Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 6 августа 2021 года № 4. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 августа 2021 года № 23942

Действующий

      В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и пунктом 8 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 926 "Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21300).

      3. Департаменту по работе с субъектами финансового мониторинга Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Агентства
Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Ж. Элиманов

  Утверждены приказом
Председателя Агентства
Республики Казахстан по
финансовому мониторингу
от 6 августа 2021 года № 4

Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора (далее – Требования) разработаны в соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон) и определяют требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) для субъектов финансового мониторинга, предусмотренных подпунктами 7), 8), 13, 15), 16) и 18) пункта 1 статьи 3 Закона (далее – Субъекты).

      2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:

      1) риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – риски легализации ОД/ФТ) – возможность преднамеренного или непреднамеренного вовлечения Субъектов в процессы легализации ОД/ФТ или иную преступную деятельность;

      2) управление рисками легализации ОД/ФТ – совокупность принимаемых Субъектами мер по мониторингу, выявлению рисков легализации ОД/ФТ, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов);

      3) форма ФМ-1 – форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предусмотренными Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений, утверждаемых уполномоченным органом по финансовому мониторингу (далее – уполномоченный орган) в сфере ПОД/ФТ, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ;

      4) внутренний контроль – система организации, политики, процедур и методов, принимаемых субъектом в целях предотвращения легализации ОД/ФТ.

      3. Внутренний контроль осуществляется в целях:

      1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ;

      2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ;

      3) минимизации рисков легализации ОД/ФТ.

      4. Правила внутреннего контроля (далее – ПВК) включают в себя программы, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 Закона, и являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ, и устанавливает порядок действий Субъектов.

      5. При внесении изменений и (или) дополнений в законодательство Республики Казахстан о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 (тридцати) календарных дней, вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения.

Глава 2. Программа организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая требования, предъявляемые к работникам Субъектов финансового мониторинга

      6. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включает процедуры:

      1) организации внутреннего контроля Субъектами при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

      2) отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом;

      3) признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, в качестве подозрительной;

      4) представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о фактах отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;

      5) фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций;

      6) признания Субъектами сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции.

      Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу, и направляемое в уполномоченный орган, осуществляется в порядке, установленном Субъектами;

      7) информирования работниками субъекта руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками Субъекта, за исключением Субъектов, осуществляющих свою деятельность единолично;

      8) оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ;

      9) разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ и снижению рисков легализации ОД/ФТ;

      10) классификации своих клиентов с учетом степени риска оценки рисков легализации ОД/ФТ.

      Допускается включение Субъектом в программу дополнительных мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

      7. Субъекты назначают лицо, ответственное за осуществление мониторинга за соблюдением ПВК (далее – ответственный работник), а также определяют работников либо подразделение Субъектов, в компетенцию которых входят вопросы ПОД/ФТ (далее – подразделение по ПОД/ФТ), за исключением Субъектов, осуществляющих свою деятельность единолично.

      На должность ответственного работника не назначается лицо, не имеющее высшего образования, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, либо умышленных преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.

      Субъекты, осуществляющие свою деятельность единолично, несут ответственность по организации и соблюдению ПВК в соответствии со статьей 214 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".

      8. Функции ответственного работника, работников подразделения по ПОД/ФТ Субъекта и Субъектов, осуществляющих свою деятельность единолично, включают:

      1) разработку, внесение изменений и (или) дополнений в ПВК;

      2) организацию и контроль по представлению сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган;

      3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;

      4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма;

      5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления информации об операциях в уполномоченный орган;

      6) исполнение решений уполномоченного органа о приостановлении проведения подозрительной операции;

      7) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;

      8) документальное фиксирование решений, принятых в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;

      9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;

      10) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля;

      11) обеспечение мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом;

      12) обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций;

      13) предоставление информации в уполномоченный орган для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ;

      14) предоставление в уполномоченный орган по его запросу информации, сведений и документов.

      В случае назначения Субъектом ответственного работника либо работников подразделения по ПОД/ФТ, ПВК включают дополнительные функции:

      1) разработка и согласование ПВК, внесение изменений и (или) дополнений к ним с руководителем Субъекта, а также мониторинг реализации и соблюдения;

      2) направление запросов руководителю Субъекта для принятия решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;

      3) информирование руководителя Субъекта о выявленных нарушениях ПВК;

      4) подготовка информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению системы управления рисками легализации ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования отчетов руководителю.

      9. Для выполнения возложенных функций ответственный работник и работники подразделения по ПОД/ФТ наделяются следующими полномочиями:

      1) получение доступа ко всем помещениям Субъекта, информационным системам, средствам телекоммуникаций, документам и файлам в пределах, позволяющих осуществлять свои функции в полном объеме;

      2) обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций;

      3) обеспечение сохранности получаемых от подразделений Субъекта документов и файлов.

Глава 3. Программа управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений

      10. В целях организации управления рисками легализации ОД/ФТ, Субъекты разрабатывают программу управления рисками легализации ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений.

      Субъекты на ежегодной основе осуществляют оценку степени подверженности услуг (продуктов) Субъектов рискам легализации ОД/ФТ с учетом информации из отчета рисков легализации ОД/ФТ и, как минимум, следующих специфических категорий рисков: риск по типу клиентов, страновой (географический) риск, риск услуги (продуктов) и (или) способа ее (его) предоставления.

      Результаты оценки рисков предоставляются по требованию уполномоченного органа и некоммерческих организаций, членами которых являются Субъекты, согласно Правилам проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2017 года № 243.

      11. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск легализации ОД/ФТ, включают:

      1) в случае, когда клиент является:

      иностранным публичным должностным лицом;

      лицом, действующим в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;

      лицом, являющимся членом семьи, близким родственником иностранного публичного должностного лица;

      лицом без гражданства;

      гражданином Республики Казахстан, не имеющим адреса регистрации или пребывания в Республики Казахстан;

      нерезидентом;

      некоммерческой организацией;

      2) в случае, когда клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента:

      по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 142 "Об утверждении перечня государств с льготным налогообложением", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16404 (далее – Приказ);

      включен в список лиц, причастных к террористической деятельности (далее – Список) и (или) в перечень организации и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также в перечень организации и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения (далее – Перечни), предусмотренные статьями 12 и 12-1 Закона;

      3) в случае, когда клиент (его представитель), бенефициарный собственник:

      настаивает на поспешности проведения операции;

      настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики Субъектов;

      совершает действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;

      по операциям ранее был признан подозрительным;

      4) в случае, когда клиент:

      не выполняет договорные условия оплаты, в результате чего платежи от имени лизингополучателя систематически, то есть два и более раз подряд в течение года осуществляет другое физическое или юридическое лицо, не являющееся участником лизинговой сделки (гарантом, залогодателем);

      предлагает большой авансовый платеж для предмета лизинга без надлежащей причины, хотя лизингодатель этого не требует;

      совершает покупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них, не обращая внимания на ценность приобретаемого товара, его размер, вес и природные особенности;

      представляет просроченный сертификат Кимберлийского процесса;

      систематически приобретает несколько ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (однотипных изделий) и (или) сертифицированных драгоценных камней;

      настаивает на перечислении денег за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них на счета третьих лиц;

      5) в случае, когда:

      заявление клиента, обращающегося для финансирования предмета лизинга, не выглядит обоснованным в отношении намерений использовать предмет лизинга или в отношении бизнес активности клиента (очевидное несоответствие между типом деятельности лизингополучателя и лизинговой сделкой);

      местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления;

      деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между Субъектом и клиентом);

      деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;

      у Субъектов возникают сложности при представленных клиентом сведений;

      6) деловые отношения и сделки с клиентами из государств (территорий):

      не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ);

      с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельностью;

      подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных Наций (далее – ООН);

      предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.

      Ссылки на перечни таких государств (территорий) и международных организаций по данным ООН размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа;

      7) операциям с деньгами и (или) иным имуществом:

      осуществляемым без физического присутствия сторон;

      совершаемым от имени или в пользу неизвестных или несвязанных третьих лиц;

      связанными с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;

      не имеющим очевидного экономического смысла или видимой правовой цели;

      совершаемым клиентом с несвойственной ему частотой или на необычно крупную для данного клиента сумму;

      по которым имеется информация о высоком риске легализации ОД/ФТ.

      Допускается включение Субъектами дополнительных факторов риска.

      12. В рамках реализации программы управления рисками легализации ОД/ФТ Субъектами принимаются меры по классификации клиентов с учетом категорий и факторов риска, указанных в пункте 11 настоящих Требований, а также иных категорий рисков, устанавливаемых Субъектами.

      Уровень риска клиента (группы клиентов) устанавливается Субъектами по результатам анализа имеющихся у Субъектов сведений и информации о клиенте (клиентах) и оценивается по шкале определения уровня риска, которая состоит не менее чем из двух уровней.

      Оценка риска с использованием категорий и факторов рисков, указанных в пункте 11 Требований, проводится в отношении клиентов (групп клиентов) на основе результатов мониторинга операций (деловых отношений).

      Пересмотр уровня риска клиента (группы клиентов) осуществляется Субъектами по мере обновления сведений о клиенте (группе клиентов) и результатов мониторинга операций (деловых отношений).

      13. Субъекты определяют и оценивают риски легализации ОД/ФТ, возникают при:

      1) разработке новых продуктов и новой деловой практики, включая новые механизмы передачи;

      2) использовании новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих продуктов.

      Оценка рисков легализации ОД/ФТ проводится до запуска новых продуктов, деловой практики или использования новых или развивающихся технологий.

Глава 4. Программа идентификации клиентов

      14. Программа идентификации клиента заключается в проведении Субъектами мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, а также получению и фиксированию иных предусмотренных Законом сведений о клиенте и их представителях, включая процедуры по:

      1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников согласно требованиям статьи 5 Закона;

      2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона;

      3) наличию или отсутствию клиента (его представителя) в Списке и Перечнях;

      4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона;

      5) выявлению клиентов, имеющих соответственно регистрацию, местожительства или местонахождения:

      в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона;

      в государстве с льготным налогообложением, предусмотренным Приказом;

      6) установлению предполагаемой цели и характера деловых отношений;

      7) применению к клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками;

      8) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов, по мере изменения идентификационных сведений, о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже 1 (одного) раза в год;

      9) требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой Субъектом в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, с указанием первоначальной даты оформления анкеты (досье);

      10) порядок обновления сведений, содержащихся в анкете (досье), с указанием периодичности обновления сведений;

      11) порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации ОД/ФТ, основания оценки такого риска;

      12) перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию Субъектом бенефициарного собственника клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия Субъектом решения о признании физического лица бенефициарным собственником.

      В зависимости от уровня риска клиента степень проводимых Субъектом мероприятий выражается в применении упрощенных либо усиленных мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона.

      Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска легализации ОД/ФТ осуществляется не реже 1 (одного) раза в полугодие.

      Периодичность обновления и (или) необходимость получения дополнительных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике устанавливаются с учетом уровня риска клиента (группы клиентов) и (или) степени подверженности услуг (продуктов) Субъекта, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ.

Глава 5. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов

      15. В целях реализации требований Закона по надлежащей проверке клиента, а также по выявлению и направлению в уполномоченный орган сообщений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу Субъекты разрабатывают программу мониторинга и изучения операций клиентов.

      16. Программа мониторинга и изучения операций клиентов для Субъектов, осуществляющих свою деятельность, единолично включает, но не ограничивается:

      1) перечень признаков необычных и подозрительных операций, составленный на основе признаков определения подозрительных операций, утверждаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона, а также разработанных Субъектами самостоятельно;

      2) процедуру выявления операции клиента, имеющие характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, утверждаемые уполномоченным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона;

      3) порядок принятия и описание мер, принимаемых Субъектами в отношении клиента и его операций в случае осуществления клиентом систематически и (или) в значительных объемах необычных и (или) подозрительных операций.

      В случае назначения Субъектом ответственного работника либо работников подразделения по ПОД/ФТ, программа мониторинга и изучения операций клиентов дополнительно включает, но не ограничивается:

      1) распределение обязанностей между подразделениями (работниками) Субъекта по обновлению ранее полученных и (или) получению дополнительных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике в случаях, предусмотренных настоящими Требованиями;

      2) распределение обязанностей между подразделениями (работниками) Субъекта по выявлению и передаче между подразделениями (работниками) сведений о пороговых, необычных и подозрительных операциях;

      3) описание механизма взаимодействия подразделений Субъекта при выявлении пороговых, необычных и подозрительных операциях;

      4) порядок, основания и срок принятия ответственным работником решения о квалификации операции клиента;

      5) порядок взаимодействия подразделений (работников) по принятию решения об отказе в проведении операции клиента (за исключением отказа в связи с нахождением клиента, бенефициарного собственника в Перечне), а также о прекращении деловых отношений с клиентом;

      6) порядок взаимодействия подразделений (работников) Субъекта по выявлению клиентов и бенефициарных собственников, находящихся в Перечне, а также по отказу в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом таких клиентов, обслуживании таких клиентов либо прекращению деловых отношений с ним;

      7) порядок информирования (при необходимости) должностных лиц Субъекта о выявлении пороговой и подозрительной операции.

      17. В рамках программы мониторинга и изучения операций клиентов, Субъектами проводятся мероприятия, направленные на установление целей и оснований всех пороговых, необычных, подозрительных операций и операций, имеющих характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма.

      Результаты мониторинга и изучения операций клиентов используются для ежегодной оценки степени подверженности услуг Субъекта рискам легализации ОД/ФТ, а также для пересмотра уровней рисков клиентов.

      Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиента сведения вносятся в досье клиента и (или) хранятся у Субъекта на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и не менее пяти лет после совершения операции.

      18. Частота изучения операций клиента определяется Субъектами с учетом уровня риска клиента и (или) степени подверженности услуг Субъектов, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ, совершения (попытки совершения) клиентом операций (операции), подлежащих (подлежащей) финансовому мониторингу, а также с учетом типологий, схем и способов легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, утвержденных уполномоченным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона, или разработанных Субъектами самостоятельно.

      В случае присвоения клиенту высокого уровня риска, а также в случае совершения клиентом подозрительной операции Субъектами изучаются операции, которые проводит (проводил) клиент за определенный период времени.

      Операции клиента подлежат изучению:

      по основаниям, указанным в пункте 4 статьи 4 Закона;

      если они имеют характеристики признаков подозрительной операции.

      19. Операции клиента признаются подозрительными, в случае если по результатам изучения операций, указанных в пункте 18 настоящих Требований, у Субъектов имеются основания полагать, что операции клиента связаны с легализацией ОД/ФТ.

      Решение о признании (непризнании) операции клиента в качестве подозрительной операции Субъектами принимается самостоятельно на основании имеющейся в его распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, осуществляющего операцию, а также информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента.

      Разница между временем совершения операции и временем признания такой операции подозрительной, не превышающая промежуток времени, определяющий частоту изучения операции клиента, в соответствии с ПВК Субъектов.

Глава 6. Программа подготовки и обучения субъектов финансового мониторинга в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

      20. Программа подготовки и обучения Субъектов по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников Субъектов, утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона.