В соответствии с подпунктом 26-5) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов.
2. Департаменту занятости населения и развития рынка труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Мукушева Н.Н.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Б. Сапарбаев |
СОГЛАСОВАН
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Национальный банк
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство
национальной экономики
Республики Казахстан
ОГЛАСОВАН
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство
цифрового развития, оборонной
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Утверждены Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 марта 2019 года № 154 |
Правила формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов (далее – Правила) определяют порядок формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) государственный интернет-ресурс "Биржа труда" – электронный информационный ресурс, содержащий единую информационную базу рынка труда, функционирующий в сети Интернет, который сопровождается центром развития трудовых ресурсов в целях оказания государственных мер содействия занятости населения;
2) информационно-аналитическая система "Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов" – автоматизированная система, предназначенная для сбора и аналитической обработки предоставляемых государственными органами информации, для формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов;
3) национальная система прогнозирования трудовых ресурсов – комплекс применяемых методов и подходов, позволяющих определять прогнозные спрос и предложение рабочей силы.
3. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов формируется уполномоченным органом по вопросам занятости населения и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы на основании представленных данных государственных органов, указанных в приложениях к настоящим Правилам.
4. Функционирование и оперативное управление информационно-аналитической системы "Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов" (далее – Система) обеспечивается акционерным обществом "Центр развития трудовых ресурсов".
5. Государственными органами, указанными в приложениях 1 и 2 к настоящим Правилам ежегодно до 15 апреля в уполномоченный орган по вопросам занятости населения, представляются следующие данные посредством загрузки в Систему:
данные за предыдущие 5 лет согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
прогнозные сведения согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Заинтересованными государственными органами при внесении изменений в прогнозные социально-экономические показатели обновленные сведения в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам представляются в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.
Глава 2. Порядок формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов
6. Для формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов используется информационно-аналитическая система "Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов".
7. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов формируется с применением Системы на:
1) краткосрочный период, период прогнозирования – 1 год;
2) среднесрочный период, период прогнозирования – 5 лет;
3) долгосрочный период, период прогнозирования – до 2050 года.
8. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на краткосрочный период формируется ежеквартально и охватывает период последующих четырех кварталов, не включая квартал, в котором он разработан.
9. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на среднесрочный период формируется на ежегодной основе и охватывает период пяти последующих лет, включая год, в котором он формируется.
10. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на долгосрочный период формируется раз в три года и охватывает период до 2050 года, включая год, в котором он формируется.
11. Прогноз трудовых ресурсов подлежит размещению в системе:
на краткосрочный период – не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом;
на среднесрочный период – не позднее 15 мая года, следующего за отчҰтным периодом;
на долгосрочный период – каждые три года не позднее 15 мая года, следующего за отчҰтным периодом.
12. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на краткосрочный период формируется на основании информации работодателей, предоставляемой в соответствии с подпунктами 1) и 2) пункта 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения", посредством интеграции с государственным интернет-ресурсом "Биржа труда", с последующим анализом и обработкой с помощью следующего уравнения:
где, Xt – прогнозная занятость в периоде t;
c, aὶ, bὶ – параметры модели;
p, d, q – порядки авторегрессионной части, взятия разностей, части скользящего среднего значения;
△d– оператор разности временного ряда порядка d (последовательное взятие d раз разностей первого порядка - сначала от временного ряда, затем от полученных разностей первого порядка, затем от второго порядка и т.д.);
Ɛt – белый шум.
13. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на среднесрочный период для определения прогнозного предложения рабочей силы формируется на основании следующей информации:
1) численность населения, в том числе входящего в состав рабочей силы;
2) рождаемость населения;
3) смертность населения по основным причинам;
4) миграция населения в разрезе направлений;
5) занятое население, в разрезе регион-отрасль.
14. Данные, указанные в пункте 13 настоящих Правил, предоставляются уполномоченным органом в сфере государственной статистики уполномоченному органу по вопросам занятости населения на ежегодной основе в разрезе регионов, типа местности, однолетних возрастов и пола не менее чем за пятилетний период, предшествующий году формирования прогноза на среднесрочный период, в срок не позднее 15 апреля текущего года.
15. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на среднесрочный период для определения прогнозного спроса на рабочую силу формируется на основании информации, представляемой государственными органами в порядке, определяемом пунктом 5 настоящих Правил.
16. Для определения прогнозного спроса на рабочую силу на среднесрочный период используется уравнение, в котором спрос на рабочую силу формируется в соответствии с факторами занятости по отраслям:
где
– прогнозная оценка спроса на рабочую силу в год x в регионе r и отрасли i;– базовый коэффициент уравнения спроса для региона r и отрасли i;
– факторный коэффициент для отрасли i региона r;
– вектор прогнозных значений факторов занятости в отрасли i региона r в год x.
Пересчет коэффициентов осуществляется ежегодно, при этом по результатам переоценки набор факторов изменяется в зависимости от устойчивости их связи с фактически сложившимися показателями занятости за новые периоды.
17. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на долгосрочный период для определения прогнозного спроса на рабочую силу формируется с использованием информации указанных в пункте 13 настоящих Правил и следующих прогнозных показателей:
объем валового регионального продукта (ВРП);
объем промышленного производства;
объем продукции сельского хозяйства;
объем розничного товарооборота;
объем платных услуг населению;
объем и направления инвестиций;
изменение производительности труда;
уровень безработицы.
Расчеты прогнозного спроса на трудовые ресурсы на долгосрочный период производятся с использованием уравнения, указанного в пункте 16 настоящих Правил.
Глава 3. Порядок использования результатов национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов
18. Результаты национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на краткосрочный период используются государственными органами для:
1) организации краткосрочной подготовки и переподготовки безработного населения и лиц, ищущих работу;
2) информирования широких кругов населения о ситуации на рынке труда и востребованных профессиях;
19. Результаты национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на среднесрочный и долгосрочный периоды используются государственными органами при:
1) формировании государственного образовательного заказа на подготовку специалистов техническим и профессиональным, а также с высшим и послевузовским образованием;
2) разработке стратегических планов центральных государственных органов, содержащихся за счет средств республиканского бюджета;
3) прогнозе социально-экономического развития области, городов республиканского значения, столицы;
4) разработке и реализации бюджетной политики, молодежной, миграционной, а также политики занятости населения.
20. Результаты формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов размещаются на государственном интернет-ресурсе "Биржа труда" на казахском и русском языках.
Приложение 1 к Правилам формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов |
Перечень показателей, необходимых для расчета демографического прогноза
№ п/п | Показатели | Ответственный исполнитель | Предыдущие 5 лет | ||||
20___ | 20___ | 20___ | 20___ | 20___ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Численность детей дошкольного возраста в разрезе возрастов и регионов, человек | МОН | |||||
2 | Численность обучающихся в организациях среднего образования в разрезе классов и возрастов, человек | МОН | |||||
3 | Численность обучающихся в организациях послесреднего (технического и профессионального) образования в разрезе специальностей и возрастов, человек | МОН | |||||
4 | Численность обучающихся в организациях высшего образования в разрезе специальностей, курсов, и возрастов, человек | МОН | |||||
5 | Численность осужденных к лишению свободы в разрезе регионов и сроков лишения свободы, человек | МВД |
Приложение 2 к Правилам формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов |
|
и использования ее результатов |
Перечень показателей, необходимых для расчета прогноза трудовых ресурсов
№ п/п | Показатели | Ответственный исполнитель | Текущий год (оценка) | Прогнозные годы | Обоснование прогнозных показателей (основные проекты и меры) | ||||
20___ (1-ый прогнозный год) | 20___ (2-ой прогнозный год) | 20___ (3-ий прогнозный год) | 20___ (4-ый прогнозный год) | 20___ (5-ый прогнозный год) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Обобщающие показатели развития | |||||||||
1 | ИФО ВВП, % к предыдущему году | МНЭ | |||||||
ИФО ВРП, % к предыдущему году | МИО | ||||||||
2 | Среднегодовая численность городского населения, млн человек | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
3 | Индекс реальных денежных доходов населения, % к предыдущему году | МИО | |||||||
ИФО ВДС отраслей экономики, % к предыдущему году | |||||||||
4 | Сельское, лесное и рыбное хозяйство | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
5 | Обрабатывающая промышленность | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
6 | Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
7 | Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
8 |
Водоснабжение; | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
9 | Строительство | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
10 |
Оптовая и розничная торговля; | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
11 | Транспорт и складирование | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
12 | Услуги по проживанию и питанию | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
13 | Информация и связь | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
14 | Финансовая и страховая деятельность | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
15 | Операции с недвижимым имуществом | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
16 | Профессиональная, научная и техническая деятельность | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
17 | Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
18 |
Государственное управление и оборона; | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
19 | Образование | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
20 | Здравоохранение и социальные услуги | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
21 | Искусство, развлечения и отдых | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
22 | Предоставление прочих видов услуг | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
ИФО инвестиций в основной капитал по отраслям, % к предыдущему году | |||||||||
23 | Сельское, лесное и рыбное хозяйство | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
24 |
Оптовая и розничная торговля; | МНЭ | |||||||
МИО | |||||||||
Сельское, лесное и рыбное хозяйство | |||||||||
25 | Индекс физического объема валовой продукции растениеводства, % к предыдущему году | МСХ | |||||||
МИО | |||||||||
26 | Индекс физического объема валовой продукции животноводства, % к предыдущему году | МСХ | |||||||
МИО | |||||||||
27 | Валовой сбор зерновых (включая рис) и бобовые культуры (в весе после доработки), млн тонн | МСХ | |||||||
МИО | |||||||||
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | |||||||||
28 | Объем добычи угля и лигнита (кроме концентрата угольного), млн тонн | МИИР | |||||||
МИО | |||||||||
29 | Объем добычи нефти, включая конденсат газовый, млн тонн | МЭ | |||||||
МИО | |||||||||
Обрабатывающая промышленность | |||||||||
30 | ИФО продукции нефтепереработки, % к предыдущему году | МЭ | |||||||
МИО | |||||||||
31 | ИФО продукции черной металлургии, % к предыдущему году | МИИР | |||||||
МИО | |||||||||
32 | ИФО производства основных благородных и цветных металлов | МИИР | |||||||
МИО | |||||||||
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование | |||||||||
33 | Объем производства электроэнергии, млрд. кВт*ч | МЭ | |||||||
МИО | |||||||||
Транспорт и складирование | |||||||||
34 | Грузооборот всех видов транспорта, млрд. ткм | МИИР | |||||||
МИО | |||||||||
35 | Грузооборот железнодорожного транспорта, млрд. ткм | МИИР | |||||||
МИО | |||||||||
36 | Грузооборот автомобильного транспорта, млрд. ткм | МИИР | |||||||
МИО | |||||||||
Финансовая деятельность | |||||||||
37 | Объем ссудного портфеля банков, млрд. тенге | НБ | |||||||
МИО | |||||||||
Профессиональная, научная и техническая деятельность | |||||||||
38 | Внутренние затраты на НИОКР, млрд. тенге | МОН | |||||||
МИО | |||||||||
Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение | |||||||||
39 | Затраты местного бюджета на общественный порядок, безопасность, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность, млрд тенге | МИО | |||||||
40 | Численность лиц,завершивших отбывание наказания в виде лишения свободы (за прогнозный год), человек | МВД | |||||||
МИО | |||||||||
Образование | |||||||||
41 | Затраты местного бюджета на образование, млрд тенге | МИО | |||||||
Здравоохранение и социальные услуги | |||||||||
42 | Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения, абсолютные числа | МЗ | |||||||
МИО | |||||||||
43 | Общая заболеваемость населения болезнями органов пищеварения, абсолютные числа | МЗ | |||||||
МИО |
Примечание: Расшифровка аббревиатур:
МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
МОН – Министерство образования и науки Республики Казахстан;
МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
МИИР – Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;
МИО – Местные исполнительные органы Республики Казахстан;
НБ – Национальный банк Республики Казахстан;
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
МЭ – Министерство энергетики Республики Казахстан;
МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
ВДС – Валовая добавленная стоимость;
ВРП – Валовый региональный продукт;
ИФО – Индекс физического объема;
НИОКР – Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.