Об утверждении Правил деятельности специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 13 августа 2021 года № 394. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 августа 2021 года № 23991.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 3) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      2. Департаменту кадровой политики Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
Ю. Ильин

  Утверждены приказом
Министра по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 13 августа 2021 года № 394

Правила деятельности специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании").

      2. Правила определяют порядок деятельности специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – специальное учебное заведение МЧС), который включает организацию:

      управления деятельности;

      образовательной деятельности;

      воспитательной работы;

      научно-исследовательской, редакционно-издательской и международной деятельности учебного заведения.

Глава 2. Порядок организации управления деятельностью специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

      3. Управление специальным учебным заведением МЧС осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, а также уставом специального учебного заведения МЧС.

      4. Непосредственное руководство специальным учебным заведением МЧС осуществляет начальник учебного заведения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – Министр). Заместители начальника специального учебного заведения МЧС назначаются и освобождаются от должности приказом Министра по представлению начальника специального учебного заведения МЧС.

      5. В специальном учебном заведении МЧС создаются коллегиальные органы управления. К органам коллегиального управления относятся ученый совет, учебно-методический совет, а также органы, создаваемые уставом специального учебного заведения МЧС с целью эффективного решения задач и выполнения функций специального учебного заведения МЧС.

      6. Состав и количество членов, деятельность коллегиальных органов управления специального учебного заведения МЧС определяются самим специальным учебным заведением МЧС.

      7. В состав специального учебного заведения МЧС входят структурные подразделения: факультеты (институты), кафедры, отделы, а также центры, лаборатории, отделения, группы при их наличии.

      8. Структурные подразделения специального учебного заведения МЧС осуществляют свою деятельность на основе настоящих Правил, устава специального учебного заведения МЧС, положений о соответствующих структурных подразделениях специального учебного заведения МЧС, годового плана работы, разрабатываемых на календарный или учебный год.

      9. Начальник специального учебного заведения МЧС утверждает положения о структурных подразделениях, в которых определяются основные направления их деятельности, и должностные инструкции сотрудников (работников).

      10. Руководство работой факультета (института) осуществляет начальник факультета (института) назначаемый и освобождаемый от должности приказом начальника специального учебного заведения МЧС по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – МЧС).

      11. Кафедра организуется при наличии не менее чем 7 штатных преподавателей по профилю кафедры.

      В штат кафедры входят начальник кафедры, заместитель начальника, профессоры, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал.

      12. Исходя из содержания закрепленных учебных дисциплин в соответствии с рабочими учебными планами, утверждаемыми в соответствии с пунктом 20 Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, согласно приложению 1 к приказу Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28916) (далее – приказ № 2) и пунктом 47 Государственного общеобязательного стандарта послевузовского образования, согласно приложению 2 к приказу № 2 (далее – ГОСО), кафедры классифицируются на общеобразовательные и специальные.

      Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 13.10.2023 № 554 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. Работа кафедры направлена на теоретическую и практическую подготовку специалистов в соответствии с содержанием образовательных программ высшего и послевузовского образования.

      Планирование и организация курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, и других сотрудников (работников) осуществляет кадровая служба специального учебного заведения МЧС.

      Повышение квалификации каждого сотрудника (работника) специального учебного заведения МЧС осуществляется не менее одного раза в 3 года.

      14. Численность обучающихся в специальном учебном заведении МЧС определяется государственным образовательным заказом, утверждаемым в соответствии с подпунктом 4) статьи 4 Закона "Об образовании" (далее – государственный образовательный заказ).

      15. Специальное учебное заведение МЧС реализует образовательные программы по очной форме обучения и по образовательным программам с сокращенным сроком с использованием дистанционного обучения.

      Допускается дистанционное обучение при очной форме обучения и дополнительном образовании.

      16. Наполняемость академической группы определяется в соответствии с государственным образовательным заказом на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием.

      Формирование академических потоков специальным учебным заведением МЧС осуществляется самостоятельно.

      17. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины, мотивации повышения уровня знаний, выполнения требований учебного плана начальником специального учебного заведения МЧС к обучающимся применяются меры поощрения и взыскания.

      18. Отчисление обучающихся производится приказом начальника специального учебного заведения МЧС.

      Допускается отчисление обучающихся по собственному желанию, за неуспеваемость, за нарушение служебной дисциплины, по состоянию здоровья.

Глава 3. Организация образовательной деятельности специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

      19. Организация образовательной деятельности специального учебного заведения МЧС включает в себя: учебно-методическую, воспитательную, научно-исследовательскую работу.

      20. Учебно-методическая работа в специальном учебном заведении МЧС осуществляется во всех структурных подразделениях, реализующих и координирующих учебный процесс, образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного образования.

      20. Непосредственное руководство учебно-методической работой в специальном учебном заведении МЧС осуществляет заместитель начальника по учебной работе.

      21. Учебно-методическая работа специального учебного заведения МЧС включает:

      1) разработку академического календаря, рабочих учебных планов и программ (силлабусов), учебно-методических комплексов дисциплин;

      2) учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин учебниками, учебными пособиями, сборниками задач, комплексными заданиями, пособиями по лабораторным, контрольным, курсовым работам, методическими рекомендациями по изучению дисциплин, а также материалами текущего, рубежного и итогового контроля знаний, итоговой аттестации обучающихся по всем формам обучения;

      3) разработку программ профессиональных практик, а также методических рекомендаций (указаний) по написанию дипломных работ (проектов), магистерских и докторских диссертаций;

      4) разработку, применение современных образовательных технологий и методов обучения, повышающих усвоение учебного материала обучающимися;

      5) учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие их способности к поиску, анализу и формулировке результата деятельности;

      6) разработку программ по повышению квалификации и переподготовке преподавателей и специалистов.

      22. Планирование содержания, способа организации и структуры учебно-методической деятельности осуществляется специальным учебным заведением МЧС на основе кредитной технологии обучения.

      23. Продолжительность академического периода специальное учебное заведение МЧС устанавливает самостоятельно в соответствии с ГОСО.

      24. Порядок проведения первоначальной профессиональной подготовки для лиц, впервые поступающих на службу в органы гражданской защиты на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, осуществляется в соответствии с Правилами отбора на первоначальную профессиональную подготовку и условий ее прохождения для лиц, поступающих в органы гражданской защиты, а также оснований их отчисления от первоначальной профессиональной подготовки, утверждаемыми в соответствии с пунктом 2-1 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе".

      Порядок переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов гражданской защиты, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов гражданской защиты, утверждаемые в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе".

      25. Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) для формирования дополнительных компетенций у обучающихся, в том числе проведения учебно-полевых сборов.

      26. Организация учебной деятельности осуществляется на основе академического календаря, расписания учебных занятий.

      27. Структура учебной деятельности формируется на основе учебных планов и образовательных программ, объема учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видов академических занятий, объема учебного материала.

      28. Образовательные программы разрабатываются академическим комитетом специального учебного заведения МЧС, создаваемый приказом начальника специального учебного заведения МЧС, в состав которого включаются представители академического персонала, работодатели (МЧС, его ведомства, территориальные органы, государственные учреждения МЧС), обучающийся.

      Сноска. Пункт 28 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 13.10.2023 № 554 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      29. Академический календарь, рабочие учебные планы образовательных программ и среднегодовая педагогическая нагрузка профессорско-преподавательского состава утверждаются решением ученого совета специального учебного заведения МЧС.

      30. Планирование учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах.

      31. Один академический час аудиторной работы составляет не менее 40 минут.

      Один академический час профессиональной практики, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой государственной аттестации обучающихся составляет не менее 40 минут.

      32. В специальном учебном заведении МЧС устанавливаются следующие основные виды учебной работы: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, контрольные работы, самостоятельная работа обучающегося, самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя, расчетно-графические работы, практикумы, все виды учений, лагерные сборы, профессиональная практика, учебная или научная стажировка, курсовая работа (проект), дипломная работа (проект), научно-исследовательская работа, экспериментально-исследовательская работа, магистерская диссертация, докторская диссертация.

      33. Соотношение объема кредитов (часов) между лекциями и семинарами, практическими и лабораторными занятиями определяется специальным учебным заведением МЧС самостоятельно.

      34. К чтению лекций, руководству дипломными работами (проектами), научно-исследовательской работе обучающихся допускаются преподаватели, занимающие должности начальника кафедры, заместителя начальника кафедры, профессора кафедры, доцента кафедры, старшего преподавателя кафедры, имеющие стаж не менее трех лет в должности преподавателя или стаж практической работы по профилю не менее пяти лет.

      К проведению других видов учебных занятий, также привлекаются научные работники, опытные специалисты, имеющие опыт практической работы по профилю не менее 5 лет.

      35. Учебная работа подразделяется на аудиторную (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя) и внеаудиторную, к которой относятся все остальные виды учебной работы.

      36. Специальное учебное заведение МЧС самостоятельно определяет формы, методы и средства обучения, создавая максимально благоприятные условия для освоения обучающимися образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного образования.

      37. Отвлечение обучающихся от учебных занятий (в том числе самостоятельной работы) допускается только с письменного разрешения начальника специального учебного заведения МЧС или его заместителя по учебной работе.

      38. Образовательные программы высшего, послевузовского образования разрабатываются в соответствии с ГОСО.

      39. Содержание образовательной программы состоит из дисциплин обязательного компонента, содержание которых определяются в соответствии ГОСО, а также из дисциплин вузовского компонента, перечень и содержание которых определяются рабочими учебными планами, программами (силлабусами).

      Сноска. Пункт 39 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 13.10.2023 № 554 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      40. Допускается изучение дисциплины в течение нескольких академических периодов.

      41. Обучение осуществляется на основе образовательных программ, единых для всех форм обучения.

      42. Учебный процесс в специальном учебном заведении МЧС организовывается по сокращенным образовательным программам с сокращенным сроком обучения по:

      очной форме для лиц, имеющих высшее образование;

      по образовательным программам с сокращенным сроком обучения с применением дистанционного обучения, для лиц, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование.

      В данном случае осуществляется перезачет кредитов (часов) и учет ранее освоенных дисциплин при условии достаточности их объема и преемственности образовательной программы. Объем и срок обучения определяются с учетом пререквизитов обучающегося, определяемых на основе транскрипта.

      Обучение по сокращенным образовательным программам организуется по рабочим учебным планам, утвержденным отдельно для лиц, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее образование, и для лиц, имеющих высшее образование.

      Образовательные программы на базе высшего образования предусматривают только профессиональную подготовку и включают циклы базовых и профилирующих дисциплин, дополнительные виды обучения, промежуточную и итоговую аттестации.

      43. Профессиональная практика, научно-исследовательская и экспериментально-исследовательская работа и итоговая аттестация обучающихся проводятся согласно академическому календарю в соответствии с требованиями ГОСО.

      44. Содержание разрабатываемой специальным учебным заведением МЧС программы профессиональной практики и база профессиональной практики соответствуют образовательным программам.

      45. Базами профессиональных практик являются соответствующие подразделения МЧС. Для прохождения профессиональных практик на базе соответствующего подразделения МЧС заключения договора не требуется.

      46. Направление на прохождение профессиональной практики оформляется приказом начальника специального учебного заведения МЧС.

      Обучающиеся по образовательным программам с сокращенным сроком обучения с использованием дистанционного обучения, при условии их работы по специальности освобождаются от профессиональной практики. В данном случае они представляют в специальное учебное заведение МЧС справку с места работы (в произвольной форме) и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность.

      47. Научное руководство преддипломной практикой осуществляет научный руководитель дипломной работы (проекта).

      48. Научный руководитель (научный консультант) и тема исследования магистранта, докторанта на основании решения ученого совета утверждаются приказом начальника специального учебного заведения МЧС.

      49. Научный руководитель (научный консультант) магистранта и докторанта назначаются из числа докторов и кандидатов наук, докторов философии (PhD) активно занимающихся научными исследованиями в данной отрасли наук и имеющих опыт научного руководства.

      50. В рамках научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы, индивидуальным планом работы магистранта и докторанта предусмотрено прохождение зарубежной научной стажировки.

      51. Магистрант, докторант, не выполнивший учебный план, отчисляется приказом начальника специального учебного заведения МЧС и откомандировывается к прежнему месту службы.

      52. Для осуществления учета освоенных кредитов, организации промежуточной аттестации и ведения учета учебных достижений обучающихся в специальном учебном заведении МЧС создается подразделение для мониторинга и контроля (оценки) качества образования.

Глава 4. Организация воспитательной работы в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

      53. Воспитательная деятельность специального учебного заведения МЧС включает в себя:

      1) формирование у обучающихся умений самостоятельно и компетентно принимать и реализовывать решения;

      2) формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности;

      3) формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях;

      4) формирование у обучающихся антикоррупционного поведения;

      5) проведение тематических мероприятий по профилю кафедры (факультета (института)), цикла способствующих расширению кругозора обучающихся, формированию ценностного отношения к избранной специальности;

      6) проведение профориентационной работы среди обучающихся средних общеобразовательных школ, организаций технического и профессионального образования;

      7) мероприятия, направленные на реализацию задач воспитательного процесса.

      54. Воспитательная деятельность осуществляется на основе соблюдения прав и свобод обучающихся, профессорско-преподавательского состава и требований устава специального учебного заведения МЧС.

      55. Воспитательная работа входит в общую нагрузку профессорско-преподавательского состава.

Глава 5. Организация научно-исследовательской, редакционно-издательской и международная деятельность специального учебного заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

      56. Научно-исследовательская деятельность специального учебного заведения МЧС направлена на обеспечение интеграции науки, образования и практической деятельности подразделений и ведомств МЧС, развитие на этой основе научно-образовательного процесса, повышение конкурентоспособности научных исследований и инновационной деятельности.

      57. Организация и проведение научно-исследовательских работ (фундаментальных, поисковых, прикладных научных исследований) (далее – НИР) осуществляется в структурных подразделениях специального учебного заведения МЧС.

      58. НИР в специальном учебном заведении МЧС выполняется лицами из числа профессорско-преподавательского и научного состава, обучающимися.

      59. Для выполнения указанных работ в специальном учебном заведении МЧС создаются временные авторские коллективы.

      60. Выполнение НИР для профессорско-преподавательского и научного состава специального учебного заведения МЧС относится к числу основных обязанностей и осуществляется в рабочее время в соответствии с индивидуальным планом работы.

      61. НИР специального учебного заведения МЧС включает:

      1) проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, направленных на решение задач практической деятельности подразделений и ведомств МЧС;

      2) научное, научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение нормотворческой и практической деятельности подразделений и ведомств МЧС;

      3) исследование и разработку теоретических и методологических основ развития высшего, послевузовского и дополнительного образования;

      4) разработку и внедрение инновационных технологий обучения в учебный процесс;

      5) внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и практику;

      6) формирование и развитие собственных научных школ (при наличии соответствующего научного потенциала), активное привлечение к научно-исследовательской работе научно-педагогических сотрудников и обучающихся;

      7) защиту интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков;

      8) организацию и руководство научно-исследовательской работы обучающихся.

      62. Координацию научно-исследовательской деятельности в специальном учебном заведении МЧС осуществляет заместитель начальника по научной работе и подразделение организации научно-исследовательской и редакционно-издательской работы.

      63. НИР входит в педагогическую нагрузку профессорско-преподавательского состава.

      64. По результатам НИР составляются промежуточный и заключительный отчеты, предусмотренные календарным планом. Достоверность данных, содержащихся в отчете обеспечивается руководителями и исполнителями НИР.

      65. Специальное учебное заведение МЧС осуществляет международное сотрудничество в области подготовки кадров, научной и педагогической деятельности.

      66. Международное сотрудничество осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, соглашениями, заключенными МЧС с соответствующими учреждениями зарубежных государств, прямых двусторонних договоров, заключенных специальным учебным заведением МЧС по согласованию с МЧС.

      67. Выезд обучающихся, профессорско-преподавательского и научного состава, сотрудников специального учебного заведения МЧС за пределы Республики Казахстан, а также прием иностранных делегаций и граждан иностранных государств осуществляется по согласованию с МЧС.

      68. Специальное учебное заведение МЧС в рамках своей компетенции, по согласованию с МЧС заключают с зарубежными партнерами (юридическими и (или) физическими лицами) соглашения о сотрудничестве в сфере подготовки кадров, проведения научных исследований.