Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 18.03.2022 № 143 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11-1 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2017 года № 243 |
Правила проведения оценки рисков легализации (отмывания)
доходов и финансирования терроризма
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон) и определяют порядок проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
2. Оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма производится в целях определения угроз и возможностей легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма в Республике Казахстан, выявления недостатков реализации мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма.
3. Для целей Правил используются следующие понятия:
ранжирование рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма - процедура установления относительной значимости (предпочтительности) собранных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма – определение уровней рисков способом анализа собранных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
рабочие группы – группы, состоящие из числа представителей государственных, правоохранительных и специальных государственных органов для проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма по направлениям, указанным в пункте 5 Правил;
сбор данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма – процесс получения информации от государственных, правоохранительных и специальных государственных органов и субъектов финансового мониторинга для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
структурирование рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма – группирование и суммирование собранных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма для их последующего анализа;
субъекты финансового мониторинга – субъекты финансового мониторинга, указанные в пункте 1 статьи 3 Закона;
государственные органы – государственные органы, которые осуществляют контроль за исполнением субъектами финансового мониторинга законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, в соответствии со статьей 14 Закона, а также с которыми взаимодействует уполномоченный орган, в соответствии со статьей 18 Закона.
2. Порядок проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма
4. Оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма длится не более восемнадцати месяцев.
Последующие оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма проводятся по истечении 36 месяцев со дня начала предыдущей оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
5. В целях оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма уполномоченным органом создаются следующие рабочие группы по:
оценке угроз легализации (отмывания) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем;
оценке национальных уязвимостей;
оценке уязвимостей банковского сектора;
оценке уязвимостей сектора рынка ценных бумаг;
оценке уязвимостей сектора страхования;
оценке уязвимостей иных финансовых учреждений;
оценке уязвимостей нефинансового сектора;
оценке угроз и уязвимостей финансирования терроризма.
Членами рабочих групп являются представители государственных, правоохранительных и специальных государственных органов, обладающие необходимой квалификацией по вопросам, входящим в компетенцию рабочих групп.
Уполномоченный орган запрашивает у государственных, правоохранительных и специальных государственных органов предложения по кандидатурам представителей для включения в рабочие группы.
Руководители рабочих групп избираются из числа их членов посредством внутреннего голосования на первом заседании соответствующей рабочей группы и определяются в зависимости от исследуемой отрасли.
6. Уполномоченный орган координирует работу по реализации оценки рисков в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
7. Оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма включает три этапа:
сбор данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
обработка и анализ данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма и выявления мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
8. Запрос о представлении кандидатур в составы рабочих групп направляется уполномоченным органом не позднее 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня начала каждой оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
Государственные, правоохранительные и специальные государственные органы в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня получения указанного предложения направляют в уполномоченный орган предложения о включении своих представителей в составы рабочих групп в соответствии со сферами их деятельности.
9. На основании представленных предложений о включении в состав рабочих групп представителей государственных, правоохранительных и специальных государственных органов уполномоченный орган утверждает составы рабочих групп.
10. Уполномоченный орган в течение 10 (десять) рабочих дней со дня утверждения составов рабочих групп утверждает график проведения заседаний рабочих групп (далее – график) и направляет для ознакомления членам рабочей группы.
Заседания рабочих групп проводятся в соответствии с графиком, но не реже одного раза в месяц.
11. В случае необходимости заседания рабочих групп проводятся по инициативам уполномоченного органа, руководителя рабочей группы.
3. Порядок сбора данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма
12. Сбор данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма осуществляется уполномоченным органом в соответствии с методологией по сбору данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма (далее – методология), утверждаемой в соответствии с пунктом 2 статьи 11-1 Закона.
Сноска. Пункт 12 - в редакции постановления Правительства РК от 26.02.2021 № 98 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. Уполномоченный орган направляет не позднее 20 (двадцать) рабочих дней со дня начала каждой оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма государственным, правоохранительным и специальным государственным органам, а также субъектам финансового мониторинга запрос о представлении данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
14. Государственные, правоохранительные и специальные государственные органы, а также субъекты финансового мониторинга в течение 30 (тридцать) рабочих дней представляют данные для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма за предшествующий трехлетний период в соответствии с методологией на бумажном носителе или электронным способом в формате Microsoft Office Excel, в соответствии с пунктом 13 Правил.
15. В случае отсутствия данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма, указываются причины отсутствия таких данных.
4. Порядок обработки и анализа данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма
16. Уполномоченный орган в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня получения всех данных проводит обработку собранных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма путем:
сравнения собранных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма на предмет соответствия и полноты представленных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
структурирования собранных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
ранжирования собранных данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
17. Уполномоченный орган после обработки данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма осуществляет их анализ, который длится не более 5 (пять) месяцев, при проведении которого выявляет:
источник риска легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
характер риска легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
вероятность появления риска легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
последствия риска легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
18. При анализе данных для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма также используется информация из отчетов о взаимной оценке и прогрессе по противодействию легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма и докладов международных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
19. По итогам анализа собранных данных уполномоченный орган формирует отчет по оценке рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма, который содержит:
1) описание характера, источника, вероятности и последствий рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
2) итоги анализа собранных данных для рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
20. Уполномоченный орган в течение 10 (десять) рабочих дней со дня формирования отчета по оценке рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма передает его рабочим группам.
5. Порядок оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма и выявления мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма
21. Рабочие группы не более 5 (пять) месяцев со дня получения отчета по оценке рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма рассматривают и присваивают один из следующих уровней риска:
"очень высокий";
"высокий";
"значительный";
"выше среднего";
"средний";
"ниже среднего";
"низкий";
"очень низкий";
"есть незначительные риски";
"риск отсутствует".
22. Рабочие группы по итогам рассмотрения и присвоения соответствующих уровней риска формируют итоговые отчеты по оценке рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма (далее – итоговый отчет), которые содержат:
1) описание оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
2) выводы по оценке рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;
3) заключения о принятии мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.
23. Рабочие группы в течение 10 (десять) рабочих дней со дня формирования итоговых отчетов передают их в уполномоченный орган.
24. Уполномоченный орган в течение 10 (десять) рабочих дней со дня получения итоговых отчетов направляет их на согласование государственным, правоохранительным и специальным государственным органам.
25. Государственные, правоохранительные и специальные государственные органы направляют замечания и предложения либо сообщают об их отсутствии уполномоченному органу в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня получения итоговых отчетов.
В случае представления государственными, правоохранительными и специальными государственными органами замечаний и предложений к итоговому отчету, уполномоченный орган в течение 5 (пять) рабочих дней возвращает их рабочим группам для дальнейшей доработки.
26. В случае непредставления государственными, правоохранительными и специальными государственными органами позиций в сроки, указанные в пункте 25 Правил, итоговые отчеты считаются согласованными.
6. Порядок рассмотрения на Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
27. Уполномоченный орган выносит для рассмотрения и одобрения на заседание Межведомственного совета по вопросам предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Межведомственный совет), создаваемого уполномоченным органом, в соответствии с графиком заседаний Межведомственного совета согласованные с государственными, правоохранительными и специальными государственными органами итоговые отчеты.
Сноска. Пункт 27 - в редакции постановления Правительства РК от 26.02.2021 № 98 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. Уполномоченный орган после одобрения Межведомственным советом в течение 30 (тридцать) рабочих дней обобщает итоговые отчеты и размещает их в закрытой части официального интернет-ресурса Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу.
Сноска. Пункт 28 - в редакции постановления Правительства РК от 26.02.2021 № 98 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).29. Уполномоченный орган по итогам проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма разрабатывает комплекс мер, направленный на снижение рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма, утверждаемый Правительством Республики Казахстан.