероприятие" указывается наименование мероприятий Комплексного плана;

      4) в графе "Форма завершения" указывается форма завершения мероприятий (качественная характеристика мероприятия, раскрывающая в чем, выражается завершение мероприятия);

      5) в графе "Срок исполнения" указываются запланированные сроки исполнения мероприятий.

      В случае, если формой завершения по предусмотренным мероприятиям является информирование в вышестоящие органы, то сроки исполнения данных мероприятий корреспондируются друг с другом и не должны превышать информирования вышестоящих органов более двух раз в год в целом по Комплексному плану;

      6) в графе "Ответственный исполнитель" указываются государственные органы, подведомственные ему организации, субъекты квазигосударственного сектора, ответственные за исполнение мероприятий.

      7) в графе "Объем финансирования" указываются планируемый объем финансирования мероприятий;

      8) в графе "Источники финансирования" указывается источник финансирования данного мероприятия.

      При этом подведомственные организации и субъекты квазигосударственного сектора по исполнению мероприятий указываются как соисполнители.

  Приложение 2
к Правилам разработки доктрин
(стратегий), государственных
программ, комплексных
планов, дорожных карт
  Форма

Дорожная карта
________________________________________________
(наименование дорожной карты)
______________________________________________________________

№ п/п

Наименование

Форма завершения

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты:
1)
2)

n)

Наименование направления _______________________________________


Мероприятие 1





Мероприятие n





Мероприятие n




Наименование направления _______________________________________


Мероприятие 1





Мероприятие n





Мероприятие n




      Примечание: Форма Дорожной карты заполняется в соответствии с пояснением по заполнению согласно приложению к настоящей форме.

  Приложение к
форме Дорожной карты

Пояснение по заполнению Дорожной карты

      Дорожная карта заполняется следующим образом:

      1) в строке "Ожидаемые результаты" указываются ожидаемые результаты, характеризующие положительные изменения, которые будут достигнуты в результате реализации Дорожной карты.

      2) в строках "Наименование" указываются основные направления дорожной карты.

      Каждое направление разделяется на мероприятия, которые указываются в графе "Мероприятие";

      3) в графе "Мероприятие" указывается наименование мероприятий дорожной карты;

      4) в графе "Форма завершения" указывается форма завершения мероприятий (качественная характеристика мероприятия, раскрывающая в чем, выражается завершение мероприятия);

      5) в графе "Срок исполнения" указываются запланированные сроки исполнения мероприятий.

      В случае, если формой завершения по предусмотренным мероприятиям является информирование в вышестоящие органы, то сроки исполнения данных мероприятий корреспондируются друг с другом и не должны превышать информирования вышестоящих органов более двух раз в год в целом по дорожной карте;

      6) в графе "Ответственный исполнитель" указываются государственные органы, подведомственные ему организации, субъекты квазигосударственного сектора, ответственные за исполнение мероприятий.

      При этом подведомственные организации и субъекты квазигосударственного сектора по исполнению мероприятий указываются как соисполнители