В соответствии с подпунктом 14-1) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле", подпунктом 29) пункта 15 Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 августа 2002 года № 917, Счетный комитет ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по проведению рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса.
2. Отделу планирования, анализа и отчетности Счетного комитета в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.
3. Контроль за исполнением нормативного постановления возложить на Руководителя аппарата Счетного комитета.
4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета |
Н. Годунова |
Утверждена нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 4 мая 2021 года № 3-НҚ |
Методика по проведению рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика по проведению рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 29) пункта 15 Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 августа 2002 года № 917, подпунктом 14-1) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле".
2. Рейтинг регионов и городов по легкости ведения бизнеса (далее – рейтинг) формируется по результатам проведения работы местными исполнительными органами (далее – МИО) и территориальными подразделениями центральных государственных органов по созданию благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса.
3. На основании заключенного договора между Счетным комитетом и товарищество с ограниченной ответственностью "Центр исследований, анализа и оценки эффективности" (далее – Центр) проводится исследование по проведению рейтинга в регионах Республики Казахстан, которое включает в себя 2 этапа:
1) имплементация методологии рейтинга в регионах Республики Казахстан при котором проводится:
проведение полевого исследования путем опроса предпринимателей в регионах согласно выборке респондентов областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, районов, городов областного значения, указанных в приложении 1 к настоящей Методике;
сбор статистических данных, используемых настоящей Методикой в соответствии с Правилами присуждения специальной премии по результатам рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2017 года № 590.
2) подведение итогов по рейтингу:
Ранжирование (подготовка рейтинга) областей и городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, и отдельно районов и городов областного значения по легкости ведения бизнеса по результатам опросных и статистических данных.
4. Ранжирование регионов и городов по легкости ведения бизнеса осуществляется Центром. Сформированный рейтинг предоставляется Центром в Счетный комитет.
5. Подготовка рейтинга осуществляется Счетным комитетом ежегодно до 30 октября.
6. Контроль качества полевого исследования осуществляется Счетным комитетом путем получения от Центра маршрутных листов интервьюеров и отчетов о проведенной работе. Маршрутные листы интервьюеров предоставляются Центром в Счетный комитет перед запуском полевого исследования. Отчет о проведенной работе по полевому исследованию предоставляется Центром в Счетный комитет еженедельно, в течение трех месяцев до даты окончания подготовки рейтинга.
7. При описании рейтинга, регионы и города Казахстана распределяются в зависимости от значения интегрального индекса и позиция региона или города определяется по пятибалльной системе, где 5 – максимальное значение, 1 – минимальное.
Глава 2. Определение рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса
8. Рейтинг подразделяется на 2 уровня:
сравнение областей и городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент;
сравнение районов и городов областного значения (включая административные центры областей).
9. Итоги рейтинга формируются на основании 50% статистических данных, указанных пунктах 15, 16 настоящей Методики, и 50% опросных данных согласно факторам, указанным в пункте 14 настоящей Методики.
10. Целевой группой социологического опроса выступают руководители малых и средних предприятий (в том числе индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства);
11. Источниками информации для подготовки рейтинга являются:
1) опрос респондентов по форме согласно приложению 2 к настоящей Методике;
2) статистические данные, полученные путем направления запросов в государственные органы и организации, по расшифровке статистических показателей для областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, районов и городов областного значения согласно приложению 3 к настоящей Методике.
12. Опрос респондентов осуществляется в целях определения их субъективного мнения по оценке условий ведения бизнеса по следующим факторам:
1) регуляторный климат;
2) инфраструктура;
3) доступность финансов для бизнеса;
4) человеческий капитал;
5) транспарентность принимаемых решений.
13. Статистические данные, используемые для областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент:
1) индекс роста объема налоговых отчислений от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) к базовому 2015 году;
2) темп роста инвестиций в основной капитал малых, средних предприятий, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
3) темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
4) темп роста объема выделяемых средств из местного бюджета на поддержку субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
5) темп роста численности занятых в действующих МСП, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
6) темп роста выпуска продукции субъектами МСП в реальном выражении за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
7) темп роста количества действующих субъектов МСП за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
8) темп роста доли государственных услуг для юридических лиц, оказанных с нарушением сроков по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
9) темп роста количества проверок на 1000 действующих субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
10) темп роста количества выигранных судебных дел по искам МСП к государственным органам, местному самоуправлению, общественным объединениям, организациям, должностным лицам и государственным служащим на 1000 МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
11) темп роста объема государственной поддержки МСП за счет республиканского бюджета к объему производства МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
12) темп роста количества проектов, получивших государственную помощь (гранты, гарантии, кредиты, субсидии, затраты на инфраструктуру) на 1000 МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
13) темп роста количества выпускников организации технического и профессионального образования (далее – ТИПО) по сравнению с предыдущим годом, в процентах.
Статистические данные, используемые для районов и городов областного значений:
1) индекс роста объема налоговых отчислений от МСП к базовому 2015 году;
2) темп роста количества действующих субъектов МСП за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
3) темп роста количества проверок на 100 действующих субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;
4) темп роста количества выигранных судебных дел по искам МСП к государственным органам, местному самоуправлению, общественным объединениям, организациям, должностным лицам и государственным служащим на 100 субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах.
14. Рейтинг по опросным данным рассчитывается и представляется на 5 уровнях: подпоказатель, показатель, субфактор, фактор и интегральный индекс.
Вес каждого из уровней зависит от мнения респондентов на важность факторов условий ведения бизнеса. При проведении опроса, будет задан вопрос, где респонденту нужно оценить по приоритетности от 1 до 5 важность факторов. За каждый балл (в сумме всего 15 баллов, сумма цифр от 1 до 5) приоритетности будет назначаться вес согласно следующей формуле:
Wu– вес за 1 балл;
Wt– вес за все 15 баллов;
St– сумма всех баллов (15) от 1 до 5.
Наиболее приоритетный фактор, который получит 5 баллов, будет весить 33,3%.
Наиболее приоритетный фактор определяется по следующей формуле:
Wmax– вес наиболее приоритетного фактора, за который проголосовали предприниматели, и которому присуждается максимально 5 баллов;
Smax– балл за наиболее приоритетный фактор.
Наименее приоритетный фактор будет весить 6,66..67%.
Wmin– вес наименее приоритетного фактора, за который проголосовали предприниматели, и которому присуждается 1 балл;
Smin– балл за наименее приоритетный фактор.
В итоге в зависимости от приоритетности факторов будут определены следующие веса факторов:
Приоритетность фактора | Балл за приоритетность | Вес фактора (округленно) |
1 | 5 | 33,33% |
2 | 4 | 26,67% |
3 | 3 | 20% |
4 | 2 | 13,33% |
5 | 1 | 6,67% |
уровень подпоказателей – сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого подпоказателя к единой шкале от 1 до 5, где 1 – наихудшее возможное измерение, 5 – наилучшее;
уровень показателей – среднее значение баллов по подпоказателям, входящим в показатели. Например, балл за показатель "Качество и доступность транспортной инфраструктуры" формируется на основании среднего значения баллов четырех подпоказателей: качество автомобильных дорог, тарифы на автоперевозки, тарифы на железнодорожные перевозки и тарифы на авиаперевозки;
уровень субфактора – сумма баллов показателей, входящих в субфактор с учетом веса показателя (вес показателей субфакторов зависит от приоритетности фактора, которая определится предпринимателями при опросе, и количества показателей субфакторов в факторе, также веса показателей субфакторов определенного фактора имеют равный вес). Например, балл за субфактор "Лицензии и разрешения" формируется на основании суммы баллов двух показателей с учетом весов данных показателей: получение всех лицензий или разрешений от государственных органов и получение всех разрешений от субъектов естественных монополий;
уровень фактора – сумма баллов субфакторов, входящих в фактор с учетом веса субфактора (веса факторов зависит от количества и весов показателей субфакторов). Например, балл за фактор "Инфраструктура" формируется на основании суммы баллов двух субфакторов с учетом весов данных субфакторов: специализированные площадки для развития бизнеса и транспортная инфраструктура;
уровень интегрального индекса – сумма средневзвешенных баллов по всем пяти факторам рейтинга.
15. Для расчета показателей по статистическим данным необходимо преобразовать значения данных в диапазон шкалы от 1 до 5.
Для адаптации данных, при которых большее значение означает улучшение результата, используется формула:
xi – значение показателя для i-го региона;
xmax–максимальное значение показателя по всем регионам Республики Казахстан;
xmin –минимальное значение показателя по всем регионам Республики Казахстан.
Для адаптации статистических данных, когда большее значение означает ухудшение результата, используется формула нормализации:
После того, как значения всех переменных приведены в диапазон шкалы от 1 до 5, проводится расчет статистических данных.
При этом согласно подпунктам 2) и 2-1) пункта 4 Положения о Комиссии по подведению итогов рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса, утвержденного Указом Президента РК от 24 ноября 2017 года № 590, Комиссия может запросить дополнительные материалы, по рассмотрению которых Комиссия вправе к итоговому расчету статистических данных применить поправочные коэффициенты к суммарному объему баллов (значение которого находится в интервале от 0,1 до 1,5).
k – коэффициент (от 0,1 до 1,5).
Расчет балла статистических и опросных данных производится посредством последовательного агрегирования баллов стастистических и опросных субпоказателей, начиная с уровня переменных (самого низкого уровня) вплоть до общего балла показателя (самого высокого уровня). В рамках одного показателя применяется метод арифметического среднего.
Pi –показатель;
in – значение показателя;
ni– количество показателей.
16. Расчет итогового рейтингового балла для областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, формируется на основе статистических данных областей и городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и опросных данных областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.
Расчет итогового рейтингового балла для районов и городов областного значения формируется на основе статистических данных районов и городов областного значения и опросных данных районов и городов областного значения.
17. Получение информации по показателям осуществляется привлеченными экспертами путем проведения опросов респондентов, а также с использованием статистических данных.
18. Выборка формируется по региональному и отраслевому принципу в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности. Репрезентативная выборка по определенным характеристикам составляет 10 000 субъектов. Подробные пояснения к формированию выборки описаны в приложении 1 к настоящей Методике.
19. В случае отсутствия определенных статистических и опросных данных, формирование рейтинга основывается без учета отсутствующих данных, веса которых равнозначно распределяются по остальным показателям.
20. В случае отсутствия возможности разделения показателей на категории субъектов предпринимательства, при формировании рейтинга учитываются данные показатели без разделения.
Глава 3. Факторы рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса
21. Оценка по фактору "Регуляторный климат" осуществляется по шести субфакторам:
Субфактор 1. Эффективность работы МИО:
эффективность МИО областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент;
эффективность МИО районов (городов областного значения).
Субфактор 2. Распространенность коррупции:
распространенность коррупции в государственных органах.
Субфактор 3. Проверки:
частота проверок.
Субфактор 4. Лицензии и разрешения:
получение всех лицензий или разрешений от государственных органов;
получение всех разрешений от субъектов естественных монополий.
Субфактор 5. Строительство:
получение или изменение целевого назначения земельного участка;
процедура получения архитектурно-планировочного задания и технических условий для подключения инженерных сетей;
процедура получения технического паспорта;
процедура регистрации права на объект;
частота проведения проверок (инспекции) государственными органами в процессе строительства.
Субфактор 6. Коммунальные сети:
финансовые затраты за подключения объекта к сетям инфраструктуры;
качество работы коммунальных служб;
тарифы коммунальных служб.
Расчет фактора производится по следующей формуле:
F1=P1+P2+P3+P4+Р5+Р6, где:
F1 – общая оценка по фактору "Регуляторный климат";
P1 – субфактор 1. Эффективность работы МИО;
P2 – субфактор 2. Распространенность коррупции;
P3 – субфактор 3. Проверки;
P4 – субфактор 4. Лицензии и разрешения;
P5 – субфактор 5. Строительство;
P6 – субфактор 6. Коммунальные сети.
22. Оценка по фактору "Инфраструктура" осуществляется по двум субфакторам:
Субфактор 1. Объекты инфраструктуры:
наличие и использование специализированных площадок в регионе;
аренда объектов инфраструктуры;
приобретение в собственность объектов инфраструктуры.
Субфактор 2. Транспортная инфраструктура:
качество и доступность транспортной инфраструктуры.
Расчет фактора производится по следующей формуле:
F2=L1+L2, где:
F2 – общая оценка по фактору "Инфраструктура";
L1 – субфактор 1. Объекты инфраструктуры;
L2 – субфактор 2. Транспортная инфраструктура.
23. Оценка по фактору "Доступность финансов для бизнеса" осуществляется по двум субфакторам:
Субфактор 1. Финансовая поддержка:
доступность участия в программах финансовой поддержки;
сложность сбора документов для получения финансовой поддержки;
качество оказания услуг при получении финансовой поддержки;
Субфактор 2. Нефинансовая поддержка:
доступность участия в программах нефинансовой поддержки;
сложность сбора документов для получения нефинансовой поддержки;
качество получаемых знаний в рамках нефинансовой поддержки.
Расчет фактора производится по следующей формуле:
F3=M1+M2, где:
F3 – общая оценка по фактору "Доступность финансов для бизнеса";
M1 – субфактор 1. Финансовая поддержка;
M2 – субфактор 2. Нефинансовая поддержка.
24. Оценка по фактору "Человеческий капитал" осуществляется по двум субфакторам:
Субфактор 1. Сложность найма сотрудников:
стоимость услуг квалифицированных работников;
общий уровень образования и подготовки кадров;
сложность поиска квалифицированных работников технических специальностей (инженеры и другие технические специалисты);
сложность поиска квалифицированных специалистов непроизводственных подразделений (экономисты, юристы, бухгалтеры, менеджеры);
необходимость в переобучении и дополнительной подготовки;
текучесть квалифицированных кадров.
Субфактор 2. Обучение и подготовка кадров:
возможности для повышения компетентности сотрудников в регионе;
качество выпускников высших учебных заведений и организации ТиПО в регионе.
Расчет фактора "Человеческий капитал" производится по следующей формуле:
F4=N1+N2, где:
F4 – общая оценка по фактору "Человеческий капитал";
N1 – субфактор 1. Сложность найма сотрудников;
N2 – субфактор 2. Обучение и подготовка кадров.
25. Оценка по фактору "Транспарентность принимаемых решений" осуществляется по двум субфакторам:
Субфактор 1. Открытость государственных органов:
открытость МИО областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент для приема;
открытость МИО районов (городов областного значения) для приема;
возможность обсуждения и влияния на проводимые реформы;
частота проводимых разъяснительных работ.
Субфактор 2. Уровень доверия и вмешательства государственных органов:
уровень доверия к судебной системе;
уровень доверия к правоохранительным органам;
уровень вмешательства (рейдерства) в предпринимательскую деятельность.
Расчет фактора производится по следующей формуле:
F5=S1+S2, где:
F5 – общая оценка по фактору "Транспарентность принимаемых решений";
S1 – субфактор 1. Открытость государственных органов;
S2 – субфактор 2. Уровень доверия и вмешательства государственных органов.
Приложение 1 к Методике по проведению рейтинга региона и городов по легкости ведения бизнеса |
Выборка респондентов областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, районов и городов областного значения
№ | Населенный пункт | Генеральная совокупность (количество действующих субъектов МСП по состоянию на 1 января 2021) | Выборочная совокупность |
Республика Казахстан | 1 357 311 | 10 000 | |
1 | Акмолинская область | 46 564 | 551 |
2 | Актюбинская область | 61 797 | 579 |
3 | Алматинская область | 123 181 | 641 |
4 | Атырауская область | 50 239 | 559 |
5 | Западно-Казахстанская область | 43 035 | 542 |
6 | Жамбылская область | 69 338 | 590 |
7 | Карагандинская область | 90 196 | 614 |
8 | Костанайская область | 52 495 | 563 |
9 | Кызылординская область | 48 657 | 555 |
10 | Мангистауская область | 52 900 | 564 |
11 | Павлодарская область | 45 809 | 549 |
12 | Северо-Казахстанская область | 30 331 | 500 |
13 | Туркестанская область | 140 605 | 652 |
14 | Восточно-Казахстанская область | 90 453 | 614 |
15 | город Нур-Султан | 144 769 | 654 |
16 | город Алматы | 197 066 | 682 |
17 | город Шымкент | 69 876 | 591 |
Акмолинская область | 46 564 | 551 | |
1 | город Кокшетау | 16 085 | 111 |
2 | город Степногорск | 3 281 | 44 |
3 | Аккольский район | 1 332 | 21 |
4 | Aршалынский район | 1 457 | 23 |
5 | Астраханский район | 1 152 | 18 |
6 | Атбасарский район | 2 307 | 33 |
7 | Биржан сал район | 923 | 15 |
8 | Буландынский район | 1 352 | 21 |
9 | Бурабайский район | 5 007 | 59 |
10 | Егиндыкольский район | 503 | 9 |
11 | Ерейментауский район | 1 655 | 25 |
12 | Есильский район | 1 220 | 19 |
13 | Жаксынский район | 861 | 14 |
14 | Жаркаинский район | 1 153 | 18 |
15 | Зерендинский район | 1 863 | 28 |
16 | Коргалжынский район | 559 | 10 |
17 | Сандыктауский район | 1 035 | 17 |
18 | Целиноградский район | 3 748 | 49 |
19 | Шортандинский район | 1 071 | 17 |
Актюбинская область | 61 797 | 579 | |
20 | город Актобе | 40 755 | 186 |
21 | Алгинский район | 2 121 | 39 |
22 | Айтекебийский район | 1 175 | 24 |
23 | Байганинский район | 1 349 | 27 |
24 | Каргалинский район | 1 082 | 22 |
25 | Кобдинский район | 1 314 | 26 |
26 | Мартукский район | 1 955 | 37 |
27 | Мугалжарский район | 3 493 | 58 |
28 | Уилский район | 923 | 19 |
29 | Темирский район | 2 206 | 40 |
30 | Хромтауский район | 2 507 | 45 |
31 | Шалкарский район | 2 150 | 40 |
32 | Иргизский район | 767 | 16 |
Алматинская область | 123 181 | 641 | |
33 | город Талдыкорган | 11 419 | 51 |
34 | город Капчагай | 4 581 | 30 |
35 | город Текели | 1 455 | 12 |
36 | Аксуский район | 3 384 | 24 |
37 | Алакольский район | 3 586 | 25 |
38 | Балхашский район | 1 746 | 14 |
39 | Енбекшиказахский район | 18 706 | 64 |
40 | Жамбылский район | 7 923 | 42 |
41 | Кегенский район | 2 460 | 19 |
42 | Кербулакский район | 3 346 | 24 |
43 | Коксуский район | 3 689 | 25 |
44 | Каратальский район | 2 256 | 17 |
45 | Карасайский район | 14 668 | 58 |
46 | Панфиловский район | 8 769 | 44 |
47 | Райымбекский район | 2 712 | 20 |
48 | Саркандский район | 2 924 | 21 |
49 | Талгарский район | 10 903 | 50 |
50 | Ескельдинский район | 2 830 | 21 |
51 | Уйгурский район | 4 540 | 29 |
52 | Илийский район | 11 284 | 51 |
Атырауская область | 50 239 | 559 | |
53 | город Атырау | 34 874 | 223 |
54 | Жылыойский район | 5 900 | 105 |
55 | Индерский район | 1 785 | 43 |
56 | Исатайский район | 1 428 | 36 |
57 | Курмангазинский район | 2 202 | 51 |
58 | Кызылкогинский район | 1 455 | 36 |
59 | Макатский район | 1 219 | 31 |
60 | Махамбетский район | 1 376 | 34 |
Западно-Казахстанская область | 43 035 | 542 | |
61 | город Уральск | 25 037 | 175 |
62 | Акжаикский район | 1 753 | 36 |
63 | Бокейординский район | 1 003 | 22 |
64 | Бурлинский район | 4 068 | 70 |
65 | Жангалинский район | 1 291 | 28 |
66 | Жанибекский район | 749 | 17 |
67 | Бәйтерек район | 2 381 | 47 |
68 | Казталовский район | 1 352 | 29 |
69 | Каратобинский район | 936 | 21 |
70 | Сырымский район | 1 301 | 28 |
71 | Таскалинский район | 1 059 | 23 |
72 | Теректинский район | 1 442 | 31 |
73 | Чингирлауский район | 663 | 15 |
Жамбылская область | 69 338 | 590 | |
74 | город Тараз | 23 129 | 112 |
75 | Байзакский район | 6 554 | 62 |
76 | Жамбылский район | 4 457 | 48 |
77 | Жуалынский район | 4 580 | 49 |
78 | Кордайский район | 7 075 | 65 |
79 | район Т.Рыскулова | 4 533 | 49 |
80 | Меркенский район | 4 804 | 51 |
81 | Мойынкумский район | 2 049 | 27 |
82 | Сарысуский район | 2 684 | 33 |
83 | Таласский район | 2 114 | 27 |
84 | Шуский район | 7 359 | 67 |
Карагандинская область | 90 196 | 614 | |
85 | город Караганда | 41 976 | 121 |
86 | город Балхаш | 4 397 | 43 |
87 | город Жезказган | 5 735 | 51 |
88 | город Каражал | 757 | 10 |
89 | город Приозерск | 748 | 10 |
90 | город Сарань | 2 206 | 25 |
91 | город Сатпаев | 2 771 | 30 |
92 | город Темиртау | 8 790 | 66 |
93 | город Шахтинск | 2 349 | 27 |
94 | Абайский район | 2 715 | 30 |
95 | Актогайский район | 1 421 | 17 |
96 | Бухар-Жырауский район | 3 210 | 34 |
97 | Жанааркинский район | 2 323 | 26 |
98 | Каркаралинский район | 2 514 | 28 |
99 | Нуринский район | 1 422 | 18 |
100 | Осакаровский район | 1 918 | 23 |
101 | Улытауский район | 1 721 | 21 |
102 | Шетский район | 3 223 | 34 |
Костанайская область | 52 495 | 563 | |
103 | город Костанай | 24 734 | 137 |
104 | город Аркалык | 2 040 | 32 |
105 | город Лисаковск | 1 411 | 23 |
106 | город Рудный | 6 005 | 71 |
107 | Алтынсаринский район | 492 | 9 |
108 | Амангельдинский район | 920 | 16 |
109 | Аулиекольский район | 1 604 | 26 |
110 | Денисовский район | 669 | 12 |
111 | Джангельдинский район | 466 | 8 |
112 | Житикаринский район | 1 787 | 29 |
113 | Камыстинский район | 405 | 7 |
114 | Карабалыкский район | 1 309 | 22 |
115 | Карасуский район | 1 146 | 19 |
116 | Костанайский район | 3 297 | 47 |
117 | Мендыкаринский район | 1 215 | 20 |
118 | Наурзумский район | 486 | 9 |
119 | Сарыкольский район | 1 205 | 20 |
120 | район Беимбета Майлина | 1 060 | 18 |
121 | Узункольский район | 738 | 13 |
122 | Федоровский район | 1 506 | 25 |
Кызылординская область | 48 657 | 555 | |
123 | город Кызылорда | 22 070 | 148 |
124 | город Байконыр | 462 | 9 |
125 | Аральский район | 3 712 | 58 |
126 | Жалагашский район | 2 185 | 38 |
127 | Жанакорганский район | 4 970 | 71 |
128 | Казалинский район | 5 002 | 71 |
129 | Кармакшинский район | 3 059 | 50 |
130 | Сырдарьинский район | 2 322 | 40 |
131 | Шиелийский район | 4 875 | 70 |
Мангистауская область | 52 900 | 564 | |
132 | город Актау | 30 753 | 189 |
133 | город Жанаозен | 7 702 | 107 |
134 | Бейнеуский район | 2 732 | 53 |
135 | Каракиянский район | 2 022 | 41 |
136 | Мангистауский район | 2 524 | 50 |
137 | Мунайлинский район | 5 250 | 84 |
138 | Тупкараганский район | 1 917 | 40 |
Павлодарская область | 45 809 | 549 | |
139 | город Павлодар | 26 225 | 184 |
140 | город Аксу | 2 670 | 53 |
141 | город Экибастуз | 8 332 | 114 |
142 | Актогайский район | 624 | 15 |
143 | Баянаульский район | 1 373 | 30 |
144 | Железинский район | 717 | 17 |
145 | Иртышский район | 923 | 21 |
146 | район Тереңкөл | 904 | 21 |
147 | район Аққулы | 628 | 15 |
148 | Майский район | 671 | 16 |
149 | Павлодарский район | 1 246 | 28 |
150 | Успенский район | 637 | 15 |
151 | Щербактинский район | 859 | 20 |
Северо-Казахстанская область | 30 331 | 500 | |
152 | город Петропавловск | 16 305 | 165 |
153 | Айыртауский район | 1 442 | 34 |
154 | Акжарский район | 763 | 19 |
155 | район Магжана Жумабаева | 1 132 | 27 |
156 | Есильский район | 852 | 21 |
157 | Жамбылский район | 810 | 20 |
158 | Кызылжарский район | 1 664 | 38 |
159 | Мамлютский район | 890 | 22 |
160 | Шал акына район | 872 | 21 |
161 | Аккайынский район | 737 | 18 |
162 | Тайыншинский район | 1 708 | 39 |
163 | Тимирязевский район | 700 | 18 |
164 | Уалихановский район | 795 | 20 |
165 | район имени Габита Мусрепова | 1 661 | 38 |
Туркестанская область | 140 605 | 652 | |
166 | город Туркестан | 10 726 | 47 |
167 | город Арысь | 3 513 | 23 |
168 | город Кентау | 8 488 | 42 |
169 | Байдибекский район | 4 509 | 28 |
170 | Жетысайский район | 14 949 | 56 |
171 | Келесский район | 8 095 | 41 |
172 | Казыгуртский район | 8 995 | 43 |
173 | Мактааральский район | 10 305 | 46 |
174 | Ордабасынский район | 10 620 | 47 |
175 | Отрарский район | 4 763 | 29 |
176 | Сайрамский район | 15 309 | 56 |
177 | Сарыагашский район | 14 921 | 56 |
178 | Сузакский район | 3 125 | 21 |
179 | Толебийский район | 7 714 | 40 |
180 | Тюлькубасский район | 6 853 | 37 |
181 | Шардаринский район | 7 720 | 40 |
Восточно-Казахстанская область | 90 453 | 614 | |
182 | город Усть-Каменогорск | 30 429 | 107 |
183 | город Курчатов | 372 | 5 |
184 | город Риддер | 2 700 | 29 |
185 | город Семей | 21 371 | 95 |
186 | Абайский район | 1 036 | 13 |
187 | Аягозский район | 4 024 | 39 |
188 | Бескарагайский район | 889 | 11 |
189 | Бородулихинский район | 1 310 | 15 |
190 | Глубоковский район | 2 362 | 26 |
191 | Жарминский район | 1 878 | 21 |
192 | Зайсанский район | 3 104 | 32 |
193 | Алтай район | 2 964 | 31 |
194 | Кокпектинский район | 1 900 | 22 |
195 | Курчумский район | 1 825 | 21 |
196 | Катон-Карагайский район | 2 169 | 24 |
197 | Тарбагатайский район | 3 405 | 34 |
198 | Уланский район | 2 051 | 23 |
199 | Урджарский район | 4 620 | 43 |
200 | Шемонаихинский район | 2 044 | 23 |
201 | город Нур-Султан | 144 769 | 654 |
202 | город Алматы | 197 066 | 682 |
203 | город Шымкент | 69 876 | 591 |
Примечание:
В целях объективной оценки достоверности и репрезентативности выборки респондентов для проведения опроса предпринимателей учитывалось экспертное мнение высших учебных заведений(автономная организация образования Назарбаев Университет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева и Казахский национальный университет им. Аль-Фараби), которые имеют опыт разработки и оценки репрезентативных совокупностей.
Выборочная совокупность, примененная при выборке, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Для определения уровня репрезентативности выборки рассматриваются значения доверительной вероятности и доверительного интервала.
Доверительная вероятность показывает, с какой вероятностью случайный ответ попадет в доверительный интервал. Чем выше доверительная вероятность, тем больше точность выборки.
Доверительный интервал (понимается, как погрешность) задает размах части кривой распределения по обе стороны от выбранной точки, куда могут попадать ответы. Чем ниже доверительный интервал, тем ниже погрешность выборки.
С доверительной вероятностью 95% и доверительным интервалом 1% определена репрезентативная выборка по всем субъектам МСП, где генеральная совокупность составляет 1 357 311 субъектов.
В соответствии с экспертным заключением автономной организации образования "Назарбаев Университет"в рамках построения репрезентативной выборки по действующим субъектам МСП в разрезе 203 населенных пунктов и отраслей Общего классификатора видов экономической деятельности были проделаны следующие шаги:
1. С доверительной вероятностью 95% и доверительным интервалом 1% определена репрезентативная выборка по всем субъектам МСП, где генеральная совокупность составляет 1 357 311 субъектов, по следующей формуле:
Формула 1. Размер Выборки:
Z = Z фактор (1,96 для 95% доверительного интервала);
p = процент интересующих респондентов или ответов, в десятичной форме (0,5 по умолчанию);
c = доверительный интервал, в десятичной форме (0,01 = ±1%).
Формула 2. Корректировка для малой генеральной совокупности:
CSS =SS / (1+ (ss-1)/pop), где:
SS = размер выборки
CSS = скорректированная выборка
pop = генеральная совокупность.
Таким образом, репрезентативная выборка по 1 357 311 субъектам МСП составляет 9537 респондентов и плюс квотная выборка 463.
2. На основе доверительной вероятности 95%, доверительным интервалом 1% (формула 1 и 2) и квотной выборки в размере 463 респондентов определена репрезентативность населенных пунктов, где генеральная совокупность каждого населенного пункта соответствует количеству действующих субъектов МСП населенного пункта. Далее рассчитываются доли каждого региона от суммы репрезентативной суммы для каждого региона. Данные доли для каждого региона используются для составления окончательной выборки по регионам путем умножения доли на выявленную репрезентативность (10 000 респондентов) по всем МСП в Республике Казахстан. Таким образом, определяется окончательная репрезентативная выборка по регионам и городам Нур-Султан, Алматы и Шымкент:
№ | Регионы | Окончательная выборка по регионам |
1. | Акмолинская область | 551 |
2. | Актюбинская область | 579 |
3. | Алматинская область | 641 |
4. | Атырауская область | 559 |
5. | Западно-Казахстанская область | 542 |
6. | Жамбылская область | 590 |
7. | Карагандинская область | 614 |
8. | Костанайская область | 563 |
9. | Кызылординская область | 555 |
10. | Мангистауская область | 564 |
11. | Павлодарская область | 549 |
12. | Северо-Казахстанская область | 500 |
13. | Туркестанская область | 652 |
14. | Восточно-Казахстанская область | 614 |
15. | г.Нур-Султан | 654 |
16. | г.Алматы | 682 |
17. | г. Шымкент | 591 |
Республиканская выборка | 10 000 |
3. Выявленная доля отдельного населенного пункта (шаг 3) используется для расчета выборочной совокупности населенного пункта от суммы окончательной выборки региона.
4. Определяется доля по 17 сферам деятельности, указанных в приложении 2, от генеральной совокупности каждого населенного пункта.
5. Выявленная доля каждой сферы деятельности по населенному пункту используется для определения окончательной отраслевой выборки по всем населенным пунктам.
Приложение 2 к Методике по проведению рейтинга региона и городов по легкости ведения бизнеса |
|
Форма |
№ анкеты ________ |
Дата |
Область __________________________________________ | |
Код типа населенного пункта |
Время заполнения |
| Конец ______________ |
Анкета по оценке условий ведения бизнеса
Уважаемый респондент!
Просим принять участие в социологическом опросе по оценке условий ведения бизнеса.
Анонимность и конфиденциальность Вашего мнения гарантируется! Все ответы будут обработаны и представлены в обобщенном виде.
Как отвечать на вопросы анкеты?
1. Прочтите, пожалуйста, вопрос и предлагаемые варианты ответов.
2. Отметьте галочкой номер того варианта ответа, который отражает Ваше мнение.
3. В вариантах ответов "другое" или в пустые строки можете вписать свой вариант ответа.
4. В таблицах напротив выбранных Вами вариантов ответов ставьте галочки или знак "+" напротив тех вариантов оценки, которые Вы выбрали.
5. Если Вас не удовлетворяет ни один из предлагаемых ответов, можете написать рядом свое мнение.
! НЕОБХОДИМО указывать один вариант ответов.
Глава 1. Вопросы общего характера
1. Возраст: ___________ лет
2. Пол:1) Мужской
2) Женский
3. Образование
1) Среднее полное (школа)
2) Начальное профессиональное (ПТУ)
3) Среднее профессиональное (техникум)
4) Неполное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа)
5) Высшее
4. Форма Вашего предприятия?
1) Акционерное общество
2) Товарищество с ограниченной ответственностью
3) Индивидуальный предприниматель
4) Крестьянское хозяйство
5) Полное товарищество
6) Потребительский кооператив
7) Производственный кооператив5. Размер Вашего предприятия?
1) Микро (1-15 человек)
2) Малый (16-100 человек)
3) Средний (101-250 человек)
6. Возраст Вашего предприятия?
1) Менее 1 года
2) 1-3 года
3) 3-10 лет
4) Более 10 лет
6. Основная сфера деятельности Вашего предприятия?
№ | Сфера деятельности |
1. | Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
2. | Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
3. | Обрабатывающая промышленность |
4. | Строительство |
5. | Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов |
6. | Транспорт и складирование |
7. | Услуги по проживанию и питанию |
8. | Информация и связь |
9. | Финансовая и страховая деятельность |
10. | Операции с недвижимым имуществом |
11. | Профессиональная, научная и техническая деятельность |
12. | Образование |
13. | Здравоохранение и социальные услуги |
14. | Искусство, развлечения и отдых |
15. | Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование |
16. | Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов |
17. | Предоставление прочих видов услуг |
8. Осуществляете ли Вы внешнеэкономическую деятельность?
1) Экспорт
2) Импорт
3) Экспорт и импорт
4) Затрудняюсь ответить
9. Появятся ли хорошие возможности открыть свое дело в следующие полгода в регионе, где Вы проживаете?
1) Да
2) Нет
3) Не знаю
10. Ожидается ли в Вашем бизнесе расширение и сокращение штата через 5 лет?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
11. Ожидаете ли Вы, введение новых продуктов и услуг в Вашем бизнесе через 5 лет?
1) Да
2) Нет
3) Не знаю
12. В перспективе ближайших 5 лет, есть ли планы выхода на новые рынки?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
13. Укажите годовой оборот компании:
1 | до 250 000 тенге |
2 | 250 000 – 3 миллион (далее – млн) тенге |
3 | 3 млн. – 7,3 млн тенге (7 377 700 – это предел для патента, за ним упрощенка) |
4 | 7,3 млн – 34 млн тенге (34 242 600 – это предел для перехода с упрощенного на общеустановленный режим налогообложения) |
5 | 34 млн – 68 млн тенге (68 070 000 тенге – это предел для постановки на учет по налогу на добавленную стоимость) |
6 | 68 млн – 300 млн тенге |
7 | 300 млн – 680 млн. тенге |
8 | 680 млн. – 1 миллиард (далее – млрд) тенге |
9 | Более 1 млрд тенге |
10 | Предпочитаю не указывать |
Глава 2. Вопросы для оценки факторов
Раздел 1. Общая оценка действий государственных органов
14. Оцените важность факторов условий ведения бизнеса по приоритетности для Вас от 1 до 5, где 5 наиболее важный фактор и 1 наименее важный фактор:
Фактор | Описание | Приоритетность |
Регуляторный климат | Эффективность работы МИО, коррупция, проверки, лицензии и разрешения, в том числе на строительство, и подключения к коммунальным сетям | |
Инфраструктура | Наличие и доступность специализированных площадок для развития бизнеса, аренда и приобретение в собственность объектов инфраструктуры, транспортная инфраструктура | |
Доступность государственной поддержки для бизнеса | Доступность финансовой и нефинансовой поддержки | |
Человеческий капитал | Доступность и качество кадров, возможности развития кадров | |
Транспарентность принимаемых решений | Открытость государственных органов, разъяснительные работы государственных органов, уровень доверия к государственным органам |
15. Оцените, пожалуйста, эффективность работы МИО вашей области/города (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) и населенного пункта по пятибалльной шкале, где 5 – максимально положительная оценка:
15.1. Соблюдение сроков
Никогда не соблюдаются | Больше не соблюдаются чем соблюдаются | Иногда не соблюдаются | Больше соблюдаются | Всегда соблюдаются | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
15.2. Качество оказание услуг
Очень плохое | Скорее плохое | Удовлетворительное | Хорошее | Отличное | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
16. Назовите наиболее проблемные управления (неэффективные) МИО вашей области/города (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) и населенного пункта от 1 до 5, где 5 наиболее эффективное и 1 наименее эффективное:
1 | Предпринимательство и индустриально-инновационное развитие | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
2 | Земельные отношения | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
3 | Архитектура и градостроительство | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
4 | Государственный архитектурно-строительный контроль | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
5 | Инспекция по труду | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
6 | Сельское хозяйство | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
7 | Государственные закупки | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
8 | Земельная инспекция | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
9 | Другое ____________________________ | От 1 до 5, 0 – не сталкивался |
17. Оцените, пожалуйста, насколько МИО Вашего населенного пункта открыт для обсуждения Ваших проблем, то есть как МИО реагирует на Ваши запросы и потребности через обращения в режиме онлайн или вживую?
МИО закрыт для обсуждения проблем и не отвечает на мои запросы | МИО практически закрыт для обсуждения и решения | МИО частично открыт для обсуждения проблем, чаще не прилагает усилий решить мои проблемы | МИО открыт для обсуждения проблем, но не всегда прилагает усилия решить мои проблемы | МИО открыт для обсуждения проблем и максимально прилагает усилия решить мои проблемы | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
18. Оцените, пожалуйста, насколько Вы сможете повлиять на проводимые реформы (изменения) законодательства, решения МИО и контрольно-надзорных органов в Вашем регионе?
Нет желания и возможности принимать участие в обсуждении, так как бесполезно | Нет такой возможности в нашем регионе | Есть право, но нет обратной связи | Есть право, но слабая обратная связь | Есть право, эффективная обратная связь | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
19. Как часто представители МИО и контрольно-надзорных органов проводят разъяснительную работу по реформам (изменениям) законодательства для улучшения бизнес-климата за последние 12 месяцев?
Не проводят | Очень редко | Периодически | Регулярно | Постоянно и преждевременно извещают | Не знаю |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
20. Оцените, пожалуйста, уровень распространенности коррупции или неформальных способов налаживания взаимоотношений с представителями государственных органов в Вашем регионе?
Всегда | Очень часто | Часто | Редко | Нет коррупции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 2. Доступ к финансированию
21. Как Вы оцениваете финансовое состояние своего бизнеса?
1____2____3____4____5
Нестабильное Стабильное
22. Скажите, пожалуйста, известно ли вам о Государственной программе поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2025"?
1. Не знаю/не слышал
2. Слышал, но не участвовал
3. Подавал, но было отказано
4. Принимал участие
23. Оцените, пожалуйста, финансовую государственную поддержку бизнеса (в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса –2025", программы по сельскому хозяйству и другие) по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев, где 5 – максимально положительная оценка.
23.1. Доступ к участию
Не принимал участия | Не доступно, меня даже не рассматривали, хотя по требованиям я подхожу | Не доступно, по требованиям я подхожу, но для положительного решения нужны связи или дополнительные ресурсы | Не доступно, завышенные требования к участникам, хотя по требованиям я подхожу | Доступно, но мной было потрачено много времени | Вполне доступно |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
23.2. Процедуры (сбор документов, сроки рассмотрения и принятия решения)
Не принимал участия | Процедуры очень сложные (сложности и по сбору документов и по срокам) | Процедуры сложные (сложности по сбору документов либо по срокам) | Сложность процедур на среднем уровне | Процедуры не сложные, но были незначительные нюансы | Процедуры легкие |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
23.3. Качество оказанных услуг
Не принимал участия | Оказание услуг на очень низком уровне, сотрудники сами не знают многих деталей программ, мной потрачено было много времени, чтобы все понять | Оказание услуг на низком уровне, часто возникали непонятные моменты, о которых не извещали на начальных этапах | Оказание услуг на среднем уровне, компетентность кадров могла бы быть лучше | Оказание услуг на хорошем уровне, но иногда возникали непонятные моменты, о которых не извещали в начале | Оказание услуг на высшем уровне, объясняли все четко и ясно |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
24. Оцените, пожалуйста, нефинансовую государственную поддержку бизнеса (программы обучения, помощь в подготовке бизнес-планов, консультации) по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев, где 5 – максимально положительная оценка.
24.1. Доступ к участию
Не принимал участия | Не доступно, меня даже не рассматривали, хотя по требованиям я подхожу | Не доступно, по требованиям я подхожу, но для положительного решения нужны связи или дополнительные ресурсы | Не доступно, завышенные требования к участникам, хотя по требованиям я подхожу | Доступно, но мной было потрачено много времени | Вполне доступно |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
24.2. Процедуры (сбор документов и сроки рассмотрения и принятия решения)
Не принимал участия | Процедуры очень сложные (сложности и по сбору документов и по срокам) | Процедуры сложные (сложности по сбору документов либо по срокам) | Сложность процедур на среднем уровне | Процедуры не сложные, но были незначительные нюансы | Процедуры легкие |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
24.3. Качество получаемых знаний
Не принимал участия | Обучающая программа была неинтересной, и бесполезной, к тому же обучающий персонал совсем не компетентен | Обучающая программа была не интересной, и бесполезной | Обучающая программа была интересной, но в бизнесе это не применимо | Обучающая программа интересная, но в бизнесе эти знания применимы частично | Получил(а) очень полезные знания для развития своего бизнеса, все доходчиво объяснили |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 3. Инспекции и контроль
25. Насколько часто государственные органы проверяют Ваш бизнес?
Часто и мешают работать | Редко, но мешают работать | Часто, не мешают работать | Очень редко, не мешают работать | Не проверяют | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
26. Какие государственные органы чаще всего проверяют Ваш бизнес? (Выбрать все подходящие ответы)
1) Органы государственных доходов
2) Департамент санитарно-эпидемиологического контроля
3) Органы противопожарной службы
4) Управление миграционной полиции Департамента внутренних дел
5) Органы ветеринарного контроля и надзора
6) Не сталкивался
Раздел 4. Человеческий капитал
27. Насколько сложно найти хороших работников в Вашем населенном пункте? Оцените ситуацию с наличием необходимого персонала по 5-ти балльной шкале, где 1 – отрицательная оценка (наличие трудностей, проблем), 5 – максимально положительная оценка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Не сталкивался | |||
1. Стоимость услуг квалифицированных работников | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Приемлемая | 0 |
2. Общий уровень образования и подготовки кадров | Низкий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Приемлемый | 0 |
3. Квалифицированные работники технических специальностей (инженеры, агрономы, зоотехники, IT и другие технические специалисты) | Трудно найти | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Легко найти | 0 |
4. Квалифицированные специалисты непроизводственных подразделений (экономисты, юристы, бухгалтеры, менеджеры) | Трудно найти | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Легко найти | 0 |
5. Среднеквалифицированные работники технических специальностей (механизаторы, сварщики, монтажники, трактористы, водители) | Трудно найти | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Легко найти | 0 |
6. Переобучение и дополнительная подготовка | Требуется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Не обязательно | 0 |
7. Квалифицированные кадры увольняются, находят иные работы или уезжают | Высокая текучесть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Стабильность | 0 |
28. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале возможности для повышения компетентности сотрудников в Вашем населенном пункте:
Нет возможностей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Хорошие возможности |
29. Оцените качество выпускников организации технического и профессионального образования в Вашем регионе:
Плохая подготовка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Отличная подготовка |
30. Занимаетесь ли Вы профессиональным развитием своих сотрудников?
1. Да, я на постоянной основе направляю своих сотрудников на курсы/семинары повышения квалификации
2. Да, при появлении возможности направляю своих сотрудников на курсы/семинары повышения квалификации
3. Нет, я не занимаюсь развитием своего персонала, т.к. считаю, что это пустая трата денег
4. Нет, я не занимаюсь развитием персонала, т.к. у меня не хватает на это средств
5. Нет, я не занимаюсь развитием персонала, т.к. в регионе/городе/селе нет специализированных учреждений для повышения квалификации кадров
6. Сотрудники сами находят себе курсы/тренинги для развития и берут отпуск на время учебы
7. Другое:________________
31. Каковы ваши ежегодные затраты на обучение и развитие персонала?
1. Не больше 3% от дохода
2. От 3% до 5%
3. От 6% до 10%
4. Свыше 10%
5. Другое:________________
32. Какие условия в регионе дополнительно необходимы для развития Ваших кадров?
1. Обеспеченность жильем
2. Качество медицинского обслуживания
3. Обеспеченность социальной инфраструктурой
4. Усиления правопорядка и безопасности граждан
5. Экологическое благополучие в регионе
6. Доступный досуг и спорт
7. Другое:__________________________
Раздел 5. Инфраструктура
33. Оцените, пожалуйста, стоимость аренды на следующие объекты инфраструктуры:
№ | Вид объекта | Очень дорого | Дорого | Стоимость на аренду завышена, но тем нее менее доступна | Недорого | Дешевые цены | Не сталкивался |
1 | Земельный участок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
2 | Производственное помещение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
3 | Складское помещение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
4 | Офисное помещение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
34. Доступны ли Вам следующие объекты инфраструктуры для приобретения в собственность:
№ | Вид объекта | Недоступно | Есть сложности | Есть значительные сложности | Есть незначительные сложности | Доступно | Нет необходимости |
1 | Земельный участок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
2 | Производственное помещение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
3 | Складское помещение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
4 | Офисное помещение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
35. Как Вы оцениваете наличие и использование специализированных площадок (бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные зоны, центры поддержки предпринимателей и центры обслуживания предпринимателей) для развития бизнеса в Вашем регионе?
Нет таких площадок | Площадки есть, но не работают | Площадки есть, но мне они не интересны | Площадки есть, но работают неэффективно | Все работает отлично, есть польза | Не знаю либо не нуждаюсь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
36. Проводились ли МИО конкурсы (аукционы) на получение земельного участка в Вашем населенном пункте?
1) Да
2) Нет
3) Не знаю
4) Затрудняюсь ответить
37. Оцените, пожалуйста, получение лицензий и разрешений от государственных органов на деятельность Вашего бизнеса за последний год по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев:
Невозможно получить | Очень сложно получить, необходимо платить сверх положенного | Сложно получить, процедур больше и ждать намного дольше чем по регламенту | Получить возможно, но процедур немного больше или ждать немного дольше чем по регламенту | Получить легко | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
38. Оцените, пожалуйста, получение разрешений от субъектов естественных монополий на деятельность Вашего бизнеса по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев:
Невозможно получить | Очень сложно получить, необходимо платить сверх положенного | Сложно получить, процедур больше и ждать намного дольше чем по регламенту | Получить возможно, но процедур немного больше или ждать немного дольше чем по регламенту | Получить легко | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
39. Что вызывало у Вас сложности до и при проведении строительных или ремонтных работ за последние 12 месяцев? Оцените подготовительные этапы по 5-ти балльной шкале, где 5 – максимально положительная оценка, 1 – отрицательная (наличие трудностей, проблем).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Не сталкивался | |||
1. Получение или изменение целевого назначения земельного участка | Трудно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Легко | 0 |
2. Процедура получения архитектурно-планировочного задания (АПЗ) и технических условий для подключения инженерных сетей | Трудно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Легко | 0 |
3. Процедура получения технического паспорта | Трудно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Легко | 0 |
4. Процедура регистрации права на объект | Трудно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Легко | 0 |
40. Оцените частоту проведения проверок (инспекции) государственными органами в процессе строительства?
Часто, но мешают | Редко, но мешают | Часто, не мешают | Очень редко, не мешают | Не проверяют |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
41. Какими были финансовые затраты на подключения объекта к сетям инфраструктуры?
Плата за подключение | Не сталкивался | |||||||
1. Подключение к электросети | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкая | 0 |
2. Подключение к водопроводу | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкая | 0 |
3. Подключение к канализации | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкая | 0 |
4. Подключение к сетям связи | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкая | 0 |
5. Подключение к теплоснабжению | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкая | 0 |
6. Договор на вывоз мусора | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкая | 0 |
Инвестиции в инфраструктуру | Не сталкивался | |||||||
1. Подключение к электросети | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
2. Подключение к водопроводу | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
3. Подключение к канализации | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
4. Подключение к сетям связи | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
5. Подключение к теплоснабжению | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
6. Договор на вывоз мусора | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
Неофициальные платежи | Не сталкивался | |||||||
1. Подключение к электросети | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
2. Подключение к водопроводу | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
3. Подключение к канализации | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
4. Подключение к сетям связи | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
5. Подключение к теплоснабжению | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
6. Договор на вывоз мусора | Высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
42. Оцените качество работы коммунальных служб и их тарифы:
1. Электричество подается со стабильным напряжением | Со сбоями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Бесперебойно | Не сталкивался |
2. Вода подается | Со сбоями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Бесперебойно | 0 |
3. Связь обеспечивается | Со сбоями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Бесперебойно | 0 |
4. Теплоснабжение подается | Со сбоями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Бесперебойно | 0 |
5. Вывоз мусора | Не вывозится | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Регулярно | 0 |
6. Цена за электричество | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Приемлемая | 0 |
7. Цена за услуги водоканала | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Приемлемая | 0 |
8. Цена за услуги связи | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Приемлемая | 0 |
9. Цена за теплоснабжение | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Приемлемая | 0 |
10. Цена за коммунальное обслуживание | Высокая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Приемлемая | 0 |
43. Оцените качество и доступность транспортной инфраструктуры:
Не сталкивался | ||||||||
Качество автомобильных дорог | Очень плохое | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Высокое | 0 |
Тарифы на автоперевозки | Очень высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
Тарифы на железнодорожные перевозки | Очень высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
Тарифы на авиаперевозки | Очень высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
Регулярность железнодорожных перевозок | Очень высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
Регулярность авиаперевозок | Очень высокие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Низкие | 0 |
44. Оцените, пожалуйста, уровень развития торговой инфраструктуры (офисы и помещения производства, павильоны, торгово-развлекательные центры, оптовые рынки, киоски, торговые сети, базары, открытые рынки и т.д.) в Вашем регионе?
Практически нет | Очень мало | Есть, но не развито | Вполне достаточно | Развито, очень много | Не знаю |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
Раздел 6. Защита бизнеса
45. Оцените уровень доверия к судебной системе в Вашей области/городе (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) и населенного пункта:
Очень низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Выше среднего | Высокий уровень доверия | Не сталкивался |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
46. Оцените уровень доверия к правоохранительной системе в Вашем населенном пункте?
Правоохранительные органы | Очень низкий уровень доверия | Низкий уровень | Средний уровень | Выше среднего | Высокий уровень доверия | Не сталкивался |
Министерства внутренних дел (полиция) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
Прокуратура | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
Комитет национальной безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 |
Антикоррупционная служба (Национальное бюро по противодействию коррупции) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
Служба экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
47. Оцените уровень вмешательства (рейдерства) в предпринимательскую деятельность в Вашем населенном пункте:
Не сталкивался | ||||||||
Местные исполнительные органы | Высокий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Очень низкий | 0 |
Правоохранительные органы | Высокий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Очень низкий | 0 |
Представители бизнеса и прочие | Высокий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Очень низкий | 0 |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) респондента: ______________________
Контакты респондента: +7____________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) интервьюера: _______________________
Приложение 3 к Методике по проведению рейтинга региона и городов по легкости ведения бизнеса |